Музей Исламской Истории Открытий, Изобретений и Искусства

Turk 06.04.2013 18:24:25
Сообщений: 1414

6 0

Предлагаю в этом теме вести блог об истории исламских ученных, научных открытий во свех сферах от математики до медицины, изобретений, а также исскуства, который они подарили миру.
А это огромный вклад в мировую науку и культуру, без скромности говоря, нынешные достижения человечества в не малой степени основаны на достижениях мусульманских ученных.

Изменено: Turk - 29.04.2013 18:10:49
Turk 06.04.2013 18:35:27
Сообщений: 1414

2 0



На иллюстрации лунное затмение, представленное Аль-Бируни с аннотациями на персидском.
Аль-Бируни родился в провинции Хорасан на северо-востоке Персии в 973 году нашей эры.
кузнечик 09.04.2013 11:29:47
Сообщений: 541
вообще шикарная идея для просвета))

Манзуратти
Turk 13.04.2013 11:00:15
Сообщений: 1414

2 0

Columbus Was (Not) The First To Cross The Atlantic
Колумб не был первооткрывателем Атлантики, да есть исторические доказательства, что до колумба открывателями могли быть викинги и еще ряд представителей разных народов, но нас в данной теме интересуют мусульмане.


1. Al-Masudi’s world map of 956, showing the “unknown land” across the Atlantic across from Africa

Карта мира 956 года Аль-Масуди, в которой он показывает неизвестную землю через Атлантический океан от Африки. Да тот самый Аль-Масуди, которые писал и об аланах.


2. А это карта от 1513 года Османского картографа Пири Рейса (рейс - это значит главный, употребляется до сих пор).На ней ясно виден Северо-Американский континент, а Бразилия вообще описана подробно вплоть детализации рек. Источником для карты Пири Рейса не мог быть открытие Колумба, так как в Южно Америке он не бывал.
Кроме того, карта Рейса включает в Андах, которые даже не были изучены европейцев до 1520-х годов, целое десятилетие после розыгрыша карте Рейса! Источником для его карты, могли выступать более рании мусульманские карты.




источник: http://lostislamichistory.com/columbus-was-not-the-first-to-cross-the-atlantic
Изменено: Turk - 13.04.2013 11:01:09
Chipmunk 15.04.2013 09:55:39
Сообщений: 239

3 0

Ассаляму аляйкум. Не знала куда выложить информацию, решила сюда)Все-таки - история)

КАК СУЛТАН СУЛЕЙМАН ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ ЗАПРЕТИЛ ФРАНЦУЗАМ НА 100 ЛЕТ ТАНЦЕВАТЬ

Сегодня во всех местах Франции и мира, даже в исламском мире, танцы вместе с противоположным полом превратились в обыденное дело. Многие даже это называют культурной традицией своего народа. Танцы девушек стали обыденным делом, их показывают по телевизору, популяризируют в рекламных роликах, это стало целой индустрией, например, карнавал в Бразилии или танцы перед барной стойкой в ночных клубах...

В связи с этим, хотелось бы напомнить реальную историю, произошедшую во время Османского халифата во время правления Султана Сулеймана Великолепного, широко ставшего известным российской публике после популярного сериала "Великолепный век".

Впервые во время правления султана Сулеймана Великолепного традиция танцевать появилась во Франции. В те времена границы Османского халифата простирались до середины Европы и граничили с Францией, а Османский халифат был самой сильной и величественной страной в мире. Именно Османский халифат на протяжении более чем 600 лет охранял Ислам от врагов мусульман. Халиф Сулейман Великолепный узнав, что во Франции впервые начали танцевать, сразу же написал королю Франции письмо. Islam-today.ru предлагает вниманию читателей текст письма.

"Я, Хакан сорока восьми королевств, законный султан Сулейман. Согласно рапорту, который я получил у своего посла, в вашем королевстве проводят танцы, где парень обнимает девушку. Такое действие является наказуемым. Есть вероятность того, что такой мерзкий обычай может быть перенят моим государством.

Поэтому я вам даю определённый срок, чтобы вы прекратили подобного вида развлечения, в противном случае, я в состоянии прийти лично со своей армией и собственноручно запретить вам это!"


Как говорят историки, после этого официального письма султана Сулеймана Великолепного, во Франции на протяжении ста лет не проводили танцы!

Напомним также, что в декабре 2011 года премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган дал ответ президенту Франции Николя Саркози в связи с разговорами о принятии в парламенте Франции закона о геноциде армян. Эрдоган в тот день тоже прочитал письмо Сулеймана Великолепного адресованное королю Франции.

Пусть тот, кто верует в АЛЛАХА и Судный день, говорит благое или молчит.
АбуАхмад 16.04.2013 11:25:27
Сообщений: 1160

1 0

Chipmunk,
Сулеймана на наши школьные дискотеки не хватает :)

Аш-Шафи'и "Я не знаю более священной науки, после науки о халяле и хараме, чем наука о медицине."
Shine 17.04.2013 16:28:09
Сообщений: 844
Turk, Тема:alamat:

Делай то, что должен и будь, что будет...
Мерсéдес 29.04.2013 18:08:48
Сообщений: 2158

1 0

Классная тема, но все никак не доходят до нее руки.

Немного о библиотечном деле в Арабском халифате

В период средневековья Константинополь был не единственным центром культуры Восточного Средиземноморья. В начале VII века началась эпоха мусульманства. Ислам охватил большую часть арабского мира – от Персии до Марокко, и за 800 лет существования Арабский халифат стал могущественной державой.
Формирование арабского литературного языка, совершенствование письменной культуры, огромное почтение и уважение к знанию вообще и к книге в частности было характерно для этого региона.
Наивысшего расцвета арабская культура достигла в VII-IX века. Арабские ученые добились исключительных успехов в математике, астрономии, медицине, географии, истории. В математике до сих пор сохранилось множество терминов арабского происхождения – например, слова “алгебра”, “алгоритм”, “цифра” и другие. Арабы ввели цифровые обозначения, которые были столь удобны, что распространились по всему миру, и мы используем их до сих пор. Процветала художественная литература. Недаром и сегодня мы читаем стихи Саади, Омара Хайяма, Рудаки и Хафиза.

Арабская наука и культура в значительной мере опиралась на античное наследие. В то время как в средневековой Европе из-за религиозных войн гибли труды античных ученых, в Арабском халифате переводили великих греков – Платона, Аристотеля, Гиппократа, Архимеда, Птолемея. Многие из этих трудов дошли до нас именно благодаря тому, что в период средневековья были переведены на арабский язык.

В VIII-IX веках Халифат стал мировым центром производства бумаги. Бумага была очень удобным и по сравнению с пергаментом дешевым материалом. Развитие бумажной промышленности в Самарканде, Каире, Дамаске и других арабских городах создало условия для невиданного расцвета книгоиздательского дела. Только в одном испанском городе Кордове ежегодно изготовлялось по 16 – 18 тысяч книг. В городе Триполи, где проживало около 20 тысяч жителей, чуть ли не половина населения была занята на бумажных фабриках или в скрипториях. Некоторые скриптории в Триполи имели до 180 переписчиков. В конце Х века в одном только Багдаде насчитывалось 100 книготорговцев.
Естественно, что при таком обилии скрипториев и книжных лавок в стране имелась и обширная сеть библиотек.
Особенно отличались своим богатством библиотеки правителей-халифов и их сановников. Все наиболее значительные правители Багдада, Каира, Кордовы, Дамаска были книголюбами.
Основатель династии и первый халиф Омеядов – Муавий I (?-680) заложил основы одной из первых арабских дворцовых библиотек. В Дамаске он основал “Дом мудрости” (“Байт аль-хикма”) – учреждение, представляющее собой одновременно библиотеку и государственное хранилище архивных документов. С 689 года архив и библиотека стали существовать раздельно. Основу библиотеки Муавия I (как и большинства арабских библиотек) составляла корановедческая литература, но имелась и богатая коллекция книг по медицине, философии, астрологии, математике, истории. После переноса столицы из Дамаска в Багдад, библиотека тоже была переведена в новую столицу.
Арабские историки пишут, что внук Муавия I Халид ибн-Язид ибн-Муавия разрешил образованным мусульманам пользоваться библиотекой, копировать нужные книги из ее фонда. Таким образом, библиотека из дворцовой постепенно превращалась в публичную.

