Расширенный поиск
30 Апреля  2024 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Эл бла кёргенинг эрелей.
  • Рысхы – насыбха къор.
  • Къызын тута билмеген, тул этер, джашын тута билмеген, къул этер.
  • Байлыкъдан саулукъ ашхыды.
  • Намысы джокъну – дуниясы джокъ.
  • Таула не мийик болсала да, аууш табылыр.
  • Ётген ёмюр – акъгъан суу.
  • Адебни адебсизден юрен.
  • Билим насыб берир, билим джолну керир.
  • Къолу уллу – асыу, аягъы уллу – джарсыу.
  • Ишленмеген джаш – джюгенсиз ат, ишленмеген къыз – тузсуз хант.
  • Къая джолда джортма, ачыкъ сёзден къоркъма.
  • Ёлюк кебинсиз къалмаз.
  • Иги адамны бир сёзю эки болмаз.
  • Хантына кёре тузу, юйюне кёре къызы.
  • Тил – кесген бычакъ, сёз – атылгъан окъ.
  • Терслик кетер, тюзлюк джетер.
  • Акъылсызны джууукъгъа алма, акъыллыны кенгнге салма.
  • Билимли ёлмез, билимсиз кёрмез.
  • Эллинг бла джау болсанг да, юйюнг бла джау болма.
  • Ачыкъ джюрекге джол – ачыкъ.
  • Тин – байлыгъынг, терен саулугъунг.
  • Ата Джуртуму башы болмасам да, босагъасында ташы болайым.
  • Ургъан суудан башынгы сакъла.
  • Ана къойну – балагъа джандет.
  • Джаш болсун, къыз болсун, акъылы, саны тюз болсун.
  • Суу кетер, таш къалыр.
  • Таш бла ургъанны, аш бла ур.
  • Биреуге кёлтюрген таягъынг, кесинги башынга урур.
  • Кёзю сокъурдан – къоркъма, кёлю сокъурдан – къоркъ.
  • Байны оноуу, джарлыгъа джарамаз.
  • Джарлы джети элни сёзюн этер.
  • Джетген къыз джерли эшекни танымаз.
  • Арпа, будай – ащды, алтын, кюмюш а – ташды.
  • Мухар, кеси тойса да, кёзю тоймаз.
  • Аманны эки битли тону болур, бирин сеннге кийдирир, бирин кеси киер.
  • Байма, деб да, къууанма, джарлыма, деб да, джылама.
  • Эски джаугъа ышанма.
  • Аманнга да, игиге да оноусуз къатышма.
  • Мал кёб болса, джууукъ кёб болур.
  • Кёзюнде тереги болгъан, чёбю болгъаннга кюле эди.
  • Кёзню ачылгъаны – иги, ауузну джабылгъаны – иги.
  • Иги сеники эсе да, сюйген кесимикин этеме.
  • Юреннген ауруу къалмаз.
  • Битмегеннге сакъал – танг.
  • Ёлген ийнек сютлю болур.
  • Ашаса, ашамаса да, бёрюню ауузу – къан.
  • Сакъламагъан затынга джолукъсанг, не бек къууанаса, не бек ачыйса.
  • Адамны бетине къарама, адетине къара.
  • Ашхы адам – халкъ байлыгъы, ашхы джер – джашау байлыгъы.
Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

Страницы: 1
ВЛИЯНИЕ ОБРАЗОВАННОСТИ НА ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ
 
До последнего времени считалось, что на продолжительность жизни, сохранение молодости и здоровья человека в основном влияют три фактора: наследственность, образ жизни и экология. Однако ученые пришли к выводу, что умные и образованные живут дольше и меньше болеют. Продолжительность жизни людей с высоким уровнем образования на порядок выше, чем у малообразованных, и использование интеллекта значительно влияет на состояние здоровья людей. Оказывается, мозг без нагрузки стареет гораздо быстрее, что отражается и в целом на организме.

Ученые из Совета по медицинским исследованиям Британии проследили за состоянием здоровья 1347 мужчин и женщин, живущих в Шотландии. Ученых волновал вопрос: влияет ли уровень IQ на состояние здоровья и продолжительность жизни. Для этого с 1987 года в течение 17 лет оценивалось состояние здоровья шотландцев в возрасте 56 лет. Исследование показало явную и существенную взаимосвязь между уровнем IQ и состоянием здоровья человека. И причина не только в том, что образованность определяет поведение человека, которое зачастую является причиной заболеваний, но само по себе является условием повышающим продолжительность жизни. Таким образом, образованность является фактором положительно влияющим, как на качество жизни, так и на её продолжительность.

Исследователи из Университетского колледжа Лондона убедительно заявляют, что высокий уровень образования увеличивает продолжительность жизни на молекулярном уровне, в то время как малообразованные люди практически обречены на быструю старость. Учёные занимались исследованием теломеров с помощью более чем 4 сотен добровольцев различного пола, возраста и образования. Теломер – это часть ДНК, которая определяет скорость старения организма, открытие теломеров в 2009 году было отмечено Нобелевской премией. Результаты исследования оказались однозначными: независимо от пола и материального благосостояния - теломеры у образованных людей имели большую длину, в отличие от людей с низким уровнем образования. И этот факт стал базой для вывода о влиянии образования на длительность жизни.

