Расширенный поиск
9 Мая  2025 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Джеринден айырылгъан – джети джылар, джуртундан айырылгъан – ёлгюнчю джылар.
  • Бек анасы джыламаз.
  • Ач къарынны, токъ билмез
  • Тенгни тенглиги джашай барсанг билинир.
  • Накъырданы арты керти болур.
  • Эринчекни эр алмаз, эр алса да, кёл салмаз, кёл салса да, кёб бармаз!
  • Ёксюзню тилеги къабыл болур.
  • Къазанда болса, чолпугъа чыгъар.
  • Джаханимни кёрмей, джандетге кёл салмазса.
  • Эл ауузу – элек, анга ийнаннган – халек.
  • Эр сокъур болсун, къатын тилсиз болсун.
  • Дууулдаса – бал чибин, къонса – къара чибин.
  • Эшекни не къадар тюйсенг да, ат болмаз.
  • Ёгюзню мюйюзлери ауурлукъ этмейдиле.
  • Кенгеш болса, уруш болмаз.
  • Бал – татлы, балдан да бала – татлы.
  • Адеб этмеген, адеб кёрмез.
  • Айранны сюйген, ийнек тутар.
  • Къартны сыйын кёрмеген, къартлыгъында сыйлы болмаз.
  • Къарнынг бла ёч алма.
  • Чоюнну башы ачыкъ болса, итге уят керекди.
  • Аджашхан тёгерек айланыр.
  • Къолу уллу – асыу, аягъы уллу – джарсыу.
  • Джиби бир къат джетмей эди да, эки къат тарта эди.
  • Эрине къаргъыш этген къатын, эрнин къабар.
  • Тау башында, тау болмаз, джангыз терек, бау болмаз.
  • Эрни эр этерик да, къара джер этерик да, тиширыуду.
  • Аджал соруб келмез, келсе, къайтыб кетмез.
  • Сагъышы джокъ – джукъучу, акъылы джокъ – къаугъачы.
  • Биреу къой излей, биреу той излей.
  • Ишге юренсин къоллары, халкъ бла болсун джоллары.
  • Билмезни кёзю кёрмез, этмезни къулагъы эшитмез.
  • Тёрдеги кюлсе, эшикдеги ышарыр.
  • Юйюнгден чыкъдынг – кюнюнгден чыкъдынг.
  • Ауузу бла къуш тута айланады.
  • Босагъа таш юйге кирмей эди, тыбыр таш эшикге чыкъмай эди.
  • Акъыл бла адеб эгизледиле.
  • Эркиши – от, тиширыу – суу.
  • Ата Джуртун танымагъан, атасын да танымаз.
  • Хунаны тюбюн къазсанг, юсюнге ауар.
  • Халкъгъа джарагъан, джарлы къалмаз.
  • Сангырау къулакъ эл бузар.
  • Адам туугъан джеринде, ит тойгъан джеринде.
  • Джангызны оту джарыкъ джанмаз!
  • Джылкъыдан – ат чыгъар, тукъумдан – джаш чыгъар.
  • Юй кюйдю да, кюйюз чыкъды, ортасындан тюйюш чыкъды.
  • Ата Джуртуму башы болмасам да, босагъасында ташы болайым.
  • Соргъан айыб тюлдю, билмеген айыбды.
  • Къонакъ аман болса, къонакъбай джунчур
  • Тура эдим джата, къайдан чыкъды хата?
Страницы: 1
Посемейные списки Нальчикского округа за 1886 год. Очень нужно нам всем!, Нужен том 3 и 4
 
Аланла! Помогите найти скан книги Посемейные списки населенных пунктов Нальчикского округа 1886 г. Том 3. Издательский центр "Эль-фа". Нальчик. 2004 г. и том 4!

Том 1 и 2 есть на просторах интернета.

Сау болугъуз!
 
Третий том, по-моему, по кабардинским селам.
Четвертый том состоит вроде бы из двух частей. Первая часть четвертого тома есть в интернете:
https://vk.com/wall3371_3278
В четвертом томе следующее должно быть:

Но в первой части отсутствуют Урусбиевское и Чегемское общество. Скорей всего это во второй части четвертого тома.
Малкъара вообще нет в этом томе получается, если не в пятом томе. В интернете есть упоминания об этом томе, только содержания не нашел.
.
 
Цитата
Azamat_SPb пишет:
Малкъара вообще нет в этом томе получается, если не в пятом томе. В интернете есть упоминания об этом томе, только содержания не нашел.
Слышал, что некий малкъарлы увидев свою фамилию в числе "простых", просто уничтожил материал из Малкъара.
"Где, как не здесь, ты увидишь политику Всепрощения всепрощающего Человечного Человека" - Rassel

После общения с некоторыми людьми, у меня возникает стойкое чувство собственной полноценности.
 