Основателем знаменитой Багдадской дворцовой библиотеки был не менее знаменитый халиф Харун аль-Рашид (766-809), образ которого запечатлен в сказках “Тысяча и одна ночь”. Он пополнял ее на протяжении всей жизни. Немало рукописей было получено из Византии и других стран в качестве дани или подарков. Сын Харуна – халиф Аль-Мамун значительно расширил это книжное собрание. Фонд библиотеки составлял сотни книг. Возглавляли ее трое персидских ученых. Аль-Мамун превратил закрытую дворцовую библиотеку в публичную, разрешив в нее доступ не только известным ученым, но и любым образованным читателям.
Халиф Аль-Хаким II (961-977), правивший в Кордове, объединил существовавшие до него три дворцовых библиотеки. Фонд объединенной библиотеки составлял 400 тысяч томов. Объем каталога этого книжного собрания, содержавший заглавия книг и имена авторов, составлял 44 тетради по 90 листов каждая.
Аль-Хаким II имел агентов, которые вели библиографические поиски книг по всему миру, сообщая халифу обо всех новинках и редкостях. Пополнение фонда библиотеки в самой Кордове осуществлялось многочисленным штатом писцов, переплетчиков, иллюстраторов. Библиотека имела отделы, разделенные на секции. В штате библиотеки был библиотекарь-каталогизатор.

Подражая правителям, арабские аристократы составляли богатые частные библиотеки. Известна библиотека визира ибн Аббада, который был одержим любовью к книгам. Он собрал вокруг себя лучших представителей искусства слова, переписывался со знаменитыми писателями и учеными. Его библиотека насчитывала 117 тысяч книг. Каталог библиотеки составлял 10 томов. Будучи государственным деятелем и воином, ибн Аббад много путешествовал и повсюду в походах его сопровождала библиотека. Верблюды в книжном караване везли книги в алфавитном порядке, так что библиотекари – караванщики всегда могли быстро и легко отыскать нужную рукопись.

Библиофилия в Арабском халифате считалась проявлением хорошего тона не только среди аристократов. Были собиратели книг и среди людей простого сословия и небольшого достатка. Например, учитель ибн Хази обладал прекрасной, тщательно подобранной коллекцией, которая была широко известна. Сохранилось завещание арабского переводчика ибн Тиббона сыну: “Я собрал большую библиотеку. Держи ее в порядке. Приготовь списки книг каждого шкафа и поставь каждую книгу в надлежащий шкаф. Прикрывай книги красивыми занавесками, охраняй от воды с потолка, от мышей, от всякого вреда, ибо они лучшее твое сокровище”.

В IX веке на смену “Домам мудрости”, в которых библиотечные функции сочетались с архивными, стали приходить “Дома науки” (“Дар аль-ильм”), в стенах которых чтение было тесно связано с обучением. В этот период в крупных городах Арабского халифата открываются высшие образовательные учебные заведения – медресе. Некоторые из них со временем стали университетами, где наряду с богословием преподавались точные и естественные науки, философия, медицина. Первым учреждением подобного типа стала библиотека Багдадского университета (993) – крупный научный и религиозный центр. Но, пожалуй, наибольшую известность получила библиотека “Дома науки” в Триполи. В литературе приводится поистине астрономическая цифра, характеризующая величину книжного фонда этой библиотеки – 3 миллиона томов! При этом только Корана было 50 тысяч экземпляров и 80 тысяч экземпляров комментариев к нему. Штат библиотеки состоял из 180 сотрудников. Удивительно, что такая крупная библиотека просуществовала всего 30 лет и погибла от пожара во время нашествия крестоносцев.

Отличительной чертой библиотек данного типа была учебно-педагогическая работа. Они впервые в истории библиотечного дела стали центрами распространения различных идей и учений. В Европе подобные библиотеки появились значительно позже.
В Арабском халифате существовали и так называемые “присоединенные библиотеки”: они создавались при каких-либо учреждениях – мечетях, мавзолеях, больницах. Известны библиотека при мечети Ан-Нури, библиотека Мустансирийя. Фонды присоединенных библиотек обычно были профилированными. Профиль зависел от специализации учреждения, к которому она была присоединена.
Присоединенные библиотеки – это прообраз специальных библиотек. Некоторые из них, развиваясь и расширяясь, постепенно приобретали самостоятельность. Часть из присоединенных библиотек, находившихся в столицах эмиратов, со временем превратилась в национальные специальные библиотеки.
Кроме типичных для всех средневековых государств библиотек (дворцовых, личных, учебных заведений и научных учреждений) в Арабском халифате получил распространение специфический тип библиотеки – вакфная библиотека. Вакф – это особая форма феодальной собственности, при которой библиотека не являлась частной собственностью государя или феодала, а находилась в вечном пользовании” исламской общины. Главной особенностью вакфных библиотек была их общедоступность. Общественно-благотворительный характер вакфных библиотек требовал максимального обращения книг среди читателей, поэтому библиотечными фондами пользовались не только именитые граждане и ученые, а все желающие. Более того, во многих библиотеках постоянные читатели, особенно приезжие и небогатые, не только имели к своим услугам книги, но и обеспечивались письменными принадлежностями и бумагой, даже находили при содействии библиотечных служителей ночлег и материальную поддержку.
Принципиальных ограничений на передачу в библиотеку и хранение тех или иных книг по идейным, религиозным, цензурным соображениям не существовало, поэтому в фондах была представлена самая разнообразная литература по всем областям знаний. Хотя библиотекари и вдохновлялись религиозным рвением, оно не ограничивало их любви к учености. Поэтому фонды вакфных библиотек содержали, кроме Корана и коранистической литературы, беллетристику, поэзию, книги по медицине, праву, астрономии, философии, математике, магии, алхимии. В своем либерализме арабские библиотекари были гораздо терпимее к еретическим мнениям, чем их христианские коллеги и современники. Хотя отдельные реакционные богословы и ретивые служащие иногда изымали из фондов оди-озные с их точки зрения произведения, такие “чистки” носили характер локальных вспышек.

Литературу в вакфные библиотеки передавали по особой юридической процедуре, которая предусматривала обязательное составление списка передаваемых книг. Этот список служил одновременно юридическим документом и каталогом.
Фонды были, очевидно, организованы по предметному признаку, а в самых больших библиотеках расставлялись по отраслям знаний.
Режим работы вакфной библиотеки был различным: некоторые библиотеки работали ежедневно, другие – по 1 – 2 дня в неделю. Но для всех библиотек был установлен постоянный режим работы: обязательные дни и часы обслуживания читателей.
Библиотечными книгами пользовались не только на месте, но и на дому. Сохранилось любопытное свидетельство арабского ученого-энциклопедиста Якута аль-Хамави о том, что правила выдачи книг были настолько либеральны, что в одной мадридской библиотеке ему разрешили взять на дом одновременно 200 томов.

Персонал библиотек, даже самых крупных, был малочисленным – 3-6 человек. Обычно назначался попечитель (часто им был основатель вакфа), хранитель (библиотекарь), помощник библиотекаря и несколько слуг. В крупных библиотеках IX-XII веков управляющими были, как правило, широко образованные литераторы, ученые, с XIII века библиотеками заведуют почти исключительно ученые-богословы. Обязанности хранителя библиотеки, его помощника и слуг состояли в том, чтобы содержать книги в порядке и выдавать их читателям. Вопросы финансирования библиотеки, покупки и заказа новых книг, регистрации новых поступлений и ведения каталога, приема и увольнения служащих – все это было прерогативой распорядителя вакфа.
Изучение истории арабских библиотек дает богатый материал, свидетельствующий о развитии библиотековедческой мысли. Есть многочисленные упоминания о каталогах библиотек. В отдельных случаях каталоги заменялись списками книг, размещенными непосредственно в фонде. Библиография была известна в таких формах как списки трудов отдельных авторов в сочинениях историко-биографического характера, тематические списки в словарях. Литература в фонде и описание книг в каталогах и прикнижных списках располагались обычно по тематическому принципу. Это подтверждается, например, словами Авиценны, который писал об одной из библиотек Самарканда: “Я вошел в дом со многими комнатами, в каждой комнате были сундуки с книгами, положенными одна на другую. В одной комнате были книги арабские и поэтические, в другой по законоведению. В каждой комнате по одной из наук. Я прочитал список древних авторов и спросил то, что мне нужно...”

