Войти на сайт
19 Апреля  2018 года

 

  • Иги бла джюрюсенг, джетерсе муратынга, аман бла джюрюсенг, къалырса уятха.
  • Джан саулукъ бермей, сан саулукъ бермезсе.
  • Туз, гырджын аша, тюзлюк бла джаша.
  • Аманны къуугъан, аманлыкъ табар.
  • Суу ичген шауданынга тюкюрме.
  • Ач бёрюге мекям джокъ.
  • Эркиши – от, тиширыу – суу.
  • Адеб джокъда, намыс джокъ.
  • Башсыз урчукъ тюзюне айланмаз.
  • Адам къыйынлыгъын кёлтюрюр, зауукълугъун кёлтюрмез.
  • Уллу сёзде уят джокъ.
  • Сабийликде юретмесенг, уллу болса – тюзелмез.
  • Ишлерге уял да, ашаргъа табма.
  • Ёзденликни джайгъан – джокълукъ.
  • Ашлыкъ – бюртюкден, джюн – тюкден.
  • Тойчу джашха къарама, къойчу джашха къара.
  • Суу кетер, таш къалыр.
  • Арбаз сайлама да, хоншу сайла.
  • Кийимни бичсенг, кенг бич, тар этген къыйын тюлдю.
  • Ауругъан – джашаудан умутчу.
  • Тойну къарнашы – харс, джырны къарнашы – эжиу.
  • Юйюнг бла джау болгъандан эсе, элинг бла джау бол.
  • Аман эсирсе, юйюн ояр.
  • Уллу айтханны этмеген – уллаймаз.
  • Джылар джаш, атасыны сакъалы бла ойнар.
  • Джаз бир кюнню джатсанг, къыш талай кюнню абынырса.
  • Билгенни къолу къарны джандырыр.
  • Байлыкъ адамны сокъур этер.
  • Аякъларынгы джууургъанынга кёре узат.
  • Ачыкъ джюрекге джол – ачыкъ.
  • Накъырданы арты керти болур.
  • Телини эшигин, махтау джабар.
  • Аманнга игилик этсенг, юйюнге сау бармазса.
  • Ёмюрлюк шохлукъну джел элтмез.
  • Къызын тута билмеген, тул этер, джашын тута билмеген, къул этер.
  • Сёз сёзню айтдырыр.
  • Бермеген къол, алмайды.
  • Ата – билек, ана – джюрек!
  • Ашаса, ашамаса да, бёрюню ауузу – къан.
  • Эрни эр этерик да, къара джер этерик да, тиширыуду.
  • Къарын къуру болса, джюрек уру болур.
  • Кёлсюзден сёзсюз тууар.
  • Асхат ашлыкъ сата, юйдегиси ачдан къата.
  • Аш берме да, къаш бер.
  • Къайгъыны сюйген, къайгъы табар.
  • Къазанда болса, чолпугъа чыгъар.
  • Мал тутхан – май джалар.
  • Гугурук къычырмаса да, тангны атары къалмаз.
  • Аманнга да, игиге да оноусуз къатышма.
  • Чомарт къолда мал къалмаз.

 

Страницы: 1
RSS
дуния басмада БИЗНИ ХАЛКЪЫБЫЗ сагъынылгъан статьяла
 
Бюгюннгю дуния басмада бизни юсюбюзден айтылгъан маджал затла неда алагъа ссылкала бир джерге джыйыла барсала деб ачама бу теманы.
 
Героизм репрессантов

Тема героизма, проявленного на фронте и в тылу, приобретает особую актуальность в год 65-летия Победы над немецко-фашистскими захватчиками, павшими под ударами Красной (Советской) Армии. Ярким символом признания определяющей роли СССР в победе над фашизмом выступает традиционный военный парад, прошедший и в этом году в День Победы в городе Москве, в котором принимали участие и иностранные военные. Отсутствие в нем первых лиц государств-союзников СССР США и Великобритании не испортило торжество.

