Расширенный поиск
19 Апреля  2024 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Къарт айтханны этмеген, къартаймаз.
  • Ашха уста, юйюнде болсун
  • Таукелге нюр джауар.
  • Элде адам къалмаса, ит тахтагъа минер.
  • Аман эсирсе, юйюн ояр.
  • Ёзденликни джайгъан – джокълукъ.
  • Ишлемеген – тишлемез.
  • Джылар джаш, атасыны сакъалы бла ойнар.
  • Ичимден чыкъды хата, къайры барайым сата?
  • Ач отунчуну ачыуу – бурнунда.
  • Чакъырылмай келген къонакъ сыйланмай кетер.
  • Адамны бетине къарама, адетине къара.
  • Огъурлуну сёзю – суу, огъурсузну сёзю – уу.
  • Агъач халкъгъа алтынды, иссиликге салкъынды.
  • Чомарт джарлы болмаз.
  • Мухарны эси – ашарыкъда.
  • Битмегеннге сакъал – танг.
  • Аджашханны ызындагъы кёреди, джангылгъанны джанындагъы биледи.
  • Атынг аманнга чыкъгъандан эсе, джанынг тамагъынгдан чыкъсын.
  • Ашына кёре табагъы, балына кёре къалагъы.
  • Олтуруб кёрюнмей эди да, ёрге туруб кёрюне эди.
  • Чакъырылмагъан къонакъ тёрге атламаз.
  • Ётген ёмюр – акъгъан суу.
  • Телиге от эт десенг, юйюнге от салыр.
  • Джаным-тиним – окъуу, билим.
  • Сакъламагъан затынга джолукъсанг, не бек къууанаса, не бек ачыйса.
  • Хаухну атма, ёнгкючню сатма.
  • Гырджын – тепсини тамадасы.
  • Чыбыкълыкъда бюгюлмеген, къазыкълыкъда бюгюлмей эди.
  • Къоркъакъны кёзю экили кёрюр.
  • Уллу сёлешме да, уллу къаб.
  • Миллетни бойну – базыкъ, аны бла кюрешген – джазыкъ.
  • Ариу сёз – джаннга азыкъ, аман сёз – башха къазыкъ.
  • Ачлыкъда тары гырджын халыуадан татлы.
  • Къумурсхала джыйылсала, пилни да джыгъадыла.
  • Аз айтсам, кёб ангылагъыз.
  • Джюрекден джюрекге джол барды.
  • Ашда уялгъан – мухар, ишде уялгъан – хомух.
  • Оюмсуз атлагъан, аджалсыз ёлюр.
  • Тойгъан антын унутур.
  • Шапа кёб болса, аш татымсыз болур.
  • Эртде тургъан джылкъычыны эркек аты тай табар.
  • Накъырданы арты керти болур.
  • Акъыллы башны – тили къысха.
  • Къобан да къуру да къобханлай турмайды, адам да къуру да патчахлай турмайды.
  • Чакъырылмагъан къонакъ къачан кетерин сормаз.
  • Ач бёрюге мекям джокъ.
  • Келлик заман – къартлыкъ келтирир, кетген заман – джашлыкъ ёлтюрюр.
  • Келинни – келгинчи, бёркню кийгинчи кёр.
  • Аш берме да, къаш бер.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 След.
как вы думаете, сможем ли мы вернуть г Кисловодск в состав кчр?, .,
 
возможен ли в ближайшем будущем такой вариант событии? конечно в составе кчр кисловодск никогда небыл но было же такое что этот город был центром Малого Карачая.
 
Вряд ли, курортный город нам никто не отдаст...
 
Кисловодск не был в составе КАО. Он был админ.центром район
 
Вопрос изменений границ субъектов РФ весьма деликатного свойства...На сайте есть материалы по указанной проблематике. То есть то,что было озвучено в 2012 году.С тех пор ,насколько я осведомлён, заявлений политиков - членов Совета безопасности РФ пока не было...



09.12.2012 21:35:12
Вице-премьер РФ Д.Козак: Сильные регионы объединят со слабыми

Вице-премьер правительства РФ Дмитрий Козак, который курирует региональную политику РФ, в ходе своего выступления на Конференции доверенных лиц президента В.Путина заявил, что укрупнение субъектов федерации путем объединения "возможно и имеет смысл".
По его словам, целесообразно объединять сильные в экономическом отношении регионы со слабыми для того, чтобы перераспределить ресурсы и уравнять уровень жизни. Напомним, что процесс укрупнения субъектов федерации активно проходил в 2003-2007 годах – тогда их число сократилось с 93 до 89.

13.02.2013 21:57:07
Матвиенко вернулась к идее укрупнения регионов

Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко полагает, что 83 субъекта Федерации для России — это много. Политик считает, что процесс укрупнения регионов был бы оправдан с точки зрения их экономического и социального развития, но отмечает, что эти вопросы должны решать местные жители на референдумах.При этом Матвиенко не говорит, какие именно регионы надо было бы, по ее мнению, укрупнить."У меня есть эти сведения, но я не буду их озвучивать, потому что это — не компетенция Совета Федерации. Это, все-таки, компетенция жителей, руководителей этих регионов, и по этому вопросу должно быть добровольное волеизъявление, в соответствии с законом — через референдум", — сказала Матвиенко на встрече с депутатами Госсовета Татарстана в среду в Казани.Тем не менее, на ее взгляд, надо продолжать дискуссию по этому вопросу. "Нам все-таки надо дискуссию эту в обществе вести, надо всем подумать. Никто ведь не говорит, что вот сейчас 83 субъекта, а надо 50, 60 или 40. Надо просто это осмыслить", — сказала спикер.Она отметила, что "умышленно не называет" регионы, которые можно было бы объединить, получив другие потенциалы и возможности для развития. "А у нас все хотят быть царьками, хотят быть губернаторами, председателями парламента отдельного субъекта. Надо о людях думать", — сказала Матвиенко.Идея укрупнения регионов активно обсуждалась три года назад, с соответствующей инициативой выступал тогдашний спикер Госдумы Борис Грызлов. Он заявлял, что не должно быть несамодостаточных субъектов РФ, и в качестве варианта выхода из такой ситуации предлагал объединять такой регион с другим, "чтобы эта территория была самодостаточной". Исключение Грызлов предлагал делать только для территорий с тяжелыми климатическими условиями.Матвиенко, которая тогда была губернатором Петербурга, идею Грызлова поддержала, сказав, что относится к этому предложению "положительно".


19.12.2012 03:02:40

На следующий день после оглашения послания Федеральному собранию Владимир Путин встретился в Кремле с Советом законодателей, в который входят представители региональных парламентов. А с кем еще обсуждать тезисы документа, определяющего будущее страны, как не с людьми с мест?

...Матвиенко особо остановилась на той части послания, которая для Совета Федерации оказалось главным: выравнивании экономических, финансовых и социальных условий в регионах.- Результаты здесь, конечно, во многом зависят от региональных команд, - сказала Валентина Ивановна. - Но без координации из центра сделать это не удастся.
- Разрыв между субъектами федераций, действительно, большой и он не уменьшается, - согласился Путин. - Но это ведь происходит не из-за того, что кто-то вредит. Просто в свое время разорвали естественную связь между регионами. Когда-то был обком партии, который объединял, например Ленинград и Ленинградскую область, а потом — раз: и появилось два губернатора! Но Ленинградская область хоть существует, а мелкие региональные республики, которые входили в крупные республики? Им сейчас вообще тяжело!

