- Алтыннга тот къонмаз.
- Тёрени джагъы джокъ.
- Ашхы атаны – джашы ашхы, ашхы ананы – къызы ашхы.
- Ач бёрюге мекям джокъ.
- Этим кетсе да, сюегим къалыр.
- Аджашханны ызындагъы кёреди, джангылгъанны джанындагъы биледи.
- Намысы джокъну – дуниясы джокъ.
- Ойнаб айтсанг да, эслеб айт.
- Ханнга да келеди хариблик.
- Магъанасыз сёз – тауушсуз сыбызгъы.
- Къарны аманнга къазан такъдырма, къолу аманнга от джакъдырма.
- Ашда – бёрю, ишде – ёлю.
- Алма терегинден кери кетмез.
- Къарнынг къанлынга кийирир.
- Кесинг сынамагъан затны, адамгъа буюрма.
- Тилчи тилден къаныкъмаз.
- Ёлген аслан – сау чычхан.
- Этек чакъмакълары баш джаргъан, сёлешген сёзлери таш джаргъан.
- Къоркъакъны кёзю экили кёрюр.
- Атлыны кёрсе, джаяуну буту талыр.
- Джырына кёре эжиую.
- Биреуню къыйынлыгъы бла кесинге джол ишлеме.
- Айраннга суу къош, телиге джол бош.
- Башы джабылгъан челекге, кир тюшмез.
- Сибиртки да сыйлы болду, кюрек да кюнлю болду.
- Битмегеннге сакъал – танг.
- Аллахха ийнаннган кишини, Аллах онгдурур ишин.
- Акъыл неден да кючлюдю.
- Суу да къайтады чыкъгъан джерине.
- Байлыкъ болгъан джерде, тынчлыкъ джокъду.
- Терслик кетер, тюзлюк джетер.
- Сабий кёргенин унутмаз.
- Гугук кесини атын айтыб къычыргъанча, мен, мен деб нек тураса?
- Экеу тутушса, биреу джыгъылыр.
- Айтхан сёзюне табылгъан.
- Таукелге нюр джауар.
- Кёл ашады да, кеси ашады.
- Иги болса, тамадама – махтау, аман болса, меннге – айыб.
- Аякъларынгы джууургъанынга кёре узат.
- Тюзню ётмеги тюзде къалса да, тас болмаз.
- Билмейме деген – бир сёз
- Чомартны къолу берекет.
- Чабакъсыз кёлге къармакъ салгъанлыкъгъа, чабакъ тутмазса.
- Джарлыны тону джаз битер.
- Айтылгъан буйрукъ, сёгюлмез
- Тенгни тенглиги джашай барсанг билинир.
- Эркишини аманы тиширыуну джылатыр.
- Ойнай билмеген, уруб къачар.
- Кюлме джашха – келир башха.
- Таула не мийик болсала да, аууш табылыр.
[ Закрыто ] Изучение генетической структуры популяций кабардинцев и балкарцев
19.12.2009 17:24:57
1900
Я бы добавил - оставьте нас с нашим Буцефалом! |
|
|
|
19.12.2009 17:35:05
1900
Подарок для тебя лично. http://iratta.com/stati/3682-kabardino-krymskie-ot noshenija-v-folklore-osetin.html Кабардино-крымские отношения в фольклоре осетин. Таказов Федар Магометович кфн, снс СОИГСИ, г. Владикавказ В сказании "Кабардинская легенда" ("Кæсгон таурæхъ") [4, 292-296] противостояние кабардинцев и крымцев описываются более расширенно. Сказание повествует о тяжелом положении кабардинцев и о попытках, которые предпринимали кабардинские князья для облегчения участи своего народа. Со всей Кабарды в счет дани в Крым отправляли по одному парню и одной девушке. Кабардинцы отправили делегатов к Крымскому хану. Подтвердив свои добрые намерения, делегаты должны были упросить хана облегчить им жизнь. Но хан, наоборот, повысил ставки. Тогда один пастух-дигорец рекомендует кабардинскому князю заманить крымские войска в ущелье. Кабардинцы так и поступили. Они разгромили крымские войска, но хан собрал еще больше войск. Тогда пастух посоветовал собрать солому и много ослов. Когда кабардинцы увидели неисчислимое войско, то хотели уже отступить, но по подсказке пастуха кабардинцы привязали на ослах солому, подожгли ее и пустили ослов по ниве в сторону крымских войск. Те в панике разбежались, и кабардинцы одолели их с легкостью. Учитывая совпадения легенд "О Крымском хане и о приходе русских" и "Кабардинская легенда" с документальными фактами о Канжальской битве и предшествовавшими ей событиями, можно заключить, что отголосок этих событий мы имеем в названных текстах устного творчества осетин. |
|
|
|
19.12.2009 18:21:40
|
|
|
|
19.12.2009 18:37:05
1512
