Международная научная конференция "ЭТНОГЕНЕЗ, ИСТОРИЯ, ЯЗЫК И КУЛЬТУРА КАРАЧАЕВО-БАЛКАРСКОГО НАРОДА"

Международная научная конференция "ЭТНОГЕНЕЗ, ИСТОРИЯ, ЯЗЫК И КУЛЬТУРА КАРАЧАЕВО-БАЛКАРСКОГО НАРОДА"

Неуловимая 09.09.2014 21:18:06
Сообщений: 2567

4 0

Дорогие друзья, многие из Вас наверняка слышали о том, что осенью этого года состоится самое крупное, без преувеличений, научное мероприятие в истории нашего народа. Вот об этом мы хотели бы в этой теме вам подробно рассказать.

С 23-29 ноября 2014 года в Российской академии наук в рамках Форум «Историко-культурное наследие народов Евразии» состоится Международная научная конференция «Этногенез, история, язык и культура карачаево-балкарского народа».

Организаторы:

Институт этнологии и антропологии Российской академии наук им. Н.Н. Миклухо-Маклая
Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева
Карачаево-Балкарский научный центр гуманитарных исследований


Записи онлайн-трансляций открытия и закрытия конференции приведены ниже.

Открытие конференции (часть 1)


Открытие конференции (часть 2)


Заключительное пленарное заседание международной научной конференции (часть 1)


Заключительное пленарное заседание международной научной конференции (часть 2)
Изменено: Неуловимая - 06.12.2014 00:09:24

Верные слова не изящны. Красивые слова не заслуживают доверия. Добрый не красноречив. Красноречивый не добр. Знающий не доказывает, доказывающий не знает. (с) Лао Цзы

Ответы

Къара чачлы 30.09.2014 13:13:11
Сообщений: 1750
Sabr,
ооо Эрлингдамы келликди????????????????
Не бек къууандыыым)))))))))))

"Къадарны этегинде...","Сени ючюн"...(с)
Къара чачлы 30.09.2014 13:16:20
Сообщений: 1750
Цитата
Баксанец пишет:

Ассалам алейкум! Я как бы попрощался ранее с форумом, но в данном случае не смог сдержаться, чтобы не высказаться.
Цитата
Enter :
"Особый вклад, на мой взгляд, внесли У.Б.Алиев, К.Т.Лайпанов, М.Джуртубаев, Р.Хатуев, З,Кипкеева, Р.Тилов, Н.Будаев и др. Остается подвести итоги...". С. Хубиев.

Имя Исмаила Муссаевича Мизиева, хочется надеяться, пропустили случайно?! Все перечисленные ученые и некоторые другие внесли значительный вклад, но именно он - №1 в исторический науке не только карачаево-балкарцев, но и в изучении истории всех тюрков.

Тюзсе!!!

"Къадарны этегинде...","Сени ючюн"...(с)
Къара чачлы 30.09.2014 13:25:55
Сообщений: 1750
Цитата
ilmizi пишет:

Почему бы не пригласить дочь историка Исмаила Мизиева, Ирину Маремшаову (Мизиеву)? Она доктор исторических наук, профессор КБГУ им. Бербекова. Думаю она бы могла многим поделиться из неопубликованных трудов своего отца.



Полностью поддерживаю!
Ира Исмаиловна филология жаны бла барама доктор атымы къорууларгъа дегенде, Эфендийланы Салихни башы сау, Аллахны ахшылыгъындан, ол: "Атангы материалы кёпдю, барлыкъ тюйюлсе филология жаны бла, тарых бла барлыкъса къуру" деп, тарых жаны бла ашыргъанды. Исмаилгъа кесини заманында онг берилмеген эсе да, алыкъынчы къызыны къолунда бардыла миллетибизге керек затла эм болгъан затла!
Цулая Гиви, Исмаилны шуёху, аны юсюнден жазгъанда былай айтады: "Исмаил очень любил свой народ, но он не был националистом, он всегда говорил правду и от других требовал того же. Все его мысли и дела были направлены на позитивную, созидательную деятельность. У него была блестящая защита кандидатской диссертации, но в силу определенных причин не защитил докторскую. Однако много докторов не сделавших для науки и десятой части того, что сделал он."
Алайды да...

"Къадарны этегинде...","Сени ючюн"...(с)
Albert 05.10.2014 00:34:23
Сообщений: 448
Жаль, что из Германии никого из ученых не будет. Историю России и ее народов всегда писали немцы. Пока немецкие ученые не покажут совершенно новый вектор по истории тех же скифов, РАН традиционно ничего пересматривать не будет, даже если их отправишь "машиной времени" на 2000 лет назад. Надо следующую Конференцию провести в Берлине, а после сборник сдать в РАН, чтобы внесли научную новизну в учебники..
Изменено: Albert - 05.10.2014 00:36:41
Sabr 05.10.2014 04:42:08
Сообщений: 7229
Интересно, кто что ожидает от этой Конференции? Ким не сакълайды ол Конференциядан?

Хотелось бы узнать, идущие на эту Конференцию карачаево-балкарские ученые сами придерживаются ли единого мнения о происхождении карачаево-балкарского народа?
Къарачай-малкъар алимле алгъаракъ кеслери энчи джыйылыб, бир оноугъа келиб, алаймы барадыла, огъесе къалай?
z2123 05.10.2014 22:25:23
Сообщений: 1513
Так состоится эта Конференция в ноябре сего года или она переносится на неопределенный срок? Ответ хотелось бы получить от Мурата Джатдаевича.

"Где, как не здесь, ты увидишь политику Всепрощения всепрощающего Человечного Человека" - Rassel

После общения с некоторыми людьми, у меня возникает стойкое чувство собственной полноценности.
Sabr 05.10.2014 22:35:20
Сообщений: 7229
ЭС БЁЛЮГЮЗ


Бу Конференциягъа доктор Боташланы Зоя - Зоя Граннес - чакъырылса да иги болур деб келеди кёлюме.


Зоя инсан-миллет хакъланы джакълаучуча да белгилиди, басмаланнган кёб заты барды. Зояны баш иеси Аль Граннес эди - он тилде сёлешген алим. Эм сейиири - къарачай тилде китаб, газет окъугъаны, къарачай халкъны юсюнден норвеж, ингилиз, франсуз тилледе статьяла басмалагъаны. Зояны да алимлени джыйылыуларында айтыр заты кёбдю.

Неуловимая 06.10.2014 01:50:27
Сообщений: 2567
Уважаемые форумчане!

По совокупности причин, большинство из которых не зависит от организаторов Конференция была перенесена на 23-29 ноября 2014 года!
Все, кто прислал заявки на участие были заблаговременно предупреждены о переносе мероприятия.

Приношу свои извинения форумчанам за позднее оповещение о переносе Конференции.
Отредактированная программа и список участников опубликуем позднее, после утверждения оргкомитетом.

