НАС МОГЛО БЫ БЫТЬ 370 000…
Память активна. Она не оставляет человека равнодушным.
Бездеятельным. Она владеет умом и сердцем человека.
Память противостоит уничтожающей силе времени.
В этом величайшее значение памяти.
Д.С.Лихачев.
Память сохраняет одно, опускает другое. Я помню в деталях некоторые картины моего детства в далекой Киргизии, помню одних людей и начисто забыл других. Память похожа на фары машины, которые освещают то дерево, то дом, то человека.
Ребенком я слышал поговорку: «Тому тяжело, кто помнит все», - и потом убедился, что век был слишком трудным для того, кто волочит груз воспоминаний. Даже такое потрясшее народов событие, как высылка в Среднюю Азию народов Кавказа, быстро становится историей. Многие говорят, что она не идет. Одни уже не помнят, другие не хотят узнавать о минувшем. Все смотрят вперед, это, конечно, хорошо, но древние не зря обожествляли Януса. У него было два лица, не потому, что он был двуличным, как часто говорят, нет, он был мудрым: одно его лицо было обращено к прошлому, другое – к будущему. Память должна уберечь от повторения ошибок, все мы в долгу перед прошлым и будущим, каждый из нас отвечает за свое время, которое это будущее готовит. Ведь не бывает же ответственности без чувства памяти, сопричастности жизни.
Память не может забыть живую боль былого, забыть родных и близких, она не магнитная лента.
Память не способна прятать прошлое, она дорожит собою, не позволяет забыть суровую среду обитания и условия нашей жизни в изгнании. Они были нам совершенно не привычны.
В морозном поле по зарослям кружился злой ветер, сгонял снег в крутые плотные сугробы. Дороги, прокаленные морозом, звенели под ногами, как железо. Сизые иззябшие вербы согнулись над арыками. Небо, казалось, опустилось ниже, мир как бы сузился, уменьшился, зима была туманной, хмурой, температура иногда опускалась до -35С. Мутные, серые тучи застилали небо, с запада дул холодный ветер, позёмка пошевелилась, перекати-поле посвистывал вместе с воем волков к бурану, где-то на развалинах перекликались совы. Снег кружил над безжизненной улицей, заметая сугробами зияющие пустотой руины глинобитных домишек с камышовыми разваленными крышами, саманные дувалы и унылые заросли верблюжьих колючек. Гудели дымоходы и телеграфные провода, скрипели неплотно закрытые наскоро сколоченные деревянные калитки и сломанные ветви тополей. Пронизывающий ветер наводил безысходную тоску на наши и без того потрясенные души. Было холодно, безлюдно, тоскливо. Северная Киргизия, близ казахстанской границы, была страной вечной пыли, липкой грязи, непроходимых болот, зарослей камыша. На небе кружились бесконечные мириады малярийных комаров, земля кишела ядовитыми змеями, пауками и фалангами. Особенно много их было в районе Бештерека с его соленными солончаками. Свинцово-сизый горизонт был вечно закрыт из-за большого количества пыли в атмосфере, солнце светило тускло, хотя температура подымалась до +40С.
Весной буйно расцветали травы, тюльпаны и маки и всё это быстро выгорало, яркий ковер цветов за короткое время успевал отцвести и суховейный горячий ветер с полынным запахом уносил их семена. С ранней весны до самой поздней осени грустно куковали удоды.
Жара наступала, когда умирал последний ветерок. Организм уже не охлаждается. Нет хорошей питьевой воды, вода не помогает. Не ясно было, откуда больше исходит жара: от раскаленной, пылающей жаром земли, покрытой толстым слоем горячей пыли, или от неподвижно зависшего в мутном небе тяжелого красноватого солнца. Дышать нечем. Жизнь прекратилась. Началось терпеливое мучение карачаевцев и балкарцев на свекловичных, хлопковых, табачных полях и в кошарах, работающих с утра до вечера, чтобы не нарушить «сталинский устав колхоза».
