Войти на сайт
28 Марта  2024 года

 

  • Аз айтсам, кёб ангылагъыз.
  • Бойнуму джети джерден кессенг да, мен ол ишни этеллик тюлме.
  • Илму – джашауну джолу.
  • Къобан да къуру да къобханлай турмайды, адам да къуру да патчахлай турмайды.
  • Хар зат кесини орнуна иги.
  • Юй ишлеген балта эшикде къалыр.
  • Кёкдеги болмаса, джердегин кёрмейди.
  • Ашын ашагъанынгы, башын да сыйла.
  • Джуртун къоругъан озар.
  • Эли джокъну – кёлю джокъ.
  • Юре билмеген ит, къонакъ келтирир.
  • Байны оноуу, джарлыгъа джарамаз.
  • Тойгъандан сора, ашны сёкме.
  • Окъугъан – асыу, окъумагъан – джарсыу.
  • Тынгылагъан тынгы бузар.
  • Аманнга алтын чыдамаз.
  • Накъырда – кертини келечиси.
  • Къарнынг тойгъунчу аша да, белинг талгъынчы ишле.
  • Джарлы тюеге минсе да, ит къабар.
  • Минг тенг да азды, бир джау да кёбдю.
  • Хантына кёре тузу, юйюне кёре къызы.
  • Ашатыргъа иш – ашхы, ишлетирге аш – ашхы.
  • Билим насыб берир, билим джолну керир.
  • Онгсузну – джакъла, тенгликни – сакъла.
  • Кёлсюзден сёзсюз тууар.
  • Бети бедерден, намыс сакълама.
  • Келгинчи, къонакъ уялыр, келгенден сора, къонакъбай уялыр.
  • Сютню башын джалагъан къутулур, тюбюн ичген тутулур.
  • Ариу – кёзге, акъыл – джюрекге.
  • Дженгил джетерикме деб, узун джолну къоюб, къысхасын барма.
  • Чарсда алчыны эл кёреди.
  • Туз, гырджын аша, тюзлюк бла джаша.
  • Тешигини къатында, чычхан да батыр болур.
  • Кийимни бир кюнню аясанг, минг кюннге джарар.
  • Хар ишни да аллы къыйынды.
  • Кёзюнде тереги болгъан, чёбю болгъаннга кюле эди.
  • Кёб джашагъан – кёб билир.
  • Джаханимни кёрмей, джандетге кёл салмазса.
  • Рысхысына кёре, джаш ёсер, къышлыгъына кёре, мал ёсер.
  • Ач бёрюге мекям джокъ.
  • Кёб джат да, бек чаб.
  • Гугук кесини атын айтыб къычыргъанча, мен, мен деб нек тураса?
  • Джумушакъ сёз къаты таякъны сындырыр.
  • Аджалсыз ёлюм болмаз.
  • Билим – акъылны чырагъы.
  • Джаным-тиним – окъуу, билим.
  • Къонакъ хазыр болгъанлыкъгъа, къонакъбай хазыр тюлдю.
  • Тилсиз миллет джокъ болур.
  • Сёз садакъдан кючлюдю.
  • Эринчекни эр алмаз, эр алса да, кёл салмаз, кёл салса да, кёб бармаз!

 

Страницы: 1 2 След.
RSS
КАВКАЗ И АБХАЗО-АДЫГИ: ПРОБЛЕМЫ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ АГРЕССИИ
 
