Войти на сайт
19 Января  2020 года

 

  • Ёлмесенг да, къарт дамы болмазса?
  • Тёзген – тёш ашар!
  • Тойгъан антын унутур.
  • Ашхы атаны – джашы ашхы, ашхы ананы – къызы ашхы.
  • Къуру гыбыт бек дыгъырдар.
  • Чабакъсыз кёлге къармакъ салгъанлыкъгъа, чабакъ тутмазса.
  • Биреуге кёлтюрген таягъынг, кесинги башынга урур.
  • Ашын ашагъанынгы, башын да сыйла.
  • Термилгенинги табмазса, кюлгенинге тюберсе.
  • Ёлген эшек бёрюден къоркъмайды.
  • Тамчы таш тешер.
  • Къыз тиширыу кеси юйюнде да къонакъды.
  • Сыфатында болмагъаны, суратында болмаз.
  • Гугурук къычырмаса да, тангны атары къалмаз.
  • Къулакъдан эсе, кёзге ышан.
  • Кёбню кёрген – кёб билир.
  • Адебсиз адам – джюгенсиз ат.
  • Ёлген ийнек сютлю болур.
  • Къобан да къуру да къобханлай турмайды, адам да къуру да патчахлай турмайды.
  • Минг тенг да азды, бир джау да кёбдю.
  • Бёрю да ач къалмасын, эчки да ашалмасын.
  • Айран тёгюлсе, джугъусу къалыр.
  • Ариу сёз – джаннга азыкъ, аман сёз – башха къазыкъ.
  • Аман къатын сабий табса, бий болур…
  • Бети къызарыучу адамны, джюреги харам болмаз.
  • Билимден уллу байлыкъ джокъду.
  • Ёлген аслан – сау чычхан.
  • Джашлыкъ этмеген, башлыкъ этмез.
  • Джеринден айырылгъан – джети джылар, джуртундан айырылгъан – ёлгюнчю джылар.
  • Ач келгенни – тойдур, кеч келгенни – къондур.
  • Уллу къашыкъ эрин джыртар.
  • Азыкъ аз болса, эртде орун сал.
  • Суу кетер, таш къалыр.
  • Окъуусуз билим – джокъ, билимсиз кюнюнг – джокъ.
  • Туз, гырджын аша, тюзлюк бла джаша.
  • Къарт айтханны этмеген, къартаймаз.
  • Кютгени беш эчки, сызгъыргъаны уа, джерни джарады.
  • Кёб ашасанг, татыуу чыкъмаз, кёб сёлешсенг, магъанасы чыкъмаз.
  • Къарт болгъан джерде, берекет болур, сабий болгъан джерде, оюн болур.
  • Ёксюзню тилеги къабыл болур.
  • Адам къыйынлыгъын кёлтюрюр, зауукълугъун кёлтюрмез.
  • Ёгюзню мюйюзлери ауурлукъ этмейдиле.
  • Тюз сёз баргъан сууну тыяр.
  • Къуллукъчума, деб махтанма, къуллукъ – хаух джамчыды!
  • Аманнга да, игиге да оноусуз къатышма.
  • Джиби бир къат джетмей эди да, эки къат тарта эди.
  • Ёмюрлюк шохлукъну джел элтмез.
  • Эте билген, этген этеди, эте билмеген, юретген этеди!
  • Адамны адамлыгъы къыйынлыкъда айгъакъланады.
  • Адам бла мюлк юлешмеген эсенг, ол адамны билиб бошагъанма, деб кесинги алдама.

 

Страницы: 1
RSS
Танец - немой язык общения.
 
