Расширенный поиск
5 Мая  2024 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Тиширыусуз юй – отсуз от джагъа.
  • Адеб этмеген, адеб кёрмез.
  • Чомартха хар кюн да байрамды.
  • Мал тутхан – май джалар.
  • Ишни аллы бла къууанма да, арты бла къууан.
  • Келинин тута билмеген, къул этер, къызын тута билмеген, тул этер.
  • Чомарт къонакъ юй иесин сыйлар.
  • Юйлю уругъа ит чабмаз.
  • Кёб ашасанг, татыуу чыкъмаз, кёб сёлешсенг, магъанасы чыкъмаз.
  • Айранын берсенг, челегин да къызгъанма.
  • Байлыкъдан саулукъ ашхыды.
  • Гырджын – тепсини тамадасы.
  • Баш – акъыл ючюн, акъылман – халкъ ючюн.
  • Къошда джокъгъа – юлюш джокъ.
  • Билим къая тешер.
  • Татлы сёз – балдан татлы.
  • Кёлю джокъну – джолу джокъ.
  • Чыкълы кюнде чыкъмагъан, чыкъса къуру кирмеген.
  • Къолунгдан къуймакъ ашатсанг да, атаны борчундан къутулмазса.
  • Айырылгъанланы айю ашар, бёлюннгенлени бёрю ашар.
  • Кенгеш болса, уруш болмаз.
  • Аман адам этегингден тутса, кес да къач.
  • Эркишиге тары кебек танг кёрюнюр.
  • Чакъырылмай келген къонакъ сыйланмай кетер.
  • Адамны джюреги нени кёрюрге сюйсе, кёзю да аны кёрюрге ёч болады.
  • Ханы къызы буюгъа-буюгъа киштик болду.
  • Къазанны башы ачыкъ болса, итге уят керекди.
  • Тенгинг джокъ эсе – изле, бар эсе – сакъла!
  • Аджал соруб келмез, келсе, къайтыб кетмез.
  • Чомарт джарлы болмаз.
  • Келгинчи, къонакъ уялыр, келгенден сора, къонакъбай уялыр.
  • Къобан да къуру да къобханлай турмайды, адам да къуру да патчахлай турмайды.
  • Ата Джуртун танымагъан, атасын да танымаз.
  • Кёз – сюйген джерде, къол – ауругъан джерде.
  • Къонакъ хазыр болгъанлыкъгъа, къонакъбай хазыр тюлдю.
  • Иги адамны бир сёзю эки болмаз.
  • Байны къызы баймакъ болса да, юйде къалмаз!
  • Кесине оноу эте билмеген, халкъына да эте билмез.
  • Ёгюзню мюйюзюнден тутадыла, адамны сёзюнден тутадыла.
  • Джукъу тёшек сайламайды.
  • Аууз сакълагъан – джан сакълар.
  • Алтыда кюлмеген, алтмышда кюлмез.
  • Эшекге миннген – биринчи айыб, андан джыгъылгъан – экинчи айыб.
  • Эрни эр этерик да, къара джер этерик да, тиширыуду.
  • Кёпюр салгъан кеси ётер, уру къазгъан кеси кетер.
  • Мухардан ач ычхынмаз.
  • Тойгъан джерге джети къайт.
  • Тил бла келеди джыр да.
  • Мал ёлсе, сюек къалыр, адам ёлсе, иши къалыр.
  • Айран тёгюлсе, джугъусу къалыр.
Страницы: 1 2 3 4 5 След.
[ Закрыто ] Карачаево-балкарцы заимствовали нартский эпос у адыгов, Нашел неопровержимые доказательства
 
Нашел один интересный сайт из которого можно сделать вывод что карачаево балкарцы взяли очень много слов из адыгского языка вместе с эпосом. Такие слова например как тамата, аталык, кунак, Элия, жёрме. Хотелось бы узнать как это произошло, когда и как наши предки все это позаимстовали. Может найдутся тут специалисты?


