Расширенный поиск
23 Марта  2025 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Ач къалгъандан, кеч къалгъан къолай.
  • Джылыгъа джылан илешир.
  • Ишлегенде эринме, ишде чолакъ кёрюнме.
  • Тас болгъан бычакъны сабы – алтын.
  • Ашхы тенг джолгъа салыр, аман тенг джолдан тайдырыр.
  • Биреуню эскиси биреуге джангы болмайды.
  • Тыш элде солтан болгъандан эсе, кесинги элде олтан болгъан игиди!
  • Ач бёрюге мекям джокъ.
  • Къолунгдан къуймакъ ашатсанг да, атаны борчундан къутулмазса.
  • Адеб базарда сатылмаз.
  • Атынг аманнга чыкъгъандан эсе, джанынг тамагъынгдан чыкъсын.
  • Аууздан келген, къолдан келсе, ким да патчах болур эди.
  • Байлыкъ келсе, акъыл кетер.
  • Татлы сёз – балдан татлы.
  • Къарнынг бла ёч алма.
  • Тели турса – той бузар.
  • Эки элинги тыйсанг, джети элде махталырса.
  • Тенги кёбню джау алмаз, акъылы кёбню дау алмаз.
  • Къыз тиширыу кеси юйюнде да къонакъды.
  • Абынмазлыкъ аякъ джокъ, джангылмазлыкъ джаякъ джокъ.
  • Хазыр ашха – терен къашыкъ.
  • Алма терегинден кери кетмез.
  • Телиге акъыл салгъандан эсе, ёлгеннге джан салырса.
  • Кёл ашады да, кеси ашады.
  • Гыдай эчки суугъа къараб, мюйюзле кёрмесе, джашма алкъын, дегенди.
  • Болджал ишни бёрю ашар.
  • Аджашханны ызындагъы кёреди, джангылгъанны джанындагъы биледи.
  • Чыбыкълыкъда бюгюлмеген, къазыкълыкъда бюгюлмей эди.
  • Арбаз къынгырды да, ийнек сауалмайма.
  • Мал кёб болса, джууукъ кёб болур.
  • Джаш болсун, къыз болсун, акъылы, саны тюз болсун.
  • Хаухну атма, ёнгкючню сатма.
  • Тил бла келеди джыр да.
  • Кёлю джокъну – джолу джокъ.
  • Къарын къуру болса, джюрек уру болур.
  • Къонакъ болсанг, ийнакъ бол.
  • Къартны сыйын кёрмеген, къартлыгъында сыйлы болмаз.
  • Ким бла джюрюсенг, аны кёзю бла кёрюнюрсе.
  • Ач да бол, токъ да бол – намысынга бек бол.
  • Намыс сатылыб алынмайды.
  • Ётюрюкню къуйругъу – бир тутум.
  • Кёб джашагъан – кёб билир.
  • Ач – эснер, ат – кишнер.
  • Мухар, кеси тойса да, кёзю тоймаз.
  • Бал ашаргъа сюе эсенг, чибин ургъаннга тёз.
  • Телиге от эт десенг, юйюнге от салыр.
  • Татлы тилде – сёз ариу, чемер къолда – иш ариу.
  • Иги адам абынса да, джангылмаз.
  • Бир онгсуз адам адет чыгъарды, деб эштирик тюлсе.
  • Уясында не кёрсе, учханында аны этер.
Страницы: 1
Посемейные списки Нальчикского округа за 1886 год. Очень нужно нам всем!, Нужен том 3 и 4
 
Аланла! Помогите найти скан книги Посемейные списки населенных пунктов Нальчикского округа 1886 г. Том 3. Издательский центр "Эль-фа". Нальчик. 2004 г. и том 4!

Том 1 и 2 есть на просторах интернета.

Сау болугъуз!
 
Третий том, по-моему, по кабардинским селам.
Четвертый том состоит вроде бы из двух частей. Первая часть четвертого тома есть в интернете:
https://vk.com/wall3371_3278
В четвертом томе следующее должно быть:

Но в первой части отсутствуют Урусбиевское и Чегемское общество. Скорей всего это во второй части четвертого тома.
Малкъара вообще нет в этом томе получается, если не в пятом томе. В интернете есть упоминания об этом томе, только содержания не нашел.
.
 
Цитата
Azamat_SPb пишет:
Малкъара вообще нет в этом томе получается, если не в пятом томе. В интернете есть упоминания об этом томе, только содержания не нашел.
Слышал, что некий малкъарлы увидев свою фамилию в числе "простых", просто уничтожил материал из Малкъара.
"Где, как не здесь, ты увидишь политику Всепрощения всепрощающего Человечного Человека" - Rassel

После общения с некоторыми людьми, у меня возникает стойкое чувство собственной полноценности.
 
