Нашел один интересный сайт из которого можно сделать вывод что карачаево балкарцы взяли очень много слов из адыгского языка вместе с эпосом. Такие слова например как тамата, аталык, кунак, Элия, жёрме. Хотелось бы узнать как это произошло, когда и как наши предки все это позаимстовали. Может найдутся тут специалисты?
Нарты
адыгский героический эпос
Словарь
абра-камень — камень огромных размеров (в эпосе). На нем обычно испытывалась сила нартских богатырей
альп — сказочный конь, необыкновенно выносливый и быстрый; согласно сказаниям, альпы могли летать по воздуху и понимали человеческую речь
альчики — игра, напоминающая игру в “бабки”
Амыш — в языческом пантеоне адыгов — покровитель мелкого рогатого скота (осет. Фалвара)
ана — междометие, выражающее удивление
ана — низкий круглый столик на трех ножках; ср. осет. фынг
aпa-шипс — мясное блюдо с подливой
Арык — название реки и холмистой местности в Кабарде
атакаль — название травы, которой нартские герои кормят своих коней
аталык, из тюрк. “воспитатель”. Обычай аталычества с древних времен был широко распространен у народов Кавказа, преимущественно у привилегированных сословий. Тотчас после рождения мальчик отдавался аталыку, а девочка — кормилице. Воспитанник по-адыгски назывался къан. Аталык и кормилица получали все права кровного родства
ахът — загробный мир, ад
Баксан — река в Кабардино-Балкарии
барак — сосуд для воды
Барсово (Басово) поле — древнее название степи на Средней Кубани. Встречается только в эпосе
батырыбж — рог с хмельным напитком, который подносили герою, или тост, который произносили в честь героя
бахсыма — хмельной напиток из просяной муки, меда и дрожжей
бедак — деревянное ведро
беджина, беджин — кисло-сладкая киша из овсяной муки
бейгол — постоянный спутник, телохранитель и исполнитель воли своего господина
белое сано — хмельной напиток нартов
Бештау — гора близ Пятигорска
бжамий: 1) пастуший рожок; 2) народный музыкальный инструмент
бысым — хозяин, принимающий гостя, дающий ему ночлег
гомыле — провизия для похода, долго не портящаяся
гуаша — “богиня”, “хозяйка”, “свекровь”. Позже — “княгиня”, “госпожа”. В эпосе — постоянный эпитет Сатаней. Ср. абх. гуаша, осет. афсина
гыбза — песня-плач о погибшем воине
дада — букв, “дедушка”, почтительное обращение к старшему
Дасто поле — название местности в Адыгее
джан-шерх — букв. “стальное колесо”. Адыгское название колеса, от которого погибает Сосруко. При помощи него испытывались силы и мужество нартских богатырей. Ср. осет. “балсагово колесо”
джегу — игры, состязание в силе и ловкости
джегуако — букв, “играющий”, народный певец, исполнявший произведения традиционного фольклора и свои собственные
Джын-Джын — название местности, встречающееся в эпосе
Дуней — из араб. “вселенная”, “свет”, “мир”
Дыгулибгово — древнее название кабардинского селения, происходящее якобы от имени его основателя пши Дыгулибго Кабардова. Позже село именовали Атажукиио (по имени другого владельца). Теперь это Кызбурун III.
Дэджийская возвышенность — название местности, встречающееся в эпосе
Елле, елле — припев обрядовой песни, которую адыги пели при ударе молнии или на могиле убитого молнией
жерума — традиционное блюдо адыгов, вид колбасы
зиусхан — “господин”, букв. “чьи болезни возьму себе”. Ласковое, либо почтительное обращение.
Индыль (тюрк. Идиль) —название Волги
Инджидж — р. Зеленчук в Карачаево-Черкесии (Большой Зеленчук, Малый Зеленчук)
испы — карликовое племя людей (в эпосе). Ср. абх. ацаны.
Кабла-Бана — название местности
кан — ребенок, взятый на воспитание; “къан” означает также “любимый”; “дорогой”, “покровитель”
кантеше — обряд возвращения воспитанника–кана к родителям от воспитателя–аталыка
Капшукай — эпическое название какой-то горы
Карданидж — река в Карачаево-Черкесии, приток Малого Инджиджа
Кахыпш — “бог удачи” в языческом пантеоне адыгов
Кинт — эпическое название местности, встречающееся в эпосе.
