Войти на сайт
21 Сентября  2019 года

 

  • Билгенни къолу къарны джандырыр.
  • Адеб джокъда, намыс джокъ.
  • Джюз элде джюз ёгюзюм болгъандан эсе, джюз джууугъум болсун.
  • Уллу суу бла уллу ауруудан башынгы сакъла.
  • Тамбла алтындан бюгюн багъыр ашхы.
  • Келинни – келгинчи, бёркню кийгинчи кёр.
  • Сабыр джетер муратха, сабырсыз къалыр уятха.
  • Чабакъгъа акъыл, табагъа тюшсе келеди.
  • Тели турса – той бузар.
  • Тенгинг джокъ эсе – изле, бар эсе – сакъла!
  • Гитче джилтин уллу элни джандырыр.
  • Тилчиден кери бол.
  • Ишлегенде эринме, ишде чолакъ кёрюнме.
  • Чыкълы кюнде чыкъмагъан, чыкъса къуру кирмеген.
  • Эм ашхы къайын ана мамукъ бла башынгы тешер.
  • Юй кюйдю да, кюйюз чыкъды, ортасындан тюйюш чыкъды.
  • Сакъламагъан затынга джолукъсанг, не бек къууанаса, не бек ачыйса.
  • Намыс сатылыб алынмайды.
  • Къобан да къуру да къобханлай турмайды, адам да къуру да патчахлай турмайды.
  • Уллу атлама – абынырса, уллу къабма – къарылырса.
  • Къумурсхала джыйылсала, пилни да джыгъадыла.
  • Джашынгы кесинг юретмесенг, джашау юретир.
  • Тас болгъан бычакъны сабы – алтын.
  • Аш кетер да бет къалыр.
  • Окъугъан – асыу, окъумагъан – джарсыу.
  • Биреуню къыйынлыгъы бла кесинге джол ишлеме.
  • Къайгъы тюбю – тенгиз.
  • Алма терегинден кери кетмез.
  • Чабакъ башындан чирийди.
  • Аманны эки битли тону болур, бирин сеннге кийдирир, бирин кеси киер.
  • Бир онгсуз адам адет чыгъарды, деб эштирик тюлсе.
  • Къоркъакъны кёзю экили кёрюр.
  • Экеулен сёлеше тура эселе, орталарына барыб кирме.
  • Айныгъанлы алты кюн, тогъайгъанлы тогъуз кюн.
  • Акъыл сабырлыкъ берир.
  • Терек ауса, отунчу – кёб.
  • Уллу къазанда бишген эт, чий къалмаз.
  • Адамны аманы адамны бети бла ойнар.
  • Аш берме да, къаш бер.
  • Чакъырылмагъан къонакъ – орунсуз.
  • Кийим тукъум сордурур.
  • Бал – татлы, балдан да бала – татлы.
  • Къартны бурнун сюрт да, оноугъа тут.
  • Бал чибинни ургъаны – ачы, балы – татлы.
  • Иги болса, тамадама – махтау, аман болса, меннге – айыб.
  • Ариу – кёзге, акъыл – джюрекге.
  • Ёлген ийнек сютлю болур.
  • Зар адамны насыбы болмаз.
  • Онгсузну – джакъла, тенгликни – сакъла.
  • Къартны сыйын кёрмеген, къартлыгъында сыйлы болмаз.

 

Страницы: 1 2 След.
RSS
Обращение к Международному Олимпийскому Комитету и Оргкомитету "Сочи-2014"
 
Обращение к Международному Олимпийскому Комитету и Оргкомитету "Сочи-2014"

В 2014 году в городе Сочи состоятся XXII зимние Олимпийские игры. Олимпийская хартия определила целью Олимпизма служение спорта гармоничному развитию человека, способствование созданию мирного общества, заботящегося о сохранении человеческого достоинства. Проведение Игр в Российской Федерации является результатом высокой оценки роли и авторитета нашей страны в мировом сообществе, признанием её неоспоримых достижений в спорте и упрочении идеалов мира и справедливости на нашей планете. Философия Олимпийского движения имеет особую значимость для России - страны многонациональной и многоконфессиональной, объединившей десятки разных народов, бережно сохраняющих свою культуру и традиции под защитой государства и общественных институтов. Для народов России спорт является востребованным и действенным инструментом общения, активно способствующим их сближению и взаимопониманию. Это особенно актуально в Северо-Кавказском регионе, ставшем в последние годы объектом целенаправленных действий внешних сил, стимулирующих дестабилизационные и деинтеграционные процессы, межнациональную и межрелигиозную нетерпимость.

В этом контексте XXII зимние Олимпийские игры, которые пройдут на Северном Кавказе, а именно - на территории исторического ареала формирования и жизнедеятельности черкесского (адыгского) народа, по нашему убеждению, могут и должны быть использованы для гармонизации и укрепления межнациональных отношений и, как прямое следствие, упрочения государственности Российской Федерации.

В этих целях и с учетом сложившихся традиций проведения Олимпийских игр предлагаем определить символом XXII зимних Олимпийских игр образ Саусоруко - главного героя (центрального персонажа) эпоса "Нарты".

Героический эпос о нартах уходит своими корнями в глубокую древность и является выдающимся фольклорным памятником мировой художественной культуры. Сказания нартского эпоса передают героический дух народов Кавказа, красоту их взаимоотношений, щедрость, бескорыстие, гостеприимство. Так, главный персонаж нартского эпоса Саусоруко совершает много геройских подвигов ради благополучия и счастья людей, главный из которых заключается в возвращении им огня.

Эпос "Нарты" по своей художественной значимости приравнивается к таким мировым произведениям устного народного творчества, какими являются "Илиада", "Одиссея", "Махабхарата". По этой причине 2000-й год был объявлен Организацией Объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) годом эпоса "Нарты".

