Расширенный поиск
11 Декабря  2016 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Ач отунчуну ачыуу – бурнунда.
  • Таякъ этден ётер, тил сюекден ётер.
  • Керилген да, ургъан кибикди.
  • Джырчы ёлсе, джыры къалыр.
  • Аманнга да, игиге да оноусуз къатышма.
  • Аман хансны – урлугъу кёб.
  • Кёбню кёрген – кёб билир.
  • Адеб базарда сатылмаз.
  • Суу кетер, таш къалыр.
  • Джыгъылгъанны сырты джерден тоймаз.
  • Уллу суу бла уллу ауруудан башынгы сакъла.
  • Джылыгъа джылан илешир.
  • Къыйынлы джети элге оноу этер.
  • Бастасын ашагъан, хантусун да ичер.
  • Юреннген ауруу къалмаз.
  • Ашына кёре табагъы, балына кёре къалагъы.
  • Уясында не кёрсе, учханында аны этер.
  • Аман киши кеси юйюнде – къонакъ.
  • Айныгъанлы алты кюн, тогъайгъанлы тогъуз кюн.
  • Къар – келтирди, суу – элтди.
  • Ач – эснер, ат – кишнер.
  • Ёксюзню къалачы уллу кёрюнюр.
  • Эшекни не къадар тюйсенг да, ат болмаз.
  • Билмегенинги, билгеннге сор.
  • Чакъырылмагъан къонакъ тёрге атламаз.
  • Таш бла ургъанны, аш бла ур.
  • Ана къойну – балагъа джандет.
  • Байлыкъдан саулукъ ашхыды.
  • Татлы сёз – балдан татлы.
  • Арпа, будай – ащды, алтын, кюмюш а – ташды.
  • Чыбыкълыкъда бюгюлмеген, къазыкълыкъда бюгюлмей эди.
  • Тойгъан джерге джети къайт.
  • Къайтырыкъ эшигинги, къаты уруб чыкъма.
  • Байлыкъ келсе, акъыл кетер.
  • Биреуге аманлыкъны тилеме да, кесинге ашхылыкъны тиле.
  • Эри аманны, къатыны – аман.
  • Келинин тута билмеген, къул этер, къызын тута билмеген, тул этер.
  • Хатерли къул болур.
  • Ашхы сёз таш тешер.
  • Зар адамны насыбы болмаз.
  • От этилмеген джерден тютюн чыкъмайды.
  • Къонакъ аз олтурур, кёб сынар.
  • Ашхы тенг джолгъа салыр, аман тенг джолдан тайдырыр.
  • Душманны тышы – акъ, ичи – къара.
  • Арбаз къынгырды да, ийнек сауалмайма.
  • Кимни – тили, тиши онглу, кимни – къолу, иши онглу.
  • Уллу къашыкъ эрин джыртар.
  • Адам туугъан джеринде, ит тойгъан джеринде.
  • Оюмсуз атлагъан, аджалсыз ёлюр.
  • Ачны эсинде – аш.

БАЧИЕВ ХАМЗАТ ТАИБОВИЧ

25.04.2003 2 7480

ПОДСТРОЧНЫЙ ПЕРЕВОД НА РОДНОЙ КАРАЧАЕВО-БАЛКАРСКИЙ ЯЗЫК

Арсен Кайгермазов,
Нальчик 

 

500 в одном

Дом Хамзата один из самых крайних в пригородном поселке Белая речка: дальше только лесистые горы, подковной дугой окаймляющие Нальчик. Кузница, стоящая прямо на пригорке, одной своей стеной упирается к подножию горы, а другой - теснит плетенку сарая. Подъезжать к его дому лучше на первой скорости, потому что узкая дорога камениста и все время ведет вверх, пока не упирается в кузницу.

- Кузню я сам построил, - говорит Хамзат. - Своими руками все делал: был и каменщиком, и столяром, словом всем кем надо было. Это был конец 1991 года, инфляция, все мои сбережения превратились в ноль. Нормально работать я начал примерно в 1996 г. Вот, считай, 6 лет я сидел на голодном пайке, а семья у меня восемь человек и всех надо обуть, одеть, накормить - выкручивался, как мог. Сейчас, слава Богу, вроде бы все наладилось.

Кузница у Хамзата большая, аккуратно выложенная из огромных камней, с дубовыми двустворчатыми дверями. Слева от входа стоит грузная молотобойня, за ней, как на троне, восседает наковальня с умудренно-старческим видом. В углу святая святых - горн. (Особенный уголь для горна Хамзат возит на своей старенькой "Ниве" откуда-то из Чегемского ущелья, добывая ее там обычной киркой и ломом). За дверью дальше у Хамзата своего рода комната отдыха. Здесь, сидя на выдолбленном из толстого бревна кресле, кузнец своими крепкими пальцами рисует формы и выводит узоры на измазанных кусках картонки. С каминной полки на него смотрит портрет улыбающегося поэта и кузнеца Кязима Мечиева.

