Войти на сайт
19 Июня  2018 года

 

  • Къошда джокъгъа – юлюш джокъ.
  • Керилген да, ургъан кибикди.
  • Ашыкъгъан cуу, тенгизге джетмез.
  • Джангыз торгъай джырламаз.
  • Адамны джюреги нени кёрюрге сюйсе, кёзю да аны кёрюрге ёч болады.
  • Туз, гырджын аша, тюзлюк бла джаша.
  • Адамны адамлыгъы къыйынлыкъда айгъакъланады.
  • Кёбню кёрген – кёб билир.
  • Къатыны харакетли болса, эри къымсыз болур.
  • Асхат ашлыкъ сата, юйдегиси ачдан къата.
  • Ёлюр джаннга, ёкюл джокъ.
  • Тас болгъан бычакъны сабы – алтын.
  • Къозулугъунда тоймагъан, къойлугъунда тоймаз.
  • Ауузу бла къуш тута айланады.
  • Аллахха ийнаннган кишини, Аллах онгдурур ишин.
  • Ёгюзню мюйюзюнден тутадыла, адамны сёзюнден тутадыла.
  • Адебсиз адам – джюгенсиз ат.
  • Бет бетге къараса, бет да джерге къарар.
  • Тамырсыз терекге таянма – джыгъылырса.
  • Адамны бетине къарама, адетине къара.
  • Билген билмегенни юретген адетди.
  • Къуллукъчума, деб махтанма, къуллукъ – хаух джамчыды!
  • Кесинге джетмегенни, кёб сёлешме.
  • Киштикге къанат битсе, чыпчыкъ къалмаз эди.
  • Джукъу тёшек сайламайды.
  • Таш бла ургъанны, аш бла ур.
  • Рысхы джалгъанды: келген да этер, кетген да этер.
  • Джарлы джети элни сёзюн этер.
  • Сёлеш деб шай берген, тохта деб, сом берген.
  • Тил бла келеди джыр да.
  • Къонакъ аз олтурур, кёб сынар.
  • Ёлюк кебинсиз къалмаз.
  • Ойнай-ойнай кёз чыгъар.
  • Адамны аты башхача, акъылы да башхады.
  • Тойгъан джерден туугъан джер игиди.
  • Огъурлуну сёзю – суу, огъурсузну сёзю – уу.
  • Чомарт джарлы болмаз.
  • Болджал ишни бёрю ашар.
  • Ойнаб айтсанг да, эслеб айт.
  • Ата Джуртуму башы болмасам да, босагъасында ташы болайым.
  • Адам къаллай бир ишленмесе, аллай бир кесин уллу кёреди.
  • Ишлегенден, къарагъан уста.
  • Малны кют, джерни тюрт.
  • Кёб ант этген, кёб ётюрюк айтыр.
  • Юй ишлеген балта эшикде къалыр.
  • Айырылгъанланы айю ашар, бёлюннгенлени бёрю ашар.
  • Атлыны ашхысы, ат тизгининден билинир
  • Сагъыш – къартлыкъгъа сюйюмчю.
  • Юйюнгден чыкъдынг – кюнюнгден чыкъдынг.
  • «Ма», - дегенни билмесенг, «бер», - дегенни билмезсе.

 

Страницы: 1
RSS
НОЯБРНЫ 6 - КЪУРМАН БАЙРАМ
 
Былайда Къурман Байрамны магъанасын эмда аны бла байламлы оюмланы сала барайыкъ. Башха быллай тема бар эсе - ары кёчюрюрбюз.
 
Акга СЕМЕН (БЫЧАКЪСЫЗ) (ТЮРКИЕ)

ХАЙДА, АШХЫ БАЙРАМЛА

Бу кюн - Къурман Байрам'ды -
Тёгерекни джокълайыкъ:
Джарлы, джангыз бармыды?
Джумушуна къарайыкъ.

Бу кюн ёрге къобайыкъ,
Иги джашла болайыкъ,
Межгит таба барайыкъ,
Байрам намаз къылайыкъ.

Къыйнамайыкъ байрамны,
Разылыкъла алайыкъ:
Шох этейик джауланы,
Разы болуб къалайыкъ.

Байрам кюнде къабырла
Умут эте болурла -
Къабырлагъа баргъанла
Сууаблыкъгъа къалырла.

Хайда, иги байрамла!
Шекер джыя тургъанла,
Юйде тургъан анала,
Къурман кесген атала.

