Войти на сайт
23 Июня  2018 года

 

  • Соргъан айыб тюлдю, билмеген айыбды.
  • Ашхы атаны – джашы ашхы, ашхы ананы – къызы ашхы.
  • Ургъан суудан башынгы сакъла.
  • Намыс болмагъан джерде, насыб болмаз.
  • Олтуруб кёрюнмей эди да, ёрге туруб кёрюне эди.
  • Ёпкелегенни ашы татлы болады.
  • Кёб джашагъан – кёб билир.
  • Окъ къызбайны джокълайды.
  • Джырчы ёлсе, джыры къалыр.
  • Узун джолну барсанг, бюгюн келирсе, къысха джолну барсанг, тамбла келирсе.
  • Джылар джаш, атасыны сакъалы бла ойнар.
  • Алим болгъандан эсе, адам болгъан къыйынды.
  • Кёл – къызбай, къол – батыр.
  • Къулакъдан эсе, кёзге ышан.
  • «Ёгюз, джаргъа джууукъ барма, меннге джюк боллукъса», - дегенди эшек.
  • Бети – къучакълар, джюреги – бычакълар.
  • Аманны тукъумуна къарама, игини тукъумун сорма.
  • Окъугъан – асыу, окъумагъан – джарсыу.
  • Чомартны къолу берекет.
  • Аманнга алтын чыдамаз.
  • Кёб къычыргъандан – къоркъма, тынч олтургъандан – къоркъ.
  • Тюкюрюк баш джармаз, налат кёз чыгъармаз!
  • Минг тенг да азды, бир джау да кёбдю.
  • Дуния аламаты сен эсенг да, игиме деб айтма.
  • Ашха уста, юйюнде болсун
  • Эллинг бла джау болсанг да, юйюнг бла джау болма.
  • Окъуусуз билим – джокъ, билимсиз кюнюнг – джокъ.
  • Сормай – алма, чакъырылмай – барма.
  • Мадар болса, къадар болур.
  • Чабакъсыз кёлге къармакъ салгъанлыкъгъа, чабакъ тутмазса.
  • Бермеген къол, алмайды.
  • Тёрдеги кюлсе, эшикдеги ышарыр.
  • Шайтан алдады, тюзлюк къаргъады.
  • Эте билген, этген этеди, эте билмеген, юретген этеди!
  • Суугъа – таянма, джаугъа – ийнанма.
  • Адам бла мюлк юлешмеген эсенг, ол адамны билиб бошагъанма, деб кесинги алдама.
  • Ханы къызы буюгъа-буюгъа киштик болду.
  • Экеулен сёлеше тура эселе, орталарына барыб кирме.
  • Ёксюзню тилеги къабыл болур.
  • Ашхы тенг джолгъа салыр, аман тенг джолдан тайдырыр.
  • Аш хазыр болса, иш харам болур.
  • Нёгерсизни джолу узун.
  • Эки къатын алгъанны къулагъы тынгнгаймаз.
  • Битмегеннге сакъал – танг.
  • Адам къыйынлыгъын кёлтюрюр, зауукълугъун кёлтюрмез.
  • Къарт айтханны этмеген, къартаймаз.
  • Намыс сатылыб алынмайды.
  • Акъыллы – эл иеси, тели – эл баласы.
  • Аманнга игилик этсенг, юйюнге сау бармазса.
  • Юреннген ауруу къалмаз.

