Войти на сайт
8 Мая  2024 года

 

  • Кёзюнде тереги болгъан, чёбю болгъаннга кюле эди.
  • Аджалсыз ёлюм болмаз.
  • Ашатыргъа иш – ашхы, ишлетирге аш – ашхы.
  • Тил джюрекге джол ишлейди.
  • Айтхан сёзюне табылгъан.
  • Ишни ахырын ойламай, аллын башлама.
  • Ариу сёз джыланны орнундан чыгъарыр.
  • Азыкълы ат арымаз, къатыны аман джарымаз.
  • Ышармагъан – кюлмез, кюлмеген – къууанчны билмез.
  • Къозулугъунда тоймагъан, къойлугъунда тоймаз.
  • Къарыусузгъа кюлме, онгсузгъа тийме.
  • Чомарт бергенин айтмаз.
  • Эшекге миннген – биринчи айыб, андан джыгъылгъан – экинчи айыб.
  • Арпа, будай – ащды, алтын, кюмюш а – ташды.
  • Джыланны къуйругъундан басарынг келсе, аны башы болгъанын унутма.
  • Кёл – къызбай, къол – батыр.
  • Джюрек кёзден алгъа кёрюр.
  • Нёгер болсанг, тенг бол, тенг болмасанг, кенг бол.
  • Чыбыкълыкъда бюгюлмеген, къазыкълыкъда бюгюлмей эди.
  • Гыдай эчки суугъа къараб, мюйюзле кёрмесе, джашма алкъын, дегенди.
  • Бетинги сатма, малынгы сат.
  • Къызны минг тилер, бир алыр.
  • Ким бла джюрюсенг, аны кёзю бла кёрюнюрсе.
  • Байлыкъдан саулукъ ашхыды.
  • Нафысынгы айтханын этме, намысынгы айтханын эт.
  • Къуллукъчума, деб махтанма, къуллукъ – хаух джамчыды!
  • От этилмеген джерден тютюн чыкъмайды.
  • Ишлерге уял да, ашаргъа табма.
  • Кёб къычыргъандан – къоркъма, тынч олтургъандан – къоркъ.
  • Зарда марда джокъ.
  • Иги сёз – джаннга азыкъ, аман сёз башха – къазыкъ.
  • Ата Джуртча джер болмаз, туугъан элча эл болмаз.
  • Къарнынг ауруса, ауузунгу тый
  • Аман хансны – урлугъу кёб.
  • Ана – юйню кюн джарыгъы.
  • Сибиртки да сыйлы болду, кюрек да кюнлю болду.
  • Эр сокъур болсун, къатын тилсиз болсун.
  • Тюзню ётмеги тюзде къалса да, тас болмаз.
  • Этек чакъмакълары баш джаргъан, сёлешген сёзлери таш джаргъан.
  • Ётюрюкню къуйругъу – бир тутум.
  • Кюн кёрмеген, кюн кёрсе, кюндюз чыракъ джандырыр.
  • Берекет берсин деген джерде, берекет болур.
  • Ашыкъгъан cуу, тенгизге джетмез.
  • Келинни – келгинчи, бёркню кийгинчи кёр.
  • Босагъа таш юйге кирмей эди, тыбыр таш эшикге чыкъмай эди.
  • Кёпюр салгъан кеси ётер, уру къазгъан кеси кетер.
  • Биреуге аманлыкъ этиб, кесинге игилик табмазса.
  • Термилгенинги табмазса, кюлгенинге тюберсе.
  • Ишленмеген джаш – джюгенсиз ат, ишленмеген къыз – тузсуз хант.
  • Баш – акъыл ючюн, акъылман – халкъ ючюн.

 

Страницы: 1
RSS
Танец - немой язык общения.
 