М.М. Алхасов (Нальчик)
КАВКАЗ И АБХАЗО-АДЫГИ: ПРОБЛЕМЫ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ АГРЕССИИ
Народы, на протяжении веков, живущие рядом, по соседству, пере?нимают друг у друга многие элементы обычаев, традиций, быта, языка, одежды, музыки, танцев и т.п. Другими словами, происходит заимство?вание компонентов духовной и материальной культуры одного этноса другим, и наоборот. Параллельно с этим часто имеет место другой про?цесс: присвоение чужого и выдача этого чужого за свое в благопри?ятных для присваивателя исторических условиях. Последнее в полной мере относится к ?лидерам? и ?ученым? некоторых народов, прожи?вающих на Кавказе. Обратимся к фактам.
Достоверные и наиболее полные сведения о народах, населявших Кавказ, стали извест-ны около 500 лет назад благодаря европейским, турецким, арабским и русским пись-менным источникам. Тогда, в XV-XVI веках путешественники и исследователи описали кавказские зем?ли и населяющие их народы: адыгов (черкесов), абхазов, грузин, армян и дагестанские народности. Ни о каких других этносах не было и речи. Почему? Да потому, что в тот период другие здесь либо не жили, либо жили небольшими племенными группами по нескольку сот человек в труднодоступных горных местах. Эти племена стали известны гораздо позже; в ХУП-ХУШ вв. Они носили названия рек и ущелий, по кото?рым жили и, постепенно размножаясь, консолидировались а несколько этносов, которые находившихся в полной зависимости от кабардинских феодалов: балкарцы и карачаевцы были во владении князей Большой Кабарды, осетины и ингуши - во владении князей Малой Кабарды.
Страна адыгов занимала территорию от восточного побережья Чер?ного и Азовского морей на западе до Каспийского моря на востоке и далее на север, а затем на северо-запад к истокам р. Ея и далее по реке до Азовского моря. Таким образом, в Черкесию входили со-временные республики Ингушетия, часть Чечни, Северная Осетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Адыгея, часть Северного Дагестана, почти весь Краснодарский край и большая (юго-западная) часть Став?ропольского края. Адыги были самым многочислен-ным народом на Кавказе, занимавшим наибольшую территорию. Они оказали огромное влияние на все народы, жившие по соседству: грузин, чеченцев, даге?станцев, азербайджанцев, армян, ногайцев, татар, осетин, балкарцев, карачаевцев, позже русских, - которые переняли у адыгов форму одеж?ды, военные обычаи, оружие, этикет, танцы и т.п. Таким образом, мате?риальная и духовная культура адыгов (черкесов) стала культурой всех народов Кавказа - поэтому неудивительно, что на протяжении несколь?ких веков вплоть до XX века символом Кавказа оставался черкес.
Со временем некоторые народы Кавказа стали претендовать на от?дельные элементы культуры адыгов как на собственные, исконно им присущие. Это стало возможным вслед-ствие резкого сокращения чис?ленности черкесского населения и занимаемой им террито-рии в ре?зультате чудовищного геноцида по отношению к адыгскому народу и изгнания его, в Османскую империю, осуществленных русскими вла?стями в ходе и по окончании Русско-Кавказской войны 1763-1864 гг. Черкесы оказались вторым народом в мире вслед за евреями, подавля?ющее большинство которых проживает за пределами своей историче-ской Родины - 4 млн. чел. против 900 тысяч человек. Причем, следует отметить, что не будь этой страшной трагедии в истории адыгского народа (имеется ввиду даже не сама война, а насильственное выселение народа), численность черкесов сегодня составила бы около 30 млн. че?ловек вместо 5 млн.; более 25 млн. адыгов в течение последних полу-тораста лет ассимилировались среди турков, арабов, болгар, албанцев, югославов и т.п.
В течение трех последних веков происходил территориальный (зе?мельный) грабеж адыгов, в результате которого наибольшие приобре?тения сделали русские (Краснодарский и Ставропольский края), осети?ны (Моздокский и Курпский районы), карачаевцы (Малока-рачаевский район), ингуши (Малгобекский район) и балкарцы (вся предгорная часть совре-менной Кабардино-Балкарии). Вслед за этим начался этно?культурный ?грабеж? адыгов. В этом деле пальму первенства захвати?ли уже грузины, от которых, стараются не отстать рус-ские (казачество), тюркские народности (балкарцы и карачаевцы), ингуши и ираноязычные осетины.
Одним из главных предметов посягательства является абхазо-адыгская националь-ная мужская одежда - ?черкеска?, название кото?рой говорит само за себя. Однако, за по-следние десятилетия предпри?нимались неоднократные попытки со стороны грузин, осе-тин, казаков и других присвоить себе происхождение черкески, которую на родном языке черкесы называют ?адыгэ фащэ? - ?адыгская форма одежды?. Все народы Кавказа и казаки позаимствовали ее у абхазо-адыгов - чер-"кесов. Даже российские императоры надевали черкеску как военно-парадный костюм, желая стать похожими на черкесов в мужестве, до-блести и благородстве. Сказанное в не меньшей степени относится и к адыгской нацио-нальной женской одежде, которую заимствовали со?седние с черкесами народы, кроме рус-ских. Многие элементы абхазо-адыгского мужского и женского костюмов (папаха, метал-лические поя?са, нагрудники и др.) периодически включают в свои коллекции модной одежды современные кутюрье разных стран. Наиболее примечательна судьба черкесского женского головного убора прошлого, который пре?вратился в военный головной убор мно-гих армий мира - ?пилотку?.
С 1924 и по 1953 во времена безраздельного господства в стране И. Сталина и Л. Бе-рия грузины получили режим ?наибольшего благо?приятствования?. В этот период они присвоили себе многие элемен?ты культуры соседних кавказских народов, в частности, адыгов. Так, у причерноморских адыгов-шапсугов был украден танец ?Зофак?, об?работан, видоизменен и под названием ?Картули? (свадебный грузинский танец) ?выпущен в свет?. Если у адыгов в ?Зофаке? танцуют один парень с двумя девушками, то у грузин в ?Картули? - один парень и одна девушка; музыкальная же композиция и рисунок танца практиче?ски идентичны и с учетом древности ?Зофака? не оставляют сомнения в выше-сказанном. По-видимому, грузинские ?грабители от искусства? рассуждали так: ?Их, шапсугов, осталось меньше 3 тысяч, и скоро они совсем растворятся среди окружающей их массы русскоязычного на?селения, а тогда кто узнает чей это танец?. Однако, причер-номорские адыги-шапсуги не растворились, а размножились до 10 тысяч, несмо?тря на ли-квидацию Сталиным Шапсугского национального района и создание на его месте Лазаревского района, и продолжают танцевать ?Зофак?. Здесь есть над чем подумать и поработать искусствоведам по части хореографии. Следующим объектом грузинского посягательства является понятие и слово ?тамада?. Недавно по радио России (Москва) на вопрос одного слушателя о значении этого слова прозвучало смехот?ворное объяснение: ?Тамада происходит от грузинского слова ?тамадови?, что означает ?щедрый?. Не наоборот ли? Может быть, все-таки, от существительного ?тамада? происходит прилагательное ?тамадови?? В грузинский и другие кавказские языки и быт понятие и слово ?та?мада? пришло из адыгского быта и языка и происходит от слова ?тхьэ-мадэ?, где звук ?хь? - это глухой придыхательный ларингальный спи?рант, который практически непроизносим для других народов, кроме абхазо-адыгов. Поэтому адыгское ?тхьэмадэ? другие народы преврати?ли в ?тамада?, ?проглотив? звук ?хь?. Происхождение этого понятия и слова у адыгов восходит к античным языческим временам и обозначает ?старшего из богов?, который подобно Зевсу у древних греков возглав?лял языческих богов и был старшим за столом на всех пиршествах. С течением времени значение понятия расширилось, и сейчас адыги словом ?тхьэмадэ? называют и старшего за столом, и уважаемого по?четного старца, и свекра, чего нет у других народов. Грузины и другие народы, хотя и переняли само слово ?тамада?, не смогли понять и осо?знать роли и функций старшего за столом: у адыгов тамада открывает и закрывает застолье, поощряет и наказывает любого из сидящих за сто?лом, разрешает и запрещает выход (хотя бы и на время) из-за стола, от?дает распоряжения ?стоящему? (младший, который приносит блюда и уносит ненужное со стола, наливает напитки, сопровождает гостя при выходе из-за стола и т.д.), говорит тосты и предоставляет слово сидя?щим за столом, т.е. является ?главнокомандующим?; у грузин и других народов тамада за столом исполняет почему-то функции и старшего, и младшего; говорит тосты, разливает вино, развлекает гостей и т.д.
Здесь необходимо кратко остановиться на проблеме кавказских мамлюков в Египте, которых тоже грузины пытаются приписать себе. В начале 60-х годов XX столетия на экра-ны СССР вышел фильм гру?зинских кинематографистов ?Мамлюк?, из которого следовало, что башенные мамлюки ?бурджиты?, якобы, грузинского происхождения. Это было сдела-но намеренно, т.к. перед этим в 1957 г. вышла книга Джеймса Олдриджа ?Каир: биография города?, в которой автор пря?мо писал, что черкесские (не грузинские) мамлюки правили Египтом 135 лет и внесли громадный вклад в культуру арабского Востока. Не?много исто-рии. Мальчике в рабов для мамлюкской гвардии покупали, главным образом, на Кавказ-ском побережье и в Крыму. По словам французского консула в Крыму середины XVIII в. Пейсонеля ?прода?ют рабов четырех национальностей: черкесской, грузинской, калмыц?кой и абхазской. Требуются больше всего черкесы? (М. Пейсонель. Исследование торговли на черкесско-абхазском берегу Черного моря в 1750-1762 годах). Понятно, что всегда требует-ся лучшее, а лучшее - это самые красивые, сильные и умные. Поэтому подавляющее боль-шинство купленных рабов для Египта были черкесами (адыгами) и, следовательно, мамлю-ки-бурджиты почти поголовно были адыгского происхождения: если и были среди них грузины и другие, то это были единицы, которые полностью растворились и нигде не выделялись.
Стараются не отстать от грузин и русских в растаскивании истори?ческого и куль-турного наследия адыгов и более мелкие, недавно сфор?мировавшиеся народности Цен-трального Кавказа: балкарцы, карачаев?цы, осетины и ингуши. Так, некоторые ингушские лидеры и ?ученые? утверждают, что в прошлом ингушей называли ?рыцарями Кавказа?. Раз и навсегда внесем ясность в этот вопрос: ?рыцарями Кавказа? на?зывали в прошлые века
 
Академия наук Абхазии
Абхазский Институт Гуманитарных Исследований им.Д.И.Гулия
Первые Международные Инал-Иповские чтения (Сухум 9-12 октября 2007 года)
Сухум, РУП ?Дом Печати?, 2011. С.95-102.
 
мда..
 