 

Страницы: 1
RSS
Карачаево-балкарская особенность отношения к своему здоровью
 
[i:48e03d5f3d]-Башым алай аууруйду, давлениянг барды деген эди врач къачан эсе да, срочно джатаргъа керексе деген эди больницагъа, айхай, мени больницалада джата айланыргъа заманым бармыды, бачхамы ханс кесе турады, ким келиб джарашдырлыкъды бачхамы?! -Да джашынг институтда окъуй шойду, анга айт... -Огъай, огъай, сабийди, ауур ишлеге юренмегендиле ала.. -Олда алайды, ма мени да джюрегим чанчыб, бир бирледе кече блай бууб баргъанча болама, блай тар болуб джюрегим, не болурду экен бу? -Малаховда алай болсанг ма бу хансчыкъны ич дегенди, этчи сенда, кетер аууругъаны.. -Керти? Ингирде огъуна этейим...[/i:48e03d5f3d] [b:48e03d5f3d]...спустя два года...республиканская больница...двор...[/b:48e03d5f3d] [i:48e03d5f3d]-Сенда блайдамыса?! -Да ма, скорый бла келтиргендиле, кровоизлияние в мозг болгъаненг деб, амандан иги къутулгъанса дейдиле, алай а бир дуния бла бир дарман къуйгъандыла капельница бла да, ичириб да, бу химия бла бошаб къоядыла мени. Выписывать этедиле уже, юйдеда ичерсе деб джазгъанды бир кёб дарман, алай а къан багъа турадыла бу дарманла да, кеслерини да хаталары кёб болур дейме, кет-кет, ичерик тюлме... -А сабийлеринг къоймазла алай - А ичеме дерме да къоярма алагъа(смеётся) Сеннге уа не болгъанды? -Оу, не кюн келди меннге бир билгеенг, инфаркт болгъанса дейдиле, бери джатдыргъандан сора уа бир кёб ауруу да табыб, энди бир отделениядан бирине кёчюб айланама. Къайдан да болдум эсем да. Сабийле да урушадыла, нек джашырыб тургъаненг ауругъанынгы деб...айхай, аланы ишлери башлары, кеслени юйдегилери, аланы да къыйнаб, тёгерегиме къалай джыйыб турайым? -Алайды алай, тюз айтаса.. -Энди сен а кетесе не? да хоть солурса бу капельницаладан -Хо санга, аллай заманым бармыды. Товар алыргъа барыргъа керекди, бу тамам сезончугъунда базарда хар не иги баргъан заманда менда бери кириб тураем, энди товаргъа барлыкъма... -Да хо сора, Аллах сатыуунгдан къууадырсын! - Саубол, Аллах саулукъ берсин санга! [/i:48e03d5f3d] [b:48e03d5f3d]Все персонажи вымышлены..но высока вероятноть что узнаете слова и выражения многих представителей нашего народа, тем кому за 40... Вопрос: кто виноват и что делать? Как объяснить старшему поколению, что здоровье важнее "бачхала, базарла, ремонтла" и т.д.? [/b:48e03d5f3d]
 
мне показалось, что я еду в маршрутке Учкекен - Кисловодск))) настока всё реально, к сожалению((
 
Да никак к сожалению не объяснить....это люди старой формации...для них это в свое время было дороже своего здоровья...
 
а мне кажется есть еще элемент того, что у нас ценить себя/свое здоровье считается... эээ :smt017 как бы так сказать... неприлично что-ли...
 
[b:8acab8c3be]aIien[/b:8acab8c3be], и это тоже, наши скрывают свои болезни до последнего...ибо не по-горски...расценят как жалобы и сопли :smt004
 
Выход есть!!! Все гениальное - просто. Надо меньше объяснять и БОЬШЕ ПОМОГАТЬ. И тогда старшее поколение не будет думать об огородах и т.д, а начнет больше заботиться о себе и своем здоровье.
 
[b:a8ef060dee]Adel[/b:a8ef060dee],
Цитата
И тогда старшее поколение не будет думать об огородах и т.д, а начнет больше заботиться о себе и своем здоровье.
но понимаете, есть и те, кто живут в достатке, и эти огороды просто времяпровождение, от скуки, но все равно здоровью не уделяется никакого внимания, и что самое страшное что симптомы скрываются. И тут речь идет не о частном случае, а о массовости этого явления. Вот в тех же больницах, кровь стынет в венах когда начинают рассказывать эти женщины какие мучали сильные боли, но когда продолжают перечислять те "уважительные" причины по которым не ходили к врачам от негодования просто слов не находится. Терпят, терпят и терпят, да наш народ очень терпеливый, но увы в случае со здоровьем это играет не на пользу...В тех же санаториях редко можно встретить карачаевцев которые подлечиваются, в основном русские, а наши в основном на скорой..увы...(
 
[b:781666782f]Adel[/b:781666782f], мой пост был усмешкой в адрес местных барышень(основной их массы)...
 