Верные слова не изящны. Красивые слова не заслуживают доверия. Добрый не красноречив. Красноречивый не добр. Знающий не доказывает, доказывающий не знает. (с) Лао Цзы
Sabr 06.10.2014 16:57:02
Сообщений: 7229
Решать, конечно, Оргкомитету, но, думаю, было бы полезно для Конференции присутствие следующих товарищей:

Олжас Сулейменов (Казахстан)
Др. Дэвид К. Фокс (David K. Faux) (Америка)
Др. Боташева Зоя (Зоя Граннес) (Норвегия)
Др. Хаджи-Мурат Хубий (Америка)
Др. Светлана Червонная (Польша)
Назир Будаев (Нальчик)
Изменено: Sabr - 06.10.2014 18:26:03
M_Karaketov 07.10.2014 10:47:13
Сообщений: 44
Багъалы Сабр! Олжас Сулейменов приглашен и будет участвовать в работе конференции, как и многие ученые из Казахстана. Что же касается других лиц, указанных Вами, то полагаю необходимо предоставить их адреса и им направят приглашения. Относительно вопроса состоится или нет конференция. Она состоится. Идет интенсивная подготовительная работа. Был также следующий вопрос
"Интересно, кто что ожидает от этой Конференции? Хотелось бы узнать, идущие на эту Конференцию карачаево-балкарские ученые сами придерживаются ли единого мнения о происхождении карачаево-балкарского народа? Къарачай-малкъар алимле алгъаракъ кеслери энчи джыйылыб, бир оноугъа келиб, алаймы барадыла, огъесе къалай?".
Следует отметить, что специалистов по этногенезу карачаево-балкарского и других народов Кавказа единицы. В основном к ним относятся этнологи, археологи, редко ученые других направлений исторических дисциплин. Исследователи иных направлений гуманитарных наук могут только указать, что, например, такой-то фольклорный жанр уходит своими корнями по такой-то причине к тем или иным истокам, но не более. Для того, чтобы полноценно освятить этногенез карачаевцев и балкарцев, необходимо серьезно работать в направлении подготовки кадров. Одним из пунктов итогового документа конференции будет поставлено решение и этой проблемы. Следует также добавить, что нет специалистов и по генезису карачаево-балкарского языка, культуры. По сути следует сказать, что основополагающие гуманитарные дисциплины, которые дают ответ на поставленные вопросы оголены. Это следует исправить, дабы не было у других соблазна "коверкать" историю, этногенез, генезис языка и культуры карачаевцев и балкарцев. Поэтому выступление филологов, археологов, этнографов, историков, археологов позволит не только выявить уязвимые места в исследованиях, но и поставить задачи, решение которых нужно не завтра, а сейчас. К сожалению, в последнее время кто только не занимается этногенезом карачаевцев и балкарцев, но только не специалисты. Если посмотреть их штудии, то сразу можно заметить отсутствие специального научного понятийного апппарата, полное игнорирование диахронии, развития. Для того, чтобы, например, сказать, что в мировоззрении карачаево-балкарского народа, т.е. в его мироощущении и миропонимании сохранились скифские или аланские или еще чьи-либо мировоззренческие позиции необходимо показать это в развитии, используя весь комплекс гуманитарных дисциплин. Без этого такие работы выглядят ненаучно, поверхностно. Мой преподаватель по истории средних веков учил нас, будущих историков - "мне не важно в каком месяце, около какой реки Святослав расположился и ждал печенегов, а мне важно услышать от вас ответ на вопрос "почему в этом месяце, именно около этой реки, а не другой Святослав расположился и ждал печенегов".
С ув. М.Каракетов
Sabr 07.10.2014 15:20:37
Сообщений: 7229
M_Karaketov, салам алейкум.

Энчи почтанга джибердим ол алимлени адреслерин.
Джыйылыудан барыбыз да къууанырча болайыкъ.
Аллах онг берсин.
Лайпанланы Билал
M_Karaketov 09.10.2014 19:22:10
Сообщений: 44
Ассаламу алейкум Билал! Назир Будаев мог бы сам написать о своем желании принять участие в работе конференции, поскольку про конференцию в КБР "знает даже ленивый". Тем более персонально никто не приглашался, в том числе и те, которые намного старше уважаемого Назира. Было информационное письмо и программа. Это ты знаешь и ни мне об этом говорить. Что же касается Др. Дэвида К. Фокс (David K. Faux) (Америка) и Хаджи-Мурата Хубия (Америка), то полагаю было бы правильным дать сведения о них, их научных работах и адрес первого, второго я получил. Аллах къуанчдан айырмасын. Мурат.
Sabr 10.10.2014 00:47:02
Сообщений: 7229
Цитата
M_Karaketov пишет:
Ассаламу алейкум Билал! Назир Будаев мог бы сам написать о своем желании принять участие в работе конференции, поскольку про конференцию в КБР "знает даже ленивый". Тем более персонально никто не приглашался, в том числе и те, которые намного старше уважаемого Назира. Было информационное письмо и программа. Это ты знаешь и ни мне об этом говорить. Что же касается Др. Дэвида К. Фокс (David K. Faux) (Америка) и Хаджи-Мурата Хубия (Америка), то полагаю было бы правильным дать сведения о них, их научных работах и адрес первого, второго я получил. Аллах къуанчдан айырмасын. Мурат.
Алейкум салам. Раз все всё знают - хорошо. Захотят - заполнят Заявку и отправят в Оргкомитет. С зарубежными учеными Вам, наверное, надо связываться, ставить их в известность - иначе им откуда знать о намечаемой Конференции? А когда получат информационное письмо и программу - они сами решат, в какой форме примут участие на этом форуме.

Что касается Др. Дэвид К. Фокс (David K. Faux), я ещё месяц назад говорил о нем в другой теме. Мен ангылагъаннга кёре, быллай алим Конференциягъа къошулса, бек хайырлы болур.

http://s155239215.onlinehome.us/turkic/btn_Archeology/FauxDKGeneticLinkOfVikingRu.htm
http://s155239215.onlinehome.us/turkic/btn_Archeology/FauxDKGeneticLinkOfVikingRu.htm
Др. Дэвид К. Фокс (David K. Faux)

ЭТОТ ЧЕЛОВЕК ПРИГЛАШЕН НА МОСКОВСКУЮ КОНФЕРЕНЦИЮ ПО ЭТНОГЕНЕЗУ КАРАЧАЕВО-БАЛКАРСКОГО НАРОДА?

В 20 c. западная наука окончательно свергла 2-тысячелетнюю старую традицию, которая приравнивала Скифов и Тюрков. Новая парадигма сделали Скифов видом Осетин с их языком креольского типа, и, таким образом родственниками Индо-Иранцев. Теория, под названием Скифо-Иранской, опиралась на исследования Дигорского, переименованного в Осетинский, языка двумя учеными из России, Немца Вс.Ф. Миллера и Осетина В.И. Абаева, которые использовали фальшивый “Список Скифских Слов”, и сфабрикованную “Зеленчукскую Надпись” для обоснования своего прозелитства. Западные ученые влипли в это не потому что они были доверчивыми массами, а по их расово-патриотической причине. Скифо-Иранская теория была составлена как лингвистическая теория, но на самом деле она была использован далеко за пределами лингвистики, она была расширена до расовых размеров, в этнологию, биологию, культуру и т.д., на каждом шагу испытывая жестокие противоречия. Только в 21 веке поток новых генетических данных неизменно связывающий исследования с Тюркскими народами уменьшил Скифо-Иранскую теорию назад к ее мутному языковому ядру. В конце концов, классическая литературная традиция, исторические записи, и археологические, этнологические, искусства, лингвистические, антропологические, и биологические исследования победили, восстановив Скифам их исходные корни.
Sabr 10.10.2014 03:44:05
Сообщений: 7229
С Дэвидом можно связаться по его электронному адресу на английском языке:

Dr. David K. Faux,
Seal Beach, California,

fauxdk@yahoo.com
Изменено: Sabr - 10.10.2014 03:44:56
Sabr 16.10.2014 19:36:15
Сообщений: 7229
"Къарачай"
2014 дж. октябрны 9

Билирге керекди
БИЗНИ СЕЙИРЛИК ТАРИХИБИЗ

Бёлек джылны мындан алгъа, 2009-чу джыл июнну 11-де, Тёбен Архыз комплексде уллу джыйылыу болуб, минг джылны мындан алгъа ишленнген христиан клисаланы къатында ташдан эсгертме салыннган эди. Анда былай джазылгъанды: «Дуниягъа айтылгъан алан культураны къурагъанлагъа аланы къыйынларын ангылагъан туудукъларындан – къарачайлыла бла малкъарлыладан». Бу сыйлы джерде, ата-бабаларыбызны ара шахары Магасда, бюгюннгю Архызда, биз келген джолубузну тансыкъларгъа мадар табабыз, бизни республиканы джамагъаты къой эсенг, бери Ставрополь эмда Краснодар крайлада, Шимал Тегейде, бирси хоншу республикалада, Эресейни уллу шахарларында, таб, узакъ Шаркъда джашагъанла да келедиле. Тёбен Архызда тарих-культура эмда археология комплексни босагъасындан атлагъан адамны кёзюне илинирча джазыула, аланладан хапар айтыб, келген туристлеге болушлукъ этедиле.

