"АКЪТАМАКЪ"

"АКЪТАМАКЪ"

Кергелен 21.06.2012 01:04:19
Сообщений: 856

6 0

"АКЪТАМАКЪ"

ЛИТЕРАТУРНО- ПОЭТИЧЕСКОЕ КАФЕ

(виртуальное)


" Назму деген накъырда тюлдю,
Джюрекге эшик ачады"

Джырчы Сымайыл.

Хош келигиз ,багъалы джазыучу джаш тёлю!:гоккачыкъ:

Форумда назму, хапар джаза билгенле, тилейбиз, былайда салыгъыз джазгъаныгъызны.

Джазыучуларыбыз, поэтлерибиз сизге болушурукъдула,окъуучула сюйюб окъурукъбуз,сизни бла ушакъ эте ,тил-тин байлыгъыбызны ёсдюрлюкбиз.
Изменено: Кергелен - 05.10.2012 19:25:11

Ответы

Айшат 07.05.2015 04:07:47
Сообщений: 1986
Аминат, выложи сюда стихи на карачаевском языке. :)

Если радость придет, радость прими
И не гордись, будь достоин ее.
Если горе придет, губы сожми
И не страшись, будь достоин его.

К. Кулиев
Айшат 07.05.2015 04:09:51
Сообщений: 1986
Sabr,
Аллах айтса тынч , эсен болурсуз!

Если радость придет, радость прими
И не гордись, будь достоин ее.
Если горе придет, губы сожми
И не страшись, будь достоин его.

К. Кулиев
Sabr 07.05.2015 12:06:20
Сообщений: 7254
Цитата
Айшат пишет:
Sabr,
Аллах айтса тынч , эсен болурсуз!
Сау бол, Айшат. Кесинг къалайса? Джазамыса, джазгъанларынгы бир джерге джэыямыса?.
Айшат 07.05.2015 12:18:09
Сообщений: 1986
Билал,бир джерге джыймагъанма. Джангыз, ол харифлеге джазгъан назмучукъларымы обучающий карточкала этдиргенме. Кёб джерде да кёргюстмегенме энтда. Танышларым бла школлада, садикледе. Хайыры боллукъ эсе.

Если радость придет, радость прими
И не гордись, будь достоин ее.
Если горе придет, губы сожми
И не страшись, будь достоин его.

К. Кулиев
Sabr 07.05.2015 12:24:19
Сообщений: 7254
Айшат, сени назмуларынг тынч окъулгъан, сабийлеге джарарча эдиле. Уллу-гитче болса да, бирге джыйылыб, китаб болуб, басмаланнганлары иги эди. Черкесскде китаб басма бал бир сёлешиб кёрсенг... Ким биледи, басмаларгъа да болурла.
Айшат 07.05.2015 12:32:30
Сообщений: 1986
Сау болугъуз, Билал. Хали билмегенден къайры барыб сорургъа да билмей турама. Кесими къаруумдан келлик тююлдю печатать эттирирге.

Если радость придет, радость прими
И не гордись, будь достоин ее.
Если горе придет, губы сожми
И не страшись, будь достоин его.

К. Кулиев
Sabr 07.05.2015 13:06:02
Сообщений: 7254
Айшат, Черкесскде Акъ Юйден узакъ болмай, Дом Печати барды. Аны ючюнчю къатында - кърал басма - издательство. Тамадасы - Тоторкуъулланы Къази-Магомед. Анга кириб барасыз, къол джазмагъызны - рукописигизни - бересиз, официально регистрировать этдиресиз. Бир кюн чыкъмаса, бир кюн чыгъар - къралны ачхасына. Чыгъармасала - не дериклерин эшитирбиз.
"Хайт" десенг - бары да бола барыр.
Sabr 07.05.2015 22:48:41
Сообщений: 7254
ОКЪУГЪУЗ:

«Минги Тау» журнал, No 2 (180) март-апрель 2015 ж.
http://www.smikbr.ru/2015/pressa/mingit/02.2015.pdf


Совет Союзну Жигитлери

Байсолтанланы Алим..............................................................................
158
Уммайланы Мухажир
164


«Совет Союзну жигити» деген сыйлы атха кёргюзтюлген таулула

Бабаланы Магомет ....................................................................
169
Дауутланы Махти ...............................................................................................
169
Залийханланы Магомет ......................................................................................
170
Зокаланы Къонакъбий .....................................................................................
170
Къудайланы Шамсудин ...................................................................................
171
Къадырланы Мухажир .....................................................................................
171
Кючмезланы Абдулла ........................................................................................
172
Кючюкланы Магомет .......................................................................................
172
Макытланы Магомет ........................................................................................
173
Насталаны Хажибекир .....................................................................................
173
Османланы Дадаш .............................................................................................
174
Теммоланы Юсюп ..............................................................................................
174
Уяналаны Рамазан ..............................................................................................
175
Черкесланы Сарбий .............................................................................................
175
Элсюерланы Кёккез ............................................................................................
176
Этезланы Зекерия


Уллу Ата журт урушха къатышхан таулу генералла
177


Уллу Ата Журт Урушну Жазыучулары

Хочуланы Салих.....................................................................................................
2
Къулийланы Хажимуса........................................................................................
10
Гуртуланы Берт..................................................................................................
18
Отарланы Керим....................................................................................................
26
Этезланы Омар...................................................................................................
37
Будайланы Азрет............................................................................................
72
Геляланы Рамазан..............................................................................................
81
Геттууланы Магомет.........................................................................................
93
Кациланы Хабу...................................................................................................
96
Залийханланы Жанакъайыт...............................................................................
105
Макытланы Сафар............................................................................................
115
Къулийланы Къайсын.........................................................................................
118
Маммеланы Ибрагим........................................................................................
127
Къулчаланы Махти
Sabr 08.05.2015 17:05:41
Сообщений: 7254
http://www.smikbr.ru/2015/pressa/mingit/01.2015.pdf

Газаланы Амина 1993 жыл Яникой элде туугъанды. Назмулары «Заман», «Горянка» газетледе, «Минги Тау» журналда да басмаланнгандыла, «Тейри къылыч» деген жыйымдыкъ китапха да киргендиле.

Кёп болмай, «Минги-Тауну» китапханасында Аминаны «Жауунну кёзлери» деген назму жыйымдыгъы чыкъгъанды. "Минги Тауда" басмаланнган чыгъармаларында, аны фахмусуна шагъатлыкъ этген бир назмусун кёрюб, къууаныб, аны бла "Акътамакъчыланы" да шагъырей этеме.


***
Ах, сюйгеним!
Кёрсем ауанангы –
Аллах шагъат! –
Манга саугъады ол да.
Къуру да сагъынама атынгы:
«Къалайса?» - деп,
узатмагъанлай къол да,
кетеме мен.

Сууукъду къарамым.
Жауун а
ызынгдан къарап
жиляйды.
Жарамайды,
жарамайды...
наным...
Жауун а
хар затны да ангылайды.

Жауун а
шош жууады ызымы,
кесим айтмазымы
ол шыбырдайды.
Биледи да
къучакъламазымы,
мени ючюн сени
ол къучакълайды.
Sabr 08.05.2015 18:57:29
Сообщений: 7254
Къарачай-Черкес республикада адабият да, санат да, маданият да къара чёбге да саналмагъанлыкъгъа, башха республикалада иш башха тюрлюдю. Сёз ючюн, хоншу Къабарты-Малкъарда.

Къарачайлыгъа саналгъан ненча джазыучу барды. чыгъармалары, джыл санлары - бир киши билмейди. КБРдеча, календар этиб, белгилей турургъа уа борчлу эди КЧР-ни джазыучуларыны Союзу. Алай а, аны да аты бар да кеси джокъ. Хар ким башы къалгъан джерде айланады. Къуджур заманла, къуджур адамла...