[b:28a576f557]Рамла[/b:28a576f557] писала:
Цитата
есть и те, кто живут в достатке, и эти огороды просто времяпровождение, от скуки, но все равно здоровью не уделяется никакого внимания
Полностью согласна с тем, что здоровью не уделяют должного внимания. На счет "от скуки" - не согласна. Здесь замешано немного менталитета, не много не желания признавать, что уже нельзя работать так же как раньше без последствий для здоровья. Все хотят быть занятыми и приносить пользу. Старшее поколение нуждается, как я уже говорила в помощи, в понимании, а самое главное, чтобы мы по достоинству ценили то, что они делают с большой любовью и заботой для нас. Это наша задача убедить их ездить в санатории или лечиться не в "скорой". Я уверена в том, что если старшее поколение будет обеспечено материально, вниманием, когда они почувствуют, что теперь можно заняться собой, то все они выберут отдых. Кто бы что ни говорил, за годы накапливается усталость (Сначала поднимают своих детей, затем внуков и правнуков, а времени на себя не остается. Это огороды, базары, вязания и т.д. - это желание заработать дополнительную копейку для нас). [b:28a576f557]И в этом полностью виноваты мы. Это мы должны всячески убеждать их заботиться о себе![/b:28a576f557] Только тогда, когда они увидят, что у нас нет проблем и мы живем в достатке - все вышеизложенное осуществимо.
 
[b:0ddb3b0d66]Adel[/b:0ddb3b0d66],
Цитата
Старшее поколение нуждается, как я уже говорила в помощи, в понимании, а самое главное, чтобы мы по достоинству ценили то, что они делают с большой любовью и заботой для нас. Это наша задача убедить их ездить в санатории или лечиться не в "скорой"
с этим никто и не спорит, это простые истины)
Цитата
Я уверена в том, что если старшее поколение будет обеспечено материально, вниманием, когда они почувствуют, что теперь можно заняться собой, то все они выберут отдых.
а вот с этим не соглашусь, потому что годы невольных наблюдений и анализа позволили сделать несколько иные выводы.
Цитата
И в этом полностью виноваты мы. Это мы должны всячески убеждать их заботиться о себе!
интересная постановка)) не умоляя некой вины конечно же, позвольте спросить, как без жалоб и сиптомов догодаться о том, что человек болен? и второе, как заставить взрослого человека без его воли пройти лечение или обследование? легко сказать "должны убеждать", но если в сознании ничего не изменится, то как убедишь..сложно это всё.
 
[b:7f8e58656e]Рамла,[/b:7f8e58656e] сколько воды в твоих словах. Такое впечатление, что перекладываешь камни с места на место. Я говорю о помощи, вследствие которой у старшего поколения измениться сознание, т.е. отношение к себе. Ты писала о "русских", которые лечатся в санаториях - вот у них оно поменялось. Они заботятся о себе. Я свое предложение озвучила, а какое твое?
 
[b:b63ad5651f]Adel[/b:b63ad5651f], интересно, вы нашли воду в четырех предложениях, из которых два это вопросы адресованные вам, дело ваше) на этом беседу с вами прекращаю.
 
