Расширенный поиск
19 Мая  2024 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Эски джаугъа ышанма.
  • Аман адам элни бир-бирине джау этер.
  • Гыдай эчки суугъа къараб, мюйюзле кёрмесе, джашма алкъын, дегенди.
  • Къартны бурнун сюрт да, оноугъа тут.
  • Игиге айтсанг – билир, аманнга айтсанг – кюлюр.
  • Кёзю сокъурдан – къоркъма, кёлю сокъурдан – къоркъ.
  • Адам бла мюлк юлешмеген эсенг, ол адамны билиб бошагъанма, деб кесинги алдама.
  • Кийиминг бла танылма, адамлыкъ бла таныл.
  • Эки ойлашыб, бир сёлешген.
  • Къыйынлы джети элни къайгъысын этер.
  • Ашыкъгъанны этеги бутуна чырмалыр.
  • Тёрдеги кюлсе, эшикдеги ышарыр.
  • Ишлерге уял да, ашаргъа табма.
  • Адамны аманы адамны бети бла ойнар.
  • Кесине гебен этелмеген, биреуге черен эте эди.
  • Джюз элде джюз ёгюзюм болгъандан эсе, джюз джууугъум болсун.
  • Душманны тышы – акъ, ичи – къара.
  • Ашатыргъа иш – ашхы, ишлетирге аш – ашхы.
  • Ётюрюк хапар аякъ тюбю бла джюрюйдю.
  • «Ёгюз, джаргъа джууукъ барма, меннге джюк боллукъса», - дегенди эшек.
  • Адебсиз адам – джюгенсиз ат.
  • Юй ишлеген балта эшикде къалыр.
  • Кёзюнде тереги болгъан, чёбю болгъаннга кюле эди.
  • Къоркъакъны кёзю экили кёрюр.
  • Джашда акъыл джокъ, къартда къарыу джокъ.
  • Джыланны къуйругъундан басарынг келсе, аны башы болгъанын унутма.
  • Къызны минг тилер, бир алыр.
  • Уллу сёзде уят джокъ.
  • Сагъышы джокъ – джукъучу, акъылы джокъ – къаугъачы.
  • Джети тилни билген джети кишиди.
  • Джаралыны джастыгъында сау ёлюр.
  • Айыбны суу бла джууалмазса.
  • Билген билмегенни юретген адетди.
  • Джашлыкъ этмеген, башлыкъ этмез.
  • Чоюнну башы ачыкъ болса, итге уят керекди.
  • Къууут – джелге, берне – бошха.
  • Эки элинги тыйсанг, джети элде махталырса.
  • Экеулен сёлеше тура эселе, орталарына барыб кирме.
  • Суугъа – таянма, джаугъа – ийнанма.
  • Уллу суу бла уллу ауруудан башынгы сакъла.
  • Биреуню эскиси биреуге джангы болмайды.
  • Кёлю джокъну – джолу джокъ.
  • Биреуню тёрюнден, кесинги эшик артынг игиди.
  • Аджашханны ызындагъы кёреди, джангылгъанны джанындагъы биледи.
  • Бастасын ашагъан, хантусун да ичер.
  • Джигер – джаннга къыйынлыкъ.
  • Суу кетер, таш къалыр.
  • Бёрю да ач къалмасын, эчки да ашалмасын.
  • Атадан ёксюз – бир ёксюз, анадан ёксюз – эки ёксюз.
  • Джумушакъ сёз къаты таякъны сындырыр.
Страницы: 1
Алий Тоторкулов: "Мы, слава Богу, живем не в разных странах, а в соседних республиках...", Глава РКНК, президент фонда "Эльбрусоид" в интервью "Вестник Кавказа"
 
Алий Тоторкулов в программе "Право слово" на "Вестник Кавказа" об Эльбрусоиде, РКНК, Карачаево-Черкесии, о создании отдельных республик, о демографии, о своей семье, о любимых городах...





Часть 1

Часть 2

Часть 3


Краткое содержание беседы:

Интересные собеседники - всегда желанные гости на "Вестнике Кавказа". Олег Кусов дает возможность высказаться всем, кто окажется в числе гостей в студии. Разговор с ними заходит не только о Кавказе. За чаем получасовая беседа пролетает быстро. Рубрика "Право слово" запечатлевает беседы в видео, аудио и текстовом форматах.

- Сегодня у нас в гостях общественный деятель, бизнесмен, меценат, глава президиума Российского конгресса народов Кавказа, президент Фонда содействия развитию карачаево-балкарской молодежи «Эльбрусоид», член президиума Совета по делам национальностей при правительстве Москвы Алий Тоторкулов. Добрый день, Алий!

- Здравствуйте!

- Предлагаю начать разговор с темы «Эльбрусоида». Каковы задачи этого фонда? Как он возник?