Масштабное исследование провел Британский совет. Под контроль была поставлена 1 тысяча человек из разных социальных групп и профессий. Выяснилось, что смертность людей к 60 годам, которые всю жизнь постоянно занимаются интеллектуальной деятельностью, в 4 раза ниже в сравнении с теми, чей мозг не испытывал особой нагрузки.

Зависимость продолжительности жизни от уровня интеллекта и образованности подтверждают и данные исследований американских ученых Гарвардской медицинской школы. Медики исследовали 862 человека, у которых в детстве IQ был выше 135. В этой группе продолжительность жизни повышалась в прямой зависимости от уровня интеллекта. У тех людей, чей IQ достигал 150, она была выше на 44%, чем у обладателей IQ, равного 135. Чтобы окончательно убедиться в этой зависимости, ученые изучили также влияние других факторов – материального положения, уровня доходов, положения в обществе - на продолжительность жизни. Оказалось, что именно уровень образованности влияет на продолжительность жизни вне зависимости от социальных факторов.

Около 30-ти лет назад ученые Гарвардского университета взяли под контроль группу из 700 семилетних детей. Было обследовано здоровье и одновременно проведен тест на умственное развитие. Наблюдения не прерывались, и недавно были обнародованы результаты второго осмотра. Исследования показали прямо пропорциональную зависимость улучшения здоровья от уровня образования и использования интеллекта, те, кто демонстрировал более высокие умственные способности, во взрослом возрасте стали отличаться более крепким здоровьем.

Другая группа американских ученых также проводила исследования в этом направлении. Ученые исследовали данные о продолжительности жизни 3,5 млн. американцев и пришли к выводу, что разница между продолжительностью жизни людей с разным уровнем образования не только очевидна, но и увеличивается с каждым годом. В основу исследования легли данные по смертности 3,5 млн. американцев в период с 1993 по 2001 годы. По данным ученых в рассматриваемый период снизилась смертность среди белого и темнокожего мужского населения страны (на 25% и 36% соответственно) закончивших как минимум колледж (получивших степень бакалавра).
Показатели по различным странам, так же свидетельствуют, что более высокая продолжительность жизни - в странах с наиболее более высоким уровнем образования: Норвегия, Япония, Швеция, Канада, Исландия, Британия, США и др., а наименьший - в тех странах, в которых низкий уровень образования – Зимбабве, Свазиленд, Нигер, Чад, Ангола, Замбия и др.

Анализ исследовательских данных в России показывает, что на каждый дополнительный год обучения смертность снижается в среднем на 8%. Были изучены биографии самых известных ученых различных областей науки. В выборку вошли великие зарубежные и отечественные учёные, академики Академии наук СССР, жившие в прошлом веке и умершие до 1989 г. Полученные данные показательны: средняя продолжительность жизни учёных составила 80 лет.
Исследователи подчеркивают: важна постоянная интеллектуальная нагрузка, а не просто высокий уровень интеллекта, который дается изначально. И перефразируя известную поговорку, можно сказать: Век учись – век живи!

По материалам интернета.
Изменено: Баксанец - 15.07.2014 13:28:53
Этимология этнонимов Ас и Алан
 
Факты, обнаруживающиеся в связи с рассмотрением вопроса происхождения и распространения этнонимов ас и алан, как и все другие реальные факты, никакой почвы для позиции сторонников ираноязычия не оставляют. Как не старались иранисты, но за 100-150 лет, никаких объяснений, заслуживающих серьёзного восприятия, по поводу происхождения этих этнонимов на основе иранских языков они не смогли представить.

Этнонимы «ас» и «алан» у иранских народов не зафиксированы и не бытуют, кроме названия карачаево-балкарцев ассон (ас) у осетин, и названия одного рода алан у курдов. Известно, что тюрки приняли участие в этногенезе многих народов. Вероятно, что какое-то количество аланов приняло участие в формировании одного рода курдов: это предположение тем более верно, что в курдском языке полно тюркских заимствований. В тоже время этнонимы ас и алан существовали и сейчас имеются у многих тюркских народов. Карачаевцы и балкарцы, единый этноним – аланы. Название карачаево-балкарцев в устах соседей на Кавказе: мингрелы называют – алани, горно-грузинские народы – овс (Марр Н.Я., Шанидзе А.Г.), осетины называют – ассон (ас). Алтайские рода - Дьети ас, Байлаг ас, Тёрт ас; казахское племя - ас; узбекское племя ас; киргизское племя ас; чагатайское племя ас; ногайские рода - Тарту уллу ас, Дер гулли ас, Шомишли ас; башкирский род – ас; этноним ас, приведенный Будаговым в кипчакско-огузском памятнике ХII-ХVI вв., в «Книге пояснений к тюркским языкам» - среди названий тюркских племен приведен этноним ас. Казахское племя Элан; туркменское племя Алан. К этому списку также можно добавить следующие тюркские народы с этнонимом ас (Энциклопедия народов России, г. Москва, 1994г): суy-ас, т.е. водные асы - самоназвание чувашей. Тёлес (руссификация от тюркского таулу ас – горный ас) - племя в составе южных алтайцев. Караг-ас - Черный ас, старое название микро-тюркского народа Южной Сибири. Чыстанг-ас - Таёжные асы, этническая группа в составе хакасов (сам этнотермин хакас происходит от имени кыргыз в китайском звучании «хягас»).

