- Чомартны къолун джокълукъ байлар.
- Хоншуну тауугъу къаз кёрюнюр, келини къыз кёрюнюр.
- Бек ашыкъгъан меннге джетсин, дегенди аракъы.
- Адамгъа аман кюн соруб келмейди.
- Кийимни бир кюнню аясанг, минг кюннге джарар.
- Айырылгъанланы айю ашар, бёлюннгенлени бёрю ашар.
- Терслик кетер, тюзлюк джетер.
- Кёл ашады да, кеси ашады.
- Ашда – бёрю, ишде – ёлю.
- Аууздан келген, къолдан келсе, ким да патчах болур эди.
- Тилчиден кери бол.
- Тил бла келеди джыр да.
- Чабакъсыз кёлге къармакъ салгъанлыкъгъа, чабакъ тутмазса.
- Тюзлюк тас болмайды.
- Экеу тутушса, биреу джыгъылыр.
- Хар зат кесини орнуна иги.
- Ариу джол аджал келтирмез.
- Аман эсирсе, юйюн ояр.
- Эринчекни аурууу – кёб.
- Алгъанда – джууукъ, бергенде – джау.
- Ашха уста, юйюнде болсун
- Байлыкъ адамны сокъур этер.
- Сакъалы текени да бар, мыйыгъы киштикни да бар.
- Гырджын – тепсини тамадасы.
- Эркишиге тары кебек танг кёрюнюр.
- Ишге юренсин къоллары, халкъ бла болсун джоллары.
- Уясында не кёрсе, учханында аны этер.
- Эшекни не къадар тюйсенг да, ат болмаз.
- Башда акъыл болмаса, эки аякъгъа кюч джетер.
- Юреннген ауруу къалмаз.
- Айтылгъан сёз ызына къайтмаз.
- Ёгюзню мюйюзлери ауурлукъ этмейдиле.
- Намыс сатылыб алынмайды.
- Адам сёзюнден белгили.
- Джарлыны тону джаз битер.
- Къыз келсе, джумуш эте келеди, къатын келсе, ушакъ эте келеди.
- Экиндини кеч къылсанг, чабыб джетер ашхам.
- Сабий болмагъан джерде, мёлек болмаз.
- Сютден ауузу кюйген, суугъа юфгюре эди.
- Айран тёгюлсе, джугъусу къалыр.
- Уллу айтханны этмеген – уллаймаз.
- Тин – байлыгъынг, терен саулугъунг.
- Ашхылыкъ джерде джатмайды, аманлыкъ суугъа батмайды.
- Ишлегенден, къарагъан уста.
- Бал – татлы, балдан да бала – татлы.
- Ашын ашагъанынгы, башын да сыйла.
- Билимсиз иш бармаз.
- Тил – миллетни джаны.
- Къарын къуру болса, джюрек уру болур.
- Адамны сабийин сюйген джюреги, бычакъча, джитиди.
Heavy Metal Breakdown
10.12.2009 18:53:44
В поисках братьев по разуму открываю топ о тяжёлой музыке. Буду делиться мнением об услышанном и увиденном. Рецензий не будет, потому как писать я их не умею. Рассказ будет в духе "вставило|невставило"
Всякие липуцкиты-корны-киши-мыши и другое попсово-трендовое г*** идёт лесом к нехорошей бабушке. Будем обсуждать только тяжеляк... ну может иногда какую нить попсень... но это вряд ли. Итак поехали. группа: Rebellion альбом: "Shakespeare's Macbeth ? A Tragedy In Steel" жанр: Heavy Metal год: 2002 страна: Германия Композиции: 1.Introduction 2.Disdaining Fortune 3.The Prophecy 4.Husbandry In Heaven 5.The Dead Arise 6.Evil Speaks 7.Letters Of Blood 8.Revenge 9.Claws Of Madness 10.Demons Rising 11.Die With Harness On Your Back Состав группы: Michael Seifert ? вокал Uwe Lulis ? гитара Björn Eilen ? гитара, вокал (Macduff) Tomi Göttlich ? бас, вокал (Macbeth) Randal T. Black ? ударные, вокал (Doctor) Приглашённые музыканты: Bob Lyng ? вокал (Narrator Francesca Schmidt ? вокал (Lady Macbeth) Yvonne Thorhauer ? вокал (First Witch, Gentlewoman) Saskia Schenkel ? вокал (Second Witch) Ana Lara ? вокал (Third Witch) Allan Bunnell ? вокал (Young Siward) Сегодня я вам поведаю о таком замечательном коллективе как Rebellion. Ветераны тяжмета их не могут не знать. Ну а для неофитов Металла (если такие объявятся на форуме) я поведаю короткую историю. Есть такая культовая хэви-банда Grave Digger. Около десяти лет назад они разругались и из группы свалил их гитарист Уве Луллис чуть было не прихватив с собой и название группы. Но Крис Болтендаль отстоял своё право на Grave Digger и Уве ушёл несолоно хлебавши. Но нас как ценителей хорошей музыки вовсе не волнует кто с кем там поссорился, всё преходяще а музыка - вечно! Вообщем Уве сколотил новую команду и назвал Rebellion (видимо подчеркнув так характер своего ухода из родной группы), туда же примкнул Томи Гётлих, некогда прекрасно справлявшийся с барабанами у "могильщиков". Все ожидали, что Rebellion окажется клоном Grave Digger, ан нет! Первый же альбом это опроверг. Так случилось, что этот альбум я услышал совсем недавно. Услышал и он меня так зацепил, что я решил написать об этом на НФ. Вдруг здесь найдутся ценители. Называется "Shakespeare's Macbeth ? A Tragedy In Steel" . Да-да! Вы не ослышались, Макбет Шекспира. Это вам не хухры мухры Альбом написан по мотивам известного произведения, следовательно концептуальный. Металхэды вообще любят писать концептуальные произведения, ибо, являясь людьми в высшей степени творческими уважают классику и искусство вообще. (ИМХО Поэтому Метал всегда был есть и будет выше всякой попсы) Театр начинается с вешалки, а альбом с обложки и буклета. (У металлистов и обложка и буклет часто являются неотъемлемой частью альбома, поэтому вы там никогда