Расширенный поиск
19 Мая  2024 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Бек ашыкъгъан меннге джетсин, дегенди аракъы.
  • Ашыкъгъанны этеги бутуна чырмалыр.
  • Кёлсюзден сёзсюз тууар.
  • Ишлерге уял да, ашаргъа табма.
  • Сагъыш – къартлыкъгъа сюйюмчю.
  • Акъыллы эркиши атын махтар, акъылсыз эркиши къатынын махтар.
  • Чакъырылмагъан къонакъ тёрге атламаз.
  • Ауурну тюбю бла, дженгилни башы бла джюрюген.
  • Чомартха хар кюн да байрамды.
  • Нарт сёз – тилни бети.
  • Гыдай эчки суугъа къараб, мюйюзле кёрмесе, джашма алкъын, дегенди.
  • Джангызны оту джарыкъ джанмаз!
  • Адамны аты башхача, акъылы да башхады.
  • Аман киши кеси юйюнде – къонакъ.
  • Тил бла келеди джыр да.
  • Ашын ашагъанынгы, башын да сыйла.
  • Ана къолу ачытмаз.
  • Кёб ант этген, кёб ётюрюк айтыр.
  • Аш хазыр болса, иш харам болур.
  • Ачыкъ джюрекге джол – ачыкъ.
  • Биреуге аманлыкъ этиб, кесинге игилик табмазса.
  • Ёксюзню къалачы уллу кёрюнюр.
  • Бермеген къол, алмайды.
  • Оюмсуз атлагъан, аджалсыз ёлюр.
  • Ёлген аслан – сау чычхан.
  • Тилсиз миллет джокъ болур.
  • Адеб джокъда, намыс джокъ.
  • Адам сёзюнден белгили.
  • Тилчи бир сагъатха айлыкъ хата этер.
  • Айран тёгюлсе, джугъусу къалыр.
  • «Ёгюз, джаргъа джууукъ барма, меннге джюк боллукъса», - дегенди эшек.
  • Тили узунну, намысы – къысха.
  • Хата – гитчеден.
  • Миллетни бойну – базыкъ, аны бла кюрешген – джазыкъ.
  • Телиге от эт десенг, юйюнге от салыр.
  • Сабийликде юретмесенг, уллу болса – тюзелмез.
  • Ханнга да келеди хариблик.
  • Накъырданы арты керти болур.
  • Къарнынг тойгъунчу аша да, белинг талгъынчы ишле.
  • Джюрекден джюрекге джол барды.
  • Болджал ишни бёрю ашар.
  • Ауузу аманнга «иги», деме.
  • Минг тенг да азды, бир джау да кёбдю.
  • Тилде сюек болмаса да, сюек сындырыр.
  • Ишге юренсин къоллары, халкъ бла болсун джоллары.
  • Ашарыкъда сайлагъаннга – чий гырджын.
  • Дуния малгъа сатылма, кесингден телиге къатылма.
  • Аш берме да, къаш бер.
  • Башланнган иш битер, къымылдагъан тиш тюшер.
  • Тамчы таш тешер.
[ Закрыто ] Карачаево-балкарцы заимствовали нартский эпос у адыгов, Нашел неопровержимые доказательства
 
Нашел один интересный сайт из которого можно сделать вывод что карачаево балкарцы взяли очень много слов из адыгского языка вместе с эпосом. Такие слова например как тамата, аталык, кунак, Элия, жёрме. Хотелось бы узнать как это произошло, когда и как наши предки все это позаимстовали. Может найдутся тут специалисты?


Нарты
адыгский героический эпос
Словарь

абра-камень — камень огромных размеров (в эпосе). На нем обычно испытывалась сила нартских богатырей

альп — сказочный конь, необыкновенно выносливый и быстрый; согласно сказаниям, альпы могли летать по воздуху и понимали человеческую речь

альчики — игра, напоминающая игру в “бабки”

Амыш — в языческом пантеоне адыгов — покровитель мелкого рогатого скота (осет. Фалвара)

ана — междометие, выражающее удивление

ана — низкий круглый столик на трех ножках; ср. осет. фынг

aпa-шипс — мясное блюдо с подливой

Арык — название реки и холмистой местности в Кабарде

атакаль — название травы, которой нартские герои кормят своих коней

аталык, из тюрк. “воспитатель”. Обычай аталычества с древних времен был широко распространен у народов Кавказа, преимущественно у привилегированных сословий. Тотчас после рождения мальчик отдавался аталыку, а девочка — кормилице. Воспитанник по-адыгски назывался къан. Аталык и кормилица получали все права кровного родства

