- Айтхан – тынч, этген – къыйын.
- Къонакъ болсанг, ийнакъ бол.
- Эли джокъну – кёлю джокъ.
- Керти сёзге тёре джокъ.
- Хар ишни да аллы къыйынды.
- Ауругъанны сау билмез, ач къарынны токъ билмез.
- Таукел тауну аудурур.
- Бермеген къол, алмайды.
- Ёлюр джаннга, ёкюл джокъ.
- Кюлме джашха – келир башха.
- Джумушакъ сёз къаты таякъны сындырыр.
- Терек ауса, отунчу – кёб.
- Ойнаб айтсанг да, эслеб айт.
- Ана къойну – балагъа джандет.
- Билгенни къолу къарны джандырыр.
- Эрине къаргъыш этген къатын, эрнин къабар.
- Башы ишлегенни, ауузу да ишлер.
- Юйлю уругъа ит чабмаз.
- Ат басханны джер билед.
- Атлыны кёрсе, джаяуну буту талыр.
- Ариу сёз – къылычдан джити.
- Къарын къуру болса, джюрек уру болур.
- Къарнынг бла ёч алма.
- Иги джашны ышаны – аз сёлешиб, кёб тынгылар.
- Билим насыб берир, билим джолну керир.
- Ойнай билмеген, уруб къачар.
- Абынмазлыкъ аякъ джокъ, джангылмазлыкъ джаякъ джокъ.
- Тынгылагъан тынгы бузар.
- Бек ашыкъгъан меннге джетсин, дегенди аракъы.
- Шекер бла туз – бир болмаз, ушамагъан – юй болмаз.
- Айранны сюйген, ийнек тутар.
- Джылкъыдан – ат чыгъар, тукъумдан – джаш чыгъар.
- Кёзден кетген, кёлден да кетеди.
- Ауругъаннга – кийик саулукъ, джетген къызгъа – чилле джаулукъ.
- Тил джюрекге джол ишлейди.
- Эл тойса, тоймагъан, эл къойса, къоймагъан.
- Тели турса – той бузар.
- Джарлы джети элни сёзюн этер.
- Байма, деб да, къууанма, джарлыма, деб да, джылама.
- Душманны тышы – акъ, ичи – къара.
- Адебсиз адам – джюгенсиз ат.
- Бети – къучакълар, джюреги – бычакълар.
- Ауузу аманнга «иги», деме.
- Къалгъан ишге къар джауар.
- Айыбны суу бла джууалмазса.
- Кюн кёрмеген, кюн кёрсе, кюндюз чыракъ джандырыр.
- Экеулен сёлеше тура эселе, орталарына барыб кирме.
- Ач бёрюге мекям джокъ.
- Джангызны оту джарыкъ джанмаз!
- Джашны джигитлиги сорулур, къызны джигерлиги сорулур.
кто такие скифы-аланы-асы-хазары-болгары-карачаевцы-балкарцы -кумуки
25.06.2007 14:49:46
савир без ответа?
|
|
|
|
27.12.2007 17:52:59
http://www.kyrgyz.ru/?page=310 ·
От ?скифо-сибирского мира? к историко-археологическому анализу Если отбросить теорию ?скифо-сибирского мира? и связанную с ней обширную библиографию, то что тогда остается? Остаются сами материалы раскопок курганов, которые практически не осмыслены с историко-археологической точки зрения. Характерным явлением археологии этой эпохи является то, что эпоха рассматривается практически исключительно как совокупность археологических культур, а не как социально-политическая система. Это связано скорее с традициями самой археологии, как науки, чем с накопленным материалом. Как раз накопленный материал позволяет проводить достаточно уверенные реконструкции социального, экономического и даже политического плана. Одной из наиболее удачных работ является реконструкция социально-экономического уклада тагарской культуры в причулымской лесостепи, выполненная А.И. Мартыновым [15]. Исследователи, в особенности испытывающие чрезмерную склонность, к типологии, часто забывают, что только весь материал археологической культуры в совокупности способен дать разностороннюю оценку экономического и социально-политического быта населения того времени. К числу подобных материалов следует отнести также географическое расположение курганов и поселений, их распространение в определенном ареале и взаимная сочетаемость. То, что такое расположение тесно связано с экономическим и социальным бытом, хорошо показано на материале илийских саков [16]. Большинство культур ? скифского времени? Центральной Азии разбито на хронологические этапы. Картирование памятников определенных этапов культуры позволяет проследить на археологическом материале политический по происхождению процесс ? экспансию и распространение, или наоборот, упадок и сокращение территории того или иного древнего общества. В качестве примера можно привести любопытное положение, которое выясняется при изучении памятников тагарской культуры среднего течения Енисея и верховьев Чулыма. На ранних этапах культуры памятники сосредоточены в долине Енисея, между впадением Ербы и Енисей-Чулымским водоразделом. В это время, судя по распространению