Расширенный поиск
4 Мая  2025 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Акъдан къара болмаз.
  • Босагъа таш юйге кирмей эди, тыбыр таш эшикге чыкъмай эди.
  • Айтылгъан сёз ызына къайтмаз.
  • Окъ къызбайны джокълайды.
  • Уясында не кёрсе, учханында аны этер.
  • Чыбыкълыкъда бюгюлмеген, къазыкълыкъда бюгюлмей эди.
  • Алма терегинден кери кетмез.
  • Кесинг сынамагъан затны, адамгъа буюрма.
  • Дуния малгъа сатылма, кесингден телиге къатылма.
  • Урунуу – насыбны анасы.
  • Ат басханны джер билед.
  • Кёб ант этген, кёб ётюрюк айтыр.
  • Халкъгъа джарагъан, джарлы къалмаз.
  • Ариуну – ауруу кёб.
  • Биреу ашаб къутулур, биреу джалаб тутулур.
  • Оюмсуз атлагъан, аджалсыз ёлюр.
  • Тойгъа барсанг, тоюб бар, эски тонунгу къоюб бар.
  • Тёрде – темир таякълы, къаяда – чыпчыкъ аякълы.
  • Ханы къызы буюгъа-буюгъа киштик болду.
  • Чомартны къолун джокълукъ байлар.
  • Кимни – тили, тиши онглу, кимни – къолу, иши онглу.
  • Къонагъынгы артмагъын алма да, алгъышын ал.
  • Тюзлюк тас болмайды.
  • Гырджын – тепсини тамадасы.
  • Атлыны ашхысы, ат тизгининден билинир
  • Суу кетер, таш къалыр.
  • Ёксюзню тилеги къабыл болур.
  • Асхат ашлыкъ сата, юйдегиси ачдан къата.
  • Тил – кесген бычакъ, сёз – атылгъан окъ.
  • Юреннген ауруу къалмаз.
  • Аман адам элни бир-бирине джау этер.
  • Ётген ёмюр – акъгъан суу.
  • Бет бетге къараса, бет да джерге къарар.
  • Алтыда кюлмеген, алтмышда кюлмез.
  • Бети къызарыучу адамны, джюреги харам болмаз.
  • Кюн кёрмеген, кюн кёрсе, кюндюз чыракъ джандырыр.
  • Сёз – кюмюш, джыр – алтын.
  • Садакъачыны джаны – къапчыгъында.
  • Тойну къарнашы – харс, джырны къарнашы – эжиу.
  • Эли джокъну – кёлю джокъ.
  • Джашда акъыл джокъ, къартда къарыу джокъ.
  • Биреуню тёрюнден, кесинги эшик артынг игиди.
  • Сормай – алма, чакъырылмай – барма.
  • Къатын байлыкъны сюер, эр саулукъну сюер.
  • Ашына кёре табагъы, балына кёре къалагъы.
  • Кёкдеги болмаса, джердегин кёрмейди.
  • Кёзю сокъурдан – къоркъма, кёлю сокъурдан – къоркъ.
  • Эл элде бирер малынг болгъандан эсе, бирер тенгинг болсун.
  • Тюз сёз баргъан сууну тыяр.
  • Эл ауузу – элек, анга ийнаннган – халек.
Страницы: 1 2 3 След.
Тамбиевы: армяне или кабардинцы?
 
