Расширенный поиск
26 Января  2022 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Иши джокъну, сыйы джокъ.
  • Билимсиз иш бармаз.
  • Къая джолда джортма, ачыкъ сёзден къоркъма.
  • Сютню башын джалагъан къутулур, тюбюн ичген тутулур.
  • Ата Джуртуму башы болмасам да, босагъасында ташы болайым.
  • Гитче джилтин уллу элни джандырыр.
  • Джылар джаш, атасыны сакъалы бла ойнар.
  • Намыс сатылыб алынмайды.
  • Кесинг сынамагъан затны, адамгъа буюрма.
  • Иги сёз – джаннга азыкъ, аман сёз башха – къазыкъ.
  • Бек анасы джыламаз.
  • Эртде тургъан бла эртде юйленнген сокъуранмаз.
  • Иги болса, тамадама – махтау, аман болса, меннге – айыб.
  • Сагъыш – къартлыкъгъа сюйюмчю.
  • Байны оноуу, джарлыгъа джарамаз.
  • Адеби болмагъан къыз – тузсуз хант.
  • Адамны джюреги нени кёрюрге сюйсе, кёзю да аны кёрюрге ёч болады.
  • Артына баргъанны, къатына барма.
  • Адебсиз адам – джюгенсиз ат.
  • Сибиртки да сыйлы болду, кюрек да кюнлю болду.
  • Насыб бютеу халкъны юлюшюдю.
  • Акъыллы айтыр эди, акъылсыз къоймайды.
  • Аман къатын алгъан, арыр, иги къатын алгъан джарыр.
  • Джети тилни билген джети кишиди.
  • Тюкюрюк баш джармаз, налат кёз чыгъармаз!
  • Айран тёгюлсе, джугъусу къалыр.
  • Ишин билген, аны сыйын чыгъарады.
  • Ашхы атаны – джашы ашхы, ашхы ананы – къызы ашхы.
  • Чабакъ башындан чирийди.
  • Тенги кёбню джау алмаз, акъылы кёбню дау алмаз.
  • Намысы болмагъанны, сыйы болмаз.
  • Аджашхан тёгерек айланыр.
  • Алгъанда – джууукъ, бергенде – джау.
  • Хар зат кесини орнуна иги.
  • Кёб ант этген, кёб ётюрюк айтыр.
  • Ашхы тенг джолгъа салыр, аман тенг джолдан тайдырыр.
  • Суу да къайтады чыкъгъан джерине.
  • Джогъун бар этген, барын бал этген.
  • Агъач – джерни чырайы, кийим – эрни чырайы.
  • Ёксюзню тилеги къабыл болур.
  • Ана – юйню кюн джарыгъы.
  • Аш кетер да бет къалыр.
  • Сёлеш деб шай берген, тохта деб, сом берген.
  • Акъыллы – эл иеси, тели – эл баласы.
  • Мухар, кеси тойса да, кёзю тоймаз.
  • Къатын байлыкъны сюер, эр саулукъну сюер.
  • Урама да – ёледи, сатама да – келеди.
  • Уллу къашыкъ эрин джыртар.
  • Суугъа – чабакъ, къаягъа – ыргъакъ.
  • Танг атмайма десе да, кюн къоярыкъ тюйюлдю.
Страницы: 1
Посемейные списки Нальчикского округа за 1886 год. Очень нужно нам всем!, Нужен том 3 и 4
 
Аланла! Помогите найти скан книги Посемейные списки населенных пунктов Нальчикского округа 1886 г. Том 3. Издательский центр "Эль-фа". Нальчик. 2004 г. и том 4!

Том 1 и 2 есть на просторах интернета.

Сау болугъуз!
 
Третий том, по-моему, по кабардинским селам.
Четвертый том состоит вроде бы из двух частей. Первая часть четвертого тома есть в интернете:
https://vk.com/wall3371_3278
В четвертом томе следующее должно быть:

Но в первой части отсутствуют Урусбиевское и Чегемское общество. Скорей всего это во второй части четвертого тома.
Малкъара вообще нет в этом томе получается, если не в пятом томе. В интернете есть упоминания об этом томе, только содержания не нашел.
.
 
Цитата
Azamat_SPb пишет:
Малкъара вообще нет в этом томе получается, если не в пятом томе. В интернете есть упоминания об этом томе, только содержания не нашел.
Слышал, что некий малкъарлы увидев свою фамилию в числе "простых", просто уничтожил материал из Малкъара.
"Где, как не здесь, ты увидишь политику Всепрощения всепрощающего Человечного Человека" - Rassel

После общения с некоторыми людьми, у меня возникает стойкое чувство собственной полноценности.
 