Однако, говоря о необходимости укрупнения некоторых регионов, президент предостерег от излишнего увлечения этим процессом.
- Нам суперрегионы тоже не нужны! Думаю, не надо объяснять почему? Это бомба под независимость страны, не сейчас, а на будущее. Именно поэтому я так подробно говорил вчера про региональное развитие.
О перераспределении территории субъектов федераций речь пошла и после выступления осетинского парламентария Алексея Мачнева. Президент в очередной раз напомнил, что далеко не везде в России представители разных национальностей уживаются друг с другом безболезненно, и это требует очень осторожного отношения к проблеме:
- У нас 2 тысячи спорных территорий! 2 тысячи! - сделал ударение Путин. - Если мы еще сейчас чего-то будем делить, то это приведет к еще большей напряженности. Может, нужно дать право всем субъектам Федерации учитывать специфику своего национального вопроса. Но при этом сказать прямо — все кто хочет остаться в рамках уже принятых, они могут в них остаться. А там, где возможны межэтнические конфликты, надо рассматривать вопрос более гибко. Я согласен, давайте проведем такую дискуссию!
 
мечты да и только! :царь:
Si vis pacem, para bellum
 
Если 25 лет назад какой-нибудь экстрасенс сказал,что скоро СССР развалится ,думаю, не стоит говорить о его судьбе.Кому за 40 тот знает,что было бы с ним,если он был гражданином нашей страны. Кто знает ,как завтра повернется жизнь.
 
Цитата
Sautulu пишет:
Если мы еще сейчас чего-то будем делить, то это приведет к еще большей напряженности. Может, нужно дать право всем субъектам Федерации учитывать специфику своего национального вопроса. Но при этом сказать прямо — все кто хочет остаться в рамках уже принятых, они могут в них остаться. А там, где возможны межэтнические конфликты
вот и ответ....
Si vis pacem, para bellum
 
поздно уже....кисловодскъ ставрополье не даст....пример с ссср не в тему,внешние силы повлияли....рубить сук на котором сидишь невозможен в случаи ставрополья)
Si vis pacem, para bellum
 
Неприкосновенность текста Конституции Владимир Путин обсуждал на встрече с заведующими кафедрами конституционно-правовых дисциплин в Ново-Огарево 7 ноября 2013 года.. Как подчеркивали сами участники, глава государства встретился с конституционалистами впервые. Одним из центральных вопросов дискуссии стало предложение пересмотреть установку на незыблемость Конституции…


Такого рода мероприятия не бывают случайными. Будет ли сие иметь политические последствия------покажет время….
 
А что даст возвращение Кисловодска?
 
 
очень сильно сомневаюсь, если только кчр не согласится войти в ставрополье, может только тогда... и то не факт, нас всех могут и так присобачить туда без спроса. вот такие мы "автономные республики"
 
но всякое может быть). но к кбр тогда пятигорск присоединяем и все), он тоже был центром нагорного округа, некоторое время).
 
Цитата
Rail пишет:
А что даст возвращение Кисловодска?
РЕЗОННЫЙ ВОПРОС. зааачеем???
что изменится? мы то что имеем не можем нормально в порядок привести...мы сами себя в порядок не можем привести зачем еще брать кисловодск который машаАллах и так цветет и пахнет и портить и его)) пускай там и остается. от того что он в кчр или вне кчр для кчр мало что изменится по крайней мере для обычных жителей коими мы все тут и являемся)


предлагаю вместо фантастики начать преображать самих себя, а потом и республику.

может и не совсем в тему. но вчера слушал лекцию одну Исламскую. и там Халид Ясин говорит мол вот куда бы я не приехал у меня многие спрашивают про халифат, про Исламское государство, про то чтобы было у нас государство...
и вот там инетресное было то что оказывается все мы мусульмане и в америке и в австралии и в россии абсолютно одинаковые... мы хотим все и сразу... как ринат каирский говоривал "голливудский Ислам" за 2 часа и себя преобразить и халифать построить)))

мы себя не то что как мусульмане иной раз как люди не можем вести а что говорить об Исламской морали.
и сидим мечтаем о том или ином городе в составе кчр или кчр в составе ставропольского края. давайте начнем с того что имеется... на что сил хватит ... и поверьте ни какой кисловодск нам даже не нужен будет
 
Цитата
Мансур пишет:
мы себя не то что как мусульмане иной раз как люди не можем вести а что говорить об Исламской морали.
и сидим мечтаем о том или ином городе в составе кчр или кчр в составе ставропольского края.давайте начнем с того что имеется... на что сил хватит ... и поверьте ни какой кисловодск нам даже не нужен будет
-->

Согласен, сначала нам надо научиться тому как сохранить то, что имеем, к примеру Архыз.
 
Ахмат, все правильно говорит. "Вернуть Кисловодск..." заявления на уровне подросткового максимализма. Я еще понимаю был бы у Кисловодска выход в море)) А так, по сути ничем особенным он не выделяется, как таковой. Хасаут, например, заброшен. Хотя находится в таком же микроклимате... Единственное о чем реально надо думать и заботиться, это права карачаевцев этом городе - в Кисловодске это коренной этнос, а ни школы с изучением нашего языка, ни газетенки на нашем языке нет. Нет там соблюдения прав и мусульман - про мечеть все знаете. Лучше об этом думать.
А так у нас, у карачаевцев, нет "земельного голода". Более того у нас населенные пункты, заброшенные: я не говорю о горных селениях, а о том же Хасауте. Малокарачаевский район размером со всю Ингушетию. А население не сравнить.
Так что не надо в десятый раз поднимать эту тему.
 
надо сделать также чтобы Учкекен, где 99% населения карачаевцы был в 10 раз лучше Кисловодска.вот эта цель. Надо чтобы карачаевцы там живущие, не забывали языка. в конечном итоге, даже если кто не успокоиться пускай думает о пос. Мирный. Там наши живут одни... но вот смысл им переходить из состава Ставрпоольского края в нищенский - как нас заверяют власти КЧР когда надо что то построить - район?
 
До революции в Карачае был богатый карачаевец,который имел вес в Кисловодске.Он собирал деньги,чтобы купить землю в окрестностях Кисловодска и туда перевезти всех своих однофамильцев.И знаете кто был против этого? Его двоюродный брат Токмак.Токмак говорил,что сегодня карачаевцы строят дома для курсовых,а завтра эти же курсовые выгонят оттуда их всех. Карачаевец этот был Узденов Кеккез Махаметович.
 
Господа, давайте не будем терять то, что имеем:
1.Архыз кому принадлежит сейчас? Туркластер нам не принадлежит, но земля-та наша. Как получилось так, что земля тоже отошла "иностранцам"? Администрация Зеленчукского района практически не подчиняется ни федераольным, ни местным законам, раздает земли историко-культурного наследия налево-направо...
2. 5 горных сел на красивейших местах не восстановлены после депортации нашего народа.
3. Некоторые горные села наши на грани исчезновения по причинам отсутствия инфраструктуры.
4. Надо уберечь и укреплять пограничные районы, села - этим в свое время занимались действительные вожди карачаевского народа Умар Алиев и Къурман Гюрджиев.
5.Теряем язык, прекрасные вековые традиции.

Вот о чем надо думать в первую очередь. Что касается Кисловодска, надо вернуть Малокарачаевскому району, карачаевцам все то, что они имели там до депортации, на основе Закона "О реабилитации репрессированных народов".

