Расширенный поиск
2 Декабря  2016 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Урунуу – насыбны анасы.
  • Сангырау къулакъ эл бузар.
  • Къобан да къуру да къобханлай турмайды, адам да къуру да патчахлай турмайды.
  • Суугъа – чабакъ, къаягъа – ыргъакъ.
  • Тюкюрюк баш джармаз, налат кёз чыгъармаз!
  • Ариу – кёзге, акъыл – джюрекге.
  • Магъанасыз сёз – тауушсуз сыбызгъы.
  • Игини сыйлагъан адетди.
  • Эли джокъну – кёлю джокъ.
  • Айыбны суу бла джууалмазса.
  • Насыблыны баласы кюн кюнден да баш болур, насыбсызны баласы, кюн кюнден да джаш болур.
  • Иги – алгъыш этер, аман – къаргъыш этер.
  • Джашынгы кесинг юретмесенг, джашау юретир.
  • Мени джылытмагъан кюн, меннге тиймесин!
  • Аджалсыз ёлюм болмаз.
  • Баланы адам этген анады.
  • Билген билмегенни юретген адетди.
  • Кёзню ачылгъаны – иги, ауузну джабылгъаны – иги.
  • Сыфатында болмагъаны, суратында болмаз.
  • Бек ашыкъгъан меннге джетсин, дегенди аракъы.
  • Адеб джокъда, намыс джокъ.
  • Таш ата билмеген, башына урур.
  • Эркишиге тары кебек танг кёрюнюр.
  • Кёб джат да, бек чаб.
  • Адамны аты башхача, акъылы да башхады.
  • Атадан ёксюз – бир ёксюз, анадан ёксюз – эки ёксюз.
  • Айырылгъанланы айю ашар, бёлюннгенлени бёрю ашар.
  • Къуллукъчума, деб махтанма, къуллукъ – хаух джамчыды!
  • Акъыллы – эл иеси, тели – эл баласы.
  • Халкъны джырын джырласанг, халкъ санга эжиу этер.
  • Джерни букъусу кёкге къонмаз.
  • Нарт сёз – тилни бети.
  • Ашаса, ашамаса да, бёрюню ауузу – къан.
  • Эки ойлашыб, бир сёлешген.
  • Ёксюзню тилеги къабыл болур.
  • Хар ишни да аллы къыйынды.
  • Адам къаллай бир ишленмесе, аллай бир кесин уллу кёреди.
  • Эрине къаргъыш этген къатын, эрнин къабар.
  • Джаз бир кюнню джатсанг, къыш талай кюнню абынырса.
  • Къартха ушагъан джаш – акъыллы, джашха ушагъан къарт – тели.
  • Ишин билген, аны сыйын чыгъарады.
  • Ана къолу ачытмаз.
  • Тилде сюек болмаса да, сюек сындырыр.
  • Татлы сёз – балдан татлы.
  • Адеб базарда сатылмаз.
  • Чабар ат – джетген къыз.
  • «Ма», - дегенни билмесенг, «бер», - дегенни билмезсе.
  • Уясында не кёрсе, учханында аны этер.
  • Булут кёкге джарашыу, уят бетге джарашыу.
  • Окъугъан – асыу, окъумагъан – джарсыу.

Искусство жить достойно

06.07.2007 0 1379

Ильяс Теппеев,
Нальчик

Трудно сказать, чья вина в том, что сегодня в дефиците истории об интересных людях. В смысле, по-настоящему интересных. И не из мира "VIP". Или писать разучились, или запросы публики не те, или попросту людей не осталось, чья жизнь могла бы вызвать живой интерес. Редко встретится материал, скажем, о человеке труда - шахтере, чабане или трактористе. А если и будет - то это, чаще всего, некий шаблон с перечислением наград, выписками из трудовой книжки и некоторыми подробностями (часто не соответствующими действительности) о человеческих качествах героя очерка.