Хайда, ашхы байрамла!
Кёб байрамла кёрюгюз,
Байрам кюнча болсунла
Артда къалгъан ёмюрюгюз.

Узакъ джерде джашагъан,
Бизден хапар сакълагъан,
Келалмайын къыйналгъан -
Сизлеге да кёб салам.

Америка, Русия,
Ата джуртум Кафкасия,
Къычырама дуниягъа:
Хайда, ашхы байрамла!

Назмуну Тинибекден алгъанбыз,
сау болсунла автор да, Суат да
 
История праздника

Пророк Ибрахим (мир ему) ? один из наиболее великих и значимых посланников Аллаха. Он славился своей щедростью и великодушием. Каждый год пророк (мир ему и благословение) приносил в жертву большое количество скота и раздавал мясо бедным и нуждающимся. Люди и ангелы удивлялись его щедрости. Как-то раз пророк Ибрахим (мир ему) сказал: ?Все, что я принес в жертву, - это ничто. Клянусь Аллахом, если бы у меня был сын, я и его не пожалел бы ради Всевышнего?. Готовность пожертвовать самым дорогим, что может быть у него, ради своего Господа, показывает, насколько сильна его любовь к Аллаху. К тому времени у Ибрагима еще не было сына.
Через некоторое время Ибрахим (мир ему) забыл о своих словах, но это не значит, что он изменил свое мнение. Переселившись в Палестину, он стал просить у Аллаха сына. Но только в преклонном возрасте у пророка (мир ему и благословение ) родился ребенок, которого он назвал Исма'илом. Естественно, что ребенок, родившийся после стольких лет ожидания, занял особое место в сердце родителя.
Когда сын стал взрослым, на восьмой день месяца зуль-хиджа пророк Ибрахим (мир ему) во сне услышал голос, который произнес: ?О Ибрахим! Исполни то, что обещал?. Проснувшись, он засомневался, был ли этот сон от Аллаха или от шайтана. По этой причине этот день (восьмой день зуль-хиджа) стали называть днем ?размышления? (Тарвият). Во вторую ночь сон повторился. Утром он понял, что это знамение от Аллаха. Этот день назвали днем ?познания? ('Арафа), а местность, где он видел сон, тоже назвали 'Арафа. В третью ночь он увидел тот же самый сон. Теперь он уже вознамерился принести жертву. Поэтому этот день назвали днем ?жертвоприношения? (Нахр).
Желая испытать искренность и покорность Своего любимого пророка, Создатель повелевает ему принести в жертву своего единственного сына. Поистине, это величайшее испытание для любящего отца, но любовь к Творцу и смирение пред Ним ? превыше всего! Поэтому Ибрахим (мир ему) незамедлительно стал готовиться к жертвоприношению.
Он сказал своей жене Хаджар, чтобы она искупала сына и надела на него красивую одежду, так как он идет с ним в гости. Мать надела на сына самую красивую одежду, умастила благовониями и расчесала ему волосы.
Так же безропотно и без малейшего колебания покорился воле Всевышнего и сын Ибрахима (мир ему) Исма'ил.
Сын знал, что отец ? пророк и то, что он говорит, ? это воля Аллаха. Вот разговор отца и сына, являющийся примером абсолютной покорности своему Господу и образцом для верующих на все времена.
?Отец сказал: ?Мой сын, я вижу сон, что жертвенным убиением тебя я Богу приношу. Что думаешь об этом ты??.
И сын сказал: ?О, мой отец! Ты делай то, что велено тебе. И ты найдешь, что я ? коли угодно Богу, ? найду в себе смирение и твердость. Отец, сними сначала мою рубашку, чтоб она не испачкалась. Вид крови может испугать мать, а чистая рубашка ее успокоит. И когда ты будешь исполнять наказ, поверни меня лицом к земле, ибо, видя мои глаза, вдруг не сможешь исполнить волю Аллаха?.