И ещё. Прежде чем что-то сказать - все-таки подумаем, как слово наше отзовется. Думаю, название темы тоже как-то надо изменить. Хотя бы так: "Сможем ли вернуть то, что принадлежало нам до депортации?"
Изменено: Sabr - 28.01.2014 17:52:38
 
Цитата
Sabr пишет:
Господа, давайте не будем терять то, что имеем:
1.Архыз кому принадлежит сейчас? Туркластер нам не принадлежит, но земля-та наша. Как получилось так, что земля тоже отошла "иностранцам"? Администрация Зеленчукского района практически не подчиняется ни федераольным, ни местным законам, раздает земли историко-культурного наследия налево-направо...
2. 5 горных сел на красивейших местах не восстановлены после депортации нашего народа.
3. Некоторые горные села наши на грани исчезновения по причинам отсутствия инфраструктуры.
4. Надо уберечь и укреплять пограничные районы, села - этим в свое время занимались действительные вожди карачаевского народа Умар Алиев и Къурман Гюрджиев.
5.Теряем язык, прекрасные вековые традиции.

Вот о чем надо думать в первую очередь. Что касается Кисловодска, надо вернуть Малокарачаевскому району, карачаевцам все то, что они имели там до депортации, на основе Закона "О реабилитации репрессированных народов".

И ещё. Прежде чем что-то сказать - все-таки подумаем, как слово наше отзовется. Думаю, название темы тоже как-то надо изменить. Хотя бы так: "Сможем ли вернуть то, что принадлежало нам до депортации?"
насчет названии темы ты прав, пусть модеры изменят, насчет остального ты полностью не прав, насчет Архыза и остальных земель они всегда будут в кчр а то что сейчас земли арендуют это временное явление . не я не ты никто другой не знает Кроме Аллаха что будет завтра если национальное разделение республики будет или пробуждение нашего народа их спячки и появление действительно сильного национального лидера то эти земли перестанут быть арендованными.... а то что наши селение некоторые заброщены так так везде во всех республиках или же ты предлагаешь нашему народу собраться в исторических местах? окей давай в хурзук все и соседние аулы соберемся и будем жить в молюсенкой земле и прикубанский и усть джегутинский. часть карачаевского, районов оставим на русских черкесов итп... надо продвигатся дальше в равнины там благополучие для народа, Кисловодск курортный город .самый красивый город в скфо, как бы ты не обсутроил Учкекен лучше чем Кислый он не станет.... да это пока что мечта но кто знает в будущем появится лидер который сделает это и население кислого нибудет стоят на одном месте. сегодня если там 15 тыс карачаевцев завтра может 25 станет, как засчет естесственного прироста так и за миграции.... и это земля кислого исторический земля нашего народа. Аллах дал нам эту землю но мы ее потеряли, сейчас мы там чужие даже мечеть неможем построит потому что ее снесут и никто ниче не скажет ..... Кадыров там многоэтажки строит пол города возьмет щас и заселит чеченцами. плюс армяне и забудь кисловодск тогда.... я создавая тему не предлагал давайте завтра пойдем митинговать что бы город вошел в состав кчр я хотел что бы обсудили этот вопрос просто..... но тут все почти об этом даже не думают, неужели вы не хотите что бы земли которые когда то принодлежали нам стали сегодня или в ближащее время нашими? я не понимаю таких людей. сегодня люди даже продают земли дома сових родителей которые из давна жили в этом селе, они запросто продают их дома как только они умирают... да бы аталарымы юйюдю , мои предки тут жили это моя земля дей билген бек аз адам барды, ата ана аушса сатдыла кетдиле, кетеесенг ишледа ачхачыкъ этда бу юйнюда къояим блай турсун мени джеримди дей билген аз адам барды.... сора аллай адамлабла миллетингде о каком кисловодске можно мечтать?)) даже обсуждать) насчет 5 го пункта мы скоро не только потеряем свои язык но и земли и целые аулы знаешь почему? потому что уже сегодня некторые лидели наших организации предлогали что бы отдать село где живут наши компактно абазинскому району)) мол в знак дружбы.. а давай сразу прикубанку и джегуту отдадим)) у нас же как здесь пишут "земельного голода нет" тамла не боллугъун билмессиз . Аллахны буйругъун, Аллах сакъласын ансы и можем потерять то что имеем ... и это вполне реально....
 
Текст выступления Нюр-Магомета Лайпанова, кандидата философских наук, почетного доктора Карачаевского научно-исследовательского института, на IV-х Крымшамхаловских чтениях 2012 года, которые успешно прошли по приглашению директора и хранителя Музея Н.А. Ярошенко Н.С. Бескровной, удостоенной в 2011 г. медали Ислама Крымшамхалова, в г. Кисловодске 31 марта 2012 года в Кисловодском Гуманитарно-техническом университете (в народе Гочияевском университете – по имени и заслугам его создателя и первого ректора Гочияева Бориса Рамазановича).

Нюр-Магомет ЛАЙПАНОВ,
24 марта 2012 г. с. Красный Курган.


Кисловодск (Нарсана) в судьбе Карачая
(опыт исторической эссеистики)


Историческая судьба любого народа вписана в его естественно-географическое пространство, что составляет тот этно-социальный и культурный ландшафт, который без данного этноса всегда ущербен, неполон, несостоятелен. И, как тут не перекраивай карты, границы, административно-территориальное деление, этнос живет там, где ему комфортно, патриотично, дома. Кисловодск, Нарсана, изначально является естественным продолжением «долины жизни» нынешней восточной границы Карачаево-Черкесии, его района – Малокарачаевского, который исторически было бы справедливо все-таки именовать Нарсанинским или Кисловодским, как это было изначально. Ведь неоспорим факт, что в пореформенное время Карачая, в последнюю треть XIX века, когда впервые ему стали возвращать исконные территории исторического Карачая, изъятые в период строительства укрепленных пунктов российского кубанского и терского линейных казачеств. Тогда все, что не являлось Большим Карачаем, стали именовать Малым. И нынешний Малый Карачай к тогдашнему Малому Карачаю, отнюдь, не имеет никакого отношения[i].

Постановлением ВЦИКа от 20 января 1921 года об образовании Горской АССР создавался Карачаевский округ (куда вошли западная часть Нальчикского округа, часть Пятигорского отдела и южная часть Баталпашинского отдела Кубанской области), с центром округа городом Кисловодском[ii]. Такое возвращение в пределы Нарсаны-Кисловодска как бы указывает на неслучайность естественного тяготения карачаевцев – к историческому ареалу своего обитания.

Еще до окончания Кавказской войны карачаевские селенья и хутора фиксируются в русских документах по рр.Хасауту, Мушту, Кичмалке, Лахрани[iii]. Кроме того, коши – а многие из них были стационарными и носили характер хуторов – располагались в других местностях нынешнего Малого Карачая (так. в 1850 году карачаевцы Байчоровы держали кош в верховьях Подкумка[iv] Таких кошей на так называемых Эшакаконском и Абуковском участках у карачаевцев до 1859 г. было около 300, но и после этого осталось порядка 70-ти[v].

Дело в том, что в 1859 г., при разделе Кавказской линии на два крыла – левое (будущая Терская область) и правое (будущая Кубанская область), карачаевские земли оказались в составе Терской области, а часть карачаевцев была вынуждена переместиться в Кубанскую область или стала арендовать переданные в казну вчерашние собственные же земли в бассейне р.Терека. Как иронично отмечала В.П. Невская в своей знаменитой работе «Карачай в ХIХ веке», такое положение дел «было облечено в форму «монаршей милости» и дарования им их собственных земель».[vi] Следует подчеркнуть, что всё это, конечно же, диктовалось именно экономически и социально обусловленным развитием капитализма в России, что на региональном уровне смотрелось как свидетельство эволюции взаимоотношений Карачая с Россией.

