Барс эл неда Бирсил Къарачай

Барс эл неда Бирсил Къарачай

къара 05.03.2013 17:33:07
Сообщений: 665
Хасанланы Пилял фольклордан, тарихден, къартланы хапарларындан джыйыб, джазгъан оюмун, сизге теджейме.

Къарча и его время
Выдающийся сын карачаево-балкарского народа Карча родился в 1367 году в семье Темирболат-бия (князя Темирболата) в г.Темиркан-кала (в районе нынешнего г. Лермонтов).
Как пишут хазарские летописцы Ботай и Барлыу отец Карчи был из карачаевцев-капыказов ( в летописи «Къапыкъаз къарчайлар»), живших в районе Бештау. Мать Карчи Ариуджан Томаева была из карачаевцев-баксанцев (в летописи «басханыкъ къарарачайлар»), живших в крупном (по тем временам) населенном пункте Кармак-кала, расположенном вблизи вы­хода из Баксанского уще­лья.
Имя Карчи и его спод­вижников Науруза, Будияна, Трама, Адурхая (в летописи Науруз, Будуан, Турам, Аттуркай) широко известно в карачаево-балкарском на­роде, о них много легенд и преданий.
В 1395-96 годах на Кавказ вторглись полчища Та­мерлана. Разгромив на реке Терек войска Золотоор­дынского хана Тохтамыша, они огненным смерчем пронеслись по предгорьям и горам Северного Кавказа. Погибли отец, мать и братья Карчи, погиб весь род Томаевых (за исключением двух мальчиков и старой женщины по имени Керме). Сам Карча попал в плен и вместе с тысячами молодых мужчин и женщин был угнан в Среднюю Азию (к тому времени он был хорошо обученным, сильным молодым воином, знал хазарскую и греческую грамоту). В летописи сказано, что большое количество юношей и девушек погибло в пути следования от истощения и болезней. Карча выжил. В Бухаре он попал в дом отца Науруза и его обязанности заключались в том, чтобы обучить 17-летнего Науруза воинскому искусству, сделать из него настоящего мужчину- воина. Через три года умер отец Науруза. Карчу и На­уруза «мобилизовали» в армию Тамерлана. Но вскоре Кашгария восстала против владычества Тамерлана, Карча и Науруз сумели уйти в Кашгарию и примкнуть к восставшим. Здесь Карча, возглавил армию восстав­шей Кашгарии, затем восстали киргизы и Карча при­шел к ним на помощь. Через некоторое время Карча и Науруз вернулись в Кашгарию и в течение трех лет армия восставшей Кашгарии во главе с Карчой успешно отражала натиск войск Тамерлана, пытавшихся по­давить восстание.
Можно предположить, что восстания в Кашгарии и Киргизии, успешное противостояние восставших заво­евателям стали возможны вследствие того, что сам Та­мерлан с огромным войском в этот период двигался по территории Азейрбаджана и Армении в направлении Турции...
Как пишут летописцы, Карча очень тосковал по сво­им родным местам, по горам и предгорьям Кавказа. Его, видимо, удерживала появившаяся возможность мстить врагами, разорившим его родину, погубившим тысячи и тысячи жизней, в том числе его близких и род­ных. Наконец, Карча и Науруз в сопровождении две­надцати воинов - джагатаев двинулись на Кавказ. Ле­тописцы не называют дату, но, по расчетам, произош­ло это в 1405 году, в год смерти Тамерлана. Достигнув Кавказа, они, не задерживаясь проследовали в Крым, где жила сестра Карчи Кюлсюнай, еще до нашествия Тамерлана вышедшая замуж за племянника хана Ма­лой Хазарии Конджака. Вскоре Карча был назначен командующим войсками хана, женился на дочери летописца Барлыу, которую звали Баллиу. Здесь, в Кры­му, родился первенец Карчи, которому дали имя Джантууган. Но через три года ханом Малой Хазарии стал человек из племени куманов (в летописи «Къойман») и Карча с семьей, с семьями своих сподвижников и воинов-джагатаев, близких ему людей (всего 200 человек), около 1408 года покинули Крым. Высадившись в Тамани, они двинулись на Восток вдоль предгорий Кавказа и прибыли в населенный пункт Таутёрк-кала (район нынешнего поселке Архыз), где жили карачаевцы-айрыказы (в летописи «айрыкъаз къарачайлар»)
Местные жители рассказали Карче и его спутникам, что из-за перевала приходят вооруженные люди, которых они называли «эпсуу эпказами» (в летописи «эпсуу эпкъазлар») грабят их, угоняют скот. Изучив местность, Карча и его люди возвели на перевале сторожевую башню и грабежи прекратились. Развалины башни сохранились до наших дней под названием «Къарча къала» (Крепость Карчи). Слухи о Карче и его сторожевой башне стали надежным заслоном от грабителей в течении трех лет. Но через три года Карча и его люди ушли из Архыза на Восток в направлении родных мест. По пути они останавливались в поредевших населенных пунктах. «Джёнгетей Къарачайларгъа келесип, анта кечеледик. Дженгетей къарачайларыннан алтмыш джети къаланта къалгъан. В переводе с хазарского - «Мы прибыли к джегутинским карачаевцам и там заночевали. От джегутинских карачаевцев осталось шестьдесят семь и семей». За Пятигорьем Карча и его спутники продолжали путь по земле карачаевцев-кабаров и узнали о их трагической участи: «Темирлик хан къабарланын тюбсеник къыргъан». Перевод: «Железный хан (т.е. Тамерлан-автор) истребил кабаров под корень» Наконец, они прибыли в Кармак-калу, родное село матери Карчи и ее рода Томаевых. Некогда большое село, тоже сильно поредело-осталось только 109 семей... После трехдневного отдыха Карча и его спутники поднялись выше по р.Баксан и «он тёртюннюк толзан окэкинник джыл биринник джайын айнасы онглтынныкъ кюнеги Элджурт къаласын салыкгы башлайыр болдукъ». Однако спокойная жизнь продолжалась недолго. В 1419 году на обезлюдевшие земли карачаевцев-кабаров пришло племя с предводителем по имени Кайтук. Вскоре они начали грабить сильно, поредевшие и ослабевшие местный племена и, наконец, добрались до Кармак-калы.
Жизнь на новом месте Карчи и его людей была омрачена не только этой историей. В 1423 году был предательски убит его единственный сын юноша Джантууган. Видимо, под влиянием этого горя, после неоднократных приглашений жителей Кубанского ущелья Кар­ча и жители его селения «...он тёртюннюк толзан джый- ырымман тёртюннюк джыл эккинник джасын айнасы онючюннюк кюне Къартджуртха кетейир болду» («в 1424 году, в тринадцатый день второго месяца весны Карча с 248 жителями Эльджурта приготовился отправиться в Картджурт»)..
Вскоре после прибытия в Карт-Джурт, Карча собрал большой совет представителей разных племен и предложил им создать государство, объединив остатки племен от Большой Лабы до Правобережья Баксана и получил полное одобрение Совета Карча к тому времени многое повидал, участвовал в больших сражениях в Средней Азии в качестве командующего, обладал широким кругозором, даром государственного и военного деятеля. Он понимал, что безвластие в Предкавказье и в горах Кавказа, установившееся после истребительного нашествия полчищ Та­мерлана, грозит анархией, взаимным истреблением племен и народов. В тече­ние 1424 года ему удалось создать государство, которое можно назвать средневековой республикой co стройной структурой и эф­фективной системой управления. Созданную республику по предложению Карчи назвали «Бирсил Къара- чай» (Объединенный Карачай»). Территорию разбили на пять округов(чанкаров). Первый округ назвали «Уллуз Къарачай» (Большой Карачай), его возглавил Элмен (Правитель) Науруз. Остальные три округа («Кьа- пыкъаз», «Тюзер» и «Къобакъаз) возглавили соответственно Элмены Трам, Будиян и Адухай. Сам Карча стал Элмендером (можно перевести как Верховный Правитель) - главой государства, Правительства и Командующим войсками.
После создания органов государственной и народной власти республики Карча с Мастью своей армии вы­ехал для установления и закрепления границ нового государства. В Архызе Таутёрек-кале его встретили со слезами радости, рассказали о постоянных вторжениях из-за перевалов, грабежах, угоне скота. Задержавшись на несколько дней, Карча дождался очередного нападения грабителей. Истребил всех, со своим отря­дом перевалил через перевал, явился к «кызылбекам», взял заложников и большой выкуп за прежние грабежи, получил клятвенное заверение, что больше грабежей не будет. Такое же повторилось еще на одном участке южной границы республики. Объехав и утвердив границы на юге, западе, севере и востоке, Къарча со своими воинами вернулся, наконец, в «Уллуз Къарачай». С этого времени на территории, подвластной Карче, установился мир, порядок и благоденствие. Через 6 лет (в 1430 году) в Карт-Джурте состоялся большой народный праздник, куда прибыли люди из всех четырех округов. Праздник открыл Карча. Взойдя на возведенный трон, он произнес великолепную речь, воздав хвалу и славу богам Тейри, ниспосылавшим его народу мирную и счастливую жизнь в течение шести лет, за обильные урожаи полей и растущие стада домашних животных. Он пожелал жителям своей страны мирной, счастливой жизни, рождения как можно большего количества детей.
Вслед за этим состоялся парад войск. Перед Карчой и собравшимся народом прошло войско, созданное Карчой…
В течение 34 лет «правления» Карчи и еще пяти лет после его смерти никто не посягал на его республику, не было ни одного грабежа, нарушения, границ, несмотря на значительную протяженность границ и удаленность резиденции Карчи от западных, восточных и северных границ. Умер Великий Карча 7 октября 1458 года. На его похороны прибыли толпы народа со всех чанкаров (округов) республики «Бирсил Къарчай». Рыдал народ, рыдали его верные сподвижники Науруз, Будиян, Трам, Адухай...
Не будь Великого Карчи и созданной им средневековой этническая картина на территории нынешней Карачаево-Черкесии и западной стороны Кабардино-Балкарии, без сомнения, была бы иной.
Скорее всего, карачаево-балкарский народ имел бы сегодня статус малых (а может и исчезающих) наро­дов.
Наш долг, долг старшего поколения открыть наро­ду подлинную историю жизни и деяний Великого Кар­чи. А долг всего карачаево-балкарского народа увековечить это славное имя.
П. ХАСАНОВ.