Цитата
z2123 пишет:
Слышал, что некий малкъарлы увидев свою фамилию в числе "простых", просто уничтожил материал из Малкъара.
если это так, то он настоящая сволочь - кто это сделал. кстати карачаевские списки так и не нашлись. ким босада алай этиб къойгъан болурму?)
 
Цитата
Гвидо Фокс пишет:
если это так, то он настоящая сволочь - кто это сделал. кстати карачаевские списки так и не нашлись. ким босада алай этиб къойгъан болурму?)
Полностью согласен!
"Где, как не здесь, ты увидишь политику Всепрощения всепрощающего Человечного Человека" - Rassel

После общения с некоторыми людьми, у меня возникает стойкое чувство собственной полноценности.
 
Цитата
z2123 пишет:
увидев свою фамилию в числе "простых"

А кто знает, что в этих списках значит "простого сословия"? Нет нигде каких-то пояснений по каким принципам составляли эти списки? Там, по-моему, как-то по своей градации сделано, наверное, как принято было в Российской Империи, а не то деление, что было принято у нас. К примеру, представители духовенства выделены в отдельное сословие.
По тем данным, что посмотрел в первой части четвертого тома, насколько разбираюсь в этом, под определением "простого сословия" обозначаются фамилии различных сословий.. и свободных и зависимых. Мне показалось, что под этим определением там имеются ввиду все, кроме представителей привилегированных сословий.
.
 
Цитата
Azamat_SPb пишет:
Цитата
z2123 пишет:
увидев свою фамилию в числе "простых"

А кто знает, что в этих списках значит "простого сословия"? Нет нигде каких-то пояснений по каким принципам составляли эти списки? Там, по-моему, как-то по своей градации сделано, наверное, как принято было в Российской Империи, а не то деление, что было принято у нас. К примеру, представители духовенства выделены в отдельное сословие.
По тем данным, что посмотрел в первой части четвертого тома, насколько разбираюсь в этом, под определением "простого сословия" обозначаются фамилии различных сословий.. и свободных и зависимых. Мне показалось, что под этим определением там имеются ввиду все, кроме представителей привилегированных сословий.
Может быть и так. Я в балкарских родах совсем не разбираюсь...
"Где, как не здесь, ты увидишь политику Всепрощения всепрощающего Человечного Человека" - Rassel

После общения с некоторыми людьми, у меня возникает стойкое чувство собственной полноценности.
 
Цитата
Azamat_SPb пишет:
А кто знает, что в этих списках значит "простого сословия"? Нет нигде каких-то пояснений по каким принципам составляли эти списки? Там, по-моему, как-то по своей градации сделано, наверное, как принято было в Российской Империи, а не то деление, что было принято у нас. К примеру, представители духовенства выделены в отдельное сословие.
По тем данным, что посмотрел в первой части четвертого тома, насколько разбираюсь в этом, под определением "простого сословия" обозначаются фамилии различных сословий.. и свободных и зависимых. Мне показалось, что под этим определением там имеются ввиду все, кроме представителей привилегированных сословий.
Крестьяне, но к ним же относят и узденей и каракиши. Все смешалось.

А по спискам нужно до архива КБР доехать.

Кстати, по Хуламу и Эльбрусу есть полные данные.
 
Уважаемые форумчане! В указанных списках есть примечания, подписанные аульными старшинами, иногда ефенди и другими лицами. В них отмечается, что сословное звание "тауби" означает владелец, привилегированное сословие, карауздень близкое таубиям, также привилегированное сословие, простого звания - азаты, чагары и рабы. При этом указывается, что азаты по своему статусу равны кабардинским узденям третьей степени.
Полагаю, что эти объяснения и пояснения, исходящие от самих балкарцев и принятые российской администрацией, вполне достоверны, но не полны. Что же касается выведения духовенства в отдельное сословие, то здесь тоже есть доля истины, поскольку согласно карачаево-балкарским адатам, уздень или азат, или каракиши, принимая на себя обязанности служителя культа освобождался от общественных (в нашем понимании государственных) повинностей и становился равным по этим признакам с представителями высших сословий. Правда, было бы правильнее назвать духовенство социальным стратом (т.е. социальной группой), нежели полноценным сословием, поскольку сословное звание все же переходит по наследству. Но от этого суть не меняется, призвание мулла или эфенди автоматически переводило его обладателя в ранг особой социальной группы.
С ув. М. Каракетов
Страницы: 1
Читают тему (гостей: 1)

Форум  Мобильный | Стационарный