Расширенный поиск
14 Декабря  2025 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Джарлы тюеге минсе да, ит къабар.
  • Кечеси – аяз, кюню – къыш, джарлы къаргъагъа бир аш тюш!
  • Кёбню кёрген – кёб билир.
  • Аманнга алтын чыдамаз.
  • Таукел адам тау тешер.
  • Ашлыкъ – бюртюкден, джюн – тюкден.
  • Аллахдан тилесенг, кёб тиле.
  • Мал тутхан – май джалар.
  • Къуллукъчума, деб махтанма, къуллукъ – хаух джамчыды!
  • Aдам боллукъ, сыфатындан белгили.
  • Джюрекден джюрекге джол барды.
  • Къыз чыгъаргъан – къызыл къымжа.
  • Шекер бла туз – бир болмаз, ушамагъан – юй болмаз.
  • Тюкюрюк баш джармаз, налат кёз чыгъармаз!
  • Къолунгдан къуймакъ ашатсанг да, атаны борчундан къутулмазса.
  • Акъыллы башны – тили къысха.
  • Кёлсюзден сёзсюз тууар.
  • Эркишини аманы тиширыуну джылатыр.
  • Джаш болсун, къыз болсун, акъылы, саны тюз болсун.
  • Сабий кёргенин унутмаз.
  • Тюзлюк тас болмайды.
  • Эски джаугъа ышанма.
  • Ачлыкъ отха секиртир.
  • Игини сыйлагъан адетди.
  • Ариу сёзде ауруу джокъ.
  • Чакъырылмагъан къонакъ тёрге атламаз.
  • Алтыда кюлмеген, алтмышда кюлмез.
  • Аман киши кеси юйюнде – къонакъ.
  • Чабар ат – джетген къыз.
  • Къарнынг къанлынга кийирир.
  • Кеси юйюмде мен да ханма.
  • Къызбайны юйюне дери сюрсенг, батыр болур.
  • Къонакъ аман болса, къонакъбай джунчур
  • Хар зат кесини орнуна иги.
  • Уллу атлама – абынырса, уллу къабма – къарылырса.
  • Бал чибинни ургъаны – ачы, балы – татлы.
  • Уллу суу бла уллу ауруудан башынгы сакъла.
  • Этни бети бла шорпасы.
  • Халкъны джырын джырласанг, халкъ санга эжиу этер.
  • Иги сёз – джаннга азыкъ, аман сёз башха – къазыкъ.
  • Экеулен сёлеше тура эселе, орталарына барыб кирме.
  • Чомартны къолу берекет.
  • Халкъгъа джарагъан, джарлы къалмаз.
  • Сабий болмагъан джерде, мёлек болмаз.
  • Иги адамны бир сёзю эки болмаз.
  • Ёксюзню къалачы уллу кёрюнюр.
  • Юй ишлеген балта эшикде къалыр.
  • Ата Джуртуму башы болмасам да, босагъасында ташы болайым.
  • Аз сёлешген, къайгъысыз турур.
  • Ариу сёз – къылычдан джити.
Страницы: 1
Посемейные списки Нальчикского округа за 1886 год. Очень нужно нам всем!, Нужен том 3 и 4
 
Аланла! Помогите найти скан книги Посемейные списки населенных пунктов Нальчикского округа 1886 г. Том 3. Издательский центр "Эль-фа". Нальчик. 2004 г. и том 4!

Том 1 и 2 есть на просторах интернета.

Сау болугъуз!
 
Третий том, по-моему, по кабардинским селам.
Четвертый том состоит вроде бы из двух частей. Первая часть четвертого тома есть в интернете:
https://vk.com/wall3371_3278
В четвертом томе следующее должно быть:

Но в первой части отсутствуют Урусбиевское и Чегемское общество. Скорей всего это во второй части четвертого тома.
Малкъара вообще нет в этом томе получается, если не в пятом томе. В интернете есть упоминания об этом томе, только содержания не нашел.
.
 
Цитата
Azamat_SPb пишет:
Малкъара вообще нет в этом томе получается, если не в пятом томе. В интернете есть упоминания об этом томе, только содержания не нашел.
Слышал, что некий малкъарлы увидев свою фамилию в числе "простых", просто уничтожил материал из Малкъара.
"Где, как не здесь, ты увидишь политику Всепрощения всепрощающего Человечного Человека" - Rassel

После общения с некоторыми людьми, у меня возникает стойкое чувство собственной полноценности.
 
