Войти на сайт
28 Марта  2024 года

 

  • Джыгъылгъанны сырты джерден тоймаз.
  • Кёбню кёрген – кёб билир.
  • Айранын берсенг, челегин да къызгъанма.
  • Баш – акъыл ючюн, акъылман – халкъ ючюн.
  • Къонагъы джокъну – шоху джокъ.
  • Джарлы тюеге минсе да, ит къабар.
  • Ётюрюкчюню шагъаты – къатында.
  • Сангырау къулакъ эл бузар.
  • «Ма», - дегенни билмесенг, «бер», - дегенни билмезсе.
  • Эркиши – от, тиширыу – суу.
  • Урунуу – насыбны анасы.
  • Тели турса – той бузар.
  • Джолунга кёре – джюрюшюнг, джагъанга кёре – юлюшюнг.
  • Къонакъны къачан кетерин сорма, къачан келлигин сор.
  • Чакъырылмагъан къонакъ – орунсуз.
  • Къатыны харакетли болса, эри къымсыз болур.
  • Къар – келтирди, суу – элтди.
  • Арбаз къынгырды да, ийнек сауалмайма.
  • Кёбге таш атма.
  • Ач къарынны, токъ билмез
  • Босагъагъа джууукъ орун болса, ашыгъыб тёрге озма.
  • Тешигини къатында, чычхан да батыр болур.
  • Хар адамгъа кеси миннген тау кибик.
  • Айырылгъанланы айю ашар, бёлюннгенлени бёрю ашар.
  • Таула не мийик болсала да, аууш табылыр.
  • Аууздан келген, къолдан келсе, ким да патчах болур эди.
  • Алма терегинден кери кетмез.
  • Агъач халкъгъа алтынды, иссиликге салкъынды.
  • Кёлю джокъну – джолу джокъ.
  • Айтхан сёзюне табылгъан.
  • Кюн – узун, ёмюр – къысха.
  • Тёрде – темир таякълы, къаяда – чыпчыкъ аякълы.
  • Эм уллу байлыкъ – джан саулукъ.
  • Эл бла кёргенинг эрелей.
  • Ишлемеген – тишлемез.
  • Термилгенинги табмазса, кюлгенинге тюберсе.
  • Къыйынлы джети элни къайгъысын этер.
  • Сууда джау джокъ, кёб сёзде магъана джокъ.
  • Баланы адам этген анады.
  • Адеб джокъда, намыс джокъ.
  • Тёзген – тёш ашар!
  • Джашны джигитлиги сорулур, къызны джигерлиги сорулур.
  • Кийимни бир кюнню аясанг, минг кюннге джарар.
  • Джаханимни кёрмей, джандетге кёл салмазса.
  • Гырджын – тепсини тамадасы.
  • Таукел тауну аудурур.
  • Сагъыш – къартлыкъгъа сюйюмчю.
  • Джети тилни билген джети кишиди.
  • Чакъырылмай келген къонакъ сыйланмай кетер.
  • Ётген ёмюр – акъгъан суу.

 

Страницы: 1
RSS
Великая Кавказская Стена
 
[img:3d1da00c9a]http://i027.radikal.ru/1004/8f/8aaf8e3276f6.jpg[/img:3d1da00c9a]
 
Часть этой стены запечатлена на карте Арканжело Ламберти (1645): [img:25b348322d]http://www.vostlit.narod.ru/Texts/Dokumenty/Kavkaz/XVII/1640-1660/Lamberti/2.JPG[/img:25b348322d]
 
Фрагмент стены с города Сухуми (Абхазия) в сторону Грузии до реки Ингури. Она еще называется Великая Абхазская стена: [img:fcb0da5462]http://i296.photobucket.com/albums/mm170/MazzoniGuide/b7359543.jpg[/img:fcb0da5462] http://mazzoniguide.livejournal.com/28014.html [b:fcb0da5462]Грандиозный памятник византийского периода абхазской истории ? Великая Абхазская стена. Она строилась в VI веке во время правления византийского императора Юстиниана и должна была защитить страну от вторжения варваров с Северного Кавказа. [/b:fcb0da5462]Достраивали стену в XVII веке по приказу царя Мингрелии Левана II Дадиани. Стена протянулась от реки Келасур по ущельям и горам Абхазии вплоть до устья реки Ингури. [b:fcb0da5462]Её длина составила [u:fcb0da5462]160 км[/u:fcb0da5462][/b:fcb0da5462] . А число укрепляющих ее башен несколько сотен. Каждая такая башня стала маленькой неприступной крепостью, высотой 8- 12 м с тремя рядами бойниц. Сегодня от внушительного средневекового оборонительного сооружения, опоясывающего Сухум, остались редкие развалины отдельных башен и крепостей. Одна из таких башен ? Келасурская. Именно с нее начиналось строительство Великой Абхазской стены (Второе название Келасурская). Величественные развалины огромной прямоугольной башни из валунов, скреплённых известковым раствором, сохранились сразу за восточной границей Сухума, у устья реки Келасури. Больше всего оборонительных сооружений сосредоточено в начале стены ? от реки Келасур до реки Моква. [b:fcb0da5462]На эти почти 60 км приходится более 200 башен, из которых около 100 ? в хорошем состоянии, остальные сильно разрушены. Расстояние между башнями 40- 120 м , в пересеченной местности ? 300 м и более. На протяжении оставшегося расстояния до Ингури, стоят лишь 4 отдельные башни [/b:fcb0da5462] http://www.advantour.com/rus/georgia/sukhumi/great -wall.htm Существует гипотеза, высказанная историками в начале ХХ века о существовании в прошлом единой линии оборонительных сооружений на евроазиатском континенте, делившей его на две части. Северная часть континента была населена кочевниками, южная ? земледельцами. Оседлые народы защищали свою территорию, создавая в дополнение к горным хребтам искусственные оборонительные линии. Если нанести на карту построенные в разное время и разными государствами огромные стены, то римский вал от Рейна до Дуная, ряд византийских стен на Балканском и Крымском полуостровах, Великая китайская стена, Абхазская, Дербентская и Закаспийская стены Кавказа неожиданно образуют звенья одной цепи... http://www.esosedi.ru/onmap/derbentskaya_krepost/7 57161/index.html#lat=42052750&lng=48271517&z=18&v= 2&mt=0 ИСТОРИЯ ШИРВАНА И АЛ-БАБА MAС'УДИ О КАВКАЗЕ Сообщение о горе Кабх со сведениями о различных народах, таких, как аланы, хазары, различные тюрки и бургары, и сведения о воротах ал-Баб вал-Абваб, и о царях и народах, окружающих их. Мас'уди говорит: гора Кабх (Кавказ) ? великая гора, занимающая огромную площадь. Она вмещает много царств и народов (стр. 2). На ней живут семьдесят два народа, каждый из которых имеет своего царя и язык, отличный от других. Эта гора имеет много отрогов (ши'аб) и долин. [b:fcb0da5462]Город ал-Баб вал-Абваб ('Врата (горных] проходов') стоит на одном из отрогов (ши'аб) и построил его Кисра Ануширван между горой и Хазарским морем. Он воздвиг ту [известную] стену из самого моря, в которое она вдается на одну милю (3 мили = 1 фарсаху = 12 тыс. дзира (локтей)); затем она [190] тянется вдоль горы Кабх, по ее вершинам, ущельям и долинам на расстояние сорока фарсахов, прежде чем достигнет крепости, называемой Табарсаран (по мнению исследователей эта крепость Дар-и Алан (Дариал), каждые три мили, или больше или меньше, в зависимости от дороги, для которой служили ворота, Ануширван построил железные ворота[/b:fcb0da5462]. С внутренней стороны у каждых ворот он поселил отдельные племена, чтобы охранять ворота и примыкающую часть стены; все это для отражения опасности со стороны народов, живущих по соседству с этой горой, а именно от хазар, аланов, различных тюрков, сарирцев и других неверных.
