В сборнике документов ?Материалы по обычному праву кабардинцев (первая половина XIX века)? (1956) под редакцией Валентина Гарданова упоминаются ?лысогорские армяне Федор и Макар Тамбиевы?. ?Возможно, что кабардинская фамилия Тамбиева присвоена Федору и Макару потому, что они или их отцы и предки проживали в свое время в Кабарде под покровительством кабардинских узденей 1-й степени Тамбиевых?, ? предполагает составитель. С этим не согласен автор книги ?Кабардинские фамилии? Сафарби Бейтуганов. Напоминая, что ?фамилия Тамбиевых в адыгских преданиях занимает одно из ключевых мест... В сословном строе феодальной Кабарды Шора Ногмов называл Тамбиевых первыми среди пяти фамилий высокостепенных узденей, или тлякотлешей?, историк отмечает, что ?в селении Каменномостском и поныне можно слышать поговорку: ?Тамбий жаIэмэ, къулейсыз дохъу, Джаур жаIэмэ, бей дохъуж? (?Когда называют нас Тамбиевыми ? беднеем, когда же называют Гауровыми (гяур (тюрк.) ? немусульманин) ? богатеем?).
Бейтуганов подчеркивает: наряду с фамилией Тамбиевых и Гауровых в документах встречаются идентичные им по смыслу Джигитовы, Жигатовы, Джиеготовы. Зависимые от них крестьяне-мусульмане просили ?произвести законное исследование, запросить армян Жигитовых: имеют ли они законные доказательства на право владения нами, от кого мы предкам их достались, на каком основании и какими средствами приобретены; при том, как нам известно, что армяне Жигитовы не пользуются дворянским достоинством, то допустит ли закон иметь им крепостных людей?. Жалоба появилась после того, как крестьяне узнали о желании Жигитовых переселиться на Кубань подальше от границ Кабарды. В справке Кабардинского временного суда по этому делу говорится: ?Род первой степени кабардинских узденей Тамбиевых владеет крестьянами с незапамятных времен... На армян Лысогорской станицы распространялось право владеть своими крестьянами на тех же правах, что и казаки Бабуковской станицы... Переселяющимся же с Кабарды и принимающим христианскую веру владельцам с согласия общества не запрещается брать с собой, что до этого имел в Кабарде?. Из этого Бейтуганов делает вывод: ?лысогорские армяне Тамбиевы ? кабардинцы!? Хотя некоторые из крестьян бежали в Кабарду, до 180 человек владельцев Тамбиевых и их подданных все же поселились на правой стороне Кубани рядом с крепостью Прочно-Окопской.
Для прояснения, каким образом Тамбиевы оказались вне Кабарды, под Лысой Горой вблизи Пятигорска, и почему кабардинцев этих стали называть армянами, Бейтуганов приводит семейное предание армян Тамбиевых. У Тлостанеша Тамбиева было три сына: Бекмурза, Умашох и Бий. Самый младший в ?младости своей по страсти? задумал жениться на дочери армянского священника, жившего тогда в Кабарде, Оанеса Михайлова, девице Маргарите. Однако отец и братья Бия решительно воспротивились этому ?по противности магометанского закона?. Тогда Бий уговорил Маргариту и увез ее за Кубань, а оттуда, опасаясь преследования, перебрался в Крым. Здесь он, ?приняв веру армянскую, женился на ней? и ?остался жить между тамошними армянами?. При крещении ему дали имя Иосиф. После смерти Тлостанеша Иосиф, желая помириться с братьями, возвратился в Кабарду вместе с четырьмя сыновьями. Однако братья его не простили, не приняли его в свою среду и даже запретили ему именоваться фамилией Тамбиевых. А за ?поступки его против веры и родства, и по деянию его стали называть Жигат Гауром, то есть Герой Неверный, которым именем праведным и поднесь именуются?.
С течением времени потомки Иосифа ?многократно просили отцов их, чтобы им дали возможность именоваться ихнею фамилиею?. Но родственники Тамбиевы ответили им категорическим отказом. В отказе Тамбиевых свою роль сыграла мусульманская религия: Тамбиевы ссылались, что ?хотя и желали они предоставить им, на то духовенство их к тому не допустило?.
После этого Жигатовы-Гауровы ?оставя Кабарду, имея на отцов их неудовольство? и ?опасаясь за свое спокойствие вследствие принятия... христианской веры?, переселились со всем семейством и подданными своими под Лысую Гору под покровительство России (примерно в 1804).
Позже Гауровы все-таки сумели убедить членов дворянского собрания, рассматривавших их дело, ?дать им свидетельство? об их принадлежности к роду Тамбиевых. А в 60-е годы XIX века ?армянам Тамбиевым? удалось перебраться в Кабарду. В январе 1865 ?проживающий в Бургустане, причисленный к Прочно-Окопскому армянскому аулу? уздень Сергей Тамбиев обратился к начальнику Кабардинского округа с прошением, в котором он, ?желая быть зачисленным в число жителей Большой Кабарды, где прежде жили предки?, ходатайствовал о принятии его с братьями и семейством в среду Атажукинской фамилии.
