Расширенный поиск
2 Июля  2025 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Шекер бла туз – бир болмаз, ушамагъан – юй болмаз.
  • Намысы болмагъанны, сыйы болмаз.
  • Кесине гебен этелмеген, биреуге черен эте эди.
  • Сакъламагъан затынга джолукъсанг, не бек къууанаса, не бек ачыйса.
  • Джолунга кёре – джюрюшюнг, джагъанга кёре – юлюшюнг.
  • Акъыллы айтыр эди, акъылсыз къоймайды.
  • Адеби болмагъан къыз – тузсуз хант.
  • Суу да къайтады чыкъгъан джерине.
  • Экеу тутушса, биреу джыгъылыр.
  • Ишлерге уял да, ашаргъа табма.
  • Келинни – келгинчи, бёркню кийгинчи кёр.
  • Тил – кесген бычакъ, сёз – атылгъан окъ.
  • Татлы сёз – балдан татлы.
  • Тюзлюк тас болмайды.
  • Кёзюнде тереги болгъан, чёбю болгъаннга кюле эди.
  • Телиге акъыл салгъандан эсе, ёлгеннге джан салырса.
  • Алтыннга тот къонмаз.
  • Тиширыусуз юй – отсуз от джагъа.
  • Дуния аламаты сен эсенг да, игиме деб айтма.
  • Аман адам этегингден тутса, кес да къач.
  • Кёзден кетген, кёлден да кетеди.
  • Тешигини къатында, чычхан да батыр болур.
  • Баланы адам этген анады.
  • Булут кёкге джарашыу, уят бетге джарашыу.
  • Азыкъ аз болса, эртде орун сал.
  • Тойгъан джерден туугъан джер игиди.
  • Суу ичген шауданынга тюкюрме.
  • Халкъны джырын джырласанг, халкъ санга эжиу этер.
  • Ётюрюк хапар аякъ тюбю бла джюрюйдю.
  • Ётюрюкню къуйругъу – бир тутум.
  • Джырчы ёлсе, джыры къалыр.
  • Къарнынг къанлынга кийирир.
  • Адамны сыфатына къарама, сёзюне къара.
  • Дууулдаса – бал чибин, къонса – къара чибин.
  • Хунаны тюбюн къазсанг, юсюнге ауар.
  • Ёлюк кебинсиз къалмаз.
  • Тёзгеннге, джабылгъан эшик ачылыр.
  • Къулакъдан эсе, кёзге ышан.
  • Суугъа – чабакъ, къаягъа – ыргъакъ.
  • Тили узунну, намысы – къысха.
  • Тас болгъан бычакъны сабы – алтын.
  • Аман эсирсе, юйюн ояр.
  • Тойгъан джерге джети къайт.
  • Аллахха ийнаннган кишини, Аллах онгдурур ишин.
  • Нарт сёз къарт болмаз.
  • Ауругъан – джашаудан умутчу.
  • Джюрек кёзден алгъа кёрюр.
  • Тенги кёбню джау алмаз, акъылы кёбню дау алмаз.
  • Къуру гыбыт бек дыгъырдар.
  • Билим къая тешер.
Страницы: 1
"Так учила Сатанай" автор Марина Биденко-Мокаева., Защита дипломных работ на кафедре дизайна и декоративно прикладного искусства Института дизайна КБГУ им. Х. Бербекова
 
Так учила Сатанай


На кафедре дизайна и декоративно прикладного искусства Института дизайна Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х. Бербекова состоялась защита дипломных работ, прорисовавшая символическую черту под многолетними усилиями учащихся. И пусть сейчас лето, но те, кого принято по осени считать, не подвели.
Профессиональный уровень выпускников оценивала государственная экзаменационная комиссия, состоявшая из преподавательского состава ДПИ и НП КБГУ, а также членов Союза художников России. Её возглавила доктор искусствоведения, профессор кафедры промышленного дизайна Московского государственного университета Дизайна и технологий Тамара Бытачевская.