 
ИБН ХОРДАДБЕХ КНИГА ПУТЕЙ И СТРАН КИТАБ АЛ-МАСАЛИК ВА-Л-МАМАЛИК (с. 122) ? 62. Дорога [b:d690075ba1]в Арминийу[/b:d690075ba1] Из Варсана до Барды 75 8 сикк, затем до Мансуры 76 в Арминийи 4 сикки. Из Барды до Тифлиса 76а 10 сикк, а до ал-Баб ва-л-Абваба 77 15 сикк. Из Барды до Дабиля 79 7 сикк. Из Маранда до ал-Вади 80 10 ф, затем до Нашавы 81 10 ф, затем до Дабиля 20 ф. Из Варсана до Дармана 82 3 ф, затем до ал-Байлакана 83 9 ф, затем до Барды 14 ф 84, из Барды до ал-Базза 30 ф. Арминийа I 85: ас-Сисаджан 86, Арран 87, Тифлис, Барда, Байлакан, Кабала 88, Шарван 89. Арминийа II: Джурзан 90, [b:d690075ba1]Сугдабил 91[/b:d690075ba1], Баб Фируз Кубад 92, ал-Лакз 93. Арминийа III: ал-Бусфурраджан 94, Дабил, Сирадж Тайр 95, Баграванд 96, Нашава 97. Арминийа IV: Шимшат 98, Хилат 99, Каликала 100, Арджиш 101, Баджунайс 102. Областями Арран, Джурзан и ас-Сисаджан [до арабов] владели хазары. Областями (с. 123) Дабил, Нашава, Сирадж, Баграванд, Хилат, Баджунайс владели византийцы. Персы завоевали эти земли до самого Ширвана 103, где находится скала Мусы 104 с источником жизни (айн ал-хайван), и до Шимшата, где между ним и Хисн Зийадом 105 находится могила Сафвана ибн ал-Му'аттала ас-Сулами, сподвижника (сахиб) посланника [109] Аллаха ? да благословит его Аллах. Недалеко от [Хисн Зийада] растет дерево, и никто из людей не знает, что это за [дерево]. Оно приносит плоды, похожие на миндальные орехи, едят их вместе с кожурою. Они слаще меда. Кубад построил города ал-Байлакан, Барду, Кабалу, а также возвел стену из сырцового кирпича 106. Ануширван построил города аш-Шабиран 107, Каркару 108, ал-Баб ва-л-Абваб, цитадели на горных дорогах ? числом 360 109. Построил он Баланджар 110 и Самандар 111. На земле Джурзан он построил [b:d690075ba1]город Сугдабил[/b:d690075ba1]. Возвел он также крепость и назвал ее Баб Фируз Кубад. Хувайй 112 ас-Санарийа 113, ал-Бак 114, Кисал (Касак) 115, Абхаз 116, Кал'ат ал-Джардаман 117, Хайзан 118, http://www.vostlit.info/Texts/rus2/Hordabeh/text7. phtml 91. [b:d690075ba1]Сугдабил (Сугдубил)[/b:d690075ba1] ? средневековый город на восточном берегу Куры напротив Тифлиса. По Йакуту (III, 396), был построен Ану-Ширваном одновременно с Баб ал-Абвабом; [b:d690075ba1]для укрепления северных рубежей империи сюда из [u:d690075ba1]Согда были переселены персы (предки осетин)[/u:d690075ba1], которые составили пограничный гарнизон Сасанидов[/b:d690075ba1]. Город вместе с Тифлисом был завоеван арабами в 644 г. В середине IX в. владетель пограничной области Тифлиса Эмир Исхак б. Исмаил укрепив эту крепость, перевез сюда свое имущество и жену? дочь владетеля Сарира. Город был захвачен арабским полководцем Бугой вместе с Тифлисом и, видимо, так же как и он, подожжен. Об этом городе упоминают ал-Мас'уди (Танбих, 62), причисляющий его к Джурзану, а также Идриси (Р, 286), сообщавший о его постройке Ануширваном одновременно с Фируз Кубадом (см. ниже). http://www.vostlit.info/Texts/rus2/Hordabeh/primte xt7.phtml#91 106. Ср.: Балазури, 194?195. По Йакуту (I, 221), Кавад I построил эти города, присоединив Арран к своим владениям. Некоторые из них (а возможно, и все) были известны античным историкам. Очевидно, Кавад, а после него и его сын Ануширван не построили, а заново восстановили более или менее разрушенные во время нашествий кочевников албанские города, тем более что у Йакута во многих статьях (напр.: III, 225) проходит ?заново построил?. Что касается построенной Кавадом стены из сырцового кирпича, которую упоминает Ибн Хордадбех, то она исследователями (об этих оборонительных стенах см.: Пахомов. Памятники, 40?43; Еремян. Политическая история, 316; Тревер, 268?274; Кудрявцев, 88; Ашурбейли. Ширван, 15? 16) относится к Дербендской сырцовой стене. Арабские источники (Балазури, 194; Ибн ал-Факих, V, 286; Мас'уди. Мурудж, II, 74; Йакут, I, 221) упоминают о преграде из сырцового кирпича (садд ал-лабан, у Мас'уди ? сур ат-тин ?[b:d690075ba1]стена из глины?) между Ширваном и Аланом, на которой было построено 360 городов (вероятно, гарнизонных постов), [/b:d690075ba1]разрушенных во время возведения Баб ал-Абваба (Дербенда). В. Минорский (История Ширвана, 28, примеч. 38) переводит слово садд ал-лабан как ?стена Либин ? лип'ин-к?, связывая его с упоминаемым у Плиния кавказским племенем лупиниев. Он же предполагает сохранение этого названия в мусульманском Филане, который локализуется в районе между восточным Шаки и Самуром (там же, 138). Последнее, очевидно, ошибочно, ибо наш автор (см. ниже) Баб Филан-шах и Баб Либан-шах упоминает каждый в отдельности. 121. Термин ал-абваб (ед. ч. баб ?дверь, ворота?), употребляемый арабами для обозначения укрепленных горных проходов Кавказа, в этом же значении был известен еще античным авторам, применявшим его для Каспийского (Дербендского) прохода (Тревер, 274 (на карте у Птолемея ? Албанские ворота); Кудрявцев. Древний Дербенд, 48). [b:d690075ba1]Еще Сасаниды поселяли у таких ?бабов? ? укрепленных проходов специальную категорию служилых людей, ?переселенных из разных стран?[/b:d690075ba1] (Ибн ал-Факих, V, 288; Йакут, I, 438), которые в арабских источниках обозначены иранским термином, сильно искаженным в рукописях (сийасиджа, сибасиджа); у Йакута (I, 440) кроме этой формы дается также ал-анашастакин ? от персидского слова нешаста ?посадить? (Еремян. Сюния, 38; Тревер, 284; Минорский. История Ширваиа. 