Войти на сайт
13 Июля  2024 года

 

  • Къумурсхала джыйылсала, пилни да джыгъадыла.
  • Иги болса, тамадама – махтау, аман болса, меннге – айыб.
  • Битмегеннге сакъал – танг.
  • Тил джюрекге джол ишлейди.
  • Къатыны харакетли болса, эри къымсыз болур.
  • Нёгер болсанг, тенг бол, тенг болмасанг, кенг бол.
  • Тура эдим джата, къайдан чыкъды хата?
  • Чёбню кёлтюрсенг, тюбюнден сёз чыгъар.
  • Чомарт бергенин айтмаз.
  • Кёзю сокъурдан – къоркъма, кёлю сокъурдан – къоркъ.
  • Аууз сакълагъан – джан сакълар.
  • Джерни букъусу кёкге къонмаз.
  • Билимден уллу байлыкъ джокъду.
  • Акъылсызны джууукъгъа алма, акъыллыны кенгнге салма.
  • Чомарт джарлы болмаз.
  • Ётюрюкню къуйругъу – бир тутум.
  • Адеб джокъда, намыс джокъ.
  • Ханы къызы буюгъа-буюгъа киштик болду.
  • Эки къатын алгъанны къулагъы тынгнгаймаз.
  • Бек ашыкъгъан меннге джетсин, дегенди аракъы.
  • Ашлыкъны арба юйге келтирир, чана базаргъа элтир.
  • Ач да бол, токъ да бол – намысынга бек бол.
  • Алим болгъандан эсе, адам болгъан къыйынды.
  • Этим кетсе да, сюегим къалыр.
  • Къайтырыкъ эшигинги, къаты уруб чыкъма.
  • Тамчы таш тешер.
  • Аманнга алтын чыдамаз.
  • Термилгенинги табмазса, кюлгенинге тюберсе.
  • Аман хансны – урлугъу кёб.
  • Тилде сюек болмаса да, сюек сындырыр.
  • Сангырау къулакъ эл бузар.
  • Зар адамны насыбы болмаз.
  • Ач отунчуну ачыуу – бурнунда.
  • Байны оноуу, джарлыгъа джарамаз.
  • Ач къарным, тынч къулагъым.
  • Ханнга да келеди хариблик.
  • Чомарт къолда мал къалмаз.
  • Айтылгъан буйрукъ, сёгюлмез
  • Джангыз торгъай джырламаз.
  • Ёнгкюч къууана барыр, джылай келир.
  • Адебни адебсизден юрен.
  • Азыкъ аз болса, эртде орун сал.
  • Мал тутхан – май джалар.
  • Кимни – тили, тиши онглу, кимни – къолу, иши онглу.
  • Ауругъаннга – кийик саулукъ, джетген къызгъа – чилле джаулукъ.
  • Арбаз къынгырды да, ийнек сауалмайма.
  • Ёлген аслан – сау чычхан.
  • Эл ауузу – элек, анга ийнаннган – халек.
  • Къарны аманнга къазан такъдырма, къолу аманнга от джакъдырма.
  • Адеби болмагъан къыз – тузсуз хант.

 

Страницы: 1
RSS
НОЯБРНЫ 6 - КЪУРМАН БАЙРАМ
 
Былайда Къурман Байрамны магъанасын эмда аны бла байламлы оюмланы сала барайыкъ. Башха быллай тема бар эсе - ары кёчюрюрбюз.
 
Акга СЕМЕН (БЫЧАКЪСЫЗ) (ТЮРКИЕ)

ХАЙДА, АШХЫ БАЙРАМЛА

Бу кюн - Къурман Байрам'ды -
Тёгерекни джокълайыкъ:
Джарлы, джангыз бармыды?
Джумушуна къарайыкъ.

Бу кюн ёрге къобайыкъ,
Иги джашла болайыкъ,
Межгит таба барайыкъ,
Байрам намаз къылайыкъ.

Къыйнамайыкъ байрамны,
Разылыкъла алайыкъ:
Шох этейик джауланы,
Разы болуб къалайыкъ.

Байрам кюнде къабырла
Умут эте болурла -
Къабырлагъа баргъанла
Сууаблыкъгъа къалырла.

Хайда, иги байрамла!
Шекер джыя тургъанла,
Юйде тургъан анала,
Къурман кесген атала.