В дореволюци онных Балкарии и Къарачае танцы играли очень большую роль в народной жизни. Танцевали на свадьбах, праздниках , приеме гостей и даже на сенокосе.) Сейчас танцы несколько утратили свое былое значение, вернее это мы, нынешнее поколение, не совсем их понимаем. Но многие были на концерте, видели исполнение танцев. Поведайте нам, по глупости своей туда не попавшим, о наших танцах. И я Вам расскажу немного. Сюзюлюб (струясь или плавный ход). Этот популярный народный танец исполнялся на всех торжествах в сдержанной , строгой манере, с соблюдение м определенн ой дистанции между танцующими , на высоких ?полупальц ах,? так, чтобы одежда на исполнител е не шевелилась . Юноша и девушка подходили к распорядит елю танцев, брали по чаше с водой, ставили на голову (для достижения плавности) и начинали танец. Если кто-нибудь из них проливал хоть одну каплю, то выходил из танца. На ее (его) место танцующий (ая) приглашал( а) другую (ого). Начать танец могли и сами девушка и юноша, но чаще всего их выводил распорядит ель танцев. Если танец начинала девушка (обычно опытная танцовщица ), она, отделившис ь от группы девушек, плавно на высоких ?полупальц ах? проходила мимо юношей. Проделывая большой круг, она как бы говорила ?кто смел, пусть выходит со мной на танец.? Юноши выталкивал и кого-нибуд ь из своей группы, тот убегал, но его ловили и снова выталкивал и. Он вступал в танец. Отделившис ь от своей группы он шел по кругу мимо девушек с гордо поднятой головой. Закончив танец, они становилис ь на свои места. Одновремен но на встречу друг другу выходили еще юноша и девушка. К ним присоединя лись попарно остальные. , образуя живописный беспорядок . Затем две пары становилис ь крестом и двигались по кругу, потом назад. Далее они останавлив ались друг против друга и танцевали на одном месте, то сходясь, то расходясь. Исполнив танец, пары возвращали сь на свои места. (Основной ход ? простой шаг на высоких ?полупальц ах.? Боковой ход: раз ? боковой шаг правой ногой вправо; два ? приставить сзади к правой ноге левую ногу.) Экеулен, Абезек. Древний танец, относится к группе хороводных , исполняетс я молодежью. Вариантов исполнения много, но я знаю только три. 1.Танец начинает девушка ходом по кругу. К ней присоединя ется юноша и следует за ней. Это первая пара. Точно так же образовыва ются все последующи е пары. Затем каждый юноша берет свою партнершу под руку (единствен ный случай, когда можно прикоснуть ся к девушке ? горянке). Если парень не нравится девушке, то она упирается локтем левой руки в его правой бок. Если девушка пальцы левой руки зажимает в кулак и не дает раскрыть их, то это тоже значит, что он не нравится ей. Но в ходе танца он может ей понравится и тогда она разрешает ему раскрыть свои пальцы. Если парень берет девушку за кисть ее левой руки, значит она ему не по душе. Если во время танца ладони юноши и девушки касаются, то они любят друг друга. Разрешая юноше переплести свои пальцы с его пальцами, девушка дает ему понять, что он ей очень нравится. Во время танца влюбленные имели возможност ь сделать друг другу маленькие подарки. Юноша мог подарить зеркальце, браслет, а девушка ? свой платочек, который выглядывае т у нее из левого рукава платья или из-за пояса. По нашим обычаям только в танце можно сказать друг другу о своих чувствах. Неприличны м считается слишком долго и часто танцевать с одним юношей. 2.Юноши сами приглашают девушек на танец. Один из них подходит к группе девушек и легким поклоном приглашает ту, которая ему по душе. Берет ее под руку и они идут по кругу. За первым юношей девушек приглашают и другие. Все пары идут за первой. Затем выстраиваю тся в одну шеренгу, из которой потом образуют полукруг, диагональ, две линии, зигзагообр азную линию, круг. По окончании танца юноши провожают девушек на их места, благодарят и отходят. 3.Танец начинает распорядит ель. Он делает большой круг и подходит к группе девушек. Взяв двух девушек под руки, он направляет ся к юношам. Навстречу им выходят двое юношей. Таким образом распорядит ель танцев подводит все девушек ко всем юношам. Все выстраиваю тся в одну шеренгу: юноша, девушка, юноша, девушка. Каждый юноша берет под руку свою партнершу и девушку из соседней пары. Получается сплошная цепь. Двигаются вправо, затем первая права выходит из шеренги и, проделывая большой полукруг, присоединя ется к ней уже с конца. Это по очереди проделываю т все пары. При этом шеренга продолжает двигаться вправо, затем она образовыва ет полукруг и круг. Танец продолжает ся медленным движением сначала вправо, а потом влево. Если девушка приглашает юношу на танец, поднося ему бокал с напитком, то это значит, что он ей по душе. Парень делает глоток, передает бокал своим друзьям и выходит в круг. Если в танце он отдает ей свою шапку или надевает ее на голову девушки, значит, и она ему по душе. *благодари м книгу "карачаево - балкарский свадебный обряд" за помощь в создании этой темы*))
 
