Войти на сайт
16 Августа  2017 года

 

  • Мал ёлсе, сюек къалыр, адам ёлсе, иши къалыр.
  • Чакъырылмагъан джерге барма, чакъырылгъан джерден къалма.
  • Тилсиз миллет джокъ болур.
  • Адебсиз адам – джюгенсиз ат.
  • Тойгъанлыкъ къойгъа джарашады.
  • Байлыкъ болгъан джерде, тынчлыкъ джокъду.
  • Халкъны джырын джырласанг, халкъ санга эжиу этер.
  • Эски джаугъа ышанма.
  • Ашхы сёз таш тешер.
  • Байны оноуу, джарлыгъа джарамаз.
  • Таукелге нюр джауар.
  • Эл ауузу – элек, анга ийнаннган – халек.
  • Ата Джуртуму башы болмасам да, босагъасында ташы болайым.
  • Сютден ауузу кюйген, суугъа юфгюре эди.
  • Ашхы атаны – джашы ашхы, ашхы ананы – къызы ашхы.
  • Билмегенинги, билгеннге сор.
  • Ауругъаннга – кийик саулукъ, джетген къызгъа – чилле джаулукъ.
  • Сыфатында болмагъаны, суратында болмаз.
  • Ёгюзню мюйюзюнден тутадыла, адамны сёзюнден тутадыла.
  • Кёб ашасанг, татыуу чыкъмаз, кёб сёлешсенг, магъанасы чыкъмаз.
  • Бети бедерден, намыс сакълама.
  • Ачлыкъда тары гырджын халыуадан татлы.
  • Къазанны башы ачыкъ болса, итге уят керекди.
  • Ариу джол аджал келтирмез.
  • Кийим тукъум сордурур.
  • Ач – эснер, ат – кишнер.
  • Ёксюзню тилеги къабыл болур.
  • «Ёгюз, джаргъа джууукъ барма, меннге джюк боллукъса», - дегенди эшек.
  • Чакъырылмагъан къонакъ тёрге атламаз.
  • Къонагъынгы артмагъын алма да, алгъышын ал.
  • Этим кетсе да, сюегим къалыр.
  • Ачылгъан эт джабылыр, кёрген кёз унутмаз.
  • Къарт бла баш аша, джаш бла аякъ аша.
  • Аурууну келиую тынч, кетиую – къыйын.
  • Хар адамгъа кеси миннген тау кибик.
  • Сютню башын джалагъан къутулур, тюбюн ичген тутулур.
  • Тёгюлген тюгел джыйылмайды.
  • Окъугъан – асыу, окъумагъан – джарсыу.
  • Халкъгъа джарагъан, джарлы къалмаз.
  • Кёбге таш атма.
  • Иги джашны ышаны – аз сёлешиб, кёб тынгылар.
  • Кёрмегеннге кебек – танг, битмегеннге сакъал – танг.
  • Ётюрюкден тюбю джокъ, кёлтюрюрге джиби джокъ.
  • Окъугъан озар, окъумагъан тозар.
  • Эринчекни аурууу – кёб.
  • Аджашхан тёгерек айланыр.
  • Ишлемеген – тишлемез.
  • Кютгени беш эчки, сызгъыргъаны уа, джерни джарады.
  • Кёкдеги болмаса, джердегин кёрмейди.
  • Аман адамны тепсинге олтуртсанг, къызынгы тилер.

 

Страницы: 1 2 След.
RSS
Народы моря
 
Тахир КАНГАУР
Археологические находки захоронений на Кавказе констатируют странное - стилизованное изображение рыбы. Какая связь горцев с морем?