Таким образом, уровень библиотечной практики в Арабском халифате был очень высоким для средневековья. Обращает на себя внимание доступность арабских библиотек, особенно принадлежащих вакфам. Арабскими библиотекарями были накоплены богатые профессиональные традиции.
К сожалению, исламские библиотеки постигла та же участь, что и библиотеки Средиземноморья. Они погибали не только в результате многочисленных войн, частых пожаров, но и вследствие того, что с XII века началось снижение интереса к знанию. Но самый большой ущерб арабским библиотекам нанесли походы христиан-крестоносцев в XI-XIII веках. Тем не менее, мусульманский мир, как и Византия, был предтечей Ренессанса и возродил культуру Европы в позднем средневековье.

You don't have a soul. You are a Soul. You have a body. © (C.S. Lewis)

Когда у меня проблемы: или финансовые, или там личные, я вспоминаю, что я молодой здоровый карачаевец)))) и сразу становится так радостно)))) (с)
Turk 05.05.2013 15:00:24
Сообщений: 1414

2 0

Shine, :гоккачыкъ:


Продолжим:

Иллюстрация лунной и солнечной орбиты (не путать с орбитом :гыы: ) от Закарья Аль-Къазуини 1200 н.э.

Zakariya al-Qazwini's illustration of how lunar and solar eclipses occur. From the 1200s.
Изменено: Turk - 05.05.2013 15:01:09
Turk 05.05.2013 15:16:32
Сообщений: 1414

2 0

Как делать деньги - ибн Халдун и налоги.
How To Make Money – Ibn Khaldun and Taxes.

В 40 годах президента в США, часть цитаты Рональд Рейгана в Нью-Йорк Таймс в 1993 году.
Цитата
Можно я предложу Вам совет 14 века от арабского историка Ибн Халдуна, который сказал: "В начале империи налоги были низкие и собираемость была высокая. К концу империи налоги были высокие и собираемость низкая"
И, нет, я лично не знаком с Ибн Халдуном, хотя у нас были общие друзья"
Это лишь одна из цитат трудов Ибн Халдуна.
Прочитать полностью статью, можно тут (на английском языке): http://lostislamichistory.com/ibn-khaldun-taxes/

A basic Laffer Curve showing an optimal tax rate that produces the most revenue at 70%

Базовая кривая Лаффера, показывающий оптимальную ставку налога, которая производит самый большой доход на 70%

The 40th president of the United States, Ronald Reagan famously stated in a piece in the New York Times in 1993,
Цитата
“May I offer you the advice of the 14th century Arab historian Ibn Khaldun, who said: “At the beginning of the empire, the tax rates were low and the revenues were high. At the end of the empire, the tax rates were high and the revenues were low.”

And, no, I did not personally know Ibn Khaldun, although we may have had some friends in common!”1
Turk 05.05.2013 15:20:39
Сообщений: 1414

1 0

Мерсéдес, отличная статья про библиотеку. Многие сегодняшнии технологии были давно изобретены в прошлом, разница лишь только в применяемых средствах, когда как, принципы те же.
Как говориться, "все новое это хорошое забытое старое" :).

Людям надо быть внимательнее к окружащей среде и старым книгам, делиться информацией. Не зря же ислам обязывает делиться информацией, обучать и быть обучаемым.
Изменено: Turk - 05.05.2013 15:21:05
salafit 22.09.2013 19:00:28
Сообщений: 623

3 0

Что подарили миру мусульманские изобретатели


1. Кофе
Согласно одной легенде, араб Халид (Khalid) пас своих овец в Каффе, регионе южной Эфиопии, и заметил, что животные становятся энергичнее, когда едят определенные ягоды. Собрав их, Халид сварил первый кофе. Первые сведения о вывозе зерен касались экспорта кофе из Эфиопии в Йемен. Уже в 15 веке его завезли в Мекку и Турцию, откуда кофе попал в Венецию в 1645 году. В Англию зерна привез турок Паскуа Роси (Pasqua Rosee) в 1650 году, и открыл первую кофейню на лондонской улице Ломбард. Путь слова "кофе" весьма длинный: арабское "qahwa" превратилось в турецкое "kahve". Итальянцы переняли его как "caffé", у англичан появилось слово "coffee", а у русских - "кофе".


2. Камера
Древние греки считали, что глаза испускают свет и видят люди благодаря этому. О том, что на самом деле свет проникает в глаза, догадался Ибн аль-Хайтам (Ibn al-Haitham), мусульманский математик, астроном и физик, живший в 10 веке. Наблюдая за тем, как свет проникает сквозь щели ставней, он заметил, что чем меньше была щель, то тем лучше была видна картинка, и изобрел первую камеру-обскуру ("qamara" в переводе с арабского означает "темная или отдельная комната". Также считается, что аль-Хайтам первым перевел физику из разряда философской науки в экспериментальную.


3. Торпеды и ракеты
Хотя китайцы и изобрели порох из селитры и использовали его в фейерверках, именно арабы догадались очистить его калиевой селитрой и применять в военных целях. Мусульманам удалось напугать и крестоносцев своим оружием. Уже к 15 веку они изобрели ракету, "самодвижущееся и сгорающее яйцо", как они называли его, и торпеду, самодвижущуюся грушевидную бомбу со стрелой на конце, которая взрывалась во вражеских кораблях.


4. Парашют За тысячу лет до братьев Райт, идея создать летательный аппарат пришла в голову мусульманскому поэту, астроному и инженеру Аббасу ибн Фирнасу (Abbas ibn Firnas). В 852 году он спрыгнул с крыши мечети в свободно развевающемся плаще с прикрепленными к нему деревянными дощечками. Фирнас надеялся, что будет парить как птица, но у него не получилось. Плащ замедлил падение, и стал чем-то вроде первого парашюта, и ученый отделался легким испугом и незначительными ушибами. В возрасте 70 лет, усовершенствовав свой аппарат, Фирнас повторил свою попытку, спрыгнув с горы. Ему удалось продержаться в воздухе 10 минут, но в итоге он разбился при приземлении: дело в том, что к своему аппарату он не приделал хвост.


5. Мыло и шампунь
Ежедневное омовение – одно из требований ислама. Возможно, именно поэтому мусульмане занимались улучшением рецепта мыла. Известно, что подобие мыла было и у древних египтян, и у римлян, но именно арабы догадались смешать растительные масла с гидроксидом натрия и ароматическими соединениями. В Англии шампунь появился в 1759 году, когда некий мусульманин открыл баню в Брайтоне.


6. Современная химия
Ябир ибн Хайян (Jabir ibn Hayyan) – ученый, превративший алхимию в химию. В 9 веке он открыл процессы, которые до сих пор используются в современной науке: дистилляция, кристаллизация, плавление, рафинация, окисление, выпаривание и фильтрация. Хайян открыл серную и азотную кислоты, и изобрел перегонный аппарат, благодаря которому в мире появились спирт и ароматы, используемые в производстве духов.


7. Коленчатый вал Коленчатый вал, устройство, превращающее ротационное движение в линейное, изобрел мусульманский инженер аль-Джазари (al-Jazari). Одно из самых важных изобретений механики, до сих пор являющееся одной из основных составляющих частей современных машин, первоначально использовалось в ирригации. Из книги инженера ясно, что он изобрел либо усовершенствовал вентили и клапаны, разработал первые механические часы. Аль-Джазари можно считать отцом робототехники. Замок с кодом – тоже его изобретение.


8. Стрельчатая арка Стрельчатая арка
– характерная черта европейских готических соборов, но идея таких арок была позаимствована из мусульманской архитектуры. Она была крепче полукруглой арки, используемой римлянами и норманнами, и, соответственно, позволяла строить более высокие и сложные здания. Также европейцы переняли у мусульман идеи конструкции ребристых сводов и круглых окон-розеток. Европейские замки стали копией мусульманских с их бойницами, парапетами, барбаканами и квадратными башнями. Например, архитектором замка Генриха V был мусульманин.