31). Принимая последний вариант Йакута, мы также (ср.: Минорский) считаем мнение С. Еремяна, видевшего в них уроженцев Сисакана (Сюника), весьма сомнительным. Если бы это было так на самом деле, то термин имел бы форму ас-сисаджанийун. Следует иметь в виду и переселение не из одной (в данном случае из Сюника), а из разных стран. Арабы, как и их предшественники, сразу же после завоевания стали восстанавливать или заново строить специальные пограничные линии, воздвигать крепости. Сообщение Ибн Хордадбеха о горных проходах Кавказа относится к доарабскому периоду. Ибн ал-Факих, также упоминавший о них, ссылается на сведения Абу-л-Мунзира Хишама б. Мухаммада б. ac-Са'иба ал-Калби, имя которого отсутствует у нашего автора (у Ибн ал-Факиха (286) и у ссылавшегося на него Йакута (I, 439) вместо абваб дана форма баб ал-абваб; по контексту вернее у нашего автора, ибо затем перечисляются названия крепостей, построенных на этих бабах (мн. ч. абваб) ? проходах). Сравнением источников (см. также Балазури, 194?195, 232; Йакут, I, 221) выясняется, что сооружение этих проходов относится ко времени Сасанида Кавада и его сына Ануширвана (по предположению В. Минорского (История Ширвана, 30), ?уже при Ахеменидах предпринимались некоторые меры для защиты Кавказских проходов от набега с севера?). [b:d690075ba1]123. Охрана названных крепостей, сооруженных в проходах, была вверена Сасанидами местным владетелям. Ал-Мас'уди (Мурудж, II, 2?4), упоминавший о построенной Ануширваном Кавказской стене длиной 40 фарсахов. (?240 км), сообщает о сооруженных через чаждые 3 мили (1 фарсах) железных воротах, где для охраны были поселены отдельные племена. Следовательно, ворот должно было быть не менее 40. У Ибн Хордадбеха 13 таких крепостей. Йакут (I, 221) только для ад-Дурзукийи (дзурдзуки ? из чечено-ингушских племен) называет 12 бабоа-ворот, у которых были сооружены замки из камня. Исторические события (Тревер, 225) подтверждают сооружение этих оборонительных крепостей Ануширваном, несмотря на то что иной раз многие строительные работы связываются с его именем лишь традиционно. Баб Сул ? известные еще до арабов ?ворота Чора? ? по названию албанского города Сул (Чор, Чога) недалеко от Дербенда (Йакут, III, 485; см. также Кудрявцев, Дербенд, 86). В настоящее время Чога отождествляется с Топрах-кала, развалины которого сохранились близ Дербенда (Восточные источники по истории Дагестана, 41); Баб ал-Лан ? Аланские ворота? Дарьйальский проход, подробно описанный Ибн Русте (148). Йакут (I, 350 ? 352) со ссылкой на множество источников сообщает, что эта крепость была построена ?одним из мифических персидских царей?. Арабский полководец Маслама завоевал ее н поместил в ней гарнизон арабских войск, снабжаемый провиантом из Тифлиса; Баб аш-Шабиран ? Шабранская крепость (Минорский. История Ширвана, 109); Баб Лазика ? упоминается ал-Балазури (195), Йакутом (I, 222); соответствовала древней Лазике, занимающей значительную территорию на Черноморском побережье Грузии; Баб Барика ? упоминается в числе построенных Сасанидами в западной Грузии на берегу Черного (Бахр Трабзунд) моря крепостей (Йакут, I, 222); Баб Самсахи ? Йакут (I, 222) наряду с ним приводит и другой вариант этого названия ? Баб Самисджан. Называется ал-Балазури (202) среди покоренных Хабибом ибн Масламой крепостей. Ал-Мас'уди (Мурудж, II, 67) причисляет область Самсхи к странам, примыкающим к Джурзану. В. Минорский локализует Баб Самсахи в районе Ахалциха ? на левом берегу Куры (История Ширвана, 210, примеч. 99); Баб Сахиб ас-Сарир ? крепость владетеля Сарира ? области, расположенной выше Дербенда и заселенной аварцами (Худуд, 447? 450; История Ширвана, 132 ? 137); Баб Филан-шах ? охраняемая войсками владетеля Филана крепость, предположительно локализуемая южнее Самура и западнее Маската (о Филане см.: Минорский. История Ширвана, 137?138); Баб Карунан ? у Йакута (I, 439) ? Баб Тарунан; прочтение вероятное. Чисто предположительно это название можно связать с Карахом ? владением к западу от Хайдака по направлению к Сариру (о Карахе см.: Минорский. История Ширвана, 130). Можно также предположить связь этого названия с Каркарой Ибн Хордадбеха (см. выше, примеч. 34); Баб Табарсаран-шах ? крепость, охраняемая владетелем Табарсарана (Табасарана); вполне очевидна связь его с таваспарами ? одним из албанских племен, населявших территорию выше Самура (о нем см.: Минорский. История Ширвана, 125?126); Баб Л и ран (Л а Иран)-шах ? упоминается ал-Балазури (196), ал-Истахри (186, 187); у ал-Мас'уди (Мурудж, II, 5) ? Лайран (Лайзан), у Йакута (II, 439) ? Айран-шах (Иран-шах), соответствует совр. Лагичской долине ? одному из сасанидских вассальных княжеств, впоследствии объединенных с Ширваном (Худуд, 408; Минорский. Истории Ширвана, 107?108; Шарифли. Объединение); Баб Либан-шах и Баб Ануширван ? у Йакута (I, 439) эти названия отсутствуют. Первое из них соответствует албанскому племени лбинан (лпины, лупении), населявшему Алазанскую долину (Тревер, 48). Здесь уместно указать на ошибочное, как нам кажется, предположение В. Минорского (см. выше, примеч. 35) о вероятной связи Липина с Филаном. Название крепости Баб Ануширван отсутствует и в ред. Б (98) и у других географов. Вполне возможно, что оно и было первоначальным названием города Ширван, упоминаемого в источниках Х в. (Истахри, 193; Ибн Хаукал, 350; Мукаддаси, 382 и др.). Согласно Йакуту (III, 282) этот город, построенный Ануширваном и названный его именем, впоследствии носил сокращенное наименование ? Ширван (Шарван). Разноречивые сведения источников о расстоянии между ним и Дербендом привели к тому, что отдельные ученые, начиная с XIX в., сомневались в реальности существования такого города и отожествляли его с Шабраном. Охрана крепости Баб Ануширван, зазванной Ибн Хордадбехом, очевидно, была вверена правителю этого города, который, вероятно, следует искать где-то в районе Гильгильчая.[/b:d690075ba1]http://www.vostlit.info/Texts/rus2/Hordabeh/primte xt7.phtml#91 В III?I тыс. до н. э. на землях современных Азербайджана и Дагестана возникло могущественное государство ? Кавказская Албания, в состав которой входил Дербент. С приходом к власти сасанидских правителей (226г.) в Персии началась борьба против Рима за влияние на Кавказе. Горские народы приняли активное участие в войне понтийского царя Митридата IV Евпатора с римлянами. В середине III в. н. э. юг Дагестана до Дербента был захвачен персидским царем Шапуром I, учинившим ?