Археолог-кавказовед В. Кузнецовну айтханы да аланы бириди: «Шимал Кавказда джашагъан тюрк тилли миллетлени къуралыуларында эм баш орунну аланла аладыла». Тарих илмуланы доктору Е. П. Алексеева былай джазгъанды: «XIVчю ёмюрде джашагъан араб автор Абуль Среда чертгеннге кёре, Абхазиядан кюн чыкъгъан джанында, кавказ тауланы шимал табасында аланланы тюрк тилли юзюклери джашайдыла, аланы къатларында да тюрк расалы халкъ барды, алагъа «ассла» дейдиле.

Къарачайлыла бла малкъарлыланы ата-бабалары аланла болгъанларыны хакъындан кёб алим айтханды. Тегей профессор-алановед
В. И. Абаев кесини кёлюн бу тукъум билдиргенди: «Аланладан къалгъан тин-иннет хазна болмагъан фатауа неда таурухтауран тюлдю, ол илму бла кючлю бегитилген оюмду, ол себебден къарачай-малкъар миллетлени тарих маданият ызларындан хапар билирге излегенле анга толу таяныргъа боллукъдула».

Алан кърал белгили, онглу кърал болгъаны себебли дунияны джер-джеринден анга кёб адам джюрюгенди – кими сатыу бла, кими тарих ыз ызлай, кими да джер-суу кёре. Персиядан келген бир джазыучуну XII-чи-XIIIчю ёмюрледе Аланны юсюнден айтханы «Чудеса мира» деген журналда басмаланнганды: «Алан – башхалагъа ушамагъан бир къралды, аны миллети кёб динлиди. Аланны бир къаууму талай джюз джылны Эресейден алгъа христиан диннге кёчгенди, Аланны экинчи къаууму уа, монголлула келгинчи, муслиман болуб тургъанды».

Тёбен Архыз тарих-культура эмда археология комплекс – буруннгу Магасда – кёб сейир зат табылгъанды, ол Аланны ара шахары болгъанды. Археологла, къазыб алгъан затларын Москваны, Ставрополну музейлерине ашыргъандыла.

Бюгюнлюкде Архызда католик ышан бла ишленнген юч клиса сюеледи алайда дагъыда ташдан ишленнген тёгерек орузлама, маданият эсгертме болуб сакъланнганды. Аны диаметри 88 метрди, бир да ишексиз, аны бла хайырланыб тургъандыла асыл ата-бабаларыбыз, кеси да X-чю-XII-чи ёмюрледе ишленнгенди. Ол тёгерек орузламаны ичи бёлюнюб тургъаны эсленеди. Кече бла кюнню тенг болгъан заманында кюнню джюрюшю къалай болгъаны эсебленнгенди дагъыда орузламаны кёб сейир затын эслерге мадар барды.

- Аланла Аргун суудан башлаб (Ингушетияда) ма бизни Лабагъа дери джашагъандыла – кеслери да джоппу-джоппу тургъандыла. Археологла оюм этгеннге кёре, бизни джыл санаугъа дери III-чю ёмюрде келгендиле, бир къауум тарихчиле андан кечирек заманны кёргюзедиле, айтыргъа, бизни джыл санауну биринчи ёмюрюн, - дейди Къарачай-Черкес кърал тарих-культура эмда табигъат музейни-заповедникни директору Элкъанланы Юсюбню джашы Умар. Тёбен Архызны ол заманда (Магасны) джери 100 гектаргъа джетгенди. Бир къыйырындан бир къыйырына тёрт километр чакълы бир болгъанды. Аны ангылатыр ючюн, бир юлгю келтирейим. X-чу-XIчи ёмюрледе бу шахарны джамагъатын Францияны ара шахары Париж бла тенглешдирсек, былайда джашагъанланы саны эки кереге кёб болгъанды. Дагъыда тарихде айтылгъан бир затны чертерге тыйыншлыгъа санайма. Сёз ючюн, славян миллетле 5 миллион болгъан заманда аланла 2,5 миллион болгъандыла.

Ол затны бегитген юлгюлени бурун бизни джуртлагъа келгенлени джазгъан затларында излерге боллукъду. Айтыргъа, Масуди деген бир араб джолоучу, аланланы эллери бир-бирлерине джууукъ салыннгандыла, эртденбла гугурукку къычырса, бир элден бир элге барыб, Минги Таугъа дери джетгенди, деб джазгъанды.

- Студент заманымдан башлаб, мен археология иш бла кюрешгенме, - дейди Элкъан улу. – Эски юй тюбле Аланда бир-бири юсюне къаланнганча, алай джууукъ салыннгандыла. IV-чю ёмюрде бери гуннла келгендиле, аланланы кёбюсю ала бла кетгендиле, ала Испаниягъа, Португалиягъа, таб Африкагъа дери джетгендиле. Анда 110 джылны кърал къураб тургъандыла. Шимал Африкада – эски Римде Карфаген деген шахар орналгъан джерде джашагъандыла аланла. Аны айтханым, кете-кете, аланланы санлары аздан аз болуб баргъандыла. Аны юсюне да эминала орта ёмюрледе аланлагъа кёб къатылгъандыла. Аны юсюнден белгили алимле джазгъандыла.

Аланла бла байламлы дагъыда бир сейир хапарны айтды Умар. Магеллан джерни тёгерегине айланнган заманда аны беш кемеси болгъанды. Бешинчи кемени аты «Виктория» болгъанды. Тарих документледе сакъланнганына кёре, ол кемени иеси, кеси ачха джыйыб, ёнгкюч да алыб ишлегенди ол кемени. Джерни тёгерегине айланыб келе тургъан заманда Филиппин айрымканланы къатында баргъан сермешиуледе эмда тюрлю-тюрлю аурууладан адамла ёлюб башлагъандыла, Магеллан да ёлгенди. Сау-эсен Испаниягъа сынгар «Виктория» кеме джыйылгъанды. Испанияны патчахы ол кемени иеси Элкъаннга де-Элькано деб граф титулну бергенди. Сагъыш бир этигиз, тенгизни джагъасында джашамагъан адамла, биз, тенгиз-терк, къайыкъ, кеме, джелпек дегенча сёзлени къайдан билебиз.

Кимге да белгили зат: бизни ата-бабаларыбыз аланла – христиан динни оруслуладан джюз джылны алгъа алгъандыла. Аланланы юслери бла чилле джол ары да, бери да баргъанды. Тёбен Архызда, дагъыда Чууана эмда Сынты къалала къалай ишлениб башлагъанларыны чуруму барды. Иран бла Византияны арасында уруш башланады, ол кёзюуде Византия сатыу-алыу этерге кесине башха джол излеб башлайды. Чилле джол Каспий тенгизни шимал джаны бла Къазахстандан, Орта Азиядан келген кериуанла, Архыз эмда Санчар ауушла бла Абхазия бла Тюркге кетгендиле. Алайды да, 600 джылдан асламны бизни джерле бла Чилле джол барыб тургъанды. Византия Аланнга христиан динни да аны бла сингдириб кюрешгенди – ала католик христианла болгъанлары себебли, христиан клисаланы да католиклеге джараулу ишлетгендиле.