9. Хирургические инструменты
Многие современные хирургические инструменты, включая скальпели, медицинские пилы, щипцы, тонкие ножницы, остались такими, какими их придумал мусульманский хирург аль-Захрави (al-Zahrawi). Именно он обнаружил, что кетгут, используемый для наложения внутренних швов, рассасывается в организме естественным путем и может быть применен при производстве медицинских капсул. В 13 веке, за 300 лет до Уильяма Гарвея (William Harvey), мусульманский врач Ибн Нафис (Ibn Nafis) описал процесс кровообращения. Мусульманские врачи изобрели анестетики и полую иглу для экстракции катаракты.


10. Ветряная мельница Ветряную мельницу арабы изобрели в 634 году
и использовали для перемалывания кукурузы и снабжения водой. В арабских пустынях единственным источником энергии был ветер, месяцами дующий в одном направлении, и этот источник использовали на полную мощность. У мельниц было 6 или 12 крыльев, покрытых тканью и пальмовыми листьями. В Европе первые ветряные мельницы появились только через 500 лет.


11. Прививка
Первыми идею прививки предложили не Дженнер и Пастер, а мусульмане. В Европу эта техника пришла из Турции в 1724 году, где в Стамбуле на эту процедуру обратила внимание жена английского посла. В Турции детям делали прививку от оспы за 50 лет до того, как вакцинацию открыли европейцы.


12. Авторучка Первую авторучку придумали для султана в 953 году:
правитель потребовал ручку, которая не пачкала бы его одежду и руки. Тогда система подачи чернил к кончику ручки была такой же, как сейчас.


13. Система нумерации
Вероятно, система нумерации, которую используют во всем мире, происходит из Индии, но форма чисел – арабская, и впервые появилась в печатном виде в работе мусульманских математиков аль-Хваризми (al-Khwarizmi) и аль-Кинди (al-Kindi) в 825 году. Прототипом слова"алгебра" стало название книги аль-Хваризми "Al-Jabr wa-al-Muqabilah", причем принципы, описанные в ней, до сих пор используются. Результаты работы мусульманских математиков, включая алгоритмы и некоторые теории тригонометрии, попали в Европу только через 300 лет. Открытый аль-Кинди частотный анализ послужил основанием для развития современной криптографии.


14. Обед из трех блюд
Концепцию обеда из трех блюд – супа, после которого едят мясо или рыбу, за которыми следуют фрукты и орехи – принес в 9 веке с собой из Ирака в Кордову Али ибн Нафи (Ali ibn Nafi). Он также ввел в обиход хрустальные стаканы (изобретенные, кстати, уже вышеупомянутым Аббасом ибн Фирнасом).


15. Ковры
У средневековых мусульман техника ткачества была довольно развита, постоянно появлялись новые краски, да и само искусство ткачей было не на последнем месте. В Европе же полы покрывали плетеными половиками, под которыми, вследствие плохой уборки, была куча мусора, кости, и не только. Неудивительно, что арабские и персидские ковры быстро прижились.


16. Чек
Слово "чек" произошло от арабского "saqq", которое означает письменное обязательство оплатить товар при доставке. Необходимость в чеках возникла из-за того, что перевозить деньги на большие расстояния было весьма опасно. Уже в 9 веке мусульманские бизнесмены могли обналичить чеки, выписанные на багдадские банки, в Китае.


17. Земля – шар В 9 веке уже многие мусульманские ученые считали, что Земля имеет форму шара.
По словам астронома Ибн Хазма (Ibn Hazm), доказательством служил тот факт, что "Солнце всегда находится вертикально к определенной точке на Земле". Это было за 500 лет до того, как об этом догадался Галилей. Вычисления мусульманских астрономов были настолько точны, что они ошиблись меньше чем на 200 километров при определении длины экватора, предположив, что она составляет 40253,4 километра.


18. Сады
В средневековой Европе были огороды, но именно арабы рассматривали сад как место для отдыха. Первые королевские сады такого рода появились в 11 веке в мусульманской Испании. Родина гвоздик и тюльпанов – тоже мусульманские страны. Источник: «Infoniac».

"Тому, кто укажет на нечто благое, [достанется] такая же награда, как и тому, кто совершит благое [дело]". [Муслим]
Мерсéдес 22.09.2013 19:35:24
Сообщений: 2158

2 0

Когда в Европе правили мавры

"Когда в Европе правили мавры" (Великобритания, 2005 год). Историк из Великобритании Беттани Хьюз (Bettany Hughes) рассказывает о влиянии средневековой мусульманской культуры и науки на европейскую историю и самосознание. Фильм проливает свет на тот замечательный период истории, когда на протяжении более 700 лет мусульмане и христиане жили в гармонии друг с другом на территории Испании. Знание об этом сначала искореняла испанская Инквизиция, а затем стали сознательно замалчивать европейские историки.

Я посмотрела фильм по совету Неуловимой, кто посоветовал ей, уже не помню))
Есть некоторые исторические неточности, но в целом очень интересно. :alamat:

You don't have a soul. You are a Soul. You have a body. © (C.S. Lewis)

Когда у меня проблемы: или финансовые, или там личные, я вспоминаю, что я молодой здоровый карачаевец)))) и сразу становится так радостно)))) (с)
Gorets 23.09.2013 20:26:17
Сообщений: 240

1 0

В дополнение к посту 13.04.2013 08:00:15

Колумб не был первым, кто пересек Атлантику

Старое стихотворение, известное большинству американских школьников, начинается со слов: «В 1492 Колумб переплыл синий океан…»
Действительно, в 1492 Христофор Колумб (на итальянском его имя звучит как Кристофоро Коломбо) пересек на кораблях Атлантический океан во имя испанской короны и пристал к Карибской части Северной Америки. Сотни лет принималось как факт, что Колумб был первооткрывателем, который доблестно пересек море и «открыл» обе Америки. Однако эта теория больше не выдерживает критики современной науки.

Вне всяких сомнений, первыми людьми, действительно открывшими Америку, были предки коренного американского населения, которые, вероятно переправились на Североамериканский континент через Аляску около 12 тысяч лет назад. Споры об «открытии» Америки европейцами, африканцами или азиатами – это надругательство над историей коренных народов. Таким образом, важно знать, кто были первые отчаянные смельчаки, пересекшие Атлантический океан, а теория о первенстве Колумба к ним несправедлива.

Принято считать, что Колумб жил в эпоху, когда все думали, что земля плоская, а это, очевидно, не так. Древнегреческие ученые, такие как Аристотель и Пифагор, предполагали, что земля, на самом деле, круглая. В «золотой век» мусульманской цивилизации (ок. 750 – 1100 гг.) началось подробное исследование формы и размеров земли. Вопреки тому, что, вероятно, думает большинство людей, в те годы было общеизвестно, что земля не плоская. Споры шли о точных размерах земли. В начале 800-х халиф Аббасидов аль-Мамун собрал в Багдаде светлейшие умы того времени (в том числе аль-Хорезми), которые вычислили длину окружности земли с погрешностью всего в 4%.

Зная, что земля круглая и зная с большой точностью ее размер (за неимением современных технологий), некоторые бесстрашные мусульмане, конечно же, попытались обогнуть земной шар за столетия до Колумба. Доказательства этих путешествий – перед нами, написанные черным по белому.

Мусульманская Испания

Великий мусульманский историк и географ Абу аль-Хасан аль-Масуди в 956 описал путешествие 889 года из аль-Андалуса (мусульманская Испания). Путешественники отплыли из порта Дельба (откуда начнется путешествие Колумба) и многие месяцы плыли под парусом на запад. В конце концов они пристали к берегу, где торговали с местным населением, а затем вернулись в Европу. На своей знаменитой карте Аль-Масуди отметил эту заокеанскую землю, назвав ее «неизвестная земля».

Истории известно еще два путешествия из мусульманской Испании к американским континентам. Одно возглавил ибн Фаррух из Гранады в 999 году. Сведения о другом дошли до нас благодаря гениальному географу аль-Идриси, жившему и работавшему на многонациональной и веротерпимой Сицилии при короле Роджере II в 12 веке. Он написал о группе мусульман, который отплыли из Лиссабона на запад, проплавали 31 день и пристали к одному из Карибских островов. Туземное население взяло их в плен и держало несколько дней. В конце концов их освободили – это устроил «переводчик», живший среди местного населения и владевший арабским. В итоге они уплыли в аль-Андалус и рассказали свои историю. Важной деталью этого отчета является существование среди туземцев человека, которых говорил на арабском – это указывает на то, что между арабским миром и коренным населением Америки непременно были другие контакты, о которых нам ничего не известно.