________________________________

«ЛКБ» 1. 2015 г. http://www.smikbr.ru/2015/pressa/litkb/01.2015.pdf

КАЛЕНДАРЬ ЮБИЛЕЙНЫХ И ПАМЯТНЫХ ДАТ 00 «СОЮЗ ПИСАТЕЛЕЙ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ» 2015 год


ЮБИЛЕИ:

1. Кагермазов Борис Гидович, 80, 6 Января
2. Загаштокова Люда Хамзетовна, 65, 10 января
3. Жилетежев Саладин Хамзетович, 75, 18 января
4. Шогенов Леонид Сулейманович, 80, 28 января
5. Кауфов Хачим Хабасович, 75, 10 февраля
6. Кайданов Аркадий Семенович, 60, 6 марта
7. Мокаев Владимир Аллахбердиевич, 65, 27 марта
8. Мазихов Борис Бесланович, 75, 7 апреля
9. Джулабов Узеир Алиевич, 85, 10 апреля
10. Емкужев Мухамед Хажисламович, 60, 1 мая
11. Мечиев Хадис Алиевич, 70, 28 мая
12. Гуртуев Эльдар Бертович, 80, 2 июня
13. Кумык Мамдух Хасанович, 75, 10 августа
14. Баков Хангери Ильясович, 75, 17 сентября
15. Эльгаров Кашиф Мисостович, 80, 10 октября
16. Биттирова Аминат Абдуллаевна, 60, 13 октября
17. Бегиев Абдуллах Мустафаевич, 65, 19 октября
18. Аликаев Владимир Дагуатбиевич, 75, 26 октября
19. Кажаров Петр Хаибович, 80, 7 ноября
20. Маремкулова Лариса Мухамедовна, 60, 1 ноября

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ (дни рождения)
1
Шаков Т. И. 125 14 января 18 Куантов А.Т. 85 10 октября
2
Мафедзев С.Х. 80 23 января 19 Шомахов А.К. 105 10 октября
3
Кодзоков Х.А. 80 18 февраля 20 Утижев Б.К. 75 15 октября
4 Бекулов Б.Т. 95 23 февраля 21 Шогенцуков А.А.115 28 октября
5 Шхагапсоев М.М. 100 23 февраля 22 Гуртуев Б.И. 105 7 ноября
6 Шаов К.Г. 75 26 февраля 23 Куашев Б.И. 95 22 ноября
7 Мисаков П.Т. 85 3 марта 24 Бахов Б.Т. 80 12 декабря
8 Ульбашев А.М. 110 10 марта 25 Алчагиров Б.М. 185
9 Кулиев Х.А. 105 5 мая 26 Ахметуков К.И. 145
10 Геляев Р.К. 100 15 мая 27 Будаев Х.А. 135
11 Тхамоков Б.Г. 75 25 мая 28 Кажаров И.М. 120
12 Токумаев Ж.З. 80 29 мая 29 Кругов (Кузнецов) Ю.П. 80
13 Кушхов С.Х. 85 1 августа 30 Максидов З.Б.105
14 Кузьмин В.Г. 90 30 августа 31 Хочуев С.Ш. 105
15 Боташев И.Ж. 90 6 сентября 32 Шарданов Б.Б. 155
16 Жантуев И.Б. 90 16 сентября 33 Шогенов Х.Х. 80
17 Будаев А.К. 100 7 октября

ДНИ ПАМЯТИ

Шогенцуков Али Асхадович (28.10.1900-29.11.1941)
Кешоков Алим Пшемахович (22.07.1914-29.01.2001)
Кулиев Кайсын Шуваевич (01.11.1917-04.06.1985)
Отаров Керим Сарамурзаевич (03.05.1912 - 1974)
Примечание: Если не указана дата, Союз писателей сведениями не располагает
shaudan 09.05.2015 03:08:15
Сообщений: 659
NYCKaracay,
ас–саляму алейкум, Аминат. Хош кел.))) Тюз этдинг Акътамакъда жазгъанынгы, Аллах айтса, былайда кёп затха юйретирикдиле таматаларыбыз. Кесимден айтырыгъым: назмуну хапаргъа бурмазгъа сакъ бол. Алай эте, кесим бир кёп жангылгъанма, алай сен хайт дерсе. Ритмни юсюнден интернетде статьяла кёпдюле, Акътамакъда да бардыла. Аллах айтса, женгил аллыкъса. Ишексиз, фахмулу къызса, жарыкъ жилтинчиксе, жарыкъдан–жарыкъ жанаргъа кюреш. Сора, Айшатха къошулама мен да, тауча назмуларынгы да бир жаз.
NYCKaracay 12.05.2015 11:42:11
Сообщений: 16
Цитата
shaudan пишет:
NYCKaracay,
ас–саляму алейкум, Аминат. Хош кел.))) Тюз этдинг Акътамакъда жазгъанынгы, Аллах айтса, былайда кёп затха юйретирикдиле таматаларыбыз. Кесимден айтырыгъым: назмуну хапаргъа бурмазгъа сакъ бол. Алай эте, кесим бир кёп жангылгъанма, алай сен хайт дерсе. Ритмни юсюнден интернетде статьяла кёпдюле, Акътамакъда да бардыла. Аллах айтса, женгил аллыкъса. Ишексиз, фахмулу къызса, жарыкъ жилтинчиксе, жарыкъдан–жарыкъ жанаргъа кюреш. Сора, Айшатха къошулама мен да, тауча назмуларынгы да бир жаз.
Сау болугъуз. Кесибизни тилибизде да джазгъанма назмула. Анама да джазгъанма, Ана тилге да джазганма, къарт атама да джазгъанма, кёчкюнчюлюкге да джазгъанма.

1943 джылда
Уллу уруш сау къралыбызда бара тургъанлай
Эркишилерибиз къазауатда кеслерин аямай тургъанлай,
Къарачай миллетим,
Хурметли миллетим,-
Джангы къыйыллыкъгъа тюбединг.
Танг атар атмаз-
Солдатладан толуъанды хар арбаз.
Герохла сыртларына тирелиб,
Юйледен башладыла адамла чыгъарыб.
Къарыусуз къартла да,
Тиширыула бла сабийле...
Берекетсиз болдула арбазла, юйле...
Рысхыларын алыргъа да къоймайын
Сау миллетни джыламугъунданда тоймайын,
Тебредиле машналагъа джюклеб халкъымы.
Миллетими хапары бек къыйнады джанымы...
Андан сора эшелоннга атдыла,
Къаты темир киритле бла эшиклерин джабдыла,
Джаныуарлада этмейдт киши алай,
Сеннге Аллах берди сынау, Къарачай,
Джюреклери ийнаныргъа унамай,
Ачуыудан да джанлары чидамай,
Къайры баргъанларын уа англамай,
Кюн бла кечени джолда да айырмай,
Ач бола, аууруй. ёле,
Сени къурутургъа кимни келди эсине?
Вагонланы ичлери топтолу,
Чёб тюшерге джокъду джерде бир орун,
Аналарына къысылыб турадыла сабийле,
Тёгелеклеринде учадыла мелекле.
Къартларыбыз джыларгъа мадар табмай,
Олтурадыла ауаларын чыгъармай.
Тиширыула уа бек сарнаб,
Баш энишге къарайдыла, къалтыраб.
Къарачай миллетим, сен кеб къыйыллыкъны сынагъанса
Гюнахынг да болмагъанлай,
Аман кючлю ачыгъанса.
Ата джуртунга термилиб узакъ джерде
Талай джылны уа тургъанса.
Анда да баш кётюрюб,
Эрикмейин ишлеб, тертсанынгы тюйюб джашагъанса.
Къырк юч минг адамынгы
Къум тюзледе асрагъанса.
Он тёрт джылны Азияда сен
Джыламукъла бла ашыргъанса
Ата джуртунга къайдыб,
Джангыдан элле, стауатла къурагъанса.
Кишиге да дерт тутмайын,
Адамлыгъынгы юсюнгед къурутмайын!