Легенда гласит: «Сатанай – мать нартов, жена могучего нарта Ёрюзмека, одарила мир мудростью и честью, она знала, что было, что есть и что будет, была красавицей из красавиц, мудрейшей из мудрых, мастерицей из мастериц. С детства она была такой расторопной, что до заката успевала сшить одно женское платье. До неё нартские женщины не имели понятия о кройке и шитье. И не было дня, чтобы Сатанай не научила нартов чему-нибудь новому. Так, однажды она соорудила ткацкий станок, чюйке, чоллак, кисиу тарак, жия тарак (детали станка), веретено и научила нартских женщин пользоваться ими».
Сегодня Институт дизайна КБГУ работает в двух направлениях - «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», включающие в себя два профиля: художественный металл и художественную вышивку. А также направление - «Дизайн» включающее в себя три профиля: графический дизайн, дизайн среды и в новом учебном году планируется набор по третьему профилю - дизайн костюма. Когда-то это были три автономные кафедры, но, в связи с оптимизацией, их объединили в одну. Руководит институтом дизайна КБГУ доктор педагогических наук, профессор Светлана Кожуховская.
«Программа обучения рассчитана на четыре года и два года магистратуры. - Рассказывает заведующая кафедрой дизайна и ДПИ, кандидат искусствоведения, председатель регионального отделения Союза дизайнеров Амина Султанова. Практически все студенты, в течение этого времени, участвуют в различных Всероссийских и региональных конкурсах. Многие работы стали призёрами выставок «Стильный акцент» и «Черкесский мир». Радует факт профессионального роста учащихся и всё большей популярности нашего института. Часть выпускников устраивается работать в школах и центрах преподавателями, практически все открывают свои мастерские и салоны, у каждого своего почерка, свои заказчики. Главное - есть спрос на творческую продукцию. Большинство поступивших начинают обучение с нуля, на энтузиазме, но есть абитуриенты, окончившие художественные и другие специализированные учреждения. В любом случае, все они талантливые молодые люди, с большим трудолюбием и желанием реализовать внутренний потенциал. Стремление научиться и научить помогает преодолеть любые трудности и в этом успех нашего взаимодействия».
Перечислить весь ассортимент представленного дипломниками сложно. Это традиционный женский костюм, декоративные панно с родовой тамгой, седло с металлическим накладками, предметы женского туалета, сумочки и свадебные сундуки, кинжалы, резная и инкрустированная металлом люлька, шахматы, выполненные в технике филиграни, меч, шлем и щит в готическом стиле, мужские и женские национальные пояса, и нагрудники, расшитые подушки и ювелирные украшения, включающие казахский орнамент, восточную арабеску и северные узорочья. Сочетание резьбы, чеканки, металла и вышивки. Одним словом, за четыре года обучения в институте реально приобрести навыки, позволяющие впоследствии стать настоящим мастером, владеющим старинными техниками, а также на традиционной основе создавать стилизованные вещи, облекая их в новые платья.







«В балкарском эпосе часто встречаются противопоставления чёрного и белого, и эпизодически, как враждебный, воспринимается красный цвет, который несёт не только экспрессивную энергетику но и защищающую человека от злых сил и дурного глаза. – рассказала в процессе защиты дипломной работы Фатима Анаева, включившая в декорирование комплекса балкарского платья вышивку традиционным орнаментом «Луна», «Серебро» и «Золото». - Орнамент солярных знаков наиболее старинный в балкарском эпосе. Вышивки и нашивки с их изображениями играли роль оберегов. Золотная вышивка являлась одним из наиболее распространенных видов народного творчества в Балкарии. С ней тесно переплетена вся многовековая история народа, его поиски творческого начала, трагедии, радости, поражения, победы и надежды на будущее.








