Расширенный поиск
23 Июня  2017 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Нёгер болсанг, тенг бол, тенг болмасанг, кенг бол.
  • Тенги кёбню джау алмаз, акъылы кёбню дау алмаз.
  • Окъ къызбайны джокълайды.
  • Адеб этмеген, адеб кёрмез.
  • Тёрдеги кюлсе, эшикдеги ышарыр.
  • Къайтырыкъ эшигинги, къаты уруб чыкъма.
  • Акъыл сабырлыкъ берир.
  • Чыбыкълыкъда бюгюлмеген, къазыкълыкъда бюгюлмей эди.
  • Айырылмаз джууугъунга, унутмаз сёзню айтма.
  • Кёл ашады да, кеси ашады.
  • Кёлю джокъну – джолу джокъ.
  • Баш – акъыл ючюн, акъылман – халкъ ючюн.
  • Ач къарным, тынч къулагъым.
  • Тулпарлыкъ, билекден тюл – джюрекден.
  • Иги сеники эсе да, сюйген кесимикин этеме.
  • Садакъачыны джаны – къапчыгъында.
  • Насыблыны баласы кюн кюнден да баш болур, насыбсызны баласы, кюн кюнден да джаш болур.
  • Джарашыу сюйген – джалынчакъ.
  • Мал тутхан – май джалар.
  • Аман къатын алгъан, арыр, иги къатын алгъан джарыр.
  • Уллу айтханны этмеген – уллаймаз.
  • Юйлю уругъа ит чабмаз.
  • Тешигини къатында, чычхан да батыр болур.
  • Миллетни бойну – базыкъ, аны бла кюрешген – джазыкъ.
  • Иги бла джюрюсенг, джетерсе муратынга, аман бла джюрюсенг, къалырса уятха.
  • Керилген да, ургъан кибикди.
  • Джуртун къоругъан озар.
  • Джырчы джырчыгъа – къарнаш.
  • Къонакъны къачан кетерин сорма, къачан келлигин сор.
  • Этни бети бла шорпасы.
  • Къызны минг тилер, бир алыр.
  • Мухар, кеси тойса да, кёзю тоймаз.
  • Ач бёрюге мекям джокъ.
  • Киштикге къанат битсе, чыпчыкъ къалмаз эди.
  • Адам туугъан джеринде, ит тойгъан джеринде.
  • Нарт сёз – тилни бети.
  • Суугъа – таянма, джаугъа – ийнанма.
  • Къууут – джелге, берне – бошха.
  • Эм уллу байлыкъ – джан саулукъ.
  • Кёз – сюйген джерде, къол – ауругъан джерде.
  • Аман эсирсе, юйюн ояр.
  • «Ёгюз, джаргъа джууукъ барма, меннге джюк боллукъса», - дегенди эшек.
  • Къыз тиширыу кеси юйюнде да къонакъды.
  • Адамны бетине къарама, адетине къара.
  • Къонагъынгы артмагъын алма да, алгъышын ал.
  • Керти сёзге тёре джокъ.
  • Къатын байлыкъны сюер, эр саулукъну сюер.
  • Мадар болса, къадар болур.
  • Бёрю да ач къалмасын, эчки да ашалмасын.
  • Суу да къайтады чыкъгъан джерине.

Фотолетопись Кавказа

09.04.2014 0 2085  Маркелов Н.
Николай Маркелов
Патриарх кавказской фотографии Григорий Иванович Раев

В старом фотоальбоме, изданном Г.И. Раевым еще на заре XX века, есть особый рекламный листок-приложение. И перечислены там все разновидности печатной продукции, выпускаемой фирмой этого великолепного мастера. Несколько видов фотоальбомов, воспроизводящих красоты буквально всех живописных уголков Кавказа, в том числе и панорамы Главного Кавказского хребта, снятые с вершины Эльбруса. Виды городов Кавказских Минеральных Вод, Тифлиса, Владикавказа, Военно-Грузинской и других транскавказских дорог. Сотни сюжетов видовых открыток, а также их коллекция из двухсот штук, исполненных способом фототипии с ручной раскраской. Прекрасные жанровые работы с изображением «кавказских типов», то есть представителей многочисленных кавказских народов. Весьма модные в ту пору стереоскопические фотографии с объемным зрительным эффектом. И все это свободно и ежедневно по умеренным ценам можно было приобрести в мастерской Раева или выписать по почте на свой адрес.

Медовый водопад в окрестностях Кисловодска. Фотография Г.И. Раева

Талантливый фотограф и фотоиздатель Григорий Иванович Раев родился в Пятигорске в 1863 году и здесь же в пятнадцатилетнем возрасте начал свой путь к вершинам профессионального мастерства. Выходец из народных низов, сын отставного солдата, он сумел упорным трудом не только добиться заслуженного признания как фотохудожник, но и достиг очевидного коммерческого успеха.

