Расширенный поиск
18 Сентября  2025 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Къуру гыбыт бек дыгъырдар.
  • Адамны сабийин сюйген джюреги, бычакъча, джитиди.
  • Алим болгъандан эсе, адам болгъан къыйынды.
  • Бал ашаргъа сюе эсенг, чибин ургъаннга тёз.
  • Ана кёлю – балада, бала кёлю – талада.
  • Джуртун къоругъан озар.
  • Билим насыб берир, билим джолну керир.
  • Шапа кёб болса, аш татымсыз болур.
  • Адам боллукъ, атламындан белгили болур.
  • Ауузу бла къуш тута айланады.
  • Бойнуму джети джерден кессенг да, мен ол ишни этеллик тюлме.
  • Ашлыкъны арба юйге келтирир, чана базаргъа элтир.
  • Къууут – джелге, берне – бошха.
  • Аш иеси бла татлыды.
  • Адам бла мюлк юлешмеген эсенг, ол адамны билиб бошагъанма, деб кесинги алдама.
  • Айырылмаз джууугъунга, унутмаз сёзню айтма.
  • Келгинчи, къонакъ уялыр, келгенден сора, къонакъбай уялыр.
  • Къайтырыкъ эшигинги, къаты уруб чыкъма.
  • Тюз сёз баргъан сууну тыяр.
  • Ашыкъгъанны этеги бутуна чырмалыр.
  • Къарын къуру болса, джюрек уру болур.
  • Чомарт джарлы болмаз.
  • Ауругъанны сау билмез, ач къарынны токъ билмез.
  • Эллинг бла джау болсанг да, юйюнг бла джау болма.
  • Адамны бетине къарама, адетине къара.
  • Иги – алгъыш этер, аман – къаргъыш этер.
  • Башынга джетмегенни сорма.
  • Джаханимни кёрмей, джандетге кёл салмазса.
  • Къазанчы аман болса, къазаны къайнамаз.
  • Ишни аллы бла къууанма да, арты бла къууан.
  • Урама да – ёледи, сатама да – келеди.
  • Къарт бла баш аша, джаш бла аякъ аша.
  • Таула не мийик болсала да, аууш табылыр.
  • Къызгъанчдан ычхыныр, мухардан ычхынмаз.
  • Окъугъан – асыу, окъумагъан – джарсыу.
  • Ачылгъан эт джабылыр, кёрген кёз унутмаз.
  • Суу да къайтады чыкъгъан джерине.
  • Сууда джау джокъ, кёб сёзде магъана джокъ.
  • Олтуруб кёрюнмей эди да, ёрге туруб кёрюне эди.
  • Аманнга игилик этсенг, юйюнге сау бармазса.
  • Къобан да къуру да къобханлай турмайды, адам да къуру да патчахлай турмайды.
  • Биреуге аманлыкъны тилеме да, кесинге ашхылыкъны тиле.
  • Бал – татлы, балдан да бала – татлы.
  • Эски джаугъа ышанма.
  • Ётюрюкден тюбю джокъ, кёлтюрюрге джиби джокъ.
  • Этим кетсе да, сюегим къалыр.
  • Таш бла ургъанны, аш бла ур.
  • Кёбге таш атма.
  • Чабакъгъа акъыл, табагъа тюшсе келеди.
  • Акъыл бла адеб эгизледиле.
Страницы: 1
Посемейные списки Нальчикского округа за 1886 год. Очень нужно нам всем!, Нужен том 3 и 4
 
Аланла! Помогите найти скан книги Посемейные списки населенных пунктов Нальчикского округа 1886 г. Том 3. Издательский центр "Эль-фа". Нальчик. 2004 г. и том 4!

Том 1 и 2 есть на просторах интернета.

Сау болугъуз!
 
Третий том, по-моему, по кабардинским селам.
Четвертый том состоит вроде бы из двух частей. Первая часть четвертого тома есть в интернете:
https://vk.com/wall3371_3278
В четвертом томе следующее должно быть:

Но в первой части отсутствуют Урусбиевское и Чегемское общество. Скорей всего это во второй части четвертого тома.
Малкъара вообще нет в этом томе получается, если не в пятом томе. В интернете есть упоминания об этом томе, только содержания не нашел.
.
 
Цитата
Azamat_SPb пишет:
Малкъара вообще нет в этом томе получается, если не в пятом томе. В интернете есть упоминания об этом томе, только содержания не нашел.
Слышал, что некий малкъарлы увидев свою фамилию в числе "простых", просто уничтожил материал из Малкъара.
"Где, как не здесь, ты увидишь политику Всепрощения всепрощающего Человечного Человека" - Rassel

После общения с некоторыми людьми, у меня возникает стойкое чувство собственной полноценности.
 
