Расширенный поиск
13 Ноября  2025 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Ышармагъан – кюлмез, кюлмеген – къууанчны билмез.
  • Босагъагъа джууукъ орун болса, ашыгъыб тёрге озма.
  • Мен да «сен», дейме, сен да «кесим», дейсе.
  • Джигер – джаннга къыйынлыкъ.
  • Къайгъы тюбю – тенгиз.
  • Аш иеси бла татлыды.
  • Джол бла сёзню къыйыры джокъ.
  • Аманнга игилик этсенг, юйюнге сау бармазса.
  • Биреуню тёрюнден, кесинги эшик артынг игиди.
  • Тилчи бир сагъатха айлыкъ хата этер.
  • Ёмюрлюк шохлукъну джел элтмез.
  • Кёб ант этген, кёб ётюрюк айтыр.
  • Аман адам элни бир-бирине джау этер.
  • Эрни эр этерик да, къара джер этерик да, тиширыуду.
  • Юреннген ауруу къалмаз.
  • Адамны артындан къара сабан сюрме.
  • «Ёгюз, джаргъа джууукъ барма, меннге джюк боллукъса», - дегенди эшек.
  • Алгъанда – джууукъ, бергенде – джау.
  • Танг атмайма десе да, кюн къоярыкъ тюйюлдю.
  • Тиширыусуз юй – отсуз от джагъа.
  • Олтуруб кёрюнмей эди да, ёрге туруб кёрюне эди.
  • Айранын берсенг, челегин да къызгъанма.
  • Сормай – алма, чакъырылмай – барма.
  • Билим насыб берир, билим джолну керир.
  • Къаллай салам берсенг, аллай джууаб алырса.
  • Эл ауузу – элек, анга ийнаннган – халек.
  • Кёбге таш атма.
  • Арба аугъандан сора, джол кёргюзтюучю кёб болур.
  • Мал ёлсе, сюек къалыр, адам ёлсе, иши къалыр.
  • Къан бла кирген, джан бла чыгъар.
  • Джюз элде джюз ёгюзюм болгъандан эсе, джюз джууугъум болсун.
  • Кёлсюзден сёзсюз тууар.
  • Тойгъа барсанг, тоюб бар, эски тонунгу къоюб бар.
  • Чомарт къонакъ юй иесин сыйлар.
  • Ханы къызы буюгъа-буюгъа киштик болду.
  • Джаралыны джастыгъында сау ёлюр.
  • Тели турса – той бузар.
  • Аджалсыз ёлюм болмаз.
  • Тас болгъан бычакъны сабы – алтын.
  • Башы джабылгъан челекге, кир тюшмез.
  • Арбаз къынгырды да, ийнек сауалмайма.
  • Къыз чыгъаргъан – къызыл къымжа.
  • Тойну къарнашы – харс, джырны къарнашы – эжиу.
  • Байлыкъ тауусулур, билим тауусулмаз.
  • Бал – татлы, балдан да бала – татлы.
  • Къызбайны юйюне дери сюрсенг, батыр болур.
  • Ишленмеген джаш – джюгенсиз ат, ишленмеген къыз – тузсуз хант.
  • Тойчу джашха къарама, къойчу джашха къара.
  • Ач къалгъандан, кеч къалгъан къолай.
  • Кёз – сюйген джерде, къол – ауругъан джерде.
Страницы: 1
Посемейные списки Нальчикского округа за 1886 год. Очень нужно нам всем!, Нужен том 3 и 4
 
Аланла! Помогите найти скан книги Посемейные списки населенных пунктов Нальчикского округа 1886 г. Том 3. Издательский центр "Эль-фа". Нальчик. 2004 г. и том 4!

Том 1 и 2 есть на просторах интернета.

Сау болугъуз!
 
Третий том, по-моему, по кабардинским селам.
Четвертый том состоит вроде бы из двух частей. Первая часть четвертого тома есть в интернете:
https://vk.com/wall3371_3278
В четвертом томе следующее должно быть:

Но в первой части отсутствуют Урусбиевское и Чегемское общество. Скорей всего это во второй части четвертого тома.
Малкъара вообще нет в этом томе получается, если не в пятом томе. В интернете есть упоминания об этом томе, только содержания не нашел.
.
 
Цитата
Azamat_SPb пишет:
Малкъара вообще нет в этом томе получается, если не в пятом томе. В интернете есть упоминания об этом томе, только содержания не нашел.
Слышал, что некий малкъарлы увидев свою фамилию в числе "простых", просто уничтожил материал из Малкъара.
"Где, как не здесь, ты увидишь политику Всепрощения всепрощающего Человечного Человека" - Rassel

После общения с некоторыми людьми, у меня возникает стойкое чувство собственной полноценности.
 
