Факты, обнаруживающиеся в связи с рассмотрением вопроса происхождения и распространения этнонимов ас и алан, как и все другие реальные факты, никакой почвы для позиции сторонников ираноязычия не оставляют. Как не старались иранисты, но за 100-150 лет, никаких объяснений, заслуживающих серьёзного восприятия, по поводу происхождения этих этнонимов на основе иранских языков они не смогли представить.
Этнонимы «ас» и «алан» у иранских народов не зафиксированы и не бытуют, кроме названия карачаево-балкарцев ассон (ас) у осетин, и названия одного рода алан у курдов. Известно, что тюрки приняли участие в этногенезе многих народов. Вероятно, что какое-то количество аланов приняло участие в формировании одного рода курдов: это предположение тем более верно, что в курдском языке полно тюркских заимствований. В тоже время этнонимы ас и алан существовали и сейчас имеются у многих тюркских народов. Карачаевцы и балкарцы, единый этноним – аланы. Название карачаево-балкарцев в устах соседей на Кавказе: мингрелы называют – алани, горно-грузинские народы – овс (Марр Н.Я., Шанидзе А.Г.), осетины называют – ассон (ас). Алтайские рода - Дьети ас, Байлаг ас, Тёрт ас; казахское племя - ас; узбекское племя ас; киргизское племя ас; чагатайское племя ас; ногайские рода - Тарту уллу ас, Дер гулли ас, Шомишли ас; башкирский род – ас; этноним ас, приведенный Будаговым в кипчакско-огузском памятнике ХII-ХVI вв., в «Книге пояснений к тюркским языкам» - среди названий тюркских племен приведен этноним ас. Казахское племя Элан; туркменское племя Алан. К этому списку также можно добавить следующие тюркские народы с этнонимом ас (Энциклопедия народов России, г. Москва, 1994г): суy-ас, т.е. водные асы - самоназвание чувашей. Тёлес (руссификация от тюркского таулу ас – горный ас) - племя в составе южных алтайцев. Караг-ас - Черный ас, старое название микро-тюркского народа Южной Сибири. Чыстанг-ас - Таёжные асы, этническая группа в составе хакасов (сам этнотермин хакас происходит от имени кыргыз в китайском звучании «хягас»).
В.Ромадин, готовивший к изданию труды В.В.Бартольда, основываясь на том, что в сочинении VII в. «Бадаи ат-таварих» киргизы называются асами, этноним «киргиз» этимологизирует, как состоящий из двух слов: кырк ас (сорок асов) и связывает с этническим или географическим термином аз, ас или ус. Данная этимология этнонима кыргыз, с учётом закона сингармонизма тюркской фонетики - совершенна верна.
В рунических памятниках асы зафиксированы как тюркские племена и представлены как ветвь тюрков-тюргешей (Бартольд В.В., 1968, 204) и киргизов в долине реки Чу (Бартольд В.В., 1963, 492). Основа ас по всей вероятности, имеется в составе тюркских этнонимов буртас и барлас.
Этноним азер происходит от ас-эр - асский мужина, асский человек (компонент – ар, эр, ир, характерен для многих тюркских этнонимов: хаз-ар, болг-ар, сув-ар, тат-ар, миш-ар, канг-ар, сав-ир и др.).
Болгары по-другому назывались асами (жену Андрея Боголюбского, болгарку, называли «княжна ясская»). Рядом с болгарами-асами жили племена су-ас (речные асы). Древние соседи татар - марийцы и сейчас называют их этнонимом су-ас, а современных чувашей – суасламари.
Таким образом, этноним ас с различными фонетическими вариантами широко применялся для обозначения тюркских племён. В древности этноним ас, как название тюркских народов использовался и у западных народов. Так, в скандинавской мифологии асами называли основную группу «богов», в то же время утверждалось, что асы происходят из Азии, намекая на идентичность слов асы и Азия (Мифы народов мира, 1980, 120).