Цитата
z2123 пишет:
Слышал, что некий малкъарлы увидев свою фамилию в числе "простых", просто уничтожил материал из Малкъара.
если это так, то он настоящая сволочь - кто это сделал. кстати карачаевские списки так и не нашлись. ким босада алай этиб къойгъан болурму?)
 
Цитата
Гвидо Фокс пишет:
если это так, то он настоящая сволочь - кто это сделал. кстати карачаевские списки так и не нашлись. ким босада алай этиб къойгъан болурму?)
Полностью согласен!
"Где, как не здесь, ты увидишь политику Всепрощения всепрощающего Человечного Человека" - Rassel

После общения с некоторыми людьми, у меня возникает стойкое чувство собственной полноценности.
 
Цитата
z2123 пишет:
увидев свою фамилию в числе "простых"

А кто знает, что в этих списках значит "простого сословия"? Нет нигде каких-то пояснений по каким принципам составляли эти списки? Там, по-моему, как-то по своей градации сделано, наверное, как принято было в Российской Империи, а не то деление, что было принято у нас. К примеру, представители духовенства выделены в отдельное сословие.
По тем данным, что посмотрел в первой части четвертого тома, насколько разбираюсь в этом, под определением "простого сословия" обозначаются фамилии различных сословий.. и свободных и зависимых. Мне показалось, что под этим определением там имеются ввиду все, кроме представителей привилегированных сословий.
.
 
Цитата
Azamat_SPb пишет:
Цитата
z2123 пишет:
увидев свою фамилию в числе "простых"

А кто знает, что в этих списках значит "простого сословия"? Нет нигде каких-то пояснений по каким принципам составляли эти списки? Там, по-моему, как-то по своей градации сделано, наверное, как принято было в Российской Империи, а не то деление, что было принято у нас. К примеру, представители духовенства выделены в отдельное сословие.
По тем данным, что посмотрел в первой части четвертого тома, насколько разбираюсь в этом, под определением "простого сословия" обозначаются фамилии различных сословий.. и свободных и зависимых. Мне показалось, что под этим определением там имеются ввиду все, кроме представителей привилегированных сословий.
Может быть и так. Я в балкарских родах совсем не разбираюсь...
"Где, как не здесь, ты увидишь политику Всепрощения всепрощающего Человечного Человека" - Rassel

После общения с некоторыми людьми, у меня возникает стойкое чувство собственной полноценности.
 
Цитата
Azamat_SPb пишет:
А кто знает, что в этих списках значит "простого сословия"? Нет нигде каких-то пояснений по каким принципам составляли эти списки? Там, по-моему, как-то по своей градации сделано, наверное, как принято было в Российской Империи, а не то деление, что было принято у нас. К примеру, представители духовенства выделены в отдельное сословие.
По тем данным, что посмотрел в первой части четвертого тома, насколько разбираюсь в этом, под определением "простого сословия" обозначаются фамилии различных сословий.. и свободных и зависимых. Мне показалось, что под этим определением там имеются ввиду все, кроме представителей привилегированных сословий.
Крестьяне, но к ним же относят и узденей и каракиши. Все смешалось.

А по спискам нужно до архива КБР доехать.

Кстати, по Хуламу и Эльбрусу есть полные данные.
 
Уважаемые форумчане! В указанных списках есть примечания, подписанные аульными старшинами, иногда ефенди и другими лицами. В них отмечается, что сословное звание "тауби" означает владелец, привилегированное сословие, карауздень близкое таубиям, также привилегированное сословие, простого звания - азаты, чагары и рабы. При этом указывается, что азаты по своему статусу равны кабардинским узденям третьей степени.
Полагаю, что эти объяснения и пояснения, исходящие от самих балкарцев и принятые российской администрацией, вполне достоверны, но не полны. Что же касается выведения духовенства в отдельное сословие, то здесь тоже есть доля истины, поскольку согласно карачаево-балкарским адатам, уздень или азат, или каракиши, принимая на себя обязанности служителя культа освобождался от общественных (в нашем понимании государственных) повинностей и становился равным по этим признакам с представителями высших сословий. Правда, было бы правильнее назвать духовенство социальным стратом (т.е. социальной группой), нежели полноценным сословием, поскольку сословное звание все же переходит по наследству. Но от этого суть не меняется, призвание мулла или эфенди автоматически переводило его обладателя в ранг особой социальной группы.
С ув. М. Каракетов
Страницы: 1
Читают тему (гостей: 1)

Форум  Мобильный | Стационарный