Ответы

Гвидо Фокс 05.03.2013 23:21:42
Сообщений: 421
Цитата
Къара чачлы пишет:
Я вот, понять не могу! Везде что – то тебя не устраивает! Ищешь правду, так найди, кто же против? Мы выставляем то, что знаем, читаем, и что считаем нужным! Раз это неправда, то будь добр, приведи свои доводы, на счет того, с чем ты не согласен тут!
какие доводы? к рукописи которую никто не видел, а оригинального текста, нет? к административным центрам "Учкулан-къала", "Хурзук-къала" или "Карт-Джурт-къала"? Я вот ни разу не слышал чтобы к этим нзваниям вставляли "къала". У нас "къала" это "крепость"/"башня"/"укрепление", а не нас. пункт. 128 населенных пунктов? А почему 334 или 563? Откуда эта цифра? Можно хотя узнать названия полвины из них? Или про население "карачаевцы-баксанцы"? Баксан был когда заселен карачаевцами, а позднее вновь уже безенгиевцами и карачаевцами - в нынешнем виде. Или может вопрос, а почему про Архыз не сказано в этом числе? Архыз - там была "Древняя Родина", отчизна! с каких пор это кипчаки/команы отдельный народ с половцами а еще и живший одновременно с ногайцами???
Зукку Пристоп 06.03.2013 13:34:20
Сообщений: 1481
Гвидо Фокс,
это не тот вопрос о котором я тут говорил,

я вообще то не конкретно к вам обращался, а выразил свое мнение по поводу написанного в данной теме.

при чем тут фигура Карча и т.н. "Летопись Карача" придуманная Хасановым?
я летопись Хасанова целиком не читал, а написанное мной относится к-
05.03.2013 17:33:07


Хасанланы Пилял фольклордан, тарихден, къартланы хапарларындан джыйыб, джазгъан оюмун, сизге теджейме.

Къарча и его время
Изменено: Зукку Пристоп - 06.03.2013 13:35:40

бла бла бла, бла бла !
къара 07.03.2013 11:37:44
Сообщений: 665
Вот ещё один вариант,они не много расходятся между собой.Но ясно одно что Къарча и его соратники это реальные исторические личности.