продолжение статьи
...только кабардинцев, которые и являлись тако?выми. Ингуши же вплоть до XIX века не со-ставляли единого этноса и делились на племена, жившие горными обществами по ущельям, и на?зывались ?джерах?, ?галгай?, ?цоринцы?, ?бацби?, ?окочане?. Лишь в XIX веке все они получили общее имя ?ингуш? по названию аула ?Ангушт?, а на родном языке - ?Галгай?. Точно таким же образом об?стоит дело с балкарцами и осетинами. Первые жили пятью горскими обществами и назывались ?хуламцы?, ?безенгиевцы?, ?балхары?, ?чегемцы?, ?бахсанцы?. Всех их в конце XIX - начале XX веков стали называть ?балкарцами? по имени самого большого из обществ. Вто?рьте (осетины) делились на ?тагаурцев?, ?куртагинцев?, ?алагирцев? и ?дигорцев?. В XIX веке они получили общее название ?осетины?. О происхождении карачаевцев речь пойдет ниже.
Когда элементы адыгской (черкесской) культуры присваиваются родственными, имеющими с ними единый корень происхождения кав?казскими народами - грузинами и ингушами, - то это можно если и не принять, то как-то объяснить. Но когда этнокультур-ным ?грабежом? черкесов пытаются заниматься некавказские, некоренные тюркоязычные балкарцы и карачаевцы и ираноязычные осетины - это уже нику?да не годится. Эти три народности, попеременно пытаются присвоить себе происхождение адыго-абхазского героического эпоса ?Нарты?. Не вдаваясь в лингвистические, этнографические и исторические детали бытования нартского эпоса у разных народов Кавказа, отметим здесь один-единственный момент, необходимый и достаточный для доказа?тельства адыго-абхазского происхождения этого эпоса и его заимство?вания другими народами, проживающими на Кавказе. Мы имеем ввиду тот факт, что полнота и интенсивность бытования сказаний о нартах меняется у народов Кавказа в сторону уменьшения с запада на восток, от Черного моря к Каспийскому. Если бы этот эпос был заимствован у осетин и балкарцев (которые сами, как мы отмечали выше, сформиро?вались как этносы лишь в XIX), то абхазы, жившие всегда на западной окраине Кавказа и никогда не имевшие кон-тактов с балкарцами и осе?тинами, не имели бы нартского эпоса, да еще в таком значительном объеме. Таким образом, не подлежит никакому сомнению, что древний героический эпос ?Нарты? имеет чисто кавказское (а не тюркское или иранское), конкретно, адыго-абхазское происхождение, а осетины, бал?карцы и карачаевцы в прошлом приняли его, как и многое другое от своих сюзеренов-кабардинцев, восточных адыго-черкесов.
Следует сказать и о знаменитой кабардинской породе лошадей, которую в послед-нее время некоторые карачаевские ?ученые? и ?ис?следователи? пытаются переименовать в ?карачаевскую? и присвоить себе. Эта древняя порода лошадей, выведенная древними чер-кесами, постоянно упоминается в европейских, русских и восточных письмен?ных источниках как кабардинская порода, начиная о XV века. Запомним этот факт. Далее мы вынуждены обратиться к истории происхождения карачаевского народа, которую многие ученые отождествляют с про?исхождением балкарского народа. Однако, это не так. Если балкарские племена образовались в результате смешивания тюркского (кипчаки и татаро-монголы), иранского (аланы) и кавказского (адыги) этнических элементов, то карачаевцы - в результате смешения тюркского (крым?ские татары) и кавказского (адыги) этнических компонентов. Первое упоминание о карачаевцах появилось в начале XVIII века, и это не случайно. После разгрома кабардинцами крымско-татарского войска у г. Кинжал в 1708 году, сотни татар спасаясь бежали в горы Кабарды - именно они и положили начало кара-чаевскому племени. Легенды черкесов и абазин сохранили в памяти народной многочисленные предания о похищении их женщин ?горными людьми? - ведь у оставших-ся в живых татар не было своих женщин. Так в XVIII веке началось формирование карачаевского народа, в которое значительный вклад в последующие века внесли адыги: изгнанные из аулов за различные проступки, скрывающиеся от кровной мести и по другим причинам кабардинцы бежали в наиболее безлюдные верховья Кубани и Зелен?чуков и постепенно пополняли ряды карачаевцев, перенимая язык и образ жизни последних.
Таким образом, если кабардинская порода лошадей насчитывает, по меньшей мере, 500 лет, то карачаевский народ - 300 лет; другими словами кабардинская порода лошади старше карачаевского народа на два века, и карачаевцы никак не могли вывести эту поро-ду.
Доказательством справедливости приведенной выше исторической справки о происхождении карачаевцев служит следующее:
1) первое упоминание о предках балкарцев относится к началу XVII века, о карачаевцах - к 20-м годам XVIII века, после разгрома крымцев у г. Кинжал в Кабарде;
2) легенда карачаевского народа о крымском богатыре Карче, на?ходившемся в заточении у крымского хана, но бежавшем на Кавказ -крымский мотив;
3) легенды черкесов и абазин о ?горных людях?, не имевших своих женщин и похищав-ших их у других народов;
4) разное отношение кабардинских князей-сюзеренов к своим вас?салам: с балкарцами - имели случаи родства кабардинских дворян с балкарскими таубиями, дань была незначи-тельна и отсрочивалась; с карачаевцами - случаев родства не было, дань требовалась неза-медли?тельно, должники строго наказывались вплоть до продажи в рабство;
5) двукратное численное превосходство карачаевцев над балкарца?ми на сегодня и антропо-логическая идентичность кабардинцев и кара?чаевцев. Итак, несмотря на языковое род-ство, балкарцы и карачаевцы имеют различный этногенез.
В заключение хотелось бы отметить, что перечисленные здесь фак?ты не исчерпыва-ют всех случаев этнокультурного ?грабежа? абхазо-адыгов, а также то, что подобные по-пытки будут продолжаться и в будущем, особенно со стороны малых народностей Кавказа, которые заняты сегодня лихорадочным поиском ?древних предков?. При этом некоторые их ?ученые? оперируют тысячелетиями и, не имея фактических научных данных, широко применяют такой ?метод? как собствен?ные домыслы. Вообще, они напоминают маленьких детей, которых вчера научили писать, а сегодня им дали в руки бумагу и карандаши, и они рисуют и пишут все, что им придет в голову. Например, карачаев?цы совсем недавно стали писать, что первый покоритель высочайшей вершины Европы Эльбруса кабардинец Килар Хаширов (это зафикси?ровано во многих документах XIX века, включая памятные чугунные плиты) вовсе не кабардинец, а карачаевец Хыйса Хачиров (чувствуете созвучие?). Ингуши утверждают, что Эльбрус первым покорил ингуш Килор Хаширов. Подобных антинаучных примеров можно привести множество.
 
Кто нибудь узнавал какого сейчас самочувствие автора?
 
bazamat1976
из той же серии что и абхазская авиация, в стране где нет ни одного своего самолёта. у них очень высокий процент наркомании, так что ещё и не такого напишут.
 
Таким образом, если кабардинская порода лошадей насчитывает, по меньшей мере, 500 лет, то карачаевский народ - 300 лет; другими словами кабардинская порода лошади старше карачаевского народа на два века, и карачаевцы никак не могли вывести эту поро-ду.

 
30 МИЛЛИОНОВ АДЫГОВ!
 
Легенды черкесов и абазин сохранили в памяти народной многочисленные предания о похищении их женщин ?горными людьми? - ведь у оставших-ся в живых татар не было своих женщин.

Вот кто положил начало традиции кражи невест
 
ELBUZ

 
Абхазский Институт Гуманитарных Исследований им.Д.И.Гулия Первые Международные Инал-Иповские чтения (Сухум 9-12 октября 2007 года) Сухум, РУП ?Дом Печати?, 2011. С.95-102.
кстати, несколько карачаевцев умерло за абхазов в годы их войны. это традиционная "абхазская благодарность".
а что за Алхазов?
 
А давайте переименуем тему в шизофрению и добавим туда еще карачаевского буцефала, балкарских небоскребов, и многое многое другое, а? ))
 
касгон А давайте переименуем тему в шизофрению и добавим туда еще карачаевского буцефала, балкарских небоскребов, и многое многое другое, а? ))
а авторы "буцефала" и "небоскребов" имеют научную степень?
сей опус, кстати, уже успел внедрится в сеть Интернет:

http://archivesjournal.ru/?p=398

(кстати, этот журнал как-бы не впервой размещает подобные материалы)

а вот и герой:

http://www.kbigi.ru/?page_id=965

между прочим получает деньги работая в госу учреждении, имеет ученую степень и должность связанную с историей.

А статья была в 1998 г., еще напечатана в Канаде: вот так "правда" распространяется по миру.
 
А алайда ишлеген таулула, къарачайлыла аллай материаллагъа кёзлерин къысыбмы къоядыла, джукъ айтмай?

Не аман къарыусузду бизни интеллигенциябыз.
 
Sabr
буну киши эшитгенда болмазды, бундан алгъа. Ташатын, сыртдан ишин этгенди
 
Страна адыгов занимала территорию от восточного побережья Чер?ного и Азовского морей на западе до Каспийского моря на востоке
Ну да, правда в адыгском языке слово "море" почему-то отсутствует. наверное они там жили еще до образования этих морей
 
это чисто еврейский менталитет. Как известно, евреи, всегда больше русские, чем русские, из них получаются самые ярые сионисты. В данном случае, автор-Алхасов, хочет быть самым ярым адыгом. А суть в том, что Алхасовы происходят из евреев. Таты его предки.
 
