Бу тема джашаулары сахна бла байламлы адамлагъа аталады.
Бизни театрны, сахнаны джулдузлары
|
|
|
|
Великая актриса маленького театра
В Государственной Национальной библиотеке КЧР им. Х. Байрамуковой состоялось чествование юбиляра - народной артистки Карачаевского государственного драматического театра, заслуженной артистки РФ и КБР Розы Хапчаевой. Поздравить виновницу торжества с 80-летием прибыли представители творческой интеллигенции, студенты, журналисты, родственники и почитатели ее таланта. В ходе встречи выступающие поделились воспоминаниями о творческом пути именинницы. Также вниманию зрителей были представлены видеофрагменты из спектаклей «Хитроумная влюбленная» (автор пьесы - испанский драматург Лопе де Вега) и «Черный ноябрь 43 года» (драматург и режиссер-постановщик Борис Тохчуков), а также кадры из телефильма «Стреляющие горы» (режиссер Рустам Уразаев) с участием Р. Хапчаевой. А сама актриса рассказала собравшимся о своей работе, о ролях в театре и кино, о том, какой яркий след в ее жизни оставил театр. Родилась Роза в ауле Гюрюльдеук. Еще с детства видела себя на сцене и, руководствуясь этой мечтой, поступила в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кино, по окончании которого вернулась на родину и устроилась работать актрисой в Карачаево-Черкесский областной драматический театр, где, собственно, и началась ее карьера. «Великая актриса маленького театра» - так отозвался о ней Кайсын Кулиев после того, как увидел ее в спектакле «Ушибленная звездой». И действительно, вкладывая душу в работу, она покоряет своей игрой многие сердца. Талантливая актриса, одинаково любимая и взрослой публикой, и детьми, признается, что ее часто посещали мысли уйти из театра, но искренняя любовь и признание зрителей до сих пор удерживают ее на сцене. Марина БАТЧАЕВА http://www.denresp.ru/kultura/8297-velikaya-aktrisa-malenkogo-teatra.html ______________________ http://www.elbrusoid.org/audio/tracks/390045/ Акътамакъ. Джырлайды Хапчаланы Роза
Изменено: |
|
|
|
Кто знает координаты Розы Хапчаевой, буду признателен, если сообщите мне. Сау болугъуз.
|
|
|
|
Театр - не всегда блеск
![]() Немецкий драматург Лион Фейхтвангер сказал однажды: «Человеку нужно два года, чтобы научиться говорить. И шестьдесят лет, чтобы научиться скрывать свои мысли». К творческим людям, думаю, это не относится: перейдя свой рубеж два года назад, Биджиев по-прежнему остался открытым человеком. - Здравствуй, Хасан. Ничего, что я на «ты», как в жизни? - Это нормально. Искренность начинается с честности. - Судьба определила тебе родиться в изгнании. Быть может, оттого, что я знаю об этом, мне кажется, этот факт затаился в глубинах твоего подсознания неизбывной грустью, проявляясь иногда во взгляде. Это состояние подспудной тяжести, наверное, и привлекло к тебе создателей телефильмов «Холод» и «Сердце матери». Роли, сыгранные тобой в них, будоражат душу до боли. - В кино, как и в театре, силён принцип подчинённости. Успех зависит от того, как он воплощается. Если ты считаешь это удачей, трактуй её с этой позиции... - В шестидесятые годы прошлого века Тбилисский театральный институт имени Шота Руставели в поисках талантов разослал своих посланцев по всему Советскому Союзу. Приехали они и в нашу Карачаево-Черкесию. Дарований на прослушивание собралось немало. Тебе, учащемуся Даусузской средней школы, достался номер сто восемьдесят седьмой. Как прошло томление в очереди? - Переживал страшно, сомневался, допустят ли к конкурсу, ведь по возрасту мне полагалось ещё учиться в школе. Я был единственным конкурсантом без аттестата зрелости… - Твою историю мне передали так. Всё случилось, как в сказке: на сцену ты попал к концу дня. Продекламировал Кайсына Кулиева: «Всегда гордился тем, что горец я» и…буквально поразил приезжих мэтров актёрским мастерством, данным тебе от природы, и голосом в диапазоне от пленительной нежности до жёсткого, но чарующего баритона... - Вердикт оказался однозначным и неожиданным - актёром быть… До сих пор помню то судьбоносное для моей профессии стихотворение. - Результат - два высших образования (упомянутый Тбилисский театральный институт имени Шота Руставели