Цитата
z2123 пишет:
Слышал, что некий малкъарлы увидев свою фамилию в числе "простых", просто уничтожил материал из Малкъара.
если это так, то он настоящая сволочь - кто это сделал. кстати карачаевские списки так и не нашлись. ким босада алай этиб къойгъан болурму?)
 
Цитата
Гвидо Фокс пишет:
если это так, то он настоящая сволочь - кто это сделал. кстати карачаевские списки так и не нашлись. ким босада алай этиб къойгъан болурму?)
Полностью согласен!
"Где, как не здесь, ты увидишь политику Всепрощения всепрощающего Человечного Человека" - Rassel

После общения с некоторыми людьми, у меня возникает стойкое чувство собственной полноценности.
 
Цитата
z2123 пишет:
увидев свою фамилию в числе "простых"

А кто знает, что в этих списках значит "простого сословия"? Нет нигде каких-то пояснений по каким принципам составляли эти списки? Там, по-моему, как-то по своей градации сделано, наверное, как принято было в Российской Империи, а не то деление, что было принято у нас. К примеру, представители духовенства выделены в отдельное сословие.
По тем данным, что посмотрел в первой части четвертого тома, насколько разбираюсь в этом, под определением "простого сословия" обозначаются фамилии различных сословий.. и свободных и зависимых. Мне показалось, что под этим определением там имеются ввиду все, кроме представителей привилегированных сословий.
.
 
Цитата
Azamat_SPb пишет:
Цитата
z2123 пишет:
увидев свою фамилию в числе "простых"

А кто знает, что в этих списках значит "простого сословия"? Нет нигде каких-то пояснений по каким принципам составляли эти списки? Там, по-моему, как-то по своей градации сделано, наверное, как принято было в Российской Империи, а не то деление, что было принято у нас. К примеру, представители духовенства выделены в отдельное сословие.
По тем данным, что посмотрел в первой части четвертого тома, насколько разбираюсь в этом, под определением "простого сословия" обозначаются фамилии различных сословий.. и свободных и зависимых. Мне показалось, что под этим определением там имеются ввиду все, кроме представителей привилегированных сословий.
Может быть и так. Я в балкарских родах совсем не разбираюсь...
"Где, как не здесь, ты увидишь политику Всепрощения всепрощающего Человечного Человека" - Rassel

После общения с некоторыми людьми, у меня возникает стойкое чувство собственной полноценности.
 
Цитата
Azamat_SPb пишет:
А кто знает, что в этих списках значит "простого сословия"? Нет нигде каких-то пояснений по каким принципам составляли эти списки? Там, по-моему, как-то по своей градации сделано, наверное, как принято было в Российской Империи, а не то деление, что было принято у нас. К примеру, представители духовенства выделены в отдельное сословие.
По тем данным, что посмотрел в первой части четвертого тома, насколько разбираюсь в этом, под определением "простого сословия" обозначаются фамилии различных сословий.. и свободных и зависимых. Мне показалось, что под этим определением там имеются ввиду все, кроме представителей привилегированных сословий.
Крестьяне, но к ним же относят и узденей и каракиши. Все смешалось.

А по спискам нужно до архива КБР доехать.

Кстати, по Хуламу и Эльбрусу есть полные данные.
 
Уважаемые форумчане! В указанных списках есть примечания, подписанные аульными старшинами, иногда ефенди и другими лицами. В них отмечается, что сословное звание "тауби" означает владелец, привилегированное сословие, карауздень близкое таубиям, также привилегированное сословие, простого звания - азаты, чагары и рабы. При этом указывается, что азаты по своему статусу равны кабардинским узденям третьей степени.
Полагаю, что эти объяснения и пояснения, исходящие от самих балкарцев и принятые российской администрацией, вполне достоверны, но не полны. Что же касается выведения духовенства в отдельное сословие, то здесь тоже есть доля истины, поскольку согласно карачаево-балкарским адатам, уздень или азат, или каракиши, принимая на себя обязанности служителя культа освобождался от общественных (в нашем понимании государственных) повинностей и становился равным по этим признакам с представителями высших сословий. Правда, было бы правильнее назвать духовенство социальным стратом (т.е. социальной группой), нежели полноценным сословием, поскольку сословное звание все же переходит по наследству. Но от этого суть не меняется, призвание мулла или эфенди автоматически переводило его обладателя в ранг особой социальной группы.
С ув. М. Каракетов
Страницы: 1
Читают тему (гостей: 1)

Форум  Мобильный | Стационарный