Нарты
адыгский героический эпос
Словарь

абра-камень — камень огромных размеров (в эпосе). На нем обычно испытывалась сила нартских богатырей

альп — сказочный конь, необыкновенно выносливый и быстрый; согласно сказаниям, альпы могли летать по воздуху и понимали человеческую речь

альчики — игра, напоминающая игру в “бабки”

Амыш — в языческом пантеоне адыгов — покровитель мелкого рогатого скота (осет. Фалвара)

ана — междометие, выражающее удивление

ана — низкий круглый столик на трех ножках; ср. осет. фынг

aпa-шипс — мясное блюдо с подливой

Арык — название реки и холмистой местности в Кабарде

атакаль — название травы, которой нартские герои кормят своих коней

аталык, из тюрк. “воспитатель”. Обычай аталычества с древних времен был широко распространен у народов Кавказа, преимущественно у привилегированных сословий. Тотчас после рождения мальчик отдавался аталыку, а девочка — кормилице. Воспитанник по-адыгски назывался къан. Аталык и кормилица получали все права кровного родства

ахът — загробный мир, ад

Баксан — река в Кабардино-Балкарии

барак — сосуд для воды

Барсово (Басово) поле — древнее название степи на Средней Кубани. Встречается только в эпосе

батырыбж — рог с хмельным напитком, который подносили герою, или тост, который произносили в честь героя

бахсыма — хмельной напиток из просяной муки, меда и дрожжей

бедак — деревянное ведро

беджина, беджин — кисло-сладкая киша из овсяной муки

бейгол — постоянный спутник, телохранитель и исполнитель воли своего господина

белое сано — хмельной напиток нартов

Бештау — гора близ Пятигорска

бжамий: 1) пастуший рожок; 2) народный музыкальный инструмент

бысым — хозяин, принимающий гостя, дающий ему ночлег

гомыле — провизия для похода, долго не портящаяся

гуаша — “богиня”, “хозяйка”, “свекровь”. Позже — “княгиня”, “госпожа”. В эпосе — постоянный эпитет Сатаней. Ср. абх. гуаша, осет. афсина

гыбза — песня-плач о погибшем воине

дада — букв, “дедушка”, почтительное обращение к старшему

Дасто поле — название местности в Адыгее
джан-шерх — букв. “стальное колесо”. Адыгское название колеса, от которого погибает Сосруко. При помощи него испытывались силы и мужество нартских богатырей. Ср. осет. “балсагово колесо”
джегу — игры, состязание в силе и ловкости

джегуако — букв, “играющий”, народный певец, исполнявший произведения традиционного фольклора и свои собственные

Джын-Джын — название местности, встречающееся в эпосе

Дуней — из араб. “вселенная”, “свет”, “мир”

Дыгулибгово — древнее название кабардинского селения, происходящее якобы от имени его основателя пши Дыгулибго Кабардова. Позже село именовали Атажукиио (по имени другого владельца). Теперь это Кызбурун III.

Дэджийская возвышенность — название местности, встречающееся в эпосе

Елле, елле — припев обрядовой песни, которую адыги пели при ударе молнии или на могиле убитого молнией

жерума — традиционное блюдо адыгов, вид колбасы

зиусхан — “господин”, букв. “чьи болезни возьму себе”. Ласковое, либо почтительное обращение.

Индыль (тюрк. Идиль) —название Волги

Инджидж — р. Зеленчук в Карачаево-Черкесии (Большой Зеленчук, Малый Зеленчук)

иныж — чудовище, враждебное нартским богатырям и сказочным героям, букв, “великан”. Ср. осет. Муккара, балк.-карач. эмеген пятиголовый, абх. адау, инг. вампал

испы — карликовое племя людей (в эпосе). Ср. абх. ацаны.

Кабла-Бана — название местности

кан — ребенок, взятый на воспитание; “къан” означает также “любимый”; “дорогой”, “покровитель”

кантеше — обряд возвращения воспитанника–кана к родителям от воспитателя–аталыка

Капшукай — эпическое название какой-то горы

Карданидж — река в Карачаево-Черкесии, приток Малого Инджиджа

Кахыпш — “бог удачи” в языческом пантеоне адыгов

Кинт — эпическое название местности, встречающееся в эпосе.