и ГИТИС имени Луначарского, режиссёрский факультет) и парадокс - неполное среднее образование, ведь в вуз тебя зачислили, как исключение, без экзаменов, после девятого класса. - Да, было дело... - Люблю праздники. Можно говорить приятные слова и не бояться преувеличений. Но твоим достоинствам славословие ни к чему. Ты - талантливый человек - народный артист Российской Федерации, народный артист КЧР, режиссёр театра и кино (твою постановку «Морданбаловых» я помню двадцать лет), председатель Союза театральных деятелей Карачаево-Черкесской Республики. Профессии, туго сплетённой со спектаклями и сценой, не изменял. Судя по твоим делам, ты человек неуспокоенный, живущий в собственных, неподвластных сердцу параметрах логики. Отсюда, вероятно, твой особенный стиль - экстремально насыщенный, нервический, бескомпромиссный. Со стороны представляется, что ты делишь людей на чёрно-белые варианты. Золотой середины нет. Спрашивается, легко ли тебе с таким характером? - Я не задаюсь этим вопросом. Живу как могу, действую, как считаю нужным… Но часто чувствую, что иду, как по лезвию бритвы. - А о чём ты думал, приступая к должности директора русского театра двенадцать лет назад? Обошлось без переоценки ценностей? - Переоценки не было никакой. Я всегда относился нормально к работе своих коллег и предшественников. Коллектив знал хорошо - служили-то под одной крышей... Накопил много творческого богатства и немало огорчений из-за невозможности иметь полноценную театральную труппу. Зато научился дорожить талантами, прощая им грехи, и «подстраивать» к ним репертуар. - Было «планов громадьё»? - Конечно. Было. С частью из них справился. Часть - пока в голове. - Посмотрев на репертуар театра сквозь нравственно-духовную и социально-экономическую призму, я увидела, что вкупе он схож с мини-страной, определяющей культуру нашей республики... - Нет, нет, до этого нам ещё далеко. Мы не можем позволить себе играть только то, что хочется. Причина всё та же, банальная - неукомплектованность кадрами. Постановка пьесы требует профессионализма. В своё время Карачаево-Черкесия имела квоты в театральных вузах. Артистам предоставлялись общежития и квартиры, во что сейчас даже не верится. Идея контрактов улетучилась - выбора-то нет… Впору вывешивать табличку «Не стреляйте в пианиста. Он играет как умеет». - Но театралы, судя по отзывам, довольны вашими работами. Один из них, наш земляк Сергей Иванников, ныне ставропольчанин, сказал, что не пропускает ваши премьеры. Сожалеет, что нет гастролей в Ставрополе. - Мы стараемся, находим спектакли с минимальным количеством мужских ролей и максимумом зрелищных форм, ведь люди благодаря телевидению искушены в них. Знаешь, как в песне поётся: «А город подумал - ученья идут»... Наши зрители тоже не догадываются о наших проблемах, это говорит о высоком творческом потенциале актёров. - Ну да, ведь вы не просто «замахиваетесь» на классику - она у вас не сходит со сцены. И лучшим спектаклем, на мой взгляд, была жестокосюжетная «Васса Железнова» Максима Горького в потрясающей постановке санкт-петербургского режиссёра Ахмата Байрамкулова. Его интерпретация драматической основы пьесы, с акцентом на вещественную среду, созданную на сцене, трансформировала её в максимально достоверную притчу о выхолощенной совести, переведённую с языка драмы начала двадцатого века на язык современности. Тем, кто видел спектакль, наверное, приятно будет узнать или вспомнить, что он стал весомым вкладом в искусство Северного Кавказа. На фестивале театров ЮФО мэтры театрального искусства - президент Благотворительного фонда Олега Ефремова Анастасия Ефремова, секретарь Союза театральных деятелей РФ, лауреат Государственной премии, лауреат премии «Золотая маска» Михаил Бушнов и другие отметили его в четырех номинациях из шести. - Между прочим, в грамоте, подписанной Верховным атаманом Союза казачьих войск России и зарубежья, войсковым атаманом, казачьим генералом Водолацким, говорилось: «Награждается …за большой вклад в развитие театрального искусства Юга России и высокий профессионализм. Ваше яркое самобытное выступление на сцене казачьего драматического театра надолго запомнится