Расширенный поиск
24 Апреля  2024 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Билеги кючлю, бирни джыгъар, билими кючлю, мингни джыгъар.
  • Адамны аманы адамны бети бла ойнар.
  • Къарт бла баш аша, джаш бла аякъ аша.
  • Телиге акъыл салгъандан эсе, ёлгеннге джан салырса.
  • Билим – акъылны чырагъы.
  • Алгъанда – джууукъ, бергенде – джау.
  • Кёбге таш атма.
  • Сютден ауузу кюйген, суугъа юфгюре эди.
  • Аджашханны ызындагъы кёреди, джангылгъанны джанындагъы биледи.
  • Айранын берсенг, челегин да къызгъанма.
  • Аман эсирсе, юйюн ояр.
  • Ач уят къоймаз.
  • Джыйырма къойну юч джыйырма эбзе кюте эди.
  • Ачлыкъ отха секиртир.
  • Билим ат болуб да чабар, къуш болуб да учар.
  • Чомарт къонакъ юй иесин сыйлар.
  • Тойну къарнашы – харс, джырны къарнашы – эжиу.
  • Тенгни тенглиги джашай барсанг билинир.
  • Къонакъ болсанг, ийнакъ бол.
  • Ариу сёз – джаннга азыкъ, аман сёз – башха къазыкъ.
  • Биреуню къыйынлыгъы бла кесинге джол ишлеме.
  • Джашны джигитлиги сорулур, къызны джигерлиги сорулур.
  • Къызгъанчдан ычхыныр, мухардан ычхынмаз.
  • Тойгъанлыкъ къойгъа джарашады.
  • Аз сёлеш, кёб ишле.
  • Мал ёлсе, сюек къалыр, адам ёлсе, иши къалыр.
  • Адеб джокъда, намыс джокъ.
  • Джаханимни кёрмей, джандетге кёл салмазса.
  • Зарда марда джокъ.
  • Итли къонакъ джарашмаз.
  • Окъуусуз билим – джокъ, билимсиз кюнюнг – джокъ.
  • Байлыкъ адамны сокъур этер.
  • Ауузу аманнга «иги», деме.
  • Къонакъны къачан кетерин сорма, къачан келлигин сор.
  • Кёб джат да, бек чаб.
  • Чомартха Тейри да борчлуду.
  • Джаш болсун, къыз болсун, акъылы, саны тюз болсун.
  • Мал тутхан – май джалар.
  • Сёз къанатсыз учар.
  • Уллу айтханны этмеген – уллаймаз.
  • Къайгъыны сюйген, къайгъы табар.
  • Окъугъан озар, окъумагъан тозар.
  • Сакъ юйюне сау барыр.
  • Юйюнгден чыкъдынг – кюнюнгден чыкъдынг.
  • Акъыл къартда, джашда тюйюлдю – башдады.
  • Азыкъ аз болса, эртде орун сал.
  • Билим къая тешер.
  • Джарлыны эшигин махтагъан джабар.
  • Ауругъаннга – кийик саулукъ, джетген къызгъа – чилле джаулукъ.
  • Акъыл аздырмаз, билим тоздурмаз.
Страницы: 1
Басият Абаевич Шаханов, Он был сыном принявшего христианство таубия, одного из первых кавказцев врачей с проф.мед.образованием. Мать была русской, изначально они назвали сына Борис Александрович. По свидетельству коллеги Б.А. Шаханов был блестяще образованный юрист, но вместо ти
 







Он был сыном принявшего христианство таубия, одного из первых кавказцев врачей с проф.мед.образованием. Мать была русской, изначально они назвали сына Борис Александрович. По свидетельству коллеги Б.А. Шаханов был блестяще образованный юрист, но вместо тихой сытой карьеры чиновника, он принял Ислам, сменил имя на Басият Абаевич и посвятил жизнь тому, что сегодня называют правозащитной и общественной деятельностью, которую переоценить трудно.

статья о нём по ссылке: http://karachai.ucoz.ru/publ/m/obshhie_1/basijat_shakhanov/28-1-0-1777

Составленное им Возражение абрамовской комиссии по ссылке: http://karachai.ucoz.ru/publ/m/obshhie_1/vozrazhenija_abramovskoj_komissii/28-1-0-1797

Составленное Басиятом Шахановым возражение абрамовской комиссии имело колоссальное значение, т.к. эта комиссия своими выводами пыталась обосновать, что в Балкарии не было частной собственности на землю и забрать все балкарские земли в казну.

И думаю, необходимо сказать огромное спасибо Тамаре Шамшудиновне Биттировой, которая вернула из небытия имя этого человека.
Изменено: Jashau-Ulu - 25.03.2015 10:49:30
 
По поводу одного удивительного проекта

В № 358 «С.-Петербургских Ведомостей» за минувший год была помещена статья некоего г. Карцова: «Причины разбоев на Кавказе». Оставив в стороне критику г. Карцовым статьи г. Шошина по тому же вопросу, напечатанной в № 320 «С.-Петербургских Ведомостей», остановимся на том способе прекращения разбоев, который рекомендуется самим г. Карцовым.