Цитата
z2123 пишет:
Слышал, что некий малкъарлы увидев свою фамилию в числе "простых", просто уничтожил материал из Малкъара.
если это так, то он настоящая сволочь - кто это сделал. кстати карачаевские списки так и не нашлись. ким босада алай этиб къойгъан болурму?)
 
Цитата
Гвидо Фокс пишет:
если это так, то он настоящая сволочь - кто это сделал. кстати карачаевские списки так и не нашлись. ким босада алай этиб къойгъан болурму?)
Полностью согласен!
"Где, как не здесь, ты увидишь политику Всепрощения всепрощающего Человечного Человека" - Rassel

После общения с некоторыми людьми, у меня возникает стойкое чувство собственной полноценности.
 
Цитата
z2123 пишет:
увидев свою фамилию в числе "простых"

А кто знает, что в этих списках значит "простого сословия"? Нет нигде каких-то пояснений по каким принципам составляли эти списки? Там, по-моему, как-то по своей градации сделано, наверное, как принято было в Российской Империи, а не то деление, что было принято у нас. К примеру, представители духовенства выделены в отдельное сословие.
По тем данным, что посмотрел в первой части четвертого тома, насколько разбираюсь в этом, под определением "простого сословия" обозначаются фамилии различных сословий.. и свободных и зависимых. Мне показалось, что под этим определением там имеются ввиду все, кроме представителей привилегированных сословий.
.
 
Цитата
Azamat_SPb пишет:
Цитата
z2123 пишет:
увидев свою фамилию в числе "простых"

А кто знает, что в этих списках значит "простого сословия"? Нет нигде каких-то пояснений по каким принципам составляли эти списки? Там, по-моему, как-то по своей градации сделано, наверное, как принято было в Российской Империи, а не то деление, что было принято у нас. К примеру, представители духовенства выделены в отдельное сословие.
По тем данным, что посмотрел в первой части четвертого тома, насколько разбираюсь в этом, под определением "простого сословия" обозначаются фамилии различных сословий.. и свободных и зависимых. Мне показалось, что под этим определением там имеются ввиду все, кроме представителей привилегированных сословий.
Может быть и так. Я в балкарских родах совсем не разбираюсь...
"Где, как не здесь, ты увидишь политику Всепрощения всепрощающего Человечного Человека" - Rassel

После общения с некоторыми людьми, у меня возникает стойкое чувство собственной полноценности.
 
Цитата
Azamat_SPb пишет:
А кто знает, что в этих списках значит "простого сословия"? Нет нигде каких-то пояснений по каким принципам составляли эти списки? Там, по-моему, как-то по своей градации сделано, наверное, как принято было в Российской Империи, а не то деление, что было принято у нас. К примеру, представители духовенства выделены в отдельное сословие.
По тем данным, что посмотрел в первой части четвертого тома, насколько разбираюсь в этом, под определением "простого сословия" обозначаются фамилии различных сословий.. и свободных и зависимых. Мне показалось, что под этим определением там имеются ввиду все, кроме представителей привилегированных сословий.
Крестьяне, но к ним же относят и узденей и каракиши. Все смешалось.

А по спискам нужно до архива КБР доехать.

Кстати, по Хуламу и Эльбрусу есть полные данные.
 
Уважаемые форумчане! В указанных списках есть примечания, подписанные аульными старшинами, иногда ефенди и другими лицами. В них отмечается, что сословное звание "тауби" означает владелец, привилегированное сословие, карауздень близкое таубиям, также привилегированное сословие, простого звания - азаты, чагары и рабы. При этом указывается, что азаты по своему статусу равны кабардинским узденям третьей степени.
Полагаю, что эти объяснения и пояснения, исходящие от самих балкарцев и принятые российской администрацией, вполне достоверны, но не полны. Что же касается выведения духовенства в отдельное сословие, то здесь тоже есть доля истины, поскольку согласно карачаево-балкарским адатам, уздень или азат, или каракиши, принимая на себя обязанности служителя культа освобождался от общественных (в нашем понимании государственных) повинностей и становился равным по этим признакам с представителями высших сословий. Правда, было бы правильнее назвать духовенство социальным стратом (т.е. социальной группой), нежели полноценным сословием, поскольку сословное звание все же переходит по наследству. Но от этого суть не меняется, призвание мулла или эфенди автоматически переводило его обладателя в ранг особой социальной группы.
С ув. М. Каракетов
Страницы: 1
Читают тему (гостей: 1)

Форум  Мобильный | Стационарный