После Кавказа, после горного воздуха и воды, после умеренной среднегодовой температуры, не знавшие голода, жившие среди гор, долин и прекрасных лесов, пользовавшиеся минеральными источниками, мясомолочными продуктами, мы, карачаевцы и балкарцы по злой воле кремлевских палачей были вынуждены существовать в таких суровых условиях депортации. Мы очутились в первом круге ада. Недаром карачаевцы пели: «Джангур джаумайын кюн къыздырса тамам джаханимге ушайды» - (если нет дождя и печет солнце, то все напоминает настоящий ад).
Мы существовали в этом аду, взрослые работали, девушки копали русло Чуйского канала, дети учились. Учить стихи о Сталине, петь о нем песни, любить его больше своих родителей – было обязанностью нас, учеников. Мы учили стихотворение Джамбула Джабаева: «Великий Сталинский закон» -«закон по которому сердце поет, закон по которому радость приходит, закон по которому юность цветет»…мне кажется, что это стихотворение было вершиной самого наглого цинизма, обмана и двуличия, хотя, видимо, автор искренне верил в эти слова и боготворил Сталина.
Имя Сталина было у всех на устах, его склоняли газеты мира, все фильмы восхваляли его, даже приговоренные к расстрелу умирали произнеся его имя. Это имя воспевало маломощное киргизское радио из Фрунзе, у которого были очень приятные позывные.
Будучи подростком мне довелось испытать на себе злое воздействие этого ненавистного и Богом отвергнутого имени.
Мы жили в Петровском районе Фрунзенской области. Жизнь начала мало - помалу налаживаться. В 1952-53 учебном году в школе был открыт радиокружок, и мы собирали примитивные детекторные приемники. Они не были частотно настроены и ловили любые передачи, направленные в этот регион ночью, когда местные передачи прекращались. И вот ночью 5 марта 1953 года я четко услышал из Лондона фразу, что по неподтвержденным данным из Москвы, умер Иосиф Сталин. Это я сразу рассказал матери. Она была глубоко верующая и очень испугалась. Мать очень просила, чтобы я об этом никому не говорил, иначе нас арестуют. Но легче во рту держать горячие угли, чем такую новость. В школе я передал записку единственной карачаевской девушке, где было написано: «Бюгече къара Мыйыкъ ёлгенди дейдиле, бир къууан». Учительница истории заметила и отобрала записку. Алефтина Федоровна была известна с плохой стороны, она видела во всех учениках тех, кто « следят» за ней. Она побежала, чтобы ей перевели содержание записки, но многие дети отказались и все же нашёлся один «грамотный» из старших классов, который перевел, сказав, что здесь написано - «Умер Сталин, радуйся».
Моментально прибежали директор школы Николай Васильевич и эта грязная пыльная мышь – Алефтина Федоровна. В директорской она превратилась в грозного идола и набросилась на пятиклассника «Всех, всех вас надо было к стенке. Не добили мы их там на Кавказе, вот теперь и хлебаем результаты. Не было в истории человечества такого как И.В.Сталин» - изрыгала эта лакированная обезьянка. Откуда ты знаешь, что «Кара миик» умер, кто это тебя надоумил, да ты знаешь, бандитское отродье, за это вас отправят в Сибирь – говорил директор, крепко схватив меня за руки. Да вас всех надо расстрелять, сволочи. Откуда ты взялся на мою голову….Да ты знаешь, что он бессмертен»…Ученик съежился, онемел и дрожит, как зайчонок перед коброй и в сгустившемся свете в зеркало видно было, что мое лицо стало еще более беззащитно - детским, как у вифлеемских младенцев перед избиением.
Страшную картину экзекуции перебила черная тарелка (динамик) из темного угла директорской. Под апокалипсические раскаты «Итальянского каприччио под грозные аккорды Бетховена и рыдания Шопена-никогда не ошибающееся советское радио устами Левитана обнесчастило весь наш народ, сообщив, что «Отец Всех Народов Умер».
Горе нам, осиротели навеки – завопили учителя школы, но директор успел исключить из школы на десять дней автора этих строк и пригрозил никогда не рассказывать никому ни одного слова о случившемся.
Да, чертов батька сдох - говорили чеченские ребята. Ол ёлгенли бери джер аман ийис этеди…, анда да бир ёллюк- говорили карачаевцы (Земля наполнился неприятным запахом после его смерти, она не воспринимает его, чтобы он и на том свете умер ещё раз).