Первым наставником Раева стал известный фотограф и кавказовед Александр Карлович Энгель, «мой учитель из Вены», как впоследствии говорил о нем благодарный ученик. Сопровождая Энгеля в поездках по Кавказу, Раев пристрастился к путешествиям, из которых всегда привозил интересные снимки. Довелось ему поработать и под началом другого ветерана кавказской фотографии — И. Ланге, а всего Григорий Иванович отдал любимому делу семьдесят пять лет жизни, получив известность как фотоисторик Кавказа и выдающийся мастер художественной фотографии. Яркие, содержательно емкие, совершенные по композиции и прекрасно выполненные снимки, наклеенные на листы картона с золотым тиснением и фирменным раевским клеймом, пользовались огромным успехом у местных жителей и гостей курорта.

С.В. Рахманинов (сидит второй слева), Ф.И. Шаляпин (стоит первый слева) и другие деятели русской культуры на даче Фигурова в Ессентуках.
Фотография Г.И. Раева. 1910-е годы. Фотография украшена изображением одной из наград Г.И. Раева —
золотой медали Всемирной выставки в Париже в 1900 году.

В 1887 году Раев открыл свои фотоателье в Пятигорске и Кисловодске. Все съемки Григорий Иванович проводил только сам, о чем сообщает изданный им каталог: «Все виды выпущенных мною серий в продажу сняты лично мною с натуры…» А ведь современная фотокамера покажется миниатюрной игрушкой по сравнению с тяжелым и громоздким аппаратом, которым в свое время пользовался Раев. Каких же трудов все это стоило! И не случайно еще в 1895 году он был награжден медалью «За трудолюбие и искусство от министерства финансов». А свою первую награду — серебряную медаль Императорского русского технического общества — Раев получил в 1888 году в возрасте двадцати пяти лет. Среди его отличий и серебряная медаль Географического общества, полученная в 1909 году за великолепную панораму Большого Кавказа. Участник многих отечественных и зарубежных выставок, он удостоен четырех золотых и девяти серебряных медалей, многих дипломов и знаков признания его мастерства, среди которых французский орден Почетного легиона.

Открытка издания Г.И. Раева. Гора Бештау, или  Пять гор,
снята с точки, откуда видны все пять ее вершин. 1910-е годы.

На выставке по альпинизму, устроенной во время ХII съезда русских естествоиспытателей и врачей, были представлены значок и флаг Кавказского Горного Общества, горное снаряжение и большая коллекция фотоснимков, изготовленных Раевым и принесенных в дар Обществу. В музее Лермонтова в Пятигорске и по сей день хранится небольшая медная пластина с выгравированной надписью, украшавшей когда-то один из изящных раевских фотоальбомов: «Дар К. Г. О. от Г. Раева». Один из первых и активных членов КГО, имевший обязанности товарища председателя и члена экскурсионной комиссии, он прекрасно знал самые отдаленные уголки Кавказа, делая свои снимки и в глухих ущельях, и на вершинах исполинского Эльбруса. Мастерство светописи Раев счастливо сочетал в себе с неутолимым азартом путешественника и альпиниста. Он хорошо изучил Крым, посетил многие страны Европы и Азии, запечатлев на своих фотографиях различные памятники истории и культуры.

Г.И. Раев в своей пятигорской фотомастерской

Ему принадлежат многие уникальные работы, связанные с памятью о М.Ю. Лермонтове. В 1881 году Раеву удалось зафиксировать для истории, как в Пятигорске отмечали сорокалетие со дня гибели поэта, а в 1889 году, поднявшись на Спасский собор, он снял оттуда открытие первого в России памятника М.Ю. Лермонтову. Среди его фотографий — первые снимки Домика поэта и места роковой дуэли у подножия Машука, других памятных мест, воспетых некогда автором «Героя» и «Демона». Со дня основания и на долгие годы судьба Григория Ивановича была связана и с лермонтовским музеем в Пятигорске.

Пятигорск. Фотомастерская Г.И. Раева на Царской улице (ныне проспект им. Кирова).
Видна надпись на вывеске: «Фотография Г.И. Раева. Продажа видов Кавказа собственного издания». 1910-е годы

Г.И. Раев прожил долгую и интересную жизнь, свой 90-летний юбилей «дедушка кавказской фотографии» отметил в Пятигорском краеведческом музее, среди друзей и коллег. Еще через четыре года он завершил свой земной путь.

День памяти М.Ю. Лермонтова в Пятигорске в 1881 году.
Гравюра, выполненная по фотографии Г.И. Раева

Раевские снимки давно стали историей, а вернее сказать, драгоценным источником для всех краеведов и любителей кавказской старины. Сочетая в себе высокое знание ремесла и тонкое художественное чутье, они навсегда остались для нас недосягаемым образцом профессионального мастерства и примером совершенной во всех отношениях фотолетописи Кавказа.

Источник: http://www.blago-mh.ru/issues/18/24_raev.php

(Голосов: 2, Рейтинг: 5)

  • Нравится

Комментариев нет