Бюгюнлюкде ата-бабаларыбызны ара шахары болуб тургъан Тёбен Архызда юч клиса сакъланнганды. Хар тукъум кесини къарыууна кёре энчи гитче клисачыкъла да этгендиле. Ай медет, аланы чачхандыла. - Былайда, Тёбен Архыз комплексде, араб тилде джазыула эмда муслиман къабырла да табылгъандыла – ол зат бизни ата-бабаларыбыз ислам дин бла да шагъырей болгъанларын бегитеди, дейди Элкъан улу. – Алайды да, алан миллетни бир кесеги муслиман болгъанды. Аны бла VII-чи-X-чу ёмюрледе Алан кючлю кърал болуб тебрейди. Аланны къылчыгъы – башчылыкъ этген къаууму – VIII-чи ёмюрден христиан динни алыб башлагъанды, X-чу ёмюрню ал сюреминде уа бу клисала ишленнгендиле. Былайда дагъыда бир затны чертерге излейме – татармонгол чабыуулну кёзюуюнде аланла, джаугъа бой бермей, джети джылны къаршчылыкъ танытыб тургъандыла.

Тарихге белгили энтда бир зат барды. Аланла джигит, чырайлы, кючлю адамла болгъандыла. Ала гуннланы заманларында Къытайгъа дери джетгендиле. Къытайны патчахы алан джашладан кесине энчи аскер къурагъанды, аланы парадда кёргюзюб тургъанды – мингден артыкъ адамны. Мени быллай сыфатлы, чырайлы, сюекли аскерчилерим барды, деб махтаннганды. Ол бизни тарихибизде болгъан затды. Анга шагъатлыкъ этген «Ю-ан-Ши» джазмады, анда къытай императорланы джашау джолларындан айтылады.

Зеленчук сууну сол джанында былайда джашагъан миллетни къабыр орунлары сакъланнгандыла – ала уллу къанга ташладан ишленнген къабырла бла кешенеледиле. Башында къаяда Исса файгъамбарны рум суратчы салгъан сураты таш бетинде сакъланнганды. Ол заманда суратчыла бояуну хансдан этгендиле.

- Бу бояулагъа Москвадан келген экспертле да сейирсиннгендиле, - дейди Умар. - Алайды да, Исса файгъамбарны сураты Xчу- XI-чи ёмюрде салыннганды. Ма былай деб айтсакъ, ол Россияда эм эски иконады. Энтда да бир затны къошайым – бу клисала бары да X-чу-XIчи ёмюрледе ишленнгендиле, христиан дин католикле бла православлагъа бёлюннгюнчю, бизни католик клисала православ диннге къатышмайдыла.

Тёбен Архыз комплексде юч клисадан сора да адамны эсин бёлдюрген бир сейир эсгертме барды – ол хыршы ташладан ишленнген орузламады, аны диаметри 88, мийиклиги да 10-11 метр болгъанды – бу джулдузла эмда кюн таякъла бла ишленген астрономия орузламады.

- Мени Ставрополь шахарда джашагъан Юра деб бир суратчы тенгим бар эди, - дейди Умар – Экибиз да танг атмагъанлай былайгъа келе эдик. Нек? Биринчи кюн таякъ июнну 22-де-24-де, кюн къайтыуну заманында, къалайгъа тийгенин билир ючюн. Башында обсерваторияда бир илму къуллукъчу, къанатлы моторчукъ ишлеб, аны бла учуб айлана эди. Бир кере мен аны къолуна фотоаппаратны береме – ол кёкден суратха алгъан эди. Алай бла, биз излеген затыбызны да табабыз – эсгертмени арасына баргъан бёлмелери болгъанлары ачыкъ болду. Бу кертиси бла да бизни ата-бабаларыбызны кюн таякъла бла ишлеген орузламалары болуб тургъанды.

Тёбен Архыз комплексни джангыртыу иш бла биринчи болуб Москвадан келген Бородин деген архитектор кюрешиб башлагъанды. Ол заманда музейни-заповедникни директору Байчораланы Мариям, Османны къызы болгъанды. (Бюгюнлюкде музей-заповедник аны атын джюрютеди). Ма аны башчылыгъы бла проектировщикле келиб, эски клиса къалаларыбызны джангыртыб башлайдыла.

- Белгилисича, республикада бу тукъум ишленнген беш клиса барды, дейди Элкъан улу. 3-сю Тёбен Архызда, 2-си да Къарачай районда. Москвадан келген археологла Сынтыда киши табалмагъан джазыуланы табхандыла. Рум тилде: «Храм обновлен в 968 году», деб джазылгъанды. Алай бла, ол барындан да эртде ишленнген болуб чыгъады, аны ал джанында гитче клисачыгъы да болгъанды, аны тюб ташлары сакъланнгандыла.

Эм уллу клиса Тёбен Архызда Шимал клисады. Иги сагъыш этиб ишлегендиле аны. Кетген ёмюрню 80-чы джылларында экспертле, тинтиб, кёб сейир затны ачыкълагъандыла. Шимал клисадан Сынтыгъа, Чууана къалагъа баргъан джолла болгъандыла. Джер тебренсе, чачылмазча алай ишленнгендиле клисала бары да. Эм сейири уа неди десенг, аны тылданын уллу чунгур къазыб, ары атланы ёлтюрюб, салыб, къумну, тытырны къуюб, беш-алты джылны тутуб, чиритиб алай ишлегендиле. Аллай тылдан кючлю болгъанды, клисала бюгюн-бюгече да оюлмай иги турадыла.

Бюгюнлюкде клисаланы ичлери акъланыб турадыла, ёзге анда-мында бурунданкъалгъан оюулары да сакъланнгандыла. Аны юсюнден археология ишле бла 26 джылдан асламны кюрешген Элкъанланы Умар былай айтады:

-Бизде кийизледе, кюйюзледе бир оюула бардыла, бу клисаланы да аллай оюулары болгъандыла. Ма ала бюгюн-бюгече да миллетибизде джюрюб турадыла. Дагъыда бир зат. Бизни ата-бабаларыбыз христиан динни алгъанларында, дин къуллукъ этиу татар тилде барыб тургъанды.

Сёзсюз да, бу комплексни къазгъанла кёб затны табыб, алыб кетгендиле. Алайды да, 123 алтындан эмда кюмюшден этилген затланы Уллу Ата джурт къазауатны аллы бла Москвагъа эмда Ставрополь шахарлагъа чыгъаргъандыла. Бизни музейде уа, ол кеч къуралгъаны себебли, джукъ да джокъду дерчады.

Элкъан улу айтханнга кёре, Тёбен Архыз комплексден буруннгу Сынты бла Чууана къалалагъа турист джолла ачыллыкъдыла. Комплекс кереклисича джарашдырылса, сёзсюз да, былайларына ким да сюйюб келликди. Ол огъай эсенг, бюгюнлюкде да Тёбен Архызны кёб турист джокълайды, анга сейирсиниу да джокъду, минг джылны мындан алгъа адамла джашаб, кеслерини ызларын къоюб кетген джерле мукъладисча тартадыла. Тарихибизни билиу, аны сакълау, аны келир тёлюлеге аманат этиу миллетибизни сыйлы борчуду.

МАМЧУЛАНЫ Дина.
Sagid 17.10.2014 01:35:21
Сообщений: 352
M_Karaketov,

Ассаламу алейкум Билал! Назир Будаев мог бы сам написать о своем желании принять участие в работе конференции, поскольку про конференцию в КБР "знает даже ленивый". Тем более персонально никто не приглашался, в том числе и те, которые намного старше уважаемого Назира. Было информационное письмо и программа. Это ты знаешь и ни мне об этом говорить.