ахът — загробный мир, ад

Баксан — река в Кабардино-Балкарии

барак — сосуд для воды

Барсово (Басово) поле — древнее название степи на Средней Кубани. Встречается только в эпосе

батырыбж — рог с хмельным напитком, который подносили герою, или тост, который произносили в честь героя

бахсыма — хмельной напиток из просяной муки, меда и дрожжей

бедак — деревянное ведро

беджина, беджин — кисло-сладкая киша из овсяной муки

бейгол — постоянный спутник, телохранитель и исполнитель воли своего господина

белое сано — хмельной напиток нартов

Бештау — гора близ Пятигорска

бжамий: 1) пастуший рожок; 2) народный музыкальный инструмент

бысым — хозяин, принимающий гостя, дающий ему ночлег

гомыле — провизия для похода, долго не портящаяся

гуаша — “богиня”, “хозяйка”, “свекровь”. Позже — “княгиня”, “госпожа”. В эпосе — постоянный эпитет Сатаней. Ср. абх. гуаша, осет. афсина

гыбза — песня-плач о погибшем воине

дада — букв, “дедушка”, почтительное обращение к старшему

Дасто поле — название местности в Адыгее
джан-шерх — букв. “стальное колесо”. Адыгское название колеса, от которого погибает Сосруко. При помощи него испытывались силы и мужество нартских богатырей. Ср. осет. “балсагово колесо”
джегу — игры, состязание в силе и ловкости

джегуако — букв, “играющий”, народный певец, исполнявший произведения традиционного фольклора и свои собственные

Джын-Джын — название местности, встречающееся в эпосе

Дуней — из араб. “вселенная”, “свет”, “мир”

Дыгулибгово — древнее название кабардинского селения, происходящее якобы от имени его основателя пши Дыгулибго Кабардова. Позже село именовали Атажукиио (по имени другого владельца). Теперь это Кызбурун III.

Дэджийская возвышенность — название местности, встречающееся в эпосе

Елле, елле — припев обрядовой песни, которую адыги пели при ударе молнии или на могиле убитого молнией

жерума — традиционное блюдо адыгов, вид колбасы

зиусхан — “господин”, букв. “чьи болезни возьму себе”. Ласковое, либо почтительное обращение.

Индыль (тюрк. Идиль) —название Волги

Инджидж — р. Зеленчук в Карачаево-Черкесии (Большой Зеленчук, Малый Зеленчук)

иныж — чудовище, враждебное нартским богатырям и сказочным героям, букв, “великан”. Ср. осет. Муккара, балк.-карач. эмеген пятиголовый, абх. адау, инг. вампал

испы — карликовое племя людей (в эпосе). Ср. абх. ацаны.

Кабла-Бана — название местности

кан — ребенок, взятый на воспитание; “къан” означает также “любимый”; “дорогой”, “покровитель”

кантеше — обряд возвращения воспитанника–кана к родителям от воспитателя–аталыка

Капшукай — эпическое название какой-то горы

Карданидж — река в Карачаево-Черкесии, приток Малого Инджиджа

Кахыпш — “бог удачи” в языческом пантеоне адыгов

Кинт — эпическое название местности, встречающееся в эпосе.

кинты, чинты — наименование народа, встречающегося в эпосе, враждебного нартам

Койдан — название местности

кумган — медный кувшин с длинным узким горлышком и ручкой

кунацкая — специальное помещение для гостей. Обычно хозяин жил с семьей в “большом доме” (унэшхуэ). Кунацкая строилась, как правило, рядом

курамбий — род сладкого печенья; приготовлялось в особо торжественных случаях

куржипс — река в Адыгее

курп — приток Терека

кяхи — одно из адыгских племен

кяхуса — название богатырского меча

Лаба —приток Кубани

лагуна — дом или комната новобрачных, женская половина дома

лагуп — медный котел с ручкой

Лахран — ущелье в Кабардино-Балкарии

локоть — древняя мера длины

маиса — богатырский меч, принадлежность многих нартов

маис см. маиса

марамажей — крепкий хмельной напиток, приготовленный на меду

марджа, мардж — непереводимое выражение, означает призыв к действию или зов на помощь.