В дореволюци онных Балкарии и Къарачае танцы играли очень большую роль в народной жизни. Танцевали на свадьбах, праздниках , приеме гостей и даже на сенокосе.) Сейчас танцы несколько утратили свое былое значение, вернее это мы, нынешнее поколение, не совсем их понимаем. Но многие были на концерте, видели исполнение танцев. Поведайте нам, по глупости своей туда не попавшим, о наших танцах. И я Вам расскажу немного. Сюзюлюб (струясь или плавный ход). Этот популярный народный танец исполнялся на всех торжествах в сдержанной , строгой манере, с соблюдение м определенн ой дистанции между танцующими , на высоких ?полупальц ах,? так, чтобы одежда на исполнител е не шевелилась . Юноша и девушка подходили к распорядит елю танцев, брали по чаше с водой, ставили на голову (для достижения плавности) и начинали танец. Если кто-нибудь из них проливал хоть одну каплю, то выходил из танца. На ее (его) место танцующий (ая) приглашал( а) другую (ого). Начать танец могли и сами девушка и юноша, но чаще всего их выводил распорядит ель танцев. Если танец начинала девушка (обычно опытная танцовщица ), она, отделившис ь от группы девушек, плавно на высоких ?полупальц ах? проходила мимо юношей. Проделывая большой круг, она как бы говорила ?кто смел, пусть выходит со мной на танец.? Юноши выталкивал и кого-нибуд ь из своей группы, тот убегал, но его ловили и снова выталкивал и. Он вступал в танец. Отделившис ь от своей группы он шел по кругу мимо девушек с гордо поднятой головой. Закончив танец, они становилис ь на свои места. Одновремен но на встречу друг другу выходили еще юноша и девушка. К ним присоединя лись попарно остальные. , образуя живописный беспорядок . Затем две пары становилис ь крестом и двигались по кругу, потом назад. Далее они останавлив ались друг против друга и танцевали на одном месте, то сходясь, то расходясь. Исполнив танец, пары возвращали сь на свои места. (Основной ход ? простой шаг на высоких ?полупальц ах.? Боковой ход: раз ? боковой шаг правой ногой вправо; два ? приставить сзади к правой ноге левую ногу.) Экеулен, Абезек. Древний танец, относится к группе хороводных , исполняетс я молодежью. Вариантов исполнения много, но я знаю только три. 1.Танец начинает девушка ходом по кругу. К ней присоединя ется юноша и следует за ней. Это первая пара. Точно так же образовыва ются все последующи е пары. Затем каждый юноша берет свою партнершу под руку (единствен ный случай, когда можно прикоснуть ся к девушке ? горянке). Если парень не нравится девушке, то она упирается локтем левой руки в его правой бок. Если девушка пальцы левой руки зажимает в кулак и не дает раскрыть их, то это тоже значит, что он не нравится ей. Но в ходе танца он может ей понравится и тогда она разрешает ему раскрыть свои пальцы. Если парень берет девушку за кисть ее левой руки, значит она ему не по душе. Если во время танца ладони юноши и девушки касаются, то они любят друг друга. Разрешая юноше переплести свои пальцы с его пальцами, девушка дает ему понять, что он ей очень нравится. Во время танца влюбленные имели возможност ь сделать друг другу маленькие подарки. Юноша мог подарить зеркальце, браслет, а девушка ? свой платочек, который выглядывае т у нее из левого рукава платья или из-за пояса. По нашим обычаям только в танце можно сказать друг другу о своих чувствах. Неприличны м считается слишком долго и часто танцевать с одним юношей. 2.Юноши сами приглашают девушек на танец. Один из них подходит к группе девушек и легким поклоном приглашает ту, которая ему по душе. Берет ее под руку и они идут по кругу. За первым юношей девушек приглашают и другие. Все пары идут за первой. Затем выстраиваю тся в одну шеренгу, из которой потом образуют полукруг, диагональ, две линии, зигзагообр азную линию, круг. По окончании танца юноши провожают девушек на их места, благодарят и отходят. 3.Танец начинает распорядит ель. Он делает большой круг и подходит к группе девушек. Взяв двух девушек под руки, он направляет ся к юношам. Навстречу им выходят двое юношей. Таким образом распорядит ель танцев подводит все девушек ко всем юношам. Все выстраиваю тся в одну шеренгу: юноша, девушка, юноша, девушка. Каждый юноша берет под руку свою партнершу и девушку из соседней пары. Получается сплошная цепь. Двигаются вправо, затем первая права выходит из шеренги и, проделывая большой полукруг, присоединя ется к ней уже с конца. Это по очереди проделываю т все пары. При этом шеренга продолжает двигаться вправо, затем она образовыва ет полукруг и круг. Танец продолжает ся медленным движением сначала вправо, а потом влево. Если девушка приглашает юношу на танец, поднося ему бокал с напитком, то это значит, что он ей по душе. Парень делает глоток, передает бокал своим друзьям и выходит в круг. Если в танце он отдает ей свою шапку или надевает ее на голову девушки, значит, и она ему по душе. *благодари м книгу "карачаево - балкарский свадебный обряд" за помощь в создании этой темы*))
 