Трудно, как ни крути, противостоять сегодняшним тенденциям в журналистике и тем более запросам общества, которые, чего уж скрывать, мельчают год от года. Еще труднее разрушить созданные на протяжении десятилетий образы счастливой "работницы" или босоногой "крестьянки", отдающей всю себя строительству коммунизма. Один из старых символов советской пропагандистской машины - Паша Ангелина. Трактористка, весьма отдаленно напоминающая женщину, своей "харизмой" уступающая разве что веселой крановщице, уже почти достроившей развитой социализм. Не помню, додумался ли кто-нибудь выпустить агитплакат с оптимистичной укладчицей шпал на железной дороге, но все это вместе взятое, вкупе с "правильным" освещением в СМИ и советской литературе, сделало свое дело: тема труда, и особенно женского, выпала из списка приоритетных рубрик. Так сложилось, что сегодня совсем необязательно быть полезным (в хорошем смысле) для общества человеком.

Профессия Сакинат Ачемезовны Жаппуевой никогда не была рейтинговой с точки зрения современной популярной журналистики. Она не занималась политикой и не писала диссертаций. Ее имени не было на концертных афишах и в новостях светской хроники. Сакинат - в полном смысле слова человек труда. Обладательница нескольких десятков правительственных наград и огромной стопки государственных премий. Ее профессия - работник торговли.

Нет сомнения в том, что в нашем народе огромное количество трудолюбивых и деятельных людей. Есть орденоносцы, герои труда и просто труженики, своими руками создававшие мощь великого государства. Но случай с Сакинат особый. Она из тех редких людей, которые удивительным образом могут привносить в свою работу нечто уникальное. Даже если речь идет о самой обычной торговле.

Многие люди старшего поколения хорошо знали придорожный магазин в селении Жанхотеко и его хозяйку Сакинат Жаппуеву. Отоваривались здесь все - от рядовых колхозников до союзных министров, проезжающих в сторону Приэльбрусья. Хозяйку этого типичного сельского магазина знали и за пределами Кабардино-Балкарии. Из городов, где были большие универмаги, люди ехали в скромный сельмаг, чтобы купить товар, дефицитный даже во многих столичных магазинах.

И сейчас многие ностальгически вспоминают те времена, делая из Сакинат один из символов брежневского благополучия: "Да, помню, ее звали Сакинат, мы купили у нее настоящий чешский сервиз. Весь город объездили - безрезультатно, а потом услышали про магазин в Жанхотеко, поехали ради интереса и действительно нашли то что нужно".

На самом деле Брежнев с его "благополучием" здесь не при чем, как и вся советская система в целом. Скорее наоборот, Сакинат работала совсем не так, как было принято в Советском Союзе. У нее принципиально не получалась однообразная механическая "работа для отчета". Возможно, это от отца Ачемеза, который ни один день своей жизни не просидел сложа руки, и, как результат, - считался человеком довольно состоятельным. Возможно, речь идет о врожденных человеческих качествах и добротном воспитании. Главным в котором было трудолюбие и добродушное отношение к людям, которое сочеталось с умением исполнять обязательства и доводить начатое до конца. А еще - делать свою работу красиво, с удовольствием, и так, чтобы никто не был в проигрыше.

Ее, как сегодня говорят, "формула успеха" очень проста: любить жизнь и поступать по-человечески во всех ситуациях и при любых обстоятельствах. Наверное, это тоже от отца. И неизвестно, что именно помогло Сакинат пройти через все жизненные проблемы - ее любовь к жизни и способность не опускать голову перед неудачами или настоящая, присущая горянкам, человечность. Как это было в 1944-м, когда в дом Ачемеза подселили солдат Красной Армии из подразделения, прибывшего для проведения "спецоперации" по выселению балкарцев. Наивным селянам военные, естественно, не говорили об истинной цели своего "визита", придумав некую "отвлекающую" причину. А те из красноармейцев, что поселились у Ачемеза, были настолько потрясены его гостеприимством, что не смогли удержаться и все-же предупредили о надвигающейся беде. Это помогло не спеша собрать еду и самое необходимое для дальней дороги.