кинты, чинты — наименование народа, встречающегося в эпосе, враждебного нартам
Койдан — название местности
кумган — медный кувшин с длинным узким горлышком и ручкой
кунацкая — специальное помещение для гостей. Обычно хозяин жил с семьей в “большом доме” (унэшхуэ). Кунацкая строилась, как правило, рядом
курамбий — род сладкого печенья; приготовлялось в особо торжественных случаях
куржипс — река в Адыгее
курп — приток Терека
кяхи — одно из адыгских племен
кяхуса — название богатырского меча
Лаба —приток Кубани
лагуна — дом или комната новобрачных, женская половина дома
лагуп — медный котел с ручкой
Лахран — ущелье в Кабардино-Балкарии
локоть — древняя мера длины
маиса — богатырский меч, принадлежность многих нартов
маис см. маиса
марамажей — крепкий хмельной напиток, приготовленный на меду
марджа, мардж — непереводимое выражение, означает призыв к действию или зов на помощь.
Нагучица: 1) персонаж адыгских сказок, иногда упоминается и в эпосе; 2) название горы
нана (нан) — мать; почтительное обращение к пожилой женщине
Нарт — в адыгейских вариантах эпическое название какой-то местности
Ошхамахо — кабардинское название горы Эльбрус
натыф — адыгейское название кукурузы
папиши — комнатные туфли без задников
паста — крутая пшенная каша, сваренная без соли. Заменяла хлеб (русскому “хлеб-соль” соответствует букв. “соль-паста”)
пелуан — силач, борец (из перс. пехлеван)
Псыж — кабардинское название Кубани
пхапшина — старинный музыкальный инструмент типа скрипки
пхацык — древний музыкальный инструмент. Состоит из нечетного числа (3, 5, 7) деревянных пластинок, одним концом свободно привязанных прочным тонким ремешком к такой же пластинке с рукояткой. Зажав ручку пхацыка в ладони, исполнитель встряхивает инструмент — раздается звонкий щелкающий звук, напоминающий цокание копыт.
пши — первоначальное значение этого слова — “вождь”, “глава племени, рода”, т. е. “старший”, “предводитель”. Позже — “господин”, “князь”. В Кабарде в эпоху феодализма так именовали представителей высшего сословия.
пшиза — адыгейское название Кубани
пшина — собирательный термин-название любого музыкального инструмента
пшинатль — эпическая поэма. Исполнение ее сопровождалось игрой на пшине
Пшиш — название реки в Адыгее
сай — женская национальная одежда
самыры — охотничьи собаки особой породы, упоминаются только в эпосе
сано — см. белое сано
санопитие нартов — традиционные пиры нартов
сауровые башмаки — обувь из конской кожи, украшенная золотом и серебром
стремянный рог — букв. “рог перед посадкой в седло”. Особый рог, который подносили гостю перед его отъездом
сулук (из тюрк. сулук) —небольшой кожаный сосуд для воды, привязанный под седельной подушкой
таджелей — подкольчужник, особый вид кафтана, надевался под кольчугу
таурых —из араб, та'рих “история”, “сказка”; один из повествовательных жанров адыгского фольклора.
Тен — адыгское название реки Дон
Тха — главное божество в языческом пантеоне адыгов
тхамада — букв. “избранник тха”. Первоначальное значение этого слова — “старшина общины”, позже — почтительное обращение к старшему за столом, почитаемому человеку.
тхаухуд — букв. “ангел”. Это значение ныне утрачено. В произведениях фольклора обозначает фею, а вообще — красивую, изящную девушку.
Уашхо, Уашхо-кан — традиционная клятв нартов. Уашхо — языческий, бог неба у адыгов. Известен и осетинам, которые посвящали ему специальный праздник.
ударный альчик — бита, альчик со свинцом, которым бьют расставленные альчики
удж — старинный национальный танец; танцующие становятся в большой замкнутый круг, держа друг друга под локоть, музыканты находятся центре круга.
