Героизм репрессантов
Тема героизма, проявленного на фронте и в тылу, приобретает особую актуальность в год 65-летия Победы над немецко-фашистскими захватчиками, павшими под ударами Красной (Советской) Армии. Ярким символом признания определяющей роли СССР в победе над фашизмом выступает традиционный военный парад, прошедший и в этом году в День Победы в городе Москве, в котором принимали участие и иностранные военные. Отсутствие в нем первых лиц государств-союзников СССР США и Великобритании не испортило торжество.
Понятно, что широкая аудитория не может узнать о новых героических фактах из официальной и неофициальной истории войны без активного участия журналистов. Используя широкий круг материалов и документальных источников, рассказы фронтовиков и тружеников тыла, а также их потомков, журналисты могут раскрыть глубинное содержание войны и суть Победы.
Это тем более важно сегодня, когда продолжаются ?интеллектуальные бои? за историю в ходе которых некоторые российские функционеры предлагают дополнить действующее законодательство статьями об уголовной ответственности за фальсификацию истории второй мировой и Великой Отечественной войны. К сожалению, эти жесткие инициативы не лишены оснований, т.к. значительная часть молодежи не знает даже ключевых дат войны, не говоря уже о ее содержании. По словам руководителя Всероссийского центра изучения общественного мнения В.Федорова, ?у нового поколения память о реальных событиях превращается в память о беллетристике и кинопостановках. Книги о войне в последнее время читали 32% молодых, смотрели фильмы о ней - 86%. Отсюда происходящее снижение качества, глубины, достоверности наших знаний о войне. Даже дату её начала помнят только 53% представителей молодежи?.
Между тем отметим, что победа над немецко-фашистскими захватчиками была завоевана не только на военном, но и на идеологическом фронте, т.к. Великая Отечественная война 1941-1945гг. была еще и информационно-идеологической войной. От исхода этого противоборства зависело будущее нашего государства и судьба всего человечества.
Сегодня всем известно о мощном идеологическом аппарате, занимавшемся отравлением населения шовинизмом, пробуждением низменных инстинктов, попиранием нравственных ценностей и развращением умов социальной демагогией с целью проекции сознания миллионов людей в сторону поддержки гитлеровского фашизма. Советская идеологическая машина также не уступала гитлеровской, что соответствующим образом отразилось и на духовном состоянии солдат Красной (Советской) Армии и тружеников тыла.
Объектом особого внимания гитлеровской пропаганды являлось население оккупированных территорий, где они намерены были установить ?свой?, так называемый, ?Новый порядок?, стремясь подорвать общественно-политический советский строй изнутри. Это нашло отражение и в политике фашистов на оккупированной в 1942 г. территории Северного Кавказа, а именно в: Орджоникидзевском крае, части Краснодарского края, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии и Чечено-Ингушетии, где они пытались использовать в свою пользу фактор полиэтничности региона. Однако многонациональный народ Северного Кавказа не только не поддался на провокации гитлеровских политтехнологов, но и сплотился перед лицом общего врага. Об этом свидетельствует и документальная архивная хроника тех лет, и сохранившиеся СМИ.
Как известно, из всех СМИ в период Великой Отечественной войны самой распространенной была печать, т.к. телевидение для подавляющего большинства населения страны было недоступно, а радио, которое имело относительное распространение, было изъято в целях недопущения немецко-фашистской контрпропаганды. При этом нельзя сказать, что гитлеровцы не использовали для этого печатные средства, стремясь деморализовать многонациональный народ Северного Кавказа. На войне, как говорится, все методы приемлемы, начиная от дезинформации в любой форме или отсутствия какой-либо информации вообще.
В условиях жесточайшей схватки с коварным врагом, советская партийная власть, выступавшая монополистом всей информационной сферы страны, не желала распространяться о причинах депортации коренных северокавказских народов: карачаевцев, балкарцев, чеченцев и ингушей и их храбрых, мужественных представителях, продолжавших ковать Победу на фронтах войны и в тылу врага. В экстремальных условиях войны с еще большим ужесточением контроля над всеми инфопотоками на фронте и в тылу исключалось и ?спонтанное развитие журналистики? (С. Корконосенко), которое мы наблюдаем сегодня. Не этим ли объясняется причина отсутствия какой-либо информации в СМИ о массовых репрессиях целых народов!? Отсутствовала такая информация и в контрпропагандисткой фашистской кампании. Поэтому следует объективно признать то, что властвующей партийной номенклатуре в условиях информационно-идеологической войны 1941-1945гг. удалось засекретить от всех любую информацию о массовых депортациях целых народов!