В.Ромадин, готовивший к изданию труды В.В.Бартольда, основываясь на том, что в сочинении VII в. «Бадаи ат-таварих» киргизы называются асами, этноним «киргиз» этимологизирует, как состоящий из двух слов: кырк ас (сорок асов) и связывает с этническим или географическим термином аз, ас или ус. Данная этимология этнонима кыргыз, с учётом закона сингармонизма тюркской фонетики - совершенна верна.

В рунических памятниках асы зафиксированы как тюркские племена и представлены как ветвь тюрков-тюргешей (Бартольд В.В., 1968, 204) и киргизов в долине реки Чу (Бартольд В.В., 1963, 492). Основа ас по всей вероятности, имеется в составе тюркских этнонимов буртас и барлас.
Этноним азер происходит от ас-эр - асский мужина, асский человек (компонент – ар, эр, ир, характерен для многих тюркских этнонимов: хаз-ар, болг-ар, сув-ар, тат-ар, миш-ар, канг-ар, сав-ир и др.).

Болгары по-другому назывались асами (жену Андрея Боголюбского, болгарку, называли «княжна ясская»). Рядом с болгарами-асами жили племена су-ас (речные асы). Древние соседи татар - марийцы и сейчас называют их этнонимом су-ас, а современных чувашей – суасламари.

Таким образом, этноним ас с различными фонетическими вариантами широко применялся для обозначения тюркских племён. В древности этноним ас, как название тюркских народов использовался и у западных народов. Так, в скандинавской мифологии асами называли основную группу «богов», в то же время утверждалось, что асы происходят из Азии, намекая на идентичность слов асы и Азия (Мифы народов мира, 1980, 120).

Одним из доказательств тюркоязычия скандинавских асов является тот факт, что с предводителем асов - Одином скандинавы связывали появление у них рунических письмен, подобных более древним руническим письменам тюрков (ареал распространения тюркской руники охватывает огромную территорию - от Дуная до Дальнего Востока).

Являются карачаево-балкарскими и имена асских предводителей, воевавших с Тамерланом в XIV веке (Шерефетдин Иезди): Бурикан (Бёрюкъан – С волчьей кровью), Буриберди (Бёрюберди – Данный волком), Пулад (Болат - Сталь), Тауса (Тауас – Горный ас), Кулы (фамилия Кулиевых Чегемского ущелья Балкарии?). Наличие в Балкарии крепости Болат-Къала, разрушенного в XIV веке (Батчаев В.М., 2004), свидетельствует о местах сражений средневековых балкарцев - асов с войсками Тамерлана.

Часто, где в русских сказках говорится: «Здесь русским духом пахнет», в карачаево-балкарских великаны-эмегены, зайдя в своё жилище, и почуяв спрятавшегося героя повествования, говорят: «Ас ийис, адам иис!» - «Асский запах, человеческий запах!».

Также хотелось бы отметить, что исходя из различных данных (письменных, археологических, этногеографических), представляется надёжным один вывод, что средневековые этнонимы – аланы, асы, болгары – названия одного и того же народа, в разных письменных источниках. Аланы – те же болгары. Так, древнее тюркоязычное население Восточной Европы - в Крыму, на Северном Кавказе и Поволжье, народы известные, как аланы, болгары, хазары, волжские булгары, осознавая своё этническое родство, иногда использовали один общий этнотермин – Барсилия или Барс эль – Страна барсов, Народ барса.

Наиболее серьёзное, логически и фактически обоснованное объяснение происхождению термина «скиф» представил И.М. Мизиев («История рядом», 1990). Известно, что слово «скиф» - русская традиция использования греческого скит/скут, которое само, по всей вероятности, восходит к древнему переднеазиатскому названию скифов – ашкез/ашкуз. По распространённой фонетической закономерности - фонемы з/с переходят в д/т, что мы и видим на примере ашкез/ашкуз – скит/скут. Шипящих звуков в греческом языке нет, поэтому ш перешло в с; начальные гласные чужого языка иногда выпадают как, например, в слове Ыстамбул – Стамбул. Иными словами, греческое название скифов - скит/скут заимствованно из переднеазиатских языков. А переднеазиатские названия скифов - ашкез/ашкуз, в свою очередь, являются несколько измененными формами тюркского этнонима - ас-киши (асский человек, ас).

Этноним «ас» сохранился в названиях родов и подразделений многих тюркских народов. С учётом наибольшей известности данного этнонима в древний период, и тем фактом, что из всех общих этнонимов в среде тюркских народов этот является самым распространённым, как по широте ареала, так и по количеству тюркских народов, сохранивших данный этноним, можно констатировать то, что этноним «ас» – древнейший и общий этноним всех тюркских народов. К этому тюркскому этнониму восходит и название части света – Азия/Асия.