В самом начале нового (2002-2005 г.г.) тысячелетья в верховьях Малки, в окрестностях Кисловодска и горной части Карачаево-Черкессии археологами были обнаружены несколько языческих святилищ. Описание их, хронологическая и культурная атрибутация - пока что дело будущего, на сегодняшний день возможно лишь констатировать довольно странное обстоятельство, объединяющее многие из этих находок в один ряд - в плане они представляют собой стилизованное изображение рыбы. Кто, какой народ, пребывая в условиях изолированных ущелий, в среде, не предполагающей даже малейшей водной ритуалистики, относился с таким пиететом к рыбе?
В попытках так или иначе объяснить непонятную любовь древних кавказцев к рыбе - в жизни любых горцев планеты Земля рыба, как правило, особой роли не играет, посему объектом поклонения не бывает, в эзотерике не функциональна - мы обратились к истории тюркских народов региона и выяснили еще один, не менее удивительный факт.
Тюрки известны на Кавказе издавна. Любопытно, что и балкарцы, и кумыки, и древние булгары, и не так давно исчезнувшие карабулаки в своем прошлом были либо "сухопутными" язычниками, либо "небесными" тенгрианцами, в названиях этих народов четко читается слово "рыба". У булгар, балкарцев и карабулаков - "балыкъ", у кумыков - "къумугъ" (вид лосося). Тюрки вообще - если не считать сельджуков и османов - не были избалованы обилием воды и ее обитателей на протяжении всей их официальной истории.
Тем не менее, один из известнейших авторов X века - Ибн-Фадлан в своих описаниях тюркских народов - прямо свидетельствует: "...мы видели, как одна (группа) поклоняется змеям, (другая) группа поклоняется рыбе, (третья) группа поклоняется журавлям".
Рыба присутствует в названии, по крайней мере, еще двух хорошо известных тюркских народов. Уйгуры - где рыбы, а где их территория! - но этноним "уйгур" абсолютно однозначно перекликается с названием "айгъыр" (щука, акула) - ведь если естественное эволюционное снижение рядности гласных для тюркских языков понимать как уменьшение артикуляционной напряженности, то "уйгур" и "айгъыр" просто фонетические варианты одного слова.
Традиционно "половец" производят от славянского "половый", т.е - желтый. Логика толкователей при этом понятна - так как этот народ известен под этим именем только славянским авторам, а для всего остального мира бытуют "куманы" и "кипчаки", следовательно, трактовать надо в качестве общего экзоэтнонима в противовес общим собственным и т.д. Однако в свое время О.Сулейменов достаточно убедительно показал, что и "кипчак" - всего лишь родовое или племенное название, означающее, буквально, "два ножа".
Если "эки бичакъ" - название племенной группы, то почему не предположить, что славяне Киевской Руси, также не пытались придумать свое общее наименование куманам, а просто воспользовались одним из самоназваний?
"...Выехал Нюргун Боотур на берег океана и увидел Кир Палых". Якутский эпический вариант произношения общетюркского "балыкъ", возможно, проливает свет на этноним "половец". Судя по тексту "Кодекс Куманикус", данный язык практически полностью совпадает с цокающим диалектом современного карачаево-балкарского языка. Слово "рыбак" ("рыбарь", "человек рыбы") должно было звучать на нем как "палыгъцы" или "палыхъцы". И в том, и в другом случае для древнерусского языка была неизбежна вокализация заднеязычного "гъ" или "хъ" с последующим переходом этого звука в лабиальный (губной) - окончательный вариант - "палывцы", орфографическое "половцы". И как тут не вспомнить Г.Сенкевича с его пленным половцем, на груди которого были вытатуированы рыбы?
На этом, собственно, можно было бы и закончить историю с рыбообразными святилищами на территории современных КБР и КЧР если бы... Если бы не цепь фантастических фактов. Фактов, полностью противоречащих бытующим на сегодняшний день этнологическим и историческим положениям, принятым в качестве хрестоматийных.