Траурный митинг провели в коридоре школы. Все были подавлены, растеряны, говорили сбивчиво, как будто это не опытные словесники, а математики или рабочие, впервые выступающие на собрании.
Был холодный, снежный, хмурый день. В сугробах тонули дети, все испытывали ужас и оцепенение. Директор школы считал его бессмертным, а народ давно забыл, что Сталин – человек. Он превратился во всемогущего и таинственного «бога». И вот этот новоиспеченный «бог» умер от кровоизлияния в мозг в девять часов пятьдесят минут вечера в возрасте семидесяти четырех лет.
Карачаевцы и балкарцы не любили Сталина в Средней Азии, но долго верили в него и боялись. Разговаривая о нем, мы называли его «Къара Мыйыкъ»- то есть «черноусый».
Макиавелли во времена итальянского Возрождения писал, что для создания сильного государства любые средства хороши - яд, доносы, убийства из-за угла; он предлагал правителю быть мудрым, как человек, и хищным, как зверь, сочетать в себе храбрость льва и хитрость лисицы. Все это Сталин проявил по отношению к карачаевцам и балкарцам.
Ко времени Октябрьской революции Карачай имел хорошую репутацию и во всех источниках подчеркивается удивительное трудолюбие карачаевцев, они оправдали слова К. Хетагурова.
Много написано об успехах карачаево-балкарского народа в предвоенные годы. Наш народ был в нужде и в беде, но продолжал идти по трудному пути ненавистному для большинства Октябрьского переворота.
Шел 1941 год, люди были заняты неотложными весенне-летними работами.
Настало 22 июня 1941 года. Диктор Юрий Левитан взволнованно прочитал последние известия. «Сегодня в 4 часа утра посол Германии в СССР граф фон Шуленбург вручил заместителю председателя Совета Комиссаров товарищу Молотову Гитлеровскую декларацию об объявлении войны».
Сталин сначала даже не поверил в это. Он не поверил своему сну: «Мясо в кровавом соусе. Тарелку на подносе подают Гитлер и Никита Хрущев, а сзади у них стоит улыбающийся Молотов».
Сталин говорил: «Я никогда никому не верил так, как Адольфу Гитлеру, мне казалось, что он правдивее Черчилля и Рузвельта».
Началась Великая Отечественная война для Советского народа – кровавая мясорубка между двумя тиранами. Настало 22 июня 1941 года. Москва передавала залихватские песни в этот тяжелый трагический день…
Это был самый длинный день в году, и он длился очень долго - почти четыре года, день больших испытаний, большого мужества, большой беды, когда советский народ показал свою духовную силу. Началась война, а вместе с ней и мобилизация в армию. Женщины с горькими слезами на глазах провожали на фронт мужей, братьев, сыновей, отцов. К началу войны карачаевцев насчитывалось 80 тысяч человек, из них 15 тысяч были призваны в армию, они с оружием в руках защищали страну, 2 тысячи карачаевцев работали на трудовом фронте. О том, как они воевали, говорит количество погибших и награжденных: 9 тысяч карачаевцев не вернулись домой с фронта, положили головы за Родину, а 11 человек стали героями СССР и России… Как видите, мы заплатили очень дорого за эту победу.
…Через 11 месяцев после освобождения Карачая от немецко-фашистских захватчиков, 2 ноября 1943 года, в отношении карачаевского народа были совершены произвол и геноцид – всех до единого карачаевцев и балкарцев 8 марта 1944 депортировали в Казахстан, Киргизию и Узбекистан, с огульным обвинением народа в массовой измене Родине и бандитизме.
Главным палачом карачаево-балкарцев и других репрессированных народов были параноик Сталин и фальсификаторы Берия и Суслов. Берию все ненавидели, рассказывали о нем, как о человеке развращенном властью, жестоком и низком.
О, этот вторник 2 ноября 1943 года! Этот черный день нашего народа, день всеобщего унижения и страха, когда ты ощущаешь полную безнаказанность тех, кто может сотворить с тобой все, что угодно. Арестовать, избить, искалечить, морить голодом, издеваться над твоей религией.