- В самом названии видны цели и задачи. Это фонд содействия карачаево-балкарской молодежи. Фонд оказывает ей содействие в образовании, продвижении, воспитании. А возник он 11 лет назад в Москве. В принципе, создавался для московской молодежи, которая живет, обучается, работает здесь. Молодежь хотела что-то свое, как раз появлялись интернет-сайты, у нее было желание собраться. И из такой идеи потихоньку вырос фонд, который из Москвы добрался до Кавказа. Открыли филиалы в Кабардино-Балкарии, в Карачаево-Черкесии. В марте этого года открыли филиал в Ставрополе.
У нас есть «Эльбрусоид на Неве», он не является нашим филиалом, но тоже дружеская организация, которая работает в Петербурге. Собирается молодежь. Мы стараемся поддерживать творческую, научную молодежь. Стараемся ориентировать ее в правильном направлении, в направлении интеграции. И, естественно, карачаево-балкарская молодежь здесь знакомится между собой. В общем-то, для этого и создан фонд. И он уже 11 лет, слава Богу, работает.

- Воспитательные и ознакомительные цели преследует?

- Наша работа держится, как я говорю, на трех китах – нравственность, образование и патриотизм. Мы хотим, чтобы наша молодежь была нравственно воспитана, высокообразованна и, естественно, была патриотически настроена.

- Я хорошо помню тяжелые межнациональные процессы в 1990-х на Северном Кавказе, в частности в Карачаево-Черкесии, в Кабардино-Балкарии. Тогда любое, даже общественное, карачаево-балкарское объединение некоторыми политиками, журналистами, экспертами расценивалось чуть ли не как проявление сепаратизма, национализма, попытка раскола двух республик. И довольно-таки болезненно к таким объединениям местные власти относились. Сегодня вам не доводится слышать обвинения, что вы хотите обратно перетасовать две республики?

- Я не думаю, что это от большого ума. Я ничего криминального не вижу, если карачаевцы и балкарцы хотят создать общую республику. У нас, допустим, карачаевцы, балкарцы, осетины создали общественную организацию «Алан».

- Это в Карачаевске произошло?

- Нет, это давно существующая, старая организация «Алан», которая есть в Осетии, в Кабардино-Балкарии, в Карачаево-Черкесии. Это же не говорит о том, что мы это все эти территории собрались объединять. Естественное желание народа – жить в одной республике. Другое дело, что мы, слава Богу, живем не в разных странах, а в соседних республиках. И просто географически между нами Эльбрус, и для того, чтобы быть в одной республике, надо между собой общаться через Ставропольский край и Кабарду. Мы вообще хотим, чтобы у нас было одно информационное и культурное пространство. А так как мы живем в одной стране, нет жесткой необходимости создавать свою республику.

- То есть сегодня, в принципе, этот вопрос отошел на задний план, да?

- Я, честно говоря, и раньше не особо обращал на это внимания. Потому что понимаю, реально это невозможно, трудно сделать. Но и стремления такого нет. Хотя желание жить в одной республике понятно. К примеру, осетины – Южная Осетия и Северная Осетия хотят быть одной республикой, вместе.

- Карачаево-Черкесии, к счастью, удалось избежать внутренних межнациональных распрей, даже когда соседние территории были охвачены конфликтами. Можно ли говорить, что в республике есть опыт межнационального согласия?
- Небольшое недопонимание бывает даже в одной семье, не говоря уже о разных народах. Но Карачаево-Черкесию, слава Богу, не коснулись такие негативные процессы, о которых мы слышим на Кавказе – где-то стреляют, где-то убивают. Село, в котором я вырос, называется Новый Карачай. А вокруг нашего села, через реку Кубань – осетинское село Коста Хетагурово, дальше – русский поселок, дальше – поселок Орджоникидзевский, потом – черкесское село Хумара. И мы всегда так жили. Есть, безусловно, чисто карачаевские районы, есть чисто черкесские районы, и казачьи станицы. Еще хочу сказать, что для национального мира и согласия у нас в последние десятилетия создали два этнических района – Абазинский и Ногайский район в местах компактного проживания этих этносов. И если не говорить о каких-то крайностях, о каких-то националистах, в основном все народы Карачаево-Черкесии, а там помимо абазин, ногайцев, карачаевцев, черкесов, русских, есть осетины и греки, проживают без проблем.

- Еще вашу родину, территорию, где находятся эти села, объединяет очень красивая природа. Ущелья, снежные скалы. Это тоже, наверное, настраивает людей на жизнь в согласии.

- Природой мы гордимся. И всем мы с удовольствием рассказываем, какой у нас чудесный край.
Страницы: 1
Читают тему (гостей: 1)

Форум  Мобильный | Стационарный