разрушения и пожарища?. Власть персов продолжалась около трех веков. Шах Кавад (486-531 гг.) заложил здесь каменную крепость, а его сын Хосров I Ануширван (531-579 гг.) перегородил проход между морем и горами 40-км крепостной стеной, возвел мощную цитадель Нарын-Кала ("Солнечная крепость"), построенную на высоком отроге Джалганского хребта, соорудил порт. Дербентскую цитадель и горную систему укреплений Даг-бары, по праву называют [b:d690075ba1]Великой Кавказской стеной[/b:d690075ba1]. Именно в местечке называемом Ворота Джарчи-капы народы Ближнего и Среднего Востока "отгородились" мощными укреплениями от набегов кочевых племен из степей Юго-Восточной Европы. Идея перегородить гигантской стеной большой участок земли от моря до высоких гор казалась бы фантастической, если бы не стояла перед нами. Идея сделать две таких стены, устроив между ними поперечный "город-коридор", - невероятна, но и это осуществлено. Горная стена, уходящая от крепости далеко на запад в Кавказские горы сравнима по значению с Великой Китайской стеной. Крепость и старый город включены ЮНЕСКО в список ?Мирового наследия? В северо-западной части цитадели есть подземное сооружение, перекрытое крестовыми сводами, долгое время считалось вырубленным в скале водохранилищем. Однако исследователями установлено, что это - крестово-купольный христианский храм, построенный в V в., а затем погребенный мощными тысячелетними пластами. По свидетельству историков, Дербент до сер. VI в. был христианским центром Кавказа. Затем почти на всей территории распространился зороастризм, чему способствовало переселение Хосровом I в Дербент и его окрестности персов. В это же время здесь появляются предки современных горских евреев В 626 г., заключив союз с Византией, тюрки и хазары захватили Дербент, а в 654 г. в Дербент ворвались арабы. Дальнейшие события арабо-хазарской войны до 735 г. это взаимные набеги, грабежи и ожесточенная борьба. Сплотившиеся благодаря исламу воинственные племена арабов создали мощное государство - Арабский халифат, разгромившее Сасанидов. http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-17345/ На основании достоверных источников и исследований сохранившихся до наших дней древних укреплений Дербента, было сделано заключение, что город основан в VI веке н. э. персидскими царями Сасанидской династии, и "отцом города" считался знаменитый царь Хосров I Ануширван, впервые отгородившийся в этом месте мощными стенами от набегов хазар с севера. Таким образом, предполагалось, что возраст города составляет вполне солидное число - почти 1500 лет. Но сравнительно недавно, в 1971 г., начавшиеся в Дербенте археологические раскопки дали поистине сенсационные результаты, свидетельствующие о том, что эти места видели времена гораздо более древние. Найденные в результате археологических раскопок древние укрепления со следами пожаров и разрушений, а также бронзовые наконечники скифских стрел, подтверждают, что, когда скифы в VIII-VII вв. до н. э. совершали свой поход на Ближний Восток, им уже приходилось штурмовать хорошо укрепленную крепость Дербента. Раскопки обнаружили появившуюся здесь на рубеже VIII-VII вв. до н. э. мощную крепость со стенами из крупного бутового камня, просуществовавшую с перестройками и ремонтами до прихода сюда Сасанидов. Цитадель Нарын-кала VI века н. э. возводилась на остатках древней кладки. В середине III в. н. э. Дербент был захвачен персидским царем Шапуром I, который "разрушения и пожарища учинил". Однако окончательно под власть персов город попал только в IV в. н. э., а новый, важнейший этап строительства мощнейших крепостных сооружений начался при Хосрове I Ануширване (531-579 гг). http://www.towns.ru/towns/derbent.html [img:d690075ba1]http://100dorog.ru/upload/contents/422/ncc/21.jpg[/img:d690075ba1]
 
ИБН ХОРДАДБЕХ КНИГА ПУТЕЙ И СТРАН КИТАБ АЛ-МАСАЛИК ВА-Л-МАМАЛИК (с. 122) ? 62. Дорога [b:963ed5c19d]в Арминийу[/b:963ed5c19d] Из Варсана до Барды 75 8 сикк, затем до Мансуры 76 в Арминийи 4 сикки. Из Барды до Тифлиса 76а 10 сикк, а до ал-Баб ва-л-Абваба 77 15 сикк. Из Барды до Дабиля 79 7 сикк. Из Маранда до ал-Вади 80 10 ф, затем до Нашавы 81 10 ф, затем до Дабиля 20 ф. Из Варсана до Дармана 82 3 ф, затем до ал-Байлакана 83 9 ф, затем до Барды 14 ф 84, из Барды до ал-Базза 30 ф. Арминийа I 85: ас-Сисаджан 86, Арран 87, Тифлис, Барда, Байлакан, Кабала 88, Шарван 89. Арминийа II: Джурзан 90, [b:963ed5c19d]Сугдабил 91[/b:963ed5c19d], Баб Фируз Кубад 92, ал-Лакз 93. Арминийа III: ал-Бусфурраджан 94, Дабил, Сирадж Тайр 95, Баграванд 96, Нашава 97. Арминийа IV: Шимшат 98, Хилат 99, Каликала 100, Арджиш 101, Баджунайс 102. Областями Арран, Джурзан и ас-Сисаджан [до арабов] владели хазары. Областями (с. 123) Дабил, Нашава, Сирадж, Баграванд, Хилат, Баджунайс владели византийцы. Персы завоевали эти земли до самого Ширвана 103, где находится скала Мусы 104 с источником жизни (айн ал-хайван), и до Шимшата, где между ним и Хисн Зийадом 105 находится могила Сафвана ибн ал-Му'аттала ас-Сулами, сподвижника (сахиб) посланника [109] Аллаха ? да благословит его Аллах. Недалеко от [Хисн Зийада] растет дерево, и никто из людей не знает, что это за [дерево]. Оно приносит плоды, похожие на миндальные орехи, едят их вместе с кожурою. Они слаще меда. Кубад построил города ал-Байлакан, Барду, Кабалу, а также возвел стену из сырцового кирпича 106. Ануширван построил города аш-Шабиран 107, Каркару 108, ал-Баб ва-л-Абваб, цитадели на горных дорогах ? числом 360 109. Построил он Баланджар 110 и Самандар 111. На земле Джурзан он построил [b:963ed5c19d]город Сугдабил[/b:963ed5c19d]. Возвел он также крепость и назвал ее Баб Фируз Кубад. Хувайй 112 ас-Санарийа 113, ал-Бак 114, Кисал (Касак) 115, Абхаз 116, Кал'ат ал-Джардаман 117, Хайзан 118, http://www.vostlit.info/Texts/rus2/Hordabeh/text7. phtml 