В 80-е годы XIX века Тамбиевы превратились в крупнейших коннозаводчиков и представителей земледельческой буржуазии. В посемейном списке селения Ашабово за 1886 значатся 71-летний Лазарь Макарович Тамбиев, имевший 835 лошадей и 1605 овец. У другого Тамбиева ? Антона Емельяновича ? было 3122 десятины земли и 1621 голова крупного и мелкого рогатого скота.
?Лысогорские армяне Гауровы, Жигатовы, Джигитовы ? кабардинцы рода Тамбиевых, имевшие кровнородственные связи с армянами по женской линии и потому утратившие свою исконную фамилию?, ? констатирует Сафарби Бейтуганов. http://www.gazetayuga.ru/archive/number/obs.htm
Бейтуганов подчеркивает: наряду с фамилией Тамбиевых и Гауровых в документах встречаются идентичные им по смыслу Джигитовы, Жигатовы, Джиеготовы. Зависимые от них крестьяне-мусульмане просили ?произвести законное исследование, запросить армян Жигитовых: имеют ли они законные доказательства на право владения нами, от кого мы предкам их достались, на каком основании и какими средствами приобретены; при том, как нам известно, что армяне Жигитовы не пользуются дворянским достоинством, то допустит ли закон иметь им крепостных людей?. Жалоба появилась после того, как крестьяне узнали о желании Жигитовых переселиться на Кубань подальше от границ Кабарды. В справке Кабардинского временного суда по этому делу говорится: ?Род первой степени кабардинских узденей Тамбиевых владеет крестьянами с незапамятных времен... На армян Лысогорской станицы распространялось право владеть своими крестьянами на тех же правах, что и казаки Бабуковской станицы... Переселяющимся же с Кабарды и принимающим христианскую веру владельцам с согласия общества не запрещается брать с собой, что до этого имел в Кабарде?. Из этого Бейтуганов делает вывод: ?лысогорские армяне Тамбиевы ? кабардинцы!? Хотя некоторые из крестьян бежали в Кабарду, до 180 человек владельцев Тамбиевых и их подданных все же поселились на правой стороне Кубани рядом с крепостью Прочно-Окопской.
Для прояснения, каким образом Тамбиевы оказались вне Кабарды, под Лысой Горой вблизи Пятигорска, и почему кабардинцев этих стали называть армянами, Бейтуганов приводит семейное предание армян Тамбиевых. У Тлостанеша Тамбиева было три сына: Бекмурза, Умашох и Бий. Самый младший в ?младости своей по страсти? задумал жениться на дочери армянского священника, жившего тогда в Кабарде, Оанеса Михайлова, девице Маргарите. Однако отец и братья Бия решительно воспротивились этому ?по противности магометанского закона?. Тогда Бий уговорил Маргариту и увез ее за Кубань, а оттуда, опасаясь преследования, перебрался в Крым. Здесь он, ?приняв веру армянскую, женился на ней? и ?остался жить между тамошними армянами?. При крещении ему дали имя Иосиф. После смерти Тлостанеша Иосиф, желая помириться с братьями, возвратился в Кабарду вместе с четырьмя сыновьями. Однако братья его не простили, не приняли его в свою среду и даже запретили ему именоваться фамилией Тамбиевых. А за ?поступки его против веры и родства, и по деянию его стали называть Жигат Гауром, то есть Герой Неверный, которым именем праведным и поднесь именуются?.
С течением времени потомки Иосифа ?многократно просили отцов их, чтобы им дали возможность именоваться ихнею фамилиею?. Но родственники Тамбиевы ответили им категорическим отказом. В отказе Тамбиевых свою роль сыграла мусульманская религия: Тамбиевы ссылались, что ?хотя и желали они предоставить им, на то духовенство их к тому не допустило?.
После этого Жигатовы-Гауровы ?оставя Кабарду, имея на отцов их неудовольство? и ?опасаясь за свое спокойствие вследствие принятия... христианской веры?, переселились со всем семейством и подданными своими под Лысую Гору под покровительство России (примерно в 1804).
Позже Гауровы все-таки сумели убедить членов дворянского собрания, рассматривавших их дело, ?дать им свидетельство? об их принадлежности к роду Тамбиевых. А в 60-е годы XIX века ?армянам Тамбиевым? удалось перебраться в Кабарду. В январе 1865 ?проживающий в Бургустане, причисленный к Прочно-Окопскому армянскому аулу? уздень Сергей Тамбиев обратился к начальнику Кабардинского округа с прошением, в котором он, ?желая быть зачисленным в число жителей Большой Кабарды, где прежде жили предки?, ходатайствовал о принятии его с братьями и семейством в среду Атажукинской фамилии.
В 80-е годы XIX века Тамбиевы превратились в крупнейших коннозаводчиков и представителей земледельческой буржуазии. В посемейном списке селения Ашабово за 1886 значатся 71-летний Лазарь Макарович Тамбиев, имевший 835 лошадей и 1605 овец. У другого Тамбиева ? Антона Емельяновича ? было 3122 десятины земли и 1621 голова крупного и мелкого рогатого скота.
?Лысогорские армяне Гауровы, Жигатовы, Джигитовы ? кабардинцы рода Тамбиевых, имевшие кровнородственные связи с армянами по женской линии и потому утратившие свою исконную фамилию?, ? констатирует Сафарби Бейтуганов. http://www.gazetayuga.ru/archive/number/obs.htm