унаут, унаутка — букв. “состоящий при доме”, соответствует русскому “дворовые”. При феодализме — представители низшего слоя
фара см. хуара
фэмыф — букв. “ленивый”, ласковое обращение матери к сыну
хабар (из араб. хабар) — “новость”, “весть”
хаджиса — трехгранный нож
xагрей — спутник богатыря, который должен обслуживать его
хаса — совет нартов, где решались важнейшие дела
Харама-гора — традиционное место богатырских состязаний нартов
Xачабан — местность за р. Арык
ходули (букв. “деревянная обувь”) — невысокие подставки, обязательная принадлежность туалета женщин, принадлежащих к высшему сословию. Представляли собой деревянную подошву на двух вертикальных дощечках, высотой ок. 10 см
хох — благопожелание, здравица
хошыса — короткий меч
хуара — особая порода лошадей
хэта-хеса — вид борьбы, принятый эпических богатырей. Два борца, стоя друг против друга и взявшись за пояс, вбиваю друг друга в землю. Тот, кто первым вгонял соперника в землю до шеи, имел право снести ему голову
чарыки — мягкая обувь, изготовляемая из сыромятной кожи, обувь бедняков. Ср. осет. арчи. В эпосе выражение “обутый в чарыки” имеет презрительный оттенок
чешей — особое дерево, гладкое, без сучков
Чирт — эпическое название какой-то местности. Встречается только в адыгейских вариантах
шамбар (шамбур) — особо прочное дерево
шандак — возвышение, на котором сидели женщины знатного происхождения, наблюдая за народными торжествами
шипс — мясное блюдо с подливой
шичепшина — старинный музыкальный инструмент (род скрипки)
Шуан-гора — эпическое название горы
шуратлес — букв. “пеший-конный”. Вид борьбы, принятый у эпических богатырей. Нарты, одни пешие, другие верхом на конях, становились друг против друга. Всадники должны были прорваться через строй пеших, вооруженных шестами.
Адыгском эпосе есть цикл сказаний про пастуха Куйцука, жители Черекского ущелья позаимствовали имя пастуха и сделали его нарицательным койцу в значении пастух.
обсуждение вопросов заимствования чего либо у кого либо, настолько мелочны, никчемны и бесполезны, что кушать не могу стыдно делается.. как и в целом споры по всем вопросам связанных с историей, простыми обывателями... в перспективе временных лет (о как!), для будущего народа это не имеет вообще никакой разницы - кто у кого, чего взял.. подобные обсуждения только вредят добрососедству, задают неправильный вектор мышления для молодежи... если кто то утверждает что они изобрели порох, колесо и нартский эпос, а остальные заимствовали это - и что? что дальше? есть важные исторические моменты, накладывающие отпечаток на настоящее, и влияющиее на будущее... этим пусть занимаются историки... но зачем нам обращать внимание на каждый чих? может пафосно прозвучит.. но если вы считаете что у нас есть что то, чем можно гордиться, а у нас есть такое - цените это, развивайте это, но не останавливаясь, создавайте новые объекты гордости народа... оставьте тех, кто любуются прошлым, обратя свой взор и мысли в прошлое, давайте чаще думать о том куда мы идем, зная откуда мы идем, а не тратить свое время и энергию на эти ненужные обсуждения, и идти другой дорогой.. извините что умничаю, просто возьмите глобус, покрутите в руках, подумайте сколько лет существуют народы, какие цивилизации были и есть, как развивается этот мир... и снова подумайте - насколько важно кто первый связал потроха барашка в жерме, и назвал это жерме? важно просто знать что это жерме, и что это наше блюдо... если кто то не согласен - нет проблем, вы крутите дальше глобус, и думайте, как с честью оставить след в истории народа и на этом глобусе, и что бы еще много много лет наши потомки жевали карачаево-балкарский жерме... опять пафосно...
ооо, и я нашла заимствование! Евреи называют себя "дети Израиля", в русской транскрипции звучит как "бын Исраель". Так вот, адыги тоже детей называют "бын")) вот и пойми, как в той сказке про медведей "а кто спал в моей кровати?"
KALAYSA Pictures, какая же ты умница! Молодец какой!(с) )))
.Обрадовался.. Думал нашли какую нибудь древнюю книгу.. или еще какая.то сенсация..
.
Из всех этих слов примерно 15 адыгские. .
.
Большинство слов наши ,даже эти неизвестные сказочные горы,реки и поля.
.
А это сказочное племя кинт(синт),которые надоедают нартам- прямые предки адъгов!
.
Кстати в наших сказках про нартов , не разу не слышал и не читал , чтоб они молились на каких нибудь духов и пантеонов.
.
Лень ,а то перевел бы что значит джаланджюк,тамата,къан,черкес,джююсхан и тд...
.
Такие темы ЗДЕСЬ все-таки не уместны. И на других форумах тоже!
Кстати, если беспристрастно и без эмоций, просто рассуждать о заимствованиях - то в адыгском языке очень много тюркизмов, и конкретно карачай-балкаризмов.. Больше гораздо чем обратных заимствований.. Только кабардинцы чураются этого, то ли от стыда, то ли от горделивости.. Ну это так, никаких претензий)) это все нормальные лингво-какиетотам процессы, от этого никому ни жарко ни холодно..))