кинты, чинты — наименование народа, встречающегося в эпосе, враждебного нартам

Койдан — название местности

кумган — медный кувшин с длинным узким горлышком и ручкой

кунацкая — специальное помещение для гостей. Обычно хозяин жил с семьей в “большом доме” (унэшхуэ). Кунацкая строилась, как правило, рядом

курамбий — род сладкого печенья; приготовлялось в особо торжественных случаях

куржипс — река в Адыгее

курп — приток Терека

кяхи — одно из адыгских племен

кяхуса — название богатырского меча

Лаба —приток Кубани

лагуна — дом или комната новобрачных, женская половина дома

лагуп — медный котел с ручкой

Лахран — ущелье в Кабардино-Балкарии

локоть — древняя мера длины

маиса — богатырский меч, принадлежность многих нартов

маис см. маиса

марамажей — крепкий хмельной напиток, приготовленный на меду

марджа, мардж — непереводимое выражение, означает призыв к действию или зов на помощь.

Нагучица: 1) персонаж адыгских сказок, иногда упоминается и в эпосе; 2) название горы

нана (нан) — мать; почтительное обращение к пожилой женщине

Нарт — в адыгейских вариантах эпическое название какой-то местности

Ошхамахо — кабардинское название горы Эльбрус

натыф — адыгейское название кукурузы

папиши — комнатные туфли без задников

паста — крутая пшенная каша, сваренная без соли. Заменяла хлеб (русскому “хлеб-соль” соответствует букв. “соль-паста”)

пелуан — силач, борец (из перс. пехлеван)

Псыж — кабардинское название Кубани

пхапшина — старинный музыкальный инструмент типа скрипки

пхацык — древний музыкальный инструмент. Состоит из нечетного числа (3, 5, 7) деревянных пластинок, одним концом свободно привязанных прочным тонким ремешком к такой же пластинке с рукояткой. Зажав ручку пхацыка в ладони, исполнитель встряхивает инструмент — раздается звонкий щелкающий звук, напоминающий цокание копыт.

пши — первоначальное значение этого слова — “вождь”, “глава племени, рода”, т. е. “старший”, “предводитель”. Позже — “господин”, “князь”. В Кабарде в эпоху феодализма так именовали представителей высшего сословия.

пшиза — адыгейское название Кубани

пшина — собирательный термин-название любого музыкального инструмента

пшинатль — эпическая поэма. Исполнение ее сопровождалось игрой на пшине

Пшиш — название реки в Адыгее

сай — женская национальная одежда

самыры — охотничьи собаки особой породы, упоминаются только в эпосе

сано — см. белое сано

санопитие нартов — традиционные пиры нартов

сауровые башмаки — обувь из конской кожи, украшенная золотом и серебром

стремянный рог — букв. “рог перед посадкой в седло”. Особый рог, который подносили гостю перед его отъездом

сулук (из тюрк. сулук) —небольшой кожаный сосуд для воды, привязанный под седельной подушкой

таджелей — подкольчужник, особый вид кафтана, надевался под кольчугу

таурых —из араб, та'рих “история”, “сказка”; один из повествовательных жанров адыгского фольклора.

Тен — адыгское название реки Дон

Тха — главное божество в языческом пантеоне адыгов

тхамада — букв. “избранник тха”. Первоначальное значение этого слова — “старшина общины”, позже — почтительное обращение к старшему за столом, почитаемому человеку.

тхаухуд — букв. “ангел”. Это значение ныне утрачено. В произведениях фольклора обозначает фею, а вообще — красивую, изящную девушку.

Уашхо, Уашхо-кан — традиционная клятв нартов. Уашхо — языческий, бог неба у адыгов. Известен и осетинам, которые посвящали ему специальный праздник.

ударный альчик — бита, альчик со свинцом, которым бьют расставленные альчики

удж — старинный национальный танец; танцующие становятся в большой замкнутый круг, держа друг друга под локоть, музыканты находятся центре круга.