В сборнике документов ?Материалы по обычному праву кабардинцев (первая половина XIX века)? (1956) под редакцией Валентина Гарданова упоминаются ?лысогорские армяне Федор и Макар Тамбиевы?. ?Возможно, что кабардинская фамилия Тамбиева присвоена Федору и Макару потому, что они или их отцы и предки проживали в свое время в Кабарде под покровительством кабардинских узденей 1-й степени Тамбиевых?, ? предполагает составитель. С этим не согласен автор книги ?Кабардинские фамилии? Сафарби Бейтуганов. Напоминая, что ?фамилия Тамбиевых в адыгских преданиях занимает одно из ключевых мест... В сословном строе феодальной Кабарды Шора Ногмов называл Тамбиевых первыми среди пяти фамилий высокостепенных узденей, или тлякотлешей?, историк отмечает, что ?в селении Каменномостском и поныне можно слышать поговорку: ?Тамбий жаIэмэ, къулейсыз дохъу, Джаур жаIэмэ, бей дохъуж? (?Когда называют нас Тамбиевыми ? беднеем, когда же называют Гауровыми (гяур (тюрк.) ? немусульманин) ? богатеем?).
Бейтуганов подчеркивает: наряду с фамилией Тамбиевых и Гауровых в документах встречаются идентичные им по смыслу Джигитовы, Жигатовы, Джиеготовы. Зависимые от них крестьяне-мусульмане просили ?произвести законное исследование, запросить армян Жигитовых: имеют ли они законные доказательства на право владения нами, от кого мы предкам их достались, на каком основании и какими средствами приобретены; при том, как нам известно, что армяне Жигитовы не пользуются дворянским достоинством, то допустит ли закон иметь им крепостных людей?. Жалоба появилась после того, как крестьяне узнали о желании Жигитовых переселиться на Кубань подальше от границ Кабарды. В справке Кабардинского временного суда по этому делу говорится: ?Род первой степени кабардинских узденей Тамбиевых владеет крестьянами с незапамятных времен... На армян Лысогорской станицы распространялось право владеть своими крестьянами на тех же правах, что и казаки Бабуковской станицы... Переселяющимся же с Кабарды и принимающим христианскую веру владельцам с согласия общества не запрещается брать с собой, что до этого имел в Кабарде?. Из этого Бейтуганов делает вывод: ?лысогорские армяне Тамбиевы ? кабардинцы!? Хотя некоторые из крестьян бежали в Кабарду, до 180 человек владельцев Тамбиевых и их подданных все же поселились на правой стороне Кубани рядом с крепостью Прочно-Окопской.
Для прояснения, каким образом Тамбиевы оказались вне Кабарды, под Лысой Горой вблизи Пятигорска, и почему кабардинцев этих стали называть армянами, Бейтуганов приводит семейное предание армян Тамбиевых. У Тлостанеша Тамбиева было три сына: Бекмурза, Умашох и Бий. Самый младший в ?младости своей по страсти? задумал жениться на дочери армянского священника, жившего тогда в Кабарде, Оанеса Михайлова, девице Маргарите. Однако отец и братья Бия решительно воспротивились этому ?по противности магометанского закона?. Тогда Бий уговорил Маргариту и увез ее за Кубань, а оттуда, опасаясь преследования, перебрался в Крым. Здесь он, ?приняв веру армянскую, женился на ней? и ?остался жить между тамошними армянами?. При крещении ему дали имя Иосиф. После смерти Тлостанеша Иосиф, желая помириться с братьями, возвратился в Кабарду вместе с четырьмя сыновьями. Однако братья его не простили, не приняли его в свою среду и даже запретили ему именоваться фамилией Тамбиевых. А за ?поступки его против веры и родства, и по деянию его стали называть Жигат Гауром, то есть Герой Неверный, которым именем праведным и поднесь именуются?.
С течением времени потомки Иосифа ?многократно просили отцов их, чтобы им дали возможность именоваться ихнею фамилиею?. Но родственники Тамбиевы ответили им категорическим отказом. В отказе Тамбиевых свою роль сыграла мусульманская религия: Тамбиевы ссылались, что ?хотя и желали они предоставить им, на то духовенство их к тому не допустило?.
После этого Жигатовы-Гауровы ?оставя Кабарду, имея на отцов их неудовольство? и ?опасаясь за свое спокойствие вследствие принятия... христианской веры?, переселились со всем семейством и подданными своими под Лысую Гору под покровительство России (примерно в 1804).
Позже Гауровы все-таки сумели убедить членов дворянского собрания, рассматривавших их дело, ?дать им свидетельство? об их принадлежности к роду Тамбиевых. А в 60-е годы XIX века ?армянам Тамбиевым? удалось перебраться в Кабарду. В январе 1865 ?проживающий в Бургустане, причисленный к Прочно-Окопскому армянскому аулу? уздень Сергей Тамбиев обратился к начальнику Кабардинского округа с прошением, в котором он, ?желая быть зачисленным в число жителей Большой Кабарды, где прежде жили предки?, ходатайствовал о принятии его с братьями и семейством в среду Атажукинской фамилии.
В 80-е годы XIX века Тамбиевы превратились в крупнейших коннозаводчиков и представителей земледельческой буржуазии. В посемейном списке селения Ашабово за 1886 значатся 71-летний Лазарь Макарович Тамбиев, имевший 835 лошадей и 1605 овец. У другого Тамбиева ? Антона Емельяновича ? было 3122 десятины земли и 1621 голова крупного и мелкого рогатого скота.
?Лысогорские армяне Гауровы, Жигатовы, Джигитовы ? кабардинцы рода Тамбиевых, имевшие кровнородственные связи с армянами по женской линии и потому утратившие свою исконную фамилию?, ? констатирует Сафарби Бейтуганов. http://www.gazetayuga.ru/archive/number/obs.htm
 
АРМЯНЕ-КАБАРДИНЦЫ-МКСИКАНЦЫ-МАРСИАНЕ...
КЕМ БЫ НЕБЫЛИ МАКАР ,ЛАЗАРЬ И АНТОН ..,ОНИ НЕ ИМЕЮТ НИЧЕГО ОБЩЕГО С ТАМБИЕВЫМИ-КАРАЧАЕВЦАМИ!
 