Аллах насыб кёб берсин
Тёзюмлю миллетиме.
Мындан ары сынатмасын
Ауур къыйыллыкъны сеннге!
06.05.13.


АНА ТИЛИМ

Ана тилибизни кючю бла кёб затны билеме,
Къарачай тилибизни мен бекден бек сюйеме,
ол анача юретиб,
Бизге акъыл салады,
Тюз джолгъа да чыгъарыб.
Хар бирибизге болушады!
Ана тилин сюймеген,
Терс джол бла барады,
Аны ариу макъамын,
Англамайын къалады...
Ана ариу тилим,
Бересе сен билим.
Сени бла ды мени джаным!
Узакъ болсун сени джолунг!
01.04.13.
Изменено: NYCKaracay - 12.05.2015 11:49:39
Кергелен 12.05.2015 12:14:13
Сообщений: 856
Эртденигиз ашхы болсун,Багъалыларым! :превед: :ухх:

NYCKaracay,хош кел ,бек таза иннетинг бла джазаргъа тырмашаса. Джазаргъа не аздан да фахмугъуз болгъанла. тохтамай джазыб туругъуз.

Критикагъа кёл къалды болмагъыз....былайда поэтлерибиз тюз затлагъа юретирикдиле.

Мен окъуучума.....алай а, мен да талай зат айтмай къоймайма ))анда-мында))) Сени джазгъанынг балладагъа ушайды, алай а балладаны да кесини масхабы болур. Сиз. джазгъан джаш къауум. бири-биригиз бла тюбеб , джазгъан затларыгъызны сюзе турургъа мадарыгъыз бар эсе ,окъуй , тюзете туругъуз джазгъаныгъызны.
Цитата
NYCKaracay пишет:
Ана тилин сюймеген,
Терс джол блабарады,
Аны ариу макъамын,
Англамайын къалады...

Бек аламат джазгъанса! :гоккачыкъ:
NYCKaracay 12.05.2015 12:37:24
Сообщений: 16
Кергелен,сау болугъуз.
Айшат 13.05.2015 01:09:27
Сообщений: 1986
Амина, ма ша Аллах! Ана тилинги билесе, бек сюесе! Аперим! Мен билмеин бир кёб ошибка этеме сёзледе. Мен юретир зат джокъду сенге. Джангыз, Билал юретгенча, тизгинлени бирча этерге кюреш (по слогам). Я показала после каждого предложения. И ударения чтобы падали на одинаковые слоги.это будет задавать ритм стиха (простите мою дилетантскую формулировку))). Билал очень хорошо объясняет. Я же для проверки себя это написала)).
АНА ТИЛИМ

Ана тилибизни кючю бла кёб затны билеме,-15
Къарачай тилибизни мен бекден бек сюйеме,-14
ол анача юретиб,
Бизге акъыл салады,-14
Тюз джолгъа да чыгъарыб.
Хар бирибизге болушады!-16
Ана тилин сюймеген,
Терс джол бла барады,-13
Аны ариу макъамын,
Англамайын къалады...-14
Ана ариу тилим,
Бересе сен билим.-12
Сени бла ды мени джаным!
Узакъ болсун сени джолунг!-16
01.04.13.

Если радость придет, радость прими
И не гордись, будь достоин ее.
Если горе придет, губы сожми
И не страшись, будь достоин его.

К. Кулиев
Sabr 13.05.2015 02:26:09
Сообщений: 7254
NYCKaracay, cалам.

Сенден сынамлыракъ фахмулу эгечлеринг не айтханларына бир эс бур:

Шаудан: " ... назмуну хапаргъа бурмазгъа сакъ бол. Алай эте, кесим бир кёп жангылгъанма, алай сен хайт дерсе. Ритмни юсюнден интернетде статьяла кёпдюле, Акътамакъда да бардыла. Аллах айтса, женгил аллыкъса. Ишексиз, фахмулу къызса, жарыкъ жилтинчиксе, жарыкъдан–жарыкъ жанаргъа кюреш".

Айшат: "Амина, ма ша Аллах! Ана тилинги билесе, бек сюесе! Аперим! Джангыз, тизгинлени бирча этерге кюреш (по слогам). Я показала после каждого предложения. И ударения чтобы падали на одинаковые слоги.это будет задавать ритм стиха..."

Назму назму болур ючюн эм керекли затланы Шаудан да, Айшат да айтхандыла:
1. Назму хапарча айтылыб, созулуб барыргъа керек тюлдю. алай болгъандан эсе, бир хапар неда статья джэазылыб къалса игиди. Сёз ючюн, кёчгюнчюлюкню юсюнден назмунг. Къазауатны баргъаны, эркишиле анда болгъанлары, ол кёзюуде джакъсыз къартланы, сабийлени, тиширыуланы, сакъатланы тутмакъ этиб, джуртдан кери сюргенлери, талай заманда халкъыбыз ызына къайыталгъаны, энди джуртунда длжашагъаны. Назму тилек бла бошалады.
Бу назму тюлдю - хапарды. Барыбыз да билген къыйынлыкъны юсюнден. Магъаналы хапар. Алай а, къуру магъана - сёзню назму эталмайды. Джангылыкъ болургъа керекди - магъанасында, кебинде, джюрюшюнде-ритминде, кафиесинде-рифмасында, суратлауунда - несинде болса да.
Айшат айтханча, тизгинледе бёлюмле-слогла да тенгиширек болургъа керекдиле. Сёз ючюн, къара:

Джауа эди къарлы джауум, 8
Къысылаед къанлы джауунг... 8

Кёресе, къарлы джауум - къанлы джауунг бир-бирин къалай кючлю тутадыла, тизгинледе бёлюмле да тенгдиле.

Беш тау элни беш да тары - 8
Олду мени бешатарым. 8

беш да тары - бешатарым (шкок) къош рифмала, аламат рифмала.

Алай а, былай джазыб къойгъан бек къыйынды. Мен айтырыкъ: сен ана тилибизни билесе. Экинчиси - сёзлени бир-бирине къыйналмай тагъаса. Алай эсе - сен назму джазаллыкъса.

Назмуларынг не къадар къысха болсунла - айраннга суу къошуб барсанг, татыуу аздан аз болуб барады. Тизгинледе бёлюмле-слогла тенгиширек болсунла. Ритм бузулмасын, башланнганыча барсын. Рифмала этимледен-глаголладан къуралмасынла, ансы "чабдым-табдым-алдым-салдым" деб, ким да айтыб бараллыкъды.

Къарачыгъыз къартлагъа: 7
ёрге тутуб башларын, 7
Ата джуртну сакъларгъа 7
ашыралла джашларын. 7

Бу сёзледе джангылыкъ джокъду, аланы назму этген а - ритм бузулмай баргъаны, бёлюмлени тенглиги, рифмала да игидиле.

Сен орус тилде джазылгъан классика поэзияны билесе. Къарачай тилде да ма алай тынч, кескин, ритм бузулмай, рифмала асхамай джазылыргъа керекдиле. Пушкинни кесинг сюйген бир назмусун къарачай тилге кёчюрюб кёрчю - ол кёб затха юретирикди.

Джаза бер, биз а, джылынга да къарамай, "дюнгюрдете" барлыкъбыз. Разы болмагъан джеринги да айтыб къоя тур, биз да джангылыргъа боллукъбуз.
"Хайт" десенг, бары да иги боллукъду, Амина.