Мурат, бизни жашларыбызгъа уллу кёллю болмагыз, артда конференцияда сёз айтсала, сизни бери киши чакъырмагъанд дерча этерге сюесе? Билиб къой, аллай затха биз унарыкъ тюйюлбюз.
Официально чакырыргъа керексиз.
ПРОСИМ ВНЕСТИ В ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ СПИСОК УЧАСТНИКОВ КОНФЕРЕНЦИИ, Журтубаева, Будаева и др. …
z2123 18.10.2014 22:12:18
Сообщений: 1513
Цитата
M_Karaketov пишет:
Назир Будаев мог бы сам написать о своем желании принять участие в работе конференции, поскольку про конференцию в КБР "знает даже ленивый".Тем более персонально никто не приглашался, в том числе и те, которые намного старше уважаемого Назира. Было информационное письмо и программа. Это ты знаешь и ни мне об этом говорить.
На такого рода мероприятия принято ПРИГЛАШАТЬ! На Конференцию приглашены люди, которые не сделали для нашей истории и тысячной доли того, что сделал Назир Будаев, что же касается самого Назира, то отношение в стиле "вам в порядке живой очереди", мягко говоря, попахивает снобизмом и недальновидностью. Желательно исправить данную несправедливость и избавиться от принципов "Нет пророка в родном отечестве" и "Бей своих, чтоб чужие боялись".

"Где, как не здесь, ты увидишь политику Всепрощения всепрощающего Человечного Человека" - Rassel

После общения с некоторыми людьми, у меня возникает стойкое чувство собственной полноценности.
Сэстренка 18.10.2014 23:07:02
Сообщений: 9475
Я думаю, было бы всем удобно, если бы дали официальный адрес, куда можно направлять письма и обращения по вопросам организации и проведения конференции.

Я самая классная на форуме))))))))))))))
Айнар 18.10.2014 23:42:37
Сообщений: 659
Цитата
Sagid пишет:
ПРОСИМ ВНЕСТИВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ СПИСОК УЧАСТНИКОВ КОНФЕРЕНЦИИ,Журтубаева, Будаева и др. …
А можно узнать кто вы есть? Вы какая то группа людей или организация? От чьего лица просьба?

"Керти байлыкъ жерди, андан къалгъаны желди" (нарт сёз)
Айнар 19.10.2014 00:00:55
Сообщений: 659
Sagid, вы вообще у Журтубаева и Будаева их мнение спрашивали? Может они не хотят участвовать в этой конференции? Насколько я помню, когда это дело только начиналось, они отказались участвовать. Просто странно получается, вы сетуете за то чтобы их пригласили на конференцию, а их самих и не спросили.

"Керти байлыкъ жерди, андан къалгъаны желди" (нарт сёз)
Sabr 19.10.2014 00:11:46
Сообщений: 7229
Цитата
Айнар пишет:
Sagid , вы вообще у Журтубаева и Будаева их мнение спрашивали? Может они не хотят участвовать в этой конференции? Насколько я помню, когда это дело только начиналось, они отказались участвовать. Просто странно получается, вы сетуете за то чтобы их пригласили на конференцию, а их самих и не спросили.
Я думаю, независимо - хотят-не-хотят - их фамилии надо поставить в официальный список приглашенных. А вдруг - изменят свое решение и приедут. Не приедут - тоже их дело. Но тогда никто не скажет, а почему их не пригласили.
Айнар 19.10.2014 00:16:02
Сообщений: 659
Цитата
Sabr пишет:
Я думаю, независимо - хотят-не-хотят - их фамилии надо поставить в официальный список приглашенных. А вдруг - изменят свое решение и приедут. Не приедут - тоже их дело. Но тогда никто не скажет, а почему их не пригласили.
Давай послушаем что скажет Сагит, ты ведь тоже должен помнить, что Махти и Назир два года назад отказались участвовать в этой работе.
Изменено: Айнар - 19.10.2014 00:17:29

"Керти байлыкъ жерди, андан къалгъаны желди" (нарт сёз)
Sabr 19.10.2014 22:04:09
Сообщений: 7229
Бу тюбюндеги джазыу сагъыш этдиреди: биз а - къарачай-малкъар халкъ - тюрк тилни алгъанмы этгенбиз, огъесе, тюрк тилли болубму джаратылгъанбыз дуниягъа? Эшта, бу соруугъа Конференцияда тюз джууаб табылса... Табылырмы экен?

Глава I. Мифы про "отуречивание" 0



Читая различные труды историков-европоцентристов можно прийти к выводу, что с самого зарождения человечества основной целью тюркских племен, народов и государств является ассимиляция нетюркских народов. В общих чертах это выглядит так:

Цитата
"Дикие кочевники" - гунны, огузы, сельджуки, татары – все они с древнейших времен занимались лишь ассимиляцией "крупных и высококультурных" нетюркских народов Передней Азии и Кавказа. Тюрки всю историю человечества "беспощадно туречили" албанцев, лезгин, талышей, курдов и армян. И лишь по этой причине сегодня большинство населения на Южном Кавказе составляют азербайджанские, а в Малой Азии - анатолийские тюрки. Одним словом, если бы не "ассимиляция" - сегодня большинством в регионе были бы ираноязычные и кавказоязычные народы.

Именно эта извращенная версия истории является главным аргументом в руках всех тюркофобов. Однако авторы подобных бредней вовсе не учитывают законы истории: ну не могут пришлые "дикие кочевники" ассимилировать "местные высококультурные" народы.

Приведем пару конкретных примеров:

Что стало с могущественными булгарскими ордами, которые создали тюркское Болгарское царство в Европе? Булгары просто ассимилировались в среде местного большинства - славян. Да, местные славяне взяли в качестве самоназвания тюркский этноним "булгар" (българ) и несомненно в их жилах течет, как славянская, так и тюркская кровь, но... Славяне не отказались ни от своего славянского языка, ни от своей славянской культуры.

Или, может, вспомним мамлюков? Тюрки-мамлюки, несколько столетий правившие Египтом. Что с ними стало? Разве не постигла их та же участь, что постигла тюрок-булгар в Европе?

Мамлюки и тюрки-булгары остались лишь в истории. А все потому, что оба этих тюркских племени-народа являлись пришельцами на той земле, где правили столетиями.

Но ведь официальная история утверждает, что тюрки являются пришельцами и на Южном Кавказе. Почему же тогда их не постигла судьба булгар и мамлюков? Что стало причиной того, что местное большинство до сих пор считает своими предками именно "тюрок-пришельцев", а не якобы "местных и древних" персов или кавказцев.

Спросим по-другому: почему до сегодняшнего дня в Азербайджане сохранились грузины, лезгины, талыши, курды – народы, волею судеб оказавшиеся под властью тюркских государств и якобы подверженные "беспощадной ассимиляции"? Как сохранились их язык и культура? Неужели тюрки не смогли их ассимилировать?

А почему тогда, согласно официальной историографии, азербайджанцы должны считать себя "потуреченными" персами? Или, может, "тюрки-пришельцы" ассимилировали народы избирательно: "местных персов" туречили, а "местных лезгин" - нет?

Что на это может ответить официальная история? Да ничего!

А все потому, что устарела теория ассимиляции, выдуманная сторонниками научного европоцентризма!

Цитата
Большая часть древнего населения Азербайджана изначально имела прототюркское происхождение. Те же кавказские албаны, каспии, массагеты с приходом сюда новых тюркских племен из числа кыпчаков и огузов, смешались с ними и сформировали огромную нацию азербайджанских тюрков.

Цитата
Меньшая же часть древнего населения Азербайджана изначально не являлась тюркской по происхождению и, несмотря на прибытие сюда в раннем средневековье новых тюркских племен, по сей день сохраняет свой язык, культуру и традиции.

Ассимиляция нетюркских народов не имела место даже в период существования самых могущественных тюркских государств – Сельджукской и Османской империй.

В той же Сельджукской империи функции государственного языка всегда выполнял фарси (персидский язык). Он же был языком поэзии. Языком же науки оставался арабский. Одним словом, знание тюркского языка в те времена даже не являлось необходимостью. Таким образом, тюркский язык никак не мог быть инструментом ассимиляции.

То же можно сказать и о культуре. Даже тюркские ученые и поэты той эпохи пользовались персидским и арабским языками, создавали свои труды и произведения преимущественно на этих языках. Так что ни о какой культурной ассимиляции также не может быть и речи.

