Расширенный поиск
11 Декабря  2016 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Таула не мийик болсала да, аууш табылыр.
  • Бетинги сатма, малынгы сат.
  • Дуния мал дунияда къалады.
  • Итли къонакъ джарашмаз.
  • Кирсизни – саны таза, халалны – къаны таза.
  • Эртде тургъан бла эртде юйленнген сокъуранмаз.
  • Билимден уллу байлыкъ джокъду.
  • Байлыкъ болгъан джерде, тынчлыкъ джокъду.
  • Атлыны кёрсе, джаяуну буту талыр.
  • Чабар ат – джетген къыз.
  • Аджал соруб келмез, келсе, къайтыб кетмез.
  • Тилчиден кери бол.
  • Биреуге аманлыкъны тилеме да, кесинге ашхылыкъны тиле.
  • Аманны къуугъан, аманлыкъ табар.
  • Махтаннган къыз, тойда джукълар.
  • Накъырданы арты керти болур.
  • Чомарт къолда мал къалмаз.
  • Келинни – келгинчи, бёркню кийгинчи кёр.
  • Къаллай салам берсенг, аллай джууаб алырса.
  • Ач уят къоймаз.
  • Тамырсыз терекге таянма – джыгъылырса.
  • Кёб джашагъан – кёб билир.
  • Таукел адам тау тешер.
  • Ашхы – джыяр, аман – джояр.
  • Аз айтсам, кёб ангылагъыз.
  • Байлыкъ келсе, акъыл кетер.
  • Атадан ёксюз – бир ёксюз, анадан ёксюз – эки ёксюз.
  • Элде адам къалмаса, ит тахтагъа минер.
  • Соргъан айыб тюлдю, билмеген айыбды.
  • Адамны бетине къарама, адетине къара.
  • Тенги кёбню джау алмаз, акъылы кёбню дау алмаз.
  • Айтылгъан буйрукъ, сёгюлмез
  • Экиндини кеч къылсанг, чабыб джетер ашхам.
  • Адеб этмеген, адеб кёрмез.
  • Бир онгсуз адам адет чыгъарды, деб эштирик тюлсе.
  • Джумушакъ сёз къаты таякъны сындырыр.
  • Аман эсирсе, юйюн ояр.
  • Насыблы элин сюер, насыбсыз кесин сюер.
  • Дженгил джетерикме деб, узун джолну къоюб, къысхасын барма.
  • Акъыллы башны – тили къысха.
  • Джюрек кёзден алгъа кёрюр.
  • Джаш болсун, къыз болсун, акъылы, саны тюз болсун.
  • Акъыл бла адеб эгизледиле.
  • Ишлегенден, къарагъан уста.
  • Айран тёгюлсе, джугъусу къалыр.
  • Джырчы ёлсе, джыры къалыр.
  • Аман адам элни бир-бирине джау этер.
  • Къалгъан ишге къар джауар.
  • Тёрде – темир таякълы, къаяда – чыпчыкъ аякълы.
  • Агъач – джерни чырайы, кийим – эрни чырайы.

Новая жизнь древних кийизов

18.11.2010 0 2615

Дина Байдуллаховна Мокаева-Текуева со студенческих лет изучает технику изготовления войлочных ковров - кийизов, с честью продолжает дело древних балкарских мастериц. На сегодняшний день она одна из самых ярких представительниц этого народного промысла. Ее работы не раз выставлялись на республиканских, зональных и международных выставках. На специализированной выставке "Войлочный путь", состоявшейся в конце прошлого года, ее работы отличались продуманностью рисунка, подбором цветов и неординарностью. Натуральные цвета - белый, черный, серый - в ее изделиях приобретают другой смысл, образы превращаются в символы.

Дина выпускница Колледжа дизайна и Уральского государственного профессионально-педагогического университета. По специальности она "дизайнер-педагог". Сейчас она работает в г. Тырныауз заместителем директора Эльбрусского регионального колледжа. Замужем, воспитывает дочь и сына.

- Дина Байдуллаховна, как молодая девушка вдруг обратилась к такому древнему народному промыслу - валянию ковров? Или это было не вдруг?