Sabr 24.05.2015 15:35:40
Сообщений: 7254

1 0

Сражался и победил.
110 лет назад родился лауреат Нобелевской премии М.А. Шолохов





Михаил Шолохов – гений, жизнь и творчество которого всегда будут убеждать человечество не только в величии отечественной литературы, но и в неразрывности связи миссии писателя с высоким историческим предназначением народа. Шолохов – настоящий богатырь литературы, богатырь в былинном понимании, стоически выдержавший все нападения, отстоявший свою правду, сохранивший до конца дней беспримерное благородство и верность идее служения Отчизне.
Ему чужды были почести, от государства он принимал только одно – возможность спокойно творить. Сталинскую премию он отдал на нужды фронта, Государственную – на восстановление родной школы. Шолохов отказывался от всех предлагаемых постов. Мерой его жизни были глас народа и бессмертное русское слово. По их воле он строил себя, сохранял себя, по их лекалам мастерил свой духовный дом, по их зовам торил дорогу к русской вечности.
Осторожное расположение вождей он использовал, чтобы защитить невиновных, мировую славу – для утверждения наших национальных ценностей.
Михаил Шолохов как никто смог показать народную жизнь, пристально вглядываясь в отдельного человека, но при этом улавливая в его судьбе неостановимое дыхание истории. Ему удалось совместить природное русское остроумие с немыслимым драматизмом сюжетов, тем самым показав, что настоящая жизнь богаче и полнее любой придуманной. Его реализм шире, чем творческий метод. Его реализм – это сама суть литературы как художественного воплощения действительности. И путь художника, по Шолохову, – это всенепременное следование этой сути, приближение к ней, соответствие её идеальности.
Ключевые моменты русской истории XX века будут изучать по его книгам. Потому что подлинная история – это не последовательность фактов, а череда всплесков народного духа, запечатлеть которые во всём многообразии и объёме способен только гений.
Он пришёл в мир в 1905-м, когда страна вздымалась в предчувствии душераздирающих катаклизмов, в преддверии громадных потерь и новых героических обретений. Он покинул его в 1984-м, когда зрел новый смерч над матушкой-Россией. Всей своей жизнью и творчеством он предупреждает потомков, что выше счастья народа нет ничего. Сколько бы веков ни прошло, мы будем слышать его голос, перечитывать его книги и стараться не допустить тех ошибок, от которых он нас предостерегает.
Его имя веет красивой спокойной птицей над Доном и, поднимаясь всё выше, смотрит на всю землю с невероятной зоркостью, радением и любовью.
Sabr 24.05.2015 16:10:21
Сообщений: 7254
Кесибизни джазыучула кафебизге келгинчи, башха халкъланы джазыучуларындан да хапар айта турайыкъ.
Sabr 24.05.2015 16:11:08
Сообщений: 7254

1 0


Энрико Малато: «Данте не позволяет себя убить, он попадает в рай!»
Литература / Литература / Данте - 750
Абросимова Арина








Праздничную программу мероприятий по случаю 750-летия величайшего поэта, богослова, политического деятеля, одного из основоположников литературного итальянского языка Данте Алигьери 4 мая торжественно открыли в большом зале Сената Италии министр культуры Дарио Франческини и ведущий дантовед Энрико Малато.
Профессор литературы Неаполитанского исследовательского университета имени Фридриха II, организатор и президент Цент­ра Pio RAJNA (Центр литературных, лингвистических, филологических научных исследований), вице-президент «Дома Данте в Риме», специалист-исследователь «Божественной комедии» синьор Малато за свои научные работы имеет государственные награды Итальянской Республики. Под его руководством группа литературоведов к юбилею Мастера выпустила в свет несколько уникальных сборников, написанных за семь веков на разных языках мира о дантовской комедии…



– Синьор Малато, вы человек книжный, мало «выходите в свет», но в рамках Года культуры и языка России – Италии вы лично представили на Московской книжной ярмарке уникальную книгу…