Нагучица: 1) персонаж адыгских сказок, иногда упоминается и в эпосе; 2) название горы

нана (нан) — мать; почтительное обращение к пожилой женщине

Нарт — в адыгейских вариантах эпическое название какой-то местности

Ошхамахо — кабардинское название горы Эльбрус

натыф — адыгейское название кукурузы

папиши — комнатные туфли без задников

паста — крутая пшенная каша, сваренная без соли. Заменяла хлеб (русскому “хлеб-соль” соответствует букв. “соль-паста”)

пелуан — силач, борец (из перс. пехлеван)

Псыж — кабардинское название Кубани

пхапшина — старинный музыкальный инструмент типа скрипки

пхацык — древний музыкальный инструмент. Состоит из нечетного числа (3, 5, 7) деревянных пластинок, одним концом свободно привязанных прочным тонким ремешком к такой же пластинке с рукояткой. Зажав ручку пхацыка в ладони, исполнитель встряхивает инструмент — раздается звонкий щелкающий звук, напоминающий цокание копыт.

пши — первоначальное значение этого слова — “вождь”, “глава племени, рода”, т. е. “старший”, “предводитель”. Позже — “господин”, “князь”. В Кабарде в эпоху феодализма так именовали представителей высшего сословия.

пшиза — адыгейское название Кубани

пшина — собирательный термин-название любого музыкального инструмента

пшинатль — эпическая поэма. Исполнение ее сопровождалось игрой на пшине

Пшиш — название реки в Адыгее

сай — женская национальная одежда

самыры — охотничьи собаки особой породы, упоминаются только в эпосе

сано — см. белое сано

санопитие нартов — традиционные пиры нартов

сауровые башмаки — обувь из конской кожи, украшенная золотом и серебром

стремянный рог — букв. “рог перед посадкой в седло”. Особый рог, который подносили гостю перед его отъездом

сулук (из тюрк. сулук) —небольшой кожаный сосуд для воды, привязанный под седельной подушкой

таджелей — подкольчужник, особый вид кафтана, надевался под кольчугу

таурых —из араб, та'рих “история”, “сказка”; один из повествовательных жанров адыгского фольклора.

Тен — адыгское название реки Дон

Тха — главное божество в языческом пантеоне адыгов

тхамада — букв. “избранник тха”. Первоначальное значение этого слова — “старшина общины”, позже — почтительное обращение к старшему за столом, почитаемому человеку.

тхаухуд — букв. “ангел”. Это значение ныне утрачено. В произведениях фольклора обозначает фею, а вообще — красивую, изящную девушку.

Уашхо, Уашхо-кан — традиционная клятв нартов. Уашхо — языческий, бог неба у адыгов. Известен и осетинам, которые посвящали ему специальный праздник.

ударный альчик — бита, альчик со свинцом, которым бьют расставленные альчики

удж — старинный национальный танец; танцующие становятся в большой замкнутый круг, держа друг друга под локоть, музыканты находятся центре круга.

унаут, унаутка — букв. “состоящий при доме”, соответствует русскому “дворовые”. При феодализме — представители низшего слоя

фара см. хуара

фэмыф — букв. “ленивый”, ласковое обращение матери к сыну

хабар (из араб. хабар) — “новость”, “весть”

хаджиса — трехгранный нож

xагрей — спутник богатыря, который должен обслуживать его

хаса — совет нартов, где решались важнейшие дела

Харама-гора — традиционное место богатырских состязаний нартов

Xачабан — местность за р. Арык

ходули (букв. “деревянная обувь”) — невысокие подставки, обязательная принадлежность туалета женщин, принадлежащих к высшему сословию. Представляли собой деревянную подошву на двух вертикальных дощечках, высотой ок. 10 см

хох — благопожелание, здравица

хошыса — короткий меч

хуара — особая порода лошадей

хэта-хеса — вид борьбы, принятый эпических богатырей. Два борца, стоя друг против друга и взявшись за пояс, вбиваю друг друга в землю. Тот, кто первым вгонял соперника в землю до шеи, имел право снести ему голову

чарыки — мягкая обувь, изготовляемая из сыромятной кожи, обувь бедняков. Ср. осет. арчи. В эпосе выражение “обутый в чарыки” имеет презрительный оттенок

чешей — особое дерево, гладкое, без сучков

Чирт — эпическое название какой-то местности. Встречается только в адыгейских вариантах