Пророк Ибрахим (мир ему), полностью покорный воле Творца, поверг своего сына на землю и поднес нож. Но нож не оставил и следа на коже. Тогда сын стал подсказывать, чтоб отец резал с другой стороны, но снова ничего не получилось. Отец и сын были обеспокоены тем, что не смогут исполнить волю Творца. Отец пытался снова и снова, но нож скользил как по железу. В этот момент Всевышний открыл небеса и показал всем Своим творениям готовность человека пожертвовать самым дорогим - единственным сыном - ради Аллаха, тем самым доказав им превосходство лучшего и любимого Его творения над остальными. Ибрахим (мир ему) ударил ножом об камень, и камень раскололся на две части. Тут он воскликнул: ?Нож режет камень, но не режет плоть!? И тогда, по воле Всевышнего, нож заговорил: ?О Ибрахим! Ты говоришь ? режь, в то время как Господь Миров приказывает ? не режь. И как же я выполню твое повеление, не повинуясь твоему Господу??.
Отсюда следует, что, как бы люди ни старались, каждая вещь, будь то нож, огонь или вода, выполняет свое назначение только по желанию и воле Творца.
Аллаху не нужна была кровь Исма'ила, и поэтому был явлен ангел Джибриль (мир ему), возвестивший о том, что Ибрахим выдержал испытание Господне. Затем ангел принес рогатого барана из Рая, и отец с сыном принесли его в жертву Всевышнему.
Это знаменательное деяние пророка Ибрахима (мир ему) легло в основу традиции верующих совершать жертвоприношение, отмечая таким образом это великое событие в истории человечества. Жертвоприношение является символом искренности и преданности Богу, проявленными пророком и его сыном.
Эта история не только памятна как начало праздника, но и во многом поучительна для нас. Так, мы видим, что как бы велико ни было выпавшее на их долю испытание, отец с сыном думают только об исполнении воли Аллаха. По дороге к месту жертвоприношения за ними следовал иблис, который всячески отговаривал то отца, то сына. Но они поочередно отгоняли его, забрасывая камнями. Иблис ушел униженный, и Аллах обязал нас во время хаджа кидать камни в этом месте, как бы отгоняя сатану. Тогда иблис вернулся к матери и пытался убедить ее спасти сына. Но верующая Хаджар (да будет доволен ею Аллах!) отвечала, что Ибрахиму виднее, что делать, и прогнала его.
Дай Аллах каждому из нас крепкую веру, присущую нашим предкам.
Праздник жертвоприношения 'Ид-аль-Адха приходится на десятый день лунного месяца зуль-хиджа и совпадает с окончанием хаджа, ежегодного всемирного сбора мусульман. Последующие за 'Ид аль-Адха три дня (то есть 11, 12 и 13 числа) называются днями ?ташрика?.
Начиная с захода солнца накануне дня 'Ид аль-Адха и до праздничного намаза мусульмане громко читают такбир. Кроме того, такбир читается и после каждого намаза, до начала азкаров (молитв, читаемых после намаза), начиная со дня Арафа и заканчивая предзакатным намазом последнего дня ташрика, то есть 13-го числа.
Ночь с 9-го на 10-е зуль-хиджа желательно оживить служением Аллаху, т.е. провести в бдении и поклонении.
После полуночи желательно совершить полное омовение по случаю праздника, постричь волосы и ногти, то есть заняться личной гигиеной.
В день Курбан-байрама также совершается праздничный намаз, режут жертвенных животных, раздают мясо нуждающимся, посещают родственников, соседей, друзей, других единоверцев, посещают могилы родственников, принимают гостей, поздравляют друг друга с праздником, выражают радость и веселье по случаю праздника.
 
Курбан-байрам бла алгъышлайма! Аллах кели бу заманнгада къууанч бла, сау эсен джетдирсин!!!

 
kalejchiФНС
А М И Н

АССАЛАМУГЬАЛЕЙКУМ ДЖАМАГЪАТ!
АЛЛАХ РАЗЫ БОЛСУН БАРЫГЪЫЗГЪАДА ЭМДА КЪАБЫЛ ЭТСИН КЪУРМАНЛЫГЪЫГЪЫЗНЫДА БАШХА ТЮРЛЮ ГЪЫБАДАТЫГЪЫЗНЫДА!
 
ALANULAN
Уа алейкум ассалям!!!
Къабыл босун,къарнашларым,эгечлерим!!! Кели бу заманга да сау-эсен джетеик!!!Хар барыбызны да богъан гюнахларыбыз кечилиб,этген къуллукъларыбыз да къабыл босун!!!Богъан миллетибизни АЛЛАХУ ТАГЪАЛЯ энди джылгъа иман бла,къууанч бла,насыб бла,саулукъ бла джетдирсин!!!АМИН АЛЛАХ!!!
Страницы: 1
Читают тему (гостей: 1)

 

Написать нам