Ушел из жизни Маджит Ногайлиев.
Для нашей музыкальной культуры это невосполнимая утрата. «Общаясь с людьми самого высокого полёта, я убеждался: чем масштабнее человек, тем он проще...» - писал Святослав Бэлза, российский музыкальный и литературный критик, публицист. Пришли на ум эти слова, вспоминая Маджита Узеировича, этого добропорядочного человека, талантливого композитора, педагога, музыковеда, фольклориста, члена Союза композиторов России, заслуженного деятеля искусств КЧР.
Весть о его смерти так глубоко затронула еще и потому, что он был незаслуженно обделен вниманием и заботой, как со стороны власть предержащих, так и со стороны поклонников его лучезарного таланта. Ему, профессиональному композитору, чьи песни еще при жизни стали классикой карачаево-балкарской музыки, не было свойственно доказывать свою значимость, требовать почет и уважение, награды и юбилейные концерты, бенефисы, как делают в наше время многие. Его чрезмерная скромность, совестливость оказывали ему недобрую услугу – он пребывал в тени посредственных коллег.
«М.У. Ногайлиев родился в 1936 году в той самой Голодной Степи далекой Средней Азии, куда были заброшены его родители, как жертвы репрессий 30-х годов. Это и его родители вместе с другими нашими земляками-карачаевцами, черкесами, абазинами, осетинами и другими узниками волны раскулачивания осваивали под палящим солнцем солончаки и пустыни, рыли каналы и колодцы, сажали первые деревца и кустарники, превращая поистине «голодную степь» в цветущий оазис, каковым она стала к 50-м годам. Не до песен и музыки было многодетной семье Ногайлиевых, они ждали подрастания сына, чтобы он мог прибавить хлеба семье, помочь родителям, братьям и сестрам преодолевать нужду и трудности. А Маджит взял и запел! Первым репертуаром его были неаполитанские песни.
Вскоре о Маджите заговорила вся округа... Однако больших трудов стоило его учителям – замечательным людям: черкесу Петижеву А.А., осетину Дзанаеву Б.Г., учительнице русского языка и литературы Абакумовой Н.А. преодолеть условия «Гулага» и сопротивление родителей Маджита, чтобы направить его учиться музыке и пению у специалистов. Так, в 1954 году юный Маджит становится студентом Ташкентского училища им. Хамзы, которое он заканчивает с отличием в 1958 году. В числе первых М. Ногайлиев получает и высшее музыкальное образование, закончив в 1961—1966 г. Саратовскую государственную консерваторию им. Собинова по классу теории и композиции под руководством известных специалистов-музыковедов страны. Уже в эти годы Ногайлиев становится известен в народе своими произведениями – талантливыми лирическими песнями. В золотую сокровищницу культуры республики вошли его песни «Айджаякъ», «Кёгала», «Айлы кечеле», «Гоначхир», «Лейла», «Песня о Теберде», «Вальс любви».
Эти и другие песни в исполнении самого же композитора выпускались большими тиражами грампластинок Всесоюзной фирмой «Мелодия» в Москве. Песни Ногайлиева 60-х годов приносили огромную радость в дома карачаевцев, вновь обретших родину и культуру после длительного отрыва от них. Особенность песен Ногайлиева в том, что их популярнсть не иссякает, они становятся поистине народными и поются как на официальных культурных мероприятиях, так и на семейных торжествах, школьных вечерах, в кругу молодежи.
В целом же достоянием культуры Республики стало 150 песен композитора на карачаевском языке и свыше 100 песен на ногайском языке. Уникальным явлением для республики стало освоение Ногайлиевым самобытного колорита ногайской национальной мелодики. Ногайская общественность сегодня по праву считает Ногайлиева основоположником и ногайского профессионального музыкально-песенного искусства (см. «День республики» № 2, 6 января 1995). Широкую известность получили такие его произведения на ногайском языке как «Сабантой», «Алалай», «Босторгай», «Моя родина», «Ожидание», «Белая береза». Эти и другие популярные произведения композитора получили широкое признание и стали достоянием музыкальной жизни как народов Северного Кавказа, так и за рубежом – они исполняются в записях и обработках певцов и музыкантов из числа наших соотечественников – карачаевцев (и ногайцев, проживающих в США, Турции, Иордании, Сирии, Венгрии и Болгарии).
Помимо авторских песен, творчество композитора включает в себя сбор и обработку музыкального фольклора карачаевцев и ногайцев. Этой проблеме посвящены его музыковедческие работы: «Некоторые особенности карачаево-балкарских песен» и «100 избранных карачаевских народных песен», которые используются в качестве учебных пособий в вузах и музыкальных училищах России.
Серьезным вкладом в развитие музыкального искусства республики стали музыкальные сочинения композитора: танцевально-хореографическая сюита «Под Эльбрусом» - 1978 г.; «Детский альбом для фортепьяно» - 1981 г., «Фантазия для баяна и хроматической национальной гармонии «Моя родина» - 1985 г. «Стемей» - концерт для скрипки и фортепьяно» - 1981 г., «Карачаевский свадебный Той» для оркестра народных инструментов - 1990 г.
Композитор Ногайлиев является автором музыки к большому числу спектаклей Карачаево-Черкесского театра («Мария», «В единении сила», «Аймут», «Кот в сапогах», «Богатый и бедный», «Пламя любви»)…
…Несмотря на незаурядный талант, высокий профессионализм и существенный вклад в развитие культуры, Ногайлиев остаётся человеком исключительной скромности и обаяния, что является неизменным качеством истинно одаренного человека», - так писали о Маджите Узеировиче накануне его 60-летнего юбилея в 1996 году.
За последующие 18 лет, отпущенные ему Богом, конечно, он сумел осуществить многие свои творческие замыслы, о которых будет еще сказано…
На 78-м году жизни в трагических обстоятельствах перестало биться сердце Маджита Ногайлиева, одного из лучших представителей многонациональной культуры Карачаево-Черкесии.
Аллах рахмат этсин. Амин!
Ф. Байрамукова