Расширенный поиск
30 Октября  2025 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Ётюрюкчюню шагъаты – къатында.
  • Кесинг сынамагъан затны, адамгъа буюрма.
  • Ашлыкъны арба юйге келтирир, чана базаргъа элтир.
  • Акъыл сабырлыкъ берир.
  • Ёлген аслан – сау чычхан.
  • Эллинг бла джау болсанг да, юйюнг бла джау болма.
  • Бал ашаргъа сюе эсенг, чибин ургъаннга тёз.
  • Илму – джашауну джолу.
  • Мени джылытмагъан кюн, меннге тиймесин!
  • Тенгинг джокъ эсе – изле, бар эсе – сакъла!
  • Олтуруб кёрюнмей эди да, ёрге туруб кёрюне эди.
  • Нёгерсизни джолу узун.
  • Къайгъы тюбю – тенгиз.
  • Адеб базарда сатылмаз.
  • Кёзю сокъурдан – къоркъма, кёлю сокъурдан – къоркъ.
  • Джарашыу сюйген – джалынчакъ.
  • Байны къызы баймакъ болса да, юйде къалмаз!
  • Джыйырма къойну юч джыйырма эбзе кюте эди.
  • Джюрекге ариу – кёзге да ариу.
  • Халкъны юйю – туугъан джери.
  • Ёнгкюч къууана барыр, джылай келир.
  • Этни да ашады, бетни да ашады.
  • Ётген ёмюр – акъгъан суу.
  • Ачыу алгъа келсе, акъыл артха къалады.
  • Мал ёлсе, сюек къалыр, адам ёлсе, иши къалыр.
  • Къарнынг тойгъунчу аша да, белинг талгъынчы ишле.
  • Элиб деген, элге болушур.
  • Гугук кесини атын айтыб къычыргъанча, мен, мен деб нек тураса?
  • Хансыз джомакъ болмаз.
  • Чакъырылмай келген къонакъ сыйланмай кетер.
  • Джюрек кёзден алгъа кёрюр.
  • Башда акъыл болмаса, эки аякъгъа кюч джетер.
  • Азыгъы аз, алгъа къабар, аты аман, алгъа чабар.
  • Байлыкъдан саулукъ ашхыды.
  • Сормай – алма, чакъырылмай – барма.
  • Кесине гебен этелмеген, биреуге черен эте эди.
  • Атлыны ашхысы, ат тизгининден билинир
  • Кийим тукъум сордурур.
  • Ёлюр джаннга, ёкюл джокъ.
  • Телиге акъыл салгъандан эсе, ёлгеннге джан салырса.
  • Хоншуну тауугъу къаз кёрюнюр, келини къыз кёрюнюр.
  • Къошда джокъгъа – юлюш джокъ.
  • Джырчы ёлсе, джыры къалыр.
  • Эшекге миннген – биринчи айыб, андан джыгъылгъан – экинчи айыб.
  • Аманны къуугъан, аманлыкъ табар.
  • Терслик кетер, тюзлюк джетер.
  • Ач бёрюге мекям джокъ.
  • Айтханы чапыракъдан ётмеген.
  • Кийимни бичсенг, кенг бич, тар этген къыйын тюлдю.
  • Таула не мийик болсала да, аууш табылыр.
Страницы: 1
Посемейные списки Нальчикского округа за 1886 год. Очень нужно нам всем!, Нужен том 3 и 4
 
Аланла! Помогите найти скан книги Посемейные списки населенных пунктов Нальчикского округа 1886 г. Том 3. Издательский центр "Эль-фа". Нальчик. 2004 г. и том 4!

Том 1 и 2 есть на просторах интернета.

Сау болугъуз!
 
Третий том, по-моему, по кабардинским селам.
Четвертый том состоит вроде бы из двух частей. Первая часть четвертого тома есть в интернете:
https://vk.com/wall3371_3278
В четвертом томе следующее должно быть:

Но в первой части отсутствуют Урусбиевское и Чегемское общество. Скорей всего это во второй части четвертого тома.
Малкъара вообще нет в этом томе получается, если не в пятом томе. В интернете есть упоминания об этом томе, только содержания не нашел.
.
 
Цитата
Azamat_SPb пишет:
Малкъара вообще нет в этом томе получается, если не в пятом томе. В интернете есть упоминания об этом томе, только содержания не нашел.
Слышал, что некий малкъарлы увидев свою фамилию в числе "простых", просто уничтожил материал из Малкъара.
"Где, как не здесь, ты увидишь политику Всепрощения всепрощающего Человечного Человека" - Rassel

После общения с некоторыми людьми, у меня возникает стойкое чувство собственной полноценности.
 