Понятно, что широкая аудитория не может узнать о новых героических фактах из официальной и неофициальной истории войны без активного участия журналистов. Используя широкий круг материалов и документальных источников, рассказы фронтовиков и тружеников тыла, а также их потомков, журналисты могут раскрыть глубинное содержание войны и суть Победы.

Это тем более важно сегодня, когда продолжаются ?интеллектуальные бои? за историю в ходе которых некоторые российские функционеры предлагают дополнить действующее законодательство статьями об уголовной ответственности за фальсификацию истории второй мировой и Великой Отечественной войны. К сожалению, эти жесткие инициативы не лишены оснований, т.к. значительная часть молодежи не знает даже ключевых дат войны, не говоря уже о ее содержании. По словам руководителя Всероссийского центра изучения общественного мнения В.Федорова, ?у нового поколения память о реальных событиях превращается в память о беллетристике и кинопостановках. Книги о войне в последнее время читали 32% молодых, смотрели фильмы о ней - 86%. Отсюда происходящее снижение качества, глубины, достоверности наших знаний о войне. Даже дату её начала помнят только 53% представителей молодежи?.

Между тем отметим, что победа над немецко-фашистскими захватчиками была завоевана не только на военном, но и на идеологическом фронте, т.к. Великая Отечественная война 1941-1945гг. была еще и информационно-идеологической войной. От исхода этого противоборства зависело будущее нашего государства и судьба всего человечества.

Сегодня всем известно о мощном идеологическом аппарате, занимавшемся отравлением населения шовинизмом, пробуждением низменных инстинктов, попиранием нравственных ценностей и развращением умов социальной демагогией с целью проекции сознания миллионов людей в сторону поддержки гитлеровского фашизма. Советская идеологическая машина также не уступала гитлеровской, что соответствующим образом отразилось и на духовном состоянии солдат Красной (Советской) Армии и тружеников тыла.

Объектом особого внимания гитлеровской пропаганды являлось население оккупированных территорий, где они намерены были установить ?свой?, так называемый, ?Новый порядок?, стремясь подорвать общественно-политический советский строй изнутри. Это нашло отражение и в политике фашистов на оккупированной в 1942 г. территории Северного Кавказа, а именно в: Орджоникидзевском крае, части Краснодарского края, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии и Чечено-Ингушетии, где они пытались использовать в свою пользу фактор полиэтничности региона. Однако многонациональный народ Северного Кавказа не только не поддался на провокации гитлеровских политтехнологов, но и сплотился перед лицом общего врага. Об этом свидетельствует и документальная архивная хроника тех лет, и сохранившиеся СМИ.

Как известно, из всех СМИ в период Великой Отечественной войны самой распространенной была печать, т.к. телевидение для подавляющего большинства населения страны было недоступно, а радио, которое имело относительное распространение, было изъято в целях недопущения немецко-фашистской контрпропаганды. При этом нельзя сказать, что гитлеровцы не использовали для этого печатные средства, стремясь деморализовать многонациональный народ Северного Кавказа. На войне, как говорится, все методы приемлемы, начиная от дезинформации в любой форме или отсутствия какой-либо информации вообще.

В условиях жесточайшей схватки с коварным врагом, советская партийная власть, выступавшая монополистом всей информационной сферы страны, не желала распространяться о причинах депортации коренных северокавказских народов: карачаевцев, балкарцев, чеченцев и ингушей и их храбрых, мужественных представителях, продолжавших ковать Победу на фронтах войны и в тылу врага. В экстремальных условиях войны с еще большим ужесточением контроля над всеми инфопотоками на фронте и в тылу исключалось и ?спонтанное развитие журналистики? (С. Корконосенко), которое мы наблюдаем сегодня. Не этим ли объясняется причина отсутствия какой-либо информации в СМИ о массовых репрессиях целых народов!? Отсутствовала такая информация и в контрпропагандисткой фашистской кампании. Поэтому следует объективно признать то, что властвующей партийной номенклатуре в условиях информационно-идеологической войны 1941-1945гг. удалось засекретить от всех любую информацию о массовых депортациях целых народов!

