Расширенный поиск
6 Мая  2024 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Гугук кесини атын айтыб къычыргъанча, мен, мен деб нек тураса?
  • Къарыусузгъа кюлме, онгсузгъа тийме.
  • Чакъырылмагъан джерге барма, чакъырылгъан джерден къалма.
  • Кёбге таш атма.
  • Ашын ашагъанынгы, башын да сыйла.
  • Джангызны оту джарыкъ джанмаз!
  • Джолунга кёре – джюрюшюнг, джагъанга кёре – юлюшюнг.
  • Кимни – тили, тиши онглу, кимни – къолу, иши онглу.
  • Элде адам къалмаса, ит тахтагъа минер.
  • Джигер – джаннга къыйынлыкъ.
  • Джаз бир кюнню джатсанг, къыш талай кюнню абынырса.
  • Башы джабылгъан челекге, кир тюшмез.
  • Билим къая тешер.
  • Чомарт къолда мал къалмаз.
  • Адебсиз адам – джюгенсиз ат.
  • Бети къызарыучу адамны, джюреги харам болмаз.
  • Болджал ишни бёрю ашар.
  • Аджалсыз ёлюм болмаз.
  • Айырылгъанланы айю ашар, бёлюннгенлени бёрю ашар.
  • Ач да бол, токъ да бол – намысынга бек бол.
  • Къыз келсе, джумуш эте келеди, къатын келсе, ушакъ эте келеди.
  • Биреуге кёлтюрген таягъынг, кесинги башынга урур.
  • Танг атмайма десе да, кюн къоярыкъ тюйюлдю.
  • Къызны минг тилер, бир алыр.
  • Къыйынлы джети элге оноу этер.
  • Джылкъыдан – ат чыгъар, тукъумдан – джаш чыгъар.
  • Ётюрюкден тюбю джокъ, кёлтюрюрге джиби джокъ.
  • Джашлыкъ этмеген, башлыкъ этмез.
  • Иесиз малны бёрю ашар.
  • Айраннга суу къош, телиге джол бош.
  • Ашхы болсанг, атынг чыгъар, аман болсанг, джанынг чыгъар.
  • Адамны бетине къарама, адетине къара.
  • Мал тутхан – май джалар.
  • Кютгени беш эчки, сызгъыргъаны уа, джерни джарады.
  • Ишлемеген – тишлемез.
  • Ёзденликни джайгъан – джокълукъ.
  • От кюйдюрген, сау болса да, тот кюйдюрген, сау болмаз.
  • Ата Джуртун танымагъан, атасын да танымаз.
  • Хунаны тюбюн къазсанг, юсюнге ауар.
  • Сакъалы текени да бар, мыйыгъы киштикни да бар.
  • Тойгъа барсанг, тоюб бар, эски тонунгу къоюб бар.
  • Уруну арты – къуру.
  • Аманны къуугъан, аманлыкъ табар.
  • Нёгерсизни джолу узун.
  • Тилсиз миллет джокъ болур.
  • Мухардан ач ычхынмаз.
  • Джауумдан сора, кюн кюйдюрюр, ётюрюкден сора, айыб кюйдюрюр.
  • Ишлерге уял да, ашаргъа табма.
  • Окъ къызбайны джокълайды.
  • Кёлю джокъну – джолу джокъ.
Страницы: 1
ЧАБДАРОВ ИБРАГИМ БАЗАЕВИЧ летчик-испытатель 1-го класса.
 
ЧАБДАРОВ ИБРАГИМ БАЗАЕВИЧ (1916 - 1987)

Участвуя на фронтах Отечественной войны, произвел 219 боевых вылетов, провел 51 воздушный бой, сбил 3 самолета лично и 3 в группе самолетов. За 25 лет работы совершил около 6500 вылетов на новых сверхзвуковых машинах, испытав за это время 2400 истребителей"ЯК-9" "МИГ-15", "МИГ-17", "МИГ-19", "МИГ-21". Ибрагим Базаевич единственный из Кабардино-Балкарии, удостоенный высокого звания летчик-испытатель 1-го класса.