Цитата
z2123 пишет:
Слышал, что некий малкъарлы увидев свою фамилию в числе "простых", просто уничтожил материал из Малкъара.
если это так, то он настоящая сволочь - кто это сделал. кстати карачаевские списки так и не нашлись. ким босада алай этиб къойгъан болурму?)
 
Цитата
Гвидо Фокс пишет:
если это так, то он настоящая сволочь - кто это сделал. кстати карачаевские списки так и не нашлись. ким босада алай этиб къойгъан болурму?)
Полностью согласен!
"Где, как не здесь, ты увидишь политику Всепрощения всепрощающего Человечного Человека" - Rassel

После общения с некоторыми людьми, у меня возникает стойкое чувство собственной полноценности.
 
Цитата
z2123 пишет:
увидев свою фамилию в числе "простых"

А кто знает, что в этих списках значит "простого сословия"? Нет нигде каких-то пояснений по каким принципам составляли эти списки? Там, по-моему, как-то по своей градации сделано, наверное, как принято было в Российской Империи, а не то деление, что было принято у нас. К примеру, представители духовенства выделены в отдельное сословие.
По тем данным, что посмотрел в первой части четвертого тома, насколько разбираюсь в этом, под определением "простого сословия" обозначаются фамилии различных сословий.. и свободных и зависимых. Мне показалось, что под этим определением там имеются ввиду все, кроме представителей привилегированных сословий.
.
 
Цитата
Azamat_SPb пишет:
Цитата
z2123 пишет:
увидев свою фамилию в числе "простых"

А кто знает, что в этих списках значит "простого сословия"? Нет нигде каких-то пояснений по каким принципам составляли эти списки? Там, по-моему, как-то по своей градации сделано, наверное, как принято было в Российской Империи, а не то деление, что было принято у нас. К примеру, представители духовенства выделены в отдельное сословие.
По тем данным, что посмотрел в первой части четвертого тома, насколько разбираюсь в этом, под определением "простого сословия" обозначаются фамилии различных сословий.. и свободных и зависимых. Мне показалось, что под этим определением там имеются ввиду все, кроме представителей привилегированных сословий.
Может быть и так. Я в балкарских родах совсем не разбираюсь...
"Где, как не здесь, ты увидишь политику Всепрощения всепрощающего Человечного Человека" - Rassel

После общения с некоторыми людьми, у меня возникает стойкое чувство собственной полноценности.
 
Цитата
Azamat_SPb пишет:
А кто знает, что в этих списках значит "простого сословия"? Нет нигде каких-то пояснений по каким принципам составляли эти списки? Там, по-моему, как-то по своей градации сделано, наверное, как принято было в Российской Империи, а не то деление, что было принято у нас. К примеру, представители духовенства выделены в отдельное сословие.
По тем данным, что посмотрел в первой части четвертого тома, насколько разбираюсь в этом, под определением "простого сословия" обозначаются фамилии различных сословий.. и свободных и зависимых. Мне показалось, что под этим определением там имеются ввиду все, кроме представителей привилегированных сословий.
Крестьяне, но к ним же относят и узденей и каракиши. Все смешалось.

А по спискам нужно до архива КБР доехать.

Кстати, по Хуламу и Эльбрусу есть полные данные.
 
Уважаемые форумчане! В указанных списках есть примечания, подписанные аульными старшинами, иногда ефенди и другими лицами. В них отмечается, что сословное звание "тауби" означает владелец, привилегированное сословие, карауздень близкое таубиям, также привилегированное сословие, простого звания - азаты, чагары и рабы. При этом указывается, что азаты по своему статусу равны кабардинским узденям третьей степени.
Полагаю, что эти объяснения и пояснения, исходящие от самих балкарцев и принятые российской администрацией, вполне достоверны, но не полны. Что же касается выведения духовенства в отдельное сословие, то здесь тоже есть доля истины, поскольку согласно карачаево-балкарским адатам, уздень или азат, или каракиши, принимая на себя обязанности служителя культа освобождался от общественных (в нашем понимании государственных) повинностей и становился равным по этим признакам с представителями высших сословий. Правда, было бы правильнее назвать духовенство социальным стратом (т.е. социальной группой), нежели полноценным сословием, поскольку сословное звание все же переходит по наследству. Но от этого суть не меняется, призвание мулла или эфенди автоматически переводило его обладателя в ранг особой социальной группы.
С ув. М. Каракетов
Страницы: 1
Читают тему (гостей: 1)

Форум  Мобильный | Стационарный