памятников баиновского и подгорновского этапов, основное население жило вдоль реки, но также использовались для кочевого скотоводства долины, отстоявшие от реки на 40-50 километров [17]. Но в сарагашенский этап (IV-III вв до н . э .) происходят значительные изменения. Памятники тагарской культуры встречаются в долине верхнего Чулыма, в долинах соленых озер: Шира, Белё, заселяются оба склона Батеневского хребта. Памятники сарагашенского этапа в большом количестве появляются в более северной котловине, вокруг Тенгри-кёль (Белое озеро) и Ит-кёль, в верховьях реки Урюп, левого притока Чулыма. Крупный курган этого времени отмечен в районе г. Назарово [18]. Иными словами, мы видим, как археологические памятники зафиксировали процесс экспансии носителей тагарской культуры в этот отрезок времени. Примерно за 200-250 лет они распространились на большие степные территории в северо-западном направлении. В завершающую стадию тагарской культуры ? тесинский этап (II вв до н . э . ? I в н . э .), при рассмотрении памятников этого района, мы видим следующие процессы. Во-первых, резко уплотнилось население на Енисее, на верхнем Чулыме. Этот процесс шел на протяжении всей второй половины I тыс. до н . э ., и выразился в изменении погребального обряда. Тагарская культура перешла от индивидуальных погребений к коллективным. На тесинском этапе количество погребенных в общей погребальной камере могло доходить до несколько десятков и даже сотен человек. Установлено, что подобные камеры использовались продолжительное время [19]. Во-вторых, памятники тесинского этапа тагарской культуры и переходного времени к таштыкской культуре отмечаются не только среднему течению Енисея, но и по среднему течению Чулыма, а также на притоках: Урую, Кия, Яя. Ими было занято все верхнее течение Кии ? обширный район в северных отрогах Кузнецкого Алатау. В силу особенностей археологического исследования этих территории (полное преобладение ?спасательных раскопок?, внешние осмотры и сборы подъемного материала), сейчас нельзя охарактеризовать некоторые особенности этого процесса. Во-первых, неясно, что стало причиной такой экспансии. Во-вторых, непонятно, какой был характер этой экспансии и как сложились отношения с предыдущими жителями этих территорий. Для выяснения этих вопросов нужно провести дополнительные исследования. Разумеется, что для получения точных ответов нужны исследования по заранее разработанному плану, на заранее определенных территориях, а не раскопки ?где придется?, как это бывает при ?спасательных раскопках?. Аналогичный анализ может быть сделан практически для любых археологических культур, главное, чтобы имелось достаточное количество материала. Если сравнить концепцию ?скифо-сибирского мира? с приведенным анализом, то видно, что перспективы последнего намного больше. Если теория ?скифо-сибирского единства? заставляет исследователя смотреть на общество того времени, как на застывшее и статическое, то проделанный анализ показывает, что тагарское общество во вторую половину I тыс. до н . э . усиливалось и распространялось, то есть дает нам первоначальные сведения о социально-политической обстановке того времени. Политическая обстановка VI-III вв до н . э . Применим вышеобозначенный метод к царским курганам ? скифской эпохи? и попробуем извлечь из него некоторую информацию. При раскладке царских курганов на карте, выясняется, что царские курганы распределяются по территории северных предгорий Саяно-Алтая и Тянь-Шаня далеко не равномерно, а тремя группами. Наиболее западную группу составляют приаральские курганы: Уйгарак и Южный Тегискен, а также курганы и городище Чирик-Рабата, лежащее на Жаны-Дарье, ныне в северо-западной оконечности Кызылкумов. По данным раскопок Хорезмской экспедиции С.