Не случайно В.П. Невская писала, приводя огромный статистический архивный материал, что к концу ХIХ века карачаевцы снабжали своей животноводческой продукцией, строительным и отопительным пилолесом не только Кисловодск, Ессентуки, Пятигорск, но стали также по существу главными поставщиками мясомолочного продовольствия, строевых лошадей в царскую армию на юге страны, леса, изделий из шерсти и кож, бурок на все Кубанское войско, домотканых полстей и сукна, одновременно получая от России все необходимое для жизни в хозяйстве и быту[vii].

Одновременно, наступление в России капитализма и новых производственно-хозяйственных преобразований, докатившееся до окраин империи, протянуло сюда на Кавказ прогрессию и культурно-образовательных связей. Экономическое освоение Кавказа «превратило его в сырьевую и топливную базу русской промышленности, в рынок сбыта ее продукции»[viii], а карачаевское патриархальное общество было мощно вовлечено в социально-экономическую культурную среду русско-казачьего и соседнего горского населения Северного Кавказа. Карачай, территориально входивший частью в Кубанскую, а другой – в Терскую области, как бы имел два центростремительных вектора связей с Россией с выходами как через станицу Баталпашинскую на города Ставрополь, Екатеринодар, Ростов, так и через Кисловодск-Ессентуки-Пятигорск–Нальчик на Тифлис-Баку.



При этом именно Кисловодску (Нарсане) была отведена особая историческая роль, связующая Карачай с «пятью горскими обществами» (Баксанским, Холамским, Чегемским, Бызынгийским, Черекским), как до революции именовали нынешнюю Балкарию. Для уточнения некоторых деталей того времени нужно подчеркнуть здесь и то, что Пятигорск (Бештау) также продолжал оставаться перекрестком Кавказа, связывая Кисловодск (Нарсану) с дорогами как на восточный Кавказ, так и с северным направлением (Ставрополь, Ростов, Москва). Именно потому в г.Пятигорске тогда же возникает для обучения карачаевских детей Карачаевское приходское училище, здание которой и поныне находится Пятигорская средняя школа №2 , о чем недавно была хорошая публикация в газете «Карачай»[ix]. А также, как свидетельство уже экономических товарно-хозяйственных и деловых отношений между Карачаем и Россией, возник целый торговый район на окраине Пятигорска, который вплоть до 30-х годов ХХ века назывался Карачайка[x].

Как представляется, давно назрела научная работа, посвященная реконструкции, условно говоря, «карачаевской экспозиции» на тогдашних Кавказских Минеральных Водах, которая без суеты и предвзятостей точно установила бы весь спектр тогдашних взаимосвязей Карачая и карачаевцев с Кавказскими Минеральными Водами, с его населением, а также установила, как бы сказали в недавние времена, долю трудового участия карачаевцев в истории российского восстановления всей, по Пушкину, стороны «бештовых гор» и возрожденных здесь городов Кавказских Минеральных Вод.

Подчеркнем сознательно, именно возрожденных, ибо, как показывают археологические раскопки и исследования последних десятилетий вокруг Кисловодска, десятки аланских поселений, включая цитадели, располагались близ Кисловодска – по Эшкакону, по Аликоновскому ущелью до Медовых водопадов, по Эшкакону[xi]; выше Аликоновки располагаются остатки старинного карачаевского поселения Эмуркъа[xii]. Более того, здесь имеются поселения, датируемые 1700-1800 лет до н.э.[xiii] Добавим сюда 2 тысячелетия новый эры - и получим цифру 3700 лет… Это при том, что вся поддающаяся записи история человечества исчисляется какими-то 4500-5000 лет. Видимо, несколько опрометчиво на въездах в города КМВ даётся датировка в 200 лет со времени образования этих городов.



Думается, именно с учетом того значения, которое придается Правительством России развитию курортно-туристического кластера на Северном Кавказе в целом, было бы уместно написать везде, что этим городам более 3700 лет, а временем начала возрождения или восстановления этих городов отметить даты российского освоения края. Ведь написано же в Дагестане, что городу Дербенту 2000 лет, и это не только не снижает «российскость» этого славного города-крепости, города подлинной воинской славы, а, наоборот, эта дата подчеркивает всю древность всей нашей Российской Федерации. Основным богатством самой большой страны мира выступает древность культур её народов, её многонациональное разнообразие и духовное единство, что само по себе является цивилизационным феноменом в мировой истории.

Ведь неучет как в науке, так и обыденной нашей жизни естественных реалий жизни конкретной исторической территории в условиях нашей многонациональности и мультикультурности, равно и перекосы в этой тонкой этносоциальной нише нашего общества порождают самые нелепые суждения уже в быту, питая маргинальную среду. Экспонирование карачаевцев и балкарцев, как последних наследников алан, а, стало быть их предшественников сарматов, скифов, не просто досужие умопостроения (на обратной позиции сегодня остаются только сталинистские и неосталинистские ретрограды от истории), а исчерпывающая констатация, о чем еще писали такие корифеи отечественной истории осетины В.И. Абаев[xiv], Кокиев Г.А.[xv]. Она дана и в серьезной кавказоведческой работе известного археолога и историка В.Б. Ковалевской «Кавказ и Аланы», которая пишет, что на Указателе в районе Медовых водопадов «при раскопках кобанского могильника мы спросили нашего антрополога Г.М. Романову о том, как выглядели те, чьи могилы мы вскрываем, она ответила: - «Высокие, стройные, с длинными ногами и руками, с выступающим носом», - и тут же добавила:- «Чтобы легче было представить, посмотрите на нашего чабана» (рядом с базой экспедиции жили пастухи-карачаевцы»)[xvi].

Автохтоны данного географического ландшафта КМВ – карачаевцы, естественно болезненно реагируют, когда с упорством достойным лучшего применения, их аланское наследие игнорируется, замалчивается, нивелируется. На практике жизни вольное обращение с собственной историей, этнонимией и топонимией, создает порой неудобопроизносимую тавтологию. И здесь не придумаешь ярче примера для иллюстрации сказанного, когда при выезде из современного города Пятигорска по дороге на греческий поселок Санамер (бывший Тельмана) видишь указатель птицефабрики «Бештаугорец». И ничего, слово как слово. И оно не сейчас изобретено, а еще в советские времена. В переводе с карачаевско-русского получается буквально: Беш (пять), тау(гора)+горец! Буквально: «Пятьгоргорец». Вот так, русское ухо как бы уже свыклось, какие только эксперименты не производили с великим русским языком! А вот карачаевское ухо отказывается слышать эту тавтологию… Семантической нагрузки в этом странно сокращенном слове нет вовсе. Но именно это слово как бы иллюстрирует все несуразное и непонятное, что в предыдущие десятилетия делали с нашими языками, культурой, национальными и межнациональными отношениями. Пытаюсь представить мышление изобретателя этого слова: наверно, он считал искренно, что сохраняет местный колорит, сочетая не сочетаемые в одном сложносокращенном слове тюрские корни -беш и -тау и русское слово –горец! Мне представляется, что это не птицефабрику так обозначили, а нас всех, кто живет в этой долине от Пятигорска до Кисловодска – от Кисловодска до Терезе… Не карачаевцы мы, не абазины, не русские …а именно пять-гор-горцы (бештаугорцы)!..