Хамзат Таибович Бачиев иногда называет себя типичным дитем балкарской депортации - гнется, но не проламывается, уезжает, но обязательно возвращается. Отец рассказывал Хамзату, что на высылке в Киргизии, несмотря на трудности, они искали места похожие на родину, поменяли четыре места, пока не добрались до горных районов, где всё напоминало Балкарию, только вместо привычных орешников, и чинар росли фисташки и грецкие орехи.

- Отец был мастером на все руки, - рассказывает Хамзат. - Первый этаж нашего сегодняшнего дома из камня выложил тоже он. Сам участок купил дед в 1922 году - обменял на двух волов. После возвращения из высылки в конце 50-х, снова вернулись на дедовское место. Отец работал кузнецом в местном белореченском лесхозе и в свободное время любил делать ножи. В это время, наверно, и появилась во мне тяга к самодельному холодному оружию.

- Почему именно к оружию, - спрашиваю я у Хамзата.

- Наверное, сыграло свою роль балкарское, горское воспитание, да и, на мой взгляд, оружие возвышает человека, делает его более уверенным в себе и прибавляет доблести.

Настоящим мастером Хамзат стал сравнительно недавно.

- В 1986-м я с Магометом и Ёской Шакмановыми открыли первую в Кабардино-Балкарии мастерскую по художественной ковке. Но по большому счету это была имитация, когда делаешь художественную ковку, металл душой не особо чувствуешь. И я его не чувствовал. Но вот в 1990-м я по телевизору увидел 50-ти летнего Вячеслава Ивановича Басова из старинного русского городка Суздаль. Он варил слоистую сталь. Спустя некоторое время друзья привезли нож его работы. С того момента как взял в руки этот нож, - рассказывает Хамзат далее, - я себе просто места не находил. Я приставал к своим друзьям с просьбой отвести меня к мастеру Басову, но так и не уговорил. Терпеть дольше я не мог - взял, и сам поехал к нему.

Сперва он не хотел даже разговаривать со мной, говорил: "Приезжают сюда всякие, замучили уже". А я ему в ответ: "Ты уж извини, но, во-первых, приехал я издалека, а во-вторых, балкарец я, вот что!" Тут Басов немного подобрел лицом. Дело было в том, что приезжал он как-то к нам в республику на отдых, и здесь его очень гостеприимно приняли мои соплеменники. А когда я ему как коллега коллеге подарил настоящий кинжал в ножнах, он чуть не заплакал. "Наконец-то, - говорит он, - пришел человек, который сказал "возьми", а не "дай".

И Вячеслав Иванович начал тут же из готового пакета ковать кинжал, и когда он мне его протянул, даря, я ему сказал: "Я не приехал тебя грабить, просто я хочу посмотреть, как ты работаешь. Если скажешь, то пойду и буду смотреть в окно, как ты куешь, мне и этого хватит. А если позволишь, то просто в кузнице рядом постою, не задам тебе ни одного вопроса".

Он мне разрешил быть в кузнице, я провел рядом с ним четыре дня, пока на четвертый день он не сварил пакет. После того как я увидел, как он варит пакет у меня в голове осталась одна мысль: как бы побыстрее добраться домой, до своей кузни.

- И какие впечатления остались от встречи с Басовым?

- Когда мне говорили про него, мне казалось, что он гений. А когда видишь, как человек работает, начинаешь к нему относиться чуть-чуть по-другому, - рассказывает Хамзат о своем знакомстве с Басовым. - Но об этом человеке можно твердо сказать, что он Человек и Мастер с большой буквы.

- Теперь объясните, Хамзат, что значит "пакет"?

- Пластины из разных марок стали (хромистая сталь, легированная сталь, и т.д.) чередуя между собой, собирается в один брусок, в который первоначально входит одиннадцать различных по своим характеристикам марок стали. После этого, складывая заготовку, довожу количество слоев до 33-х, так получается пакет. Позже, когда из пакета изготовляется лезвие, количество слоев в стали клинка в среднем равняется 400-500. И чем больше слоев, тем лучше получившийся металл, он вбирает в себя лучшие стороны его составных частей. В результате создается своя особая структура металла, который прослужит многим поколениям своих владельцев.

Говорят, таких кузнецов как Хамзат Бачиев в России только шестеро. Впрочем, самому Хамзату это безразлично. Он считает, что мастер просто занимается своим делом и никогда не завидует коллегам.