Сотую долю трагедии этого дня не может передать самое трагическое из всех музыкальных произведений – «Зимний путь» Шуберта. Мы жили в долг у случая и этот кредитор – случай был по страшнее шекспировского Шейлона, он опротестовывал на голову всего нашего праведного карачаево-балкарского народа, кремлевские Шейлоны никого не жалели. Нас было мало. Но каждый малый народ есть неповторимая грань Божьего замысла. На свете есть большие страны и большие нации, маленькие страны и маленькие нации, но выясняется, если вдуматься в историю, что маленькая Греция породила высочающую культуру и высший тип демократии, крохотная Иудея подарила миру основу монотеизма, на котором по сей день держится цивилизация, а небольшой остров Британия ещё в 13 веке определил великую доктрину Политической Свободы… Без принципа свободы любая страна не сможет долго существовать, он нужен для каждого человека, для каждого, пусть самого малочисленного народа.
Карачаевский народ неизменно оставался верным договору с Россией от 20 октября 1828г. и не нарушал его даже в пору Кавказских войн. И вдруг мы оказались бандитами и изменниками.
Да, трагедию восьмого марта и черного вторника можно сравнить с трагедией «Хрустальной ночи» в Германии или «Варфоломеевской ночи» во Франции или же с трагедией сторонников Аль- Хусейна, когда их погнали из Багдада в Дамаск пешком… с нашествием диких орд Хромого Темирлана … с трагедией Чернобыля, Хатыни, Лидицы и Сонгми.
……Карачаевцы и балкарцы были расселены в 500 населенных пунктах. И народ по всем семи ступеням опустился в АД. Мы стали изгоями сталинщины, опальной нацией.
Жизнь стала невыносимой. Ну что же, спасибо тебе жизнь – ты отменила все заповеди пророка Муссы. Ты повелела сотворить себе кумира, и нарекли мы его «богом», ты велела повсеминутно употреблять его имя – Сталин. Ты приказала властно - убий, и объявив все общим, разрешила – укради, ты воспитала нас в возжелании чужого добра,- по словам братьев Вайнеров. Ты заставила нас позабыть совесть и обрекла на вечное лжесвидетельство и освободила нас от почитания отца своего… Мы – в строгих тисках у злых архангелов – у комендантов, они наши судьи, они же палачи, они начало и конец нашей жизни. Бежать – некуда, жаловаться – некому, добиваться – бесполезно, узнавать – не у кого. О, Аллах! Зачем ты взыскал нас, не дав завтрашнего дня? Зови – не дозовешься, жалуйся – никто не слышит, мы абсолютно никому не нужны. Как жить дальше? Строим на песке, сеем на камне, кричим на ветер. И слёзы стали дешевле воды. Великая сила ужаса, неслыханная энергия страха. Действительно был прав Карл Маркс: «что жизнь есть способ существования белковых тел плюс обмен веществ». Но он забыл включить в формулу минус. Минус духовность. Минус нравственность, человечность.
Белковые тела… Карачаево-балкарцы превратились в глухонемые и слепые донные жители, плохо представляли себе, что происходит в океанской толще, отделившей нас навсегда от мира, от поверхности жизни, от солнца и Кавказа. Мы генетически усвоили раз и навсегда: ничего нет проще, чем изменить способ существования наших белковых тел и прекратить обмен веществ. Надо превратиться в трудовые армии, отбывающие трудовую повинность и выполнять принудительный и подневольный труд, и славословить «Отца Народов».
Каждый день мы слышали: «весь мир насилья мы разрушим до основания», «летят самолеты, строчат пулеметы», «Каховка, Каховка – родная винтовка, горячая пуля – лети!» или у Маяковского: «В гущу бегущих грянь, парабеллум!»… Не было нашей интеллигенции, а её сравнивают с тонким озоновым слоем, который защищает нашу землю от смертельных ультрафиолетовых лучей. Её истребили в 1937 году, а оставшиеся - погибли на войне.