Из этого сказания возникает вопрос: "Кто управлял кабардинцами?" Пастух-дигорец. А что все торжества, конференции, походы проходили исходя из данных легенды или сказания? Не только: Из "Истории Крыма". историка Андреева http://acrimea.narod.ru/p10.htm В 1707 году новый крымский хан Каплан Гирей послал в Кабарду калгу Менгли Гирея со своей гвардией для сбора дани за убийство Шахбаз Гирея. В уплату дани татары забирали юношей и девушек, лошадей и оружие. Местное население восстало и татар, расселенных по домам, ночью вырезали. В Крым вернулось несколько человек во главе с Менгли Гиреем. Весной 1708 года войска Каплан Гирея и большой отряд турецкого бейлербея Кафы Муртазы ? паши пришли в Кабарду. Кабардинцы заранее отправили свои семьи и имущество в горы. У реки Малки произошло сражение, ханские войска были разбиты и отступили за Кубань для пополнения ногайцами. Второе сражение у реки Гунделен опять принесло победу кабардинцам. Потеряв более 30000 воинов, крымский хан с пятитысячным отрядом ушел в Крым. Из четырехтысячного тырецкого отряда Муртазы-паши осталось тридцать человек. Султан отставил Каплан Гирея. Новым ханом стал Девлет Гирей II. Из книги Ксаверио Главани "Описание Черкессии". http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Kavkaz/XVI II/1720-1740/Xaverio_Glavani/text.htm Поход Каплан-Гирея в Кабарду, о котором расказывает в своем отчете Главани, описан турецким историком Рашидом. По его разсказу, приведенному у Гаммера (Hammer, Histoire de 1'Empire Ottoman, tome ХIII, pp. 191 ?193), кабардинцы, незадолго до возведения Каплан-Гирея в достоинство хана в 1707 году, отказались платить Крыму обычную подать мальчиками и девочками, известную под названием аиблик (т. е. постыдная или позорная подать), и, покинув свои жилища около Пиштав ( ? гора Бештау или Пятигорье), удалились в неприступные горы Балканджан (вероятно, в верховьях р. Малки). Каплан-Гирей пошел против них с многочисленным войском (более 30 тысяч воинов ногайских, черкесских и других), но потерпел совершенное поражение и сам едва спас свою жизнь. Неудача эта и была причиною низложения хана в декабре 1707 г. Александр Сергеевич Пушкин "История Петра 1", http://www.rvb.ru/pushkin/01text/09petr/1182.htm?s tart=0&length=all Карл, который вместо приличного конвоя надеялся получить вспомогательную армию, опять жаловался султану на визиря. Но сей о том не беспокоился. Он с честию отпустил в Крым нового хана Девлет-гирея, наказывая ему ненарушимо хранить мир с Россиею. Девлет, приехав, жаловался на своего предшественника, потерявшего 30 000 татар в безумном походе противу черкас (когда?), и Мазепу погубил, обещая именем султана ему вольность и вспоможение. http://militera.lib.ru/h/mihaylov_aa1/03.html Весной 1708 г. новый правитель отправился в поход на кабардинцев, которых считал, видимо, слабым противником. Кабардинский князь Курчук предложил Каплан-Гирею выкуп (?ясырь?), но тот отказался, надеясь на большую военную добычу. Тогда кабардинцы ночью напали на татарский лагерь и учинили в нем страшную резню. Турецкий историк Рашид-эфенди писал: ?Большая часть именитых мужей Крыма погибла. Гордый хан едва спасся с несколькими из своей свиты и попал к ногаям. Стыдно было ему показаться в Крым. Крымцы донесли о случившемся в Порту и просили себе нового хана?. Из книги Сергея Павленко "ИВАН МАЗЕПА" Хотя крымский хан и желал поквитаться с россиянами, он не получил от своих предводителей согласия на войну. К тому же в 1708 г. его войско понесло серьезные потери: свыше 30 тысяч ордынцев погибло в походе на Кабарду, население которой перестало платить Крыму дань. Это источники исторические, как видишь. Кстати, есть и в балкарском фольклоре об этом сражении: Х.