Расширенный поиск
18 Апреля  2024 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Къозулугъунда тоймагъан, къойлугъунда тоймаз.
  • Кёзюнде тереги болгъан, чёбю болгъаннга кюле эди.
  • Джарлы тюеге минсе да, ит къабар.
  • Урама да – ёледи, сатама да – келеди.
  • Ана къолу ачытмаз.
  • Тилчи тилден къаныкъмаз.
  • Тюзлюк тас болмайды.
  • Айырылгъанланы айю ашар, бёлюннгенлени бёрю ашар.
  • Бал чибинни ургъаны – ачы, балы – татлы.
  • Къууут – джелге, берне – бошха.
  • Ата джурт – алтын бешик.
  • Ашатыргъа иш – ашхы, ишлетирге аш – ашхы.
  • Эркишиге тары кебек танг кёрюнюр.
  • Таукел тауну аудурур.
  • Чомарт бергенин айтмаз.
  • Ашхылыкъ джерде джатмайды, аманлыкъ суугъа батмайды.
  • Къарны аманнга къазан такъдырма, къолу аманнга от джакъдырма.
  • Ата Джуртуму башы болмасам да, босагъасында ташы болайым.
  • Эл ауузу – элек, анга ийнаннган – халек.
  • Сабийликде юретмесенг, уллу болса – тюзелмез.
  • Нёгерсизни джолу узун.
  • Берекет берсин деген джерде, берекет болур.
  • Дуния малгъа сатылма, кесингден телиге къатылма.
  • Билимден уллу байлыкъ джокъду.
  • Асхат ашлыкъ сата, юйдегиси ачдан къата.
  • Къатын къылыкъсыз, эр тынчлыкъсыз.
  • Эки итни арасына сюек атма, эки адамны арасында сёз чыгъарма.
  • Аманны эки битли тону болур, бирин сеннге кийдирир, бирин кеси киер.
  • Суугъа – таянма, джаугъа – ийнанма.
  • Къобан да къуру да къобханлай турмайды, адам да къуру да патчахлай турмайды.
  • Таш ата билмеген, башына урур.
  • Ашда уялгъан – мухар, ишде уялгъан – хомух.
  • Мал тутхан – май джалар.
  • Адеб базарда сатылмаз.
  • Бал ашаргъа сюе эсенг, чибин ургъаннга тёз.
  • Намыс сатылыб алынмайды.
  • Дууулдаса – бал чибин, къонса – къара чибин.
  • Адам къаллай бир ишленмесе, аллай бир кесин уллу кёреди.
  • Джолда аягъынга сакъ бол, ушакъда тилинге сакъ бол.
  • Билеги кючлю, бирни джыгъар, билими кючлю, мингни джыгъар.
  • Ушамагъан – джукъмаз.
  • Босагъа таш юйге кирмей эди, тыбыр таш эшикге чыкъмай эди.
  • Тилчиден кери бол.
  • Адам сёзге тынгыла, акъыл сёзню ангыла.
  • Ёлген ийнек сютлю болур.
  • Ханнга да келеди хариблик.
  • Алгъанда – джууукъ, бергенде – джау.
  • Къая джолда джортма, ачыкъ сёзден къоркъма.
  • Танг атмайма десе да, кюн къоярыкъ тюйюлдю.
  • Билимсиз иш бармаз.
Страницы: 1
Посемейные списки Нальчикского округа за 1886 год. Очень нужно нам всем!, Нужен том 3 и 4
 
Аланла! Помогите найти скан книги Посемейные списки населенных пунктов Нальчикского округа 1886 г. Том 3. Издательский центр "Эль-фа". Нальчик. 2004 г. и том 4!

Том 1 и 2 есть на просторах интернета.

Сау болугъуз!
 
Третий том, по-моему, по кабардинским селам.
Четвертый том состоит вроде бы из двух частей. Первая часть четвертого тома есть в интернете:
https://vk.com/wall3371_3278
В четвертом томе следующее должно быть:

Но в первой части отсутствуют Урусбиевское и Чегемское общество. Скорей всего это во второй части четвертого тома.
Малкъара вообще нет в этом томе получается, если не в пятом томе. В интернете есть упоминания об этом томе, только содержания не нашел.
.
 
Цитата
Azamat_SPb пишет:
Малкъара вообще нет в этом томе получается, если не в пятом томе. В интернете есть упоминания об этом томе, только содержания не нашел.
Слышал, что некий малкъарлы увидев свою фамилию в числе "простых", просто уничтожил материал из Малкъара.
"Где, как не здесь, ты увидишь политику Всепрощения всепрощающего Человечного Человека" - Rassel

После общения с некоторыми людьми, у меня возникает стойкое чувство собственной полноценности.
 