Для ученицы восьмого класса Сакинат Жаппуевой, как и для всего балкарского народа, жизнь надломилась, разделившись на "до" и "после" 8 марта. При всем своем желании мы, не прошедшие через это, не сможем понять всю степень ирреальности и трагичности того, что произошло в те мартовские дни. Сакинат бросилась предупреждать соседей, но у многих, и так уже измученных войной и оккупацией людей, уже не хватило жизненных сил перенести новое испытание. Живущая по соседству мать шестерых детей Куна Узденова (Геккиева) умерла сразу же, как стало известно о предстоящем переселении. Ее не успели даже похоронить.

А впереди была долгая дорога в телячьих вагонах и жизнь в неизвестном и непривычном месте, где все надо было начинать с самого начала. Спецпереселенцев привезли в Кантский район Киргизии, в колхоз "Красный партизан". Среди людей тогда ходили слухи, что переселение было "ошибкой руководства" и не сегодня - завтра всех опять вернут на родину. Святая наивность, что и говорить. Многим людям она, пусть ненадолго, продлевала жизнь и желание бороться с трудностями. И, конечно же, было немало тех, у кого опустились руки, когда пришло понимание, что "ошибки" никакой не было. Что предстоят тяжелые испытания и не каждый сможет через них пройти.

А Сакинат, как и многие другие, стала работать в колхозе. Выбора не было: или выжить, или погибнуть. Но у нее никак не получалось увидеть мир пустым и полным безысходности. Заложенное в ней жизнелюбие вселяло новые силы. С каждым днем все темное и трагичное отступало, а жизнь и надежда на лучшее заставляли каждый новый день воспринимать как подарок судьбы. Улыбаться, выпрямить спину и идти вперед, несмотря на все неурядицы. И, главное, никогда не отступать от своего главного принципа - любить жизнь и поступать по-человечески во всех ситуациях и при любых обстоятельствах.

В современных пособиях из серии "как достичь успеха" нередко подчеркивается, что одним из самых важных качеств работника является его способность делать больше, чем ему поручили. Сакинат в то время не имела возможности читать подобную литературу, но она интуитивно поступала именно так. Ее врожденные качества и характер снова сослужили ей хорошую службу. На общем фоне она всегда выделялась своей исполнительностью и порядочностью. Тяжелая работа в поле сменилась должностью учетчицы, которая, как мы понимаем, предполагала не только интеллектуальные и деловые качества, но и элементарную честность.

Сегодня, во времена, когда воровство стало нормой жизни, трудно понять людей того поколения, которые могли голодать, но и в страшном сне не допустить мысли о воровстве. И дело не в том, что тогда за это давали 25 лет лагерей. Людьми, и в нашем случае, Сакинат, двигала другое понятие, не связанная со страхом наказания. Это некий внутренний стержень, нравственность и горская ментальность, не позволяющая разменивать свою честь.

Возможно эти личностные качества стали решающими, когда Сакинат назначили на работу сначала в колхозный магазин, а еще через три года - заведующим Новопокровского сельпо. Это был своего рода универмаг в миниатюре, который обслуживал четыре близлежащих колхоза и, соответственно, несколько тысяч человек.

Здесь-то и проявились деловые качества молодого завмага, которые впоследствии сделают ее одной из самых успешных женщин Кабардино-Балкарии. Хотя, по словам самой Сакинат, ничего особенного в ее работе и не было. Возможно, она просто не знала на тот момент, что без всяких учебников обладает качеством номер один, без чего невозможен деловой человек - искусством создавать доверие.