– Да-да, для меня та поездка в Россию была знаменательным событием. Мы презентовали величайшую прекраснейшую книгу «Фламандский Кодекс», которая является факсимиле Бревиалио Гримани. Над ней трудились самые значительные фламандские художники эпохи Возрождения. Они создали её в 1670 страницах, из которых 1580 страниц расписаны золотом. И 130 иллюстрированных страниц – это 130 действительно потрясающих картин! К сожалению, «Фламандский Кодекс» практически неизвестен, потому что постоянно находится в сейфе библиотеки Марчиано в городе Венеция. Мы смогли сделать один-единственный экземпляр, но полностью тождественный оригиналу. И первый раз мы открыли эту важнейшую книгу для широкой публики именно в Москве! Идея была реализована под личным патронатом президента Итальянской Республики Джорджо Наполетано, который включил нас в программу совместного Года культуры и языка Италии и России.
– Весь просвещённый мир в 2015 году отмечает 750-летие Данте. Расскажите о юбилейном издании, над которым много лет трудился ваш центр: сколько томов оно насчитывает, какие особенности?..
– Мы, конечно, уже давно стали готовиться к этому юбилею. И начали с выпуска собрания сочинений Данте Алигьери, включившего все его работы, опубликовали очень важные труды. Непосредственно к юбилейной дате были организованы три самостоятельных проекта. Первый – 3-томная «Перепись» (Censimento). Второй – 4 тома факсимильных книг, богато проиллюстрированных старинными миниатюрами с изображением сцен «Божественной комедии». Третий проект делается на высоком государственном уровне – «Национальное издание комментариев к Данте», начатое 30 лет назад. Это комментарии к «Божественной комедии», написанные самыми разными авторами за прошедшие семь веков. В общей сложности – 75 томов в 250 книгах. Сейчас опубликовано 13 томов в 33 книгах.
– И сколько же страниц будет в 250 томах?
– 200 000 страниц. Понимаете, это же 750 лет, посвящённых «Божественной комедии»! Наше внимание в первую очередь привлекли труды малодоступные, раритетные, среди которых, разумеется, есть и очень известные публикации.
– И вы всё это прочитали?
– Почти, почти (улыбается). У нас в институте работает довольно большой отдел специалистов по творчеству Данте, и 100 человек были привлечены непосредственно к этому масштабному проекту. Сам я занимаюсь данным проектом уже больше 25 лет…
– Четверть века! Скажите, будут ли представлены русские исследования? Например, есть небольшая по объёму, но замечательная книга Осипа Мандельштама…
– Да, конечно! Мандельштам – уникальный поэт, я хорошо знаю его стихи и, в частности, эту работу. У него прекрасный по глубине анализа текст. Будут и другие русские авторы, безусловно. Их так много, что я не смогу всех перечислить. Появились и совсем новые комментарии, которые мы будем публиковать впервые. Не только в Италии, но и во всём мире исследователей творчества Данте очень много, есть также многочисленные по своему составу общества любителей Данте. Только в одной Америке «Божественная комедия» была переведена 12 раз! Но собрание комментариев мы пока выпускаем небольшим тиражом – всего две тысячи экземпляров. Это издание через некоторое количество лет станет настоящей библиографической редкостью, да! Но уже сейчас предполагается, что в дальнейшем будут дополнительные тиражи.
– В чём же всё-таки, на ваш взгляд, таится загадка, которая на протяжении веков вызывает у интеллектуалов всего мира необходимость изучать и комментировать это произведение?
– Даже сегодня «Божественная комедия» содержит в себе такие непостижимые вещи, которые мы пока не открыли, к которым ещё даже не приблизились. И, думаю, процесс познания будет продолжаться, поскольку Данте неисчерпаем. Я почти 50 лет изучаю Данте. И сумел открыть такие вещи, о которых прежде никто не знал.
Поздравляю вас! Но наверняка же есть смысловые повторения, даже не преднамеренный плагиат, а просто человек не знал, что кто-то из предшественников уже прошёл по этому пути и всё объяснил примерно так же…
– Естественно, повторений не может не быть. Но есть и новые варианты видения, новые возможности и всё новые открытия! Данте действительно составляет очень большую проблему. Многие описанные им вещи не понимаются при первом прочтении, даже не осознаются. Но каждый новый читатель-комментатор предлагает своё видение, свою точку зрения. Допустим, он уже знает о том, что было написано прежде о «Божественной комедии», и тогда именно это становится основой для его собственного знакомства с произведением. Он может согласиться, одобрить или же встать в оппозицию. Крупнейшие исследователи Данте, как, например, Кёртис Ауэрбах, говорят о чуде Данте, потому что он смог в своей поэме, в 14 233 строфах, высказать то, что невозможно высказать. Уже одно это до сих пор остаётся загадкой…
– Думаю, что вопрос не в количестве, не в размере…
– Конечно, главное – он смог охватить и высказать всю культуру Средневековья! Столь грандиозная многомерная культура буквально сконцентрирована в поэме Данте. И действительно, в этом можно увидеть его чудо. Весь исторический и эстетический период Средневековья, в котором Бог ищет себя Самого, даёт человеку ощущение духовной силы и желание поменять уже себя, смертного, несовершенного. И в этом развитии автор последовательно выстраивает отношения человека с Богом. Это как раз та культура философии Средних веков, которую мы называем Memento mori.
– «Помни о смерти».
– Да, но в том числе это значит: помни, кто ты! Средневековье говорит о том, что каждый человек всегда, в любой момент своей жизни, должен быть готовым к смерти, к тому, чтобы достойно принять её. И вся культура в 1200–1300-х годах представляет собой муку человека в осознании своего конца, в этой пугающей неизбежности. Данте смог сконцентрировать и выразить эту идею в своём произведении. В этом изречении – Memento mori – заключается высокий нравственный посыл, который возвращает человека к его истинному предназначению. Потому что иначе не бывает: в отношениях с Богом человек неминуемо ищет самого себя. Для нас, современных читателей, уже так остро не стоит вопрос: верить или не верить? Мы можем и не верить в Бога. Однако человек, который пытается узнать, кто он, в свойственной ему манере решая свои проблемы, так или иначе выстраивает связь с Богом. Поэтому нельзя не говорить об актуальности Данте. Он более современен, чем Шекспир.
– Между ними – триста лет разницы...
– Именно поэтому Шекспир «атрибутируется» как человек более современного мировоззрения. А Данте – как человек Средневековья. Но Данте оказывает на мировоззрение современного человека куда большее влияние, чем Шекспир. В разных статистических исследованиях периодически решается вопрос: кто для мировой культуры представляет большую важность – Данте или Шекспир? И совсем недавно был момент Шекспира (смеётся). Но в результате предыдущего «конкурса» победу одержал Данте! Столь широкое распространение и популярность произведений Шекспира в современном обществе обусловлены не в последнюю очередь и тем, что английский язык – сегодня наиболее активный язык в международном обращении. А Данте написал «Божественную комедию» на итальянском языке.
Притом что в те времена итальянский был простонародным языком, а латынь была языком образованных людей во всём европейском мире…
– Именно! Это вызов со стороны Данте, это проявление его интеллектуальной смелости. Высота Данте и заключается как раз в том, что он начинал писать свои произведения с конца 1200 – начала 1300-х годов, на рубеже столетий, когда официально итальянского языка ещё не существовало. Самая большая – и по объёму, и по значению – поэма Средних веков «Божественная комедия» написана поэтом на языке, который не существует! Фактически он изобретает язык! Поэтому Данте справедливо называют отцом итальянского языка. В течение 700 лет и поныне мы в Италии говорим на языке Данте. Если сегодня мы прочитаем английский текст, написанный в 1300 году, или тексты, написанные в течение XV–XVII веков на французском, английском, немецком, испанском языках, то практически ничего в них не поймём.
– Вы имеете в виду лексические изменения?
– Да-да. Фактически во всех странах за последние 700 лет поменялись не только лексика и фразеология, но и вся культура языка. И только итальянский язык за прошедшие столетия никак не изменился. Эта уникальная историческая особенность также позволяет нам сегодня воспринимать «Божественную комедию» как произведение близкое и современное. Подобный пример рождения языка случился и в Германии: когда Мартин Лютер перевёл Библию для немцев, он тем самым сделал немецкий язык таким, каким он не был прежде, но каким остаётся и поныне.
– Мне хотелось бы узнать ваше мнение о том, о чём неофициально идёт скрытая дискуссия. Как, по-вашему, Данте – мыслитель, поэт, философ, закрывающий эпоху Средневековья, или Данте открывает Возрождение?
– Данте закрывал Средневековье. Петрарка 40 лет спустя открывает Возрождение. Но знаете, всё-таки Данте действительно может по праву считаться более возрожденческим – не в хронологическом смысле, а в значительности своего воздействия на умы как своих ближайших потомков, так и мыслителей и поэтов более позднего времени, и наших с вами современников. Поэтому лично для меня Данте более дорог и прекрасен, нежели Петрарка.
– Тогда почему до сих пор так много загадок остаётся в его «комедии»? С одной стороны, автор использует народный язык, чтобы, как он заверяет, его смогло понять как можно больше людей, но с другой – он ведь тщательно и кропотливо выстраивает этот бесконечный смысловой лабиринт, специально запутывая ходы, чтобы всем – и современникам, и потомкам – трудно было пробираться сквозь «сумрачный лес»…
– Да-да, он нарочно всё запутывал! Потому что Данте пишет в библейском духе. Он не говорит с читателем прямо, он даёт ему лишь подтекст, который наводит человека на размышления. Это сама возможность размышления! Данте будит в читателе его собственную мысль. А в Средние века такое уважительное отношение к читателю, к его интеллекту было не только новым, но и прямо-таки революционным. Поскольку тогда властвовала над умами церковная догма, и любое инакомыслие, свободомыслие сурово каралось. А Данте выстраивает подтексты, и они сродни библейским аллегориям. Таким образом, Данте как автор создаёт свою собственную модель повествования, но в основах своих ориентированную на модель библейского разговора.
– По-вашему, что человек может верить или не верить в Бога. Атеисты были и во времена Данте, но, как вы думаете, прочитав «Божественную комедию», становится ли человек ближе к Богу?
– Всё относительно. Лично я не верю. Но я огромный ценитель Данте. И на протяжении веков все те люди, которые читали эту книгу, все они завоёваны им.
– На уровне искусства, но не религии?
– Знаете, это ведь индивидуально. Если человек задаёт себе вопросы: кто я? что я делаю в этом мире? что мне делать со своей жизнью?.. Например, Вольтер, который был атеистом, но, попав на землю, он смотрит вокруг себя и говорит в одном из своих произведений: ну не может быть, чтобы всё это было создано ни для чего! Атеист тоже находится в поиске смыслов. Данте говорит именно о смыслах и предлагает идти по такому же пути в жизни всем своим читателям.
– Но разве не было главной целью Данте привести человека к Богу? Не писал ли он книгу именно для того, чтобы человек поверил в Бога?
– Да! Да, у него эта цель основополагающая, потому что он себя предлагает в роли спасителя мира. Ни в коем случае нельзя считать это обычной самонадеянностью, гордостью или дерзостью. Просто он великий поэт.
– Так почему же всё-таки «комедия»?
– Комедия – это стиль поэмы. В греческой или латинской классике существовали два очень разных стиля – комический и трагический. В христианство перешли те основы, которые были свойственны трагедии. И другие авторы – не Данте, а его предшественники – использовали именно стиль трагедии в своих текстах. А Данте цитирует в своих произведениях: «для этой комедии», и эта фраза подчёркивает греческий манер. Так как в поэме есть главы, где говорится о Боге и рае, о путешествии Данте в рай, о том, что там он встречается с Богом, поэтому произведение и было названо «Божественная комедия». Изначально поэма называлась просто «Комедия», так её назвал сам Данте, и в течение более 150 лет она распространялась в рукописных тиражах – сейчас сохранились около 842 манускриптов и фрагментов манускриптов из 2500 когда-то существовавших. В 1472 году в Венеции вышли первые печатные издания, а в 1555-м издатель Габриэль Джолито де’Феррари опубликовал книгу под названием, ставшим традиционным, – «Божественная комедия». Поэта к тому времени уже не было на свете, – он скончался в 1321 году в возрасте 56 лет – и это название было дано его произведению издателем.
– Как понимать этот выбор: о духовном пути человека к Богу написана «комедия», а в Древней Греции это низкий жанр – для злой сатиры, критики нравов, осмеяния пороков?
– Потому что трагедия – это произведение, действие в котором заканчивается плохо, главный герой неотвратимо погибает. А комедия, наоборот, заканчивается хорошо для героя, финал оптимистичный. Данте не позволяет себя убить, он попадает в рай! То, что является комедией, уже не может быть трагедией (улыбается). И комедия, как мы знаем, вовсе не обязательно должна быть смешной.
– Но это уже черта комедии Средних веков, когда смех и веселье порицались церковниками…
– Комический стиль мог использоваться авторами при написании произведений на различные темы. Комедия могла в себя включать также и элементы трагедии, при этом сама трагедия не должна была хоть в чём-то принимать комические оттенки. Стиль трагедии обычно очень торжественный, тяжеловесный, громогласный. Потому что реальный итальянский мир создавал в Средние века все условия для воцарения абсолютной трагедии. Данте выбирает комедию ещё и поэтому, что она даёт наиболее открытые возможности для вхождения в её ткань любых тем, сюжетов и стилей. Это максимальное открытие – говорить о многих темах, свободно говорить даже о смерти.
– И связь с Библией в этом контексте идёт параллельно: Данте, пробуждая сознание человека, не вступает в конфликт с церковью, а напротив, как будто дублирует Святое Писание, существующее на латыни, разъясняет его постулаты на народном языке?
– Библия является как раз одной из основ, которая позволяет Данте говорить аллегориями, подобными библейским. Но это уже аллегории самого Данте! Того Данте, который проходит весь сложный путь от ада до рая. Фигуративным образом нам показан личный опыт человека, который ошибается, теряет прямую дорогу, совершает грех, глубоко раскаивается в своём нравственном падении, не может найти согласия с собой, не может сам себя простить. И только признавая свой грех, человек получает высшее прощение и успокоенным попадает в рай…
Беседовала Арина АБРОСИМОВА