Ума не приложу, зачем тату (или кому бы то ни было другому) писать всякие благоглупости, стравливающие адыгов с соседями
 
другими словами кабардинская порода лошади старше карачаевского народа на два века

предания о похищении их женщин ?горными людьми? - ведь у оставших-ся в живых татар не было своих женщин.



 
Казбек26

это чисто еврейский менталитет


chisto detskiy mentalitet s harakternoi tyagoi ko vsemu skazochnomu, geroicheskomu, so ssilkami na predaniya(skazki)
 
Интеллектуальный вирус
Nu da, pravda v adygskom jazyke slovo "more" pochemu-to otsutstvuet. navernoe oni tam zhili ewe do obrazovanija jetih morej

абсолютно уверен? вообще-то море по адыгски- хы
 
Н-М. Лайпан. "Истоки ущербного сознания или новые горизонты в российском кавказоведении Заремы Кипкеевой (по поводу одного кабардинского демарша или по следам набега в диссертационный Совет Ставропольского Государственного Университета)."

Стало навязчивой ?традицией? кабардинских (адыгских) авторов в выступлениях карачаевцев и балкарцев, их книгах, диссертациях искать ущербные страницы о своем этносе. Не потому ли (вопреки академичному стыдливому молчанию маститых русских ученых по их опусам), что именно карачаевцы и балкарцы, в силу естественного процесса реабилитации оболганной их истории, преодолевают в своих научных исследованиях верноподданнические и сталинистские историографические завалы, устроенные кабардинскими (адыгскими) учеными, призванными навсегда в отечественной кавказоведческой науке закрепить именно кабардинскую интерпретацию российско-кавказских отношений?! Естественно, что сегодня при становящейся демократии в стране, когда доступны архивы и хранилища, добросовестному ученому нельзя закрывать глаза на подлинные страницы трагической истории Отечества. Такому ученому важна Истина, а не тщание выпятить свою национальную спесь. Становление её как раз таки состоялось в результате потрафления ?мирными? князьями Малой Кабарды верховной власти России со времен Екатерины Великой в ущерб общекавказской, да и российской солидарности (мало ли вреда России нанесли немцы на русском престоле с ?освоением? Кавказа?!), а зачастую из-за прямого предательства интересов своего собственного народа верхушкой адыгов, о чем подробно можно узнать в книге ?Земля адыгов?. В своих работах и книгах Зарема Борисовна Кипкеева, ныне доктор исторических наук, честно и мужественно исследовала эту историю и написала правдивую историю миграций народов Центрального и Северо-Западного Кавказа на протяжении более чем ста лет. При этом снабдила свои работы огромным количеством сносок из самих адыгских авторов, начиная с их патриарха Ш. Ногмова.
По логике последних только адыги вершили историю Кавказа, все другие кавказские народы платили им дань, поэтому первородство в интерпретации истории Кавказа принадлежит только им. Мне уже приходилось писать по поводу работ З.Б.Кипкеевой ( см. ?Вести гор?, ?56, 2007 г. Темирбек Лайпан, ?История как беспристрастное исследование?), где, предвосхищая профессора Б.В. Виноградова, констатировано, что последняя книга Кипкеевой З.Б., по существу монография ее докторской диссертации, это новое слово в кавказоведении. Конечно же, честному ученому нет нужды опускаться до уровня, по выражению Виноградова, охломонства, как это допустили молодые научные сотрудники Института Гуманитарных Исследований (ИГИ) Правительства КБР Алоев Тимур и Ошроев Рубен, которые без всякого приглашения приехали в день защиты диссертации в Ставрополь и что называется ?оплевали? карачаевцев и балкарцев, устроив грязный демарш против мужественной и выдержанной карачаевки З.Б. Кипкеевой. Уж чего-чего, но ребятам не хватило не только адыге-намыс, но и элементарного приличного поведения в ученой среде. Стыдоба, что настоящий русский историк с большим именем урезонивал их словами: ?Господа, Вы дурно воспитаны и даже не подозреваете об этом...? Мы далеки от мысли, что ?зеленая молодежь? приехала на защиту по собственной воле. Профессор Виноградов по доброте душевной, стыдя их, ссылался на маститых известных кабардинских историков, дескать, те бы их демарш не одобрили. Милейший Борис Витальевич, в данном месте Вы дали большой шанс для реабилитации кабардинским ученым, но дело-то как раз в том, что этих молодчиков отправили в Ставрополь именно эти ?маститые?. Не имея за душой ни малейшей научной аргументации против работы З.Б. Кипкеевой, чтобы не навредить реноме своих ученых званий, они и снарядили ?в набег? молодежь, с околонаучными выпадами... Поражает их несуразная ссылка на Умара Алиева, как говорят они, ?карачаевца ?1?. Достаточно тут сказать, что Умар Джашуевич Алиев, человек своего времени, чтобы выбить у центра существенную помощь горским народам, будучи одним из заместителей Сталина, в бытность того наркомом национальностей, в комиссии по национальным вопросам по Северному Кавказу, в том числе для помощи адыгам, вынужден был писать в собственной автобиографии, что он ?батрак, родился в бедной батрацкой семье?, что народы Кавказа, в том числе адыги и карачаевцы, будучи закабалены как царскими сатрапами, так и собственными богачами, отстали в своем развитии, нуждаются в целенаправленной помощи центра и т.д. Между тем, будь это известно, род Алиевых в Карачае, прибыв из аксайских кумыков, укоренился как дворянский род. Умар Алиев был образованнейшим человеком на всем Кавказе в то время, в совершенстве владел арабским, русским, говорил и писал на всех тюркских языках, в том числе на всех диалектах адыгского. Достаточно сказать, что в 1916 году он был одним из кандидатов на пост Муфтия Закавказья, а ровно через год ? он активный участник революции в России. И было-то ему в те годы 22-24 года от роду. И во главу угла своей политики, чем и объясняется его мгновенный переход в революционный стан, он всегда ставил вопрос о просвещении народов Кавказа, выводе из вековой темноты, объединение всего трудового горского населения во имя этого. Выходец из глубоко религиозной среды, прямо и искренно воспринимал декларации большевиков о братстве, равенстве и свободе. Если бы не так, почему-то именно он, а не представитель адыгов, первым и единственным написал в те годы исторический очерк о положении адыгов?! Описывая угнетенное положение адыгов в этой работе, Умар Алиев опять-таки, чтобы выбить побольше помощи этому народу из центра, ?сгущал? краски. Уж такова была логика событий того времени. Он уже тогда понимал, что слова и дела большевиков резко расходятся на практике. И горько сожалел потом, что шел на эти ухищрения, потому что, вопреки ожидаемой благодарности, находились его очернители перед центром. Больше всех в этом преуспел кабардинец Батал Калмыков. Ужели сокрыто от этой молодёжи, представившейся на защите молодыми сотрудниками ИГИ КБР, что именно карачаевцы ? небольшой отряд карачаевского ополчения во главе с легендарным Георгиевским кавалером, героем Первой Мировой, Джатдаем Байрамуковым, в ответ на откровенно враждебные действия Кабарды во главе с Б.Калмыковым, инспирировавшим захват карачаевских кошей и скота на границе с Хасаутом, пошел походом в Нальчик и захватил его, вернув плененных чабанов и скот?! Указали бы они хоть один случай захвата хотя бы одного карачаевского аула ?отважными? кабардинцами, говоря о подчиненности карачаевцев Кабарде? Она вела всегда другого рода сражения с Карачаем и Балкарией: могла в качестве проводников и лазутчиков привести войска Эмануэля в Карачай, в благодарность за гостеприимство, оболгать их историю; впрочем, часть кабардинцев служила проводниками царских войск для их покорения в собственные адыгские аулы). Примеров этому тьма, в ответ добродушные горцы-карачаевцы укрывали их от преследования царских войск и казаков, а когда был истреблен и сожжен адыгский аул Хож (нынешний Ходзь), карачаевцы поехали туда, привезли их детей-сирот, приютили и вырастили их, поженили их между собой, их потомки живут и ныне в селение Хумара. Большинство из них имеет фамилии от имен, данных им карачаевцами ? Темировы, Акбашевы, Калмыковы и т.д. Странным образом, почему-то лидерами карачаевофобии становились именно выходцы из этой среды адыгов?!. Отметим еще, что Умар Алиев прекрасно знал, как кабардинские князья использовали свое ?верноподданичество? и добивались от царских властей передачи им в аренду казенных, бывших карачаевских, земель вокруг Кумы, Малки, Кубани, Зеленчуков и Большой Лабы, чтобы сдавать самим в субаренду карачаевцам и балкарцам и получать постоянную ренту. И это подробнейшим образом описано в работе З. Кипкеевой со ссылками на источники, в том числе - топографические, произведенные немцами на русской службе. Еще бы не знать Умару Алиеву обо всем этом, если Москва направила на Кавказ для решения этого спорного вопроса в свое время наркома юстиции Крыленко, и совместная комиссия с участием Алиева и Калмыкова, разобрав все исторические притязания, установила те границы, которые существуют и теперь. И сей факт сегодня не подлежит ревизии. В свое время также были определены территории этнических границ Кабарды и Балкарии (Белореченского Карачая, или Тау Къарачай (Горный Карачай) и Тар Къарачай (Теснинный Карачай). Могут ли господа кабардинцы ответить: на каком основании сегодня перекраиваются этнические границы балкарских районов? В Карачае внимательно следят за этим процессом и, будьте уверены, карачаевцы скажут свое веское слово по этому поводу! Не говоря о том, что, видимо, на историческую перспективу, сегодня в КБР в спешном порядке идет массовое переименование тюрко-язычных топонимов, гидронимов, чтобы навсегда закрепить ?исконность? их за адыгами. Видимо, это практическая часть псевдоистории, которую кабардинские ?ученые?, идя по проторенному пути, и сегодня пытаются навязывать отечественной российской исторической науке. Это ли не идеологическая платформа для нынешнего руководства КБР для оправдания экспансионистских его устремлений по перекраиванию границ и земель Балкарии (?!) Однажды высказавшись по этому поводу, повторимся: любопытно, как они собираются переименовать карачаево-балкарское имя города ?Нальчик?? Если пойти по этому пути ? придется менять топонимику чуть ли не всего Кавказа, на 90% также тюрко-язычную... Вообще, господа, ей-богу, это смешно... неужто при 90% дотационности бюджета КБР её руководству нечем заняться?..
 