А главное в этом искусстве - быть честным и уметь держать слово. От себя добавлю, что речь идет о качествах, которых сегодня днем с огнем не сыщешь. И не то что бы у слабой женщины, а у многих с виду крепких мужчин. Хотя, сказать по правде, язык не повернется назвать Сакинат слабой, но сила силе рознь. Современный образ деловой женщины - непроницаемая "железная леди" в очках и строгом деловом костюме, как правило, одинокая, лишенная чувств и эмоций, жесткая и непреклонная, холодная и расчетливая и т.д. Еще один популярный образ - этакой "боярыни Салтычихи", жадной и деспотичной.

Сакинат очень далека от этих образов. Вся ее жизнь - доказательство того, что можно быть сильной и успешной, оставаясь при этом женщиной в полном смысле этого слова. В 1945 году Сакинат вышла замуж, а в 1949-м родился сын Салих, который и по сей день рядом с матерью. Сегодня у Сакинат один внук, четыре внучки и два правнука. Она с полным основанием может считать себя счастливой женщиной, и как тут не вспомнить о тех, кто считает, что успеха в профессиональной сфере могут добиваться только те, кто не обременен семьей.

Сакинат вообще не считала свои проблемы бременем. Она воспринимала их как данность, и каким-то непостижимым образом умела разглядеть лучик надежды даже в самых тяжелых ситуациях. А ведь речь идет о времени и обстоятельствах, сильно отличающихся от сегодняшнего дня. Сакинат, как и все остальные балкарцы, считалась спецпереселенкой, ограниченной даже в самых элементарных правах. Власти подавляли всякую инициативу, исходящую от человека. Любой недочет в работе Сакинат мог перечеркнуть всю ее жизнь.

В наше время открыты сотни дорог, но и это не мешает людям грустить о "плохих временах" и искать виновных в своих неудачах. Сакинат не стала жаловаться даже в 1956-м, когда, вернувшись домой, не обнаружила от своего дома даже фундамента. Она не потеряла присутствия духа и через несколько дней, когда пришел "ответственный работник" и "категорически" запретил ей селиться в родном Былыме.

Как и много лет назад, пришлось начинать все сначала. Но ситуация уже была другой. Людям, выжившим на чужбине, прошедшим через столько испытаний, было не привыкать. К тому же, дома, как говорят, и стены помогали. На скромные сбережения удалось купить небольшой домик в Лашкуте. И конечно же, встать на учет в Кенделенском сельсовете. Спрашивали о профессии, и узнав, что Сакинат имеет опыт в торговле, предложили ей работу в небольшом заброшенном магазинчике селения Жанхотеко. Никто и не надеялся, что этой молодой женщине удасться не только его отмыть и привести в божеский вид, но сделать из этой хибары один из самых популярных промышленных магазинов в республике. Чем не история успеха? И дело ведь не в том, что Сакинат выполняла норму по принципу "три квартала за один". Сама того не подозревая, она ввела вполне капиталистические методы торговли и обслуживания, которые возникли у нас в стране только в конце восьмидесятых, а то и позже.

Получается, что Сакинат, как-бы громко это ни звучало, попросту опередила свое время. Лет примерно на тридцать - сорок. А по некоторым показателям ее вообще не догнать, потому что это связано не с методологией сбыта продукции, а с человеческими качествами. Традиционно считается, что быть успешным предпринимателем и оставаться при этом честным человеком невозможно. А Сакинат своим жизненным примером доказала, что это не только возможно. Что без человечности и внимания к чужим судьбам деловой человек не может состояться в принципе. Этим она опровергает многие ущербные нормы, "по умолчанию" принятые в обществе.

У Сакинат Жаппуевой еще в то время получилось быть во всех смыслах передовиком производства, не выходить за рамки "социалистической законности", но внедрить в жизнь такие методы хозяйствования, которые и сегодня не по зубам многим выпускникам экономических факультетов и бизнес-школ.