91. [b:963ed5c19d]Сугдабил (Сугдубил)[/b:963ed5c19d] ? средневековый город на восточном берегу Куры напротив Тифлиса. По Йакуту (III, 396), был построен Ану-Ширваном одновременно с Баб ал-Абвабом; [b:963ed5c19d]для укрепления северных рубежей империи сюда из [u:963ed5c19d]Согда были переселены персы (предки осетин)[/u:963ed5c19d], которые составили пограничный гарнизон Сасанидов[/b:963ed5c19d]. Город вместе с Тифлисом был завоеван арабами в 644 г. В середине IX в. владетель пограничной области Тифлиса Эмир Исхак б. Исмаил укрепив эту крепость, перевез сюда свое имущество и жену? дочь владетеля Сарира. Город был захвачен арабским полководцем Бугой вместе с Тифлисом и, видимо, так же как и он, подожжен. Об этом городе упоминают ал-Мас'уди (Танбих, 62), причисляющий его к Джурзану, а также Идриси (Р, 286), сообщавший о его постройке Ануширваном одновременно с Фируз Кубадом (см. ниже). http://www.vostlit.info/Texts/rus2/Hordabeh/primte xt7.phtml#91 106. Ср.: Балазури, 194?195. По Йакуту (I, 221), Кавад I построил эти города, присоединив Арран к своим владениям. Некоторые из них (а возможно, и все) были известны античным историкам. Очевидно, Кавад, а после него и его сын Ануширван не построили, а заново восстановили более или менее разрушенные во время нашествий кочевников албанские города, тем более что у Йакута во многих статьях (напр.: III, 225) проходит ?заново построил?. Что касается построенной Кавадом стены из сырцового кирпича, которую упоминает Ибн Хордадбех, то она исследователями (об этих оборонительных стенах см.: Пахомов. Памятники, 40?43; Еремян. Политическая история, 316; Тревер, 268?274; Кудрявцев, 88; Ашурбейли. Ширван, 15? 16) относится к Дербендской сырцовой стене. Арабские источники (Балазури, 194; Ибн ал-Факих, V, 286; Мас'уди. Мурудж, II, 74; Йакут, I, 221) упоминают о преграде из сырцового кирпича (садд ал-лабан, у Мас'уди ? сур ат-тин ?[b:963ed5c19d]стена из глины?) между Ширваном и Аланом, на которой было построено 360 городов (вероятно, гарнизонных постов), [/b:963ed5c19d]разрушенных во время возведения Баб ал-Абваба (Дербенда). В. Минорский (История Ширвана, 28, примеч. 38) переводит слово садд ал-лабан как ?стена Либин ? лип'ин-к?, связывая его с упоминаемым у Плиния кавказским племенем лупиниев. Он же предполагает сохранение этого названия в мусульманском Филане, который локализуется в районе между восточным Шаки и Самуром (там же, 138). Последнее, очевидно, ошибочно, ибо наш автор (см. ниже) Баб Филан-шах и Баб Либан-шах упоминает каждый в отдельности. 121. Термин ал-абваб (ед. ч. баб ?дверь, ворота?), употребляемый арабами для обозначения укрепленных горных проходов Кавказа, в этом же значении был известен еще античным авторам, применявшим его для Каспийского (Дербендского) прохода (Тревер, 274 (на карте у Птолемея ? Албанские ворота); Кудрявцев. Древний Дербенд, 48). [b:963ed5c19d]Еще Сасаниды поселяли у таких ?бабов? ? укрепленных проходов специальную категорию служилых людей, ?переселенных из разных стран?[/b:963ed5c19d] (Ибн ал-Факих, V, 288; Йакут, I, 438), которые в арабских источниках обозначены иранским термином, сильно искаженным в рукописях (сийасиджа, сибасиджа); у Йакута (I, 440) кроме этой формы дается также ал-анашастакин ? от персидского слова нешаста ?посадить? (Еремян. Сюния, 38; Тревер, 284; Минорский. История Ширваиа. 31). Принимая последний вариант Йакута, мы также (ср.: Минорский) считаем мнение С. Еремяна, видевшего в них уроженцев Сисакана (Сюника), весьма сомнительным. Если бы это было так на самом деле, то термин имел бы форму ас-сисаджанийун. Следует иметь в виду и переселение не из одной (в данном случае из Сюника), а из разных стран. Арабы, как и их предшественники, сразу же после завоевания стали восстанавливать или заново строить специальные пограничные линии, воздвигать крепости. Сообщение Ибн Хордадбеха о горных проходах Кавказа относится к доарабскому периоду. Ибн ал-Факих, также упоминавший о них, ссылается на сведения Абу-л-Мунзира Хишама б. Мухаммада б. ac-Са'иба ал-Калби, имя которого отсутствует у нашего автора (у Ибн ал-Факиха (286) и у ссылавшегося на него Йакута (I, 439) вместо абваб дана форма баб ал-абваб; по контексту вернее у нашего автора, ибо затем перечисляются названия крепостей, построенных на этих бабах (мн. ч. абваб) ? проходах). Сравнением источников (см. также Балазури, 194?195, 232; Йакут, I, 221) выясняется, что сооружение этих проходов относится ко времени Сасанида Кавада и его сына Ануширвана (по предположению В. Минорского (История Ширвана, 30), ?уже при Ахеменидах предпринимались некоторые меры для защиты Кавказских проходов от набега с севера?). [b:963ed5c19d]123. Охрана названных крепостей, сооруженных в проходах, была вверена Сасанидами местным владетелям. Ал-Мас'уди (Мурудж, II, 2?4), упоминавший о построенной Ануширваном Кавказской стене длиной 40 фарсахов. (?240 км), сообщает о сооруженных через чаждые 3 мили (1 фарсах) железных воротах, где для охраны были поселены отдельные племена. Следовательно, ворот должно было быть не менее 40. У Ибн Хордадбеха 13 таких крепостей. Йакут (I, 221) только для ад-Дурзукийи (дзурдзуки ? из чечено-ингушских племен) называет 12 бабоа-ворот, у которых были сооружены замки из камня. Исторические события (Тревер, 225) подтверждают сооружение этих оборонительных крепостей Ануширваном, несмотря на то что иной раз многие строительные работы связываются с его именем лишь традиционно. Баб Сул ? известные еще до арабов ?ворота Чора? ? по названию албанского города Сул (Чор, Чога) недалеко от Дербенда (Йакут, III, 485; см. также Кудрявцев, Дербенд, 86). В настоящее время Чога отождествляется с Топрах-кала, развалины которого сохранились близ Дербенда (Восточные источники по истории Дагестана, 41); Баб ал-Лан ? Аланские ворота? Дарьйальский проход, подробно описанный Ибн Русте (148). Йакут (I, 350 ? 