Хайда, ашхы байрамла!
Кёб байрамла кёрюгюз,
Байрам кюнча болсунла
Артда къалгъан ёмюрюгюз.

Узакъ джерде джашагъан,
Бизден хапар сакълагъан,
Келалмайын къыйналгъан -
Сизлеге да кёб салам.

Америка, Русия,
Ата джуртум Кафкасия,
Къычырама дуниягъа:
Хайда, ашхы байрамла!

Назмуну Тинибекден алгъанбыз,
сау болсунла автор да, Суат да
 
История праздника

Пророк Ибрахим (мир ему) ? один из наиболее великих и значимых посланников Аллаха. Он славился своей щедростью и великодушием. Каждый год пророк (мир ему и благословение) приносил в жертву большое количество скота и раздавал мясо бедным и нуждающимся. Люди и ангелы удивлялись его щедрости. Как-то раз пророк Ибрахим (мир ему) сказал: ?Все, что я принес в жертву, - это ничто. Клянусь Аллахом, если бы у меня был сын, я и его не пожалел бы ради Всевышнего?. Готовность пожертвовать самым дорогим, что может быть у него, ради своего Господа, показывает, насколько сильна его любовь к Аллаху. К тому времени у Ибрагима еще не было сына.
Через некоторое время Ибрахим (мир ему) забыл о своих словах, но это не значит, что он изменил свое мнение. Переселившись в Палестину, он стал просить у Аллаха сына. Но только в преклонном возрасте у пророка (мир ему и благословение ) родился ребенок, которого он назвал Исма'илом. Естественно, что ребенок, родившийся после стольких лет ожидания, занял особое место в сердце родителя.
Когда сын стал взрослым, на восьмой день месяца зуль-хиджа пророк Ибрахим (мир ему) во сне услышал голос, который произнес: ?О Ибрахим! Исполни то, что обещал?. Проснувшись, он засомневался, был ли этот сон от Аллаха или от шайтана. По этой причине этот день (восьмой день зуль-хиджа) стали называть днем ?размышления? (Тарвият). Во вторую ночь сон повторился. Утром он понял, что это знамение от Аллаха. Этот день назвали днем ?познания? ('Арафа), а местность, где он видел сон, тоже назвали 'Арафа. В третью ночь он увидел тот же самый сон. Теперь он уже вознамерился принести жертву. Поэтому этот день назвали днем ?жертвоприношения? (Нахр).
Желая испытать искренность и покорность Своего любимого пророка, Создатель повелевает ему принести в жертву своего единственного сына. Поистине, это величайшее испытание для любящего отца, но любовь к Творцу и смирение пред Ним ? превыше всего! Поэтому Ибрахим (мир ему) незамедлительно стал готовиться к жертвоприношению.
Он сказал своей жене Хаджар, чтобы она искупала сына и надела на него красивую одежду, так как он идет с ним в гости. Мать надела на сына самую красивую одежду, умастила благовониями и расчесала ему волосы.
Так же безропотно и без малейшего колебания покорился воле Всевышнего и сын Ибрахима (мир ему) Исма'ил.
Сын знал, что отец ? пророк и то, что он говорит, ? это воля Аллаха. Вот разговор отца и сына, являющийся примером абсолютной покорности своему Господу и образцом для верующих на все времена.
?Отец сказал: ?Мой сын, я вижу сон, что жертвенным убиением тебя я Богу приношу. Что думаешь об этом ты??.
И сын сказал: ?О, мой отец! Ты делай то, что велено тебе. И ты найдешь, что я ? коли угодно Богу, ? найду в себе смирение и твердость. Отец, сними сначала мою рубашку, чтоб она не испачкалась. Вид крови может испугать мать, а чистая рубашка ее успокоит. И когда ты будешь исполнять наказ, поверни меня лицом к земле, ибо, видя мои глаза, вдруг не сможешь исполнить волю Аллаха?.