Выражаем благодарность за помощь в подготовке материала посольству Италии в Москве и лично Дарье Клименко и Юлии Прохореня.
Sabr 26.05.2015 04:16:03
Сообщений: 7254
Бир сагъышым барды: быйыл, ол бир джылладача Мёчюланы Кязим бла Семенланы Исмайыл атлы назму конкурс ачсакъ, къошулургъа джаш назмучула табылырламы?
Sabr 27.05.2015 17:41:58
Сообщений: 7254
Бродскийни юсюнден кёб зат айтылгъанды, джазылгъанды. Алай а, бу къызыча, ачыкъ, эркин, кёлюндегин айтхан

хазна болмаз. Аны ючюн салама бу интервьюну былайгъа
______________________________________________________

«Биологически я несу его гены, но это — не самое главное»


Разговор с дочерью Иосифа Бродского

[img]http://www.novayagazeta.ru/views_counter/?id=68562&class=NovayaGazeta::Content::Article&0.21127620884542142[/img]


Фото: foxsinatra / Instagram


Впервые в Россию, в Санкт-Петербург, на празднование 75-летия своего отца приехала Анна Александра Мария Бродская-Соццани. Единственная из детей поэта, кто официально носит его фамилию — Бродская и абсолютно не знает русского языка: домашние звали ее по-русски и запросто Нюшей, но русскому языку никогда не учили. Сейчас она, почти без акцента, может произнести разве только «спасибо», «пожалуйста», «бабушка». Ей еще не исполнилось 22 лет, у нее своя семья, она живет собственной, отдельной жизнью и откровенно не хочет, чтобы ее вписывали в уже бронзовеющий образ отца.

— Анна, вы впервые в Петербурге, впервые в России, здесь о вас совсем ничего не знают. Вы учитесь, работаете?
— Я — мама, у меня маленькая дочь, ей два с половиной года, ее зовут Шей.
Цитата

— Кто вы по специальности?
— Я не училась в университете: у меня исчезли всякие иллюзии по поводу университетского образования еще лет в 18, и поэтому я покинула академическую стезю, уехала в деревню, создала семью.

По разным причинам мы с моим партнером и дочерью переезжаем в скором времени в Италию, и со следующего учебного года я начну учиться рисованию в художественной школе в Ломбардии.
— Вы очень пластично и легко двигаетесь — занимались танцами, музыкой?
— Очень люблю танцевать джаз, дома пою песенки, но специально ни танцам, ни музыке не обучалась, и никакого особенного таланта у меня нет. Я аккомпанирую себе, когда складываю постиранную одежду или мою посуду на кухне.
— Выступая в Музее Ахматовой на чествовании стипендиатов Фонда наследия Бродского, вы явно вызвали у многих в зале непонимание и даже легкое возмущение своими словами об отказе от авторского права, об абсолютной свободе слова. Рядом со мной немолодые уже люди говорили — что она такое говорит, она же дочь Бродского!.. Видимо, от вас ждали пафосных речей о своем отце, а вы выдали манифест «пиратов».
— Как говорил Аарон Шварц в своем манифесте, который я прочитала, делиться — это моральный императив и моральная необходимость, и это не то же самое, что пиратски захватить чужой корабль и убить его экипаж. Я с этим совершенно согласна: «Движение свободного доступа» отважно сражалось за право ученых не отдавать свою интеллектуальную собственность корпорациям, а свободно публиковать свои работы в интернете. Так к ним сможет получить доступ любой желающий.
— У нас сказали бы, что вы человек левацких взглядов, убеждений…
— Нет, я просто отвергаю любые формы конвенциональной политики, выступаю за устойчивое развитие в области ресурсов, за добро и общую собственность. Думаю, что многие люди хотят революции, переворотов, но я уверена, что на самом деле и миру, и обществу требуется некое успокоение, конструктивное изменение. Хорошим примером групп, которые предлагают подобные изменения, а не стремление к деньгам, является, например, движение The Zeitgeist Movement (неполитическое движение «Дух времени».Н. Ш.). Россия уже отлично почувствовала материальную, выраженную в деньгах, ценность искусства, современная жизнь в России очень изменилась по сравнению с тем временем, когда здесь жил мой отец: монетарная сторона творчества здесь теперь хорошо известна. Но я хотела бы процитировать Мартина Лютера Кинга: «Чтобы ты ни делал, ты должен двигаться вперед». Россия тоже должна двигаться вперед.
Цитата

— Ваша семья живет на доходы от реализации авторских прав на творческое наследие вашего отца, а вы призываете сделать все доступным для всех без денег…

— Все равно я считаю, что необходимо отказываться от авторских прав, права на идеи, исследования, работы должны принадлежать всем. И снова напомню слова Аарона Шварца: «Только ослепленные жадностью не согласны с этим. Большие корпорации, несомненно, ослеплены жадностью. Нам нужно брать информацию, где бы она ни хранилась, делать свои копии и делиться ими с миром».
— Вы хорошо знаете творчество отца? Многое, наверное, читали?
— Нет, не много и не подробно, большую часть даже не читала. Мне разные люди рассказывали о его творчестве, те, кто хорошо знает его работы. Но я от многих слышала: когда близкий человек умирает, непросто смириться с мыслью, что ты уже не сможешь получить от него ничего нового — да, этот человек тебе близок, но ничего нового он тебе уже не даст.
Цитата

И поэтому я решила растянуть во времени знакомство с работами моего отца — буду знакомиться с ними на всем протяжении своей жизни, чтобы таким образом хотя бы имитировать мои с ним отношения.