Между тем, следует отметить, что по свидетельству архивных документов периода войны, рассекреченных еще в 2007г., местные народы вышли из доверия госаппарата задолго до оккупации фашистами территории Северного Кавказа. Так, уже в декабре 1941г. был фактически прекращен призыв военнообязанных из северокавказского региона в ряды Советской Армии. Из других рассекреченных источников конца 30-х ? начала 40-х гг. становится очевидным стремление власти во главе со И.В. Сталиным передать живописные горные территории Кавказа, например, территорию Карачая и Балкарии, Грузии. Но ведь тогда, в годы войны, репрессированные северокавказские народы, не имели представления об этих планах ?отца всех народов? и его окружения и шли в бой ?За Родину, за Сталина!?. Представители репрессированных народов региона вошли в число 26 добровольческих соединений, сформированных в Адыгее, Дагестане, Северной Осетии, на Кубани, в Ставрополье, в Кабардино-Балкарии, в Карачае и Черкесии. По верному замечанию А.С. Схакумидова, они явили пример безграничной любви воинов-добровольцев к своей Родине, сплоченности и боевого содружества представителей всех национальностей и народностей Северного Кавказа.

Выполняя, выдвинутый руководством страны в середине 1942г. приказ ?Ни шагу назад!?, требовавший от каждого участника боевых событий высочайшей концентрации сил и духа, когда одновременно шли две жесточайшие битвы за Сталинград и за Кавказ, во многом решившие исход всей второй мировой войны, героические сыны и дочери репрессированных народов Северного Кавказа отстояли и свою малую родину. В этом деле их вдохновляли СМИ, обращавшие внимание на менталитет кавказских народов. Так, флагман советской печати газета ?Правда? в дни ожесточенной схватки с гитлеровцами на Кавказе писала: ?Враг не знает, что Кавказ был всегда страной сильных и смелых народов, что здесь в борьбе за независимость народа рождали бесстрашных бойцов, джигитов, что трусость слыла здесь всегда позорным преступлением?.

Несмотря на постоянное сокращение тиража, объемов и периодичности газет, как по всей стране, так и на Северном Кавказе, на их полосах отводилось место теме героизма советских солдат ? представителей репрессированных в 1943-1944гг. северокавказских народов. Безусловно, с началом кампаний массовых депортаций горцев Северного Кавказа, в СМИ перестали публиковаться материалы с упоминанием этих народов вообще, да и газеты, принадлежавшие им, были упразднены. Но ранее на страницах местных, центральных и военных газет можно было прочитать о героизме представителей депортированных народов, которых власти выдавали за представителей других народов. Например, Герой Советского Союза Х.Нурадилов, о котором писала и газета ?Грозненский рабочий? 21 декабря 1942г., в документах значился дагестанцем. Из представленных к высокому званию Героя Советского Союза 18 карачаевцев, о которых пишет известный историк X. М. Ибрагимбейли, в годы Великой Отечественной войны получил свою заслуженную награду только Х.У. Богатырев. Имена всех известных нам сегодня героев и подвиги, которые они совершали во имя спасения своего Отечества, были установлены исследователями уже в послевоенные годы, а СМИ периода войны по понятным причинам, умалчивали о подавляющем большинстве этих фактов.