352) со ссылкой на множество источников сообщает, что эта крепость была построена ?одним из мифических персидских царей?. Арабский полководец Маслама завоевал ее н поместил в ней гарнизон арабских войск, снабжаемый провиантом из Тифлиса; Баб аш-Шабиран ? Шабранская крепость (Минорский. История Ширвана, 109); Баб Лазика ? упоминается ал-Балазури (195), Йакутом (I, 222); соответствовала древней Лазике, занимающей значительную территорию на Черноморском побережье Грузии; Баб Барика ? упоминается в числе построенных Сасанидами в западной Грузии на берегу Черного (Бахр Трабзунд) моря крепостей (Йакут, I, 222); Баб Самсахи ? Йакут (I, 222) наряду с ним приводит и другой вариант этого названия ? Баб Самисджан. Называется ал-Балазури (202) среди покоренных Хабибом ибн Масламой крепостей. Ал-Мас'уди (Мурудж, II, 67) причисляет область Самсхи к странам, примыкающим к Джурзану. В. Минорский локализует Баб Самсахи в районе Ахалциха ? на левом берегу Куры (История Ширвана, 210, примеч. 99); Баб Сахиб ас-Сарир ? крепость владетеля Сарира ? области, расположенной выше Дербенда и заселенной аварцами (Худуд, 447? 450; История Ширвана, 132 ? 137); Баб Филан-шах ? охраняемая войсками владетеля Филана крепость, предположительно локализуемая южнее Самура и западнее Маската (о Филане см.: Минорский. История Ширвана, 137?138); Баб Карунан ? у Йакута (I, 439) ? Баб Тарунан; прочтение вероятное. Чисто предположительно это название можно связать с Карахом ? владением к западу от Хайдака по направлению к Сариру (о Карахе см.: Минорский. История Ширвана, 130). Можно также предположить связь этого названия с Каркарой Ибн Хордадбеха (см. выше, примеч. 34); Баб Табарсаран-шах ? крепость, охраняемая владетелем Табарсарана (Табасарана); вполне очевидна связь его с таваспарами ? одним из албанских племен, населявших территорию выше Самура (о нем см.: Минорский. История Ширвана, 125?126); Баб Л и ран (Л а Иран)-шах ? упоминается ал-Балазури (196), ал-Истахри (186, 187); у ал-Мас'уди (Мурудж, II, 5) ? Лайран (Лайзан), у Йакута (II, 439) ? Айран-шах (Иран-шах), соответствует совр. Лагичской долине ? одному из сасанидских вассальных княжеств, впоследствии объединенных с Ширваном (Худуд, 408; Минорский. Истории Ширвана, 107?108; Шарифли. Объединение); Баб Либан-шах и Баб Ануширван ? у Йакута (I, 439) эти названия отсутствуют. Первое из них соответствует албанскому племени лбинан (лпины, лупении), населявшему Алазанскую долину (Тревер, 48). Здесь уместно указать на ошибочное, как нам кажется, предположение В. Минорского (см. выше, примеч. 35) о вероятной связи Липина с Филаном. Название крепости Баб Ануширван отсутствует и в ред. Б (98) и у других географов. Вполне возможно, что оно и было первоначальным названием города Ширван, упоминаемого в источниках Х в. (Истахри, 193; Ибн Хаукал, 350; Мукаддаси, 382 и др.). Согласно Йакуту (III, 282) этот город, построенный Ануширваном и названный его именем, впоследствии носил сокращенное наименование ? Ширван (Шарван). Разноречивые сведения источников о расстоянии между ним и Дербендом привели к тому, что отдельные ученые, начиная с XIX в., сомневались в реальности существования такого города и отожествляли его с Шабраном. Охрана крепости Баб Ануширван, зазванной Ибн Хордадбехом, очевидно, была вверена правителю этого города, который, вероятно, следует искать где-то в районе Гильгильчая.[/b:963ed5c19d]http://www.vostlit.info/Texts/rus2/Hordabeh/primte xt7.phtml#91 В III?I тыс. до н. э. на землях современных Азербайджана и Дагестана возникло могущественное государство ? Кавказская Албания, в состав которой входил Дербент. С приходом к власти сасанидских правителей (226г.) в Персии началась борьба против Рима за влияние на Кавказе. Горские народы приняли активное участие в войне понтийского царя Митридата IV Евпатора с римлянами. В середине III в. н. э. юг Дагестана до Дербента был захвачен персидским царем Шапуром I, учинившим ?разрушения и пожарища?. Власть персов продолжалась около трех веков. Шах Кавад (486-531 гг.) заложил здесь каменную крепость, а его сын Хосров I Ануширван (531-579 гг.) перегородил проход между морем и горами 40-км крепостной стеной, возвел мощную цитадель Нарын-Кала ("Солнечная крепость"), построенную на высоком отроге Джалганского хребта, соорудил порт. Дербентскую цитадель и горную систему укреплений Даг-бары, по праву называют [b:963ed5c19d]Великой Кавказской стеной[/b:963ed5c19d]. Именно в местечке называемом Ворота Джарчи-капы народы Ближнего и Среднего Востока "отгородились" мощными укреплениями от набегов кочевых племен из степей Юго-Восточной Европы. Идея перегородить гигантской стеной большой участок земли от моря до высоких гор казалась бы фантастической, если бы не стояла перед нами. Идея сделать две таких стены, устроив между ними поперечный "город-коридор", - невероятна, но и это осуществлено. Горная стена, уходящая от крепости далеко на запад в Кавказские горы сравнима по значению с Великой Китайской стеной. Крепость и старый город включены ЮНЕСКО в список ?