Цитата
z2123 пишет:
Слышал, что некий малкъарлы увидев свою фамилию в числе "простых", просто уничтожил материал из Малкъара.
если это так, то он настоящая сволочь - кто это сделал. кстати карачаевские списки так и не нашлись. ким босада алай этиб къойгъан болурму?)
 
Цитата
Гвидо Фокс пишет:
если это так, то он настоящая сволочь - кто это сделал. кстати карачаевские списки так и не нашлись. ким босада алай этиб къойгъан болурму?)
Полностью согласен!
"Где, как не здесь, ты увидишь политику Всепрощения всепрощающего Человечного Человека" - Rassel

После общения с некоторыми людьми, у меня возникает стойкое чувство собственной полноценности.
 
Цитата
z2123 пишет:
увидев свою фамилию в числе "простых"

А кто знает, что в этих списках значит "простого сословия"? Нет нигде каких-то пояснений по каким принципам составляли эти списки? Там, по-моему, как-то по своей градации сделано, наверное, как принято было в Российской Империи, а не то деление, что было принято у нас. К примеру, представители духовенства выделены в отдельное сословие.
По тем данным, что посмотрел в первой части четвертого тома, насколько разбираюсь в этом, под определением "простого сословия" обозначаются фамилии различных сословий.. и свободных и зависимых. Мне показалось, что под этим определением там имеются ввиду все, кроме представителей привилегированных сословий.
.
 
Цитата
Azamat_SPb пишет:
Цитата
z2123 пишет:
увидев свою фамилию в числе "простых"

А кто знает, что в этих списках значит "простого сословия"? Нет нигде каких-то пояснений по каким принципам составляли эти списки? Там, по-моему, как-то по своей градации сделано, наверное, как принято было в Российской Империи, а не то деление, что было принято у нас. К примеру, представители духовенства выделены в отдельное сословие.
По тем данным, что посмотрел в первой части четвертого тома, насколько разбираюсь в этом, под определением "простого сословия" обозначаются фамилии различных сословий.. и свободных и зависимых. Мне показалось, что под этим определением там имеются ввиду все, кроме представителей привилегированных сословий.
Может быть и так. Я в балкарских родах совсем не разбираюсь...
"Где, как не здесь, ты увидишь политику Всепрощения всепрощающего Человечного Человека" - Rassel

После общения с некоторыми людьми, у меня возникает стойкое чувство собственной полноценности.
 
Цитата
Azamat_SPb пишет:
А кто знает, что в этих списках значит "простого сословия"? Нет нигде каких-то пояснений по каким принципам составляли эти списки? Там, по-моему, как-то по своей градации сделано, наверное, как принято было в Российской Империи, а не то деление, что было принято у нас. К примеру, представители духовенства выделены в отдельное сословие.
По тем данным, что посмотрел в первой части четвертого тома, насколько разбираюсь в этом, под определением "простого сословия" обозначаются фамилии различных сословий.. и свободных и зависимых. Мне показалось, что под этим определением там имеются ввиду все, кроме представителей привилегированных сословий.
Крестьяне, но к ним же относят и узденей и каракиши. Все смешалось.

А по спискам нужно до архива КБР доехать.

Кстати, по Хуламу и Эльбрусу есть полные данные.
 
Уважаемые форумчане! В указанных списках есть примечания, подписанные аульными старшинами, иногда ефенди и другими лицами. В них отмечается, что сословное звание "тауби" означает владелец, привилегированное сословие, карауздень близкое таубиям, также привилегированное сословие, простого звания - азаты, чагары и рабы. При этом указывается, что азаты по своему статусу равны кабардинским узденям третьей степени.
Полагаю, что эти объяснения и пояснения, исходящие от самих балкарцев и принятые российской администрацией, вполне достоверны, но не полны. Что же касается выведения духовенства в отдельное сословие, то здесь тоже есть доля истины, поскольку согласно карачаево-балкарским адатам, уздень или азат, или каракиши, принимая на себя обязанности служителя культа освобождался от общественных (в нашем понимании государственных) повинностей и становился равным по этим признакам с представителями высших сословий. Правда, было бы правильнее назвать духовенство социальным стратом (т.е. социальной группой), нежели полноценным сословием, поскольку сословное звание все же переходит по наследству. Но от этого суть не меняется, призвание мулла или эфенди автоматически переводило его обладателя в ранг особой социальной группы.
С ув. М. Каракетов
Страницы: 1
Читают тему (гостей: 1)

Форум  Мобильный | Стационарный