не увидите легкомысленной фигни) Альбом начинается с текстового вступления в буклете, затем вступление продолжается монологом рассказчика на диске. At the beginning of the play, we look upon Macbeth as a shining hero. On behalf of his king, Duncan, he has just defeated the traitor Macdonwald, quelling high treason and subversion, safeguarding the rule of the king, so Scotland can look forward to a new era of peace. On their way from the battlefield the commanders Macbeth and Banquo meet three witches, who foretell the warriors promising prophecies: To Macbeth they predict the Thanehood of Glamis and of Cawdor ? and eventually even the crown of Scotland, to Banquo, oil the other hand, that he would be father of a line of Kings. Macbeth is already the Thane of Glamis, and out of gratitude the king soon bestows the Thanehood of Cawdor upon him. So the fulfilment of the last prediction seems to be close at hand. Only King Duncan himself stands in the way of Macbcth's aroused ambitions. It seems like a stroke of fate when the grateful king arrives as a guest at the castle of the Thane of Glamis and Cawdor to express his profound gratitude to this outstanding warrior. Unlike Macbeth, who feels covetous but hesitant, his wife is prepared to act. She spurs on her husband, encouraging him to seize this supposed opportunity of fate like a man. Macbeth stabs the defenceless king in his sleep, and with the help of his wife he succeeds in casting suspicion upon the king's guards. Rut while the majority of the Scottish noblemen do not dare to question his story, Malcolm, the king's son, escapes to England with a number of faithful followers. Among them is Macduff, next to Macbeth one of Scotland's most influential Thanes. Macbeth, the king's murderer, is crowned King of Scotland soon afterwards but the fruits from his deed taste sour. Macbeth can neither enjoy his status nor his power as the ruling king for even a single moment. Worry and anxiety are casting dark shadows on his life..After all, as the witches have predicted, Banquo would be the forefathers of a new line of kings ? for the childless Macbeth a source of constant threat and fear. Before long, he hires assassins to kill Banquo, the supposed father of kings and only other person who knows about the witches' prophecies. But the admonishing ghost of the murdered Banquo appears in front of Macbeth's eyes at a banquet. From this point on, it becomes apparent to what extent Macbeth has already succumbed to madness and is being pursued by the ghosts of his murdered victims. Again Macbeth seeks out the witches to ask them about his future. They assure him that no man of woman born would ever be a threat for him, yet Macbeth should beware of Macduff, whom he can only conquer through violence. Macbeth feels encouraged by the witches' predictions and sets about "clearing up" among his supposed enemies. In his growing madness, he turns from a murderer into a tyrant, and the whole country moans and suffers under the strokes of his raging terror. Macduff, the Thane of Fife, is still in England, and since the tyrant is unable to get hold of him he resolves to destroy the castle of the alleged traitor, giving his wife, children and servants to the sword. But while Macbeth seeks safety in destruction and bloodshed, his lady's strength of mind begins to falter; walking in her sleep, she constantly tries to wash invisible blood from her hands ? the blood of the murdered King Duncan. Lady Macbeth dies finally as a victim of her own madness, of her feelings of guilt. The tyrant himself suffers from increasing madness and deep depressions so much so that he can hardly mourn the death of his wife. He begins to realise that all his efforts and killings will neither bring him happiness nor satisfaction. Yet, on the strength of the witches' predictions, he still believes himself deceptively safe, drawing from them the strength to prepare for the impending battle. Under the leadership of Duncan's son Malcolm and Macduff, the English and many Scots have united and arc marching on Macbeth's seat, Dunsinane, with a powerful army. Faced with these superior troops the tyrant's men flee from him, until he finally finds himself alone. Still being convinced of his own invincibility Macbeth awaits the onslaught of the enemy troops. Caught in a deadly combat with Macduff, Macbeth finds out that his opponent was cut from his mother's womb and was therefore not born by a woman. Only then he realises that he has fallen victim to the witches' prank. Realising the full extent of his delusion, he comes to his senses and understands that his own death is