жителям столицы мирового казачества». Я процитировал его лишь потому, что это, по сути, оценка работы всего нашего коллектива. - Есть такая степень причастности к искусству, когда служат театру, ничего не требуя взамен. Я знаю многих артистов, по три раза в год намеревающихся подзаработать, заняться бизнесом, но проходит день-два, и всё остаётся по-прежнему. Что это за заклятье такое? - Называется - честь актёра.. Недаром в театральной среде принято говорить не «работаю», а «служу». Мы, артисты, служим публике. Душа того требует. Театр не должен оставаться в замкнутом пространстве своего здания - искусству необходимо выплёскиваться на страницы газет, в теле- и радиоэфиры. Но особого интереса директоров всех республиканских театров к прессе не наблюдается. Каков привет - таков ответ: театральной критики, даже в зачаточном состоянии, у нас нет. - Здание театра расположено в центре Черкесска, но есть люди, которые так и не удосужились побывать в нём, а если по каким-то причинам они и посещают его, то уходят с удивлением - живут же люди, бездельничая! На одной из премьер мне пришлось оказаться рядом с предпринимательницей, торгующей на рынке. От начала до конца спектакля она, грызя семечки и то и дело разговаривая по телефону, громко сетовала, что зря потеряла время. И, не стесняясь, расписывала, как обхохочутся подруги на базаре, узнав, что она была в театре среди ненормальных. Но по окончании спектакля она вдруг, рьяно захлопав в ладони, бросилась к сцене с криками «Браво! Бис!» Признаться, я не поверила своим глазам и ушам, но ларчик, как всегда, открылся просто: оказалось, так она выразила свою радость по поводу окончания спектакля. Как тебе такой контингент, Хасан? - Это издержки серости. Культуре надо учить. Театр не только блеск. Это ёщё, как сказал Герцен, «инстанция для решения жизненных вопросов». Так что будем работать. - Ты отдал театру сорок лет. Стоила ли игра свеч? И причисляешь ли ты эти годы к отписанному тебе Судьбой счастью? - Не могу ответить однозначно. На вершине - солнце, внизу - разочарование. Качели до головокружения… - И последний, заключительный вопрос задам по-маяковски: «А вы ноктюрн сыграть смогли бы на флейте водосточных труб»? - В молодости - обязательно, сейчас - по настроению. ...Вероятно, потому, что твои школьные годы прошли в Даусузе. Рассказывают, там - удивительное небо и звёзды, спускающиеся к земле: кажется, протянешь руку - и одна из них заблестит на ладони. А отойдёшь за околицу, крикнешь, к примеру, «люблю!», и горы обласкают тебя многократным эхом. Наверное, этот дух эфемерности и привёл тебя, подростка, в театр, где ты и «прописался» навсегда. Впрочем, возможно, это моё чисто женское восприятие… Бэлла БАГДАСАРОВА, "День Республики"
Изменено: |
|
|
|
Рашид Темрезов поздравил Народного артиста России, директора Русского театра драмы и комедии КЧР Хасана Биджиева с юбилеем
Сегодня отмечает 65-летие со Дня рождения и 40-летие творческой деятельности Заслуженный артист России, Народный артист Российской Федерации Хасан Биджиев. С праздником юбиляра поздравил Глава Карачаево-Черкесии Рашид Темрезов. «От имени всех жителей Карачаево-Черкесии, от себя лично искренне поздравляю Вас с юбилеем. В Карачаево-Черкесии и далеко за ее пределами много поклонников Вашего актерского и режиссерского таланта. Коллеги, зрители и почитатели сценического искусства высоко ценят огромный вклад, который Вы внесли в сохранение лучших театральных традиций. Для молодых актеров Вы - пример творческого поиска и актерского мастерства. Хочется пожелать Вам крепкого здоровья, успеха во всем и чтобы Вы еще долгие –долгие годы радовали нас своим творчеством», - сказал Глава Карачаево-Черкесии Рашид Темрезов. Глава республики объявил о решении присвоить Хасану Биджиеву высшую государственную награду КЧР – орден «За заслуги перед Карачаево-Черкесской Республикой".
Изменено: |
|
|
|
Загрузка плеера
Хасан Биджиев читает стихи Билала Лайпанова, Кайсына Кулиева и Анатолия Жигулина |
|
|
|
Загрузка плеера
Глава КЧР поздравил с юбилеем Народного артиста РФ Хасана Биджиева
Изменено: |
|
|
|
|
|
|||
Читают тему (гостей: 1)
Форум Мобильный | Стационарный