Во втором тысячелетии до рождества Христова Египет подвергся нашествию так называемых "народов моря". Основными из них были пелишти, шырдан и туруши. Пелишти (пеласги античных авторов - причем в вариантах слово оформлено как "пелихти" и означает "рыбарь"), в конце концов осели на побережье Средиземного моря, свое нынешнее название Палестина получила от них, Ветхий Завет знает их как филистимлян. Языковая принадлежность последних спорна - с одной стороны первый зафиксированный контакт еврея и филистимлянина происходит без переводчиков, Авимелех напрямую разговаривает с Авраамом (Бытие, Гл. 20, 8-11). С другой - пять дошедших до нас названий филистимских городов никак не трактуются с точки зрения библейского иврита, зато имеют прямые аналогии в тюркском мире. К слову крупнейший город филистимлян - Аскалон. Имя Аскал ("благородная башня", "благородная опора" и т.д.) тюркам известно еще в средние века. У того же Ибн-Фадлана читаем: "...Другая группа была с царем из некоего племени, которого называли царь Аскал. Аскал был в повиновении у царя Булгара, но только он (Аскал) еще не принял ислама".
Бог древних филистимлян - рыбообразный бог Дагон, а чуждость филистимлян и иудеев неоднократно подчеркивается в различных местах Ветхого Завета. Но главное - предположив тюркоязычность филистимлян, мы найдем объяснение многочисленным скрытым и явным тюркизмам Ветхого Завета, о которых автор уже упоминал в предыдущих своих публикациях. Нет смысла останавливаться на прямых лексических схождениях, они вполне могут быть случайными совпадениями. К слову, библейский иврит не знает толкования названия "Тора", существующий вариант перевода ("закон") единичен и применяется лишь по отношению к данному тексту. Для современного же, например, балкарца первичный смысл слова "Тёре" вполне ясен - возвышенное место в местах народных собраний, с которого и провозглашалось принятое данным собранием решение.
Гораздо интереснее "темные" места Библии. Например, одна из казней египетских - "песьи мухи". Совершенно непонятно в чем наказанье подданных фараона - разве что в количестве этих самых мух, но не думается, что древний мир так болезненно воспринимал нарушение норм санитарии. Зато для тюрка смысл наказания очевиден. "Ит чибин" - прямой перевод "собачья, песья муха" - означает "оса". А засилье последних действительно можно назвать бедствием.
А чего стоит история с "твердью небесной"? Напомним - Бог создал твердь, дабы отделить воду под твердью, от воды над твердью. А потом назвал эту твердь небом. Мог ли Бог назвать разделительную воздушную прослойку (если уж мироздание трактуется как жидкостная среда) твердью? Воистину - не верь глазам своим! Логичнее назвать ее просто "слой". И если предположить, что данный отрывок - текст, изначально принадлежащий тюркоговорящему народу, лишь переведенный на библейский иврит, мы и получим понятие "слой" - "къаты". Все дело в том, что слово "къаты" означает также и "твердь". Подобных примеров множество.
Интересны и другие народы моря. Туруши - принято считать они явились предками этрусков. Что ж, вспомним римских историков, пояснявших, что Ромул сформировал собрание курий "по образцу и подобию этрусских", а кресло главы собрания назвал "курульным" - при том, что в современной Монголии Ромул не бывал и что такое "хурултай" попросту не знал. Да, а основную политическую и социальную силу раннего Рима составляла особая прослойка, называемая "всадники". Поясним, что "ат уруш" переводится как "всадник".
Повторимся - все это можно расценивать как несистемные совпадения. Более того, в свое время автор в частной беседе высказал несколько вышеприведенных предположений высокопрофессиональному историку. Суть его сомнений и контраргументов сводилась к тому, что в случае родства "народов моря" и современных тюрков, последние должны сохранить хоть какие-то следы водной цивилизации в сфере своей материальной и духовной культуры. Автор с удовольствием приводит - в качестве еще одного совпадения - сокращенный список водных и морских терминов из языка народа, последние полторы тысячи лет проведшего в горах: "богъаз" - пролив; "талай" - океан; "тенгиз" - море; "лагъын" - залив; "айрыкъам" - остров; "къырым" - полуостров; "илинкер" - якорь; "желпек" - парусное судно; "желпегей" - парус; "сал" - плот; "къаик" - лодка; "къалакъ" - весло; "кеме" - гребное судно; "жип" - шкот, ванты; "къумугъ" - лосось; "тыш" - форель; "илишар" - сом; "ылышыкъ" - усач; "саджан" - сазан; "андачи" - осётр; "мекер" - стерлядь; "айгъыр" - щука, акула; "таммалакъ" - камбала; "мант" - скат; "балыкъ" - морская рыба; "чабакъ" - пресноводная рыба; "жюнус" - дельфин.