«Карча считается родоначальником карачаевского народа. Он был сыном одного татарского мурзы и звали его не Карчею, а каким-то другим неизвестным именем. Во время владычества татар над Россией, он с родителями жил в каком-то татарском поселении в Золотой Орде, которое называлось Кошкаром. Там у него кто-то умер из близких и знатных родственников. Все родные и знакомые по татарскому адату носили «кара», или глубокий траур. Карча тоже следовал общему примеру. Во время траура он уехал куда-то недолго в сопровождении слуг, из которых упоминаются Науруз, Адурхай и Будиян. Через несколько лет он явился домой в таком же черном одеянии и как раз попал на свадьбу. Его траурное одеяние так не соответствовало общему веселью, что над ним начали смеяться: «Карча! Къарча», т.е. смотри на черного. С тех пор его так называли Карчею. Ему так не понравилось это прозвище, что он решил бросить свое родное гнездышко Кашкар.
Он собрал несколько товарищей, взял своих слуг с их семействами и отправился искать себе нового жительства. 616 лет, тому назад, в 1283 году, после долгих скитаний он поселился в верховьях реки Архыза (Малого Зеленчука), где прожил несколько лет без всяких приключений. Вскоре к ним присоединился Хубий, выходец из Козлева (местность в Закавказье). В это время случайно к этому месту прикочевали неизвестно откуда кызылбеки (дикий народ) и потребовали от карачаевцев тишлик (знак почтения, покорности, — овцу или быка для шашлыка), но Карча не согласился подчиниться без боя и прогнал их послав из своего владения. Оскорбленные кызылбеки, собрав многочисленное войско, двинулись на них и в два дня заставили сдаться и наложили на них дань – 60 коров. Видя плохое свое положение, карачаевцы спросили совета у своего гостя Хубия: — Как поступить с кызылбеками в настоящем случае? Хубий сказал: — Вы обещайте уплатить дань, но просите несколько лет отсрочки. Они приняли совет Хубия и просили кызылбеков об отсрочки времени для уплаты дани. Те, не подозревая обмана, согласились.
Как только настала весна, карачаевцы стали удаляться с верховьев Архыза к устьям его, подальше от кызылбеков. На дороге они встретили какого-то старика, жившего здесь с давних времен. Он им сказал: На дороге здесь лежит сарыубек (огромная змея). Их было два, но одну из них убил ногаец, а эта змея осталась и проглатывает всех проходящих по этой дороге. Между вами есть хорошие охотники, вы убейте его гуртом не трудно. Тогда 60 человек послали посмотреть что за змея. Увидевши страшное чудовище, те охотники разбежались: остался один Науруз, он не растерялся. Метко прицелясь, он пустил стрелу прямо в глаз чудовища. Убедившись, что сарыубек убит, он направился в лагерь и здесь рассказал товарищам о своем подвиге. Тогда карачаевцы пошли посмотреть на труп сарыубека. Увидев страшное зрелище, Адурхай упал в обморок (до настоящего времени при каждом удобном случае вышучивают потомков Адурхая: Эх вы трусы! Ваш дед увидев змеиную кровь, упал в обморок от испуга).
На этом месте карачаевцы жили два года: все женщины здесь вымерли и осталось только две. Карачаевцы, видя что на этом месте им не везет, переселились в Элтаркач. Тут к ним приехал Крымшамхал, выходец из Крыма. Крымшамхал и Хубий стали заниматься предосудительным промыслом, они воровали детей у карачаевцев и продавали их в Кабарду. Через несколько лет они за дорогую цену указывали родителям, где находятся их дети. Наконец, карачаевцы узнали об этом промысле, жестоко их избили и порешили прогнать их из своего общества. Хубий и Крымшамхал поклялись и просили прощения у карачаевцев.
Здесь карачаевцев теснил другой народ из кабардинцев (наверное, закубанские черкесы). Через несколько лет карачаевцы переселились с Элтаркача на верховья р. Баксана (в Кабарде). Около шести лет жил Карча там со своим племенем, никем не тревожимый. В одно время Карча вздумал построить мост через Баксан. Щепки донесли Казию. Раздраженный князь Казий, снарядив отряд из своих кабардинских джигитов, двинулся с ним к верховьям Баксана с целью отыскать и наказать тех, кто осмелился хозяйничать в его владеньях. Но найдя, что карачаевцы живут в местностях, совсем ненужных, изменил прежние жестокие намерения обложить дань скотом по обоюдному соглашению. Карча решил отказаться, так как дотоле никому не платил, счел за постыдное дело для себя. Отдал связанную паршивую собаку. Поход Казия на Карчу. Карча перебрался в Сванетию. Но он не решался вступить с кабардинцем в открытый бой, а остался вредить ему частыми набегами и захватами многочисленных стад. Однажды он услышал от логбежа-кабардинца: — «Если только Аллах избавит нас от рук ненасытного Карчи, то мы принесем этого барана в курманлык». Карча, услышав это тоже про себя сказал: — А если мне удастся благополучно захватить эти кабардинские стада, я тоже принесу его в курманлык. Когда пастухи улеглись, Карча бросился на них, перевязал всех их (пастухов), угнал кабардинские сокровища, с лишком 7 тыс. штук овец. «Возьми этого барана, отправляйся с ним в Кабарду и скажи своему князю, что все богатство его народа в моих руках и что если он хочет возвратить его, то пусть явится ко мне для мирных переговоров. Я буду ждать его на границе сванетской земли (при этом он назвал известное место, очень удобное для обороны). Если же он не явится через три дня, то все его богатство погибнет безвозвратно».
Прибытие Казия. Остановились на условленном месте. Казий повел переговоры. Карча же во время переговоров сидел на одном огромном камне и предписывал своему «джауу» условия мира. Он требует от Казия: 1) выдачи все пленных и полного возвращения всего взятого кабардинцами у Карчи во время набега; 2) полной независимости; и 3) уплаты всех расходов по найму сванетских воинов. На выполнение первых двух пунктов Казий согласился беспрекословно, но на третий ни за что не хотел согласиться. Тогда Карча пришел в сильный гнев и, привставши с огромного камня, на котором сидел, сказал: «Если так, то попробуй взять у меня стадо с силой!». При этом он с такой силою опустился (сел) на камень, что последний от его сильного удара с оглушительным треском раскололся на четыре части… Кабардинцы, видя в свое враге такую неслыханную дотоле сверхъестественную силу, страшно испугались и поспешили с точностью выполнить предложенные им условия мира. При выдаче пленных, двух молодых карачаевцев не оказалось. Вместо них кабардинцы выдали двух своих парней, по имени Тохчук и Тамби. Теперь в Карачае есть две больших фамилии Тохчуковы и Тамбиевы, их считают потомками Тохчука и Тамбия.
После этого Карча вскоре скончался и тело его было похоронено в Баксан-башы (верховья р. Баксан, где жили Карачаевцы), а потомки его, не желая здесь больше оставаться, переселились к сванетской границе, где и жили несколько лет. В это время один знаменитый охотник по имени Боташ (из рода Адурхаева), случайно открыл Хурзукскую долину. Однажды, охотясь, он переправлялся через горы и увидел эту долину, где в то время был непроходимый лес. В лесу водились целыми стадами зубры, туры, олени и другие животные. Боташу сильно понравилась эта местность и он перебрался на житие со своим семейством. На одном из полянок построил себе саклю, вбил перед домом «быкъы» (разветчатый столб) для вешанья охотничьей добычи. Через несколько времени Карачай (народ Карчи после его смерти стал называться Карачаем) послал несколько человек из своего племени для отыскания удобного места с целью окончательного поселенья. Там послы случайно переправились в ту же долину, куда переселился Боташ и увидали привольное его житие. Быкъы Боташа был покрыт мясом диких туров и зубров. На другой год весною и переселился Карачай в Хурзукскую долину к Боташу. Карачаевцы начали делить всю землю между собою и переселяться кому куда хотелось. Но на это не согласился Боташ и ни за что не хотел уступить Хурзукскую долину, где он поселился, говоря: «Я раньше всех нашел эту поляну и ни под каким видом не позволю вам поселиться здесь, а в остальных местах можете». Тут они, не долго думая, убили дрючками Боташа и поселились кому где и как хотелось. Большая часть Карачая поселилась в Карт-Джурте, а отсюда, когда стало тесно жить, они раздробились на несколько аулов, а именно, считая со стороны Эльбруса: Хурзук, Учкулан, Карт-Джурт, Даут, Джазлык, Каменномост, Теберда, Сенты, Большая Мара, Малая Мара и Джегута. В настоящее время в Карачае часто жителей аула Хурзук, а именно: квартал чанкала считается прямыми потомками Карчи. Некоторые кварталы, как то: Чотчаевы – Лайпановы, Чомаевы и другие – потомками Адурхая, потомками Будияна считаются кварталы Байрамуковы и многие другие; потомками Науруза – Голаев, Каппушев и т.д. Другие считают себя потомками кумыков (квартал Алиевы), сванетов (квартал Узденовых), абхазцев (квартал Хубиевых), крымских князей (квартал Крымшамхаловых) и т.д.»
Записал воспитанник Екатеринодарской военно-фельдшерской школы Бекир (карачаевец)
Со слов стариков Даута Акаев – Хубиева и Слама Алиева.
Изменено: къара - 07.03.2013 11:48:39
Turk 07.03.2013 12:28:45
Сообщений: 1414
Все предания с большой доли критики надо рассматривать, но они дают нити, наводки :) для исследования.
Цитата
къара пишет:
Тут к ним приехал Крымшамхал, выходец из Крыма.
Просто в глаза бросилось, явное не соответствие, мы то все знаем, что Крымшамхал это отпрыск дома Шамхалов в Тарки (Дагестан).
къара 07.03.2013 12:57:43
Сообщений: 665
Цитата
Turk пишет:
Все предания с большой доли критики надо рассматривать, но они дают нити, наводки :) для исследования
Ник то и не говорит брать все рассматривать как истину последней инстанции.