Х. Малкондуев (Нальчик) КАРАЧАЕВО-БАЛКАРСКИЙ ФОЛЬКЛОР О КАНЖАЛЬСКОЙ БИТВЕ Карачаево-балкарский фольклор сохранил ряд преданий исторического характера, связанные с битвой в Къан Жоле, т.е. ?Кровавой дороге?. Это такие произведения устной исторической прозы, как ?Тапаны хапары? - ?Легенда о старце Тапа?, ?Къан Жолну тауруху? - ?Легенда о Къан Жоле? и ?Тоноу Юлешген Тёбени тауруху? - ?Легенда о холме, где делят добычу?. Особый интерес представляет третья из названных легенд. Согласно ее содержанию, на рассвете, когда окончательно было разбито войско крымского хана, ополченцы, собравшись на возвышенности недалеко от той местности, где шло сражение, делили взятые у врага богатые трофеи. Мастерски передается в легенде эпизод, как у захватчиков был отбит большой табун лошадей. Данная легенда повествует и о том, как родственные аристократические патронимии Атажукиных и Кайтукиных враждовали между собой, причи?ной чему была борьба за власть в Кабарде. Зачин текста переносит нас в Крым, где Сары Асланбек Кайтукин в беседе с крымским ханом просит его собрать войско и пойти в Кабарду, чтобы усмирить князей Атажукиных, которые осмелились поднять знамя борьбы против великого хана. На это крымский монарх спрашивает у собеседника, какое количество войск тот сможет представить для совместных действий с Крымом и в своих собственных интересах. Кайтукин отвечает, что на его сторону встанут более пяти тысяч человек, могущих держать оружие. Далее предание повествует о том, что, поверив словам Сары Асланбека Кайтукина, крымский хан совершает поход в Кабарду. Но в районе Тоноу Юлешген Тёбе (в интерф. Холм дележа добычи), что находится в верховьях Ауар Сырты (в интерф. Холм аваров; ср. кабард. Аурсентх), в узком горном проходе его войско встретило достойное сопротивление кабардинцев, на стороне которых сражались балкарцы, карачаевцы и дигорцы. После битвы им достались богатые трофеи - лошади, седла, кинжалы, что дало название местности - ?Тоноу Юлешген Тёбе?. Сюжет различных вариантов песни ?Сын Аче ? Ачемез? во всех случаях однотипен. И один из горных аулов (чаще упоминается Кёнделен) приходят ?Крым семенле? - ?сеймены крымские? - специальные сборщики дани Крымского ханства, которые везли в Бахчисарай собранные с подвластных пародов ценные вещи, живность, мед и хмельные напитки. С ними в этот момент, как говорится в песне, находился и сам хан, который поручает своим слугам выбрать самую красивую женщину в ауле. Ему дают знать, что таковой является жена отважного Ачемеза. Хан дает указание найти и ауле опытного человека и отправить его с поручением к Ачемезу, чтобы тот уступил ему свою жену на одну ночь. В селе находят такого человека по имени Атабий, которого обычно приглашали решать споры, мирить людей и т.д. В одном из вариантов диалога с Атабием люди хана передают ему требование крымского монарха к Ачемезу: ?Къатынынгы бир кечеге хаухлугъун бер? - ?Уступи на одну ночь свою жену?. В противном случае хан напомнит, куда подевались ?бухарские стада овец его отца Аче?, который однажды уже был наказан крымцами за непослушание. Отважный Ачемез отвечает: Хан къочхар башы, къой башы неге санайды? Хан алай джигит хан эсе, Алгъын туугъан тюнгюч уланы къайдады? Хан почему считает поголовье баранов и овец? Если он (хан) такой отважный, Где же его первенец - мальчик? Здесь начинается конфликт в форме диалога между крымским ханом с его неограниченной властью, грубой силой, вседозволенностью и отважным горцем Ачемезом, носителем чести, морали и человеческого достоинства. Противоборство завершается убийством зарвавшегося монарха и вос?певанием рыцарских достоинств Ачемеза, боровшегося не только за честь семьи, но и всей общины. Композиционно-стилевой анализ песни представляет особый интерес. Вступление имеет устойчивый сюжетный элемент о том, что в ауле появляются нежелательные ?