Что касается вопроса этимологии тюркского этнонима «ас», то правильное направление для её определения представил татарский исследователь, доктор философских наук из Санкт-Петербурга, профессор Р.Х. Бариев, который в своей книге «Волжская Булгария: история и культура» привёл следующее свидетельство: «Когда булгары с Нижней Волги и Дона встречались с русскими, последние спрашивали: «Кто вы такие?» На что первые отвечали: «Без ас кешелэре», т.е. «Мы низовские люди». Поэтому булгарское слово «ас» русские точно перевели на свой язык: «низовские». Отсюда и летописные асы (ясы)».

При рассмотрении на историко-лингвистическом интернет-форуме "Аланла" всех возможных вариантов толкования данного этнонима, талантливый исследователь из Карачаево-Черкесии - Альберт Катчиев, базируясь на данных словарного фонда различных тюркских языков (на которых слово ас значит «низ», «низина»), поддержал верность версии Р.Х. Бариева, что подтверждается важным аргументом: действительно, территорией формирования пратюркской - древнямной (курганной) культуры являются низовья Северного Прикаспия. «Большая советская энциклопедия» об этой географической территории сообщает следующее: «Прикаспийская низменность. Низменность, расположенная на северном побережье Каспийского моря, на Ю.-В. Восточно-Европейской… равнины (РСФСР) и в Западном Казахстане. Включает дельты рр. Волга, Терек, Сулак, низовья Урала и Эмбы. Основная часть П. н. соответствует глубокой тектонической впадине на юго-восточной окраине Восточно-Европейской платформы - Прикаспийской синеклизе».

Таким образом, древнейший этноним тюркских народов ас-киши (ас) значит «люди с низовий». В этом этнониме отразилась особенность территории, где сформировались древние тюрки.

Также, при всех стараниях «сторонников ираноязычия» алан, осталась нерешённой проблемой - этимология этнонима алан не только с иранских, но также и со всех индоевропейских языков. На основе тюркских языков, при наличии многих альтернативных вариантов, наиболее логичной представляется этимология этнонима «алан» на основе тюркского корня «ала» – пёстрый, пегий (иногда выражающее и понятие светлого). С прибавлением аффикса -ан, как, например, в слове колан (разноцветный) или с прибавлением слова "ан", "анг" (живое, зверь), как, например в слове аслан (лев). И, таким образом объяснение этнонима «алан» связано с тем, что оно является табуированным именованием барса. В древности названия тотемных животных зачастую скрывались и менялись на другое название, отражающее какой-либо признак животного. К примеру, снежного барса в соответствии с его характерной светло-пятнистой мастью можно называть «ала ан», буквально - «пегий зверь». К примеру, на казахском языке барсёнок называется "алан". (Б. Герольд «Гармония духа», 2003.). Слово "алан" по структуре и словообразованию находится в одном ряду с такими тюркскими зоонимами с компонентом -ан, -анг - зверь, как аслан – лев, къаплан – тигр, джилан – змея и т.п. С учётом того, что Алания называлась и Барсилией (Страной барсов), данная этимология представляется наиболее верной.
Изменено: Баксанец - 11.07.2014 03:15:43
АЛАНЫ (КАРАЧАЕВО-БАЛКАРЦЫ), КИПЧАКИ (НОГАЙЦЫ), ОРДЫНЦЫ (КАЗАХИ), Сообщение Бин Аль Асира (XIII век), как свидетельство ошибчности мнения о влиянии кипчаков на этногенез карачаево-балкарцев.
 
Карачаево-балкарцы – один из древнейших народов Кавказа, этнические территории которого расположены в исторической Алании. По расе относятся к центральному кластеру кавкасионской расы, по этнокультуре являются классическим кавказским народом с четко определяемыми тюркскими корнями. В частности, карачаево-балкарцы обладатели самого архаичного тюркского языка (Боровков, Алиев). Сохранились отголоски древнетюркской религии – Тенгрианства. Традиционный хозяйственно-культурный тип, характерный для большинства тюркских народов, связанный главным образом с отгонным скотоводством. До революции, по данным «Абрамовской комиссии» карачаево-балкарцы были самым богатым по скотоводству этносом Северного Кавказа. Прекрасно известны, прославленные специалистами и путешественниками, карачаевские горные породы лошадей и овец. Национальная одежда: кёлек, кёнчек, чепкен, джамчи, гебенек, бёрк, къалпакъ, бокка, башлыкъ, джаулукъ, джыйрыкъ, ышымла и др., декоративно-прикладное искусство (к примеру, тюркский орнамент, распространившийся и у соседних народов); традиционная пища; древняя руническая письменность на территории расселения карачаево-балкарцев.

Лингвистический (в т.ч., топонимический) и этнокультурный материалы Центрального и Западного Кавказа свидетельствует о том, что в древности тюркоязычные предки карачаево-балкарцев оказали значительное влияние на этногенез и этнокультуру соседних народов. Как известно, язык – летопись народа: у всех соседних народов наличествуют многочисленные лексические заимствования из аланского (карачаево-балкарского языка), это термины, относящиеся практически ко всем сферам жизни.