Одним из доказательств тюркоязычия скандинавских асов является тот факт, что с предводителем асов - Одином скандинавы связывали появление у них рунических письмен, подобных более древним руническим письменам тюрков (ареал распространения тюркской руники охватывает огромную территорию - от Дуная до Дальнего Востока).
Являются карачаево-балкарскими и имена асских предводителей, воевавших с Тамерланом в XIV веке (Шерефетдин Иезди): Бурикан (Бёрюкъан – С волчьей кровью), Буриберди (Бёрюберди – Данный волком), Пулад (Болат - Сталь), Тауса (Тауас – Горный ас), Кулы (фамилия Кулиевых Чегемского ущелья Балкарии?). Наличие в Балкарии крепости Болат-Къала, разрушенного в XIV веке (Батчаев В.М., 2004), свидетельствует о местах сражений средневековых балкарцев - асов с войсками Тамерлана.
Часто, где в русских сказках говорится: «Здесь русским духом пахнет», в карачаево-балкарских великаны-эмегены, зайдя в своё жилище, и почуяв спрятавшегося героя повествования, говорят: «Ас ийис, адам иис!» - «Асский запах, человеческий запах!».
Также хотелось бы отметить, что исходя из различных данных (письменных, археологических, этногеографических), представляется надёжным один вывод, что средневековые этнонимы – аланы, асы, болгары – названия одного и того же народа, в разных письменных источниках. Аланы – те же болгары. Так, древнее тюркоязычное население Восточной Европы - в Крыму, на Северном Кавказе и Поволжье, народы известные, как аланы, болгары, хазары, волжские булгары, осознавая своё этническое родство, иногда использовали один общий этнотермин – Барсилия или Барс эль – Страна барсов, Народ барса.
Наиболее серьёзное, логически и фактически обоснованное объяснение происхождению термина «скиф» представил И.М. Мизиев («История рядом», 1990). Известно, что слово «скиф» - русская традиция использования греческого скит/скут, которое само, по всей вероятности, восходит к древнему переднеазиатскому названию скифов – ашкез/ашкуз. По распространённой фонетической закономерности - фонемы з/с переходят в д/т, что мы и видим на примере ашкез/ашкуз – скит/скут. Шипящих звуков в греческом языке нет, поэтому ш перешло в с; начальные гласные чужого языка иногда выпадают как, например, в слове Ыстамбул – Стамбул. Иными словами, греческое название скифов - скит/скут заимствованно из переднеазиатских языков. А переднеазиатские названия скифов - ашкез/ашкуз, в свою очередь, являются несколько измененными формами тюркского этнонима - ас-киши (асский человек, ас).
Этноним «ас» сохранился в названиях родов и подразделений многих тюркских народов. С учётом наибольшей известности данного этнонима в древний период, и тем фактом, что из всех общих этнонимов в среде тюркских народов этот является самым распространённым, как по широте ареала, так и по количеству тюркских народов, сохранивших данный этноним, можно констатировать то, что этноним «ас» – древнейший и общий этноним всех тюркских народов. К этому тюркскому этнониму восходит и название части света – Азия/Асия.
Что касается вопроса этимологии тюркского этнонима «ас», то правильное направление для её определения представил татарский исследователь, доктор философских наук из Санкт-Петербурга, профессор Р.Х. Бариев, который в своей книге «Волжская Булгария: история и культура» привёл следующее свидетельство: «Когда булгары с Нижней Волги и Дона встречались с русскими, последние спрашивали: «Кто вы такие?» На что первые отвечали: «Без ас кешелэре», т.е. «Мы низовские люди». Поэтому булгарское слово «ас» русские точно перевели на свой язык: «низовские». Отсюда и летописные асы (ясы)».