унаут, унаутка — букв. “состоящий при доме”, соответствует русскому “дворовые”. При феодализме — представители низшего слоя

фара см. хуара

фэмыф — букв. “ленивый”, ласковое обращение матери к сыну

хабар (из араб. хабар) — “новость”, “весть”

хаджиса — трехгранный нож

xагрей — спутник богатыря, который должен обслуживать его

хаса — совет нартов, где решались важнейшие дела

Харама-гора — традиционное место богатырских состязаний нартов

Xачабан — местность за р. Арык

ходули (букв. “деревянная обувь”) — невысокие подставки, обязательная принадлежность туалета женщин, принадлежащих к высшему сословию. Представляли собой деревянную подошву на двух вертикальных дощечках, высотой ок. 10 см

хох — благопожелание, здравица

хошыса — короткий меч

хуара — особая порода лошадей

хэта-хеса — вид борьбы, принятый эпических богатырей. Два борца, стоя друг против друга и взявшись за пояс, вбиваю друг друга в землю. Тот, кто первым вгонял соперника в землю до шеи, имел право снести ему голову

чарыки — мягкая обувь, изготовляемая из сыромятной кожи, обувь бедняков. Ср. осет. арчи. В эпосе выражение “обутый в чарыки” имеет презрительный оттенок

чешей — особое дерево, гладкое, без сучков

Чирт — эпическое название какой-то местности. Встречается только в адыгейских вариантах

шамбар (шамбур) — особо прочное дерево

шандак — возвышение, на котором сидели женщины знатного происхождения, наблюдая за народными торжествами

шипс — мясное блюдо с подливой

шичепшина — старинный музыкальный инструмент (род скрипки)

Шуан-гора — эпическое название горы

шуратлес — букв. “пеший-конный”. Вид борьбы, принятый у эпических богатырей. Нарты, одни пешие, другие верхом на конях, становились друг против друга. Всадники должны были прорваться через строй пеших, вооруженных шестами.

http://mith.ru/alb/kavkaz/slovar.htm
 
А когда будут неопровержимые доказательства заимствования эпоса? :думаю:
 
Адыгском эпосе есть цикл сказаний про пастуха Куйцука, жители Черекского ущелья позаимствовали имя пастуха и сделали его нарицательным койцу в значении пастух.
 
ВВС,

И все доказательства?
 
обсуждение вопросов заимствования чего либо у кого либо, настолько мелочны, никчемны и бесполезны, что кушать не могу стыдно делается.. как и в целом споры по всем вопросам связанных с историей, простыми обывателями... в перспективе временных лет (о как!), для будущего народа это не имеет вообще никакой разницы - кто у кого, чего взял.. подобные обсуждения только вредят добрососедству, задают неправильный вектор мышления для молодежи... если кто то утверждает что они изобрели порох, колесо и нартский эпос, а остальные заимствовали это - и что? что дальше? есть важные исторические моменты, накладывающие отпечаток на настоящее, и влияющиее на будущее... этим пусть занимаются историки... но зачем нам обращать внимание на каждый чих? может пафосно прозвучит.. но если вы считаете что у нас есть что то, чем можно гордиться, а у нас есть такое - цените это, развивайте это, но не останавливаясь, создавайте новые объекты гордости народа... оставьте тех, кто любуются прошлым, обратя свой взор и мысли в прошлое, давайте чаще думать о том куда мы идем, зная откуда мы идем, а не тратить свое время и энергию на эти ненужные обсуждения, и идти другой дорогой.. извините что умничаю, просто возьмите глобус, покрутите в руках, подумайте сколько лет существуют народы, какие цивилизации были и есть, как развивается этот мир... и снова подумайте - насколько важно кто первый связал потроха барашка в жерме, и назвал это жерме? важно просто знать что это жерме, и что это наше блюдо... если кто то не согласен - нет проблем, вы крутите дальше глобус, и думайте, как с честью оставить след в истории народа и на этом глобусе, и что бы еще много много лет наши потомки жевали карачаево-балкарский жерме... опять пафосно... :онет!:
...
 