Но вернемся к сути выступлений молодых кабардинцев на защите. Не случайно, профессор Виноградов упомянул, что татары, крымчаки, кумыки не раз принуждали кабардинских князей к челобитной русскому царю: ?...прими нас, Государь и Благодетель, в холопи, дабы избавиться нам от татарове?. (Читайте, господа, подлинники! А не помноженные басни о черкесских садах!) А в Карачай они (Алиевы) прибыли не просто так, а по притяжению к тюрко-язычным сородичам, которые в одиночку держали оборону от Кабарды, получившей за предательство общекавказских интересов карт-бланш на притеснение соседних народов именем уже Белого царя. То же самое они делали и при новой Советской власти. Методика была проверенной ? стучи... и тебе отворят! Руководство Кабарды в 20-30-40-е годы прошлого века в этом преуспело. В предостережении карачаевцам Умар Алиев в 1934 году, сохраненном Махмутом Дудовым, он открыто говорит, что кабардинские начальники, ученики Батала Калмыкова, готовят выселение с гор карачаевцев и балкарцев. Теперь мы доподлинно знаем, как в 1944 году Кумехов З.Д. (первый секретарь Кабардино-Балкарского обкома ВКП(б) в 1939-44 гг.) ?готовил? в страшный путь балкарский народ. До сих пор этот текст не давали в печать, чтобы не нарушить с таким трудом урегулированное спокойствие на Кавказе. И, видимо, совершенно напрасно, поскольку всякая неправда и замалчивание действительности, способны вскружить головы тем, кто на лживой интерпретации истории и очевидной фактографии, готов сегодня венчать себя сомнительными лаврами во имя потрафления национальному чванству. А оно у адыгских современных политиков и ?историков? - смесь нонконформизма и конформизма, возведенного в ранг государственной политики во всех трех кавказских республиках, где проживают адыги: то они ежегодно отмечают годовщину кавказской войны, то 450-летие добровольного присоединения к России?! И все бы ничего, если бы федеральному центру это не обходилось в сотни миллионов. Россия потратилась на эти мероприятия не меньше, чем на компенсацию всем реабилитированным народам, пострадавшим от сталинского переселения. Кто после этого не скажет, что история, а вернее сказать, спекуляции на истории, не способны приносить солидную прибыль?! Институты гуманитарных исследований с адыгскими учеными честно отрабатывают свой хлеб ? их интерпретация кавказской истории ? с сомнительным потрафлением верноподданническому вкусу центра ? приносит весомый куш! Вот почему мертвой хваткой вцепились они в ?свой исторический бастион? - одновременно объявляя адыгский этнос ? и главным союзником России на Кавказе, и главным пострадавшим этносом от этой войны, до последнего героически отстаивающим свою и всего Кавказа свободу. В последнее десятилетие стараниями этой изощренной фальсификации адыгских ученых и политиков проадыгская интерпретация истории Кавказа стала самодовлеющей ? о 30-летнем газавате имама Шамиля и предыдущих имамах, возглавляющих освободительную борьбу кавказских народов на протяжении более, чем ста лет ? ни слова! Нет, господа, интерпретаторы ? у каждого народа Кавказа есть свой исторический багаж, есть он у карачаевцев и балкарцев! Всё бы ничего, но всемирная Хасэ адыгов используют все международные трибуны, вплоть до ООН, чтобы, одновременно отмечая добровольное присоединение, заставить Россию признать геноцид адыгского этноса?!? Конечно же, монография Заремы Кипкеевой о фактическом положении с миграциями народов Центрального и Северо-Западного Кавказа за столетие в 18-19 веках, в том числе с объективной трактовкой мухаджирства, объясняющего эту переселенческую политику не только и не столько колониальной политикой царской России, но и собственными устремлениями феодальной верхушки адыгов, которые с большим успехом эксплуатировали эту ситуацию, продавая в рабство собственный народ (до 12000 душ в год). Этого, кстати говоря, в отличие от адыгов, не было ни у одного из народов Кавказа. Читайте, господа свои собственные сочинения на эту тему! Договариваясь до абсурда, что, де, кабардинские князья даже пользовались правом первой ночи у подвассальных карачаевцев, они, опять же, в своих сочинениях, смакуют тему, что ?прекрасные? черкешенки, самые-самые красавицы на всем свете, лидировали во всех гаремах Турции и Ближнего Востока! Особая статья их гордости, что все царские особы, от Ивана Грозного до всех султанов и арабских эмиров, имели наложницами черкешенок, а то и до сих пор все арабские династии рождены черкешенками, которых, повторимся, феодальная верхушка, а то и сами рядовые адыги (черкесы) безжалостно продавали в рабство. Карачаевцы и балкарцы же, как, впрочем, и другие народы Кавказа ? никогда себе и представить не могли это варварство, соотносимое ими с каннибализмом. Исторические песни карачаевцев этого времени утверждают совсем иную интерпретацию стремления кабардинских князей поработить, с помощью изъявления этой двурушнической верноподданнической и предательской одновременно политики по отношению к России и к Кавказу, ее народы. Исторические карачаевские песни ?Ачемез?, ?Татаркъан? и др. показывают, какой отпор получали при малейшей попытке посягнуть на честь горских женщин. Более того, лейтмотивом в них проходит рефрен, что ?кто не имеет в Кабарде любовницу ? в Карачае не считается мужчиной?. Впрочем, история всегда повторяется в виде фарса, сегодня в Кавминводской группе городов лидерство по этой части женской ?деятельности? - несомненно, также принадлежит тем, кто изощрен в тонкостях гаремной жизни! Только всегда задаешься вопросом: а причем или зачем тут ?знаменитый? ?Адыге-хабзе?? Этикет, чтобы скрыть сущность? Или это для успокоения укоряющей совести кабардинских мужчин? Но не будем о грустных страницах жизни и бытования адыгов... По их вине или ?братским добрым намерениям? у каждого из кавказских народов есть собственные мартирологи. У ближайших их соседей карачаевцев и балкарцев, впрочем, так и у чеченцев и ингушей, он особенный с точки зрения чудовищных национальных потерь в ХХ веке...
В уничтожении Умара Алиева львиная доля заслуг, господа, также принадлежит кабардинским лидерам, как и в выселении карачаевцев и балкарцев. Видимо, как писал, комментируя то завещание Умара Алиева, Махмут Дудов, пытаясь объяснить патологическую враждебность кабардинцев к карачаевцам и балкарцам, что она действительно основывается на многовековой ?подсознательной? ущербности сознания кабардинцев (адыгов) о долгом нахождении в рабской зависимости от Крымских ханов, тюрков по национальности, говорящих с карачаевцами, балкарцами, кумыками на одном языке. Идентификация последних с крымскими татарами навсегда предопределила враждебность Кабарды (адыгов) к тюрко-язычным своим соседям. Зарема Борисовна Кипкеева, хорошо зная это, в своей работе сознательно избегала прямой речи. Но умело ?подвела? к этому выводу кабардинских своих читателей. Более того, серьезным историкам доподлинно известно, что попытка укоренения адыгских племен, носящих теперь названия ?кабардинцев, черкесов?, на ныне ими занимаемых территориях, подвигла их к принятию новых этнонимов из топонимов по имени ранее уничтоженных Тамерланом тюрко-язычных народов кабаров и черкесов, на чьих территориях они и расселены сегодня. О чем же, господа, спор?! Не случайно в той же рецензии на книгу З.Б. Кипкеевой я писал, что тюркскому племени с громадным ареалом расселения в Евразии, являющемуся четвертой в мире языковой группой, вообще не пристало уходить в защитительную позицию. По сути, просто не о чем говорить и нечего сравнивать. Конечно же, не только человеку, но и ?всякой твари земной?, присущ инстинкт метить территорию. Это и входит в задачу настоящего историка ? зафиксировать это процесс и его особенности. Тем более что вся история человечества со времен великого переселения народов ? есть не что иное, как постоянная миграция, с переменой ландшафтных декораций и историко-культурного антуража. Поэтому З.Б. Кипкеева заранее, избрав эту злободневную тему о миграциях населения Центрального и Северо-Западного Кавказа за 100 лет 18-19 вв., не могла погрешить против истины, так как ?следы? адыгов здесь примерно этим временем только и обнаруживаются. А о том, откуда они сюда переселились, ясно пишет все тот же адыгский патриарх Ш. Ногмов. По выступлениям же младших сотрудников ИГИ Правительства КБР Алоева Тимура и Ошроева Рубена (родовой антитюркский указатель ли?! Кабардэй-гаик?) не только трудно понять, о чём это они, но и о науке ли вообще?! Неужто им еще на студенческой скамье не уяснили понятия ?историзма? в науке и реального настоящего времени, т.е. политики?! Лишены всякого историзма заявления Алоева Т. о статусе до 21-23 октября (по старому стилю)1828 года Карачая, этих ?Термопилов Кавказа? (Эмануель), который естественными преградами своих ущелий был отрезан от всех. До Эмануеля, ведомого Атажикиным по тайным тропам с плато Бийчесын, в Карачай никогда не спускался ни один воинский отряд. Карачай был присоединен к России в результате Хасаукинского сражения 21 октября (2 ноября по новому стилю 1828 г.). Поход был предпринят в Карачай потому что, как писал Эмануель русскому царю, ?если не взять оплота Карачаева? - нам не удастся защитить себя от ?хищнических? набегов кабардинцев, которых карачаевцы по-братски после набега укрывают в своих горах. У похода была и обратная, дипломатическая сторона вопроса. По договору с Портой эта сторона Кубани вплоть до верховий Кубани не входила в ?зону интересов?, попросту в границы России. Поводом для вторжения русских войск в Карачай и является ссылка Эмануеля на цель похода, чтобы отрезать кабардинцев от нейтральной и недосягаемой территории Карачая, где они укрывались после набегов на казачьи станицы и поселения русских. Т.е. для их защиты... (Это для оправдательной версии для Порты). От русских властей не укрыто было и обращение валия (олия), верховного владетеля Карачая турецкому султану в 1826 году: за два года до похода русских войск под командованием генерала Эмануеля в Карачай с просьбой принять Карачай в подданство Османской империи.
 