Цитата
z2123 пишет:
Слышал, что некий малкъарлы увидев свою фамилию в числе "простых", просто уничтожил материал из Малкъара.
если это так, то он настоящая сволочь - кто это сделал. кстати карачаевские списки так и не нашлись. ким босада алай этиб къойгъан болурму?)
 
Цитата
Гвидо Фокс пишет:
если это так, то он настоящая сволочь - кто это сделал. кстати карачаевские списки так и не нашлись. ким босада алай этиб къойгъан болурму?)
Полностью согласен!
"Где, как не здесь, ты увидишь политику Всепрощения всепрощающего Человечного Человека" - Rassel

После общения с некоторыми людьми, у меня возникает стойкое чувство собственной полноценности.
 
Цитата
z2123 пишет:
увидев свою фамилию в числе "простых"

А кто знает, что в этих списках значит "простого сословия"? Нет нигде каких-то пояснений по каким принципам составляли эти списки? Там, по-моему, как-то по своей градации сделано, наверное, как принято было в Российской Империи, а не то деление, что было принято у нас. К примеру, представители духовенства выделены в отдельное сословие.
По тем данным, что посмотрел в первой части четвертого тома, насколько разбираюсь в этом, под определением "простого сословия" обозначаются фамилии различных сословий.. и свободных и зависимых. Мне показалось, что под этим определением там имеются ввиду все, кроме представителей привилегированных сословий.
.
 
Цитата
Azamat_SPb пишет:
Цитата
z2123 пишет:
увидев свою фамилию в числе "простых"

А кто знает, что в этих списках значит "простого сословия"? Нет нигде каких-то пояснений по каким принципам составляли эти списки? Там, по-моему, как-то по своей градации сделано, наверное, как принято было в Российской Империи, а не то деление, что было принято у нас. К примеру, представители духовенства выделены в отдельное сословие.
По тем данным, что посмотрел в первой части четвертого тома, насколько разбираюсь в этом, под определением "простого сословия" обозначаются фамилии различных сословий.. и свободных и зависимых. Мне показалось, что под этим определением там имеются ввиду все, кроме представителей привилегированных сословий.
Может быть и так. Я в балкарских родах совсем не разбираюсь...
"Где, как не здесь, ты увидишь политику Всепрощения всепрощающего Человечного Человека" - Rassel

После общения с некоторыми людьми, у меня возникает стойкое чувство собственной полноценности.
 
Цитата
Azamat_SPb пишет:
А кто знает, что в этих списках значит "простого сословия"? Нет нигде каких-то пояснений по каким принципам составляли эти списки? Там, по-моему, как-то по своей градации сделано, наверное, как принято было в Российской Империи, а не то деление, что было принято у нас. К примеру, представители духовенства выделены в отдельное сословие.
По тем данным, что посмотрел в первой части четвертого тома, насколько разбираюсь в этом, под определением "простого сословия" обозначаются фамилии различных сословий.. и свободных и зависимых. Мне показалось, что под этим определением там имеются ввиду все, кроме представителей привилегированных сословий.
Крестьяне, но к ним же относят и узденей и каракиши. Все смешалось.

А по спискам нужно до архива КБР доехать.

Кстати, по Хуламу и Эльбрусу есть полные данные.
 
Уважаемые форумчане! В указанных списках есть примечания, подписанные аульными старшинами, иногда ефенди и другими лицами. В них отмечается, что сословное звание "тауби" означает владелец, привилегированное сословие, карауздень близкое таубиям, также привилегированное сословие, простого звания - азаты, чагары и рабы. При этом указывается, что азаты по своему статусу равны кабардинским узденям третьей степени.
Полагаю, что эти объяснения и пояснения, исходящие от самих балкарцев и принятые российской администрацией, вполне достоверны, но не полны. Что же касается выведения духовенства в отдельное сословие, то здесь тоже есть доля истины, поскольку согласно карачаево-балкарским адатам, уздень или азат, или каракиши, принимая на себя обязанности служителя культа освобождался от общественных (в нашем понимании государственных) повинностей и становился равным по этим признакам с представителями высших сословий. Правда, было бы правильнее назвать духовенство социальным стратом (т.е. социальной группой), нежели полноценным сословием, поскольку сословное звание все же переходит по наследству. Но от этого суть не меняется, призвание мулла или эфенди автоматически переводило его обладателя в ранг особой социальной группы.
С ув. М. Каракетов
Страницы: 1
Читают тему (гостей: 1)

Форум  Мобильный | Стационарный