Спустя определенное время после насильственного переселения коренных народов Северного Кавказа (карачаевцев, балкарцев, чеченцев, ингушей), тема военного и трудового героизма, проявленного их представителями стала подниматься журналистским сообществом, что напрямую связано с разоблачением культа И.В. Сталина и совершенных им преступлений; возвращением депортированных северокавказских народов на свои исконные места расселения; повышением их этнического сознания и самосознания; принятием Закона ?О реабилитации репрессированных народов? и т.д., а также их стремлением доказать всему миру, что даже в условиях депортации, народы, безвинно наказанные властью, продолжали вносить большой вклад в дело Победы над врагом в лице гитлеровского фашизма. К примеру, только сыны 80-тысячного карачаевского народа ?в созвездии Героев Советского Союза зажгли одиннадцать золотых звезд?. Трем представительницам карачаевского народа - Нузуле Кубановой, Патие Шидаковой, Тамаре Абдуллаевой, проявившим трудовой героизм в условиях депортации, было присвоено почетное звание Героя Социалистического труда. Последние случаи беспрецедентны, т.к. трудовые подвиги совершили аполитичные политические репрессанты - кавказские горянки, которых власти бросили на чужбину выживать. Но они не только выжили сами, а помогли выжить другим, упорно работая в тылу во время войны и продолжая трудиться из всех сил во время восстановления разрушенного войной хозяйства страны уже после войны, вызвав к жизни понятие ?героизм репрессанта?. Последнее этимологически включает два взаимоисключающих термина: ?героизм?, что в самом широком смысле слова означает совершение подвига и ?репрессант?, под которым подразумевается человек, несущий наказание, вынесенное государственными структурами. В попытке объяснить природу такого невиданного ранее нигде героизма мы приходим к выводу, что он был основан на высоконравственных личностных качествах героинь, совершивших
 
трудовые подвиги во имя спасения других. Подвиг не бывает принужденным или случайным, т.к. требует от человека решительности и самопожертвования в экстремальной ситуации. И индивид сам вправе решать, проявлять ему героизм или нет.

Сегодня научно доказано, что все народы многонационального Советского Союза, принимавшие участие в военных действиях и в тыловых работах, совершали подвиги. Сыны и дочери репрессированных народов Северного Кавказа призванные на войну и трудившиеся в тылу, также, отличились мужеством и героизмом, увековечив свои имена. Несмотря на отсутствие собственных изданий у репрессированных северокавказских народов в местах вынужденного пребывания, их героизм освещали местные СМИ Казахстана, Средней Азии и Сибири, что символизировало о любви к своей Родине и стремлении приблизить долгожданную для всех советских людей победу над фашистской Германией и стремление, в последующем, восстановить разрушенное войной хозяйство. Исследователям еще предстоит раскрыть личности героев, которые принимали участие в военных действиях и работали в тылу под вымышленными именами и фамилиями, т.к. они являлись представителями репрессированных народов, но вместе с тем, проявляли искренний героизм, защищая и освобождая свою Родину от гитлеровских фашистов. Продолжающиеся в наши дни прецеденты, когда награды находят своих героев и спустя 65 лет после окончания войны, как представляется, не предел возможных открытий в данном направлении исследовательской работы.

Сегодня, когда кавказский регион вновь оказался в центре геополитических игр различных стран мира и внешние силы ведут подрывную деятельность, угрожая безопасности РФ и российского Кавказа, важно уделять пристальное внимание роли СМИ в интеграции всех народов Северо-Кавказского федерального округа. О необходимости создания Северо-Кавказского телеканала с целью формирования положительного общественного мнения о регионе еще в апреле 2010г. высказался полномочный представитель президента РФ в СКФО А. Хлопонин. Понятно, что телевидение является в регионе ведущим СМИ, но молодежь, в большинстве своем, проявляет лояльность к сетевым брендам, поэтому, представляется важным, наряду с телеканалом, создать и единый Северо-Кавказский Интернет-портал. О необходимости его создания высказалось подавляющее большинство экспертов в ходе проведенного нами экспертного опроса общественно-политического Интернета в КЧР.

Все это свидетельствует об актуализации вопроса о медиавоздействии на общественное сознание. В дни ожесточенной схватки с гитлеровцами и в период битвы за Кавказ (1942-1943гг.) печать помогла власти интегрировать все народы региона на отпор врагу. Современная битва за Кавказ, контекстуально отличающаяся по всем параметрам, включая усовершенствование информационно-коммуникационной системы и модернизацию технологий ведения информационных войн, требует еще большей концентрации внимания властей на роли медиафактора в обеспечении единства всех народов региона и сохранения целостности страны. Недооценка этого может обернуться непредвиденными последствиями. Именно поэтому, известный специалист в области информационных войн, политолог А.С. Панарин назвал одним из определяющих факторов Победы в Великой Отечественной войне обращение И.В.Сталина к концепции ?Москва-Третий Рим?. В рамках этого проекта советские СМИ с ноября 1941г. обратили внимание на тему боевых традиций России и стали активно распространять подвиги предков ? Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова. Наряду с ними СМИ транслировали информацию о героях Великой Отечественной войны, включая представителей репрессированных северокавказских народов.

