А.Х.Тоторкулову
Уважаемый Алий Хасанович! Уважаемые форумчане! Все сестренки и братья!
Сложилась совершенно неоднозначная ситуация с этим злосчастным изданием Фондом Эльбрусоида «произведений» Исмаила Семенова, человека сложнейшей судьбы и Божьего Промысла. Иначе и невозможно сказать. Уже история его возвращения из забвения, с 1940 года по настоящее время, достойна изучения историками карачаевской литературы.
Не задевая никого и ничего, не выясняя тут ничего и не расставляя всех по ранжиру, кто и сколько значит для нашего народа, его литературы, хотелось бы обратиться к Алию Тоторкулову, который, безусловно, за всем этим наблюдал все время и совершенно опрометчиво молчал, с предложением: не пружинить ситуацию дальше!
Вообще в нормальных субъектах федерации, да и в самом Союзе Писателей, в подобных случаях поступают следующим образом: создается комиссия по творческому наследию больших писателей, поэтов, в некоторых случаях, когда речь идет об очень знаковых фигурах, главы, президенты подписывают Указ об этой комиссии и в нем четко указывается, кто и что должен исполнить, какие поручения по канонизации наследия, его описанию, хранению, изданию, увековечению.
К сожалению, этого в случае и великим карачаевским Джырчы не произошло. Потому что де-факто никакого Союза Писателей КЧР не существует, а кому это вменено в обязанность просто самоустранился от всего, кроме собственной персоны. Иначе – некому даже текст подготовить для Указа Главы КЧР «О творческом наследии великого карачаевского поэта Исмаила Унуховича Семенова».
Вот на фоне этих обстоятельств мы сегодня имеем попытки издания наследия Исмаила Семенова практически частными лицами и по инициативе разных групп его родственников. При этом, естественно, нет никакого - ни правового, ни научного оправдания этим изданиям, по существу тексты не снабжены ни научными комментариями, ни другим научным аппаратом, на них невозможно просто ссылаться в научных работах.
Установлению всего этого и должна была послужить учрежденная Главой КЧР комиссия. Безусловно, в состав этой комиссии должны были включены и юрист по авторскому праву, и специалисты-литературоведы, историки литературы и текстологи, наследники первой степени, уполномоченные публичным завещанием поэта, а также все известные собиратели и исследователи наследия поэта. В результате этого и должно было подготовлено академическое, каноническое издание всего творческого наследия поэта, а не разрозненные сырые материалы.
Именно так должно было быть с наследием этого гениального поэта и человека, который самой судьбой был избран воспеть свой народ и показать величие его древнего языка и культуры. Одновременно именно такой Указ Главы КЧР расставил бы и некоторые частные акценты, а именно, что Исмаил Семенов по значимости и месту своего творчества давно перестал быть поэтом «семьи», «фамилии», каких бы то не было групп частных лиц или корпораций, он знаковая фигура не только карачаевской, но всей культуры Карачаево-Черкесской Республики и его народов.
Поскольку всего этого, о чем выше написано, не сделано, то все частные издания, включая презентуемое Эльбрусоидом, для серьезного литературоведа и читателя не представляют никакого научного интереса. Я специально не останавливаюсь на самих изданиях. Их просто невозможно рассматривать именно как тексты исследования, ибо они не прошли научную атрибутацию и текстологически это сырой материал. А потому любые подобные же издания и их презентации – частные предприятия. И кроме возгласа, хорошо, что что-то делается частным образом, сказать об этом ничего нельзя. Конечно же, отсутствие указанной предварительной комиссионной работы не только умалило достоинство этого издания, но и просто жаль таких средств, которые ушли на это издание. Подобные же ошибки нивелируют и другие издания, потому что при полном правовом нигилизме никто не удосуживается спросить даже живых авторов, что включить в какие издания.
Мне представляется, что, если Фонд «Эльбрусоид» и его хозяин Али Тоторкулов действительно хотят приданию авторитета своему издательству, издаваемым в нем книгам и их авторам, то давно должен существовать издательский Совет с более представительным составом, как со стороны КЧР, так и КБР. И тогда не было бы сегодняшней ситуации.
Как первый переводчик на русский язык поэзии Исмаила Семенова, после первых его изданий уже в новой России, я достаточно хорошо знакомом как с его творчеством, так и с самой борьбой за его полнокровное возращение в нашу литературу, в наше сознание. Могу однозначно сказать, общество да и наше литературоведение ничего толком не знают даже о настоящей его биографии и творчестве. И, к сожалению, и предпринятое Эльбой это издание ничего нового не добавило для раскрытия этого. Наоборот, запутывает все, как клубок, нечаянно оброненный и закатившийся неизвестно куда. При этом смешение и узелки делают эту нить только непригодной и запутанной навсегда. В результате именно вот этой запутанности, в том числе чисто текстологической безграмотности и просто правого волюнтаризма, хорошее дело подверглось на страницах Эльбы многомесячному остракизму.
Поражает, при этом, что люди, абсолютно чуждые литературе, не владеющие предметом обсуждения, влезают на сайт и пытаются столкнуть лбами наших писателей и поэтов, даже зачастую они провоцируют абсолютно ненужные и недостойные перепалки среди них, да так, что назавтра, вчера еще дружившие люди, уже готовы рубиться и не подавать друг другу руки. Это очень плохое и сомнительное приобретение для карачаево-балкарского сообщества.
И этому надо положить достойный конец. Именно поэтому, Алий Хасан улу, я считаю, что при создавшейся ситуации вы должны отменить предполагаемую презентацию и не раскалывать дальше сообщество тех, ради кого предпринималось это издание. Я уверен, если вы ознакомитесь со всем составом наследия Джырчы, то сами признаете преждевременность и «сырость» изданного двухтомника. Исмаил Семенов – действительно знаковая фигура нашей литературы, и его творчество, полнокровно возвращенное своему народу, способно объединять людей, а не разъединять. Я полагаю, что любой имам мечети, с приходом которого раскалывается общество прихожан, не имам! Ибо религия должна только объединять людей! Так и в других социумах и сферах деятельности общества. Именно по причине разобщения и раскола надо остановить дальнейшее нагнетание негатива вокруг этого Вашего издания. И презентацию двухтомника отменить. Время все расставит по своим местам. И тогда станет возможным настоящее и полнокровное возвращение всего творческого наследия Великого Джырчы своему народу, всей культуре народов КЧР и РФ.
Убежден, что председатель Конгресса народов Кавказа примет единственное верное решение и предпримет действие, чтобы не разобщать карачаево-балкарское общество. Исмаил Семенов и его наследие – как феномен культуры Карачая, должны только объединять нас, а не разобщать! Этой же задаче должна служить интеллигенция наша, иначе зачем она нам вообще!?! И презентовать можно только то, что служит всеобщей радости и удовлетворению. С надеждой… быть услышанным и понятым,
Нюр-Магомет Лайпанов, кандидат философских наук, переводчик поэзии И. Семенова на русский язык, постоянный ученый секретарь Крымшамхаловских чтений.