Западная Африка

Есть еще одна часть мусульманского мира, которая контактировала с Америкой до Колумба. В 14 веке в Западной Африке существовала могущественная и невероятно богатая империя Мали. Самым знаменитым правителем этой империи был манса (правитель) Муса. Самым выдающимся событием его правления был эпохальный хадж, который он совершил в 1324 году. Караван, с которым путешествовали более 60 тысяч человек, производил грандиозное впечатление повсюду, где проходил, в том числе, в Египте, где манса Муса рассказал историю своего прихода к власти. До него мансой был его брат Абу Бакр. Будучи у власти, Абу Бакр отправил флот из 400 кораблей покорять Атлантический океан. Вернулся только один корабль и сообщил, что нашел за океаном землю. Тогда манса Абу Бакр снарядил 2000 кораблей, на одном из которых поплыл лично. Они отправились на запад, и больше никто ничего о них не слышал.

Хотя в Мали не осталось никаких записей о результатах этого путешествиях, свидетельства их пребывания есть на американских континентах. В Северной и Южной Америке есть множество археололгических раскопок, которые свидетельствуют о присутствии малийцев. Первые испанские исследователи и пираты сообщали о заброшенных городах в Бразилии, где они находили надписи на языке, идентичном языку мандинка (населения мали). Другие надписи на языке мандинка были обнаружены и в США; в районе Миссисипи найдено много таких надписей, доказывающих, что они открыли Америку. В Аризоне найдена надпись, гласящая: «Слоны больны и злы. Сейчас много больных слонов». Рядом с надписью – набросок слона. Слоны никогда не водились ни в Северной, ни в Южной Америке. Туда их завезли мандинка, и эти надписи доказывают об успехе плавания мансы Абу Бакра за более чем 100 лет до Колумба.

Османская империя

В 1929 в Стамбуле, Турция, было сделано удивительное открытие – обнаружена карта, составленная в 1513 году османским картографом Пири Реисом. Реис писал, что его карта составлена на основании более ранних источников, в том числе древнегреческих и арабских карт, карт Христифора Колумба, который совершил свое плавание всего за 21 год до этого. В этой карте примечательна степень детальности, которая заставила историков переоценить теорию Колумба.

На карте ясно видно восточное побережье Южной Америки, и оно правильно расположено по отношению к Африке. Бразильский берег показан невероятно точно, на карту нанесено множество рек. Хотя Реис опирался на карты Колумба, известно, что Колумб никогда не был в Южной Америке, то есть Реис, должно быть, взял эти детали из более ранних мусульманских карт. Более того, на карте Реиса есть Анды, которые стали известны европейцам только в 1520-х – через целых десять лет после составления карты Реисом.

Пири Реис составил свою карту на основании более ранних источников, которые явно очень хорошо знали американское побережье и изучили его задолго до первых европейцев. Возможно, эта карта является самым существенным физическим свидетельством открытия Америки мусульманами до Колумба.

Что сказал Колумб?

Имея все эти доказательства открытия Америки мусульманами до плавания Колумба в 1492 году, можно предположить, что сам Колумб знал, что он не первый. Это более чем возможно. Колумб отплыл из Испании в тот год, когда Реконкиста уничтожила последнюю мусульманскую династию на иберийском полуострове. Так закончилась последняя глава мусульманского «золотого века». В плавании Колумба участвовало много морисков – мусульман, принудительно обращенных в католицизм под страхом смерти. От испанских мусульман Колумб мог слышать о Новом Свете и это вдохновило его на исследование.

Когда Колумб добрался до Америки, он зафиксировал множество примеров того, что мусульмане уже были здесь. Он отметил, что золото индейцев было сделано точно так же, в том же сплаве, что и у мусульман Западной Африки. Более того, Колумб свидетельствует, что местные называли золото «канин», что очень похоже на слово мандинка «ганин», которое, вероятно, произошло от арабского слова «гина» - «богатство».

В 1498 Колумб записал, что видел корабль, груженный товарами, направлявшийся в сторону Америки, на нем были африканцы, которые, вероятно, плыли торговать с местным населением. Колумб также записал в своем бортовом журнале, что индейцы рассказали ему о неграх из Африки, которые регулярно приезжают к ним торговать.

Даже Колумб знал, что он не первый пересек Атлантический океан.

Выводы

Очевидно, что теория об открытии Америки Колумбом – не более чем старая сказка, не выдерживающая испытания временем. Без сомнений, что время Колумба имело ключевое значение для мировой истории, и навсегда изменило жизнь Америки и Европы. Однако он не был первым, кто доплыл до Америки. У арабов, жителей Западной Африки, ученых Османской империи мы находим доказательства того, что мусульмане путешествовали в Америку задолго до Колумба и христианской Европы. Но по какой-то причине учебники продолжают превозносить смелость Колумба и его команды, «впервые» переплывших через Атлантику. Очевидно, что эту идею следует пересмотреть в свете доказательств более ранних мусульманских открытий и донести их вклад до широкой публики.

Азатлыыыыкъ!!!
KavkazM 08.11.2013 13:51:02
Сообщений: 2978

1 0

Мы много слышали и знаем о таком великом воине имаме Шамиле(да помилует его Аллах),а что мы знаем о таком великом воине и полководце - Султан-Мут Эндиреевский(да помилует его Аллах).