Если в довоенное время изучению истории карачаево-балкарцев не уделялось практически никакого внимания, то в 60-ые годы XX века была представлена слабо обоснованная гипотеза, состоявшая в том, что карачаево-балкарцы сформировались на основе - 1) кавказоязычных племён, 2) «ираноязычных алан» и 3) половцев-кипчаков, бежавших в XIII веке от монголо-татар, якобы, в горы Алании. И третьим пунктом объяснялось наличие тюркского языка у карачаево-балкарцев.

Относительно, более или менее, соответствующей действительности в этой концепции была только первая часть - про кавказский субстрат; вторая, касаемо алан, некорректна в плане их языковой атрибуции; а третья, про кипчаков является анахронизмом, не имеющим никакого отношения к реальности. Так, у всех народов, в этногенезе которых действительно приняли участие кипчаки-половцы (к примеру, ногайцы, казахи, каракалпаки, башкиры и др.), их название сохранилось, в карачаево-балкарском же ономастиконе, вообще, не зафиксирован этноним "кипчак". Что касается сравнения особенностей языка то, из сохранившихся письменных источников, известно, что язык предкавказских кипчаков был «йокающим» языком, аналогичным ногайскому, а карачаево-балкарский является «джокающим» тюркским языкам. Карачаево-балкарский – это оригинальный и архаичный тюркский язык, который по своим особенностям ни от одного другого известного тюркского языка не мог произойти.

Помимо лингвистической составляющей, демонстрирующую ошибочность концепции влияния кипчаков на этногенез карачаево-балкарского народа, есть и другой важный вопрос, который можно сформулировать следующим образом: «Какие вообще имеются реальные основания, чтобы говорить о том, что некогда кипчаки массово заселили ущелья средневековой Алании, в результате чего там могла произойти поголовная ассимиляция «ираноязычных алан»? Когда и как это произошло»?

Следует сразу отметить, что гипотеза о проникновении кипчаков-половцев в горы Алании и их участии в этногенезе карачаево-балкарцев базируется только на одном, тенденциозно интерпретированном сторонниками ираноязычия алан, сообщении арабского автора XIII века - Бин аль Асира, в котором упоминается о кипчаках Восточной Европы, уходящих в некие «горы» от, надвигающихся со стороны Северного Кавказа монголо-татар. Но у него не говорится о том, в какие именно горы уходили кипчаки, не говорится о том, что эти «горы» вообще на Кавказе. Более того, из текста сообщения проявляется вполне логичный вывод о невозможности подобной трактовки.

Бин аль Асир сообщает только о том, что кипчаки «которые были далеко», услышав о разгроме предкавказских кипчаков, стали уходить в различных направлениях. Ещё дальше от, наступающих со стороны Северного Кавказа, ордынцев, в т.ч. и в некие горы: «И те из кипчаков, которые были далеко, услышав эту весть, бежали без боя и удалились; одни спрятались в болотах, другие в горах, а некоторые ушли к русским».

Возможно ли из данного сообщения делать вывод о том, что кипчаки бежали именно в кавказские горы, и при этом в аккурат к аланам? Вряд ли. Тем не менее, сторонники ираноязычия алан, пытаясь в рамках надуманной концепции объяснить реальное тюркоязычие исторической Алании, настойчиво и без каких-либо реальных оснований, утверждают, что кипчаки уходили именно в горы к аланам, и что, якобы это привело к ассимиляции аланов на большей части территории Алании. Но, как видно из текста сообщения Бин Аль-Асира, такой вывод совершенно не получается. Да, и с какой бы стати кипчаки бежали от ордынцев к аланам, с которыми они только накануне нарушили военно-политический союз, в результате которого аланы потерпели поражение от ордынцев?! И логично предположить, что аланы, считая кипчаков виновниками своего поражения, при встрече не прочь были бы, мягко говоря, предъявить претензии по этому поводу. Разумеется, это прекрасно понимали и кипчаки, а потому у них желания искать убежища у тех, кого они только накануне оставили одних на поле сражения, явно не возникло бы. Учитывая же тот факт, что равнинная территория алан была занята войсками монголо-татар, исключена и возможность того, что кипчаки, отступая от ордынцев, могли прийти в горы к аланам. Такое утверждение равносильно утверждению, что кипчаки, отступая от ордынцев, шли прямо к ним навстречу. А это есть очевидное противоречие здравому смыслу.

Также, позицию сторонников проникновения кипчаков в горы Алании опровергает и сообщение фламандского монаха Гильома де Рубрука, который в 1253-1255 годах с дипломатической миссией совершал путешествие в Орду. Его информация свидетельствует о том, что и через три десятка лет после событий, описанных Бин Аль-Асиром, аланы с гор продолжали досаждать ордынцам, и ни о каких кипчаках, проникших в горы и занимающихся ассимиляцией аланов, там и речи нет: «Аланы на этих горах все еще не покорены, так, что из каждо­го десятка людей Сартака (правнук Чингисхана) двоим, надлежало караулить гор­ные ущелья, чтобы эти аланы не выходили из гор для похище­ния их стад на равнине».

