Расширенный поиск
5 Мая  2024 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Чабакъгъа акъыл, табагъа тюшсе келеди.
  • Билмейме деген – бир сёз
  • Джарлы эскисин джамаса, къууаныр.
  • Башланнган иш битер, къымылдагъан тиш тюшер.
  • Сакъ юйюне сау барыр.
  • Телини эшигин, махтау джабар.
  • Чакъырылмагъан джерге барма, чакъырылгъан джерден къалма.
  • Ауругъаннга – кийик саулукъ, джетген къызгъа – чилле джаулукъ.
  • Берекет берсин деген джерде, берекет болур.
  • Окъугъан – асыу, окъумагъан – джарсыу.
  • Ёлмесенг да, къарт дамы болмазса?
  • Эл элде бирер малынг болгъандан эсе, бирер тенгинг болсун.
  • Илму – джашауну джолу.
  • Кюн кёрмеген, кюн кёрсе, кюндюз чыракъ джандырыр.
  • Чомарт къонакъ юй иесин сыйлар.
  • Кюлме джашха – келир башха.
  • Эли джокъну – кёлю джокъ.
  • Арбаз сайлама да, хоншу сайла.
  • Итли къонакъ джарашмаз.
  • Битмегеннге сакъал – танг.
  • Кёзю сокъурдан – къоркъма, кёлю сокъурдан – къоркъ.
  • Ариу сёз джыланны орнундан чыгъарыр.
  • Ёксюзню къалачы уллу кёрюнюр.
  • Ана къойну – балагъа джандет.
  • Къумурсхала джыйылсала, пилни да джыгъадыла.
  • Юй кюйдю да, кюйюз чыкъды, ортасындан тюйюш чыкъды.
  • Ойнай билмеген, уруб къачар.
  • Элиб деген, элге болушур.
  • Керек ташны ауурлугъу джокъ.
  • Ушамагъан – джукъмаз.
  • Байлыкъдан саулукъ ашхыды.
  • Къан бла кирген, джан бла чыгъар.
  • Башда акъыл болмаса, эки аякъгъа кюч джетер.
  • Дуния мал дунияда къалады.
  • Насыб бютеу халкъны юлюшюдю.
  • От кюйдюрген, сау болса да, тот кюйдюрген, сау болмаз.
  • Ашатыргъа иш – ашхы, ишлетирге аш – ашхы.
  • Таукелге нюр джауар.
  • Джумушакъ сёз къаты таякъны сындырыр.
  • Терек ауса, отунчу – кёб.
  • Ауурну тюбю бла, дженгилни башы бла джюрюген.
  • Адеби болмагъан къыз – тузсуз хант.
  • Къазанны башы ачыкъ болса, итге уят керекди.
  • Ашха уста, юйюнде болсун
  • «Ёгюз, джаргъа джууукъ барма, меннге джюк боллукъса», - дегенди эшек.
  • Алма терегинден кери кетмез.
  • Аманны къуугъан, аманлыкъ табар.
  • Рысхысына кёре, джаш ёсер, къышлыгъына кёре, мал ёсер.
  • Ачлыкъ отха секиртир.
  • Арба аугъандан сора, джол кёргюзтюучю кёб болур.
Translit

Письмо в "Эльбрусоид"

07.07.2003 0 6487

Марат Кайгермазов, мастер по художественной ковке,

Нальчик

 

Очень обрадовался, что, наконец-то у нас появилась реальная возможность узнать что-то новое, а самое главное - поделиться своими мыслями и узнать мнение и мысли других людей. Появилась надежда на возможность принять участие в процессе возрождения карачаево-балкарского народа. Хочу поделиться своими мыслями о том, что волнует. В этом и заключается достоинство Интернета - любой из нас может высказать свое мнение на нашем сайте.

По роду своей деятельности часто сталкиваюсь с удивительным многообразием творений и самобытностью наших предков, которые находят свое выражение в народных промыслах. В то же время очень настораживает возможность того, что мы теряем наши корни. Самое страшное: потерять легко, восстановить и преумножить - очень сложно. Причины этого можно перечислять бесконечно: тяжелое финансовое положение народа, последствия депортации, удаленность нас друг от друга. Можно долго стонать и плакать, и говорить, что у нас все плохо, и мы ничего не можем, говорить, что во всем виноваты другие.