История Первой кавказской войны. Султан-Мут Эндиреевский




Тяжёлые последствия настигали те народы, которые переставали должным образом поклоняться Творцу.
Становление русско-северокавказских взаимоотношений является и ныне далеко неоднозначно оцениваемым в исторической литературе этапом в многовековом прошлом нашего Отечества. Через несколько лет после покорения Казани и Астрахани, царское правительство обратило взоры на Кавказ. Первые контакты носили форму жестокой конфронтации. За период с 1560 по 1605 годы Русским государством было совершено около 10 походов с целью покорения Северного Кавказа.
Наиболее яркой и значимой фигурой в истории Первой русско-кавказской войны является талантливейший полководец и государственный деятель, организатор и руководитель борьбы народов Северо-Восточного Кавказа за свободу и независимость - Султан-Мут, сын Шамхала Тарковского Чопана.
Султан-Мут физически был очень сильным и ловким. Ему не было равных в поднятии тяжестей, стрельбе из лука, фехтовании и конских скачках. Он обладал такой недюжинной силой, что мог разрубить пополам противника, одетого в медные доспехи.
Будучи ещё ребёнком, Султан-Мут удивлял многих своим поведением. Услышав звонкий голос муэдзина, зовущего на намаз, Султан-Мут бросал игры, если играл, переставал есть, если ел, просыпался, если спал, и повернувшись лицом в сторону Каабы, с замиранием сердца, словно заворожённый, прислушивался к каждому звуку, доносившемуся из мечети.
Первые слова, которые произнёс Султан-Мут, не были обычными, как у всех детей слова – мать или отец - а были слова мусульманской молитвы, которые он пытался повторить.
Однажды, когда аварский хан находился в гостях у шамхала, в комнату вошёл четырёхлетний Султан-Мут и поздоровался, как положено мусульманину.
– Откуда ты, сынок? – спросил хан, глядя на не по-детски умные глаза маленького Султан-Мута.
– От Аллаха, – ответил Султан-Мут.
Услышав такие слова, хан от удивления даже привстал.
– И куда ты держишь путь? – снова спросил хан.
– К Аллаху, - последовал ответ.
На глаза хана навернулись слёзы. Он взял ребёнка на руки, крепко обнял и поцеловал. Затем, сняв с себя кинжал, вручил Султан-Муту…
Много пришлось воевать Султан-Муту. Он воевал и против России, и против Персии, совершал походы на Грузию, осаждал Тифлис и т.д. Но, сколько бы ни воевал, он не стремился к военной славе, это были вынужденные шаги ради отстаивания собственной независимости, свободы родной земли.
«С тем, кто живёт рядом с нами, с нашими соседями, мы должны жить мирно, это наш долг», – говорил Султан-Мут. Но не всегда и не все соседи придерживались таких принципов, и тогда Султан-Муту приходилось брать в руки оружие.
Северокавказцы во главе с Султан-Мутом одержали грандиозную, поворотную в истории Кавказа победу, которая, согласно свидетельству русских летописцев и оценке дореволюционных отечественных и зарубежных исследователей, приостановила завоевательные походы Московской Руси на Северный Кавказ на более чем 100 лет. Султан-Мут отражал не единичные эпизодичные наскоки, набеги, разбойные и иные нападения каких-нибудь одиночек или горстки отщепенцев, а вёл именно народно-освободительную, оборонительную войну.
Вторжение русских войск застало Султан-Мута в Шемахе, где он безуспешно ждал подкрепления турок. Вернувшись в Дагестан, Султан-Мут объединил армию с народным ополчением и дружинами других князей. Момент истины настал под стенами Тарков. Дагестанское войско несколько раз пыталось взять город штурмом, используя при этом осадные орудия, подкопы и позаимствованные у турецкого гарнизона в Дербенте пушки. Однако закалённым в боях с крымскими татарами воеводам удалось отбить эти атаки. Оставить город их вынудила сама бесперспективность его дальнейшей обороны. Рано или поздно, кумыки и их союзники всё равно взяли бы город. Да и в свете надвигающегося на Россию "Смутного времени", удержание Западного Прикаспия теряло былое значение. Армия теперь была необходима для обороны самой Москвы, а не для дальних походов. Потому, стремясь спасти своё войско, Иван Бутурлин вывел его из города и повёл на север, в сторону русской границы.
Освободительная армия во главе с Султан-Мутом Эндиреевским и Адиль-Гиреем I Тарковским бросилась в погоню за ними. Они настигли Бутурлина в долине Караман, что расположена у устья реки Шура-Озень. В одной из старинных книг, сохранившейся в библиотеке шамилевского наиба Саида из Игали обнаружена интересная пометка о том, что в 1014 году Хиджры (1605 г. н.э.) "армия дагестанцев под командованием сыновей шамхала Султан-Мута и Адиль-Гирея окружила русскую армию в пространстве между Тарки и Казы-Юртом, там произошла страшная битва, в которой удача изменила русским и были из них убиты семь тысяч, в том числе двое командующих воевод Бутурлин и Плещеев".
Под знаменем Ислама Султан-Мут смог объединить и сплотить кумыков, аварцев, даргинцев, лакцев, чеченцев, кабардинцев, карачаевцев, балкарцев и многие другие разрозненные племена и народы Кавказа - и поднять их на борьбу за независимость родного края.
Султан-Мут усиленно вводил законоположения Шариата. Он заставлял многих блюстителей местных обычаев признать верховенство Божественных законов над местными.
Он понимал, что для того, чтобы создать сильное государство из многих разноплеменных народов, нужна нить, объединяющая эти народы. И нитью этой для Султан-Мута, несомненно, являлся Ислам. Под знаменем Ислама вёл он народы Дагестана и всего Северо-Восточного Кавказа на борьбу за свободу и независимость своей земли. Свято чтя Коран и сунну Пророка Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям), Султан-Мут (согласно одному из народных преданий) заявил: "Только служение Всевышнему является высшей целью человека!" - и сам следует этому принципу всю жизнь.
Именно благодаря исламским ценностям, приоритет которых для Султан-Мута был превыше всего, и жизни по закону (ибо закон – это начертание Аллаха) стало возможным то, что Султан-Мут смог одержать целый ряд блистательных побед на полях сражений, которые, действительно, являются поворотными в истории Дагестана и всего Кавказа, добиться больших успехов в развитии образования, просвещения, естественных наук, медицины, культуры и других сфер общественной жизни.
По инициативе Султан-Мута был организован "Маджлис ул-улама", который координировал все дела, связанные с организационными мероприятиями по религиозным вопросам и по вопросам внешней и внутренней политики, экономики подвластного ему государства.
Султан-Мут не совершал никаких шагов по государственным, религиозным и другим проблемам, без совета с созданным им же "Маджлисом".
В этот период появились труды по истории Дагестана. В конце XVI или в самом начале XVII века Мухаммед Аваби Акташи из Эндирея создал известный исторический труд "Дербенд-наме".
Султан-Мут говорил: «Тяжёлые последствия во все времена ожидали те народы, которые переставали должным образом поклоняться Творцу и следовать Его велениям. Распадались целые империи, рушились государства. Когда же Аллах Всемогущий прогневается на какой-либо народ, но не посылает на него мучительную кару, то прожитьё у этого народа становится дороже, а жизнь людей короче, купцы теряют прибыль, плоды перестают быть обильными, реки полноводными, а к власти приходят несправедливые правители».
После неудачных попыток в конце XVI - начале XVII вв. утвердиться силой оружия в Дагестане, Россия коренным образом изменила тактику борьбы за влияние в данном регионе. Царское самодержавие, после полученного им поражения, более 118 лет не совершало военные акции в отношении Дагестана, а стало на путь привлечения его владетелей на свою сторону разного рода торгово-экономическими привилегиями.
Статья составлена по материалам книги Б.Аджаматова «История Первой Кавказской войны».

Однажды,один из праведников наставляя своего сына сказал: Будь с людьми подобно плодоносному дереву, когда в него кидают палки и камни ,оно отвечает наилучшим,спелыми плодами.
more 25.04.2014 21:35:51
Сообщений: 619
фильм BBC о вкладе мусульманских ученых в развитие астрономии.

Аннотация к фильму:

"Наука и ислам" (Великобритания, 2009 год). Все мы, наверное, достаточно осведомлены о том, как много научных достижений подарила всему миру исламская цивилизация в средние века. В то время, когда короли Европы ставили на государственных бумагах кресты вместо подписи, каждый "средний гражданин" Багдада имел домашнюю библиотеку не менее чем на сотню книг. Образование считалось престижным, и в мусульманских странах расцвели философия, математика, астрономия, историография, лингвистика, химия, фармакология, искусство врачевания и искусство слова.

3 часть - "Сила сомнений". Заканчивая свое расследование взаимосвязи между наукой и исламом, аль-Халили показывает, как научная революция XVI-XVII веков в Европе уходит своими корнями в мир средневекового ислама. Как ученые Ирана, Сирии и Египта, одержимые идеей точных измерений, добились весомых успехов в астрономии. Затем, посетив Италию, мы узнаем, как эти идеи проникнут в Западную Европу и лягут в основу работ Коперника.



more 25.04.2014 21:58:47
Сообщений: 619
Гибралтар - Джебель ат-Тарик.

Не совсем открытие, но тоже интересный факт.)

Многим ли известно, кто такой Тарик ибн Зияд, в честь которого названа скала и пролив Гибралтар - искаженное от Джебель ат-Тарик ( гора Тарика)?

Гибралтар был известен ещё древним грекам и римлянам под назв. Кальпе. В 8 в. превращён арабами в крепость, которая была названа Джебель-ат-Тарик (гора Тарика) по имени арабского завоевателя Тарика ибн Сеида. Позднее это название было искажено, и крепость стала называться Гибралтар.
Он подчинялся в качестве военачальника и губернатора Танжера наместникуИфрикии Мусе ибн Нусайру (703—714). После первого успешного рейдамарокканских мусульман на территорию вестготов, проходившего под командованием Тарифа ибн Маллука (июль 710 года), Тарик вторгся весной 711 года на Иберийский полуостров с войском, составлявшим примерно 7000 человек, в основном берберов. Он высадился на мысе Гибралтар, получившем с тех пор его имя (Джабал аль-Тарик — «Гора Тарика»), и из этой точки мусульмане распространили свою власть на Иберийский полуостров (Аль-Андалус).


После того как Тарик получил подкрепление в 5000 человек (арабов и берберов), он одержал решающую победу над вестготским королем, войско которого намного превосходило количество воинов Тарика ( от 70 000 до 100 000 воинов в войске Родриго против 12 000 мусульман) Родерихом в длившейся восемь дней битве при Гвадалете. После гибели в бою Родериха сопротивление вестготов быстро иссякло, и Тарик, невзирая на приказы Мусы ибн Нусайра, скоро завоевал Кордову, Малагу и столицу Толедо.
Изменено: more - 25.04.2014 22:22:42
more 26.04.2014 15:34:44
Сообщений: 619
Ренессанс и Ислам.

more 29.04.2014 14:04:05
Сообщений: 619
Достижения мусульманских ученых в различных областях науки.