По причине, упомянутой в свидетельстве Рубрука, блокировки выходов с ущелий, даже при большом желании кипчаков, возможность пробраться в горы к аланам оставалась бы для них неосуществимой мечтой. Принимая во внимание особенности ландшафта данной территории, предположение о проникновении кипчаков в горы Алании является совершенно несерьёзным, и подобное может говорить тот, кто не имеет никакого реального представления о предмете разговора. При блокировке входов в ущелья со стороны северокавказской равнины, ландшафтно-географический фактор исключает возможность свободного проникновения какой-либо, более или менее значительной группы людей в горы Алании.

Для демонстрации же и некоторых других сторон несостоятельности кипчако-ассимиляторской гипотезы, представим уже чисто абстрактное, теоретическое проникновение кипчаков в горы Алании. Но и здесь, снова возникают несколько естественных вопросов, к примеру:

1. Какое огромное количество степняков-кипчаков, не имевших адаптации к хозяйствованию в горных условиях, должно было проникнуть в самую высокогорную часть Кавказа, для столь успешной лингвистической ассимиляции аланов, которых и самих было не мало, так что для защиты от них даже ордынцы вынуждены были держать у входов в ущелья, в качестве караула 20% своего войска?!

2. Как могло произойти так, что обитатели большей части исторической Алании - карачаевцы и балкарцы, сохранив свой кавказский антропологический тип, кавказскую этнокультуру и т.п., могли подчистую утерять только прежний, якобы, иранский язык и приобрести свой совершенно иной, чистейший тюркский язык однообразный во всех ущельях Карачая и Балкарии?

Здесь важно отметить, что аланы до погромов Тамерлана в XIV веке были самым многочисленным и влиятельным этносом Северного Кавказа, вследствие этого, исконные этнические территории их прямых потомков - современных карачаево-балкарцев, в сравнении с другими кавказскими народами, занимают самые протяжённые пространства вдоль Кавказского хребта. Карачаево-балкарские субэтнические группы - карачаевцы, баксанцы, чегемцы, холамцы, безенгийцы, балкарцы, живущие в горных ущельях Западного и Центрального Кавказа, несмотря на, существующую в протяжении уже многих веков ландшафтную изолированность высочайшими горами Кавказа, являются одним народом, с единым этногенезом, языком, этнокультурой и менталитетом. Чего естественно не было бы в случае, если бы карачаево-балкарский этнос формировался в результате ассимиляционных процессов в условиях изолированных друг от друга ущелий.

3. Так же, как объяснить полнейшую утерю родного языка на своей же территории, из-за неких беженцев, таким гордым и патриотично настроенным народом, как аланы? Обширный исторический материал, по которому можно судить о менталитете аланов, совершенно не даёт повода для предположений о безразличном отношении к своей этнической самоидентификации, из-за которой бы они могли расстаться со своим языком. В целом, этому противоречит исключительная консервативность, традиционно присущая всем кавказцам.

Если отойти от рассмотрения надуманной кипчако-ассимиляторской гипотезы в этногенезе карачаево-балкарцев, то прекрасно известно, что предкавказские половцы-кипчаки были основой этногенеза ногайского народа. И, собственно, ногайцев логично ассоциировать по всем этнокультурным, языковым и территориальным характеристикам с кипчаками-половцами Восточной Европы. Но к карачаево-балкарцам кипчаки прямого отношения не имеют, не иначе, как родственный в рамках северо-тюркской общности, но, другой народ.

Чингисхан же и его народ не имеют никакого отношения к халха (монголоязычное население современной Монголии: этноним «монголы» стал использоваться в их отношении с XIX в), калмыкам и бурятам. Народ Чингисхана, если по-современному – казахи, и рода, первыми вошедшие в союз, и начавшие движение номадов, возглавляемое Чингисханом – джалаиры, кереи, аргыны, найманы и др., до сих пор существующие, известные большие казахские рода. И в контексте нашей темы, следует подробнее остановиться на вопросе этнической идентификации его народа, смысле терминов и идеологии империи Чингисхана.

Примитивно представлять этого талантливого политического деятеля и полководца средневековья, как некоего, одержимого жаждой власти и богатства, амбициозного завоевателя не стоит. Таковых в степи (и не только в степи) было немало, а чтобы снискать поддержку многих необходимо было это заслужить. Для чего нужно было представить и некую универсальную идею, за которой пошли бы многие. И не только элементы, жаждущие обогатиться за счёт завоеваний, но, и скажем так - люди с вполне нормальными принципами, при этом, даже с других народов, как это и было...

Личность и мировоззрение Темучина (китайское фонетическое оформление, на тюркском - Темирчи/Темирши – Кузнец) - будущего Чингисхана зрела в условиях, где даже родственные между собой рода из-за отсутствия политического единства, уничтожали друг друга в фактически бессмысленных междоусобных войнах. Данная ситуация, судя по всему, совершенно не устраивала Чингисхана. В результате, у него сформировалась политическая и мировоззренческая идеология, выраженная в лозунге «Нет стран - нет войн!» и в другой формуле «Один мир - один правитель!».