[img:2852164c1c]http://www.elbrusoid.org/download/chabdar_st_1.6126.jpg[/img:2852164c1c]
 
Небо-жизнь его

Генеральный конструктор знаменитых боевых самолетов ЯК А.С. Яковлев в январе 1945 году сказал о Чабдарове: "Он стал летчиком-испытателем завода, поставлявшего фронту ;ЯК- . Это было время наивысшей оценки его летного мастерства. Заводские испытатели, дающие машине путевку в жизнь, подбираются из наиболее опытных летчиков. Это бесстрашные, мужественные люди постоянно рискующие жизнью, так как в случае какой-нибудь неисправности самолета жизни летчика угрожает большая опасность"

Уже в год Победы в летной книжке Чабдарова было записано 586 испытательных полетов на ЯК-9 , это своего рода рекорд для штатных летчиков-испытателей завода, выпускавшего боевые машины для войны.

В 1949 году Ибрагим одним из первых в стране начал осваивать реактивную технику. Он был направлен в Москву на курсы при особой школе летчиков-испытателей, где преподавателями-инструкторами работали самые известные советские испытатели самолетов. Уникальность занятий заключалось в том, что часть курсантов обучали сложной технике слепых полетов по прибором, в условиях нелетной погоды, когда небо покрыто густой пеленой, сплошной облачностью. По окончании командир летного отряда В. Бойко напишет в "Летной книжке" Чабдарова: "Закончил курс слепой подготовки при школе летчиков-испытателей на самолетах бомбардировочного, транспортного и истребительного типа с общей оценкой"отлично"
По окончании учебы Ибрагим предстал перед Классификационной комиссией для сдачи экзамена на звание летчика-испытателя 2-го класса. Председателем комиссии был выдающийся советский пилот генерал-полковник М. Громов. Чабдаров достойно выдержал экзамен перед Громовым, а через несколько дней был вызван к нему в кабинет для для вручения Свидетельства летчика-испытателя 2-го класса 103.



Высший пилотаж - отлично

В марте 1956 году Чабдаров получает назначение на авиационный завод имени Дмитрова в город Тбилиси. Снова новый коллектив, новые товарищи. К тому же он оказывается на Кавказе, вблизи от своей родины. Однако долго ему там не пришлось работать. В октябре 1956 года его вызывают в летно-испытательный институт для проверки техники полета и сложных элементов высшего пилотажа. Инспектировал Ибрагима крупнейший советский мастер по испытанию самолетов на штопор, в том числе тяжелых и неманевренных пассажирских лайнеров. Он сам нарочно загонял их на высоких скоростях в такие невероятные положения, из которых, думалось, и выхода не может быть. Вот как оценивал ас оценивал мастерство Чабдарова: 25.10.1956 г. МИГ-15 . Передняя кабина. Проверена техника пилотирования вслепую. Время 0.31 мин. Высота 4000 м. По приборам с применением радиосредств. Общая оценка отлично . 27.10.1956 г. МИГ-15 . Передняя кабина. Проверка техники пилотирования на высший пилотаж и штопор. Высота 7000 м. Общая оценка отлично

http://www.elbrusoid.org/download/chabdar_st_2.6127.jpg
Ибрагим Чабдаров (слева) с боевыми друзьями по 123-му истребительному авиаполку. 1941 г.


Минуты мужества

Ибрагиму Чабдарову за всю летную практику пришлось три раза сажать горящие самолеты, два раза во время войны и один раз - мирное, во время испытательного полета МИГ-19 . Это был уникальный случай, когда ему удалось посадить горящий МИГ. Более того, отважному фронтовику в последний момент удалось выпрыгнуть с катившегося по плитам аэродрома самолета?. Пожарные обливали самолет пеной и были поражены, когда не обнаружили пилота в кабине. Ведь они видели, что пилот не катапультировался! Пожарники и подоспевшие медики удивленно переглядывались и смотрели вокруг в недоумении. И вдруг все увидели, как по бетонной полосе к ним идет человек в изорванном при падении высотном костюме, без гермошлема, тяжело хромая на обе ноги. Кровь заливало его лицо, но он улыбался широкой белозубой улыбкой. Окровавленный летчик и обгоревший самолет, вернувшийся на землю, невольно напомнили многим незабываемое время войны. Минуты мужества. Минуты подвига в мирные дни - иначе и не назовешь то, что совершил тогда Чабдаров в полете.