При рассмотрении на историко-лингвистическом интернет-форуме "Аланла" всех возможных вариантов толкования данного этнонима, талантливый исследователь из Карачаево-Черкесии - Альберт Катчиев, базируясь на данных словарного фонда различных тюркских языков (на которых слово ас значит «низ», «низина»), поддержал верность версии Р.Х. Бариева, что подтверждается важным аргументом: действительно, территорией формирования пратюркской - древнямной (курганной) культуры являются низовья Северного Прикаспия. «Большая советская энциклопедия» об этой географической территории сообщает следующее: «Прикаспийская низменность. Низменность, расположенная на северном побережье Каспийского моря, на Ю.-В. Восточно-Европейской… равнины (РСФСР) и в Западном Казахстане. Включает дельты рр. Волга, Терек, Сулак, низовья Урала и Эмбы. Основная часть П. н. соответствует глубокой тектонической впадине на юго-восточной окраине Восточно-Европейской платформы - Прикаспийской синеклизе».
Таким образом, древнейший этноним тюркских народов ас-киши (ас) значит «люди с низовий». В этом этнониме отразилась особенность территории, где сформировались древние тюрки.
Также, при всех стараниях «сторонников ираноязычия» алан, осталась нерешённой проблемой - этимология этнонима алан не только с иранских, но также и со всех индоевропейских языков. На основе тюркских языков, при наличии многих альтернативных вариантов, наиболее логичной представляется этимология этнонима «алан» на основе тюркского корня «ала» – пёстрый, пегий (иногда выражающее и понятие светлого). С прибавлением аффикса -ан, как, например, в слове колан (разноцветный) или с прибавлением слова "ан", "анг" (живое, зверь), как, например в слове аслан (лев). И, таким образом объяснение этнонима «алан» связано с тем, что оно является табуированным именованием барса. В древности названия тотемных животных зачастую скрывались и менялись на другое название, отражающее какой-либо признак животного. К примеру, снежного барса в соответствии с его характерной светло-пятнистой мастью можно называть «ала ан», буквально - «пегий зверь». К примеру, на казахском языке барсёнок называется "алан". (Б. Герольд «Гармония духа», 2003.). Слово "алан" по структуре и словообразованию находится в одном ряду с такими тюркскими зоонимами с компонентом -ан, -анг - зверь, как аслан – лев, къаплан – тигр, джилан – змея и т.п. С учётом того, что Алания называлась и Барсилией (Страной барсов), данная этимология представляется наиболее верной.
Баксанец, тему не хотелось бы флудить, тема должна быть актуальной...
Вопросов будет больше чем ответов...
привести примеров можно еще больше, даже из скандинавских сказок о стране Асов (т.е. Асгард-город богов, находится где то в горах Кавказа). но научную основу оно может не иметь, по этому хотелось бы точную формулировку и расстановку этнонимов Ас и Алан , что увы и к сожалению информацию, которую мы владеем, повторяется и ни кто не может дать одну устойчивую версию...
но я за то, что бы это обсуждалось ....)
Barriss пишет:
ему не хотелось бы флудить, тема должна быть актуальной...
Вопросов будет больше чем ответов...
привести примеров можно еще больше, даже из скандинавских сказок о стране Асов (т.е. Асгард-город богов, находится где то в горах Кавказа). но научную основу оно может не иметь, по этому хотелось бы точную формулировку и расстановку этнонимов Ас и Алан , что увы и к сожалению информацию, которую мы владеем, повторяется и ни кто не может дать одну устойчивую версию...
но я за то, что бы это обсуждалось ....)
Проблема не в недостаточности фактов. Даже то, что здесь приведено вполне достаточно для демонстрации несостоятельности официальной европейской (по сути европроцентристской) историографии. Проблема в тенденциозности тех исследователей, которые обуреваемые поисками основ своих государств и многих достижений человечества столкнулись с тем, что их государства основывается не на носителях их языков, а на другом этносе, который пришёл из степей Евразии. Вот этого они и не хотят признавать, отсюда и весь этот шабаш с "кочевыми индоевропейцами в степях Евразии" и "с ни откуда взявшимися" по всей Евразии в средневековье тюрками, и остальной соответствующий псевдоисторический цирк.