Еще большей терпимостью к нетюркским народам отличались османские (анатолийские) тюрки. У греков, армян и других "не титульных" народов Малой Азии и Балкан существовали свои школы, сохранялась своя церковь, имелось книгопечатание. В Османской империи царила свобода вероисповедания. Среди пашей и прочих должностных лиц великого Османского государства нередко можно было встретить греков, курдов и даже армян.

К примеру ираноязычные курды как жили в древности на своих землях, так и с приходом тюрок-османов продолжали там жить. Для особо ярых сторонников теории "насильственного отуречивания" сообщим, что курды живут на этих землях по сей день, соблюдают свои обычаи, не забывают свой язык - никто из них не превратился сказочным образом в тюрка!

В поддержку всего вышеизложенного и, как пример тюркской толерантности и уважения к другим народам, приведем слова румынского историка Попеску:

Цитата
"Румынская нация сегодняшним своим существованием обязана турецкой нации. Если бы она жила под властью не Османов, а какой-нибудь другой державы, сегодня не существовало нации под названием румыны".
http://alpan.turkist.org/p/i.html#comment-form
Изменено: Sabr - 20.10.2014 02:07:55
Lami 30.10.2014 20:18:44
Сообщений: 28
ооооочень интересная тема)
Изменено: Lami - 30.10.2014 20:34:50
Shibizhi fon Purch 30.10.2014 22:34:10
Сообщений: 563
Немного "добавки" к посту Sabr(а):

ВЫБРАННЫЕ МЕСТА ИЗ КНИГИ

ДИМИТРИСА КИЦИКИСА «ОСМАНСКАЯ ИМПЕРИЯ»

Эпиграф:
Османская империя — «самое прекрасное царство в мире, воспетое учеными всего света».
Ригас Фереос, 1797, греческий революционер.

Многонациональная Османская империя — одна из крупнейших неколониальных империй с преимущественно оседлым населением, создавшим одну из величайших культур II тысячелетия н.э. Как и империей Габсбургов, ею длительное время управляла одна династия: семейство Османов сохраняло трон на протяжении 644 лет — с 1280 по 1924 г. В течение этого периода империя была срединным государством на Евразийском континенте, в то время как на Западе властвовали Габсбурги (1273-1918), а на Востоке — маньчжурская династия Цин (1644-1911). Подобно любой многонациональной империи донационалистической эпохи, она состояла из различных «неравноценных» частей. Но чтобы ее понять, бессмысленно анализировать эти части. Как писал великий мистик Мевлана Джелаледдин Руми, живший в Конье в XIII в., если слепых познакомить с животным, которого они не знают, например со слоном, то один из них, потрогав хобот, подумает, что это труба, другой, ощупав ногу, скажет, что это столб, а третий, положив руку на его спину, придет к заключению, что перед ним трон. Турецкая, греческая, армянская, арабская, еврейская, балканская, средневосточная, мусульманская, христианская истории в отдельности не могут дать представления об этой империи в целом.
К сожалению, османскую историю часто путали с турецкой. Как и в случае с ее предшественницей Восточной Римской (Византийской) империей, которую на Западе в то время предпочитали именовать Греческой, Османскую империю неправильно называли Турецкой, и османы, подобно византийцам, не соглашались с таким названием своего отечества. Эти искаженные представления в XIX-XX вв. были подхвачены турецкими националистами, которые просто хотели включить в состав своей национальной истории период многонационального государственного устройства.
Империя по определению многонациональное образование. Она — предшественник современной федеративной системы. Национальной империи не бывает. Организация любой империи требует развития двух противоположных сил: одной, стремящейся к единству, и другой, стремящейся к разнообразию. Необходимой формулой является единство в разнообразии. Всякое нарушение этой формулы как в направлении утрированной централизации, так и в направлении излишней децентрализации приводит к разрушению имперского или федеративного здания. Гегель писал: «Персы покорили многие народы, однако они уважали их особенности: следовательно, их царство может быть уподоблено империи». Так, терпимость означает для империи вопрос жизни или смерти и не имеет ничего общего с достоинствами ее главы или господствующего народа. Турецкий султан Мехмед Завоеватель исповедовал терпимость того же рода, что и грек Александр Великий, а значит, они оба испытали на себе основной закон выживания империй. Нарушение формулы влечет за собой гибель империи независимо от достоинств ее правителей. Доблестные монархи Селим III или Мехмед II в период между 1789 и 1839 г. боролись за спасение империи; однако это не дало результата, поскольку законы упадка не подчиняются воле людей, которые в силах отсрочить, но не предотвратить его.
В свете вышеизложенного мы видим, насколько абсурдна колоссальная мифология, заполонившая с XIX в. балканскую историографию, а в XX в. — арабскую, и полностью исказившая историю империи оправданием крайнего национализма. Следуя ей, любой историк от Белграда до Багдада должен превратиться в пропагандиста национализма под страхом обвинения в измене родине. Однако своим почти семивековым существованием Османская империя доказала, что долгое время она уважала формулу необходимой терпимости. Тем не менее два ее народа имели особое значение: турки и греки. Со временем они подчинили себе другие народы империи. В период упадка многонациональное равновесие было нарушено, но уже в XVIII в. структура государства османов начала приобретать черты диархии, напоминавшей австро-венгерскую диархию империи Габсбургов.
В результате такой эволюции возникли три примитивных «картинки»:
1) Запад представлял себе Османскую империю как воинственное государство — турецкое, азиатское и варварское, накинувшее ярмо на цивилизованные христианские народы Европы, которые желали лишь одного: разрушить империю и освободиться из-под турецкого ига;
2) местные нетурецкие народы, христиане и мусульмане, относились к империи как к чисто турецкому господствующему государству, препятствующему осуществлению их национальных чаяний, а греки добавили к этому свое стремление заменить турецкое государство греческим на всем пространстве Османской империи;
3) все это привело к тому, что мусульманское турецкое население стало считать империю исключительно турецким творением, порождением турецкого духа, которое попало под разрушительное влияние местного нетурецкого населения, христиан и мусульман.
Общим знаменателем этих невзыскательных представлений стало распространившееся по всему миру мнение об Османской империи как о сугубо милитаристском турецком государстве. Ученые — ориенталисты второй половины XIX — первой половиной XX в. рассматривали его как государство варварское или, по крайней мере, не созидательное, а затем, во второй половине XX в., по воле забавного переворота в трактовке исторических событий, все чаще сходились во мнении, что Османскую империю следует относить к высокоцивилизованным государствам.

Если под термином «цивилизация» подразумевается совокупность материальных характеристик общества (в противоположность понятию «культура», которое относится к комплексу духовных черт народа), то можно сказать, что существовала единая османская цивилизация, представлявшая собой часть более обширной цивилизации всего региона, расположенного между Западом и Востоком. Османская цивилизация вдохнула жизнь в многонациональное общество, где было столько же разных культур, сколько и разных наций. Эта цивилизация была не только транснациональной, но и — равным образом — трансрелигиозной. В этом смысле Османская империя отличалась от своей предшественницы Византии, цивилизация которой основывалась на преобладающем православном христианстве, однако в такой же степени она была не похожа на арабскую или иранскую империи, опиравшиеся на ислам. Благодаря демографическому составу, христианскому и мусульманскому, Османской империи в зените своей славы удалось создать уникальную систему равновесия и синтеза, из которой возникло самобытное общество: ни собственно христианское, ни мусульманское, а в основе своей османское. Таким образом, она прекрасно исполнила роль центра региона, являющегося промежуточным звеном между Западом и Востоком.