шамбар (шамбур) — особо прочное дерево

шандак — возвышение, на котором сидели женщины знатного происхождения, наблюдая за народными торжествами

шипс — мясное блюдо с подливой

шичепшина — старинный музыкальный инструмент (род скрипки)

Шуан-гора — эпическое название горы

шуратлес — букв. “пеший-конный”. Вид борьбы, принятый у эпических богатырей. Нарты, одни пешие, другие верхом на конях, становились друг против друга. Всадники должны были прорваться через строй пеших, вооруженных шестами.

http://mith.ru/alb/kavkaz/slovar.htm
Страницы: Пред. 1 2 3 4 5 След.
Ответы
 
Мед@ГиЗ,
Если тебя ущемляет наличие у девушек подобной возможности на форуме, то это твои и только твои проблемы. Все претензии к родителям, медагиз.))
...
 
KALAYSA Pictures,
Ни ума, ни фантазии, ни чувства юмора...
еще раз тут про моих родителей упомянешь-бошку снесу :lol:
Hominis est errare insepientis perseverrare
 
Мед@ГиЗ,
У ты негодяй какой, грозится еще и смеется... Поводов было достаточно, было б желание.. ;) ))

Какие вопросы могут быть к твоим родителям!? Они не всегда в ответе за таких детишек. Экология, черт бы ее побрал...
...
 
Цитата
Мед@ГиЗ пишет:
KALAYSA Pictures,

Ни ума, ни фантазии, ни чувства юмора...

еще раз тут про моих родителей упомянешь-бошку снесу


И ум, и фантазия, и превосходное чувство юмора!!! :)
 
Прихвостень доморощенный ух попался бы ты мне сейчас разобрал бы по частям. Напиши мне на почту как тебя в Белой речке можно найти и когда ты там будешь. Если ты мужчина кониш /// адрес почты в профиле
Hominis est errare insepientis perseverrare
 
Цитата
Самуля пишет:
И ум, и фантазия, и превосходное чувство юмора!!!

а с храбростью как?
Hominis est errare insepientis perseverrare
 
касог
вокруг чего сплотится и для чего? вообще балкарцы самые открытые люди - это видно не невооруженным взглядом, когда приезжаешь в наши села. но кое кому стоит прекратить этим пользоваться, потому что появилась проблема, появились люди которые это понимают и воспринимают это через призму реальной истории и будут за это стоять. а вот кабардинцы не все хотят это понять, почему спрашивается, ну они же типы адыги, сознание которых подогревается типа закинутыми мне в личку материалами. ЭТО ПРОСТО БРЕД СУМАСШЕДШЕГО! кстати, присланный материал особенно материалы КБГУ можно направить на лингвистическую экспертизу для выявления признака дискриминации и превосходства по национальному признаку, но этого пока никто не делает да и много чего другого, вопрос почему, потому что мы до сих пор открыты, хотя некоторые конечно очень сильно оскорбляются. что бы балкарец стал националистом надо много потрудиться.
 
Цитата
Мед@ГиЗ пишет:
Цитата
Самуля пишет:

И ум, и фантазия, и превосходное чувство юмора!!!


а с храбростью как?


Без этого никак! Думаю, в нем все гармонично! А вообще, не сужу о храбрости мужчины по грозным сообщениям в сети, меня это скорее смущает.
Изменено: Самуля - 17.03.2012 20:16:13
 
Мед@ГиЗ,
уси пуси.. держи себя в руках, умник..)) а ты на все письма отвечаешь?)))
...
 
Самуля,
:чёссе:
...
 
 
скиньте адрес кто-нибудь Медгизу в Белой речке по братски. Пусть потом отчитается че он там решил не оставьте его просьбу без внимания)))
 
KALAYSA Pictures,
батырлыгъынг къайры думп болду? давай пиши уже, на твое письмо отвечу
Hominis est errare insepientis perseverrare
 
Цитата
KALAYSA Pictures пишет:
Самуля,



Сама в шоке)))) :чёссе:
 
Мед@ГиЗ,
я те открытку пошлю
...
 
Это же надо так тупо тему назвать. Если ББС завтра откроет тему что нашел неопровежимые доказательства, что айран вреден для здоровья, все диетологи должны сбежаться в тему, чтобы его разубедить :гыы:
 
Мед@ГиЗ,
чел вроде в москве живёт, внизу адрес эльбы есть. все карты в руки. вперёд :сюдаиди:
бла бла бла, бла бла !
 