А какое отношение эта статья имеет к карачаевцам или балкарцам? По-моему, ей на этом форуме не место!
 
ALARM!!!
 
qarachayli
А какое отношение эта статья имеет к карачаевцам или балкарцам. По-моему, ей на этом форуме не место![i][/i]

КОНЕЧНО!
НЕКОТОРЫЕ АРМЯНЕ ДАЖЕ НЕ СЛЫШАЛИ О КАРАЧАЕВЦАХ

А КАБАРДИНЦЫ НЕ МОГУТ ПРОИЗНЕСТИ ЭТО СЛОВО И ГОВОРЯТ ,В ЛУЧШЕМ СЛУЧАЕ,"КАРАЧАИ"
 
ALANULAN

Кабардинцы говорят "карашей". К сведению.
 
для меня Тамбиевы карачаевцы! и я не пойму почему статья про фамилию кому именно он относиться должна быть на форуме!
 
Facts
Кабардинцы говорят "карашей".

тебе ли не знать про къарашеев?
 
я знал Тамбиевых из ободзинцев.Ни к кабардинцам,ни к армянам тем более эта фамилия не имеет.Просто ассимилирование произошло с данными нациями наверно.
 
Вы лучше ее этимологию рассмотрите - Там + бий. И что в этом может быть кабардинского или армянского? Даже, если бы они были выходцами оттуда, то это скорее бы походило не на пришествие в Карачай, а на возвращение после долгой жизни на чужбине.
 
Тзинч
но этимология не очень соответствует реальному статусу...
 
А чо у кабардинских князей тюркские титулы - узден?
 
Тзинч
Вы лучше ее этимологию рассмотрите - Там + бий. И что в этом может быть кабардинского или армянского? Даже, если бы они были выходцами оттуда, то это скорее бы походило не на пришествие в Карачай, а на возвращение после долгой жизни на чужбине.

Разумеется, этимология тюркская! "Бий" - "князь, вождь", а "там" - "дом, стена". Короче, "хозяин (князь) дома". У нас ведь жена - это "юй бийче". Аналогичным образом и "тамбий" образовалось. Но вряд ли они из Карачая попали в Кабарду. Скорее всего, из Алании или Крыма.

sama
Тзинч
но этимология не очень соответствует реальному статусу...


У кабардинцев они "тлекотлеши" - т.н. "первостепенные уздени". У них был почти княжеский статус. Такой же статус тлекотлешей был и у кабардинских (бесленеевских) Докшоковых. В Карачае и Тамбиевы, и Тохчуковы - обычные узденьские рода. Кастовый статус кабардинских тлекотлешей и дыжинуго равнялся карачаевским ёзденам, хоть в социальной лестнице они и стояли несколько выше благодаря наличию многочисленных групп уорков - беслен-уорков и уорков-шаотлигуса, которые создавали прослойку между тлекотлешами и дыжинуго - с одной стороны и полузависимыми тльхукотлями - с другой. Но социальная лестница - это своеобразная "лестница достижений", в отличие от кастовой структуры, которая стабильна и устойчива. Кастовая группа первостепенных узденей Кабарды тлекотлешей абсолютно та же самая, что и у наших узденей - большинства населения Карачая.
 
Drumkiller
А чо у кабардинских князей тюркские титулы - узден?

Нет, у кабардинских князей титул - пши! Узденями представители русской администрации по аналогии с тюркскими народами Кавказа - кумыками и карачаево-балкарцами, называла свободное сословие и других народов, в том числе и кабардинцев. Сами кабардинцы это слово не употребляли. Их аналог - уорк.
 
qarachayli
ух ты уорки, прямо как у Толкиена
 
ALANULAN
НЕКОТОРЫЕ АРМЯНЕ ДАЖЕ НЕ СЛЫШАЛИ О КАРАЧАЕВЦАХ

Зато все карачаевцы знают о армянах. Тем более. что одна из уважаемых фамилий ведет начало от армян. Да и у балкарцев тоже.
 
Казбек26
это какая?
 
Казбек26
Знаешь, еще не совсем факт, что Айбазовы от армян. Да, так считается. Но насколько это достоверно - вопрос!
 
изяшниперсон
А Мисаковы?
 
Казбек26
я по чем знаю?
сенге сора эдим
 
Казбек26
огъай, ала болмазла. Кеслерини Маджардан бардырадыла, огъесе Къумукъ тюзден. Халкъ айтыугъа кёре. Бу эки тюрлюсюнден балй айтыргъа боллукъду, бурун Маджарны джерлери артангы Къумукъну (Таркъау Шамхал) джерлери бла бир бирлерине келишедили.
Аны себебли, эрменден бармайдыла. Кеслерида аллай версия ёмюрде болмагъанды
 
Знаешь, еще не совсем факт, что Айбазовы от армян. Да, так считается. Но насколько это достоверно - вопрос!