— Иосиф Бродский умер, когда вам было два с половиной года, понятно, что большая часть ваших воспоминаний — это рассказы матери. А что-то личное в памяти осталось?
— Да, есть один, очень личный момент, я действительно помню это сама.
— Можете сказать?
— (Короткая пауза.) Нет, не скажу.
— Что из того, что вы читали, вам особенно понравилось?
— Понравился «Боснийский напев» и, конечно, стихотворение «Моей дочери». Недавно начала читать большую книгу эссе «О скорби и разуме», там есть место, где он говорит об определении любви, — мой партнер, с которым я живу, впервые прочитал мне этот текст, это было очень приятно. И все, пожалуй. Спросите меня об этом через десять лет, и я скажу, что прочитала намного больше. Уверена, что мое представление об отце, о его творчестве будет меняться всю жизнь. Мое личное движение — внутреннее, мои поступки будут меняться в том числе и под воздействием его работ. И это хорошо.
— Познакомились со своими сводными братом и сестрой?
— Да, я увидела их впервые, это была замечательная встреча, я надеюсь, что мы будем дальше общаться, будем переписываться.
— В квартиру своего отца вы уже заходили, видели будущий музей. Какие впечатления?
— Мне очень понравилось, есть ощущение времени. Когда я прикоснулась к единственному подлинному, сохранившемуся столу — это был особый для меня момент. Но эта атмосфера происходит в основном от людей, которые вложили так много сил, чтобы превратить эту квартиру в то, чем она сейчас стала. Никаких особых духовных связей не почувствовала, но я тронута той огромной работой, которую проделали сотрудники музея. Поскольку я плохо помню своего отца, считаю, что мне очень повезло — здесь так много людей, которые его хорошо помнят и могут о нем рассказать.
— Понимаю, что у вас было мало времени, но вы хотя бы попытались съездить на могилу бабушки и дедушки?
— Нет, к сожалению, но я планирую приехать еще раз. Сейчас у меня был официальный визит, Фонд наследия Бродского смог оплатить поездку. Посмотрим, как будет в следующий раз.
— В эссе «Полторы комнаты» есть такие слова Бродского, когда он смотрит в зеркало и понимает, что он — это все, что осталось от его матери. Вы испытываете подобные чувства?
— Абсолютно нет! Потому что то, что он написал, создал, его произведения начали жить своей жизнью. Его работы, и все те, кто читал и продолжает читать его произведения, люди, которых он знал, читавшие его, — все это его наследство. Все эти люди несут в себе немного, чуть-чуть от жизни моего отца. Я — не более чем другие люди. Биологически, конечно, я несу его гены, но биологическое — не самое главное.
romantik 28.05.2015 03:02:24
Сообщений: 623

1 0

Сайлау
Айда, кюнда аллымда,
Терк киргенле сагъышха.
Ай -тамам ариу сурат,
Кюн - джарыкъ тамгъа салад.

Ай - кез алдайды ышара,
Кюн - джылыу береди джаныма.
Бири-биринден терк атлай,
Джюрек джараларымы джамай,

Сюймеклик тийди меннге -
Эки джанны сюйдюм бирге,
Билмейме энди не этерге -
Джюрегими берейим кимге?

Ай бла айтылыр мени атым,
Кюн бла рахат джашар джаным,
Ай бла чыгъарма мен кюннге,
Кюн бла болурма къартлыкъ тенгле
(romantik) Артур
Изменено: romantik - 28.05.2015 03:04:50
Sabr 28.05.2015 15:35:44
Сообщений: 7254

1 0

Артур( (romantik)


САЙЛАУ


Айда, Кюн да - аллымда,
Терк киргенле сагъышха.
Ай - тамам ариу сурат,
Кюн - джарыкъ тамгъа салад.

Ай - кёз алдайды, ышара,
Кюн - джылыу береди джаныма.
Бири-биринден терк атлай,
Джюрек джараларымы джамай.

Сюймеклик тийди меннге -
Эки джанны сюйдюм бирге,
Билмейме энди не этерге -
Джюрегими берейим кимге?

Ай бла айтылыр мени атым,
Кюн бла рахат джашар джаным,
Ай бла чыгъарма мен кюннге,
Кюн бла болурма къартлыкъ тенгле.

Аперим, поэтни сюймеклиги алай болургъа керекди - Кюнча, Айча мийик. Аладан къайсын сайласа да - аман кюн кёрмез.
Алай а, назмуну къуралыууна, басым (ударение) тюз тюшюб барырына - эс бёл.

Ай бла айтылыр мени атым, "мени" былайда керек тюлдю - атым аны орнун да тутады.
Кюн бла рахат джашар джаным,
Ай бла чыгъарма мен кюннге, "мен" - былайда керек тюлдю - чыгъарма аны орнун тутады.
Кюн бла болурма къартлыкъ тенгле. "къартлЫкъ тенгле" - былайда магъана басым (логическое ударение) "къартлЫкъ" сёзге тюшеди, алай бла " кюннге - къартлыкъ тенгле" = рифма болургъа унамайдыла. Рифма болур ючюн: "кюннге - тенгле" кеслери къалыргъа керек эдиле. Не да кюннге "джарыкъ" дегенча бир сёз къошаргъа керекди. Ол заманда рифма боллукъдула: "джарыкъ кюннге - къартлыкъ тенгле".

Ай бла айтылыр атым,
Кюн бла джашар джаным,
Ай бла чыгъарма кюннге,
Кюн бла болурма тенгле.

Былайыракъ: бёлюмле (слогла) тенгиширек болсунла, басым(ударение) тюз тюшсюн - ол заманда назмуну ритми-джюрюшю бузуллукъ тюлдю. Алай болмаса, иги назму да - асхаб, кесин да, окъуучуну да абындырыб турлукъду.
Къара чачлы 28.05.2015 19:03:56
Сообщений: 1750

1 0

Учалырмамы мен?



Кёкге къарасам
Бир чууакъды ол.
Анга узалсам,
Ах, кюеди къол.

Некди ол алай,
Ангыламайма...
Кюн кёзге къарай,
Мен жилямайма.

Учалырмамы
Къанат чыгъып ары?
Арып къалырмамы,
Жеталмай бир жары?

Кёрсем булутну
Мен къоркъама бек.
Жоюп умутну,
Ким этсин тилек?

Кюн чыкъса жарыкъ,
Къачама андан.
Неди да къаллыкъ
Ол къыздыргъандан?

Сюймейме кери
Узакъ учаргъа...
Андан къарап бери,
Сени сынаргъа...

Учарбыз биз бирге...

"Къадарны этегинде...","Сени ючюн"...(с)
Къара чачлы 28.05.2015 19:07:29
Сообщений: 1750

1 0

Сен мени унутханса деселе...