В современных условиях, когда на Кавказе продолжаются локальные войны и конфликты, важно уделять пристальное внимание проблеме героизма в Великой Отечественной войне и цене Победы, достигнутой за счет миллионов человеческих жизней. Только на подвигах предшествующих поколений, на их примерах можно показать и доказать подрастающему поколению цену и цель Победы.

К сожалению, анализ современного медиапространства не выявил повышенного внимания медиасообщества к теме героизма репрессированных северокавказских народов. Такой подход, на наш взгляд, не является обоснованным и требует пересмотра. Забвение героизма каждого участника боевых действий и тыловых работ, внесшего вклад в Победу в Великой Отечественной войне, недопустимо, а донести его до широкой аудитории почетная миссия всех СМИ. К тому же посредством массмедиа неофициальная история, включая героическую историю, может приобрести официальный статус с соответствующими последствиями. В таких случаях журналисты, представившие публике новых героев, заслуживают особого признания за выявление и популяризацию военного героизма. Однако в стремлении ?усилить? героизм одних, не стоит его противопоставлять позициям других, хотя бы потому, чтобы избежать конфликта. Такой случай имел место в КЧР и был связан с публикацией статьи Е. Сажневой (Кому не светит звезда Давида//Московский комсомолец. 2008. 14 декабря), вызвавшей ответную реакцию Д.Касаева (Охтову и Нартокову не светит звезда Давида//Экспресс- почта.2009. 23 сентября.), что, в свою очередь, спровоцировало сельский сход жителей аула Бесленей тогда, когда в республике отмечали День единения. В аналогичной ситуации уместно задаться вопросом: военный героизм в медиатекстах пропаганда или провокация?

Таким образом, проблема публичности героизма репрессированных северокавказских народов остается актуальной и в наши дни, т.к. не находит должного отображения в СМИ несмотря на большой вклад, внесенный представителями этих народов в Победу в Великой Отечественной войне. Ведь подвиги этой страшной поры совершались во имя сохранения жизни на земле. И все герои Великой Отечественной войны, совершившие в нужный момент то, что требовалось сделать в национальных интересах своей Родины, заслуживают всенародного признания и увековечивания их памяти. Поэтому, диспропорции, имеющиеся между героической исторической реальностью и ее отображением в СМИ, необходимо устранить с целью восстановления исторической ?картины мира? и воспитания на героизме, в том числе и, репрессированных северокавказских народов, искреннего патриотизма, интернационализма и толерантного отношения к истории и культуре, прежде всего, своих соседей. Как сказал мудрец, заставить полюбить себя весь мир легко, а заставить полюбить себя своего ближнего очень сложно. К этому хочется добавить: ?но возможно?. И над этим нужно работать нам всем, чтобы сохранить мир, завоеванный большой ценой в годы Великой Отечественной войны.

Джульета Джантеева,
политолог, кандидат исторических наук
Общественно-политическая газета ?Ничего личного: обратная связь?
 
Юлий Моисеевич Костинскийни "Список Холамлиевых" деген статьясы Германияда чыкъгъан чууут газетде басмаланнганды.
(Еврейская Газета ?4 (104), Апрель, 2011, стр. 23).

Костинский всегда отличается объективностью, верностью Истине.
О Человеке большой души можно читать здесь:
http://alaugan.wordpress.com/
http://www.elbrusoid.org/content/society/p346200.s html
Страницы: 1
Читают тему (гостей: 1)

 

Написать нам