может это и не факт, но наиболее достоверная версия.
и, вообще, мне не нравятся эти веяния, давно замечаю, что некоторые прям чуть ли не открещиваются от армянского происхождения фамилии, хотя къартла айтханнга кёре да, Петрусевичде джазылгъаннга кёре да алайды. Умудрились Айв(б)аза даже соратником Къарчи сделать...а фамилию с тюркского этимологизировать...Армяне, видимо, недостаточно хороши показались...Не знаю, чем объяснить эти попытки...
 
Казбек26
А Мисаковы?

Мисаковы вообще никогда не считались армянского происхождения! Они родом считались из Маджара.

sama
может это и не факт, но наиболее достоверная версия.и, вообще, мне не нравятся эти веяния, давно замечаю, что некоторые прям чуть ли не открещиваются от армянского происхождения фамилии, хотя къартла айтханнга кёре да, Петрусевичде джазылгъаннга кёре да алайды. Умудрились Айв(б)аза даже соратником Къарчи сделать...а фамилию с тюркского этимологизировать...Армяне, видимо, недостаточно хороши показались...Не знаю, чем объяснить эти попытки...

Да дело-то не в веяниях вовсе! ))) Я к Айбазовым никакого отношения не имею. Но мне важна объективность. Кроме списка Петрусевича есть ли еще доказательства армянского происхождения предка Айбазовых? Список Петрусевича, конечно, документ, но там содержатся порой такие грубые ошибки, что называть его абсолютно достоверным документом язык не поворачивается. А насколько мне известно, сами Айбазовы, утверждая об армянском происхождении своего предка руководствуются исключительно списком Петрусевича. Может, я неправ. Тогда поправьте меня! Надо просто для начала провести генетический анализ Y-хромосомы Айбазовых просто на предмет наличия или отсутствия там гаплогруппы, характерной для армян. Это, конечно, косвенно, но хотя бы это для начала нужно сделать.
 
sama
по мне - у нас веяние отказываться от всего карачаевского. серьезно, уже думаешь, что если спросить, кто человек по нации, вместо точного и прямого ответа "карачаевец" можно получить целую прозу на тему, мол как-бы карачаевец, но не карачаевец итд.

по поводу армян - просто они занимались торговлей. а у нас это занятие не особо было в почете. да и дело не в том даже.

qarachayli

руководствуются исключительно списком Петрусевича
Более того, русские "спецы" тех времен умудрились факты наличия некоторых фамилий инородного происхождения у нас преподнести как возможность управления нами соседями. Мол, мы такие наивные и тупые, что вся руководящая прослойка у нас сплошь из кабардинцев и армян, черт знает кого еще. Видимо, свои комплексы по поводу руководства страны немцами да татарами решили как-то приглушить))
 
qarachayli

Но мне важна объективность.
Мне тоже.
Поэтому мне все равно, занимались ли армяне "неблаговидной для карачаевцев торговлей" или чем другим))

Да, а ДНК анализ стоило бы сделать...
Я как-то у Каракетова М.Д. спрашивала по поводу фамилии. Если я правильно запомнила, про документы ничего не было, но он рассказывал, что в ходе одной из этнограф-их экспедиций от те же старики рассказывали об Айбазе...Они, естественно, сами не знали его, но его знали или помнили их деды. Сказали, что Айваз - это имя, а фамилию его называли как "Аматладан эди" деб...Наверное, "амат" и есть корень фамилии, если убрать карачаевское окончание...По поводу списка Петрусевича...Да, ошибки были. Но представители некоторых фамилий еще тогда подавали заявления об этом с соответствующими документальными подтверждениями...Шамановы, Борлаковы, к примеру. Просто не помню всего в подробностях...

Мол, мы такие наивные и тупые, что вся руководящая прослойка у нас сплошь из кабардинцев и армян, черт знает кого еще.

кабардинцев не знаю, но армянского происхождения Къарачайда всего-то одна фамилия, по-моему.
 
qarachayli
На истину не претендую, но Мисак был человек пришлый и имя чисто армянское.
 
Казбек26
Мисаковы в КБР выходцы из В. Балкарии.
 
Explorer N
У меня сосед в Кисловодске Сурен Мисакович.
 
Казбек26
но Мисак был человек пришлый и имя чисто армянское.
В оригинале звучит Мысакълары.
 
Azamat_SPb
В оригинале звучит Мысакълары.
В балкарской транскрипции...
Страницы: 1 2 3 След.
Читают тему (гостей: 1)

Форум  Мобильный | Стационарный