Цитата
Turk пишет:
Просто в глаза бросилось, явное не соответствие, мы то все знаем, что Крымшамхал это отпрыск дома Шамхалов в Тарки (Дагестан).
Да,есть ещё не сколько вариантов,они разные но в них много общего.Если отбросить все что додумывал каждый рассказчик.То остается самое главное Къарча и его соратники Вернулись на свое историческую родину после разгрома Темирланом.
къара 07.03.2013 13:04:52
Сообщений: 665
О ЧЕЛОВЕКЕ ПО ИМЕНИ КАРЧА, О ЕГО ДРУЗЬЯХ И О СТРАНЕ, ИМИ ОТКРЫТОЙ
В те незапамятные времена, о каких повествует это предание, благодатным Крымом владычествовал юртш жестоких и алчных ханов Гереевых,
Когда ханством начал править молодой и разгульный Арслан-Герей — Арслан-Лев, многие из его подданных покинули его владения: слишком тягостной стала жизнь на родной земле.
Среди подвластных юрту ханов Гереевых был молодой крестьянин по имени Карча, назначенный ханом за его силу и ловкость объездчиком полей. Карча верхом на самом ретивом и быстром из всех ханских коней еженощно объезжал все поля и огороды, принадлежащие хану.
Как-то, проезжая мимо абрикосового сада, Карча за-1 метил возле ограды человека. Человек, сняв с головы шапку, ползая на коленях, собирал возле ограды упавшие с деревьев абрикосы. «А ну-ка я схвачу его!» — решил Карча, беря висящий на луке его седла аркан. Осторожно подъехав и трижды размахнувшись арканом над головою, набросил его на человека.
— Ага, попался! — торжествующе закричал Карча.— Будешь помнить, как воровать ханские абрикосы! — И, повернув коня, хотел было в наказание протащить пойманного человека волоком по земле.
— Карча, побереги аркан для ханской шеи! — крикнул пойманный.
Карча остановился. Человек, сваленный арканом на землю, поднялся и подошел к нему.
— Взгляни сюда,— сказал он, показывая Карче дно
шапки,— много ли здесь абрикосов? И какие это абри-
косы? Твердые, словно камень, и безвкусные, как мочала!.. Только моя бедность заставляет меня подбирать эти абрикосы, а голод — есть...
Карча заглянул в шапку, покачал головой и ничего не ответил: ему стало жаль бедного человека.
— Взгляни, Карча, разве у твоего хана мало фруктов? —
И человек показал рукою на сады.— Мало груш, яблок,
абрикосов? На что ему УТИ абрикосы?
«В самом деле,— подумал Карча,— зачем хану этот недоспелый урюк?»
— Ну ладно...— ответил Карча, наматывая на локоть
аркан,— Иди...
Пойманный Карчой человек хотел было повернуться и уйти, но раздумал.
— На, возьми! — сказал он и высыпал из шапки аб
рикосы на дорогу,— Чтобы и тебе, и твоему хану пода
виться ими!
Но что мог теперь сделать Карча? Прикрутив аркан хорошенько к седлу, он поехал дальше, У поворота дороги он увидел детей, идущих ему навстречу. Завидев его, дети разбежались в разные стороны. Карча подумал: «Видно, плохая слава упрочилась за мной, если даже дети при одном моем появлении разбегаются». Тяжело стало на душе у Карчи. «Вернусь домой!» — решил он и повернул коня.
Приехав к конюшие, сдал коня ханскому конюху, а сам пошел на высокий холм, лег там и задумался. Долго думал Карча и наконец решил пойти к хану и просить у него другой работы «Пусть даст любое дело, но объездчиком я больше не буду!»
Утром Карча отправился во дворец. Хан встретил его словами:
— Карча! Я назначил тебя объездчиком, а кто назна
чал тебя судьею — я не знаю. Объясни мне...
«О, ему уже известно, что я с миром отпустил бедного человека!» — подумал Карча.
— Что ж ты молчишь? — закричал хан.
— Тебе известно больше того, что я могу рассказать,— ответил спокойно Карча.
— Значит, верно, что ты, вместо того чтобы хватать арканом преступников, отпускаешь их на все четыре стороны?
— Я отпустил бедного человека, собравшего несколько упавших абрикосов
— Все нищие — воры! Откуда ты знаешь, что абрико
сы не были сорваны? Почему ты решаешь сам, когда я
не давал тебе на это права? Кто ты такой, объездчик или
судья?
Наклонив голову, Карча молчал: он ждал решения хана.
— Ты больше не объездчик. Ты будешь делать то, что
делают все другие рабы: окапывать сады, ухаживать за
ними и носить воду в бурдюках для их поливки.
Тяжелая жизнь наступила для Карчи: он стал садоводом, огородником и водоносом. Но зато Карча приобрел много друзей, таких же, как и он, бездомных бедняков, работающих с раннего утра и до поздней ночи: веселого пастуха Будуяиа, дровосека Адурхая и охотника Каур узу. Когда Карча оставался на ночь стеречь огород, друзья собирались в его шалаше и вели долгие беседы,
От Будуяпа Карча узнал, что многие строптивые пастухи нашли себе могилу в соленых водах Черного моря. От Адурхая — что старые дровосеки, оставив родные леса, уходили в степи Бессарабии. От Каурузы — что рабы хана могли охотиться только на сусликов, полевых мышей и шакалов: другая охота — на медведей, туров и лисиц — для них была запретом.
— Больше нельзя так жить! — говорил Будуян.— Волк
зарезал у меня овцу, а хан говорит, что л украл ее. Что
будет, если у меня итобьется несколько овец? Он заму
чит меня!..
— Ты, Будуян, верно говоришь: нельзя так жить
дальше! — подтверждал Адурхай.— Нельзя! Я день и
ночь стучу топором, а хан говорит, что я мало заготовил
на зиму дров.
— Ваша правда! — поддакивал им Кауруза.— Сколько я ни настреляю дичи — все мало! Какого зверя ни принесу — хан все недоволен! Убью лань — почему убил не тура? Убью волка — почему убил не медведя? Ничего не ценит! Всем недоволен! Нет, больше не буду служить хану!..
— Но куда ты пойдешь? — спрашивал Каурузу Адурхай.— Все леса и горы принадлежат хану. Куда ты денешься, где найдешь себе место?
— Это верно,— отвечал на слова дровосека охот
ник.— Все принадлежит ему — все земли его.
В разговор вступил Будуян:
— Я вижу много людей, и они рассказывают мне, что
за горами лежит неведомая и никому не принадлежащая
страна
— Разве есть такая страна, в которой нет одного властителя, которому принадлежит все: горы, леса, озера, з»ьри и люди? — спросил Карча.
— Есть! — отвечал Будуян.— Есть такая страна.
И Будуян рассказал друзьям, что ему приходилось слышать от людей, побывавших в благодатной, никому не принадлежащей стране. Эти люди утверждали: чтобы достигнуть благодатной земли, нужно пройти через восемь гор, пересечь тринадцать малых и больших рек, миновать семнадцать долин; говорили, что на пути встретится такой силы ветер, что будет сбивать с ног и возвращать вспять; встретятся дикие звери, один вой которых способен обратить в бегство целое войско; леса, не имеющие в себе ни дорог, ни троп,— путь через них нужно прокладывать топорами и копьями.
И теперь, как только Карча встречал путника, непременно расспрашивал его о неведомой стране.
— Есть ли такая страна? Кто тебе о ней сказал? —
говорили они ему.
А те, что слышали о ней, отвечали:
— Плохая страна. Растет в ней только чертополох да
держи-дерево; живут в ней только гиены, волки да шака
лы; течет в ней одна река — она мутна и вода ее ядовита.
Не верил этим рассказам Карча: глубоко в сердце запали ему слова Будуяна. И чем больше думал Карча о далекой стране, тем больше хотелось ему побывать в ней,
«Как бы плохо там ни было,— думал Карча,— но все же там, верно, лучше, чем в крымских загонах для скота. Я там буду свободным, буду трудиться для себя и жить, как хочу...»
И решил Карча отправиться в ту благодатную и неведомую страну. Свое решение Карча сообщил друзьям. Они ему ответили:
— И мы пойдем с тобою,
Карча обрадовался такому решению друзей.
— Вчетвером нам легче будет идти,— сказал он.— Мы
скорее достигнем той страны, о которой так много говорят в народе.