Когда его проносили мимо самолета, Ибрагим даже помахал рукой на прощанье, как своему близкому - те двадцать минут, что провел он в кабине машины, спасая ее, сроднили их.

http://www.elbrusoid.org/download/chabdar_st.6128.jp
Заслуженный летчик-испытатель СССР Ибрагим Базаевич Чабдаров



Встреча боевых друзей

Интересный случай произошел с Ибрагимом Базаевичем весной 1976 года, когда его пригласили в Нальчикский военкомат. Он решил, что будет очередная встреча с молодежью. Но военком вручил ему письмо фронтового друга, командира 181-го Сталинградского гвардейского истребительского авиаполка, гвардии подполковника Горева Николая Дмитриевича. В письме было написано:"...в период войны авиаполком, которым мне довелось командовать, служил лейтенант Чабдаров. Этот замечательный летчик в воздушном бою под Сталинградом сбил немецкий МЕ-109 , который подкрался в хвост моего истребителя. И если бы храбрый сын Кабардино-Балкарии вовремя не заметил опасность и не сбил мессера , письмо бы это написано не было. Я обязан ему жизнью, и я должен его найти, если, конечно, он вернулся с войны" "Чабдаров снял очки и сказал: Неужели это правда?! Это мой командир - отважный батя Горев! И он меня разыскивает! Мы с ним не виделись с сорок третьего

...Вскоре бывшие летчики 181-го гвардейского авиаполка встретились.

Последний полет

В 1971 году Ибрагим Базаевич поднялся в небо, совершая свой последний полет перед уходом на заслуженный отдых. Он прощался со всем, что было так дорого и любимо им, что стало неотъемлемой части его самого за тридцать пять лет службы в авиации. Ему было пятьдесят пять, но для человека его профессии это считалось солидным возрастом, да и врачи уже вынесли категорический вердикт: летать на сверхзвуковых машинах не разрешается

После полета он дольше обычного задержался в кабине. Молча сидел в полной тишине, нежно прикасаясь руками к разноцветным тумблерам на приборной доске, штурвалу, дышал привычным запахом лака, пластмассы, металла, характерный только в новых самолетах. Медленно спустившись по лестнице на бетонные плиты аэродрома, обошел вокруг своего последнего ;мига , прощаясь с ним, прощаясь со всеми самолетами, похлопал рукой по шасси и, не сдержавшись, прижался к фюзеляжу лицом - так когда-то его предки-горцы прощались со своими боевыми конями...

Будучи на заслуженном отдыхе Ибрагим Базаевич тосковал по небу, по своей работе и тому восторгу, испытываемому при полетах на сверхзвуковых машинах, когда далеко внизу оставалось земля, а он стремительно уносился все дальше от нее в стратосферу. До конца своих дней Ибрагим Базаевич мыслями и чувствами оставался в строю со своими товарищами. Не окончен был для него полет - он будет продолжаться вместе с ним всю жизнь.

11 февраля 1966 года был подписан приказ министра обороны СССР: "..присвоить звание летчика-испытателя 1 класса Чабдарову Ибрагиму Базаевичу". 22 июля 1966 года за большие заслуги в испытании самолетов награжден орденом Красной звезды, награжден как военный летчик. 20 сентября 1967 года в Кремле вручено почетное звание "Заслуженный летчик-испытатель СССР"

Подготовил Хасан Конаков

взято отсюда... http://www.elbrusoid.org/content/military/p69434.shtml[/url]
Страницы: 1
Читают тему (гостей: 1)

Форум  Мобильный | Стационарный