- В моем случае, можно сказать, "вдруг". Я родилась в Нальчике, а выросла в Мурманске. И школу окончила там. Поэтому с культурой своего народа знакомилась только во время летних каникул, когда гостила у бабушки. В старших классах увлеклась шитьем и даже хотела поступать в Московский институт легкой промышленности, но родители не захотели отпускать меня далеко. Они планировали вернуться на Родину. Нас в семье три девочки. Старшая сестра после школы поступила учиться в Нальчике. В тот год здесь как раз открывался Колледж дизайна. Это был для меня хороший шанс и я тоже приехала сюда. Хотела стать художником-дизайнером. А педагоги во мне разглядели фолк-дизайнера. Ну, тогда я и решила себя попробовать в этом направлении.
Мама предложила заняться войлоком. Для меня это было очень неожиданно. К тому времени я кийизы видела только по телевизору. Уже будучи студенткой шестого курса поехала в Верхний Баксан к мастерице Хаджар Теммоевой. Она мне и дала первый урок по валянию кийизов. Это было осенью, работать с шерстью во дворе достаточное время не было возможности. Хаджар посоветовала приехать весной. А весной мне предстояла защита дипломной работы. Пришлось самой доходить до сути этого древнего искусства. К счастью, у меня получилось. Для дипломной работы я сделала из тонкого войлока комплект для спальни. Толщина изделия была один сантиметр. Туда входили одеяло, панно над кроватью. Работы оценили на "отлично", они понравились всем, и я поверила в себя.

- Мы привыкли к кийизам больших размеров. А у тебя они небольшие, декоративные, изящные и, что особенно подкупает, - двусторонние.

- Они небольшие, потому что в основном я работаю одна. Кто хоть раз столкнулся с этим делом, меня поймет - валяние кийизов - сложный, кропотливый труд. А двусторонние они потому, что у карачаевцев и балкарцев бичген и ала кийизы издревле были двусторонние.

- В них с изнаночной стороны рисунки нечеткие, а у тебя обе стороны, как лицевые.

- Я, как дизайнер, должна была привнести в этот народный промысел современные элементы, придумать что-то свое, оригинальное на основе наших древних кийизов и тех знании, что получила.
После учебы преподавала в колледже. Мои студенты придумывали одежду из войлока или же костюмы с войлочными элементами, сумочки, даже пытались сшить обувь. Как могли, расширяли применение кийиза. А когда я вышла замуж, моя деятельность оборвалась на несколько лет. Только недавно я вернулась к ней с новыми идеями.

- В работе любого художника национальный колорит всегда подкупает, она делается понятной, близкой, придает ей самобытность. Ты, не уходя в архаику, сохраняя традицию своих предшественниц, умело сочетаешь с ней современный дизайн. Ты создала свой оригинальный стиль.

- Спасибо за столь высокую оценку. Копировать то что делалось до меня, это мне неинтересно. Забывать веками накопленный опыт - недопустимо. Вот и пришла мне мысль - передавать свои знания молодому поколению, вложив туда свое, новое. Переосмыслить все и сделать предметом высокохудожественным, эстетичным, предметом искусства. Может, еще сыграло роль то, что я долго была вдалеке от своего народа, его культуры. По приезду в Нальчик головой окунулась в его историю, фольклор, искусство. Особенно привлекло тогда декоративно-прикладное искусство. Еще - сама техника войлока, ручной труд у балкарок передается на генетическом уровне. Кажется, иначе быть не может.
Я пробовала себя в разной технике. Пришла к выводу, что для шерсти подходит именно та, в которой сейчас работаю.

- Во все времена шерсть для войлока красили. А ты, в основном, используешь только натуральные цвета. Почему?

- Во время учебы мы проходили живопись и графику. Я себя больше чувствую графиком, потому что мне близки натуральные цвета. По-моему, к нашим горам, миропониманию и психологии балкарца эти цвета более подходят. Ведь сначала наши предшественницы тоже использовали натуральные цвета, потом пришли разные красители. При валянии цветных кийизов они использовали только натуральные краски. Конечно, трудно подобрать палитру из натуральных цветов, но это так увлекает! Мои цвета - белый, черный, серый, бежевый, можно найти рыжий. Бывает, смешиваю их. Я попыталась пользоваться красителями, но во время работы они вымываются. Такой результат меня не устраивает.

- У тебя уже есть ученики по войлоку?

- Сейчас нет. Работу в колледже я совмещала с уроками в Центре эстетического воспитания детей им. Ж. Казаноко. Там у меня были свои ученицы. На выставке "Войлочный путь" я даже выставлялась уже со студентами своих учеников. Я собираюсь вернуться к преподаванию. На свой материнский капитал в Тырныаузе приобрела квартиру. Планирую открыть там мастерскую. Пока работаю у себя дома, в ванной.

- В ванной?..

- У меня большая ванная. Закрываюсь там и занимаюсь своим делом. А в отдельной мастерской можно будет не только работать, но и хранить шерсть, инвентарь. До сих пор шерсть хранила на балконе. Она часто портилась, и время от времени ее приходилось выбрасывать. Надеюсь, теперь будут все условия для творчества.

- Дина, у тебя ответственная должность, семья, творчество, все они требуют полной отдачи. На сегодняшний день, можно сказать, ты состоялась, как женщина, педагог и художник...