KALAYSA Pictures,
это уже который по счёту дуэлянт то? ой сгоришь ведь на работе :покаа: :гыы:
бла бла бла, бла бла !
 
Зукку Пристоп,
Братан, так я не в Москве живу, потому и интересуюсь
Hominis est errare insepientis perseverrare
 
Мед@ГиЗ,
да серьезный пацанга проблемма тюлдю москвагъа джетиб, джумушун тындырыб къайтыргъа 8-) :гыы:
бла бла бла, бла бла !
 
Мен анга личкасына жазгъанма, сорууларыма жууаб берсин да андан сора кёрюрбыз))) :гыы:
Hominis est errare insepientis perseverrare
 
...вспомнила стихотворение дык-дык-дыгыдык))))
и Гагарин был адыг...дальше не помню)
найду постараюсь здесь поставить))
:усипуси:
 
Nasib&Namis,
У меня оно есть... адыги други мои без обид))) Месси, касог, NAKA :гоккачыкъ:


Я Адыг дыгыдык дыгыдык, фантазировать привык.
Я в истории мастак, расскажу где что и как.
Юлий Цезарь-был адыг, потому и был велик.
Вождь индейцев Чингачгук был этнический шапсуг.
Чудо в озере Лохнес, запустил чудак черкесс.
Динозавров кто видал?-это был Адыгемал.
Пирамиды до небес, возводил один черкесс.
И висячие сады тоже возвели они.
Знает умник и балбес, Илья Муромец-черкесс.
Клеопатра вот те на,-Кабардинская княжна.
Оридари орида, Адыгея-Кабарда.
От египта до Кремля, вся Адыгская земля!
300 лет Татаров Иго, создали "клянусь" Адыга.
Ханы в Золотой Орде, дань платили Кабарде.
Я адыг дыгдык дыгдык, парень гвоздь, мужчина штык.
Вот такой я молодец, потому-что я Черкесс.
Папа Римский Бенедикт, сам не знает, что Адыг.
И Иисус и Моисей все с аула Бесланей.
И Бермудский треугольник сочинил хабезский школьник.
Звали Пхешхов Мухамед, он у греков Архимед.
Оридари орида, Велика Черкессия.
От Камчатки до Кремля, вся Адыгская земля.
И Будёный Красноармеец, знают все, был адыгеец.
Штирлец истинный ариец, потому-что кабардинец.
А Гагарин космонавт-Кабардинец это факт.
Видел он на НЛО кабардинское тавро.
А хваленный наш Эльбрус - кабардинки древний бюст.
В общем я Адыг дыгыдык.
Я секрет открою вам, когда вру я верю сам.
)))
Изменено: Мед@ГиЗ - 17.03.2012 21:01:44
Hominis est errare insepientis perseverrare
 
Nasib&Namis,
давай давай, будет хот над чем посмеяться, а то какая та не смешная тема
бла бла бла, бла бла !
 
Зукку Пристоп,
...теманы аты кюлюрге сылтауду))
 
Мед@ГиЗ,
...къутхардынг) сау бол)
 
 
уахаха смечно, предлагаю наложить стихи на музыку и пускай тхагалеков поёт, сто пудовый хит))))
бла бла бла, бла бла !
 
Зукку Пристоп,
скажи же, то ли я себя так веду неадекватно, то ли каждый считает долгом до меня докопаться... хоть телохранителей нанимай... тююб елтюрселе, хочу иконку в мою честь где нить на главной странице портала... ну пажалста... :нупажалста: ))
...
 
Цитата
Мед@ГиЗ пишет:
Мен анга личкасына жазгъанма, сорууларыма жууаб берсин да андан сора кёрюрбыз)))

не ну че ты все на себя, а ну скажи нармальным патсанам кто кому первый написал!? :берикел: :lol: детсад солнышко, добро пожаловать))
...
 
къоюгъуз тююшмегиз) андан эсе теманы джабдыгъыз да къойдугъуз и всё) :усипуси:
 
KALAYSA Pictures,
иконку не знаю, а вот когда наймёшь телохранителя, не забудь и про душеприказчика заодно :гыы:
бла бла бла, бла бла !
Страницы: Пред. 1 2 3 4 5 След.
Читают тему (гостей: 1)

Форум  Мобильный | Стационарный