Таким образом, Чингисхан начал движение с целью объединения людей со всеми их национальными и религиозными особенностями в рамках единого государства. Некоторое представление о намерениях Чингисхана складывается, к примеру, из его письма к правителю Хорезма:

«Купцы являются опорой страны. Это они привозят владыкам диковинки и драгоценности, и нет нужды препятствовать им в этом. Я, со своей стороны, не намерен мешать нашим купцам торговать с вами. Надо, чтобы мы оба действовали совместно ради процветания наших краев. Поэтому мы приказали, чтобы отныне между всеми странами на земле установился мир, чтобы купцы безбоязненно направлялись во все края. Богатые и бедные будут жить в мире, и благословлять Бога».

Изначально политика Чингисхана была в виде призывов к правителям о мирном сотрудничестве. Но, уже в самом начале она наткнулась на невменяемые местнические интересы, религиозный фанатизм и т.п. И потому, без всяких иллюзий, прекрасно понимая, что «добро должно быть с кулаками», Чингисхан укреплял своё государство на традициях строительства предшествующих тюркских империй. Также сформулировал обязательные для всех граждан его страны государственные законы известные, как «Яса» или «Джасак», организовал прекрасно оснащённую и дисциплинированную армию, отменную дипломатическую службу (что, кстати, было продемонстрировано и при расстройстве союза кипчаков и алан).

Чингисхан не начинал военных действий, предварительно не направив посольства, разъясняющего их цели. Если другая сторона принимала их предложение, то всё заканчивалось сравнительно благополучно: Орда брала на себя обязанности по организации защиты, вновь присоединившейся территории, предоставлялось право свободной торговли на всей территории империи и безопасность караванных путей. Также гарантировалась свобода вероисповедания, в «Ясе» было предписано: «Уважать все исповедания, не отдавая предпочтения ни одному, дома Божии и его служителей, кто бы ни был – щадить, оставлять свободными от налогов и почитать их».

Единственно, в этой стране и народ Чингисхана, и остальные обязаны были платить годовой налог – десятину, и признавать верховенство политической власти единого правителя. При отказе от вхождения в состав государства Чингисхана, мощь самой боеспособной армии того времени обрушивалась на нежелающих жить в рамках единого государства. В период завоеваний, зачастую было так, что никакого всенародного сопротивления не возникало, вполне достойные ханы, эмиры, князья, беки и другие правители добровольно переходили на его сторону, да и простой народ, в общем, партизанить не рвался.

В определённой мере Чингисхан добился своей цели: создал государство, примерно, в границах, существовавшего за 600-700 лет до него, огромного Тюркского каганата - от Чёрного моря до Тихого океана, но ещё и с присоединением Китая, Персии и части Ближнего Востока. Империя Чингисхана стала самым крупным на данный момент в истории государством.

В соответствии со сформулированной Чингисханом идеологией была и терминология государства. Орда, общетюркск. - орта – центр; Улус (казахск.) – часть, удел, область (общетюркск. – ỳлỳш); Чингис-хан/Джангыз-хан, тюркск. - Единственный хан. Хотя, существует и другое приемлемое объяснение титула Чингисхан: с казахского Женгис-хан – Хан победы. Правильное название «Ясы», конституции Чингисхана – «Жасак», что, также с казахского, можно этимологизировать как «Жизнеустройство».

До Чингисхана народа или рода под названием «монголы» не существовало в природе. Этноним «монголы» - искусственный, объединяющий различные племена термин, полиэтноним, наподобие, как «советский» (народ). Этот полиэтноним, вероятнее всего, изобретение самого Чингисхана. Слово монг – на тюркских языках значит - обилие, множество; монглу – обильный, многочисленный. К примеру, на карачаево-балкарском языке есть пословица: «Оноу сюйген – онглу болсун, тюйюл эсе – монглу болсун», что значит: «Кто хочет править (или иметь право веского слова) – пусть будет способным (сильным), а если не таков – пусть будет многочисленным». Чингисхан мыслил свою страну многочисленной и могущественной, отсюда и название граждан его страны - монголы/монглу – «многочисленные».

Цель завоеваний Чингисхана - создание страны размерами, чем больше - тем лучше, живущей на основе единых законов, в мире и согласии. Руководимые этой идеей, войска Орды шли, завоёвывая всех по пути, и прибыли через Закавказье на Северный Кавказ. Вначале ордынцы, вероятно, хотели мирно присоединить Северный Кавказ к Орде, но аланы в союзе с кипчаками решили оказать военное сопротивление и сохранить независимость Кипчаки и аланы на первых порах явно не прониклись, для того времени довольно передовыми (глобалистскими) идеями Чингисхана, хотя в дальнейшем стали одними из самых надёжных составляющих империи.

Произошла первая битва между ордынскими войсками и войсками алан в союзе с предкавказскими кипчаками. Успех ни в одну из сторон не склонился. Тогда, Субудей из кипчакского рода уранхайцев - предводитель ордынского войска, направил к кипчакам послов, которые им весьма справедливо сказали, что они - ордынцы (суть казахи) и кипчаки (суть ногайцы) - одного рода, а аланы им чужие. Также, ордынцы дали кипчакам некие подарки. После чего кипчаки оставили своих союзников, и аланы проиграли битву.