По своим сужу родственникам...да че уж там и за себя могу сказать...пока не согнулась окончательно не шевелилась...Это действительно ментальность (Аида и Зухра об этом уже сказали). Показывать свое недомогание не то,чтоб неприлично,скорее небрежное к себе отношение. Живут все не для себя,а для кого угодно (семья,дети,родня). Давление скачет?Надо лечь в больницу подечиться?Угроза инсульта?...А как же дом? Маллагъа ким къарарыкъды? Бахчада ким ишлерикди? Угъай,угъай...ма картошну къазыб бошасам сора элтирсиз мени дохтургъа? Къартошну къагънлай: тохта энди бир арбазда плитка салыб башладыкъ...аны бошасакъ барыма... Андан ары къыш келди...кет кет бу суукълада не этеме ары барыб...Хауа жылынсында андан сора барлыкъма... ооо...кюз келди...Жаным,кезюм,жокъду заман...биягъы бахчада жумушум кебдю...тахталагъа ким къарар?))) Примерно так))) Отмазки можно любые))
 
[b:1d741c30cc]НЕобыкновеннаЯ[/b:1d741c30cc],
Цитата
Маллагъа ким къарарыкъды? Бахчада ким ишлерикди? Угъай,угъай...ма картошну къазыб бошасам сора элтирсиз мени дохтургъа? Къартошну къагънлай: тохта энди бир арбазда плитка салыб башладыкъ...аны бошасакъ барыма... Андан ары къыш келди...кет кет бу суукълада не этеме ары барыб...Хауа жылынсында андан сора барлыкъма... ооо...кюз келди...Жаным,кезюм,жокъду заман...биягъы бахчада жумушум кебдю...тахталагъа ким къарар?)))
шедевр)))))))))))))) :smt005 Нет..почему они не понимают... что все...все что бы ты не сделал...как бы не старался..чего бы не достиг... все в одночасье забывается... как только с ними беда.. почему не беречь себя.. в их возрасте только жить начинать.. дети взрослые...внуки.. о тебе заботятся...тебе помогают... можешь спокойно сидеть в яблоневом саду и предаваться воспоминаниям мыслям...воспитывать внуков...а не носиться по огороду...сажая редиску..
 
занимательный пример)) мой дед бережет свое здоровье. ложится спать и встает всегда в одно и то же время. питается тоже строго по времени. если еду подашь на 20 минут позже, не притронется, а если раньше-то будет ждать время обеда, даже если еда остывает))) а когда его вне режима приглашаешь за стол, говорит "мен мал тюлме, хаман ашаб турургъа"))) летом спит исключительно во дворе под навесом. как только в марте потеплеет, уже начинает с нетерпением обхаживать свое место для сна, иба дома ему жарко и душно))) еле-еле осенью обратно возвращается в помещение с превеликим недовольством, только чтобы дочь не вопила "ты уже не в том возрасте!!!", деб))) + каждый день непременно и неизменно ест шорпу и пьет суусаб, старается заниматься физическим трудом (кстати, легко подтягивается на турнике несколько раз)))) и никогда в жизни не болел! Он 1927 года рождения)) Видели бы вы его, когда пацаны молодые во дворе режут и разделывают барашку ары-бери (сами знаете, как сейчас молодежь умеет это дело *профессионально* мутить)))), он прям ходит вокруг них, "руки чешутся" забрать нож и самому все сделать)))) воще хороший пример в плане здоровья)) я ему стараюсь следовать :smt003 иногда удается :smt004
 
[b:c474410c07]Фортуна Фиделя[/b:c474410c07], долгих лет жизни твоему деду! :smt127 :smt023 Бери с него пример!
 
[b:8982b00a33]Z[/b:8982b00a33], спасибо))))
 
[b:7b5ee40d02]Фортуна Фиделя[/b:7b5ee40d02], :smt003 Фортуна...представила тебя бабулькой...которая лежит в гамаке грозя палкой в неизвестном направлении ворчит :smt005 :smt005 :smt005 шутка)))))))))) думаю ты будешь самой продвинутой...очаровательной, маленькой, веселой и шустрой ба
 