А, между тем, помимо казенного официоза, слава Богу, есть музей Крымшамхалова в Теберде, который посещают ежегодно тысячи туристов со всей России. Есть Музей Ярошенко в Кисловодске-Нарсане, стены которого видели много великих ученых и музыкантов, историков и писателей, русских и зарубежных. Это такие форпосты или очаги культуры и куначества - символы дружбы русских и карачаевцев, освящаемые этими великими именами и их личной дружбой! А на семейном, личностном уровне – в памяти народа - практически все былое учтено уже давно и навсегда: как у каждого карачаевца, связанного уже не одним поколением с Кисловодском - Нарсана, Ессентуками – Эсентюк, Пятигорском – Бештау, Горячеводском – Джылысуу-Иссисуу(бытуют оба варианта), Железноводском – Темиркъан-къала, так и у укорененных, также не одним поколением на КМВ, русских, помнящих до сих пор о карачаевских приходских школах, о постоялых дворах и слободках, о карачаевских кварталах и улицах, сенных и дровяных площадях, скотных базарах… О том, что «цены на скот на Кисловодском и Пятигорском базарах зависели от того, какое количество скота пригнано карачаевцами для продажи»[xvii], о личной дружбе дедов и прадедов, порой свидетельствующих о самом близком и трепетном к друг другу отношении. Возникновение рядом с русскими поселениями карачаевских, а в случае с Кисловодском – совместное проживание привело к том, что «между горцами и русскими завязались тысячи разнообразных связей: производственных и поземельных, торговых и политических, родственных и культурных»[xviii].

Для меня лично Нарсана-Кисловодск – это родина моей матери и всех ее родственников, Казиевых и Байчоровых, переехавших в Нарсану из Большого Карачая и Теберды в 1900 году. До сих пор стоят их дома на улицах Ксении Ге и Авиации (Баязет-орам), на Ольхове и Бермамытской, на Ермолова и Казачьей слободе на Базарчике…

Да, это те Байчоровы, о которых великий кавказовед В.П. Невская в своем фундаментальном труде «Карачай в ХIХ веке» писала: «Уздени Байчоровы …к концу ХХ века собрали в своих руках огромные массивы земель от Мары до Кисловодска»[xix], а «крупнейший скотовод Карачая Джамбулат Байчоров снабжал молоком и мясом все курорты Минводской группы. Но главным рынком сбыта его продукции служил Кисловодск. Многие карачаевские богачи имели в Кисловодске свои дома и проводили там большую часть года. Байчоров снабжал курорт не только молоком и мясом, но и кумысом, который охотно пили приезжавшие больные. В хозяйстве Байчоровых имелись специально отобранные молочные кобылицы, которые систематически доились, и молоко их шло на приготовление кумыса»[xx]. Потомки сына этого Джабулата Аккачыка Байчорова сегодня живут в с. Красный Курган Малокарачаевского района.

Мои прадеды Байчоровы Хызыр и Гапа Асланмырза-Хаджиевичи на рубеже 19-20 веков и вплоть до революционных годов были главными поставщиками строевых лошадей в Кубанское войско, шерсти и кож в Ростов и Харьков, Москву…до сих пор их дома на улице Ксении Ге и Авиации (Баязетской), а потомки живут как в Кисловодске, так и в Малом Карачае…

Кстати, к потомкам Асланмырза-Хаджи Байчорова в Кисловодске относятся и Костя Абукович Байчоров, известный предприниматель и строитель, и Сосланбек Османович Байчоров – начальник ОКСа Администрации г. Кисловодска и депутат городской Думы, и Марат Халитович Байчоров – известный врач-диагностик городской поликлиники, и Узденов Исса Сулейменович, заместитель председателя Кисловодского Карачаевского общества «Алан»… внук Байчоровой Байдымат Асланмырза-Хаджиевны, сестры Хызыра и Гапы Байчоровых…

Город Кисловодск к концу XIX века становится местом жительства и карачаевского чиновничества и предприимчивой части народа, здесь покупают или строят в городе дома также потомки старшин Карачая - Крымшамхаловы и Дудовы, Казиевы и Карабашевы, Кубановы и Тамбиевы, Лайпановы и Узденовы, Текеевы и Шидаковы, Боташевы и Хубиевы, Байрамуковы и Блимготовы, Алиевы и Гогуевы, Гочияевы и Батчаевы … и многих других карачаевских родов и фамилий… Где-то на Катыхина, если не ошибаюсь, до сих пор стоит особняк старшины Хурзука Хызыра Байрамукова – отца Исмаила Хызыровича и Зои Хызыровны Байрамуковых, известных ученых-педагогов из КЧГУ имени У.Дж. Алиева. А прямой потомок знаменитого старшины Мары Блимготов Кочар-Хаджи, много лет возглавляющий Кисловодскую инфекционную больницу, до сих пор в строю, почетный кисловодчанин, укоренен здесь уже не в одном поколении.



В каждой из этих карачаевских фамилий можно услышать сотни удивительных историй о братских и куначеских отношениях с русским населением города Кисловодска. Удивительная история случилась с другим моим родственником Шаулухом Шидаковым, двоюродным братом моей прабабушки Кёккез, дочери Ахмата Шидакова (атауул Темирлери). Кстати, по имени этого Ахмата Шидакова[xxi] названа знаменитая вершина Ахмат-Къая (Ахмед-гора) на западной границе КЧР и Краснодарского края.

Так вот, Шаулух в начале ХХ века поселился в казачьей слободе Кисловодска, арендовал земли впоследствии совхоза «Кисловодский», по-карачаевски - «(Джети суу башы), и в 1903 году, когда была построена на Белом Угле первая в России гидроэлектростанция на реке Подкумок[xxii], к своим кошам протянул электричество, на котором работали у него сепараторы и сыродельня, освещались овчарня, фермы. Наверно, это было первое электрифицированное сельхозпредприятие в России.

И дальше удивительная, уже ставшая фактом литературной переписки, история, рассказанная знаменитым писателем Андреем Терентьевичем Губиным в письме к карачаевскому литературоведу Кази-Магомету Тотуркулову в 1979 году:

«Мне дорого, что Вы карачаевец. Не просто потому, что мой земляк, а потому что мое детство было тесно переплетено с одной карачаевской семьей, на окраине Кисловодска, нити этого сплетения тянутся еще от моих дедов. Это были Шаулох Шидаков, его жена Таус. Их уже нет. Где-то в моем архиве есть письмо Шаулоха из колхоза Талапты, Джамбульского, кажется, района из Казахстана. А их дочери и сейчас живут в Карачае - Роза и Рая, последняя подруга моего детства, мы с ней одногодки…»[xxiii]

Интересно, когда тете Рае я рассказал о своей находке-письме А.Т. Губина в книге К-М. Тотуркулова, где речь идет об их семье, она, готовясь к ответу на мое сообщение, воскликнула: «Бизни Андрейгеми айтаса?!» Буквально: «Ты про нашего Андрея говоришь?!». Она рассказала мне, что отец Андрея, Терентий не боясь никаких властей, посылал в Казахстан в ссылку продовольственные посылки Шидаковым… Сам Андрей Губин признавался впоследствии, что многие образы горцев в знаменитом романе «Молоко волчицы» списаны им именно с этой семьи Шидаковых и их родственников карачаевцев…

Признаться, я пишу это, а в памяти всплывают множество таких сюжетов из совместной жизни моих бабушек и дедушек с русским и казаками города Кисловодска и соседних станиц… Думается: вот где настоящая кладезь истинных отношений горцев и русских, других народов, живущих рядом и вместе вот уже второе столетие … Часто, бывая в городе Кисловодске, который для карачаевцев всегда, неистребимо – Нарсана, я читаю таблички на домах с названиями улиц Кисловодска: тут и Азербайджанская, и Грузинская, и Аджарская… и еще …и еще … но не вижу нигде улицы Карачаевской…[xxiv]

Видимо, что-то тут не так… Не следствие ли это вот той, упомянутой глупой тавтологии про «пятьгоргорцев»?.. И это в городе, где в 1943 году было более 900 карачаевских домов и особняков, более трех десятков учреждений и зданий Малокарачаевского исполкома только в районе Колоннады, в городе, где карачаевцы сегодня по численности занимают третье место?!. Где и ныне многие карачаевцы верой и правдой служат своему родному городу, возглавляя предприятия и учреждения, являясь врачами и учителями, строителями и предпринимателями… почти треть депутатов городской Думы всегда карачаевцы… Что же это за беспамятство постигло нас всех?