Мирового наследия? В северо-западной части цитадели есть подземное сооружение, перекрытое крестовыми сводами, долгое время считалось вырубленным в скале водохранилищем. Однако исследователями установлено, что это - крестово-купольный христианский храм, построенный в V в., а затем погребенный мощными тысячелетними пластами. По свидетельству историков, Дербент до сер. VI в. был христианским центром Кавказа. Затем почти на всей территории распространился зороастризм, чему способствовало переселение Хосровом I в Дербент и его окрестности персов. В это же время здесь появляются предки современных горских евреев В 626 г., заключив союз с Византией, тюрки и хазары захватили Дербент, а в 654 г. в Дербент ворвались арабы. Дальнейшие события арабо-хазарской войны до 735 г. это взаимные набеги, грабежи и ожесточенная борьба. Сплотившиеся благодаря исламу воинственные племена арабов создали мощное государство - Арабский халифат, разгромившее Сасанидов. http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-17345/ На основании достоверных источников и исследований сохранившихся до наших дней древних укреплений Дербента, было сделано заключение, что город основан в VI веке н. э. персидскими царями Сасанидской династии, и "отцом города" считался знаменитый царь Хосров I Ануширван, впервые отгородившийся в этом месте мощными стенами от набегов хазар с севера. Таким образом, предполагалось, что возраст города составляет вполне солидное число - почти 1500 лет. Но сравнительно недавно, в 1971 г., начавшиеся в Дербенте археологические раскопки дали поистине сенсационные результаты, свидетельствующие о том, что эти места видели времена гораздо более древние. Найденные в результате археологических раскопок древние укрепления со следами пожаров и разрушений, а также бронзовые наконечники скифских стрел, подтверждают, что, когда скифы в VIII-VII вв. до н. э. совершали свой поход на Ближний Восток, им уже приходилось штурмовать хорошо укрепленную крепость Дербента. Раскопки обнаружили появившуюся здесь на рубеже VIII-VII вв. до н. э. мощную крепость со стенами из крупного бутового камня, просуществовавшую с перестройками и ремонтами до прихода сюда Сасанидов. Цитадель Нарын-кала VI века н. э. возводилась на остатках древней кладки. В середине III в. н. э. Дербент был захвачен персидским царем Шапуром I, который "разрушения и пожарища учинил". Однако окончательно под власть персов город попал только в IV в. н. э., а новый, важнейший этап строительства мощнейших крепостных сооружений начался при Хосрове I Ануширване (531-579 гг). http://www.towns.ru/towns/derbent.html [img:963ed5c19d]http://100dorog.ru/upload/contents/422/ncc/21.jpg[/img:963ed5c19d]
 
АБУ АЛ-АЛА ИБН ХАССУЛ Одной из задач этой книги было указать происхождение тюрков: .Они потомки великого и властолюбивого царя. Это из страха перед ним и его потомками возвышались в Ираншахре 52 (страна Иранцев) эти крепости, пока не перешли к ним через несколько веков 53. 53. [b:e0b47553ec]Персы во многих местах, в частности на Кавказе, возводили оборонительные сооружения против кочевников-тюрков[/b:e0b47553ec]. Однако уже ко времени арабских завоеваний эти сооружения по большей части утратили свое значение, а кое-где, например, в юго-восточном Прикаспии, они уже входили во владения самих же тюрков. [b:e0b47553ec]Опасаясь набегов кочевников из северокавказских степей, местные жители издавна возводили на этом пути защитные заслоны. Заботились об охране своих провинций и Рим, а затем сменившая его Византия. В I?VI вв. вдоль восточного побережья Черного моря они создали цепь приморских укреплений, имевшую постоянные гарнизоны легионеров[/b:e0b47553ec]. Цебельда в силу своего расположения оказалась форпостом этой оборонительной системы на перевальном пути, а на долю ее населения ? апсилов выпала основная задача укрепления подступов со стороны Сев. Кавказа (в том числе и в интересах Рима и Византии). http://www.skitalets.ru/books/abhazia_bondarev/ "[b:e0b47553ec]Столь гигантское сооружение понадобилось апсилам для обороны. Грозно ощетинивались стены, когда к ним подходили незваные гости. Если кочевники [/b:e0b47553ec]с Северного Кавказа пытались угрожать апсилам, стены закрывали все горные проходы, когда же враг появлялся с моря, жители береговой части уходили в горы. Они увозили с собой скарб, уводили стада. Крики животных, голоса людей нарушали безмолвие гор..." Видный абхазский краевед И. Е. Адзинба относил время сооружения стены к VI веку, число башен в ней определял уже в две тысячи. http://www.apsny.ru/photogal/photogal.php?page=con tent/others/yugo_vostok.htm ЙАКУТ АЛ-ХАМАВИ АЛФАВИТНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ СТРАН МУ'ДЖАМ АЛ-БУЛДАН (Материалы по Азербайджану) БАБ АЛ-АБВАБ или просто ал-Баб ? это Дербенд Ширвана. Баб ал-Абваб, по словам ал-Истахри 20, город, до стен которого доходят иногда морские волны. В середине города есть причал для судов, Это морская пристань, построенная у двух молов, возведенных в двух местах берега. Вход в гавань извилистый и здесь протянута цепь, так что ни войти в нее ни выйти из нее корабль без разрешения не сможет. Эти две стены построены из скал и свинца. Баб ал-Абваб находится на берегу Табаристанского моря, оно же Хазарское. Это город больше Ардабиля на две квадратные мили. Город имеет много пашен, но мало фруктовых деревьев и фрукты к ним привозят из разных мест. Город имеет каменную стену, которая тянется с гор вниз. В этих горах нет дороги, по которой можно было бы проникнуть в мусульманские страны. Несмотря на протяженность стены. часть ее заходит в море в виде длинного мола, чтобы помешать судам подходить к стене. Город прекрасно построен на твердом фундаменте и его возведение приписывают царю Хосрову Ануширвану 21. Это один из крупных и важных пограничных городов. Он окружен многочисленными врагами и разноязычными народами. Рядом с городом есть большая гора, известная под названием ?Волк?, на вершине [15] которой ежегодно собирают много дров, чтобы в случае нужды разводить огонь и предупреждать жителей Азербайджана и Аррана о наступлении врагов, если они нападают неожиданно. [b:e0b47553ec]Передают, что в горах, тянущихся от Баб ал-Абваба, живет более семидесяти народов, каждый из которых говорит на особом языке, которого не понимает его сосед. Сасанидские цари придавали этому краю большое значение в виду его важности и внимательно следили за всеми его делами [из-за страха перед вторжением северных племен]. Поэтому для [обороны] этого места были назначены стражи из переселенцев из разных стран и из людей, пользующихся у них доверием. Этим людям разрешалось строить все, что они считали необходимым для охраны края от разных тюркских племен, безбожников и других врагов и для этого они не запрашивали центральные власти и не обременяли ее расходами.