Ботаника и зоология.

* Самый крупный ботаник и фармацевт средних веков Ибн Байтар (1190-1248) описал в своих трудах около 1400 растений и лекарств. Его книги служили руководством в области ботаники и фармакологии более 300 лет.

* Демири, живший во второй половине 14-го века, описал в своих трудах 1069 животных и тем самым внес бесценный вклад в развитие науки зоология.

* Ибн Аввам (12 столетие) своими трудами по земледелию заслужил уважение средневековых ученых. Он собрал воедино предыдущие исследования греческих, египетских и персидских ученых в книге по сельскому хозяйству, которая состояла из 34 главы по земледелию и животноводству и содержала точные рекомендации для фермеров. В книге рассмотрены 585 видов растений, разведение более чем 50 видов фруктовых деревьев, а также изложены наблюдения за прививанием, свойства почвы и ее подготовка, удобрения, болезни растений и их лечение, садоводство, ирригация, сродство между деревьями и пчеловодство. Например, она охватывала все, что вам необходимо знать об оливковых деревьях начиная с того, как их выращивать, бороться с их заболеваниями, прививать и собирать урожай, и заканчивая вопросами, связанными со свойствами оливок, рафинирования оливкового масла и повышения его качества.
Кроме того, в книге содержался раздел о методах и частоте вспахивания, о сезонных периодах и способах засева, об орошении после посева и во время произрастания, об уходе за растениями и сборе урожая.
Таким образом, со всей этой информацией усердный земледелец не мог идти ошибочным путем, и все это было опубликовано на испанском и французском языках в периоде между концом 18 и серединой 19 столетия.


Медицина.

* Книга короля медицины Ибн Сины (980-1037) «Аль-Канон» считалась основой медицины не только в исламском мире, но и в Европе. Лучшим доказательством этого является то, что эта книга, считавшаяся «медицинской Библией», в течение 600 лет служила учебным пособием в европейских университетах. Ибн Сина (Авиценна) был примером для европейцев также и в том, что является автором изобретений в 29 областях науки, включая медицину.

* Рази (864-925) — врач, равный по глубине знаний Ибн Сине. По предположению некоторых исследователей, он впервые выделил и описал такие заболевания, как ветряная оспа и лихорадка.

* Воспитатель и учитель Фатеха Султана Мехмета — Ахшамсаддин (1389- 1459) выявил существование микробов (Некоторые исследователи связывают открытие микробов с именем Ибн Сины).

* Камбур Весим (ум. 1761) обнаружил микроб туберкулеза.

* Ибрагим Джессар (ум. 1009) еще 1000 лет тому назад указал на причины заболеваемости проказой и предложил методы её лечения, Ибн Хатиб (1313-1374) сделал научное предположение об инфекционном характере холеры.

* Мусульманские врачи в течение многих столетий были на передовых рубежах науки в области исследования глазных болезней. Ибн Рушд (1126-1198) был первым, кто изучил функции ретины — глазной ткани. Научный труд «Тезкира» знаменитого врача по глазным болезням Али бин Исы в течение многих столетий был единственным источником информации в этой области.

* Ученый-мусульманин по имени Аммар еще 9 веков тому назад использовал только ему известный способ хирургической операции на глазу.

* Али бин Аббас (ум. 994) провел хирургическую операцию рака, соответствующую современному уровню хирургических операций; написанная им медицинская энциклопедия «Китабул-Малики» не потеряла своей актуальности и сегодня.

* Ибнун-Нафис (1210-1288), описал малый круг кровообращения, приблизительно на 300 лет опередив европейских ученых, и подробно указал все особенности этого открытия в написанных им комментариях к книге Ибн Сины «Канон».
Первая больница была создана в 707 году во время правления халифа Валида бин Абдулмелика из династии Омеядов. Все затраты на содержание этой больницы осуществлялись за счет государства. Во избежание бегства прокаженных больных, им объявлялся арест, при этом прокаженные и слепые обеспечивались продуктами питания. И вот в то время, как на мусульманском Востоке проводились научные работы такого уровня, в Европе врачей считали шарлатанами, а больницы — прибежищем сатаны. Врачи, пытавшиеся проводить хирургические операции, подвергались гонениям.



* Хунайн ибн Исхак (809-873), собиравший разрозненные труды античных ученых, открывший миру Галена (131-201), написал книгу о глазных болезнях, которой руководствовались ученые мира до конца 18-го века. Это про него Л. Леклерк писал «Один из самых проницательных и высокообразованных людей не только 9-го века, но и всех времен». В его время страной, где он жил правил халиф Мамун, затем Мутаваккил (847-861). Однажды Мутаваккил приказал Хунайну изготовить особый яд, который он хотел использовать против своих врагов. Будучи отличным химиком Хунайн ибн Исхак мог бы это сделать, но отказался, за что и был посажен в тюрьму. Продержав год за решеткой, его вызвали и стали угрожать смертью, если он откажется изготовить яд. Он вновь отказался. И когда халиф Мутаваккил спросил что удерживает его, он ответил: «Моя вера обязывает делать добро даже и врагам, профессия же врача не позволяет работать во вред людям, но только на благо».
Изменено: more - 29.04.2014 14:06:47
more 29.04.2014 14:16:22
Сообщений: 619
Тригонометрия.

Благодаря научному вкладу ат-Туси тригонометрия стала самостоятельной наукой, отделившись от астрономии.
Историк науки М. М. Рожанская считает: «В полной мере самостоятельной наукой тригонометрию можно считать только тогда, когда она становится наукой о решении треугольников и тригонометрические трактаты содержат классификацию прямоугольных и косоугольных плоских и сферических треугольников, а также алгоритмы решения всех типовых задач, в частности решения косоугольных треугольников по трём сторонам и углам. Именно это содержится в… „Трактате о полном четырёхстороннике“ Насир ад-Дина ат-Туси».
Сочинение ат-Туси послужило одним из источников для Региомонтана (1436—1476), с именем которого связано начало нового этапа в истории тригонометрии.

(Абу Джафар Мухаммад ибн Мухаммад Насир ад-Дин ат-Туси (перс. محمد بن محمد بن الحسن الطوسی‎, Тус, 18 февраля 1201 — Марага, 26 июня 1274) — персидский математик, механик и астроном XIII века[9], ученик Камал ад-Дина ибн Юниса, чрезвычайно разносторонний учёный, автор сочинений по философии, географии, музыке, оптике, медицине, минералогии. Был знатоком греческой науки, комментировал труды Евклида, Архимеда, Автолика, Феодосия, Менелая, Аполлония, Аристарха, Гипсикла, Птолемея.
В 1259 ат-Туси основал крупнейшую в то время в мире Марагинскую обсерваторию близ Тебриза.
Известно около 150 трактатов и писем Насир ад-Дина ат-Туси, из которых двадцать пять написаны на персидском, а остальные — на арабском языке. Существует даже трактат по геомантии, который Туси написал на арабском, персидском и тюркском, демонстрируя свое мастерство на всех трёх языках. Отмечается, что Туси знал и греческий).


Хирургия.

Абу аль-Касим аз-Захрави (963-1013) обобщив опыт предыдущих ученых, выделил хирургию в отдельную независимую науку. Изобразил в своих трудах около 200 хирургических инструментов и дал разъяснения для чего и как они могут применяться. Этот его труд, называемый «Тасриф», является огромным вкладом в науку.



Математика.


И в области математики у ученых-мусульман большие заслуги. Они настолько велики, что повергают в изумление современную Европу. Профессор Жак Рислер пишет: «Мусульмане – учителя математики нашего Ренессанса». Оценка другого профессора Е.Ф. Готье еще выше – «Не только алгебру, но и другие математические науки Европейская культура взяла у мусульман. Таким образом современная западная математика, если так можно выразиться, является ни чем иным как математикой Ислама».

* Цифру «0» впервые использовал Харизми (780-850), чем положил основу алгебры. Первую книгу по алгебре написал именно он под названием «Аль-Джабр ва-л-Мукабала». На западе название этой книги писали в сокращенном виде как «Аль-Джабра». Это название затем трансформировалось в «Ал-гебра» и закрепилось повсеместно.

* Одним из основателей математики является мусульманин Баттани (858-929). По исследованиям Жака Рислера именно Баттани является основоположником тригонометрии.