Система привычных нам сегодня заказов по каталогам использовалась в магазине Сакинат уже лет тридцать назад. Если нужный товар не имелся в наличии, его "параметры" оставляли в специальной книге заказов. Исполнение было стопроцентным.

Ей верили. По дорогам Советского Союза в сторону Кабардино-Балкарии шли грузовики с товарами. Из Прибалтики, Москвы и других городов, с которыми были заключены договоры о поставках. Деловым партнерам достаточно было одного слова Сакинат, чтобы отпустить ей любую партию товара, в любом количестве и на любой срок (в смысле, оплаты). Без лишних бумаг и бюрократических проволочек.

Может, это и есть настоящий капитализм. Не такой, конечно же, как сегодня, а такой, каким он дожен быть. Когда нет ничего дороже чести и деловой репутации. И когда у самых простых покупателей появляется чувство самоуважения, видя такое внимательное отношение к себе.

А может, это никакой не капитализм, а стиль жизни. Ведь времена менялись, менялись политические системы, а Сакинат оставалась такой же как и была - порядочной и доброжелательной к людям. Это какая-то внутренняя идеология, неотделимая от сущности человека. Присущая людям какого-то особого племени.

Почему-то вспомнилась Скарлетт из "Унесенных ветром". Ее образ на фоне опустошенной Тэры, и озвученная жизненная установка, произнесенная как своего рода клятва. Не помню дословно, но суть в настрое героини воровать, обманывать и идти по трупам ради того, чтобы выжить. Добавим, что это, в принципе, и есть один из главных девизов стратегии успеха в современном обществе (не книжной теории, конечно), когда брат брата готов утопить в ложке воды.

Не знаю, как другим, но мне гораздо ближе образ Сакинат Жаппуевой, которой не понадобилась воровать или идти по трупам, чтобы жить в достатке и гармонии с окружающим миром. На мой взгляд, она ничего и не "добивалась". Просто жила, и на каждом участке своей работы делала свое дело на совесть. Случись ей пойти по линии медицины, она сейчас заведовала бы одной из самых популярных в народе частных клиник. Решила бы связать свою жизнь с педагогикой - обязательно стала бы отличником народного просвещения. Просто речь идет о человеке, который умеет доводить начатое дело до логического завершения, при этом внося в конечный результат какие-то свои изобретения. Это редкая порода людей, умеющих, где-бы они ни оказались, делать мир вокруг себя чище и красивей. Как в малом, так и в большом.

Когда через двадцать лет работы в Жанхотеко она возглавила мебельный салон в Нальчике, посетителям сначала казалось, что они попали в цветочный магазин. В этом была вся Сакинат. Она не могла работать, не украсив предварительно свое рабочее место.

Следующей ступенью в ее жизни должна была стать должность заведующего отделом Министерства торговли, а далее - заместителем министра. Но Сакинат отказалась, вызвав немалое удивление у окружающих. Она наперед знала, что кабинетное перекладывание бумаг никогда не заменит ей живого общения с людьми и практической работы с реальными результатами.

Согласен, что в это трудно верится во времена всеобщей погони за длинным рублем, но Сакинат и сегодня осталась верна себе. Выйдя на пенсию, она, конечно же, не усидела дома. Сейчас у нее свой магазин, то есть примерно то же самое, чем она занималась всю жизнь. С одной лишь поправкой: теперь вся ее прибыль идет на благотворительность. Судьба Сакинат Жаппуевой - лучшее доказательство того, что человек рождается и идет через всю свою жизнь в каком-то одном и том же возрасте. Так, у многих молодых частенько светит старческий маразм, а у Сакинат - неистребимая юношеская жажда жизни и стремление сделать как можно больше. Преимущественно, конечно же, не для себя.

Какой уж тут капитализм, говоря по правде. И не "стремление к успеху", не карьера и не деньги. А просто желание работать на своем маленьком участке, приносить пользу людям и получать от этого удовольствие.

(Нет голосов)

  • Нравится

Комментариев нет