imminent. Yet he does not attempt to flee but faces the battle with Macduff and is finally slain. Let the Story begin... И далее уже на диске 1.Introduction [Narrator:] As we know man does not walk the earth alone but is surrounded by strange creatures and spirits. Some of these may sometimes try to lure man into their own influence... for their own entertainment... and to steal away the most precious gem dwelling in each of us... our soul. Man may choose the path he follows, but its direction may at times: not be what it seems... This tale is about one of the most valiant heroes that ever walked the Scottish soil. It tells his glorious deeds, his hopes, his ambitions, his rise... and his fall... yet it does not start with its protagonist... rather with its demons... [First Witch:] When shall we three meet again, in thunder lightning or in rain [Second Witch:] When the Hurlyburly 's done, when the battles lost and won [Third witch:] That will be ere the set of sun [First Witch:] Where the place? [Second Witch:] Upon the heath. [Third Witch:] There to meet with Macbeth продолжу рассказ отрывком из одной рецензии с сайта www.metallibrary.ru (сам лучше всё равно не напишу, да и лень ) ...Далее следует быстрая и многоплановая открывашка "Disdaining Fortune", с запоминающимся припевом. Мощно, слаженно, гармонично. Следующая, "The Prophecy" начинается медленно, в акустическом ключе, а потом взрывается традиционным хэви о сменой ритма, с мощным среднетемповым припевом, напоминающим лучшие пассажи Iced Earth. Heavy metal чистой слезы, со всеми фишками и вставками, великолепными соляками и хоровыми распевками. Заканчивается вновь монологом рассказчика, а затем эстафету перехватывает монолог леди Макбет, чтобы открыть самый амбициозный и длительный трек альбома "Husbandry In Heaven". После жесткого речитатива леди Макбет, напряжение нагнетается быстрым проходом, затем полуакустический проигрыш с речитативом Макбета, причем атмосфера продолжает постепенно нагнетается, и следует взрыв мощной heavy metal волны, сопровождаемый уже дуэтом Макбетов, т.е. женского и мужского вокалов. Встреча Grave Digger и Iced Earth. Настоящий металл! |
|
|
|
10.12.2009 19:05:08
Круче Rammstein'а всё же нет, какой бы там не был Ребеллион, или как там их
|
|
|
|
10.12.2009 19:08:04
рамштец - тренд и папса по определению и не митал ниразу а ванючий индастриал
йаж гаварил "и другое попсово-трендовое г*** идёт лесом к нехорошей бабушке" |
|
|
|
11.12.2009 14:39:46
|
|
|
|
11.12.2009 15:06:51
|
|
|
|
11.12.2009 15:51:47
ивл спикс э плезент ленгвидж
Стучало по ушам, но внутри отозвалось. лиричность и тяжелая ритмичность, вот этот микс - для трагедии. произношение четкое, не напрягаясь понимаешь) |
|
|
|
11.12.2009 16:03:15
наверное,чтоб слушать в кайф эту "тяжесть", нужно принять кайфа...тяжелую дозу...
|
|
|
|
11.12.2009 17:30:42
Alan
кого цитируешь? |
|
|
|
12.12.2009 05:23:20
с удовольствием буду прослушивать и открывать новых исполнителей метала. не забрасывай тему)
|
|
|
|
15.12.2009 12:30:25
eto zhe ta girl
Послушай трек 03. Seven Seals - хитовая песнь |
|
|
|
16.12.2009 07:55:49
рамштец - тренд и папса по определению и не митал ниразу а ванючий индастриал йаж гаварил "и другое попсово-трендовое г*** идёт лесом к нехорошей бабушке"
вот зря ты так, товарищ Alive Again, по твоему если исполнитель становится популярен, то он уже априори "попсово трендовый шит"? бред! а как же например Айрон Мэйден, Моторхэд, Слэйер и тд., эти группы одни из самых популярных в метале, и поклонников у них не меньше чем у Раммштайн (особенно у Айрон Мэйден то), и каждая из этих 3 групп вот уже на протяжении трех десятков лет, остается верная своему изначальному стилю, и играет все тот же тру хэви или трэш метал. и хочу заметить что Раммштейн не индастриал, и тем более не "вонючий"! если на то уж пошло, то господа под названием Ребелион, играют еще более "ванючий" немчурный пивной павер-хэви метал, который кроме неприятных позывов ничего больше не вызывает, и я уверен на процентов так на 99, что аудитория данной группы состоит в основном из быдловатых патлатых мужиков-любителей пива за 30 Alive Again, и не удивительно, что никому из местных эльбовцев этот хэвиметал в лице Ребилион не понравился, ты бы еще про Cannibal Corpse здесь упомянул, ага, чтоб жамаууат вообще испугался а я же, как прожженный миталист с 15 летним стажем))), в свою очередь очень рекомендую послушать таких классиков авангардного метала как группы Tool ( |
|
|
|
16.12.2009 12:24:36
temirchi
Всё таки Рамштайн - это индастриал с металлическим оттенком |
|
|
|
16.12.2009 15:14:40
митол (удалено сама: выражения выбирайте)
|
||||
|
|
|||
Читают тему (гостей: 1)