Между тем, следует отметить, что по свидетельству архивных документов периода войны, рассекреченных еще в 2007г., местные народы вышли из доверия госаппарата задолго до оккупации фашистами территории Северного Кавказа. Так, уже в декабре 1941г. был фактически прекращен призыв военнообязанных из северокавказского региона в ряды Советской Армии. Из других рассекреченных источников конца 30-х ? начала 40-х гг. становится очевидным стремление власти во главе со И.В. Сталиным передать живописные горные территории Кавказа, например, территорию Карачая и Балкарии, Грузии. Но ведь тогда, в годы войны, репрессированные северокавказские народы, не имели представления об этих планах ?отца всех народов? и его окружения и шли в бой ?За Родину, за Сталина!?. Представители репрессированных народов региона вошли в число 26 добровольческих соединений, сформированных в Адыгее, Дагестане, Северной Осетии, на Кубани, в Ставрополье, в Кабардино-Балкарии, в Карачае и Черкесии. По верному замечанию А.С. Схакумидова, они явили пример безграничной любви воинов-добровольцев к своей Родине, сплоченности и боевого содружества представителей всех национальностей и народностей Северного Кавказа.
Выполняя, выдвинутый руководством страны в середине 1942г. приказ ?Ни шагу назад!?, требовавший от каждого участника боевых событий высочайшей концентрации сил и духа, когда одновременно шли две жесточайшие битвы за Сталинград и за Кавказ, во многом решившие исход всей второй мировой войны, героические сыны и дочери репрессированных народов Северного Кавказа отстояли и свою малую родину. В этом деле их вдохновляли СМИ, обращавшие внимание на менталитет кавказских народов. Так, флагман советской печати газета ?Правда? в дни ожесточенной схватки с гитлеровцами на Кавказе писала: ?Враг не знает, что Кавказ был всегда страной сильных и смелых народов, что здесь в борьбе за независимость народа рождали бесстрашных бойцов, джигитов, что трусость слыла здесь всегда позорным преступлением?.
Несмотря на постоянное сокращение тиража, объемов и периодичности газет, как по всей стране, так и на Северном Кавказе, на их полосах отводилось место теме героизма советских солдат ? представителей репрессированных в 1943-1944гг. северокавказских народов. Безусловно, с началом кампаний массовых депортаций горцев Северного Кавказа, в СМИ перестали публиковаться материалы с упоминанием этих народов вообще, да и газеты, принадлежавшие им, были упразднены. Но ранее на страницах местных, центральных и военных газет можно было прочитать о героизме представителей депортированных народов, которых власти выдавали за представителей других народов. Например, Герой Советского Союза Х.Нурадилов, о котором писала и газета ?Грозненский рабочий? 21 декабря 1942г., в документах значился дагестанцем. Из представленных к высокому званию Героя Советского Союза 18 карачаевцев, о которых пишет известный историк X. М. Ибрагимбейли, в годы Великой Отечественной войны получил свою заслуженную награду только Х.У. Богатырев. Имена всех известных нам сегодня героев и подвиги, которые они совершали во имя спасения своего Отечества, были установлены исследователями уже в послевоенные годы, а СМИ периода войны по понятным причинам, умалчивали о подавляющем большинстве этих фактов.
Спустя определенное время после насильственного переселения коренных народов Северного Кавказа (карачаевцев, балкарцев, чеченцев, ингушей), тема военного и трудового героизма, проявленного их представителями стала подниматься журналистским сообществом, что напрямую связано с разоблачением культа И.В. Сталина и совершенных им преступлений; возвращением депортированных северокавказских народов на свои исконные места расселения; повышением их этнического сознания и самосознания; принятием Закона ?О реабилитации репрессированных народов? и т.д., а также их стремлением доказать всему миру, что даже в условиях депортации, народы, безвинно наказанные властью, продолжали вносить большой вклад в дело Победы над врагом в лице гитлеровского фашизма. К примеру, только сыны 80-тысячного карачаевского народа ?в созвездии Героев Советского Союза зажгли одиннадцать золотых звезд?. Трем представительницам карачаевского народа - Нузуле Кубановой, Патие Шидаковой, Тамаре Абдуллаевой, проявившим трудовой героизм в условиях депортации, было присвоено почетное звание Героя Социалистического труда. Последние случаи беспрецедентны, т.к. трудовые подвиги совершили аполитичные политические репрессанты - кавказские горянки, которых власти бросили на чужбину выживать. Но они не только выжили сами, а помогли выжить другим, упорно работая в тылу во время войны и продолжая трудиться из всех сил во время восстановления разрушенного войной хозяйства страны уже после войны, вызвав к жизни понятие ?героизм репрессанта?. Последнее этимологически включает два взаимоисключающих термина: ?героизм?, что в самом широком смысле слова означает совершение подвига и ?репрессант?, под которым подразумевается человек, несущий наказание, вынесенное государственными структурами. В попытке объяснить природу такого невиданного ранее нигде героизма мы приходим к выводу, что он был основан на высоконравственных личностных качествах героинь, совершивших