- Я интересуюсь многим и пытаюсь все совместить. Может, стоит определиться с тем, что ближе, но пока хочу себя пробовать везде. Мне повезло, что муж и свекровь поддерживают мое творчество. У нас в семье войлоком не занимались, а свекровь - хорошая мастерица. Я благодарна родителям, что меня правильно направили по жизни и привили трудолюбие. Понимание и поддержка родных и близких людей, безусловно, дают силу для работы и в семье.

- Не было желания создавать модели с фольклорными элементами или же одежду из войлока?

- Фольклор всегда будет актуален, только его надо грамотно вводить в сегодняшнюю моду. Он всегда будет смотреться свежо и современно. Для дизайнера тут большое поле для фантазии и творчества. Одежда из войлока подразумевает индивидуальный пошив на конкретного заказчика, надо будет выводить размерный ряд. Здесь больше суеты, что ли. Работая над панно, я не думаю о заказчике. В данном случае мне важно самовыражение. Есть спрос на одежду из войлока, но пока не могу отвлекаться на шитье. Оно требует полной отдачи и сосредоточенности на нем.

- Как рождаются картины на панно, кийизе?

- Сначала работаю над эскизом. Потом его переношу на материал. Бывает, что шерсть или жгут легли не так, как на эскизе. В таком случае импровизирую. Если нет непредвиденных обстоятельств, жестко придерживаюсь рисунка.

- Одна мастерица по войлоку говорила, что шерсть имеет свой характер. Какой он?

- Непредсказуемый.

- А, кажется, она такая мягкая, теплая, уютная и послушная...

- Все эти эпитеты подходят для нее, но только не сказала бы, что она послушная. Войлок - это же не живопись, когда художник сделал мазок, затем зафиксировал его. Валяя войлок, мастер зависит от всего: сколько воды добавлено, много или достаточно мыла в воде, какой получился контур… Здесь всегда присутствует элемент неожиданности, импровизации. Этим мне еще интересен войлок.
Сейчас появилась новая техника - игольчатая. В ней можно зафиксировать материал и работа получается в точности, как живописная. Я пробовала работать в такой технике, но у меня нет специальных иголок. Работая в традиционной балкарской технике, за результат гарантию невозможно нести - ты имеешь дело с натуральным материалом, подстраиваешься под его особенности.  Бывало даже, что свои кийизы я резала на стельки.

- А твое настроение передается на изделие?

- Обычно подхожу к работе в спокойном и уравновешенном состоянии. В другом настроении она не получается. Это сродни медитации. Я вся ухожу в работу и в это время меня лучше не отвлекать. Иначе теряется связь и уже не могу вернуть то самое нужное состояние.

- Для тебя, как художника, что является символом Балкарии?

- Эльбрус. Это первое, с чем у меня ассоциируется Балкария. Символика еще может быть в цвете: белый - шапка Эльбруса и голубой - цвет неба. Как флаг Балкарии. Еще - камни. Камни, как строительный материал. Их следствие - башни. Камни и башни есть в моих работах. Те же хычины - тоже символ. Символ Солнца, бесконечности…

- Какие ассоциации вызывают слова "женщина-балкарка"?

- Прежде всего, женщина - мать. Женщина, отдавшая себя семье. На протяжении веков было так: женщина - хранительница семейного очага, он - добытчик. Хотя такое определение подходит женщине любого народа. Правда, в последние годы эта модель немного изменилась. Ведь не случайно валянием войлока у балкарцев занимались женщины. Этим она создавала уют в своем доме. Балкарские сакли, куда свет проникал ограниченно, украшались яркими, цветными кийизами. Тем самым они разнообразили интерьер, быт. Это первостепенная роль женщины. При всем моем уважении к мужчине, он с этой обязанностью не справится. У женщины огромный потенциал. Бог фантазией и терпением ее одарил больше, чем мужчину. И нервная система у нее крепче. Во мне говорит не женский шовинизм. Просто мужчина устроен иначе.

- Многие творческие люди, которым приходится пройти сложный путь к признанию, не желают, чтобы дети пошли по их стопам. А ты поддержишь своих детей, если они выберут творческие профессии?

- Точно не посоветую им стать педагогами. Это очень трудная и нервная работа. Только став матерью, поняла всю ответственность перед детьми и студентами, которых обучаешь. Если у ребенка есть художественный дар, склонность к рисованию или, например, к музыке, почему бы не дать ему возможность развиваться в этом направлении? Я буду только помогать. Дочке пять с половиной лет, ей очень нравится рисовать. Если она не потеряет интерес к занятиям, всячески буду ее поддерживать. А мальчик еще маленький. Время покажет, что уготовила им судьба…

Интервью подготовила Асият Саракуева

Кийизы - войлочные ковры

Древний не значит немодный

(Голосов: 4, Рейтинг: 5)

  • Нравится

Комментариев нет