Спрашивается, если Карачай был до этого в составе России, то зачем было его завоевывать силами регулярной русской армии заново и подписывать договор о вхождении Карачая в состав Российской империи - с одной стороны, а если был в составе Турции, то зачем валию Карачая обращаться к султану с просьбой о подданстве - с другой?! Воображаемое владетельство всеми землями и народами Кавказа именно кабардинцами так вскружило головы ?околонаучной? молодежи нынешних адыгов, что норовит стать нехорошей закваской для конфликтогенных ситуаций на Кавказе. Перевирание истории ради потрафления националистическим потугам ? опасное занятие. Не случайно один из старейших карачаевских историков старой школы профессор, академик Ибрагим Шаманов писал по этому поводу, характеризуя это явление, как кризис общественных наук: ?Просчеты в стратегии? Главный порок- заидеологизированность гуманитарных наук. Ошибаются те, кто думает, что мы это преодолели с падением коммунистического режима. На смену диктату партийной идеологии в историографии приходит диктат лже-патриотизма. ?Сверху? - это великодержавные, неоимперские установки, чудным образом перемешанные с идеями либерализма, реликты индоевропеоцентризма. ?Снизу? - это давление националистических сил, повальное мародерство исторического наследия, историографические и картографические войны малых народов России. Одним словом, главный порок исторических дисциплин сохранился. (...) Вы посмотрите, почти в каждом конфликте, полыхающем на пространстве бывшего СССР, главным орудием национал-политиков выступают историки-профессионалы и любители. Каждый не только размахивает картами об обширных пространствах государств славных предков, на которых, дескать, незаконно проживают другие народы. Эти карты, часто фальшивые, вводят в учебники, выращивая молодежь с покалеченным сознанием. Такие учебники не только санкционируются региональными властями, но и финансируются за счет госбюджета. (...) Я сомневаюсь, что дело исправится при нынешней генерации власть предержащих и национальных элит. Надо, видимо, ждать поколения, у которого будет то, что мусульманами называется Иман- Вера. Вы вспомните заповеди основных конфессий России. У христиан это евангельский принцип: среди верующих нет раздела по нациям ? ?ни эллина, ни иудея?. У мусульман это коранический стих: Бог людей ?создал народами и племенами?, чтобы они познавали друг друга?. Познавали, а не кичились славными предками, к заслугам которых не имеешь никакого отношения. Национал-патриотизм, действительно, последнее прибежище подлеца. Националист не может быть ни христианином, ни мусульманином, это ? прислужник сатаны. Без Имана общество так и останется с инвалидным сознанием. Особенно это опасно для малых народов с их обостренным чувством собственной неполноценности, которую пытаются компенсировать этническими амбициями и национал-тщеславием. (...) Нужно начинать с изменения качества наших правителей. Как можно управлять своим народом, не зная его истории? (...) Бездушие наших правителей к духовному возрождению своего народа оборачивается позором для них самих?. Лучше маститого ученого, много повидавшего на своем веку, не скажешь. Увы, он имеет в виду и подобных кабардинцам Алоеву и Ашхоеву интерпретаторов истории и в Карачаево-Черкесии. Ибо безрассудство неофитов в широком понимании этого феномена воспаленного маргинального сознания с одной стороны, вызывает подобный же всплеск псевдонаучных ?трудов? - с другой.
Впрочем, как говорится, no comment, представим читателю текст стенограммы выступлений кабардинских ?ученых? на защите докторской диссертации З.Б.Кипкевой на диссертационном Совете СГУ в г. Ставрополе, осенью 2007 г., чтобы читатель самостоятельно оценил ?образчик? антикарачаевского выступления кабардинских ученых.
?Алоев Тимур, Институт гуманитарных исследований Кабардино-Балкарской республики, г. Нальчик: Уважаемые члены Диссертационного Совета. Вот прежде чем коснуться работы виновницы сегодняшнего собрания, хотелось бы добавить несколько слов к предыдущему оратору. В частности, было сказано, что Бзиюкское сражение было самым крупным в истории адыгского народа. Эта битва далеко не была самая крупная. К примеру, когда в 1708 г., в результате которого было разгромлено 35-тысячное ханское войско из Крыма, во много раз по своим масштабам превышавшее адыгское войско, которого всего на всего было 10 тыс. бжедугов и чуть меньше шапсугских дворян. И насчёт названия Бзеюкской битвы. Это никак не Бжедугская, а Бзеюкская. И насчёт бжедугов, было сказано, что бжедуги относятся к бжедугской языковой группе. Такой группы в природе не существует. Имеется, если говорить о бжедугах, это субэтническая группа западных адыгов.
Ну теперь, думаю, можно переходить к прямой нашей теме. Сразу хочу сказать, невозможно, будучи нормальным человеком, без ущерба для нервной системы развивать всю вакханалию абсурда, пышным цветом расцветшую на поле более 350 с. работы Кипкеевой. Поэтому хотелось бы ограничиться рассмотрением только двух основных положений к утверждению которых, если не в науке, то, по крайней мере, в маргинальных кругах, направлены всё ухищрения автора.
В целом можно считать, что воззрения Кипкеевой по вопросу, относящимся к политическому статусу Кабарды и Карачая, носят курьёзный характер. При ознакомлении с работой, становится ясно, что для неё особую важность приобретают вопросы, связанные с политическими статусом Кабарды. Это связано с тем, что, не лишив феодальную Кабарду тех военно-политических преимуществ, которыми она обладала на протяжении столетий, сложно было бы выстроить миф о независимости Карачая, разглагольствования о которой красной нитью проходят. Для этого она утверждает, что Кабарда до 1739 г. входила в состав Крымского ханства. В кавказоведении в целом известно, что это было не так, и не требует дополнительного обоснования. Противоречия такого исторической действительности очевидно, однако в связи с сомнениями Кипкеевой, хочется обратить её внимание на одно обстоятельство. Только за первую треть XVIII в. якобы подданные Бахчисарая пленили крымских татар 5 раз: в 1708, 1711, 1721, 1729 и 1731 годах. Во всех этих сражениях численность татарских войск составляла десятки тысяч. Есть данные, что до 80 тысяч, но будем ориентироваться на минимальные цифры ? 30 тысяч в 1729 г., а в 1731 г. ? до 200 тысяч, совершенно фантастическая цифра. Это данные российской военной администрации, которая находилась в Терках. В связи с этим хотелось бы задать вопрос, может ли Зарема Борисовна представить хоть один прецедент такой доблестной защиты своей свободы и независимости Карачаем от кабардинских феодалов?
И последнее, если даже допустим, зафиксированные в своё время немецкими учёным, развивая мысль о независимости карачаевцев, мысль о Клапрота в 1809 г., влияние статуса карачаевцев, который заключался в том, что они очень послушны и относятся с большой почтительностью к своим владыкам ? кабардинскими князьям. Это цитата. Если окажется ошибочным запись и тезис 1828 г., что карачаевцы считали давно установившимися свои выплаты и дани кабардинским владыкам, то чем объяснить содержание докладной записки человека, который фигурирует в СМИ КЧР как карачаевец ?1, т.е. это товарищ Умар Алиев, партиец начала XX в: кабардинцы, как народ, принадлежавший издревле к сильному адыгейскому племени, подчинили себе много горских племён и в том числе и карачаевцев. Кабардинские князья в течение нескольких веков эксплуатировали и угнетали подчинённые им племена разными податями, данью, что тяжёлым бременем ложилось на эти племена.
Они даже использовали для своих забав часть женщин подвластных им племён для надобности в любой момент, не разбирая жен от дочерей, рабынь от женщин свободных сословий. Они эксплуатировали часть понравившихся им женщин, забирая их в своё гарем на время. Применялось это только по отношению к карачаевцам. Думается, дальше нет смысла продолжать. Так вот из вышеприведённого в действительности, историческая картина была прямо противоположная, чем пытается показать уважаемая Зарема Борисовна.
Наряду с вопросом о статусе, смысловым центром повествования которой является попытка пересмотра границы расселения карачаевцев в период присоединения в Российской империи. И здесь высвечивается вся смехотворность и жалось потуг уважаемой Заремы Борисовны. Во 2 параграфе 3 главы монографии, ссылаясь якобы на работу Волковой, утверждается, что до русско-турецкой войны 1768-1774 г. поселений ногайцев, абазин и кабардинцев в Пятигорье не существовало. Мало того, что это является извращением слов Волковой, где подобного вообще нет, госпожа Кипкеева, понимая лживость своих слов, обратилась за подтверждением к некому Фоменко. Называя анализ работы этого человека, хочется отметить, только заметить, что этот историк до сих пор не знает, что века в исторических работах указываются, обозначаются не арабскими, а римскими цифрами. Чтобы избежать обвинения в голословности, скажу: в 1745 г. верховный князь Асламбек Кайтукин, находясь в районе Пятигорья, сказал прибывшему к нему русскому посланнику, что эта территория является ?старинным дедовскими местом?.
Далее хочется отметить, что Зарема Борисовна ссылается на работы, например, Лайпанова, который сам не ссылается ни на что, утверждает, что в районе Пятигорья у рек Юцы, Кумы, Малки находились карачаевские села. Как я говорил, ни в каких источниках это не подтверждается.
И в завершении хочется отметить, относительно того, карачаевцы или кабардинцы имели приоритет на данной территории. Хочу указать на аутентичный исторический документ из АВПР. В 1753 г. Кабарду часто посещал российский майор Иван Барковский с разведовательными целями. И был вполне в курсе происходивших событий и процессов. Он писал, что упомянутые скотские и конские места разделены между двумя группировками: от верховий Кубани до вершин Курпа владеет Магомет Коргокин, от Кумы до вершин Малки владеет Джамбулат Кайтукин со своей фамилией, от Малки до Баксана князь Мисост с фамилией. На фоне вышеприведённого документа особо остро проявляется абсурдность очередной претенциозной сентенции госпожи Кипкеевой, что Карачай занимал верховья Кумы, Малки, Кубани, Зеленчуков и Большой Лабы. Пожалуйста, докажите!
 