:тактак: чего тока на ночь глядя не привидится ....свят, свят :онет!:
 
KALAYSA Pictures,

Разумно, земляк. Очень разумно :alamat:
 
ооо, и я нашла заимствование! Евреи называют себя "дети Израиля", в русской транскрипции звучит как "бын Исраель". Так вот, адыги тоже детей называют "бын")) вот и пойми, как в той сказке про медведей "а кто спал в моей кровати?"
KALAYSA Pictures,
какая же ты умница! Молодец какой!(с) )))
I'm just gonna hurt you...really, really bad... ©
 
.Обрадовался.. Думал нашли какую нибудь древнюю книгу.. или еще какая.то сенсация..
.
Из всех этих слов примерно 15 адыгские. .
.
Большинство слов наши ,даже эти неизвестные сказочные горы,реки и поля.:)
.
А это сказочное племя кинт(синт),которые надоедают нартам- прямые предки адъгов!
.
Кстати в наших сказках про нартов , не разу не слышал и не читал , чтоб они молились на каких нибудь духов и пантеонов.:)
.
Лень ,а то перевел бы что значит джаланджюк,тамата,къан,черкес,джююсхан и тд...
.
Такие темы ЗДЕСЬ все-таки не уместны. И на других форумах тоже!
Изменено: ALANULAN - 17.03.2012 04:53:49 (ошибка т9)
с УВАЖЕНИЕм !
 
ВВС,
неужели ты серьезно , про пастухов?
с УВАЖЕНИЕм !
 
 
Месси,
NAKA,

Ценю вашу оценку, дорогие наши адыги, только к вам у меня тоже бааальшие вопросы.. :бее:
...
 
Кстати, если беспристрастно и без эмоций, просто рассуждать о заимствованиях - то в адыгском языке очень много тюркизмов, и конкретно карачай-балкаризмов.. Больше гораздо чем обратных заимствований.. Только кабардинцы чураются этого, то ли от стыда, то ли от горделивости.. Ну это так, никаких претензий)) это все нормальные лингво-какиетотам процессы, от этого никому ни жарко ни холодно..))

А к адыгам эльбы вопрос, коль вы сюда зашли - как вы реагируете на своих, кабардинских интернет-националистов, поливающих грязью мой народ, на историков-националистов, пытающимся списать прошлое моего народа, и на политиков-националистов, которые лишают мой народ прав избирательно, конкретно и на гос.уровне. Только без общих фраз что они дескать козлы, без нации и т.п. Что предпринимается адекватными адыгами против подобного поведения своих соплеменников?
...
 
и тишина :кхекхе:
бла бла бла, бла бла !
 
адам сам не понял что сказал. вообще вот таких историков стоило бы приглашать на открытые столы, чтобы они себя услышали
 
KALAYSA Pictures,
Цитата
KALAYSA Pictures пишет:
обсуждение вопросов заимствования чего либо у кого либо, настолько мелочны, никчемны и бесполезны, что кушать не могу стыдно делается.. как и в целом споры по всем вопросам связанных с историей, простыми обывателями...
Цитата
KALAYSA Pictures пишет:
[QUOTE]KALAYSA Pictures пишет:
в перспективе временных лет (о как!), для будущего народа это не имеет вообще никакой разницы - кто у кого, чего взял..
Цитата
KALAYSA Pictures пишет:
подобные обсуждения только вредят добрососедству, задают неправильный вектор мышления для молодежи...
Цитата
KALAYSA Pictures пишет:
но зачем нам обращать внимание на каждый чих?