* Синус – тоже находка исламских ученых. У них этот термин назывался «Джайб». Европейцы перевели его как «синус». Тригонометрические термины «тангенс», «котангенс», «косинус» достались нам в наследство от исламского математика Абуль Вафа (940-998). Серьезные труды по тригонометрии оставил нам Насреддин Туси (1201-1274). А тригонометрические формулы принадлежали другому исламскому математику Ибн Юнусу. Формула «Бином Ньютона» принадлежит не Ньютону, а всемирно известному поэту Омару Хайяму (1048-1123). «Дифференциал» был тоже найден не Ньютоном, а еще раньше исламским математиком Сабитом ибн Курра (ум. в 901). Некоторые считают, что Декарт (1596-1650) впервые применил совмещение геометрии с арифметикой, но на самом деле это сделал тот же Сабит ибн Курра.

* Шпенглер (1880-1936) считает, что мысли о математических функциях и тем более труды на эту тему нигде, кроме как в Европе не встречаются, и что, говоря о функциях, мы представляем себе «европейскую культуру». Но это, мягко говоря, не так. Опровергается этот взгляд обширными изысканиями в области функций Мухаммада Икбала. А всемирно известный Бируни писал о функциях за несколько столетий до европейцев. Десятичные дроби и их применение были описаны Гиясюддином Джемшидом (ум. в 1429). Запятую в арифметических операциях впервые применил он же.
more 29.04.2014 14:23:59
Сообщений: 619
Физика.

* Говоря о физике, вспомним Исмаила Аль-Джазари, жившем на рубеже 12 и 13-го столетия. Благодаря своему выдающемуся труду под названием «Китабуль Хиель», он, несомненно, является отцом современной кибернетики.

* Ибн Хайсам (965-1051) своей работой «Горюнтюлер Китаби» положил основу одному из разделов физики – оптике! Эта его работа была руководством для европейских ученых Бэкона, Кеплера, Леонардо и др. на протяжении 600 лет. Сферическое (шарообразное) зеркальное преломление луча было названо его именем «Аль-хазен». Ибн Хайсам был известен в Европе под этим именем.

* Фараби (870-950) дал разъяснение физике звука. Ибн Карара (ум. в 1100) построил первый токарный станок.

* Впервые работал над проблемой полета человека Исмаил Джахрави (950-1010), однако смерть помешала ему осуществить свою мечту. Его дело продолжил уже в 17-ом столетии Хезарфен Ахмед Челеби. Он впервые осуществил полет человека. Это произошло в Стамбуле.

* Живший в 17-ом же столетии Лагари Хасан Челеби может заслуженно называться отцом ракетостроения. Это был ученый, впервые поднявшийся в воздух при помощи ракетного топлива. Свой полет ученый-изобретатель произвел по случаю празднества в честь рождения дочери султана Мурада Четвертого – Кайа Султан ханум. Эвлия Челеби – путешественник того времени, рассказывает в своей «Книге путешествий» о том, что Лагари Хасан соорудил приспособление из семи стволов и заправил их пороховой пастой весом в 50 окка. Затем, на виду своего повелителя и прочей изумленной публики забрался на свой аппарат, застегнулся и приказал своим помощникам зажечь вспомогательные фитили. После этого, крикнув своему повелителю: «Мой падишах, оставляю тебя на Всевышнего», сам зажег основной фитиль. Сильный грохот потряс окрестности, и аппарат взмыл вверх со своим бесстрашным седоком. Как только кончилось топливо, аппарат начал падать вниз. Публика замерла в ожидании, как им казалось, трагической развязки. Но, мгновение спустя, Лагари развернул скрытые до сего времени огромные искусственные крылья и плавно спланировал на поле. Затем, подойдя к правителю, начал разговор с шутки: «Пророк Иса (Иисус), мир ему, шлет тебе привет». За этот подвиг Лагари Хасан получил от правителя увесистый мешочек акче и был записан в класс Сипахи. Впоследствии, Лагари Хасан Челеби отправился в Крым, и стал придворным ученым у Селямет Гирей Хана.


* А самый первый летательный аппарат типа «планер» соорудил в 880 году Ибн Фирнас и взлетел на нем. Каркас планера был натянут тканью, с использованием птичьих перьев. Он долго планировал в воздухе и благополучно приземлился. На западе же братья Райт взлетели только в 1903 году. По учебникам (европейским) мы знаем, что Ньютон впервые обнаружил земное притяжение. Однако если взглянуть на историю науки без предубеждений, можно легко обнаружить, что над этим вопросом работали и Ар-Рази, и Аль-Бейруни, и Аль-Хазини. Вполне отчетливо видно, что исламские ученые открыли земное притяжение столетиями раньше.

* Маятниковые часы намного раньше Галилея (1564-1642) изобрел Ибн Юнус (?-1009). Нам мало что известно о жизни Аль-Хазини, жившего на рубеже 11-12 веков. Но до нас дошли его труды под названием «Мизан уль Хикма», в которых четко определены понятия о весе и измерен удельный вес многих веществ. Бируни (978-1051) еще раньше измерил удельный вес 18 веществ. Большая часть этих измерений полностью идентична современным определениям. Он также измерил плотность воздуха. Связь скорости ветра с плотностью воздуха была изучена этим ученым гораздо раньше Торичелли (1608-1647).

* О том, что в атоме сконцентрирована огромная энергия, что его ядро может расщепляться и в этом случае Багдад может взлететь в воздух со всеми своими окрестностями, впервые писал Джабир ибн Хаййан (721-805). Недаром научный мир дал ему звание «Отец химии».

* Ученик Насреддина Туси, жившего в 13-ом веке, Кутб-ад-Дин Ширази на 300 лет раньше Декарта дал правильное научное толкование появлению радуги.
Продолжив и закончив работу Эйнштейна (1879-1953) по теории слабых электромагнитных сил исламский ученый Абдуссалам (1926-...) стал в 1979 году лауреатом Нобелевской премии.



Химия.

* Джабир ибн Хаййан (721-805) был прозван в научном мире «Отцом химии». Его исследования в этой области еще во второй половине восьмого века дают ему право так называться. Заслуги Джабира в химии не менее достижений Пристли (1733-1804) и Лавуазье (1743-1794), живших на тысячу лет позже Джабира ибн Хаййана,

* Джером Кардано (1501-1576) считает его одним из 12 великих мужей мира. Специальные лаборатории, построенные Джабиром столетиями раньше европейцев, позволили ему проделать большое количество опытов и сделать много открытий.

* Бывший таким же известным химиком, как и врачом Абубакр ар-Рази (864-925), известный в Европе как Разес, получил впервые опытным путем серную кислоту и чистый (ректифицированный) спирт, и раньше Брандта нашел фосфор. Порох и снаряды впервые применили в артиллерии мусульмане. Миномет, мортиру, гаубицу изобрел Фатих (1432-1481).


География.

* Поднятие статуса географии до уровня точной науки также заслуга мусульман. Методичное обследование разных областей и земель Эвлия Челеби (1611-1682) и постоянные путешествия на протяжении 29 лет Ибн Баттуты (1304-1369) оставили нам поистине блестящие изыскания. Их работы по истории и географии, несомненно, являются бесценным вкладом в сокровищницу наук.

* Христофор Колумб (1446-1506) в своих записках отмечает, что о существовании Америки он узнал от мусульманских ученых. В особенности ему помогли книги Ибн Рушда. А Аль-Бируни (973-1051) писал о существовании Америки еще в начале одиннадцатого века.

* В путешествии Васко Де Гама к берегам Индии в 1497-1499 годах картографом и капитаном одного из кораблей был выдающийся исламский мореплаватель Ибн Маджит, фактически показавший дорогу Васко Де Гама. Ибн Маджит также ознакомил европейцев с незаменимым прибором мореплавателей – буссолью. Аль-Идриси (1100-1166) 800 лет тому назад начертил карту мира очень близко схожую с современной. А карта Америки, начертанная Пири Рейсом еще 400 лет тому назад, считается одной из самых блестящих работ всех времен в области географии. Карта Средиземного моря, начертанная на 52 года раньше Пири Реиса другим исламским географом Мурсиали Ибрахимом полностью совпадает с современной.
Изменено: more - 29.04.2014 14:34:28
Читают тему (гостей: 1)

Форум  Мобильный | Стационарный