Пророк Ибрахим (мир ему), полностью покорный воле Творца, поверг своего сына на землю и поднес нож. Но нож не оставил и следа на коже. Тогда сын стал подсказывать, чтоб отец резал с другой стороны, но снова ничего не получилось. Отец и сын были обеспокоены тем, что не смогут исполнить волю Творца. Отец пытался снова и снова, но нож скользил как по железу. В этот момент Всевышний открыл небеса и показал всем Своим творениям готовность человека пожертвовать самым дорогим - единственным сыном - ради Аллаха, тем самым доказав им превосходство лучшего и любимого Его творения над остальными. Ибрахим (мир ему) ударил ножом об камень, и камень раскололся на две части. Тут он воскликнул: ?Нож режет камень, но не режет плоть!? И тогда, по воле Всевышнего, нож заговорил: ?О Ибрахим! Ты говоришь ? режь, в то время как Господь Миров приказывает ? не режь. И как же я выполню твое повеление, не повинуясь твоему Господу??.
Отсюда следует, что, как бы люди ни старались, каждая вещь, будь то нож, огонь или вода, выполняет свое назначение только по желанию и воле Творца.
Аллаху не нужна была кровь Исма'ила, и поэтому был явлен ангел Джибриль (мир ему), возвестивший о том, что Ибрахим выдержал испытание Господне. Затем ангел принес рогатого барана из Рая, и отец с сыном принесли его в жертву Всевышнему.
Это знаменательное деяние пророка Ибрахима (мир ему) легло в основу традиции верующих совершать жертвоприношение, отмечая таким образом это великое событие в истории человечества. Жертвоприношение является символом искренности и преданности Богу, проявленными пророком и его сыном.
Эта история не только памятна как начало праздника, но и во многом поучительна для нас. Так, мы видим, что как бы велико ни было выпавшее на их долю испытание, отец с сыном думают только об исполнении воли Аллаха. По дороге к месту жертвоприношения за ними следовал иблис, который всячески отговаривал то отца, то сына. Но они поочередно отгоняли его, забрасывая камнями. Иблис ушел униженный, и Аллах обязал нас во время хаджа кидать камни в этом месте, как бы отгоняя сатану. Тогда иблис вернулся к матери и пытался убедить ее спасти сына. Но верующая Хаджар (да будет доволен ею Аллах!) отвечала, что Ибрахиму виднее, что делать, и прогнала его.
Дай Аллах каждому из нас крепкую веру, присущую нашим предкам.
Праздник жертвоприношения 'Ид-аль-Адха приходится на десятый день лунного месяца зуль-хиджа и совпадает с окончанием хаджа, ежегодного всемирного сбора мусульман. Последующие за 'Ид аль-Адха три дня (то есть 11, 12 и 13 числа) называются днями ?ташрика?.
Начиная с захода солнца накануне дня 'Ид аль-Адха и до праздничного намаза мусульмане громко читают такбир. Кроме того, такбир читается и после каждого намаза, до начала азкаров (молитв, читаемых после намаза), начиная со дня Арафа и заканчивая предзакатным намазом последнего дня ташрика, то есть 13-го числа.
Ночь с 9-го на 10-е зуль-хиджа желательно оживить служением Аллаху, т.е. провести в бдении и поклонении.
После полуночи желательно совершить полное омовение по случаю праздника, постричь волосы и ногти, то есть заняться личной гигиеной.
В день Курбан-байрама также совершается праздничный намаз, режут жертвенных животных, раздают мясо нуждающимся, посещают родственников, соседей, друзей, других единоверцев, посещают могилы родственников, принимают гостей, поздравляют друг друга с праздником, выражают радость и веселье по случаю праздника.
 
Курбан-байрам бла алгъышлайма! Аллах кели бу заманнгада къууанч бла, сау эсен джетдирсин!!!

 
kalejchiФНС
А М И Н

АССАЛАМУГЬАЛЕЙКУМ ДЖАМАГЪАТ!
АЛЛАХ РАЗЫ БОЛСУН БАРЫГЪЫЗГЪАДА ЭМДА КЪАБЫЛ ЭТСИН КЪУРМАНЛЫГЪЫГЪЫЗНЫДА БАШХА ТЮРЛЮ ГЪЫБАДАТЫГЪЫЗНЫДА!
 
ALANULAN
Уа алейкум ассалям!!!
Къабыл босун,къарнашларым,эгечлерим!!! Кели бу заманга да сау-эсен джетеик!!!Хар барыбызны да богъан гюнахларыбыз кечилиб,этген къуллукъларыбыз да къабыл босун!!!Богъан миллетибизни АЛЛАХУ ТАГЪАЛЯ энди джылгъа иман бла,къууанч бла,насыб бла,саулукъ бла джетдирсин!!!АМИН АЛЛАХ!!!
Страницы: 1
Читают тему (гостей: 1)

 

Написать нам