Целую зиму друзья готовились в дальнюю дорогу. Будуян из лучшего конского волоса сплел себе аркан, хорошо просмолил и навощил его. Адурхай упросил ханского кузнеца выковать ему стальной топор, и когда тот выковал, остро наточил его. Кауруза изготовил гибкий, с тугой тетивой лук, сделал большой запас хорошо отточенных стрел. А Карча запасся отборными зернами пшеницы, ячменя и овса; абрикосовыми, персиковыми и сливовыми косточками.
С весною, как только в горах зажурчали первые талые воды, друзья покинули Крым. Они отправились на восток, в неведомую им страну.
Тяжелый путь предстояло им пройти. Нужно было пробираться через лес, а лесу этому не было конца, Вначале были лишь сожженные солнцем рыжие кусты можжевельника. Их сменили кусты орешника с багрово-желтыми листьями. Затем — чинары и ольха. Потом — кривые толстоствольные дубы, высокие сосны и ели, Приходилось идти то по мягким кочкам мха, то по вязкой, словно трясина, земле, усеянной сопревшими иглами сосен и елей; то по сухому, жесткому песку.
Леса сменили долины, долины — холмы, а за холмами — горы, одна выше другой,— отсюда начиналась земля, о которой друзья слышали, мечтали и хотели увидеть.
«Эти горы будут носить название Джаланкул-Аял — Голая рука,— подумал Карча, смотря на желтый, спадающий к узкому устью реки каменистый хребет.— Другого названия ей нельзя дать!» И шел дальше, глубже, ведя за собой друзей. ;--.>:-,' t; лы-г-
За долгий и тяжелый путь друзья Карчи устали. Они спотыкались о камни и корни деревьев, царапали руки, кололи лица; обливаясь потом, теряли силы. Изнемогая от усталости, они засыпали, где пришлось: под деревом, на куче опавших листьев, под скалой, на камнях, под кустом орешника, на траве. Карча не изменял направления своего пути — шел к востоку, ибо там лежала страна его надежд.
И вот в один из дней он услышал плеск воды — это была та самая река, о которой говорили люди, которую черкесы называли Псыз, что означает Князь Вод.
— Благодатная страна близко! — крикнул своим друзь
ям Карча, желая ободрить их.— Слышите плеск воды?
Но друзья, утомленные длинной дорогой, ничего не ответили.
Прошло еще трое суток. Опять начался лес.
— Я не хочу искать большего. Я — охотник и остаюсь, здесь,— объявил Кауруза.— Хороший лес, много дичи и зверья. Я заживу здесь славно.
— Если останешься ты, останусь и я,— заявил Адур-хай.— Где жить дровосеку, как не в лесу?
— Нет, я хочу достигнуть той реки, о которой так много говорилось в народе,— сказал Карча и, обращаясь к Будуяну, спросил: — А ты, Будуян, пойдешь дальше со мною или останешься здесь?
— Я — пастух. Мне нужны пастбища и поля. Я пойду
с тобою дальше, Карча.
Простились с друзьями Карча и Будуян и пошли дальше вдвоем. После десяти дней пути они увидели прекрасные горы и равнины, разделенные течением воды: звонкими ручьями, потоками и водопадами. Увидели плодоносные равнины, покрытые невиданными цветами и травами.
-— Я останусь здесь,— заявил Будуян Карче, показывая на цветущие взгорья и равнины.—- Здесь есть все, что нужно для коз и овец... Я — пастух, и лучшего места мне не найти!
— Оставайся! — ответил ему Карча и дальше пошел один.
Долго, очень долго шел Карча, пока, наконец, не достиг берегов реки, вода которой была черного цвета. Он увидел, что хозяева здесь; в горах — олени и барсы, в лесах — волки и шакалы, в долинах — ехидны и змеи, Увидел, что земля здесь будет принадлежать ему, и он будет ее хозяином.
И Карча остался жить у берегов Черной реки. Он посеял пшеницу, ячмень и овес, посадил абрикосовые, персиковые и сливовые деревья. Злаки дали быстрые всходы, а фруктовые косточки — крепкие ростки. Карча, наблюдая за растениями, радовался обретенному им счастью, «Благодатная земля,— думал он.— Люди говорили правду, рассказывая о ней... Я назову эту долину Эль-Тебю»,— решил Карча.
За лето Карча снял три урожая. Чтобы сберечь его, ему пришлось вырыть несколько ям, построить над ними шалаши и умело засыпать зерно. Карча, вспоминая бедного человека, схваченного им когда-то арканом, радо-.' вался: случай с ним научил его труду земледельца и садовода.
«Неудача ведет к удаче, несчастье — к счастью»,— думал он, вспоминая свою жизнь у хана.
И вот, когда третий урожай им был собран, посажен-1 ные деревья обнесены оградой, Карча решил навестить своих друзей-соседей. Насыпав в берестовое ведро пшеницы и ячменя столько, сколько мог донести, отправился на поиски друзей. После долгих и бесплодных странствий по холмам и долинам он наконец напал на след небольшого стада. «Это, верно, стадо Будуяна». И пошел по его следу. Вскоре набрел на пещеру, в которой чуть тлел непогашенный очаг. Это было жилище Будуяна. Будуян радостно встретил своего давнего друга.
— Плохо, что я один! — сказал он Карче.— Мне
трудно стеречь, доить моих овец и ухаживать за ними.
На это Карча ответил:
— Нужчо жить вместе и тогда нам будет легче.
— Это верно,,.— согласился Будуян.
Он напоил гостя козьим молоком и накормил мясом. Карча, в свою очередь, передал ему принесенный подарок: ячмень и пшеницу.
Указав Будуяну дорогу к Черной реке и объяснив приметы, по которым легко найти его огороды, поля и сады, Карча расстался с Будуяном — он пошел искать Адурхая и Каурузу.
Долго бродил по лесу, пока не заблудился в нем и уже совсем потерял надежду выбраться из него, как натолкнулся на жилье. «Кто, как не Адурхай, выстроил этот дом?» И смело вошел в него. И верно — в лесном домике жили Адурхай и Кауруза. Радости друзей не было конца. Кауруза угостил своего друга свежей дичью, а Карча — принесенным с собой душистым хлебом.
— Хорошо ли вам здесь? — осведомился Карча,
— Нам здесь хорошо, отвечали Адурхай и Кауруза,— Мы сыты и согреты...
— Не хотите ли перебраться на берега Черной реки, где больше солнца, простора, где земля дает за лето три урожая, где живу я и будет жить Будуян? — спросил Карча.
— Хотим! — ответили .Адурхай и Кауруза.— Нам наскучило жить среди ЗЕерья в дремучем лесу.
Захватив с собою лучшие шкуры, друзья оставили дом и направились в сторону Черной реки.
В дружбе и полном согласии потекла жизнь Карчи, Будуяна, Адурхая и Каурузы. Об этом узнали их сородичи в Крыму. Откуда, каким путем? — нельзя решить. Ни один человек не побывал у них в гостях. Верно, для людской молвы не существует ни рек, ни лесов, ни гор...
— О, Карча обрел такую страну у берегов Черной ре
ки, о какой вам не приходилось и мечтать! — рассказы
вали о нем в народе,— Густые леса, в которых живет он,
напоены сладкой прохладой; каждое дерево в тех лесах
стройно, как аравийская пальма; высокие хо.лмы покры
ты зеленью нежных трав и цветов; на холмах бродят1 бе
лые овцы, перекликаясь друг с другом протяжным блея
нием; долины просторны и плодоногны, ущелья и реки
глубоки, горы покрыты белыми снегами,..
«Что это за страна такая?» — думали многие.
И по народу пошла молва: «Кто не был на Черной реке, тот не видал чуда».
И вот, народ начал сниматься со своих насиженных земель и двигаться в неведомую страну, которую многие называли страной Карчи.
Карча каждого, кто приходил к нему,— какого бы племени он ни был,— принимал радушно и охотно. Он предлагал выбрать участок земли, и после того как пришедший выбрал и обработал его, земля становилась его собственностью. Скоро к свободолюбивому Карче начали стекаться целые семьи, рода и племена, и все находили у него приют и помощь. Одни селились вблизи Эль-Тюбе, другие — поодаль, третьи — за Черной рекой, называя свои селения именами старшин рода: Дауд, Джазлык, Учкулай.
Молва о свободной земле Карчи достигла Дагестана, Абхазии, Сванетии, Мингрелии — отовсюду к берегам Черной реки сходились люди. В земле Карчи беглые рабы обретали свободу и счастье трудиться для себя.