Сау бол. И вправду: танец-это искусство. Раньше я не придавал им особго внимания, не умел и не хотел учиться танцевать. Но постепенно мне становилось ясно, что это часть нашей культуры, которую нельзя забывать. Сейчас я умею танцевать и вполне не плохо. Во время танца столько эмоций, чувств,энергии. Мен эртте тепсемегениме ачыу этип турама. Жарамайды алай. Хар алан тепесей билирге керекди. Бизни тепсеулерибиз неден да игидиле: вальсмыды, "медлякмыды" огъесе башхамыды. Ала бир бирини къатларында тургъан да этмейдиле.
 
Танец-это искусство. Иск-во -это талант. Талант-это яркость. Яркость-это впечатление. Впечатление- это чувство. Чувство- это сердце. Сердце- это свобода. Свобода - это жизнь. => Танец есть Жизнь. :smt002
 
Цитата
Танец-это искусство. Иск-во -это талант. Талант-это яркость. Яркость-это впечатление. Впечатление- это чувство. Чувство- это сердце. Сердце- это свобода. Свобода - это жизнь. => Танец есть Жизнь. :smt002
Машалла! Очень тонко подмечено! Просто - ФАХМУ!!!
 
http://www.elbrusoid.org/newforumbb/viewtopic.php?t=1515 О танцах...говорят в знакомствах.))))
 
[color=green:76be3ccb58][b:76be3ccb58]Кстати, бабушка рассказывала, что в танце тюз тепсеу, если парень прокружился перед девушкой, то это означает "ты мне нравишься" и кружась в ответ девушка даёт понять, что он нравится тоже. Как-то мы поехали в гости к дяде моего папы, и его жена смеясь рассказывала о их молодости:"Ай алай бурула эди сизни къарт атагъыз! Джуз кере бурулгъанында мен да озаманда "хо" деген эдим. Тёнгереб къалад бурула-бурула деб, къоркъандан, ансын а уа!" Я тогда поняла, что значит и она покружилась в ответ ему. Даже представила, как дядя виртуозно кружился с криками "асса!", сразу захотелось, хотя бы на 5 секунд увидеть настоящий той... :smt010 А сегодня на наших танцах и парни и девушки вертяться да кружаться))) :smt047[/b:76be3ccb58][/color:76be3ccb58]
 
А сейчас когда девушка парню нравится, то он говрит это ей по телефону? :smt003 А она тотвечает ему СМСкой? :smt005
 
Цитата
Кстати, бабушка рассказывала, что в танце тюз тепсеу, если парень прокружился перед девушкой, то это означает "ты мне нравишься" и кружась в ответ девушка даёт понять, что он нравится тоже.
)))) Я тоже один раз умудрилась...вот только не знала, к чему это.))))
 
Цитата
А сейчас когда девушка парню нравится, то он говрит это ей по телефону? А она тотвечает ему СМСкой?
Но у Вас, Курман, все будет иначе.)) Вы подарите ее брату свой кинжал, а она Вам свой платочек.))
 
А когда мы на практике начнем изучать танцы, и где?
 
[b:7136f1406f]adamos[/b:7136f1406f], вопрос риторический? :smt001
 
А что можно о быстрых и энергичных танцах сказать? Стемей, Джангъыз итд... А то тюз тепсеу на свадьбах уже надоел....
 
ой, надо же, как я мало знаю про нац.танцы...) кстати, вот не знаю, как музыкальные и худ.произведения, но танцы, особенно национальные после раскрытия их смысла или истории происхождения и впрямь становится намного интересней и смотреть, и, наверное, танцевать...своего рода импровизация, постановка танцевальная получается... слышала, что в наших танцах девушка символизирует лебедь, а парень - то ли коршуна, то ли ястреба... :smt001 не знаю, насколько правда)) кстати, вот здесь есть очень интересная постановка, по-моему, ансамбля Балкария...и далее к ней комменты: http://www.elbrusoid.org/phorum/index.php?action=vthread&topic=4798&forum=2&page=0
Страницы: 1
Читают тему (гостей: 1)

 

Написать нам