Цитата
z2123 пишет:
Слышал, что некий малкъарлы увидев свою фамилию в числе "простых", просто уничтожил материал из Малкъара.
если это так, то он настоящая сволочь - кто это сделал. кстати карачаевские списки так и не нашлись. ким босада алай этиб къойгъан болурму?)
 
Цитата
Гвидо Фокс пишет:
если это так, то он настоящая сволочь - кто это сделал. кстати карачаевские списки так и не нашлись. ким босада алай этиб къойгъан болурму?)
Полностью согласен!
"Где, как не здесь, ты увидишь политику Всепрощения всепрощающего Человечного Человека" - Rassel

После общения с некоторыми людьми, у меня возникает стойкое чувство собственной полноценности.
 
Цитата
z2123 пишет:
увидев свою фамилию в числе "простых"

А кто знает, что в этих списках значит "простого сословия"? Нет нигде каких-то пояснений по каким принципам составляли эти списки? Там, по-моему, как-то по своей градации сделано, наверное, как принято было в Российской Империи, а не то деление, что было принято у нас. К примеру, представители духовенства выделены в отдельное сословие.
По тем данным, что посмотрел в первой части четвертого тома, насколько разбираюсь в этом, под определением "простого сословия" обозначаются фамилии различных сословий.. и свободных и зависимых. Мне показалось, что под этим определением там имеются ввиду все, кроме представителей привилегированных сословий.
.
 
Цитата
Azamat_SPb пишет:
Цитата
z2123 пишет:
увидев свою фамилию в числе "простых"

А кто знает, что в этих списках значит "простого сословия"? Нет нигде каких-то пояснений по каким принципам составляли эти списки? Там, по-моему, как-то по своей градации сделано, наверное, как принято было в Российской Империи, а не то деление, что было принято у нас. К примеру, представители духовенства выделены в отдельное сословие.
По тем данным, что посмотрел в первой части четвертого тома, насколько разбираюсь в этом, под определением "простого сословия" обозначаются фамилии различных сословий.. и свободных и зависимых. Мне показалось, что под этим определением там имеются ввиду все, кроме представителей привилегированных сословий.
Может быть и так. Я в балкарских родах совсем не разбираюсь...
"Где, как не здесь, ты увидишь политику Всепрощения всепрощающего Человечного Человека" - Rassel

После общения с некоторыми людьми, у меня возникает стойкое чувство собственной полноценности.
 
Цитата
Azamat_SPb пишет:
А кто знает, что в этих списках значит "простого сословия"? Нет нигде каких-то пояснений по каким принципам составляли эти списки? Там, по-моему, как-то по своей градации сделано, наверное, как принято было в Российской Империи, а не то деление, что было принято у нас. К примеру, представители духовенства выделены в отдельное сословие.
По тем данным, что посмотрел в первой части четвертого тома, насколько разбираюсь в этом, под определением "простого сословия" обозначаются фамилии различных сословий.. и свободных и зависимых. Мне показалось, что под этим определением там имеются ввиду все, кроме представителей привилегированных сословий.
Крестьяне, но к ним же относят и узденей и каракиши. Все смешалось.

А по спискам нужно до архива КБР доехать.

Кстати, по Хуламу и Эльбрусу есть полные данные.
 
Уважаемые форумчане! В указанных списках есть примечания, подписанные аульными старшинами, иногда ефенди и другими лицами. В них отмечается, что сословное звание "тауби" означает владелец, привилегированное сословие, карауздень близкое таубиям, также привилегированное сословие, простого звания - азаты, чагары и рабы. При этом указывается, что азаты по своему статусу равны кабардинским узденям третьей степени.
Полагаю, что эти объяснения и пояснения, исходящие от самих балкарцев и принятые российской администрацией, вполне достоверны, но не полны. Что же касается выведения духовенства в отдельное сословие, то здесь тоже есть доля истины, поскольку согласно карачаево-балкарским адатам, уздень или азат, или каракиши, принимая на себя обязанности служителя культа освобождался от общественных (в нашем понимании государственных) повинностей и становился равным по этим признакам с представителями высших сословий. Правда, было бы правильнее назвать духовенство социальным стратом (т.е. социальной группой), нежели полноценным сословием, поскольку сословное звание все же переходит по наследству. Но от этого суть не меняется, призвание мулла или эфенди автоматически переводило его обладателя в ранг особой социальной группы.
С ув. М. Каракетов
Страницы: 1
Читают тему (гостей: 1)

Форум  Мобильный | Стационарный