Очередным симптомом умственного расстройства стало обвинение Екатерины II в дезинформации и, конечно, в ущерб, карачаевцам. Екатерина II в переписке с Вольтером вполне справедливо указала, что Кубань протекает через Кабарду. Но такое утверждение русской императрицы разрушает с таким трудом возведённую конструкцию Заремы Борисовны и в результате Екатерина обвинена в манипуляциях в своих целях.
Председатель: Всё? Вы закончили? Спасибо, садитесь. Пожалуйста, молодой человек. Представьтесь.
Ашхоев Рубен, младший научный сотрудник ИГИ правительства КБР, г. Нальчик: Уважаемый председатель, уважаемые члены Диссертационного совета, уважаемые присутствующие. К нашему вниманию вынесена защита диссертации Заремы Борисовны Кипкеевой и хочется сказать в связи с этим, что в течение многих лет научную общественность шокируют её публикации. Хочу обратить внимание на одну из последних книг этого автора ?Народы Северо-Западного и Центрального Кавказа: миграции и расселение (60-е годы XVIII в. ?60-е годы XIX в.?. Неудачно завуалированный националистический и мифотворческимй дух этого сочинения позволяет поставить её в один ряд с шовинистическими публикациями Будая, Будаева, Байрамкулова, Байрамукова, Лайпанова и др., значительную часть которых не удаётся даже идентифицировать. Основные признаки научных работ в них попросту отсутствуют.
Главная исследовательская установка является откровенно тенденциозный подход очернения прошлого, основанное на формуле: очернение других, чтобы возвысить себя. При этом имеет место не только игнорирование научных методов исследования, но и пренебрежение элементарными требованиями научной этики. Судя по всему научных целей Кипкеева в этой книге и не ставила. Достаточно отметить, что в книге объёмом 360 с. нами обнаружены 450 сносок, несоответствующие данным источников. Понятно, что таких несоответствий значительно больше. В унисон стоит тенденциозным установкам такие термины и слова. Как ?издревле?, ?богатые?, ?зажиточные? применительно исключительно к карачаевцам и балкарцам. Остальные народы представлены в работе в качестве ?не имеющих постоянного местожительства?, ?бедных?, ?покорных?, ?ведущих хищнических образ жизни?. Через всю книгу красной нитью проходит вопрос о подвижности населения Северо-Западного и Центрального Кавказа. И только в отношении карачаево-балкарцев используются слова ?исконная?, ?древняя? земля. Все остальные народы рассматриваются, в основном, как ?беглые?. Это анахронизм, который был изжит из историографии на рубеже XIX-XX веков. Т.е. народа ? жившие на чужой земле кочевники. В большинстве случаев это земля карачаевцев, где по мнению Кипкеевой, сформировалось самое многонациональное население в регионе.
Как было уже сказано, во 2 параграфе 1 главы она ссылается на Волкову и утверждает, что в Пятигорье не было ногайских, абазинских и кабардинский сел до конца XVIII в. На самом деле Волкова утверждает обратное. Кроме того, она в своей работе достаточно часто пишет о несуществующих в природе субъектах России: ?народа современного Карачая?, ?народы современной Балкарии?. Что является с академической точки зрения некорректным. Впрочем, хочется сказать, что реалии социально-экономических отношений народов Северного Кавказа двухвековой давности никоим образом не определяют современных статусов. Проблема иерархических отношений различных этно-политических образований в доколониальный период имеют исключительно академический интерес. Но только не для Кипкеевой, которая, как и многие другие авторы, упорно отрицают очевидное.
О тенденциозных взглядах Кипкеевой нами подготовлена официальная статья, которая будет опубликована в научных сборниках и журналах. Вообще все известные нам работы Кипкеевой написаны в том же духе с целью фальсифицировать историю народов Северного Кавказа. Судя по автореферату, точно так же она подходит и к докторской диссертации. Перед нами ?творчество?, которое является не только неудачным мифотворчеством, но и прежде всего, злостным, сознательным и планомерным искажением исторической реальности, направленным на обострение межнациональных отношений на Северном Кавказе.
Поймите меня правильно, целью нашего визита является осведомление научной общественности о нарастающей деструктивной тенденции намеренной, провокационной и целенаправленной фальсификации истории своего и соседних народов, и постановка вопроса о необходимости дать заслон этому процессу. Этот вопрос неоднократно становился предметом специального исследования со стороны нейтральных именитых учёных, в частности ?Быть аланами? Шнирельмана, брошюра Куценко ?Правда и кривда? и др.
Надо иметь ввиду, что продолжение такой тенденции не только, откровенно говоря, девальвирует историю как науку, но создаёт почву для расшатывания и без того неустойчивого равновесия межэтнических отношений на Северном Кавказе. Ведь такими фальсифицированными работами будет формироваться самосознание и мировоззрение подрастающего поколения. Следует учесть, что в контексте тотального наступления информационной стратегии техногенной цивилизации в обществе именно информационное пространство становится главным фактором содержания устойчивого равновесия в таком полиэтническом регионе как Северный Кавказ.
Результаты сегодняшнего голосования могут дать ответ: могут ли исторические ученые поставить заслон лженауке. Поймите нас правильно, мы вынуждены направить свои возражения в ВАК, обстоятельно разъяснив свою позицию по поводу всех публикаций и докторской диссертации З. Б. Кипкеевой. Чтобы не быть голословным, приведу пример: она пишет, что военно-переселенческая политика России далеко не сводима к проблеме мухаджирства. На с.281 монографии она пишет о том, что это было только начало массовой эмиграции ? вынужденной миграции в пределы Османской империи.
Что касается методологии. Общеизвестно, что она является фундаментом любой академической науки. Историография не должна сводиться к простому анонсированию существующих работ. Вот, достойное место в кавказоведении занимают только Фадеев, Невская, Гарданов, Чекменёв, Гадло, Ратушняк, Виноградов, Покровский, Бушуев, Лавров и др. Этим исчерпывается анализ этих книг. В работе не обозначен ни один существующий в науке методологических подходов. Если раньше исследователи вынуждены были следовать только формационному подходу, то сейчас, в основном, используют цивилизационный, междисциплинарный, комплексный, модернационный и др. подходы. Таких подходов в работе нет. Сначала надо обозначить не принципы, это в последнюю очередь. Сначала надо подход обозначить, затем специальные методы исследования, затем общенаучные методы исследования и как они были использованы по изучению конкретных вопросов по исследованной тематике. И затем перейти к принципам. Если раньше ученые исследовали принципу классового подхода, то сейчас следуют принципу объективности, системности и т.д. А здесь она говорит, что касается новизны темы, основные положения новизны состоят в том, что на основе новых методологических подходов впервые комплексно анализируется феномен массовых переселений, т.е. в работе не обозначены новые методологические подходы. Спасибо за внимание?.