Во многом согласен, но есть несколько неясных моментов. Вопрос. Способствует ли добрососедству то, что мы почитаем Джатдая? Сомневаюсь что им приятно напоминание о поражении от "данников". Или, например, нравится ли им, что первый покоритель Эльбруса записан в Книге Рекордов Гиннесса как балкарец? Хотят ли они чтобы мы помнили о том, что Кумехов писал на нас лживые донесения? Таких умалчиваемых вопросов ооооочень много и если задать какой-то из них в адыго-аланской компании вряди ли все разойдутся запевая хором небезызвестную песенку про пальцы одной руки. Так что же нам теперь? Предать забвению все нелицеприятные им моменты нашей истории в угоду сохранению добрососедства, о котором, как мне кажется, почему-то печёмся только мы? А тем временем они не стесняются во всеуслышание говорить, что держали нас чуть ли не рабами. Мало того и подрастающую молодежь воспитывает исключительно в этом же ключе... достаточно пройтись по их сайтам. Но мы ведь не такие, мы толерантны-даже собственную историю сотрём в пыль, лишь бы застолье с соседями не омрачать неприятными для них воспоминаниями... начнём с малого-забудем что они заимствовали у нас слова. А дальше больше-сотрем песни где говорится о мести их князьям, свидетельства где упоминается о нашей независимости, исторические даты, в которых мы давали им отпор. На всё пойдём, даже славное прошлое предков уничтожим, лишь бы был мир. Вот к чему такой подход ведёт. Нет уж... каждое слово, каждую пядь земли знать, помнить и хранить. Ибо пока вы тут добреете, они понимают это как слабость и раздувают свои аппетиты-пусть центральный кавказ трижды чуждая для них земля, но в КБР маленький островок Великой Черкессии они уже построили и на достигнутом не остановятся, пока всеми законными и незаконными способами не заселят Балкарию.
Изменено: Таукъан - 17.03.2012 09:26:46
 
Таукъан,
а что делать тогда?
 
Цитата
KALAYSA Pictures пишет:
просто рассуждать о заимствованиях - то в адыгском языке очень много тюркизмов, и конкретно карачай-балкаризмов..
KALAYSA Pictures,
А как вы хотели? Вокруг адыгов полно было тюрков-с северо-запада Крымское ханство, с севера и северо-востока целых 2 ногайские одры-Большая и Малая, с востока Тарковское Шамхальство кумыков, с юга Карачай и Балкария, ну и знаменитые торговые отношения с Турцией... почти все соседи тюрки, а общаться с соседями надо, ничего не поделаешь.
Цитата
KALAYSA Pictures пишет:
Только кабардинцы чураются этого, то ли от стыда, то ли от горделивости..
Одни тюрки взимали с них дань, с других якобы взимали они... к первым историческая ненависть, ко вторым надуманное пренебрежение. Вот и чураются.
Изменено: Таукъан - 17.03.2012 09:37:19
 
ВВС,
Тема разочаровала... такое название, думал действительно что-то стоящее появилось.
 
Нартский эпос это достояние всех народов кавказа (за исключением некоторых дагестанских наций). Ввс ты вообще читал его? Прочитай и увидишь как там есть что то от адыгов, что то от вас, что то от осетин. У тебя уже фантазия хромает, не можешь нормальную тему придумать,чтоб форум завонял национализмом. У тебя есть друзья кабардинцы?
 
касог,
это его мнение и видение и его надо уважать
 
Таукъан что за поражение? Мы что воевали? Про стычки знаю,но про войну первый раз слышу. Знаешь у нас тоже очень много чего на вас,на что мы можем обижаться,но зачем? Это всё мелочи,если человек нормальный,он поймет, что абсолютное большинство вас и нас это хорошие люди,а такие как ввс провоцируют этих людей. Кстати о вас,как о рабах кабардинских инязей первый написал Умар Алиев,тоже почитаемый вами. И про лживые донесения я бы молчал. Короче если человек хочет видеть в народе врага,он его увидит при любом раскладе.
 
Саффас безусловно, но это очередная провокация, тут нечего уважать,перечитай все его посты,везде провокации,зачем это делать?!
 
рабы кабардинских князей с ума совсем сошел
 
это не провокация? а
 
Саффас Алиев не сходил с ума,он просто таким образом прибивал ненависть у карачаевцев к кабардинцам,ясное дело что это глупость)
 
 
Я и говорю, что это провокация.
 
не верю зачем ему это надо, думаю эьи байки с вашей стороны
 
А так я ответил Таукъану, ничего провакационного я не писал, если ты не считаешь пост Таукъана провокационным, то мой так же,не нужно считать таковым.
 
Думай думай,а еще лучше найди книгу и прочитай.
 
Бредни про рабов это еще ничего,там такая параноя, что у тебя челюсть обвиснет))
Страницы: 1 2 3 4 5 След.
Читают тему (гостей: 1)

Форум  Мобильный | Стационарный