На сайтах города к знаменитым кисловодчанам относят девчушек-кисловодчанок, участвующих в очередном конкурсе красоты, а вот днем с огнем не увидишь ни слова, ни об одном из знаменитых карачаевцев, которые принесли почет и славу этому городу. Только из одного класса Карачаевской образцовой школы №7 города Кисловодска вышли такие знаменитые люди, как генерал-полковник Солтан Кёккезович Магометов, главный военный советник группы советских войск в Сирии, в Афганистане, бывший 1-й зам. командующего Забайкальским военным округом, зам. начальника Военной Академии имени М.В. Фрунзе; Магомет Абдурзакович Боташев, крупный государственный деятель и дипломат СССР, бывший глава исполнительной власти Карачаево-Черкесии; Хусеин Магометович Гусеинов, повторивший подвиг Героя Советского Союза лейтенанта Корницкого, геройски подорвавшего себя и группу фашистов…[xxv]

Я понимаю, наверно, в музейных фондах города Кисловодска есть много чего о карачаевцах и их роли в истории города, в том числе – об истории спасения в годы гражданской войны знаменитого Кисловодского парка Умаром Алиевым… Но посетителю нынешнего Кисловодского парка имя Умара Алиева, увы, сегодня ни о чем не говорит. Мне представляется, что, да, хорошо, есть улица его имени, но в Кисловодском парке обязательно должен стоять памятник этому великому патриоту Кисловодска, сыну Карачая и России. Мне также представляется, что мы сегодня должны по-настоящему оживить краеведческую работу, пока живы еще старики, хранители прошлого, собрать вот такие живые свидетельства старшего поколения о настоящей дружбе карачаевцев и других горцев с русскими, казаками, об их совместной жизни здесь, как говорится, по христианскому принципу, когда для них не было «ни эллина, ни иудея»… И тогда Кисловодск вернет себе, уготовленное ему судьбой и историческим расположением, славное имя кавказской Женевы, куда стекались уже с царских времен самые интересные и продвинутые люди из России, а к ним навстречу – такие же харизматичные пассионарии (по Гумилеву) из среды карачаевцев и других горских народов, которые восходят по своим традициям именно к хозяину этого дома-музея русскому художнику и просветителю Николаю Александровичу Ярошенко и карачаевскому князю-художнику, поэту и просветителю Исламу Пашаевичу Крымшамхалову.

Повторюсь: город Кисловодск в истории Карачая занимает совершенно особое место, и из темы краеведческой перерастает в тему цивилизационного порядка, обстоятельное и полнокровное изучение которой станет краеугольным камнем в истории карачаево-русских отношений и образчиком формирования российской общности народов, их этнической стратегической мобилизации. И не только изучение, а практического использование результатов этих исследований и их внедрение в сознание как можно большего количества наших сограждан, сослужит добрую службу во имя укрепления нашего общероссийского единства и солидарности. Практическое, прикладное значение - для осуществления указанного проекта: для всей карачаевской интеллигенции, активистов карачаевского общества «Алан» города Кисловодска, предпринимателей и краеведов - приобретает в этой связи издание энциклопедического справочника Нарсана (Кисловодск) в истории Карачая. Материалов и работы для всех непочатый край. Повторюсь, это будет настоящим вкладом в дело полной реабилитации Карачая и карачаевского народа, неразрывно, на корневом уровне, навечно связанного с Кисловодском и со всеми городами Кавказских Минеральных Вод, а также ценнейшим указателем русско-карачаевской дружбы и куначества, завещанных нам нашими предками.

Приложение

КАРАЧАЕВСКАЯ НЕДВИЖИМОСТЬ В КИСЛОВОДСКЕ ПО АРХИВНЫМ ДАННЫМ 1920-Х ГГ.

На заседании президиума Карачаево-Черкесского облисполкома 6 октября 1924 г. рассматривался вопрос «О городских строениях города Кисловодска, подлежащих передаче от Тергубисполкома в распоряжение Области» (ГА КЧР. Ф.138. Оп.1 Д.28 ЛЛ.22-22об.)

Из протокола заседания:

«а) Заслушав доклад Представителя Мало-Карачаевского окрисполкома т. Мурзабекова по вопросу о передаче городских строений города Кисловодска Карчеравтобласти - Президиум Исполкома констатирует, что согласно достигнутого между Тегрубисполкомом и Карчеравтобластью соглашения зафиксированного в нижеследующих постановлениях:

1. Комиссией Тергубисполкома от 10 июня 23 года, июня 23 года, 5 июля года, 2 ок. 23 года, 17 февраля 1924 года, между ведомственной смешанной комиссией, - февраля 24 г., 23 февраля 24 года, 8 марта 24 года. 19 марта 1924 г. и комиссией от 6 апреля 24 года и постановлениями Тергубисполкома от 15 июня, 12 июля, 10 декабря 1923 года, Карачаево-Черкесской автономной области надлежит получить в городе Кисловодского Горисполкома помещения, из коих 10 национализированных; 183 муниципализированных и 64 демуниципализированных. До настоящего времени Тергубисполком не передано 139 владения, из коих 10 национализированных, 16 муниципализированных и 113 демуниципализированных.

Считая, что такая половинная передача не удовлетворяет ни национальных требований горцев, живущих в городе Кисловодстве, а также не создает экономической базы для Мало-Карачаевского окрисполкома Президиум Облисполкома постановляет: просить Терский Окружной Исполком ускорить передачу Карчеравтобласти не переданных до настоящего времени, но подлежащих передаче, на основании перечисленных выше постановлений указанных с 39 домовладений.

б) Принимая во внимание
1) что Кисловодск издавна является центром экономического тяготения для всего Карачая и торговля этого города базируется исключительно на привозимой скотоводческой продукции Карачаевских районов, получающих только здесь выход к жел. дороге;
2) что, не имея никакого промышленного значения и являясь исключительно курортной местностью, Кисловодск за выделением из него Курортного городка сохраняет в пределах своей черты только окраины, занятые в массе мещанскими слоями населения;
3) что, тем не менее, даже в объеме этой последней части своей территории Кисловодск по-прежнему сохраняет громадное политическое значение для Карачая, как экономический и культурный центр его большей половины;
4) между тем существующее положение вещей в Кисловодске, разграниченным в пределах одного городского устройства между Курортным Управлением, Карачаево-Черкесской автобластью и Кисловодским горисполкомом Терокруга, создает здесь троевластие, вносит невообразимую путаницу в Управление и является причиной частых недоразумений между органами последнего, вследствие чего возникает настоятельная необходимость урегулирование этого вопроса раз и навсегда.

Областной Исполнительный Комитет Карачаево-Черкесской Автобласти постановляет:

Поручить Председателю облисполкома тов.Курджиеву при его ближайшей поездке в города Ростов и Москву возбудить ходатайство пред Краевым и Центральными Органами о передаче Карачаево-Черкесской Автобласти города Кисловодска за исключением территории Курортного городка, включающей в себя 3/4 всего Кисловодска и почти все фундаментальные строения, имеющие какое либо экономическое значение».