П. Толстова, территория по Жаны-Дарье в VI-II вв до н . э . была густо заселена оседлыми земледельцами, которые пользовались хорошо развитой ирригационной системой. Чирик-Рабат представлял собой мощную крепость с цитаделью и большой башней (30х30 метров), в центре которой располагались царские курганы. Один из них имел насыпь диаметром 60 метров, высотой 3,5 метра, камера и дромос к ней были вырублены в песчанике, обмазаны глиной и побелены [20]. По всей видимости, здесь в VI веке до н . э . возникло крупное политическое образование, сочетавшее в себе элементы скотоводческого и земледельческого обществ. Правящие слои были кочевниками, тогда как основная масса населения была оседлыми земледельцами, знакомыми с градостроением и фортификацией. Характерно так и то, что для этого общества был характерен высокий уровень развития металлургии и военного дела, основанного на применении железного оружия и пластинчатых доспехов. Вторая группа располагается в Семиречье, и представлена несколькими крупными курганами: Иссык, Бесшатыр, Чиликта и другими. Например, Чиликтинский курган имел диаметр 66 метров, и высоту в 6 метров, погребение совершено в деревянном срубе. Он входил в состав большого могильника, в котором 13 курганов имели диаметр насыпи 60-100 метров. Бесшатырский могильник на Или также дает картину крупного погребального комплекса знати. В нем насчитывается 31 курган, из которых 3 кургана имели диаметр насыпи от 45 до 105 метров. В отличие от других погребений этого типа, погребальные камеры из тяньшаньской ели поставлены на уровне древней поверхности и засыпаны битым камнем [21]. Курган Иссык, имевший диаметр насыпи 60 метров, дал богатое погребение знатного юноши в парадном облачении. К сожалению, главное погребение кургана было разграблено в древности. Очевидно, долина Или стала в VII-VI веках центром формирования крупного политического образования, которое стало известно под названием саков. Впоследствии, на основе этого образования сформировалась культура и государственность усуней. Третья, северо-восточная, но наиболее обширная группа расположена на Саяно-Алтае. Она включает в себя много царских курганов: Берель, Катанда, Укок, Башандар, Туэкта, Пазырык, Салбык, Ааржан и другие. Пространство, которое очерчивается этими курганами, занимает территорию от Иртыша до Енисея. Чтобы не углубляться в описания курганов, подчеркнем отличия этой группы от двух предыдущих. Во-первых, курганных могильников в этой группе заметно больше. Это может указывать на несколько моментов: большую численность этого политического образования, формирование его как ?конфедерации? (что предполагал М.П. Грязнов при изучении материалов кургана Ааржан), и сложную политическую историю. Во-вторых, курганы расположены в разных географических условиях, как в долинах больших рек, так и в высокогорных долинах. Это может указывать на разницу в хозяйственном развитии входящих в это политическое объединение родов. В-третьих , в отличие от присырдарьинского региона и Семиречья, обозначенный регион расчленен горными хребтами, имеет мало удобных перевалов, и эти особенности путей сообщения могли оказывать непосредственное влияние на истории, этого образования. Возможно, что в Саяно-Алтае существовало несколько политических образований, которые то сливались вместе, то распадались. Во всяком случае археологический материал тувинских и алтайских памятников очень близок, тогда как материал долины среднего Енисея отличен [22]. Это обстоятельство может указывать на разную историческую судьбу носителей культур. Рассматривая все три группы вместе, можно сделать еще несколько замечаний. Территории владений приаральских и илийских саков вначале, видимо, не соприкасались между собой. Это соприкосновение могло произойти позже, в IV веке до н . э ., во время крупных изменений в регионе, вызванных завоеваниями Александра Македонского, а также во II веке до н . э ., связанных с гибелью городов и поселений по Жаны-Дарье, а также с завоевательными походами саков на юг и юго-восток. Каршинский оазис дает сведения о том, что во II веке до н . э . приаральс |
|
|
|
28.12.2007 03:14:35
И еще я читал, что Зулькарнайн возможно правитель Йемена в 500 каких то годов до нашей эры. Точно не помню. Найду напищу.
|
|
|
|
10.02.2008 19:09:14
Monique
вы болгарка? дадите экспертную оценку?)) http://www.elbrusoid.org/phorum/index.php?action=v thread&forum=8&topic=5971&page=3 что ха эпос? |
|
|
|
|
||||
|
|
|||
Читают тему (гостей: 1)