А к адыгам эльбы вопрос, коль вы сюда зашли - как вы реагируете на своих, кабардинских интернет-националистов, поливающих грязью мой народ, на историков-националистов, пытающимся списать прошлое моего народа, и на политиков-националистов, которые лишают мой народ прав избирательно, конкретно и на гос.уровне. Только без общих фраз что они дескать козлы, без нации и т.п. Что предпринимается адекватными адыгами против подобного поведения своих соплеменников?
KALAYSA Pictures пишет:
обсуждение вопросов заимствования чего либо у кого либо, настолько мелочны, никчемны и бесполезны, что кушать не могу стыдно делается.. как и в целом споры по всем вопросам связанных с историей, простыми обывателями...
Цитата
KALAYSA Pictures пишет:
[QUOTE]KALAYSA Pictures пишет:
в перспективе временных лет (о как!), для будущего народа это не имеет вообще никакой разницы - кто у кого, чего взял..
Цитата
KALAYSA Pictures пишет:
подобные обсуждения только вредят добрососедству, задают неправильный вектор мышления для молодежи...
Цитата
KALAYSA Pictures пишет:
но зачем нам обращать внимание на каждый чих?
Во многом согласен, но есть несколько неясных моментов. Вопрос. Способствует ли добрососедству то, что мы почитаем Джатдая? Сомневаюсь что им приятно напоминание о поражении от "данников". Или, например, нравится ли им, что первый покоритель Эльбруса записан в Книге Рекордов Гиннесса как балкарец? Хотят ли они чтобы мы помнили о том, что Кумехов писал на нас лживые донесения? Таких умалчиваемых вопросов ооооочень много и если задать какой-то из них в адыго-аланской компании вряди ли все разойдутся запевая хором небезызвестную песенку про пальцы одной руки. Так что же нам теперь? Предать забвению все нелицеприятные им моменты нашей истории в угоду сохранению добрососедства, о котором, как мне кажется, почему-то печёмся только мы? А тем временем они не стесняются во всеуслышание говорить, что держали нас чуть ли не рабами. Мало того и подрастающую молодежь воспитывает исключительно в этом же ключе... достаточно пройтись по их сайтам. Но мы ведь не такие, мы толерантны-даже собственную историю сотрём в пыль, лишь бы застолье с соседями не омрачать неприятными для них воспоминаниями... начнём с малого-забудем что они заимствовали у нас слова. А дальше больше-сотрем песни где говорится о мести их князьям, свидетельства где упоминается о нашей независимости, исторические даты, в которых мы давали им отпор. На всё пойдём, даже славное прошлое предков уничтожим, лишь бы был мир. Вот к чему такой подход ведёт. Нет уж... каждое слово, каждую пядь земли знать, помнить и хранить. Ибо пока вы тут добреете, они понимают это как слабость и раздувают свои аппетиты-пусть центральный кавказ трижды чуждая для них земля, но в КБР маленький островок Великой Черкессии они уже построили и на достигнутом не остановятся, пока всеми законными и незаконными способами не заселят Балкарию.
KALAYSA Pictures пишет:
просто рассуждать о заимствованиях - то в адыгском языке очень много тюркизмов, и конкретно карачай-балкаризмов..
KALAYSA Pictures, А как вы хотели? Вокруг адыгов полно было тюрков-с северо-запада Крымское ханство, с севера и северо-востока целых 2 ногайские одры-Большая и Малая, с востока Тарковское Шамхальство кумыков, с юга Карачай и Балкария, ну и знаменитые торговые отношения с Турцией... почти все соседи тюрки, а общаться с соседями надо, ничего не поделаешь.
Цитата
KALAYSA Pictures пишет:
Только кабардинцы чураются этого, то ли от стыда, то ли от горделивости..
Одни тюрки взимали с них дань, с других якобы взимали они... к первым историческая ненависть, ко вторым надуманное пренебрежение. Вот и чураются.
Нартский эпос это достояние всех народов кавказа (за исключением некоторых дагестанских наций). Ввс ты вообще читал его? Прочитай и увидишь как там есть что то от адыгов, что то от вас, что то от осетин. У тебя уже фантазия хромает, не можешь нормальную тему придумать,чтоб форум завонял национализмом. У тебя есть друзья кабардинцы?
Таукъан что за поражение? Мы что воевали? Про стычки знаю,но про войну первый раз слышу. Знаешь у нас тоже очень много чего на вас,на что мы можем обижаться,но зачем? Это всё мелочи,если человек нормальный,он поймет, что абсолютное большинство вас и нас это хорошие люди,а такие как ввс провоцируют этих людей. Кстати о вас,как о рабах кабардинских инязей первый написал Умар Алиев,тоже почитаемый вами. И про лживые донесения я бы молчал. Короче если человек хочет видеть в народе врага,он его увидит при любом раскладе.