***
Протоколы заседаний Президиума Мало-Карачаевского окружного исполкома за 1927-1928 гг. позволяют сделать перечень лишь некоторых строений в г. Кисловодске, которые находились в муниципальной собственности Малого Карачая. В их числе:
1) гостиница «Нарзан 1-й» (ул.25 октября №28)
2) ресторан «Заря»
3) конюшня Исполкома по Грабовской улице дом №8
4) здания по улицам:
- Баязетской: 10; №12 (поступило заявление Темирбулатова об его демуниципализации)
- В.Бермамытской, №22
- Граббовской: №10, 16
- Жуковской №8-30
- Замковой: №6
- Кольцовской: №11 (окрисполком сдавал их товариществу «Кызыл Малчы»), №17, №23 (поступило заявление Гочияева и Асхакова об его демуниципализации)
- Николаевской: №6 (окрисполком сдавал их Алиевым Бота и Абдулле), №8 (поступило заявление Алиевой Курпис об его демуниципализации), №18
- Никитской; №№8, 10
- Подгорной: №3 (поступило заявление Булатова Агулака об его демуниципализации), 27
- Рыкова, №№4, 31
- Трудовой: №6 (быв. Алиева)
- Хлудовской: №4, 24
- Чернышевской: №27 (поступило заявление от арендовавшего его Крымшамхалова /Магометова/ и Коджакова об его демуниципализации)
- Шаумяна: №№2, 4, 12, 14, 18, 22, 26
- Широкой: №11
- Шоссейной: №44 «Заявление Хакирова Нуха о демуниципализации дома №8 по Полторацкой улице»
5) здания по переулкам:
- Пикетному; №4
- Полторацкому: №5, 8
- Горному: №2
Заявление рабочих типографии о предоставлении им под жилтоварищество дома по ул.Чернышевской (ранее принадлежавшего Салпагарову)
ГА КЧР Ф.309. Оп.1 Д.4 ЛЛ.11об-12, 19, 23-23об., 25, 28об., 29-30, Л.42об; Д.6, ЛЛ.18-19, 48об, Л.31
Прим. от автора:
В собственности Мало-Карачаевского исполкома в г.Кисловодске к 1943 г. находились также здания: райисполкома и райкома партии, районной прокуратуры, милиции и суда, почты, военкомата, районной больницы, винного завода, заготконторы, райпотребсоюза, типографии и редакций газет…всего более 25 зданий.


Цитата

[i] Умар Алиев. Карачай. Черкесск,1991 г., с.18, 203-204
[ii] Там же. С.191
[iii] РГВИА, ф.38, оп.7, л.1-5об., 9-15; Малкондуев Х.Х. К вопросу о самоназвании карачаевцев и балкарцев// Карачаевцы и балкарцы. Язык, этнография, археология, фольклор. –М., 2001. – С.129 (прим. ред.)
[iv] Гос. архив Ставропольского края. Ф.20 Оп.1 Д.370 Л.3об. (документ любезно предоставлен д.и.н. Р.М.Бегелоувым)
[v] Архив КНИИ Ф.24 Д.4 (копии документов из ГАКК Ф.774)
[vi] В.П.Невская Карачай в XIX веке:- журнал «Ас-Алан»№1(6) Москва, 2002 г.,с.271
[vii] Там же. С.387-403
[viii] Там же. С.358.
[ix] Газета «Карачай», №14 (10538), 2012, с.4 «Аллай училище да болгъанды» ( Боташланы Мусса, «Медовые водопады»).
[x] http://www.26205-soh2.edusite.ru : - Почему карачаевская? По воспоминаниям и заметкам старожилам города Пятигорска Марии Варфоломеевны Берниковой – верхняя часть улицы Крайнего называлась Карачаевской, так как там селились карачаевцы. А вот сведения, которые удалось выяснить со слов бывшего ученика школы Никитина Петра Николаевича, который учился здесь в 1915 году. Он подтверждает, что школа была начальная Карачаевская. Он хорошо помнит, почему эту школу называли «Карачаевской». Во-первых, этот район имел такое название потому, что по понедельникам на площади устраивалась ярмарка, на которую приезжали карачаевцы. Торговали продуктами питания и сеном. «Сенная площадь», так называлась раньше нынешняя площадь им. Ленина. Дорога от базара вела на Карачаевск, проезд находился там, где сейчас находится военкомат, за заводом «Импульс»;
http://www.kmvline.ru/article/a_167.php Вадим Хачиков, заслуженный работник культуры РФ, «Пятигорская правда» «О том, что в границах Пятигорска есть Кабардинская слободка, или, попросту говоря, Кабардинка, знают если не все, то почти все горожане. А вот о том, что был когда-то в городе и район, именовавшийся Карачаевкой, известно не столь уж многим. Названия как будто схожи. Но происхождение их очень разнится, как и судьба этих пригородов. Кабардинке, одному из старейших районов Пятигорска, дали имя вовсе не кабардинцы - отставные солдаты Кабардинского пехотного полка, селившиеся в том месте. А вот Карачаевка стала так называться именно благодаря карачаевцам, которые приезжали торговать на рынке или ярмарке и оставались на постой в кварталах, близких к торжищу. Эти-то кварталы, расположенные северней Базарной и Сенной площадей, и получили название Карачаевка».
[xi] Как отмечает В.Б. Ковалевская, «сплошное обследование правых притоков Подкумка в Районе Малого Карачая и Кисловодска показало, что памятники кобанской культуры располагались в долинах…» (Ковалевская В.Б.. Кавказ и аланы., М., 1967. С.16). Исследовательница указывает: «Вклад исторических алан в этногенез того или иного народа Северного Кавказа еще требует всесторонней научной оценки, но и для осетина, и для балкарца, и для карачаевца наших дней нет сомнения в том, что аланы – это их славные предки» (С.7).
[xii] В 1927 г. упоминаются «сельсоветы – Хасаутский, Кичи-Балыкский, Эмурка…» (У.Алиев. Карачай. Черкесск, 1993 г., С.18).
[xiii] На экскурсию – в эпоху «бронзы» / «Ставропольская правда» от 8 октября 2011 г. http://www.stapravda.ru/20111008/bolee_900_arkheologicheskikh_pamyatnikov_obnaruzheno_v_kislovods_56228.html (На сегодняшний день в Кисловодской котловине и на окружающих ее горных хребтах обнаружено более 900 археологических памятников от поселений эпохи «ранней бронзы» – ровесников древнейших египетских пирамид – до аланских укреплений, воздвигнутых в первом тысячелетии нашей эры. Такой концентрации археологических памятников (многие из которых хорошо сохранились) не обнаружено больше нигде в мире. Поэтому ученые вновь и вновь говорят о необходимости придания Кисловодской котловине особого статуса.)
[xiv] «Аланский субстрат – это не догадка, не предположение, это не гипотеза, это прочно установленный научный факт, на который может смело опираться каждый, кто занимается историей и культурой карачаевского и балкарского народов» (В.И.Абаев)- см. Р.Тебуев, Р. Хатуев .Очерки истории карачаево-балкарцев. Москва-Ставрополь,2002 г., с.24
[xv] Р.Тебуев, Р. Хатуев .Очерки истории карачаево-балкарцев.Млосква-Ставрополь,2002 г., с.43
[xvi] В.Б.Ковалевкая.Кавказ и аланы., Москва, 1984, с.170-171
[xvii] Н. Иваненков, русский историк-кавказовед.
[xviii] В.П.Невская Карачай в XIX веке:- журнал «Ас-Алан»№1(6) Москва, 2002. г.,с.442
[xix] Там же. С.418
[xx] Там же. С.424
[xxi] Прапрадеда историка-этнографа М.Д. Каракетова
[xxii] Белый уголь представляет собой образное выражение – остаток обгоревшего дерева, оно применяется для обозначения мощной энергии естественных потоков воды, которую возможно технически применять для выработки электрической энергии на ГЭС. В местном поселке под названием Белый Уголь, расположенного рядом с Ессентуками, находится первая в России промышленная ГЭС, которая получила название "Белый Уголь". Построили ее в 1903 году на речке Подкумок. Мощность ее составляет 990 "лошадиных сил", а напряжение – 8000В. Началось строительство в конце весны и уже под конец лета начали вращаться поперечно-лопастные колеса турбин, снабжая электроэнергией четыре курортных города Кавказских Минеральных Вод, на улицах которых установлено было 400 фонарей, а в Кисловодске и Пятигорске появились трамвайные линии. А по тем временам они были чудом техники. Электроэнергия этой станции приводила в движение и моторы, которые качали целебную воду в ванны и санатории. В годы Второй Мировой во время боевых наступлений гидроэлектростанция была практически вся разрушена. После войны ее восстановили, и в 1947 году она вновь дала ток. В 1977 году после проливных осадков весьма небольшая горная речонка Подкумок вышла из берегов, почти полностью уничтожив головное сооружение станции.
[xxiii] Тотуркъулланы Казий-Мухаммат. Эркин дуния. КЧГКИ, Черкесск, 1999, с. 406 (любопытно, что далее там же по тексту А.Т. Губин пишет: «Очень люблю писателя Муссу Батчаева – из множества разных национальных писателей нашей страны он мне ближе других, настоящий писатель…»
[xxiv] Любопытно, что улица Карачаевская есть в городе-герое Волгограде, в городе воинской славы Самаре, в городе воинской славы Орле, в Донецке, Могилеве, в Словакии, не считая одноименных улиц более чем нескольких десятков населенных пунктов в самой КЧР.
[xxv] См.:- Медиха Шаманова. Дерево держат корни. Ставрополь, 2002 г.