Старший брат моего деда... никогда не лечился в больницах...никогда соблюал режим сна...и не делал зарядку...всю жизнь в горах...вся еда..айран...кукурузные лепешки..сыр..мясо...причем баранину любил жирную..приговаривая "бир къабсам жаучугъунданда къабаим".... Каждый год сенокос...причем,кто был в Чегемском ущелье,тот видел эти склоны....отвесные и опасные для жизни...пока мой папа делал две три остановки для передышки..Дед шпарил до конца....И все его лечение...это ванны из альпийских трав))) накосили в горах...настоять и ванну принимать)))
 
Вспомнила прикол....про своего Деда...косят траву....жара страшная....ни одного дерева....одни скалы кругом....Под этим солнцепеком...а внизу..где то там дорога на Чегемские водопады...и икарусы с туристами едут.... Дед останавливатся...вытирает пот и говорит моему дяде...."Къара бу жарлы туристлеге,не этедиле харибле бу къызууда автобусну ичинде..бишиб къаладыла"))))
 
[b:60e4efa9e1]Фортуна Фиделя[/b:60e4efa9e1],
Цитата
Он 1927 года рождения))
:smt003 [b:60e4efa9e1]НЕобыкновеннаЯ[/b:60e4efa9e1],
Цитата
всю жизнь в горах
вот и весь секрет... А наш Атамчик ложится спать сразу после последнего намаза, встает до рассвета. Плюс немножко спит днем. Питается тоже опредленными продуктами и в определенное время. После утреннего намаза делает зарядку, гуляет, собирает себе травы какие-то, делает настойки. После прогулки и до вечера, с перерывами на намаз-еду, работает по дому - сколько я его знаю, все время молотком стучит в своей "мастерской" (сам себе во дворе построил). Тоже не болеет никогда. Кардиограмма - как у 20-летнего. Сколько его помню, всегда такой был, вообще не меняется. И Слава Богу.
 
из темы про берне, но сюда тоже очень чётко подходит.. [i:bdf87e957d]...одна моя знакомая приехала на карач.свадьбу и говорит(врач,русская)"я думала,почему у вас к 40 годам из больниц не вылезают,теперь поняла-это же сколько здоровья нужно угробить,чтобы накупить столько золота...И дома вы строите,будто лет 500 жить будете..."И рассказала,как одна карачаевка лет 50 отказалась оперироваться,потому что не хотела тратить 70 тысяч,заявив,что на это можно купить весь сундук,а через год в реанимацию попала,и сын ее иномарку продал,но помочь уже не смогли... (с) (fonblond)[/i:bdf87e957d]
 
Такое отношение к здоровью уходит корнями в айыблыкъ, намыс, стыдливость и друую национальную специфику. Наши предки стеснялись говорит о своих болезнях, так как раньше вся работа выполнялась только физическим трудом (офисов и кабинетов не было), а здоровье женщины говорит о ее способностях к деторождению, поэтому здоровье было ценностью не показушной,а необходимой. Больных девушек в жены не брали, поэтому даже с останавливающимся сердцем они выходили в поле и работали. Рассказывали историю под грифом "эртде къыз", как одна девушка, чтобы не показать плохое зрение, сделала вид, что споткнулась и подняла иголку, которую на далеком расстоянии не видела. Настолько было позорным показывать болезни. А сейчас я знаю одну женщину, у которой все всегда болит с головы до ног и она постоянно говорит о своих болячках и упаковками глотает таблетки. Ее свекровь дала ей совет: или прекращай болеть, или муж тебя бросит. (Вот как было раньше). А болеет она почему? Встает в 12 дня, жарит яичницу, потом пьет кофе. Первое не ест вообще. Потом измеряет свое давление, температуру и все, что можно еще измерить-убеждается в легком недомогании, жарит картошку с лечо, копченостями, ужинает и ложится спать. Откуда у такого человека может быть здоровье!? Ауругъанны сау англамаз, и все же, у большинства сейчас все проблемы со здоровьем от безответственности, лени и отсутствия ума!
Страницы: 1
Читают тему (гостей: 1)

 

Написать нам