На мой взгляд, чем лить слезы впустую, лучше обратить внимание на то, что мы еще не растеряли и постараться сделать что-нибудь реальное и осязаемое.

Например, в Балкарии сохранилось изготовление национальных ковров - киизов, сохранилась уникальная технология, заложенная нашими предками. Со страниц нашего сайта мы узнаем, что молодая девушка на основе техники изготовления киизов создает современные коллекции одежды. Вы не представляете, как это приятно!

Хочу перечислить то, что мы смогли еще сохранить:

- кузнечное дело: изготовление оружия старинным методом "слоенной стали" (не только клинков, но и огнестрельного оружия), аналоги которого ценятся на мировом уровне в эксклюзивном порядке;

- художественно-декоротивная ковка с использованием национального орнамента, свойственного карачаево-балкарскому народу. При этом соблюдаются старинные технологии и методы работы (ручная ковка);

- чеканка и ювелирные работы по драгоценным металлам и камням - инкрустация и филигрань;

- резьба по дереву не только в виде изготовления домашней утвари, но и как скульптурные произведения, отображающие элементы фольклора и этноса карачаевцев и балкарцев. Аналогичные работы в камне и металле;

- декоративная облицовка камнем, выполняемая на уровне современных стандартов;

- изготовление национальной одежды: бурки, черкески, папахи, платья.

Все выше перечисленное реально сохранено и есть люди, которые этим занимаются, будучи профессионалами своего дела. Но все это нуждается в поддержке и некоей координации для того, чтобы эти промыслы набирали силу и о нас узнали как о Мастерах с большой буквы. Кроме того, народные промыслы могут развиваться и приносить существенную прибыль и тем самым давать возможность развитию села. Это подтверждает международная практика: на Аляске, например, прибыль с народных промыслов составляет около 70% бюджета штата. Данная концепция хорошо применима в наших условиях, поскольку географическое положение способствует развитию туризма.

Хотелось, чтобы отозвались люди, которые знают об исконно национальной животноводческой селекции, проводимой карачаевцами и балкарцами. Достаточно вспомнить украденное имя исконно карачаево-балкарской породы лошадей в 1949 году, когда народ находился на высылке, чтобы не допустить повторения подобного впредь. В 1870 году П.Паллас писал: "карачаевцы выращивают небольшую, но выносливую и горячую породу лошадей, которая известна своими выдающимися качествами". Эта запись из книги "Путешествие по Южным провинциям Российской Империи". Кроме собственной породы лошадей карачаевцы и балкарцы вывели породу овец, которая завоевала признание на выставках в Лондоне и Париже.

Помимо овец и лошадей был выведен целый ряд разновидностей пород крупного рогатого скота, а также две породы собак - басхан парий и самыр. На мой взгляд, возрождение селекционной работы и разведение породистых животных могло бы принести ощутимую пользу народу. Хотелось бы отметить важную роль в культурно-экономической жизни народа сайта "Эльбрусоид". На мой взгляд, это очень прогрессивное и дальновидное решение. Надеюсь, что примеру основателей сайт последуют и те карачаевцы и балкарцы, у которых есть возможности в других областях или имеют реальную власть.

Кроме того, необходимо организовать специальную страницу для того, чтобы объединить карачаево-балкарскую диаспору не только с больших российских городов, но и с российской глубинки, с заграницы. Эта страница должна быть открыта для всех не только для простого общения, но и для организации интернет-биржи, работа которой была бы направлена на решения вопросов быстрого перемещения ресурсов из одного региона в другой, что способствовало бы возрождению наших курортов, и нашего этноса в целом.Организовать юридическую Интернет-контору, которая реально могла бы помогать молодым бизнесменам юридическими консультациями.

Хорошо бы было подумать о фонде, который мог бы кредитовать лучшие проекты по бизнес-планам под приемлемые проценты, не без выгоды для фонда. Фонд существовал бы на отчисления с биржи (все сделки, совершаемые биржей должны оставлять определенный процент фонду) и добровольные пожертвования. Это могло бы дать дополнительный толчок работе сайта.

А в целом хотелось бы пожелать всем нам успехов, здоровья нашим старшим и детям, и мирного неба над головой.

От редакции "Эльбрусоида": Мы готовы разместить любые встречные предложения и оказать содействие в осуществлении проектов. Не молчите :-)

 

(Нет голосов)

  • Нравится

Комментариев нет