Обращение автора статьи к читателям.

Уважаемые читатели моей работы «Кисловодск (Нарсана) в судьбе Карачая»! Интерес к нашей истории, связанной с городами Кавказских Минеральных Вод, в особенности с городом Кисловодском (Нарсана), оказался столь востребован, что ко мне за последний год было много звонков, обращений наших соплеменников, главным образом, потомков наших кисловодчан. Я выражаю им благодарность за теплые слова и замечания. Я бы хотел расширить эту работу, дополнив новыми материалами, которые понемногу накапливаются у меня. Одновременно я бы хотел, чтобы вы все стали мне соавторами в написании Белой Книги - «Кисловодск (Нарсана) в судьбе Карачая», белые (чистые) страницы которой нам предстоит заполнить для восполнения исторической нашей памяти и во имя торжества справедливости в отношении нашего несправедливо репрессированного народа, в чьей исторической судьбе КМВ и все его города навсегда останутся этническим ареалом. Именно поэтому я сегодня обращаюсь ко всем потомкам кисловодчан, проживавшим там с дореволюционных лет и в военные 1941-43 гг., высланным из города Кисловодска, а также вернувшимся в город с 1956 года и позже: помогите мне собрать новые материалы обо всех карачаевцах, живших в городе в те годы, о их домах, квартирах, имуществе, работе, семьях, их судьбах в годы войны и выселения, о годах возвращения и дальнейшей жизни. Поделитесь их старыми фотографиями, документами, записанными историями семей, семейными реликвиями тех лет. Все будет отсканировано и оригиналы возвращены владельцам. А фотографии, документы, истории войдут в эту Книгу и навсегда обретут место в истории. Сама Книга станет памятником всем карачаевцам-кисловодчанам, так и ушедшим без реабилитации, обретения своего имущества и морального удовлетворения. Для ныне живущих же она станет важной отправной точкой национального сознания.

Со мной можно связаться: тел. 9280256071; эл.почта: lnmo@mail.ru, адрес: 369387, РФ, КЧР, с. Красный Курган Малокарачаевского района, ул. М.А.Боташева,1. Лайпанову Н-М.О.
Изменено: Sabr - 29.01.2014 00:13:48
 
Цитата
Sabr пишет:
Господа, давайте не будем терять то, что имеем:
1.Архыз кому принадлежит сейчас? Туркластер нам не принадлежит, но земля-та наша. Как получилось так, что земля тоже отошла "иностранцам"? Администрация Зеленчукского района практически не подчиняется ни федераольным, ни местным законам, раздает земли историко-культурного наследия налево-направо...
Вот с Архыза и надо начинать, а возвращение Кисловодска, мягко говоря, невыполнимая задача.
Даже если представить на секунду, что Кисловодск присоединили к КЧР, что дальше? Все начнут массово переселяться туда? Куда денется ~95% не карачаевского населения?
 
Цитата
Rail пишет:
Цитата
Sabr пишет:
Господа, давайте не будем терять то, что имеем:
1.Архыз кому принадлежит сейчас? Туркластер нам не принадлежит, но земля-та наша. Как получилось так, что земля тоже отошла "иностранцам"? Администрация Зеленчукского района практически не подчиняется ни федераольным, ни местным законам, раздает земли историко-культурного наследия налево-направо...
Вот с Архыза и надо начинать, а возвращение Кисловодска, мягко говоря, невыполнимая задача.
Даже если представить на секунду, что Кисловодск присоединили к КЧР, что дальше? Все начнут массово переселяться туда? Куда денется ~95% не карачаевского населения?
а дальше процветание города. зачем ее заселять 99%??? пусть остается все так есть. главное в составе республики а сколько щас наших в ЧЕРКЕССКЕ? всего 16 тыс. а население города 120 тыс. и что? если ты живешь в Черке кажется что ты в густонаселенном карачаевском городе. а если посмотреть реально то нас тут 16 тыс. почти 90 тыс русских. в кислом тоже самое будет. главное город наш будет. в составе республики, а дальше уже дело времени ведь каких то 40 лет назад в черкесске и на равнинах только только заселялись карачаевцы. а сейчас переполнен весь прикубанский район. казачьи хутора уже карачаевские аулы... тоже самое будет там. ну это все мечта, пока что...
 
Интересно получается,почти чуть ли не каждый пишет ,что теряем язык и тут же большая часть населения хотят жить в городах.Люди с аулов бегут из-за отсутствия работ,а кому-то хочется благ цивилизации.Если большинство народа будет жить в городах,то со временем сегодняшние с языком проблемы приобретут необратимый характер.
Изменено: Мусса - 30.01.2014 08:43:31
 
Цитата
под тенью сабель пишет:
возможен ли в ближайшем будущем такой вариант событии? конечно в составе кчр кисловодск никогда небыл но было же такое что этот город был центром Малого Карачая.
Мечтать не вредно, вредно не мечтать....
 
Цитата
WinX пишет:
Цитата
под тенью сабель пишет:
возможен ли в ближайшем будущем такой вариант событии? конечно в составе кчр кисловодск никогда небыл но было же такое что этот город был центром Малого Карачая.
Мечтать не вредно, вредно не мечтать....
никто не знает что будет завтра
 
 
под тенью сабель,
а почему вы хотите присоединить Кисловодск? :) Что это изменит ? Вроде бы учкекенские итак неплохо себя там чувствуют. Или вы не учкекенский?
 
Если Узбекистан уедет в Узбекистан.... может что-то и получится....
 
Было бы хорошо,если бы КЧР оставался бы в Ставр.крае...
 
Цитата
Nasib&Namis пишет:
Если Узбекистан уедет в Узбекистан.... может что-то и получится....
Если узбеки уедук к себе на родину, они там умрут с голоду ( так они сами говорят0
 
Бир затда боллукъ тюйюлдю алагъа....
Страницы: 1 2 3 4 5 6 След.
Читают тему (гостей: 1)

Форум  Мобильный | Стационарный