Декоративное шитьё золотыми и серебряными нитями берёт начало в глубокой древности, трудоёмко по исполнению и дорого по материалу. При этом есть принципиальная разница между золотой и золотной нитью. Ткачество, плетение, золотная и серебряная вышивки, как виды творчества слагались столетиями, веками копились их особенные черты. Однако, время не пощадило человеческие творения, многое потеряно, поэтому нам надо сохранять то, что осталось. – Подчеркнула выпускница. - Необходимо развивать и совершенствовать народное творчество, использовать его в современных видах искусства и передавать будущим поколениям. Я неплохо рисовала с детства, но специально нигде не училась. Всегда обращала внимание на произведения прикладников, пока не созрела заняться этим профессионально. В семье меня поддержали, ведь и моя бабушка хорошо вышивала в различных техниках. И так как раньше это занятие было очень популярно среди девушек, я думаю, что вышивали и другие мои родственницы, которых я, конечно, не знаю, но, думаю, что во мне сработал именно генетический импульс. Несмотря на то, что изначально я больше склонялась к металлу, меня увлекли преподаватели направления художественной вышивки, её востребованность в нашем регионе, а также интуитивное ощущение самореализации именно в этом направлении. Костюм и шапочку я тоже сшила сама, ведь у нас был курс конструирования и моделирования, хотя их выполнение не было обязательным условием дипломной. Моей творческой инициативой стало видоизменение традиционного рисунка под названием «Луна». Это сделано исключительно для достижения задуманного эффекта и продиктовано особенностями материала. Цветовое сочетание ансамбля рассказывает о тёмном небе, на котором, серебром восходит луна. Когда идея вызревает, какие-то определённые моменты в древнем орнаменте для твоей работы неудобны и требуется их стилизация. То есть, меняется форма, не затрагивая содержания. И тем не менее этот рисунок по-прежнему называется «Луна».








«Родители Сатанай – Солнце и Луна. Родилась она на небе, откуда, по одной из легендарных версий, на воспитание её забрал Тейри Земли. На земле девочку растила Мать Воды, отдав в игрушки ей свои самоцветы. Больше всех полюбились девочке красные кораллы – «сата», поэтому и нарекла её Мать Воды – Сатанай».
Выпускницы все, как одна прозрачны и призрачны, однако, вполне материальны их произведения. Огромное трудолюбие, красота души и необыкновенно умелые руки позволили воспитанникам института дизайна добиться желаемого результата. Впереди их ждёт немало счастливых творческих дней, трудностей и открытий, постижений секретов и тонкостей ремесла, а главное - понимания разницы понятий: «красивенько» и «красиво».
Возвращаясь к волнительному процессу защиты дипломных работ, хочется отметить, что большая часть выпускников, сумела мобилизоваться и проявить себя во всех требуемых ипостасях – творческой и теоретической, что не маловажно. Ведь красивая вещь требует к себе особого внимания, достойного обрамления, включающего в себя так же филигранно и компетентно выстроенную теоретическую часть, неспроста обозначенную термином - «защита», где всё должно соответствует уровню представленной работы. И тем неменее, не выдержав накала эмоций, и председатель комиссии воскликнула: «Молодцы, девчонки! Неужели они это делают сами?» Отметив высокий уровень работ, профессор МГУДиТ пригласила выпускников продолжить учёбу в магистратуре и аспирантуре вуза.
В общем, я тоже не планировала задерживаться на защите, но, как говорят - затянуло и, рассматривая рукоделия, мне показалось, что время, как когда-то, снова остановилось.
Легенда гласит: «У нартов был мастер, изготавливающий за один день по одному седлу. Однажды, увидев Сатанай за работой, он предложил ей соревнование. Оба принялись за работу. Иголка в руках Сатанай двигалась так быстро, что порой раскалялась, прожигая материю, но она не обращала на это внимания. Перед самым закатом парень выполнил свою работу, а Сатанай осталось сделать несколько стежков. Тогда она обратилась к солнцу со словами:
- О, сотворённое нам на радость солнце, задержись ради меня на немножко!
Солнце задержалось, глядя в глаза Сатанай, представшей перед мастером в новом платье. Удивлённый её мастерством и ловкостью он произнёс: «Вот про таких женщин говорят, что у них из десяти пальцев капает мёд!»
С тех пор и повелось, говорят старики, что солнце перед закатом на некоторое время замирает».



автор Марина Биденко-Мокаева
Страницы: 1
Читают тему (гостей: 1)

Форум  Мобильный | Стационарный