За многие тысячи лет на Евразийском континенте, где Европа представляет собой лишь один из полуостровов, сформировалось три крупных цивилизационных ареала: а) Запад, или Западная Европа, к которому сегодня принадлежат также Северная и Южная Америка, Австралия и Новая Зеландия; б) Восток, или Дальний Восток — Индия, Юго-Восточная Азия (с Индонезией) и Китай (с Кореей и Японией); в) Промежуточный регион, который относится одновременно к Западу и Востоку. Исходя из своего преподавательского опыта утверждаю, что практически невозможно найти ни одной настенной географической карты, на которой были бы представлены и Балканы, и Анатолия. На карте Европы изображены Балканы, но нет Анатолии, а на карте Среднего Востока есть Анатолия, но отсутствуют Балканы. В учебниках также если речь идет об истории Балкан, то о Турции упоминается лишь как о внешнем факторе, если же исследуется история Среднего (Ближнего) Востока, то вы не найдете сведений о Византийской империи и Балканских странах. Несомненно, века бытования предрассудков вынудили историков, и даже географов, произвольно провести вертикальную черту через Эгейское море. Привычка разделять Евразийский континент на Европу географическую, обращенную к Азии, с одной стороны, и Европу христианскую, обращенную к мусульманской Азии, — с другой, полностью исказила представления о Промежуточном регионе. Это привело к противопоставлению европейских христианских Балкан и азиатского мусульманского Среднего Востока. Однако во все времена достаточно было поговорить с путешественником или с жителем прибосфорского района Стамбула, чтобы понять неточность подобного утверждения. Впрочем, вытекающие из него политические и философские последствия были катастрофическими: как турок не имел своего законного места в Европе, поскольку был мусульманином и азиатом, так и грек не имел места в Азии, поскольку был европейцем и христианином!

На следующий день после вступления Мехмеда II Завоевателя (Фатиха) в Константинополь Георгий Трапезундский направил ему два письма, в которых убеждал султана создать «двуглавое» турецко-греческое государство. А уже в июле 1453 г., менее чем через два месяца после падения великого города, он подготовил исследование «Об истине верования христиан», которое также передал Завоевателю. В нем доказывалось, что ислам и христианство не имеют принципиальных различий и что в интересах правителя объединить обе религии под одним скипетром на основе равноправия. И хотя Мехмед II, будучи достойным императором Промежуточного региона и обладая открытым и в высшей степени склонным к синтезу умом, не мог буквально следовать предложениям философа из Трапезунда, он согласился с основной мыслью и предоставил православной церкви привилегии, которые с самого начала заложили фундамента совместного турецко-эллинского господства, продолжавшего расширяться вплоть до XIX века. Османская империя, которая подобно своей византийской предшественнице была по преимуществу страной Промежуточного региона, имела — как и ее венский аналог на Западе и пекинский на Востоке — вселенское предназначение.
В 1466 г. Георгий Трапезундский в письме, также адресованном Мехмеду II Завоевателю, выразил этот «экуменизм» в следующих словах: «Никто не сомневается, что ты по праву являешься императором римлян [византийцев]. Поскольку в действительности императором является тот, кто по закону владеет престолом империи. А престолом Римской [Византийской] империи является Константинополь: следовательно, тот, кто по праву владеет этим городом, и есть император. Не от людей, а от Бога ты владеешь вышеназванным троном, завоеванным твоей саблей: следовательно, ты являешься законным императором римлян... А тот, кто является императором римлян, является также императором всего земного шара».

В период наивысшего расцвета Османской империи, в XVI в., самым значительным культурным центром Промежуточного региона была ее столица — Стамбул. В то время художественное и интеллектуальное творчество в арабских и иранских странах находилось в состоянии упадка. «Свет цивилизации» шел из Стамбула. «Османский стиль» распространился во все края вселенной: на Балканы, в Багдад, Алеппо, Дамаск, Каир, Тунис, Алжир.

В Османской империи донационалистического периода не существовало современной концепции нации. Как и у ее византийской предшественницы, организация общества определялась религией. Тем не менее изначально свойственный империи дуалистический характер породил систему миллета, или «религиозной нации». Что касается понятия меньшинства (азинлик), то, вопреки широко распространенному мнению, оно было совершенно неизвестно в Османской империи, которую скорее следует называть корпоративным государством.

Если сравнить карту Византийской империи XI века до ее территориального раздела между франками и славянами с картой Османской империи XV века после захвата Константинополя, то, пройдя взглядом от Мистры до Трапезунда (Трабзона), мы, безусловно, обнаружим, что обе империи занимали почти одну и ту же территорию. И лишь в течение XVI века османы расширили свои владения к югу, в направлении Среднего Востока, заняв земли, завоеванные арабами у византийцев начиная с VII в., и выйдя за их пределы. Итак, в период своего расцвета (XVII в.) Османская империя по занимаемой площади превзошла Византию и полностью выполнила миссию воссоединения Промежуточного региона, который со времен античности принадлежал тому, кто овладевал его центром. Это были последовательно Персидская империя, империя Александра Македонского и, наконец, Восточная Римская империя (Византия). Создатели империи — семейство Османлы (Османов) — появились в 1280 г. не на окраине, а в самом центре Промежуточного региона, в нескольких десятках километров от Константинополя. Конечно, глядя в глубь времен, можно констатировать, что все народы, носители истории, вели завоевания от окраины к центру: это относится к ахейцам, это же касается и тюрков. Однако небезынтересно отметить, что тюрки уже проживали в Промежуточном регионе, когда в его недрах возникла местная правящая династия, которая станет преемницей политического и территориального наследия Византии. Следовательно, несправедливо воспринимать османов как чужаков, ведь они родились вблизи столицы и самым естественным образом потребовали оспариваемого многими права на преемственность. Осман-бей, основатель династии, родился около 1258 г. в Сёю-те, в 100 км к юго-востоку от Никейского озера и Мраморного моря. Незадолго до 1280 г. он унаследовал от своего отца Эртугрула небольшие владения близ Сёюта и Доманича, на границе с византийской провинцией Вифинией. Земли Осман-бея находились между призрачным Византийским государством и владениями тюркских вождей — таких же кочевников, как и он сам, также бывших подданными тюркского султана из династии Сельджукидов из Рума, столицей которого была Конья.

Не следует забывать, что тюрки-огузы, исповедовавшие шаманизм, вступили в контакт не с арабами суннитского толка, а с иранцами-шиитами, а затем с православными греками. В результате возникла собственно турецкая религия — алавитизм, представляющий собой синтез шаманизма, шиизма и православного христианства.

Если быть более точными, то тюрки-огузы познакомились с исламом благодаря иранской шиитской династии Бювейхо-гуллары (932-1055), основанной Эбу Сюджа Бювейхом. Эта династия в 945 г. завладела Багдадом, установила опеку над суннитским халифом и создала великую иранскую империю. С другой стороны, именно у этой династии родоначальник сельджукидов Тугрул-бей (Тогрул Бек) в 1055 г. отвоевал Багдад. Однако по причинам политической своевременности, а также для того, чтобы ослабить позиции своих конкурентов из династии Бювейхогуллары и узурпировать их влияние на суннитского халифа, Тугрул-бей принял решение защищать суннизм. С этого времени суннизм становится «политической» религией тюрок-сельджуков и позднее османов, в то время как в народе сохраняет свою силу алавитизм. В конце XI в., а не в XIII, как полагали ранее, после победы тюрок в битве с византийцами в 1071 г. за крепость Манцикерт (ныне Маназкерт) предки османов поселились в Западной Анатолии. На протяжении 200 лет, до правления Османа, эти тюркские народы служили тому, кто больше платил. Общественное устройство огузов подчинялось общим традициям кочевничества. Жили они в шатрах. Во главе племен стоял избранный великий хан, которому помогали знатные аристократы и принцы — беи, а также их жены. У огузских дам было «белое лицо», то есть они обладали привилегий не подвергаться воздействию солнечных лучей. Как и во всех кочевых обществах, женщины пользовались свободой, ездили верхом и занимались военными искусствами: стреляли из лука, фехтовали, овладевали навыками борьбы. Случалось, мужья молились, чтобы их новорожденный младенец оказался девочкой. Семьи были моногамными; ели конину, пили вино и кумыс — напиток из кобыльего молока. К такому обществу принадлежал Осман I — основатель династии Османов, вождь племени, жившего в двух шагах от Константинополя. Озабоченный прежде всего тем, как обеспечить своих соплеменников хорошими пастбищами и богатой добычей, Осман I был primus inter pares* в совете беев. Придворный этикет регламентировался простейшими правилами. Единственным и главным отличием Османа было то, что он являлся военным предводителем, возглавлявшим союз родов. Его кочующее правительство постоянно находилось в седле. Каждый род обладал автономией и вершил суд согласно своим собственным обычаям. Османский вождь выступал лишь в роли арбитра.