Карачаево-балкарцы – тюркоязычный народ, но также, внешне, ментально и многим другим этническим характеристикам – типичный северокавказский народ. А потому, по принципу «свой-чужой», ордынцы (казахи) и прибывшие с территории Северного Казахстана в Предкавказье в XI веке кипчаки (ногайцы), несомненно, были гораздо ближе между собой, чем с аланами - предками карачаево-балкарцев.

Также, кипчаки, ордынцы и некоторые другие восточные тюрки относились к восточному ареалу тюркских народов, к древнему роду Ашина, а западные тюрки, в их числе и предки карачаево-балкарцев – аланы (болгары) к роду Дуло. И понятна логика того, что кипчаки склонились на сторону более родственных им по всем параметрам ордынцев. Собственно на эти обстоятельства и были обращены слова ордынских дипломатов, адресованные кипчакам: «Мы и вы - одного рода». Отсутствие связи родов карачаево-балкарцев с одной стороны, а с другой - ногайцев и казахов, поддерживает правоту слов ордынских дипломатов. Подтверждением чему является и то, что и кипчаки, отличавшиеся своей воинственностью, особого рвения, судя по сообщению Бин Аль-Асира, к сражению с ордынцами явно не испытывали: «Они (аланы) постарались и собрали у себя толпу кипчаков».

Кроме того, ордынские дипломаты, желая привести дополнительные аргументы для расстройства военного союза предкавказских кипчаков и алан, привели кипчакам, как довод - разность их религий. К тому времени аланы несколько веков исповедовали христианство: «Аланы являются тюрками, которые приняли христианство… В соседстве с ними имеется народ, по расе тюрки, называемый асы. Этот народ имеет то же происхождение, ту же религию, что и аланы». (Абульфида (1273-1331), «География», стр.287, Париж, 1878).

Потомки аланов - карачаево-балкарцы в своей основе начали принимать Ислам в XVIII веке, а до этого считались христианами, судя, по сохранившейся терминологии, принявшими эту религию с Византии. Отдельные следы христианства сохранились в названиях дней недели, месяцев, некоторых топонимах и антропонимах. На территории Карачая и Балкарии ( исторической Алании) - самое большее количество древних христианских памятников культуры на всём Северном Кавказе, являющихся также древнейшими памятниками христианства на территории России.

Эпизод, описанный Бин-аль-Асиром, косвенно свидетельствует также и о том, что ордынцы, кипчаки и аланы говорили на схожих языках. Дипломаты Субудея, желая расстроить военно-политический союз кипчаков и аланов, искали любой аргумент: приводили в качестве довода и разность родов, и разность религий и даже дали кипчакам некие подарки (которые затем, вероятно, чтобы не было прецедента, в разы больше забрали), но словом не обмолвились о разности языков. Возможно, если бы у ордынских дипломатов имелся бы повод сказать о разности языков, они не преминули бы этим воспользоваться, и указать на это в том роде, что «и язык вы друг друга не понимаете».

В силу особенностей грамматической структуры (агглютинативности), тюркские языки прекрасно сохраняются и между собой довольно взаимопонимаемы. Но в то же время имеются определённые отличия, которые делают их отдельными языками. Это касается и фонетики, и грамматики, и лексики. Даже, такие близкие между собой языки, как кумыкский и карачаево-балкарский, несмотря на свою близость, являются отдельными тюркскими языками. Карачаево-балкарский язык - фонетически, грамматически и лексически, вероятно, является самым архаичным и чисто сохранившимся тюркским языком. Одна из причин этого - количественное и политическое доминирование их предков в северокавказском регионе с глубокой древности до XIV века, в результате, чего карачаево-балкарский язык не подвергался какому-либо значимому влиянию языков соседних народов, а после потери численности - значительная изолированность в горах до XIX века.

Говоря о значении карачаево-балкарского языка, тюрколог и славист, профессор У.Б. Алиев писал: «Карачаево-балкарский язык, будучи одним из древнейших тюркских языков, заслуживает особого интереса: благодаря историческим условиям жизни его носителей, он сохранил в себе много черт, особенно ценных для исторической и сравнительной грамматик тюркских языков».

Подводя итог сказанному, можно заключить, что по данным письменных источников, географическим факторам и лингвистическим особенностям, нет никаких оснований считать и следует исключить, как возможную, вероятность того, что карачаево-балкарский язык мог являться результатом влияния кипчаков Восточной Европы. А является языком этноса с глубокой древности, проживавшего в горах и предгорьях Центрального и Западного Кавказа. И это были аланы.
Изменено: Баксанец - 11.06.2014 03:13:49
Юйден чыгъа турсам былай да дейме: "О, Аллах, защити меня от высокомерия и унижения!", Ум, добро, чистота намерений
 
Юйден чыгъа турсам былай да дейме: "О, Аллах, защити меня от высокомерия и унижения!"
Изменено: Баксанец - 23.04.2014 23:55:33
Страницы: 1

Форум  Мобильный | Стационарный