Сау бол. И вправду: танец-это искусство. Раньше я не придавал им особго внимания, не умел и не хотел учиться танцевать. Но постепенно мне становилось ясно, что это часть нашей культуры, которую нельзя забывать. Сейчас я умею танцевать и вполне не плохо. Во время танца столько эмоций, чувств,энергии. Мен эртте тепсемегениме ачыу этип турама. Жарамайды алай. Хар алан тепесей билирге керекди. Бизни тепсеулерибиз неден да игидиле: вальсмыды, "медлякмыды" огъесе башхамыды. Ала бир бирини къатларында тургъан да этмейдиле.
 
Танец-это искусство. Иск-во -это талант. Талант-это яркость. Яркость-это впечатление. Впечатление- это чувство. Чувство- это сердце. Сердце- это свобода. Свобода - это жизнь. => Танец есть Жизнь. :smt002
 
Цитата
Танец-это искусство. Иск-во -это талант. Талант-это яркость. Яркость-это впечатление. Впечатление- это чувство. Чувство- это сердце. Сердце- это свобода. Свобода - это жизнь. => Танец есть Жизнь. :smt002
Машалла! Очень тонко подмечено! Просто - ФАХМУ!!!
 
http://www.elbrusoid.org/newforumbb/viewtopic.php?t=1515 О танцах...говорят в знакомствах.))))
 
[color=green:76be3ccb58][b:76be3ccb58]Кстати, бабушка рассказывала, что в танце тюз тепсеу, если парень прокружился перед девушкой, то это означает "ты мне нравишься" и кружась в ответ девушка даёт понять, что он нравится тоже. Как-то мы поехали в гости к дяде моего папы, и его жена смеясь рассказывала о их молодости:"Ай алай бурула эди сизни къарт атагъыз! Джуз кере бурулгъанында мен да озаманда "хо" деген эдим. Тёнгереб къалад бурула-бурула деб, къоркъандан, ансын а уа!" Я тогда поняла, что значит и она покружилась в ответ ему. Даже представила, как дядя виртуозно кружился с криками "асса!", сразу захотелось, хотя бы на 5 секунд увидеть настоящий той... :smt010 А сегодня на наших танцах и парни и девушки вертяться да кружаться))) :smt047[/b:76be3ccb58][/color:76be3ccb58]
 
А сейчас когда девушка парню нравится, то он говрит это ей по телефону? :smt003 А она тотвечает ему СМСкой? :smt005
 
Цитата
Кстати, бабушка рассказывала, что в танце тюз тепсеу, если парень прокружился перед девушкой, то это означает "ты мне нравишься" и кружась в ответ девушка даёт понять, что он нравится тоже.
)))) Я тоже один раз умудрилась...вот только не знала, к чему это.))))
 
Цитата
А сейчас когда девушка парню нравится, то он говрит это ей по телефону? А она тотвечает ему СМСкой?
Но у Вас, Курман, все будет иначе.)) Вы подарите ее брату свой кинжал, а она Вам свой платочек.))
 
А когда мы на практике начнем изучать танцы, и где?
 
[b:7136f1406f]adamos[/b:7136f1406f], вопрос риторический? :smt001
 
А что можно о быстрых и энергичных танцах сказать? Стемей, Джангъыз итд... А то тюз тепсеу на свадьбах уже надоел....
 
ой, надо же, как я мало знаю про нац.танцы...) кстати, вот не знаю, как музыкальные и худ.произведения, но танцы, особенно национальные после раскрытия их смысла или истории происхождения и впрямь становится намного интересней и смотреть, и, наверное, танцевать...своего рода импровизация, постановка танцевальная получается... слышала, что в наших танцах девушка символизирует лебедь, а парень - то ли коршуна, то ли ястреба... :smt001 не знаю, насколько правда)) кстати, вот здесь есть очень интересная постановка, по-моему, ансамбля Балкария...и далее к ней комменты: http://www.elbrusoid.org/phorum/index.php?action=vthread&topic=4798&forum=2&page=0
Страницы: 1
Читают тему (гостей: 1)

 

Написать нам