Лучшие представители крестьянства были давно раскулачены, мечети разрушены, и вера была запрещена, откуда было взяться нравственности? Робинзон, почему ты не оставил нам координаты твоего райского острова, думали мы, дети. О страданиях и горестях нашего народа хочется высказать языком высшей математики. Карачаевцы и балкарцы знали, что они вне закона, что они на полулегальном положении, что никто их не защитит от произвола и насилия, и потому многие сидели дома тихо, стараясь не появляться на людях. Все они были наполнены неисчислимой энергией боли, стыда и страха тысячи людей, - безграничная энергия зла и безверия. Эта энергия растворилась в людях.
Её не измеришь счетчиками, и никто не в силах подсчитать её запасы она не программируется на языке «Quick Basic» компьютером «Pentium IV».
Люди измучены этой горькой энергией, они неосознанно мечтают освободиться от нее, и поняли, что свобода величайшее благо.
В священном Коране написано, что человек без свободы без родства духа не способен выжить. У нас отняли Родину и мы молились Аллаху, чтобы Он вернул нас на землю предков. Кавказ был как мираж. Как надежда. Как обещание счастья. Как, голубые снега Эльбруса, вздымающиеся далеко за смертельными песками Средней Азии. Все возвращается «на круги своя». В прошлом столетии революции и войны не раз попытались растоптать человеческую веру и свободу. Карачаевцы и балкарцы не очень знали основы наук, но та наука, которую прошли там, в ссылке, удивительно надежна – надежнее революции и политики. Она в единстве народа, она – в молитве: ИМЕННО МОЛИТВА НЕ ДАЛА КАРАЧАЕВЦАМ И БАЛКАРЦАМ ПОГИБНУТЬ. В ней – глубина мудрости, строгий порядок мысли и состояния души, четкие правила жизни, подчиненной жестокой дисциплине. Законы Шариата и наши национальные обычаи соединились, вместе в час тяжкого испытания и ничто не могло сломить людей, ни голод, ни бесправие. Интересно, какая педагогика из 40 существующих ныне способна похвастаться такой стойкостью духа, стойкостью духа даже против такого тирана как Сталин?
Что же имеет вечную ценность? Конечно же, вера, которая, уберегла нас от синтетической смерти, от гибели. Эта вера имеет великую притягательную силу, это Ислам - религия для всех народов и для всех времен, религия, вооруженная ПОСЛЕДНИМ ЗАВЕТОМ АЛЛАХА – СВЯЩЕННЫМ КОРАНОМ и СУННОЙ ПРОРОКА (мир ему).
У ссыльных отняли книги, школу, уничтожена интеллигенция, народ живет под наблюдением НКВД, голод, стужа, лагерное рабство, а карачаевцы и балкарцы умудряются обучать детей родному языку, из уст в уста передают историю, в полголоса напевают песни, работают. Старики собирают родичей малыми группами, стелят на землю камышовые циновки и молятся. Но эта непростая молитва: люди с её помощью постигали науку выживания. И такие семьи выживали больше других. Этот феномен ждет своего осмысления, его должны осветить религиозные деятели. А Солженицын глубоко описывает все зверства над ссыльными, но у него нет главы, описывающей подвиг обреченных народов, он не заметил, что многих спасла религия Аллаха. Гулаги рухнули, рухнула система, их породившая. Ведь недаром говорится в Библии: «Все, кто сеет на земле смуту, братоубийства и смерть, сами будут Богом прокляты и убиты». Как топором рублено.
Нет, сейчас надобности более подробно говорить о тех жестоких испытаниях, которые выпали на долю карачаевского народа и других репрессированных братских народов. Достаточно сказать, что лишь за первые два года ссылки погибли от голода и болезней, от невыносимых условий жизни – около 40000 человек, в том числе 22000 детей. Нас осталось около 36000. Думаю, что такого дикого, варварского отношения к своим гражданам не допускало ни одно государство за всю историю человечества.