http://www.sknews.ru/main/23813-narody-morya.html
 
З.Ы. Стилизованное изображение рыбы - символ раннего христианства.
 
первичный смысл слова "Тёре" вполне ясен - возвышенное место в местах народных собраний, с которого и провозглашалось принятое данным собранием решение._______________
На самом деле, первичный смысл слова "тёре"- закон, правило. А возвышенное место, почетное место называется "тёр". Совпадение действительно интересное. Но уж слишком все это фантастично чтобы всерьез принять
 
Конрад Карлович
уж слишком все это фантастично

Знать хазар была тюркоязычной, и они были иудеи.
 
Ну началось )))

sult Мы когда что либо обсуждаем.. или того хуже когда наши писаки пишут историю... неверно разворачивают события и неправильно понимают структуры народов того времени...

Знать хазар была тюркоязычной, и они были иудеи Хазарский каганат - это был некий союз племен. На основе чего он образовался это уже надо изучать. Вариантов много. Да, естественно хазары там были титульными. От сношений с Иудеями верхушка Хазарии действительно была иудейской. Но надо точно понимать что знать Хазарии приняли Иудейство а не наоборот иудеи приняли веру Хазар ))) Что касается совпадений различных слов... ну это сомнительно... Пока что я вижу в этом лишь совпадения... Я могу такой же пример привести .. Например в Балкарском языке слово Крест звучит как Жор..(джор) соответственно в йокающем" варианте как Йор... Все мы знаем места крещения Христа.. где Иоанн КРЕСТил Христа... это река Иордан.. Тоже самое если через латиницу... Жор (Джор) - Jor ... Jordan.. Т.е. место крещения.. Как видим в этом варианте логично название Иордана от слова крест... ))) Но это все на мой взгляд скорее всего просто совпадения))
 
Мертвая голова
знать Хазарии приняли Иудейство а не наоборот

Надо ещё и Иудаизм знать. Когда Тора была записана? Я не знаю.
_____________
Но это все на мой взгляд скорее всего просто совпадения))

Я тоже так думаю (а Палестина, кстати, с адыгского переводится ), но хочу убедиться.
 
sult Надо ещё и Иудаизм знать. Когда Тора была записана? Я не знаю. А это вобще интресная тема... Если основательно изучить этот вопрос то весьма интересная картина возникает... Дело в том что считается Иудаизм является первой монотеистической религией - в библии как ветхий завет. Однако возможно что все же первой был зороастризм - Вавилон. Зороастризм был основан пророком Зороастром. В основе Зороастризма лежит вера в единого Бога - Ахуру-Мазду что в переводе с персидского Всеведущий Господь, Творец вселенной. Тора считается идет от Моисея (насколько я помню).
 
Мертвая голова
Тора считается идет от Моисея (насколько я помню).

Изначально было название "Пятикнижие Моисеево".
____________________
Меня интересует, когда "Пятикнижие" назвали "Торой".
 
И вообще назвали ли?
 
Традиционная версия времени появления Торы (Пятикнижия Моисеева) - 9-й век до нашей эры, то есть сразу после бегства евреев из Египта во главе с Моисеем. Опять таки по традиции (разумеется религиозной, а не научной) считается, что именно Моисей и был автором текста именуемого Торой. Тора у иудеев (или пятикнижие Моисеево в христианской Библии) по наиболее распространенной исторической теории начала обретать письменное воплощение после так называемого после разгрома Израиля царем Ассирии Саргоном в 722 году до нашей эры. Считается, что до этого (с момента возникновения, приблизительно с 9-го века до нашей эры) она передавалась из поколония в поколение в устном виде. Затем было "вавилонское пленение", когда вавилонский царь Навуходоносор разгромил Иудейское царство и увел в Вавилон уцелевших иудеев. Таким образом несколько столетий после этого на территории тогдашней Палестины не существовало еврейского государства. Чтобы евреи рассения не забыли свои религиозные тексты, их стали записывать на иврите, позже и на арамейском языке, причем это происходило постепенно, в течении многих лет. Так назывемый "масоретский" вариант текстов Ветхого Завета, в том числе и Тора, входят в Талмуд. Пятикнижие Моисеево (то есть вариант Торы входящий в христианскую Библию, в том виде, какая он сейчас, появился, когда в третьем-втором веке до нашей эры весь корпус так называемого Ветхого Завета, куда входит и Тора, перевели на греческий язык, поскольку большинство евреев к тому времени были эллинизированы и не могли читать на иврите. Этот перевод называется "Септуагинта", то есть "перевод семидесяти" (считается, что именно столько человек занималось переводом). Самые древние археологические источники, то есть письменные источники с фрагментами Торы и других частей Ветхого Завета относятся к шестому веку до нашей эры.
По поводу зороастризма, думается, его нельзя назвать строго монотеистической религией, поскольку в текстах Авесты (религиозной книги зороастрийцев) излагается дуальная природа устройства мира, где действуют силы добра во главе с Ахура-Маздой и силы зла во главе с Ариманом. В "конце времен", персонификация зла - Ариман и его воинство будут побеждены и наступит эра добра и справедливости.
Наличие в тюркских языках наименований вещей или природных явлений, считающихся неведомыми самим тюркам в силу отсутствия этих вещей или явлений в ареале их обитания, тема достаточно интересная. Лично меня всегда удивляло наличие таких слов в моем родном карачаевском языке, так что карты в руки нашим тюркологам - пусть объясняют. Только без фантазерства!
 
Shibizhi fon Purch
Традиционная версия времени появления Торы (Пятикнижия Моисеева) - 9-й век до нашей эры, то есть сразу после бегства евреев из Египта во главе с Моисеем. Опять таки по традиции (разумеется религиозной, а не научной) считается, что именно Моисей и был автором текста именуемого Торой.

Пятикнижие, то есть собрание первых пяти книг Библии (еврейской) - Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие... Т.е. каждая книга названа отдельно, и название "Тора" не фигурирует.
 