- С каждой новой работой получается что-то качественно новое, - говорит Хамзат. - Меняется состав металла, идет постоянное испытание, поиск. Причем испытываешь не только сталь, но и себя. Спортсмены выходят на ринг и испытывают, кто сильнее кто слабее, а я себя испытываю так: надо сделать! К примеру, в одно время мне было интересно делать кинжалы. А сейчас у меня пропал к ним интерес, потому что в кинжал от себя ничего добавить нельзя, изменить в кинжале что-нибудь, значит не уважать своих предков. За века форма кинжала так отшлифовалась, что добавить что-либо невозможно, только испортишь, и убавить нельзя - изуродуешь. Вот в нож можно добавить что-то своё, то есть не обязательно делать только балкарские ножи. Например, я видел немецкие ножи, по форме один в один похожие на наши. С каждым новым ножом экспериментируешь, что-то постоянно меняешь. Но и на ножах тоже останавливаться нельзя.

Если постоянно занимаешься одним и тем же, то хоронишь себя как художника, не развиваешься. Вот я сделал топор, вторично я его делать не буду, потому что как его сделать я уже знаю, мне это уже не интересно. Теперь мне хочется вместо топорища приделать сюда ствол для ружья, и так чтобы оно действовало. Или вот смотрел я фильм "Гладиатор". Там в одном эпизоде с тиграми герой фильма сражается топором с наконечником на рукояти. Я взял и решил сделать настоящую копию этого красивого и очень удобного оружия. Вроде получается.

Есть у Хамзата мечта - отковать полный комплект карачаево-балкарского воина 18-го, начала 19-го века. Но пока что не получается взяться за это. Времени нет. Приходится работать чаще всего над простейшими коммерческими заказами, чтобы зарабатывать на жизнь семьи.

- А зачем вам тратить своё время, силы и средства в то, что вам прибыли не принесет, - спрашиваю Хамзата.

- У балкарцев есть пословица, - спокойно отвечает кузнец, - которая переводится так: "Думать головой, а не требухой". Если мы все будем думать только о том, как набить себе живот, то нация вымрет. Во время депортации погибло очень много людей. Наш народ был фактически ограблен, как материально, так и духовно. Исчезло историческое наследие, прервалась нормальная связь поколений. Надо хоть что-то восстанавливать. Кто-то должен это делать, и я буду делать это по мере своих сил. Ведь это народное - то, что живет во мне, в моей крови, в моей голове и руках. Слава Всевышнему, я научился что-то делать хорошо.

Хамзат подкидывает в камин поленья и предлагает выпить принесенные дочерью айран или бозу (слабоалкогольный, бодрящий напиток). Я теряюсь, не зная, что выбрать, а смешивать не стоит, советует хозяин. Выбираю айран. Не знаю, как там боза, но айран просто отменный.

Я повторяю испытания, проделанные Хамзатом: "насилую" лезвие его ножа куском дуба, потом турьим рогом, бью его, затем через силу, боком скрежещу по дубу и рогу туда и обратно. Лезвию абсолютно все равно, оно все так же бреет руку. Помучавшись, я обнаруживаю, что брить уже нечего. Все это время Хамзат безмятежно смотрит на огонь и потягивает бозу из кружки.

- Почему вы своим клеймом выбрали изображение головы рыси?

- У балкарцев и у карачаевцев, - отвлекается Хамзат от своих мыслей, - есть такое поверье, что ангел смерти, который приходит забрать душу человека, является в образе рыси. У ангела смерти и у оружия есть одна схожая черта - оба призваны забирать души. Поскольку все мои изделия будь это кинжал, нож, или топор, прежде всего, функциональны, то есть остаются оружием, то я и выбрал себе клеймо в виде изображения головы рыси со своими инициалами.

Хамзат возвращается к своим мыслям и через пару минут говорит как бы про себя:

- В конечном счете, я самый счастливый человек, потому что я сейчас в определенном смысле независим, занимаюсь тем, чем хочу заниматься. Заходя к себе в кузню, не слышу ничьих упреков ничьих указаний, я работаю тогда, когда этого требует душа, и тогда для меня все перестает существовать, все кроме работы. Я нахожусь в состояние невесомости, это состояние, когда горн поет, а ты ему подпеваешь, и не нарушаешь этот ритм и не позволяешь ему себя увлечь, когда тело всего лишь инструмент души… Иногда эмоции так переполняют, что я начинаю плакать. Это невозможно передать словами. Это можно только прочувствовать самому.

Мы долго еще молча сидим рядом, не нарушая тишину и не перебивая мелкие потрескивания огня в камине. В какой-то момент кажется, что я заражаюсь ощущением счастья сидящего рядом человека.

Работы Хамзата

 

(Голосов: 1, Рейтинг: 5)

  • Нравится

Комментарии (2)

    Джаратама0
    aysandyr
    13.12.2013 12:25:10
    Хамзат молодец , я приобрел себе его нож , налюбоваться им не могу , произведение искусства!
    Джаратама0
    Магамед
    10.06.2014 09:48:45
    Замечательный человек Хамзат, достойнейший из нас! хотелось бы по ближе познакомиться с его "творчеством" и приобрести несколько "вещиц" ни кто не знает как это сделать?