гости?, которых принимают с почетом, устраивают им ?хан къанга? - ?царский стол?, на что вместо благодарности в адрес гостеприимных хозяев те дают знать, что хотели бы осмотреть весь аул и полюбоваться красивыми женщинами. Используя элементы древнего обычая на Кавказе, гостям предлагают снять боевые доспехи и сложить их в кунацкой, на что те соглашаются после второго ?царского стола?. При этом они дают знать, что пришли из Крыма не только собирать ?жасакъ? - ?дань?, но и повеселиться. На этом как бы завершается ряд сюжетных элементов, представляющих вступление, и начинается зачин, в котором указываются место действия и характер основных персонажен песни перед главной композиционной частью произведения - кульминацией. Имеет место ряд сюжетных элементов, связанных с дальнейшим развитием действий в произведении: однажды крымцы видят красивую женщину, идущую за водой испрашивают, кто она такая; затем дают о ней своему повелителю-хану, который посылает людей к князю-охотнику Ачемезу с требованием уступить его жену Боюнчак на одну ночь. Ачемез и его жена идут на хитрость: они делают вид, что приветливо встречают ?гостей? и просят, чтобы хан, во избежание пересудов в ауле, как можно позднее ночью навестил Боюнчак, а она приготовит для хана ?бий тёшек? ?царскую постель? и т.д. Эти и другие эпизоды ведут к развязке событий - убийству храбрым Ачемезом хана, что вызывает в начале панику в ауле, а затем отважная молодежь собирается вокруг князя Ачемеза, и они прогоняют крымцев из аула. Существует интересная запись песни, приводимой в Кёнделене, Верхнем Баксане, Лашкуте. Она сопровождается легендой, в которой говорится, что спустя несколько лет, с целью сбора дани, представители крымского хана снова появляются в ауле, но никто на этот раз им не оказывает достойного сопротивления, так как уже нет в живых славных сыновей Темиркана: Эки Къабарты болур бир Кърым, Кърым а болмаз Къабартыгъа бир урум, Бизге быллай кюнле келмез элле, Жигит Темиркъанны эки жашы Ачемез бла Азнаур сау болсала! Эй, уланла, биз къалай жашайыкъ Къанлы Кърым Къабартыгъа джау болса? ДвеДв |
|
|
|
19.12.2009 22:15:43
1900
Распространяйте свою хафицеальную историю там где люди не знают кабардинцев столь близко как мы, например где нибудь на африканских сайтах, эулусам будет крайне интересно узнать как горящие ослы расправляются с регулярной армией. Что-то это мне напомнило. Ога, вспомнил - в физике это называется неустойчивое равновесие. В карточной игре это называется "крыть нечем". Форумским языком - аргументов не хватает (т.е. "сам дурак") А может всё же стоит почитать независимые источники, и неважно в чью пользу они трактуют историю, и выложить здесь? А может не стоит строить из себя историка (ко всем сторонам относится) и просто начать оперировать хрониками, а не эмоциями? Вот когда такое будет реализовано, хотя бы, в малой степени, тогда не будут подниматься дурнопахнущие темы наподобие http://www.elbrusoid.org/phorum/index.php?action=v thread&forum=2&topic=11529&page=0 |
|
|
|
19.12.2009 22:34:54
Qwest
дурнопахнущие темы наподобие http://www.elbrusoid.org/phorum/index.php?action=v thread&forum=2&topic= Зачем себя так мучать? Не ходил бы, и не нюхал дурнопахнушие темы Эльбрусоида, сидел бы в источающих аромат адыгских сайтах. |
|
|
|
19.12.2009 22:43:56
Возмущенный
Ты стал меньше возмущаться и как мне кажется от этого только выиграл. |
|
|
|
19.12.2009 22:52:04
1512
Ты прав в том, что стал меньше возмущаться (вижу позитивные сдвиги в сознании непримиримых), подумываю сменить ник. |
|
|
|
Читают тему (гостей: 1)