Из Крыма, прослышав о чудесной стране, прибыли Джан-духан, Ахтугай, Мусса, Карабан, удальцы-наездники и храбрые воины, три больших рода из племени алты-келк-абаза со всем своим имуществом, крымчаки из Ка-расу-базара, хатюк-кайны, бесленеевцы.
Вскоре к счастливому Карче пришел из Крыма Баташ и привел с собою шестьдесят воинов. Карча очень обрадовался его приходу, ибо кабардинские князья начали тревожить набегами. Они побратались, обменявшись старинными, перешедшими к ним от отцов поясами.
Баташ не захотел жить в Эль-Тюбе, где и без того было много поселенцев, а облюбовал для себя другое место, Место, где он поселился, так и было названо Баташш, а Эль-Тюбе стало называться теперь Карт-Джюрт — Старое Селение.
Баташ был храбрый воин. В минуты опасности, показывая собою пример, бросался в самое пекло сражения и бился отчаянно, Карча любил Батата за отвагу, за решительность и мужество. В народе говорилось:
— Карча учит добывать счастье, Баташ — беречь его,..
Отцы учили сыновей:
— Кто не подчинится слову Карчи — нарушит обы
чай, кто не подчинится слову Баташа — совершит пре
ступление.
Карче все чаще тз чаще сообщали о том, что многие стремящиеся попасть в его страну люди гибнут в Черной реке, не в силах преодолеть ее стремнины.
Однажды в Карт-Джюрт прибежал один из рабов кабардинского князя Кази и упал к ногам Карчи.
— Великий Карча! — обратился он.— Я взываю к тебе и к твоему народу: помоги беглецам, что ищут спасения в твоей стране!
— Где эти беглецы? — спросил Карча.
— На реке! Их плот разбился об острые .камни.,. Они вплавь стараются достигнуть твоей земли. Помоги им!
— Хорошо! — ответил Карча и тут же приказал снарядить пятьдесят лучших пловцов для спасения погибающих.
Оседлав коней, пловцы поскакали к реке, но было поздно: воды унесли и скрыли несчастных. Весть о гибели беглецов сильно огорчила Карчу.
— Нужно построить мост,— сказал он,— и оберегать
его от разрушения. Пусть, кто хочет к нам переселиться,
переселяется.
Застучали топоры, в лесах повалились кедры, ели, дубы; заскрипели колеса арб, подвозящих большие бревна к берегу.
— Если Карча сказал: нужно построить мост — мост
будет!
Работа кипела, и скоро мост был выстроен. Об этом узнал Кази.
— Снарядить войско! — приказал он.—- Нужно хоро
шенько проучить этого пришельца Карчу! Мало того, что
он переманивает к себе моих рабов, он еще зарится и на
мои земли!..
Сильное войско Кази двинулось к земле Карчи и вскоре, перейдя реку, подступило к селению Баташа.
Кази послал к Карче своих людей с требованием уплатить дань и взять с него слово: не вторгаться в пределы княжеских земель,
— Карча никому никогда не платил дани,— ответил
посланцу Кази Карча,— И никогда не получал ее. Если
же Кази непременно хочет получить дань, то я готов уп
латить ее, только пусть он не гневается: невелика будет
дань...— И отправил Кази старую связанную собаку.
Разгневанный Кази двинул свои несметные полчища на Баташ. Когда баташинцы, оставив свои дома, отступили к Карт-Джюрту, Кази двинулся и на Карт-Джюрт.
Уже шакалы сбежались на поживу, и вороны кружились над полями, Войска Карчи и Кази сошлись у берегов Черной реки и вступили в бой. Силы были неравные: Баташ с горсточкой своих удальцов не мог устоять против войска Кази. Карча, который наблюдал за битвой с высокого холма, приказал отступить.
— Мы вернем свою землю, — сказал он,— но нам нужно собрать силы...
Народ сжигал свои жилища, палил луга и поля, вырубал сады — все предавал уничтожению. Стада и табуны погнали вперед, навьючив коней всем, чем можно; коврами, пшеницей, клетками с птицей,— Карча уходил в Сванетию.
Тяжело было Карче оставлять свою новую родину, но он думал: «Оставляя родину, мы остаемся свободными, а если мы свободны, кто запретит нам вернуть ее?..»
Десять лет Карча и его народ жили в Сванетии с мыслью о возвращении на родную землю: готовили оружие, собирали людей, выращивали коней для похода. Дети превратились в юношей, юноши — в сильных мужей.
Суровая жизнь закалила слабых, и они, забыв о своих прежних немощах, хотели одного: скорее сразиться с ненавистным врагом.
Карча знал: выступать в поход раньше времени так же опасно, как и выступить поздно. Выступить, когда время заслонит собою воспоминания и любовь к родной земле — значит, все потерять. Вот почему, когда минуло десять лет со дня оставления народом своей земли, Карча решил: нужно выступать. Пригласив на объявленный по этому случаю военный праздник своих друзей сванов, Карча горячо поблагодарил их за гостеприимство. Когда Карча кончил говорить, вперед вышел старый сван по имени Адуа. Он был в полном облачении воина: в тонкой кольчуге, в руках — щит, копье и дошна, Короткий меч в черных, отделанных серебром ножнах висел у него на бедре. На голове — блестящий шлем, на поясе — буйволовый рог. Адуа поклонился Карче.
— Спасибо, отец народов! Твое желание стало нашим
желанием. Мы не хотим иного, как того, чтобы ты вновь
стал нашим соседом... А это сбудется, в этом клянусь я — Адуа!
И старый сван ударил в щит рукоятью меча. Все стоящие поблизости сваны, повторив слова Адуа, сделали то же. Раздался гулкий звон металла и дружный крик:
— Это сбудется, и мы поможем тебе в этом!
И вот Карча и Баташ повели свое войско на Казн. Ночью, перевалив через хребты высоких гор, они неожиданно натолкнулись на многотысячную отару Кази, которая паслась у их подножий. Баташ, захватив с собою пятьдесят самых опытных и смелых воинов, окружил пастухов.
— Отара будет нашей,—- сказал он Карче.
Баташ так ловко подкрался, что ни одна собака не подала голоса. Он повалил старшего пастуха на землю, когда тот произносил клятву над зарезанным жертвенным бараном.
— Стой-ка! — закричал Баташ пастуху.— Кармаклык
произнесу я!
Воины — те, что подкрались с Баташем,— окружили кош, Пастухи, которые считали, что Карча никогда больше не- вернется на свою землю, очень растерялись, увидев его воинов.
— Пощадите нас! — взмолились пастухи,— Мы такие
же, какими и вы когда-то были!
Карча вытребовал к себе старшего пастуха и, когда тот явился, сказал ему:
— Иди к своему властителю и передай: «Карча удеся
терил свои силы и, взяв в помощь ненавистных Кази
сванов, идет возвращать свою землю. Пусть Кази, если
не хочет быть разбитым в бою и потерять все, оставит
мою землю».
Старший пастух, опершись на свой длинный посох, долго стоял перед Карчею, словно боясь сдвинуться с места.
— Ты слышишь, что я говорю тебе? — спросил Карча,
повышая голос и хмуря седые брови.-— Иди же!..
Но пастух продолжал стоять, низко опустив голову. Баташ, находившийся тут же, не выдержал и заметил:
— Карча милостиво сохраняет тебе жизнь и возвраща
ет родину. Зачем медлишь? Ступай!
Пастух не двинулся с места. Карча высказал предположение:
— Потеряв отару, он боится вернуться к своему вла
стителю. Его ждет смерть! — И, обращаясь к пастуху,
спросил его: — Верно ли я предполагаю?
Пастух ответил:
— Верно. У Кази меня ждет смерть.
— Хорошо. Я отправлю к нему своих людей. Пастух, подняв глаза на Карчу, проговорил:
— Зачем тебе, Карча, рисковать своими людьми? По
дожди — Кази сам пришлет к тебе людей.
Совет пастуха понравился Карче, и он приказал для безопасности перегнать отару подальше за хребет, а сам, расположившись лагерем, стал ждать прихода людей Кази. Не прошло и недели, как они явились.
— Что, искали овец, а нашли волков? — спросил их Баташ, выскакивая из засады и окружая пришедших.
— Баташ! — в страхе закричали окруженные.