Фольклорные турецкие традиции распространились на всем пространстве Османской империи и смешались с традициями других народов региона; так, турецкие танцы каршимата и чиф-тетелли исполняются в Греции, а греческие танцы сирто и хора популярны в Турции. Что касается знаменитого театра теней «Карагёз», то независимо от своего неясного происхождения он остается наилучшим примером собственно османского фольклора. «Карагёз» обрел свое настоящее лицо в XVII в. и до сих пор радует зрителей как в Афинах, так и в Бурсе или Стамбуле. Напрасно современные националисты пытаются присвоить это явление исключительно себе и таким образом отнять его у единственного законного владельца — Османской империи.

Османское государство было основано на двойном дуализме. С одной стороны, существовал социальный дуализм: «военные» — райя (знать и верховное духовенство представляли собой особое третье сословие), с другой — религиозный: суннитский ислам (турки) — христианское православие (греки). Правящая элита («османы») состояла из класса «военных», в который входили руководители миллетов, в частности, двух основных — «турецкого» и «греческого».

С момента своего возникновения Османская империя имела двоевластную структуру, представленную двумя религиями, которая после подъема националистического движения привела к господству двух народов — турок и греков — над всей многонациональной османской ойкуменой. Большинство жителей империи относились к одному из двух миллетов: православному христианскому или суннитскому мусульманскому. До завоевания арабских стран в 1517 г., то есть пока империя находилась в состоянии подъема, численно преобладал православный миллет. После 1517 г., то есть в течение «золотого века» и в период заката, превосходство перешло к суннитскому миллету. При растущем господстве греческой олигархии в православный христианский миллет входили славяне, румыны, греки, некоторые албанцы и арабы. Когда усиливалось господство турецкой и албанской олигархии, в суннитском мусульманском миллете преобладали арабы, курды, часть албанцев и турки. Массовое обращение в ислам привело к тому, что и сегодня некоторые турки имеют греческие, как правило православные, корни, тогда как о греческом народе подобного сказать нельзя, поскольку христианский прозелитизм был запрещен. Еще в XVI, «золотом веке» империи из девяти премьер- министров Сулеймана Законодателя восемь были урожденными христианами.

Эта религиозная толерантность турок сохранялась и на протяжении веков упадка, о чем, среди прочих, свидетельствовал английский посол в Стамбуле Генри Гренвиль. В одном из своих отчетов правительству он писал, что в области религии турки проявляют особую терпимость.

Полностью прочитать или скачать книгу
Дмитриса Кицикиса "Османская империя"
можно здесь:
http://en.bookfi.org/book/1481756

Там скачиваются сразу два текста: "История Византии" Поля Лемерля и "Османская империя" Дмитриса Кицикиса.
Поскольку оба текста в свое время были изданы в одной книге.
Видимо, издатели таким образом хотели показать историю обеих империй, находившихся на территории "Промежуточного региона" (по терминологии, используемой греческим профессором Д.Кицикисом).
M_Karaketov 02.11.2014 02:01:08
Сообщений: 44

1 0

Уважаемые коллеги!Полагаю, что принадлежность этнических популяций к разного рода гаплогруппам интересная тема и необходимая работа для специалистов, Пока по карачаевцам и балкарцам материалов не так много, чтобы выстроить картину их генетического облика. Тем не менее из-за разброса мнений, связанных с числом выборок, так же как с различными взглядами на изначальную родину тех или иных гаплогрупп, необходимость работы в этом направлении очевидна. Я не биолог и мне трудно судить о наработках ученых в этой области знаний. Тем не менее мысли помещенные ув. Сагитом интересны и полагаю, было бы правильным если бы он направил заявку с темой выступления. Но это необходимо сделать в течение 1-2 дней. С ув. М.Каракетов
Новенькая 03.11.2014 19:03:13
Сообщений: 96
Интересно, интересно.. Кстати, про гены, пальцем незадавимые... работа Дэвида К. Фокса (David K. Faux) "Культура курганов в Скандинавии. Генетическая Связь Норманов Эры Викингов со Средней Азией: Оценка Y–хромосомы ДНК, Археологических, Исторических, и Языковых Доказательств" содержит не менее 7 упоминаний об Аланах. Вот парочка:

"..К 362 г. Римская империя была в зените. Однако, “варварские” орды, которые включали Остготов, поклевывали фланги империи. В это время Остготского империи простиралась от Южной Швеции по коридору на юг по обе стороны реки Виста (Висла?) в Польше до Крыма на Черном море, и на восток до реки Дон. Эти потомки Шведских Готов заимствовали образ жизни своих соседей с лошадьми в центре, и, таким образом культурно были неотличимы от Азиатов. Между тем Аланы занимали треугольник земли зажатый между Черным и Каспийским морями к югу от Дона до Кавказских гор и Каспийского моря, где сегодня находится Азербайджан, Остготы были на севере вдоль западной излучины Дона, и прямо напротив на востоке за рекой были Хуны, которые быстро “материализовались” и нажимали на оба народа. Это была формула готовая возгореться.."
"...Видимо, в древности многие народы Запада тоже довольно активно используется этноним “Ас” для народов Востока. Таким образом, “в Скандинавской мифологии Асы было имя основной группы богов, и в то же время было отмечено, что Асы пришли из Азии, намекая на идентичность слов Асы и Азия.” Тюркские народы Средней Азии (возможные потомки Хунов), отмеченые в разделе о генетике были известны, по крайней мере с седьмого века, и как Киргизы и Асы. Аланы также были известны под этим именем Ас."

Кстати, к оргсовету Конференции: по какой причине вышеозначенный автор вами не был замечен или это я не заметила его в числе участников и гостей в списке на 1 стр. темы?
кеме2 04.11.2014 11:32:34
Сообщений: 382
Надо бы пригласить ученого из Уфы Муратова Булата Азаматовича. Он разбирается и в ДНК и в истории.

http://kavfoto.ipb.su/index.php?
Azamat_SPb 08.11.2014 02:21:14
Сообщений: 2229
Удалял я.. Просьба не отклоняться сильно от темы.

.
Bulat 14.11.2014 11:04:51
Сообщений: 45
Кеме, так меня пригласили ещё летом, но у меня к сожалению нет времени, участвовать даже как сторонний наблюдатель (без тезисов и т.д.) в конференции по КБ. Я не отправлял никаких тезисов на конференцию.

Просто пишу тебе ответ, потому что был удивлен, что для некоего осетина Cogo - в его комментах с сайта Переформат.ру - отсутствие меня в списках участников конференции стало источником его радости :). Интересные он выводы сделал почему некоторых фамилий нет в списке.

Правильно говорят хочешь узнать человека... Ну продолжение вы знаете.

А по поводу карачаевских R1a-CTS1806 вы знаете мою точку зрению - это потомки массагет-алан.

P.S. В интернете полно информации где осетины пишут про карачаевцев-балкарцев, и наоборот.

Но, у меня сложилось собственное мнение, как и у каждого человека, какие на самом деле по характеру и в целом - осетины, карачаевцы и балкарцы. Осетин Cogo пополнил мои знания об осетинах и их характере и манере общаться, теперь я осетин как народ - знаю лучше, благодаря в т.ч. осетину Cogo.
Читают тему (гостей: 2)

Форум  Мобильный | Стационарный