Сен мени унуханса деселе, мен чагъа келген жюрегими къаты къысып, кёзлерими жабарма... Жюрек урургъа кюрешсе, излеп, суратынгы табарма. Ах, ол мен сюйген кёзле... Мени къууанчымы, мени насыбымы уялары... Ах, эсиме тюшер сени ышаргъанынг, къарамынг бла ийнакълай, умутла кёгюнде кёп учундургъанынг. Сен мени унутханса деселе, мен да нени да унутурма... Жашау тенгизинде, бузулгъан къайкъчыкъ батханча, жутулурма...
Сенсе сакъларыкъ мени... Сен менсе... Унутма кесинги...

"Къадарны этегинде...","Сени ючюн"...(с)
Къара чачлы 28.05.2015 19:16:20
Сообщений: 1750

1 0

Сюйюп бошасам...


Кюн сайын сени бекден - бек сюе барсам, къаллай бир сюерме? Сюйюлемиди алай? Нек да сюерме? Сюе барып, бек сюйюп, къаты сюйюп, кюйюп сюйюп, ёлюп сюйюп сюйсем, не этерме сюйюп да бошасам?
Сен да не амал табарса, къыздыра кетип, суууп къалсамп? Къоркъма, мен сени сюерикме бек! Къаллай бирми? Не? О, тохта, ангылаталмам, аллай бир болмайды...

"Къадарны этегинде...","Сени ючюн"...(с)
Къара чачлы 28.05.2015 19:21:54
Сообщений: 1750

1 0

Хэй...


Хэй, бир къара кёкге, кёремисе, иги къара, кёрдюнгмю? Мааа, ол менме, неми дейсе? Къалай сораса сен алай? Къалай? Нени кёрдюнг сен кёкде?
- Къуру кёкню.
- Жаным, кёк - менме!

"Къадарны этегинде...","Сени ючюн"...(с)
Кергелен 29.05.2015 00:20:17
Сообщений: 856
Джазгъы ингиригиз къууатлы болсун, Сюйюмлю Аланла! :превед: :ухх:

Sabr, сау бол," къарауулда сюелгенинге" , бизни къарангылыкъдан чыгъарыргъа кюрешиб тургъанынга.

Алгъын джылладача конкурс этерге къуру Сен кюрешгенден сора да ,джаш къауум джазаргъа керекди ,кесин кёргюзтюрге....танытыргъа керекди.
Тырмашыргъа,тырмашыргъа......тохтамай ,къаджыкъмай.....джылылай тутаргъа керекди творческий порывны.......къала -къала .....учунуу кетиб къаллыкъды.


romantik, тохтама.... :браво: окъу, сёзлюгюнгю байсындыр.....бири-биринг бла ушакъ этигиз.....тюзетигиз ....къымылдаб туругъуз, ол сагъатда тутарыкъсыз -ким " къушну",ким "кёгюрчюнню" -поэзияны кёгюнде.


Къара чачлы,
Цитата
Къара чачлы пишет:
Сен мени унутханса деселе...


Сен мени унуханса деселе, мен чагъа келген жюрегими къаты къысып, кёзлерими жабарма... Жюрек урургъа кюрешсе, излеп, суратынгы табарма. Ах, ол мен сюйген кёзле... Мени къууанчымы, мени насыбымы уялары... Ах, эсиме тюшер сени ышаргъанынг, къарамынг бла ийнакълай, умутла кёгюнде кёп учундургъанынг. Сен мени унутханса деселе, мен да нени да унутурма... Жашау тенгизинде, бузулгъан къайкъчыкъ батханча, жутулурма...
Сенсе сакъларыкъ мени... Сен менсе... Унутма кесинги...


Диана, джанымы къйыры, уллу кёллю болма.....но это высокая поэзия и замечательная лирика в духе " Бийче мухур"....перефразируя нашего незаменимого БИЛЯЛА.
Я горжусь ,что читаю такие стихи на КарачаевоБалкарском форуме.

таза джюрекден
Sabr 29.05.2015 00:35:36
Сообщений: 7254
Назмуланы юсюнден сёлеширден алгъа, къалайда эсе да эследим - халкъ Кергеленни туугъан кюню бла алгъышлагъанын.
Мен а Адабият Кафени тамадасын - ариу тилли, миллет кёллю Кергеленни былайда - Кафесинде - алгъышларгъа сюеме: саулукъ бла, къууанч бла, адамларынгы къууандыра, аладан да къууана кёб джаша биз керти атын, тукъумун билмеген КЕРГЕЛЕН..

Иги сёзден, Акъ сёзден иги не болур. Джаш фахмуланы кёллендире туруучунг - алагъа таукеллик береди. Сёзюнгю китабларына салыб, алай багъалатадыла. Ма Рахайланы Диананы "Къадарны этегинде" китабын былай ачханлай, Кергеленни сёзлери салыныб тургъанын эследим.
Аны былайда бир къайтармай къоялмайма:

КЕРГЕЛЕН (Акътамакъ адабият кафени Иеси):
"Къарачай-Малкъар Литература юйге бир джарыкъ Джулдуз кириб келеди...аты Рахайланы Дианады.
Бу фахмулу Къызчыкъны, багъалы чын аякъны сакълагъанча, огъары табхагъа салыб... алай тутаргъа керекди!!!
Аламат. Тамаша...
Бир кёзюм бир кёзюмю аллына чабыб, алай окъуб чыкъгъанма...тылпыуум тохтай...".

Ма алайды - иги сёз бир айтылгъан бла къалыб кетмейди, къатланнган да этеди, джарагъан да этеди.

Кергелен, "Акътамакъ" атлы адабият кафенге энда кёб фахму кирир, барбызны да къууандыра, сизге да разылыкъларын билдире, назмуларын айтырла, китабларын да чыгъарырла. Аллах айтса.

Энди, кёбден бери кёрюнмей тургъан Диананы бери салгъан чыгъармаларына бир кёз джетдирейик....

,


Sabr 29.05.2015 05:26:47
Сообщений: 7254
Къара чачлы, алгъышлайма аламат лирика миниатюраларынг бла. Алагъа "стихи в прозе" дерге да боллукъду. "Къызны къыркъ джаны" деб, не магъана бла айтханларын билеме, алай а, Диана, сени чыгъармачылыгъынгы юсюнден - къачан болса да бир тинтиу этсем - анга " Акъ сёзню къыркъ джаны" деб атарыкъ болурма. Поэт прозада да поэтлей къалады. Бек къууандым. Джанкъылыч джурунлача, бу миниатюраларынга.

Назмунг да игиди, алай а, джюрюшю бузулгъан-ритми бузулгъан джерчиклерин кёргюзейим. Аланы тюзетсенг - кесинге да, бизге да иги болур.

УЧАЛЫРМАМЫ МЕН?

КёкгЕ къарасАм 5
Бир чууАкъды Ол. 5
АнгА узалсАм, 5
Ах, кюЕди къОл. 5

Некди ол алай, 5
АнгылАмайма... 5
Кюн кёзге къарай, 5
Мен жилЯмайма. 5

УчалЫрмамы 5 Ма бу строфада бузулады назмуну джюрюшю-ритми
Къанат чыгъып ары? 6 Бу тёрттизгинни да къалгъанлада болгъан кебге джыяргъа керекди.
Арып къалЫрмамы, 6
Жеталмай бир жары? 6

КёрсЕм булутну 5
Мен къоркъАма бек. 5
Жоюп умутну, 5
Ким этсИн тилек? 5

Кюн чыкъса жарыкъ, 5
Къачама андан. 5
Неди да къаллыкъ 5
Ол къыздыргъандан? 5

Сюймейме кери 5
Узакъ учаргъа... 5
Андан къарап бери, 6 бу тизгинде ритм бузулады, бир джиги да артыкъды
Сени сынаргъа... 5

Учарбыз биз бирге...
Читают тему (гостей: 1)

Форум  Мобильный | Стационарный