Следует отметить, что образ Саусоруко и его подвиг тесно перекликаются с узнаваемым во всем мире образом, запечатленным в древнегреческой легенде о Прометее, передавшем людям спасительный огонь, похищенный им с горы Олимп. Более того, сюжетная линия легенды о Прометее связана с Кавказом, где к одному из горных хребтов он был прикован в наказание за похищение огня. Важно и то, что схожесть образов Саусоруко и Прометея объясняется исследователями тем, что Кавказ и Древняя Греция имеют многотысячелетние связи, результатом которых явилось взаимопроникновение и взаимовлияние культур. Науке также известно, что предки народов Кавказа принимали участие в Олимпийских играх в Древней Греции.

Эпос "Нарты", который является объектом мирового культурного наследия и бытует практически у всех народов Кавказа, связывая их в единое культурное пространство. Образ Саусоруко, будучи символом Сочинской Олимпиады, позволит в полной мере представить богатство культурного наследия народов Кавказа органичной части Российского общества. Герой нартского эпоса, подвиг которого идентичен подвигу Прометея, проложит символический мост времён между Россией и родиной Олимпийских игр - Древней Грецией, обозначит прямую связь нашей страны и Олимпийского Сочи со страной первой Олимпиады. При этом смысл спасительного огня, добытого Саусоруко для людей, созвучен великому гуманистическому смыслу Олимпийского огня - спасению человечества от зла и насилия, установлению всеобщего мира и добрососедства, квинтэссенцией которого является лозунг: "О спорт, ты - мир!".
 
имволом XXII зимних Олимпийских игр образ Саусоруко - главного героя (центрального персонажа) черкесского (адыгского) эпоса "Нарты".
ну ты и наглец
 
Эпос наше общее наследие.
 
Тема переносится в раздел премодерации, все отправленные сообщения будут скрыты до одобрения модератором.
 
Аскер, я тебе уже говорил на одном форуме, но повторюсь - я за барса.
 
Хорошо не барсика
 
asoht
Просто всегда зверушку какую-нибудь символом выбирают.
 
имволом XXII зимних Олимпийских игр образ Саусоруко - главного героя (центрального персонажа) черкесского (адыгского) эпоса "Нарты".
ну ты и наглец

Ты что отрицаешь, что Саусэруко центральный персонаж черкесского варианта Эпоса Нарты?
 
Просто всегда зверушку какую-нибудь символом выбирают.
Представь себе Саусэруко в черкеске и с факелом. каждый кавказец увидит в нем частичку своего народа!!!
 
asoht
Представь себе Саусэруко в черкеске и с факелом. каждый кавказец увидит в нем частичку своего народа!!!

Тогда барса стилизовать под него.
 
сейчас необходимо разрабатывать эмблему. Идея уже есть. Пока мы спорим примут дельфина и все.
 
asoht
Пока мы спорим примут дельфина и все.

Ткачёв Деда Мороза пробивает.
 
asoht
а Димочка тот что Медведев в курсе ваших идей??? на его сайте вы не выставляли свой пост?? сори, но сначала я ваше имя как Ашот прочитала
 
Верблюданама луше шем дельфинамана. (с)
 
asoht
От кого это обращение, почему без подписи???
 
Это текст обращения который готовится для подписания выдающимися спортсменами страны, общественными деятелями, представителями научной и творческой интеллигенции всей страны. Уверен и балкарская и карачаевская молодежь поддержит.
 
asoht
если будете настаивать что нартский эпос исключительно адыгский, сомневаюсь, что кроме вас кто-то это поддержит..)
 
насколько знаю на всех олимпиадах символом животное использовали.... а тут на тебе, бородатого кавказца предлагают))
 
Azamat_SPb
если будете настаивать что нартский эпос исключительно адыгский, сомневаюсь, что кроме вас кто-то это поддержит..)

Так ведь он пишет:
...Сказания нартского эпоса передают героический дух народов Кавказа, красоту их взаимоотношений, щедрость, бескорыстие, гостеприимство...


Хотя я всё равно за барса... И эскиз медалей от Аси Еутых суперский:
http://vin.ru/images/stories/Man_work/154.jpg
А вот имя барсу можно дать Сосруко. Зверушкам ведь имена дают.
 
)))Kakim bokom Narstki epos stal adigskim ?Na nego minimum eche 3 naroda mojet spokoino pretendovat.eto raz
Vo-vtorih, Esli tekst idet oficialnim pismom ot vidaushihsya sposrtmenov i deyatel strani, to pochemu ih imen eshe netu vnizu( kak avtorov i )?
V-tret'ih, Olimpiiskii simvol imeet mesto bit tolko jivotnim, kak glasit v pravilah Olimpiiskogo Komiteta))
 
sult
Сосруко и барс с двух сторон обнимают Эльбрус /Минги Тау, Ошхамахо/, а где-то на заднем плане дед мороз и дельфин гибнут,сметенные горной лавиной ... может так?
 
Сосруко и барс с двух сторон обнимают Эльбрус /Минги Тау, Ошхамахо/, а где-то на заднем плане дед мороз и дельфин гибнут,сметенные горной лавиной ... может так?
И над всем этим портрет Путина передающего лыжи Медведеву))))
 
hamann

И все это происходит на съезде Единой России))
 
Смотрю идея понравилась!!! А споры кто первый произнес слово нарт к олимпиаде и задаче отношения не имеют. Это наследие народов Кавказа. Всех!!!
 
И эскиз медалей от Аси Еутых суперский
Аттяны эм иги кочхарлада аллай колокольчикле бар эдиле.
Страницы: 1 2 След.
Читают тему (гостей: 2)

 

Написать нам