вавилонский царь Навуходоносор

Анекдот впомнился (сорри за некоторый нефоматный его характер):
Спорят как-то армянин с азербайджанцем, кто из них древнее...
Армянин:
-Мы ещё с Вавилона дань брали!
Азербайджанец:
-Чем докажешь?
Армянин:
-Так слова царя вавилонского при подписании капитуляции всем известны из школьной программы: "на в ухо, да в нос, ара".
 
Shibizhi fon Purch
Наличие в тюркских языках наименований вещей или природных явлений, считающихся неведомыми самим тюркам в силу отсутствия этих вещей или явлений в ареале их обитания, тема достаточно интересная. Лично меня всегда удивляло наличие таких слов в моем родном карачаевском языке, так что карты в руки нашим тюркологам - пусть объясняют. Только без фантазерства!


Сен да теманы билмеген адамгъа ушамайса... Кесинги доюмунг къалайды?
 
sult Торой именуют закон... Пятикнижье и есть Тора. Тора как закон божий. Возможно пятикнижье как законы объединили в одно понятие Тора. А может Тора есть отдельный фрагмент Пятикнижья... Это надо у Иудеев спросить )) Тем более Пятикнижье написано на таком древнем языке что не каждый лингвист понимает что там написано ))
 
Мертвая голова
Торой именуют закон...

Это понятно. Этимология слова в иврите мне интересна.
_______________________
Это надо у Иудеев спросить ))

Блин, я на одном сайте бываю, где есть много евреев (только новохронологов преимущественно), но он завис со вчерашего дня.
 
sult Мне кажется так и значит "закон". Слово скорее всего старое.. Потому скорее всего в современном языке Торой больше обозначают святое писание, дарованное Моисееву народу свыше. По крайней мере на этом мои познания со словом Тора исчерпаны)))
 
вывод
Тарихибизни тюз джазсала, бек залим миллет богъаныбыз билиниб къалад!
 
sult
Торой эти тексты именуются в Талмуде,
а в Библии Моисеевым Пятикнижием.
Откройте русскоязычное издание Талмуда, положите рядом христианскую Библию и сравните.
 
Shibizhi fon Purch
Откройте русскоязычное издание Талмуда, положите рядом христианскую Библию и сравните.

У меня нет ни того, ни другого. А Талмуд когда был записан?
 
sult
Лучше всего по данному вопросу почитать следующие книги:
1. И. Ш. Шифмана. "Ветхий завет и его мир"
2. И. Р. Тантлевский. "Введение в Пятикнижие"
3. "Тора или Пятикнижие Моисеево", в переводе П. Гиля.
Наверняка, можно найти тексты этих книг в интернете.
 
sult
Талмуд был составлен из имевшихся на тот момент текстов, имевших отношение к религи и быту еврейского народа уже в первые века нашей эры, кажется в 3-м или 4-м веке, точно сейчас не помню. Причем сущестуюет два Талмуда: Вавилонский и Иерусалимский, немного разнящихся по содержанию.
 
Shibizhi fon Purch

Я решил прогуглить и всё:

Талмуд состоит из 63 книг и 524 разделов и часто издаётся в 18 больших томах. Он был написан раввинами между 200 и 500 гг н.э.

Получается, что пораньше, чем время существования Хазарии.
____________________________
Если в нём "закон" - "тора", то часть ваших предков должна быть хазарами, заимствовавшими слово у семитов... видимо.
 
Shibizhi fon Purch
Это меня список книг развеселил, а не следующий пост.
 
sult Получается, что пораньше, чем время существования Хазарии. А ты че сомневался что ли в этом?))) Безусловно первые кто принял единобожие были евреи. Но тут возникает у меня вопрос... Вавилон, как древнее царство возник думаю раньше Израиля... Это очевидно ... Остается неясным каково влияние зороастры на евреев было...

Если в нём "закон" - "тора", то часть ваших предков должна быть хазарами, заимствовавшими слово у семитов... видимо. В силу того что Хазария была мощным образованием своего веремни, то соответственно ее влияние распространялось как на племена внутри ее так и соседние... И не исключено что и иудейство имело проникновение в эти народы.. Что касается Тёре... и Торо... я вобще тут не вижу ничего общего.
 
Мертвая голова
А ты че сомневался что ли в этом?)))

Что смешного? Есть очень много подделок. Ту же "царицу Тамар" окончательно выдумали только в 17м веке (начали в 16м, но в 17м переделали).
___________________
Что касается Тёре... и Торо... я вобще тут не вижу ничего общего.

А тюркская этимология слова "тёре" есть?
Страницы: 1 2 След.
Читают тему (гостей: 1)

 

Написать нам