— Узнали? — засмеялся Баташ.— На этот раз придется вам послужить и мне. Поверните ваших коней, натяните поводья и скачите. Остановитесь у дома Кази и передайте ему: отару свою он никогда не получит назад, если не выполнит трех условий, Первое условие: вернуть все, что было им взято десять лет назад. Второе условие: освободить землю Карчи и никогда не занимать ее. И третье условие: хорошо наградить сванов, которые пошли с нами в поход против него. Передайте Кази эти условия, поставленные Карчей, и ни он, ни я, ни народ не позволят ему отказаться от них.
— Хорошо, Баташ, мы передадим эти условия Казн.—
И, повернув коней, ускакали.
В народе заговорили;
— Зачем Карча дает время для сборов? Нужно скорее напасть и разбить Кази!
— Карча, старея, теряет решительность!
— Карча не верит в наши силы!
— Напрасно хочет выжидать Карча! Врага лучше всего застать врасплох!
— Кази пойдет на хитрость — ко всему нужно быть готовым.
Разговоры эти дошли до Карчи. Карча приказал войску собраться вокруг высокой горы. Когда войско собралось, он поднялся на ее вершину и обратился с речью:
— Сыны! — начал он.— Я, старый Карча, дорожу каж
дым из вас. Мне горько будет потерять хотя бы одного
воина. Вы — дети мои, и я люблю вас. Я и вы, все мы
хотим вернуть свою землю, Если те, что отняли у нас
нашу землю, вернут ее нам — мы будем жить так, как
жили. Испытав на чужбине нужду, голод и унижения,
будем беречь свою землю во сто крат крепче... Что для
вас отара Кази? Разве мы не наживем на своей земле
такой же отары?,. Пусть же эту отару возьмет себе алч
ный и злой Кази — мы отдадим ее ему. Один из вас мне
дороже всей отары! Вот почему я жду ответа и не иду
наступлением на Кази.
Войско заволновалось, раздались крики:
— Ты наш отец, Карча, наш любимый отец!
Недолго пришлось Карче и Баташу ждать ответа: алч
ный Кази поторопился выразить свое согласие.
— Что же касается исполнения последнего условия,— заявили его посланные,— то Кази не хочет платить дань ненавистным сванам.
— Что ж,— ответил им Карча,— тогда мне придется уплатить им, и я распоряжусь по своему усмотрению.
И Карча тут же, в присутствии посланных, отдал распоряжение: половину отары Кази передать сванам.
— Осталась вторая половина,— заявил Карча,— поспешите сообщить Кази: как бы мне не пришлось отдать и ее.
Когда посланцы приехали во второй раз, они уже сообщили, что Кази оставил землю Карчи.
Карча приказал впереди войска гнать отару Кази. Воины так и сделали. Отара прошла все земли и достигла границы Кабарды, Там ее встретили пастухи Кази. Воины Карчи передали отару им.
Народ снова зажил на своей земле. Шли годы. Карча, чувствуя приближение смерти, собрал народ у входа в темное Учкуланское ущелье и, сидя на большом камне, объявил:
— Сыны! Помните: в свободной земле должны быть
свободные люди, из какого бы племени они ни происхо
дили: кабардинцы, сваны, абхазцы, лезгины, кумыки. Со
храняйте дружбу между собою, помогайте друг другу
возделывать сады, распахивать поля, косить луга, соби
рать хлеб, строить жилища. Живущим в дружбе все бу
дет доступно, все легко. Не бойтесь принимать к себе
новых людей, тех, что ищут у вас помощи и бегут из не
воли, не бойтесь делать их равными — они ваши друзья.
Но если кто-либо захочет захватить вашу землю и под
чинить вас себе, не жалейте сил для защиты. Защищай
тесь всем, чем можно защититься, защищайтесь, пока
видят ваши глаза, дышит ваша грудь. Защищайтесь от
всех, кто посягает на вашу землю, ваша земля — ваша
жизнь, ваше счастье...
Вскоре Карча умер. С великими почестями сыны похоронили своего родоначальника, вождя и друга. Долго оплакивали женщины его кончину, а мужчины носили по нем траур.
Со дня, как не стало Карчи,— о, как завысокомерился Баташ! Он заставлял почитать себя как властителя и хозяина этих долин, рек и гор. В народе пошел ропот: Баташ захотел сам сделаться ханом! Осуждения и проклятия посыпались на его голову. «Возгордился Баташ, забыл свой народ!» — слышалось всюду.
— Не надо быть столь надменным, не надо так величаться! — предупреждали Баташа его сыновья.— Будь вождем народа, но не его тираном!
— Я поступлю так, как поступил Темучин,— отвечал им Баташ.— Темучин собрал багатуров и нойонов на реке Ононе, и я соберу абазинцев, алты-келк-абаз, балкар и все другие племена на Черной реке. Он велел поднять себя на белой кошме и объявить предводителем, и я велю сделать то же...
— Так делали багатуры и нойоны при избрании ха
на,— возражали Баташу сыновья,— а ты разве хан?
— Они делали так при избрании предводителя,— от
вечал им Баташ.— А разве я не предводитель всех наро
дов, какие живут у берегов Черной реки? Я так же, как
Темучин, водружу у берегов Черной реки знамя с девя
тью белыми конскими хвостами и заставлю всех присяг
нуть себе. И, как Темучин назвался Чингисханом — ве
ликим ханом всех монгольских племен, так назовусь и я...
Минул год со дня смерти Карчи, и Баташ заявил всем народам, какие жили на земле Карчи:
— Теперь ваш хозяин я. Вы и ваши земли принадлежите мне,
— Мы готовы слушать тебя как отца, но принадлежать тебе как рабы мы отказываемся!
— Я и Карча открыли эту землю. Я и Карча отвоевали ее у Казн. Карчи нет, я — властитель ваш и этой земли.
Старики обратились к Баташу с мольбой.
— Вспомни, Баташ,— говорили они ему — ты же сам
был в неволе, сам был рабом.,, И сам же ты не захотел
им быть!
Баташ нагло ответил:
— Я никому не буду принадлежать. Речь идет о вас.
Вы будете принадлежать мне.
И назначил день сбора всех племен на Черной реке я объявления себя ханом.
Тогда двенадцать сыновей Баташа (имена их забыл народ) сговорились убить своего кичливого и жестокого отца. Кинули жребий — исполнение приговора пало на двух младших сыновей Баташа. Они подстерегли отца во время охоты и, натянув тетиву луков, спустили стрелы. Одна стрела попала Баташу в сердце, другая — в правый глаз. Баташ, издав громкий вопль, упал замертво. Убийцы кликнули своих сообщников-братьев и, когда те пришли, собрали народ.
— Вот, смотрите сюда. Здесь лежит ваш тиран, которого вы хотели почитать как вождя, но он не оправдал вашего доверия! — сказал младший из сыновей Баташа.— Мы убили его, ибо жизнь одного человека стоит меньше, чем счастье всего народа, кем бы ни был тот человек.
Прошел еще год. Сыновья Баташа затеяли между собой ссору: кому быть первым, кто должен заменить собою отца и быть его преемником. Пользуясь распрями между ними, народ приказал им покинуть пределы своих земель.
— Не затем освобождались от рабства, чтобы вернуться к нему теперь, когда мы обрели свободу!
Так сказали посланные народом люди, провожая сыновей Баташа до земли кабардинцев.
И когда не стало ни Баташа, ни его сыновей, народ снова обрел для своей родины свободу и зажил счастливой жизнью.
Страну же свою назвал Черная река — Карачай.
http://www.bibliotekar.ru/rossia/109.htm
Вот это явно современная версия,какой нить научный муж пытался как ему казалось упорядочить и сделать историю реальней...
Изменено: къара - 07.03.2013 13:05:21
Тетрациклин 07.03.2013 13:29:39
Сообщений: 39
С. А.
Но ведь одно ясно в этой истории что нам нужна написанная история. а еще точнее учебник истории. и от того что тут братья и сестра будут переубеждать друг друга используя свое красноречие пользы будет очень мало.
Да истина рождается в дискуссии но в той что когда - нибудь заканчивается. А бесконечная дискуссия это всего лишь болтовня и похвальба. Мое субъективное мнение.
Но опять повторюсь. Очень хочется чтобы мои дети учили историю своего народа и желательно с учебника.
ну и тема флага тоже актуальна конечно.
Sabr 07.03.2013 13:54:18
Сообщений: 7254
Кто автор этой сказки "О ЧЕЛОВЕКЕ ПО ИМЕНИ КАРЧА, О ЕГО ДРУЗЬЯХ И О СТРАНЕ, ИМИ ОТКРЫТОЙ"?