Это можно лишь сравнить с Конкистой (завоевание Южной Америки испанцами), истреблением альбигойцев в Провансе в 13 веке, с избиением гугенотов во Франции, истреблением североамериканских индейцев в США и изгнанием Палестинцев в 1948 г., с трагедией Сабры и Шатилы. Дорогой читатель! Если бы нас не депортировали в Среднюю Азию, то сейчас нас стало бы около 370000. Это получается из решения простейшего дифференциального уравнения показательного роста и убывания и согласуется с формулой Пуассона из теории вероятности. Вдумайтесь в эту цифру…. Но, как ни длинна ночь, рассвет приходит – говорят англичане. Наш народ не забыл свою землю обетованную, ее луга, леса и скалы, не забыл красоту гор и их природные богатства, он хотел пить воды Кубани,Баксана и Черека и приветствовать величавого Минги Тау. Для этого призвали друг друга к терпению (сабырлыкъ), ведь недаром это слово упоминается 900 раз в священном Коране.
Конечно же такое никогда не забывается, если оно записано в детской памяти, как на камне. Да, а мы должны нести память своих мучений. Мучений после того, как прошли все круги сталинского ада и « посетили сей мир в его минуты роковые».
Мой многострадальный, праведный карачаево-балкарский народ, ты самый толерантный народ на Кавказе, ты великая нация, имеешь древнюю историю со времен шумеров, занимаешь достойное место в семье кавказских народов, ты сможешь вернуть славу и блеск республике, ты должен быть той вожделенной силой, которая укрепляет и цементирует нормальную жизнь, ты можешь возродить нравственный пласт, намыс и адамлыкъ народов КЧР и КБР, ты сможешь содействовать, тому, чтобы во главу угла будет поставлен приоритет права человека над правом государства, ты уже доказал многое своим терпением и разумом, у тебя есть много образованных, владеющих знаниями людей, а ведь слово знание в священном Коране занимает второе место по частоте употребления после слова Аллах.
Благодарение и слава Аллаху – всевышнему повелителю нашему. Он создал землю и небо и всем живущим дал пропитание. Он дал нам закон жизни, любви, праведности, благословия, милосердия и мира. Именно этими чертами мы отличаемся от всех других народов, именно эти черты помогают нам выжить в любой ситуации, не дают погаснуть огню Прометея, - огню мирного очага карачаевцев и балкарцев.
Если мы сохраним свою правильную природу, она спасет нас, как спасла человечество со времен пророка Адама и до сегодняшнего дня.
Не красота, не рынок, не культура, а правильная природа человека спасет мир. С правильной природой мы спокойно будем двигаться вперед в 21 веке вместе с Россией, в новую эпоху человечества, в миллениум.
Великий Чарльз Диккенс в своем романе : «A TALE OF TWO CITIES»- «История двух городов» дал вечный эпиграф к любой эпохе человечества : « I see….a lot of new oppressions have come…- Я вижу…множество новых угнетателей, пришедших на смену старым, и всех их настигнет народное возмездие..Я вижу цветущий город и прекрасный народ, поднявшийся из бездны, вижу как он добьется настоящей свободы… терпением, страданием, победами рано или поздно загладит зло своего жестокого времени и всех предыдущих времен, носивших это зло». Скажите, разве это не есть история карачаевцев и балкарцев, разве это не есть наше будущее?
Говорят, что время залечивает душевные раны. Но оно не в силах изгладить из людской памяти ту бесчеловечную и чудовищную ошибку, которая была нанесена безвинным народам в ноябрьские дни карачаевцам и в мартовские-балкарцам. В то же время ни жестокий режим, голод, холод, ни огромные тяготы и лишения не сломили воли к жизни горцев. Они бережно сохранили лучшие черты своего характера: трудолюбие мужество, доброту, душевную красоту и человечность и молитву, которые помогают ему выживать ещё раз в наше время в тяжелых условиях перехода к «светлому» капитализму. Все можно восстановить, НО НЕВОЗМОЖНО ВЕРНУТЬ УНИЧТОЖЕННЫЙ ГЕНЕТИЧЕСКИЙ ФОНД НАРОДА.
И, наконец, Аллах, благоволи благословить мой многострадальный карачаево-балкарский народ, во все времена и в каждое мгновение миром.Аминь. Да принесет нашим народам счастье 21 век.
Каппушев Шагабан Халитович, с.Терезе, КЧР.