В качестве реплики и дружеского совета к молодым кабардинским ?ученым? из ИГИ КБР.

Чтобы не оставить кабардинских ?ученых? без источника, предоставим ?слово теперь самим адыгским ученым, чтобы комментарии к из выступлениям со стороны карачаевца не носили заинтересованный характер. Источник: См.: -А.Х.Шеуджен, Г.А.Галкин, Н.Е.Алешин, А.А.Кушу, Б.Е. Шеуджен. Земля Адыгов, Майкоп, 1996 г., в аннотации которого говорится, что ?книга представляет собой своеобразный ?путеводитель? по истории заселения Земли адыгов... в строго документальной основе изложены узловые моменты расселения и миграции адыгских племен? и т.д.
Отметим только такой же противоречивый характер этого громадного тома в 750 страниц, изданного под патронажем Президента Адыгеи. Вообще эта книга весьма любопытна: прослеживается обостренное внимание адыгских авторов ко всему своему и родному. Что называется, метиться территория. Одновременно, нельзя же общедоступные исторические источники исказить по принципу угодности для себя? Потому в ней много фактического материала, эклектика которого, однако позволяет им заявить, что ?территория Кавказа наполовину адыгская...? Как говорится, и на том ? спасибо, что всем остальным народам хотя бы оставили половину земель Кавказа!
Обращает на себя внимание и то обстоятельство, что, начиная со времен Аттилы, адыги, отвлекаясь иногда на оборону от русских или на набеги на казачьи станицы и русские хутора, все остальное время сражаются, так или иначе, с тюрко-язычными народами и войсками. Наверно, последнее замечание позволит адыгской молодежи по достоинству оценить наше ?боевое содружество? на протяжении многих веков и умиротворит рвущихся ныне в ?набеги? на соседей по обитанию на этой грешной земле, в пределах которой прошли бесчисленные племена и народы... и канули в Лету. Такое отношение к историческому времени поможет выработать историзм в их мышлении, чтобы реальность нынешнего расселения и соседского проживания вызывала только адекватные ассоциации и...толерантное поведение.

Но поскольку солидный этот том составили сами адыги, мы здесь укажем только страницы, в текстах которых они найдут ответы на вопросы, которые они тщились поставить З.Б.Кипкеевой и ученому Совету. Настоятельно рекомендуем прочитать и освоить: стр. 26-30, 34,35,37,38-40,42-44, 45-57,58-66, 72-74, 100-111, 384-386,424-435. А лучше всю книгу!
Страницы: 1 2 След.
Читают тему (гостей: 1)

 

Написать нам