Она взята из "Россия. Мифы и легенды народов России". Хочется узнать, кто с карачаевской стороны дал этот материал?

Или эту легенду сочинил кто-то из наших соседей?

Буду признателен, если кто-то внесет ясность
къара 07.03.2013 14:08:13
Сообщений: 665
Цитата
Sabr пишет:
Буду признателен, если кто-то внесет ясность
Самому интересно?Или это опять какой нить архивный исследователь Кавказа сказку написал.
Turk 07.03.2013 14:23:38
Сообщений: 1414
Цитата
къара пишет:
Къарча и его соратники Вернулись на свое историческую родину после разгрома Темирланом.
Да и само название селения об этом говорит Къарт Джурт ). Он верунвшись с дружиной возглавил разобщенные эли.
Археология показывает непрерывность культур в ареале Карачаево-Балкарского населения.
Sabr 09.03.2013 04:07:23
Сообщений: 7254
Къарачай халкъ КЪАРЧАГЪА къалай къарагъанын бу тюбюнде джазылгъан да шагъатлыкъ этеди.

"Къарачай", 2013 дж. мартны 7

"КЕРЕКЛИ ИШДИ — ТЮЗ ОНОУ ЭТИЛСИН" деген статьядан юзюк (Къарчаны юсюнден айтылгъан джерлери)

Къарачайны АТАСЫ барды деб билебиз, ол да КЪАРЧАДЫ.
Эм биринчи Атабызгъа салыргъа керек тюлбюзмю сый таш (монумент)?
Хабичланы Магомет аны макетин этиб тургъанлы талай джыл болду. Ишлеб салыргъа уа ачха табылмайды.

... эм керекли, эм магъаналы зат: Къарчаны сый ташы, монументи, салынмай башха ташны салыныр эркинлиги джокъду Къарачайда.
Башхала барысы да тёзе барырла, бу уа мындан ары тёзерге керек тюлдю. Бизге бек керекли затды ол.


Халкъ кеси кесинден ёнгелеб, бёлюнюб, кесек-кесек болуб, тукъум джыйылыулагъа къалыб, кланла болуб, байла, оноучула болургъа чабыб, джутлукъ, гудулукъ юсюбюзню басыб, тамадала бир-бири бла джарашмай, тукъумларын да ызларындан сюйреб, халкъны, харбуз таракълача, кесиб тургъанларын кёребиз. Аллай халкъны къарыуу, кючю болмайды. Ол себебден аллай затла къалыргъа керекдиле.

Мен оюм этген бла, бу къайгъыланы юсюбюзден аллыкъ, халкъны джыйышдырлыкъ, барыбызны да сагъайтырыкъ, кёлюбюзню кёлтюрлюк Къарчаны ташыды.
Анга къараб ётсек, джолда джюрюб, къарачайлы болгъаныбызны эсгериб, анга къууаныб, бир-бирибизни тансыкълаб, бирге болурубузну излеб, бёлген затланы ташлаб, онглу халкъ болургъа, джерибизге сакъ болургъа излеб турлукъбуз...


ЧОМАЛАНЫ Казбек,
философия илмуланы кандидаты,
Изменено: Sabr - 09.03.2013 04:21:28
ALANULAN 09.03.2013 19:10:34
Сообщений: 856
КЪАРЧА БЫЛ ВОЖДЁМ НАШИХ ПРЕДКОВ! И ПОТОМУ МЫ ДОЛЖНЫ УВАЖАТЬ И ПОМНИТЬ ВСЕХ ИХ ТАК ,КАК КАЖДЫЙ ИЗ НАС УВАЖАЕТ СВОЕГО ОТЦА! СУПЕР УВАЖЕНИЕ,ПОДЧИНЕНИЕ ВОЛЕ,ПРИНЦИПАМ. АВТОРИТЕТ БЕЗ АФИШИРОВАНИЯ! ПРИМЕР ВО ВСЁМ! ИХ ЗАВЕТ -НАШ ЗАКОН!

БАШЧЫ - БАШЫ ДЕГЕН СЁЗДЮ! ОЛДУ МИЙИКДЕ! ОЛДУ СОРГЪАН ДА ДЖУУАБ БЕРГЕНДА!

!АЛЛАХУТАГЪАЛАБЫЗ ,КЪАРЧАЧА АДАМЛАНЫ КЪУРУТМАСЫН МУСЛИМАН-АЛАН ХАЛКЪНЫ АРАСЫНДАН! -------------
-ДЖАШЛЫКЪДА-ТЕНГЛИК ТУТА БИЛГЕН БАШЧЫ,БАТЫР ,ДЖИГИТ,ЁТГЮР,ЁХТЕМ,ЭСЛИ,ТЕРЕН АКЪЫЛЛЫ,ДЖУРТУН СЮЙГЕН,.....,.........!
-КЪАРТЫКЪДА- ТЮЗЛЮК СЮЙГЕН АЛЧЫ,ОНОУЧУ,ТЁРЕЧИ,ДЖАМАГЪАТНЫ АТАЛЫГЪЫ, АДАМЛЫКЪЛЫ КЪАРТ, КЕРТИ АКЪЫЛМАН,..,...!

с УВАЖЕНИЕм !
Новенькая 11.03.2013 16:34:24
Сообщений: 96
Противники подлинности летописи правы в своей "противности". Это не их прошлое. Милосердный Господь освободил их от этого прошлого.
Может это объективное явление - саморазрушение, как завершающая стадия существования любой системы... Зарождение, рождение, развитие, кульминация, стагнация, разрушение границ системы внешними факторами, попытки восстановления.. освобожденные от внутренних связей элементы системы разбивают ее изнутри..

Бессмертная душа, которая 25 лет назад перестала быть Назиром Ибрагимовичем Хасановым, которой уже все равно, что происходит с книгой, с нами всеми.. хвалу и клевету приемли равнодушно.. Да пребудешь в мире.


Спасибо всем "неверующим", ныне здравым и покойным, что волновались, почтили..
Аминь.
Аминь, конечно, но.. неполный. ))
ibrash099 06.02.2014 22:06:33
Сообщений: 13
ой АЛЛАХ, глупо и дорого,
ibrash099 07.02.2014 00:27:12
Сообщений: 13
Цитата
Тетрациклин пишет:
С. А.
Но ведь одно ясно в этой истории что нам нужна написанная история. а еще точнее учебник истории. и от того что тут братья и сестра будут переубеждать друг друга используя свое красноречие пользы будет очень мало.
Да истина рождается в дискуссии но в той что когда - нибудь заканчивается. А бесконечная дискуссия это всего лишь болтовня и похвальба. Мое субъективное мнение.
Но опять повторюсь. Очень хочется чтобы мои дети учили историю своего народа и желательно с учебника.
ну и тема флага тоже актуальна конечно.
вы правы как ни кто другой, ну жны факты и еще раз факты, мифы пусть остаются мифами, а наука наукой
Chinar 23.09.2014 18:57:36
Сообщений: 27
Шамильхан, бек тюз джаздынъ ма былайда. Сау бол. Мени джазарым келгенни джазыб къойгъанса.
Къалай болады ол тилде, ол халиде джазылгъан затха ТЕРСДИ , АЛАЙ ТЮЛЬДЮ деб айтыргъа. Бир кесек сагъыш этерге керекди да, бири биринъе ОМАКЪ джуабла бермей.
Летописьни мен къайтарыб окъуб турама заманыма кёре. Нек десенъ хар сёзюн тюз кёчюрюб окъумасанъ магъанасы башгъа тюрлю болуб къалады. Андан сорада окъугъан сагъатынъ да ол заманъа тюшгенча боласа. Аланы къаллай къаруулары болгъанын, къалай къыйын джашагъанларын, джигитликлерин д.а.к затланы анъылайса. Сора бир джеринде да кёрмейсе былайына терс джазды, алдады дерча. Сора энта бир зат айтайым. Кимни акъылына келликди аллай бир заманын ( сау джашаун деда къой Н.Хасановну юсюнде) тас этиб, аллай бир затны къураб джазаргъа И НЕ ЮЧЮН, сен айтгъанлай китаб да чыгъаралмагъанды махтаныргъа, Алайдыда аланы (Къарчаны) джашаулары хапарда да тауругъда да айтырчады, ала аллай бир кючлю адамла болгъандыла, кеслерин хорлатмагъандыла, миллетни атын, сыйын кёгде тутгъандыла.
Дагъыда айтайым, биле да болурсуз.
21-22 октябрь айда 2014 дж. Карачаевск шахарда, университетде Международная научно-практическая конференция боллукъду "Къарча. Тайны веков: история и современность" Къарча летописге ийнанмагъанла ары барсынлада Н.Хасановну къарнышы боллукъду анда Казим Хасанов, ма анъа сорсунла къайдан алгъансыз быллай ЁТЮРЮКНЮ десинледа. Ештирле не айтгъанын.
Читают тему (гостей: 1)

Форум  Мобильный | Стационарный