[/b:e0b47553ec] [b:e0b47553ec]В числе стражей, поставленных там, есть народ, именуемый табарсаранами, соседний с ними народ филан, многочисленный и храбрый народ лакзов, лайзаны (лахиджи), ширванцы и др. Каждому из этих народов, располагавших большим количеством отважных всадников и пеших воинов, было поручено для защиты определенное место.[/b:e0b47553ec] Баб ал-Абваб ? морской порт на этом море, и сюда приходят с севера хазары, жители Сарира, Синдана, Хайзана, Грузии, Руклана, Зирихгерана и Гумика. Сюда приходят также суда из Джурджана, Табаристана, Дейлема и Джибаля. Только в нем и в его округах выделывают такие одежды из льна, каких нет ни в Арране, ни в Азербайджане. Здесь растет шафран и водится различная рыба. [16] т. II, 17 http://www.vostlit.info/Texts/rus/Jakut/frametext. htm
 
123. [b:346d4ad35b]Охрана названных крепостей, сооруженных в проходах, была вверена Сасанидами местным владетелям. Ал-Мас'уди (Мурудж, II, 2?4), упоминавший о построенной Ануширваном Кавказской стене длиной [u:346d4ad35b]40 фарсахов. (?240 км), [/u:346d4ad35b]сообщает о сооруженных через чаждые 3 мили (1 фарсах) железных воротах, где для охраны были поселены отдельные племена[/b:346d4ad35b]. Следовательно, ворот должно было быть не менее 40. У Ибн Хордадбеха 13 таких крепостей. Йакут (I, 221) только для ад-Дурзукийи (дзурдзуки ? из чечено-ингушских племен) называет 12 бабоа-ворот, у которых были сооружены замки из камня. Исторические события (Тревер, 225) подтверждают сооружение этих оборонительных крепостей Ануширваном, несмотря на то что иной раз многие строительные работы связываются с его именем лишь традиционно. Баб Сул ? известные еще до арабов ?ворота Чора? ? по названию албанского города Сул (Чор, Чога) недалеко от Дербенда (Йакут, III, 485; см. также Кудрявцев, Дербенд, 86). В настоящее время Чога отождествляется с Топрах-кала, развалины которого сохранились близ Дербенда; Баб ал-Лан ? Аланские ворота? Дарьйальский проход, подробно описанный Ибн Русте (148). Йакут (I, 350 ? 352) со ссылкой на множество источников сообщает, что эта крепость была построена ?одним из мифических персидских царей?. Арабский полководец Маслама завоевал ее н поместил в ней гарнизон арабских войск, снабжаемый провиантом из Тифлиса; Баб аш-Шабиран ? Шабранская крепость (Минорский. История Ширвана, 109); Баб Лазика ? упоминается ал-Балазури (195), Йакутом (I, 222); соответствовала древней Лазике, занимающей значительную территорию на Черноморском побережье Грузии; Баб Барика ? упоминается в числе построенных Сасанидами в западной Грузии на берегу Черного (Бахр Трабзунд) моря крепостей (Йакут, I, 222); Баб Самсахи ? Йакут (I, 222) наряду с ним приводит и другой вариант этого названия ? Баб Самисджан. Называется ал-Балазури (202) среди покоренных Хабибом ибн Масламой крепостей. Ал-Мас'уди (Мурудж, II, 67) причисляет область Самсхи к странам, примыкающим к Джурзану. В. Минорский локализует Баб Самсахи в районе Ахалциха ? на левом берегу Куры (История Ширвана, 210, примеч. 99); Баб Сахиб ас-Сарир ? крепость владетеля Сарира ? области, расположенной выше Дербенда и заселенной аварцами (Худуд, 447? 450; История Ширвана, 132 ? 137); Баб Филан-шах ? охраняемая войсками владетеля Филана крепость, предположительно локализуемая южнее Самура и западнее Маската (о Филане см.: Минорский. История Ширвана, 137?138); Баб Карунан ? у Йакута (I, 439) ? Баб Тарунан; прочтение вероятное. Чисто предположительно это название можно связать с Карахом ? владением к западу от Хайдака по направлению к Сариру (о Карахе см.: Минорский. История Ширвана, 130). Можно также предположить связь этого названия с Каркарой Ибн Хордадбеха (см. выше, примеч. 34); Баб Табарсаран-шах ? крепость, охраняемая владетелем Табарсарана (Табасарана); вполне очевидна связь его с таваспарами ? одним из албанских племен, населявших территорию выше Самура (о нем см.: Минорский. История Ширвана, 125?126); Баб Л и ран (Л а Иран)-шах ? упоминается ал-Балазури (196), ал-Истахри (186, 187); у ал-Мас'уди (Мурудж, II, 5) ? Лайран (Лайзан), у Йакута (II, 439) ? Айран-шах (Иран-шах), соответствует совр. Лагичской долине ? одному из сасанидских вассальных княжеств, впоследствии объединенных с Ширваном (Худуд, 408; Минорский. Истории Ширвана, 107?108; Шарифли. Объединение); Баб Либан-шах и Баб Ануширван ? у Йакута (I, 439) эти названия отсутствуют. Первое из них соответствует албанскому племени лбинан (лпины, лупении), населявшему Алазанскую долину (Тревер, 48). Здесь уместно указать на ошибочное, как нам кажется, предположение В. Минорского (см. выше, примеч. 35) о вероятной связи Липина с Филаном. Название крепости Баб Ануширван отсутствует и в ред. Б (98) и у других географов. Вполне возможно, что оно и было первоначальным названием города Ширван, упоминаемого в источниках Х в. (Истахри, 193; Ибн Хаукал, 350; Мукаддаси, 382 и др.). Согласно Йакуту (III, 282) этот город, построенный Ануширваном и названный его именем, впоследствии носил сокращенное наименование ? Ширван (Шарван). Разноречивые сведения источников о расстоянии между ним и Дербендом привели к тому, что отдельные ученые, начиная с XIX в., сомневались в реальности существования такого города и отожествляли его с Шабраном. Охрана крепости Баб Ануширван, зазванной Ибн Хордадбехом, очевидно, была вверена правителю этого города, который, вероятно, следует искать где-то в районе Гильгильчая. http://www.vostlit.info/Texts/rus2/Hordabeh/primte xt7.phtml#91
 
Современная этническая карта народов Кавказа. Как сложилась судьба народов после разрушения Великой Кавказской Стены. [img:2367acbe73]http://www.grid.unep.ch/product/publication/CEO-for-Internet/CEO/images/ethnic.jpg[/img:2367acbe73]
Страницы: 1
Читают тему (гостей: 1)

 

Написать нам