Г. Карцов предлагает не более не менее как переселить всех туземцев Северного Кавказа, - куда бы вы думали, читатель? - в Туркестан, «в обширные среднеазиатские пустыни»! Вот уж подлинно благодарю, – не ожидал! До сих пор мы слышали немало всякого рода проектов борьбы с этим злом: были тут и хорошие, и дурные, и постепенные, и энергичные, но из всех их, проект г. Карцова является, без сомнения, самым... удивительным!

Подумал ли г. Карцов, как будет себя чувствовать Кавказский туземец, выросший среди родных гор, где каждый клочок земли, каждый камень связан с памятью его предков, будучи выброшенным, по собственному признанию г. Карцова, в пустыню? знает ли г. Карцов, как привязан туземец к своей родине? Известно ли автору этого остроумного проекта, что десятина земли в горах ценится в 2-3 тысячи рублей и, что горцы все-таки предпочитают свои жалкие клочки десяткам десятин удобной земли, которые они могли бы получить, выселившись всего за 30-40 верст от родных аулов на плоскость? А г. Карцов предлагает им переселиться в среднеазиатские пустыни!

Забавные соображения высказываются далее г. Карцовым. Упомянув вскользь о каких-то «различных пособиях (?) и агрономических улучшениях (?) со стороны правительства», в случае подобного переселения, автор говорит, что «туземцам, ПРИ ПОСЕЛЕНИИ ИХ СПЛОШЬ, могла быть предоставлена свобода самоуправления, согласная с их бытом, без слишком близкого соприкосновения с русской полицией». Что хочет сказать г. Карцов этой туманной фразой о «свободе самоуправления, согласной с бытом»? Не значит ли это, иными словами, «взять вас всех гуртом, зарыть в пески, и живите вы там, как знаете! Хотите резаться - режьтесь, желаете воровать - воруйте! Лишь бы нас, русских, не трогали!».

Словом, по логике г. Карцова выходит, что зарежет чеченец русского - это разбой, а зарежет чеченец чеченца - это «самоуправление, согласное с бытом».

Поистине удивительная мера борьбы с разбоем.

Не менее забавен и еще один аргумент, которым г. Карцов пытается поддержать досужий плод своей фантазии. По его мнению, переселение это должно состояться тем легче, что, «по словам историков, из Средней же Азии и вышли Кавказские горцы!». Это уже настолько наивно, что и возражений не требуется.

Но что всего оригинальнее в этой сплошь, впрочем, оригинальной статье, так это то, что автор проекта выселения горцев в пустыню причисляет себя к числу «истинных друзей» этих последних! «Об этом» (т. е. о переселении) «туземцам следовало бы серьезно подумать и послушать совета своих истинных друзей, вместо тех софистов, которые льстят их чувствам и незаметно увлекают их в бездну». «Истинный друг» намекает здесь на г. Шошина: с точки зрения г. Карцова, г. Шошин действительно сильно провинился! Сей злонамеренный муж мало того что решился проводить на столбцах «столичной газеты» «ложный взгляд», будто с разбоями следует бороться путем школы, но еще пытается всех их коварным образом «увлечь в бездну»... просвещения и улучшенного материального благосостояния!!! Поистине ужасный человек! Спасибо вам, г. Карцов, что предостерегли нас от этого «софиста», а то мы могли бы, по простоте душевной, попасть к нему в когти!

Не могу обойти молчанием и еще одно великолепное место в статье г. Карцова. Высказав взгляд, что каждый, даже «служащий на русской службе» туземец «по обычаям страны» не откажется держать у себя притон для разбойников, г. Карцов пишет: «Разбои также встречают сочувствие среди интеллигенции городов (!). Прежде всего адвокаты, которые являются защитниками ex officio - они, конечно, влияют на суды, затем представители вольных профессий (?!), и в результате ложный взгляд, проводником которого явился г. Шошин даже в столичной газете!».
Здесь все одинаково хороши: и интеллигенция, сочувствующая разбоям, и адвокаты, влияющие на суды и тем делающие занятие разбоем вполне безнаказанным, и затем... затем «пред-ставители вольных профессий» (!!!). Что это за зверь такой, эти «представители вольных профессий» - одному Аллаху, да разве еще г. Карцову, известно! Уж не журналистов ли имеет в виду великолепный прожектер? Или, быть может, отставных трагиков и вообще лиц, подававших некогда блестящие надежды, но попавших волею судьбы в бедственное положение и тем поставленных в необходимость избрать «вольные профессии»?! Очевидно, СТОЛИЧНЫЙ сотрудник СТОЛИЧНОЙ газеты и этих представителей вольных профессий не прочь причислить к провинциальной интеллигенции. Что ж! De qustibus non disputant uni est!

Статья напечатана в газете «Казбек» в 1899 году в № 390 от 3 января, подписана «Шаханов-Джанхотов».
 
http://karachai.ucoz.ru/publ/m/obshhie_1/po_povodu_odnogo_udivitelnogo_proekta/28-1-0-1779
Страницы: 1
Читают тему (гостей: 1)

Форум  Мобильный | Стационарный