Войти на сайт
19 Марта  2024 года

 

  • Эркишини аманы тиширыуну джылатыр.
  • Эшекге миннген – биринчи айыб, андан джыгъылгъан – экинчи айыб.
  • Намыс болмагъан джерде, насыб болмаз.
  • Кёпюр салгъан кеси ётер, уру къазгъан кеси кетер.
  • Ана – юйню кюн джарыгъы.
  • Ауругъанны сау билмез, ач къарынны токъ билмез.
  • Юре билмеген ит, къонакъ келтирир.
  • Аш хазыр болса, иш харам болур.
  • Абынмазлыкъ аякъ джокъ, джангылмазлыкъ джаякъ джокъ.
  • Ариу сёз джыланны орнундан чыгъарыр.
  • Адамны бетине къарама, адетине къара.
  • Ашыкъгъанны этеги бутуна чырмалыр.
  • Эки къатын алгъан – эки ташны ортасына башын салгъан.
  • Джарлыны тону джаз битер.
  • Орну джокъну – сыйы джокъ.
  • Бойнуму джети джерден кессенг да, мен ол ишни этеллик тюлме.
  • Къазанны башы ачыкъ болса, итге уят керекди.
  • Адам боллукъ, атламындан белгили болур.
  • Терслик кетер, тюзлюк джетер.
  • Акъдан къара болмаз.
  • Къарыусузгъа кюлме, онгсузгъа тийме.
  • Къыз чыгъаргъан – къызыл къымжа.
  • Бек ашыкъгъан меннге джетсин, дегенди аракъы.
  • Бир онгсуз адам адет чыгъарды, деб эштирик тюлсе.
  • Ёлген эшек бёрюден къоркъмайды.
  • Эки элинги тыйсанг, джети элде махталырса.
  • Ётюрюк хапар аякъ тюбю бла джюрюйдю.
  • Сёлеш деб шай берген, тохта деб, сом берген.
  • Чёбню кёлтюрсенг, тюбюнден сёз чыгъар.
  • Аджалсыз ёлюм болмаз.
  • Гугук кесини атын айтыб къычыргъанча, мен, мен деб нек тураса?
  • Къалгъан ишге къар джауар.
  • Халкъгъа джарагъан, джарлы къалмаз.
  • Аллахдан тилесенг, кёб тиле.
  • Уллу къазанда бишген эт, чий къалмаз.
  • Кийим тукъум сордурур.
  • Кюлме джашха – келир башха.
  • Къумурсхала джыйылсала, пилни да джыгъадыла.
  • Адеб базарда сатылмаз.
  • Ач келгенни – тойдур, кеч келгенни – къондур.
  • Тиширыусуз юй – отсуз от джагъа.
  • Телини эшигин, махтау джабар.
  • Ишин билген, аны сыйын чыгъарады.
  • Ауузу бла къуш тута айланады.
  • Къартха ушагъан джаш – акъыллы, джашха ушагъан къарт – тели.
  • Аш кетер да бет къалыр.
  • Аман эсирсе, юйюн ояр.
  • Нарт сёз къарт болмаз.
  • Билмегенинги, билгеннге сор.
  • Ачлыкъда тары гырджын халыуадан татлы.

 

Страницы: Пред. 1 2 3 4 5 След.
RSS
Аланла, давайте Объединяться и судить по делам ССББ и Алан! нас умышлено разъединяют!
 
Менме
до переселения балкарцев, до 1944 года. Кабардинским это место точно не было, само название говорит об этом....

На этом форуме обсуждалось уже (помню, что тему начинал "Амиго"). С момента вхождения в состав России в 19м веке и по сей день эта территория находилась сначала под контролем князей Кабарды, а затем в Нагорном (ныне Зольском) районе.
 
sult
С момента вхождения в состав России в 19м веке и по сей день эта территория находилась сначала под контролем князей Кабарды, а затем в Нагорном (ныне Зольском) районе.


И как же эти территории назывались в 19м веке?... и почему?
 
С момента вхождения в состав России в 19м веке и по сей день эта территория находилась сначала под контролем князей Кабарды, а затем в Нагорном (ныне Зольском) районе.
и почемуже он называется ДЖИЛЫ СУ? как же великие князья это допустили?
 
КАБ
И как же эти территории назывались в 19м веке?... и почему?

Карачаевское название - Джилы-су, кабардинское - Псыхъущхъуэ. Но Орбелиани оставил земли именно за кабардинцами, так как раздел между Терской губернией, в состав которой попала Кабарда, и Кубанской губернией, в состав которой попал Карачай (Эльбрусский округ Кубанской губернии в то время), провели по водоразделу Терека и Кубани.
 
Менме
и почемуже он называется ДЖИЛЫ СУ? как же великие князья это допустили?

Всё просто. Русским топографам, наносившим на карту названия в 19м веке, Джилы-су выговорить гораздо проще, чем Псыхъущхъуэ. Так вообще всегда делалось, если местность имела два названия: адыгское и тюркское.
 
Но Орбелиани оставил земли именно за кабардинцами, так как раздел между Терской губернией, в состав которой попала Кабарда, и Кубанской губерние
Кабардинским князьям его подарили Русские наместники, как и многие другие земли, так как Кабарда входила в состав РИ.
До Орбелиани, до прихода русских - это земля всегда принадлежала карачаево-балкарскому народу, это есть свидельства в том числе и со свидетелями так же как и юридеческое разделение между КБ и Кабардинцами, например Хуламский камень, так же как и свидетельствами путешествниками, топономика края.
Есть тому опровержения?
И что вы скажете в ответ, да вам отдали это участок на некоторое время наместники Росс. империи, да вы вообще пришли с Азовья и затем Дона на центр. кавказ, и теперь говорите что вам принадлежит... но как отдали так и обратно возвращают. Также как и нам предлагаете смириться с 19 веком, так и вам предлагаем смириться с 21 веком.

И более того все это не имеет отношения к данному вопросу.
Закон один для всех. Выдвинутые требования верны с точки зрения законов РФ и но неверны с точки зрения попыток обойти их в КБР.
Интересно услышать мнение компетентых людей.

Попрошу не уводить тему в истерические (исторические) утопии и не отклоняться от темы охо?
 
sult
Кабардинцы насколько мне известно горцами никогда не были, так чтоже они делали в высокогорном районе? Если что то даже сейчас вблизи балкарские села - Кичмалка и Хабаз...
 
О происхождении названий.
Например, по поводу происходения слова "Москва" - существуют гипотезы, исключающие друг друга, оцените: фино-угорское, коми, мерянское, ирано-скифское, библейское, балтийское и пр.
Вот ссылка:
http://moscow.gramota.ru/znan01.shtml

Исходя из этого, никаким русским этот город не принадлежит. И тот факт, что слово не русское, отнимает все права на этот город у русских. Так что ли? Вряд ли. Название на том или другом языке не является основанием объявлять ту или иную территорию своей.
 
sult
Всё просто. Русским топографам, наносившим на карту названия в 19м
веке, Джилы-су выговорить гораздо проще, чем Псыхъущхъуэ.

Полнейшая глупость и чушь, если бы так было бы дагестанские языке гораздо сложнее чем адыгские, и в том числе и абазинские, почему-то их + ингушские, чеченские, осетинские и многие другие на тюркский манер не записывали.
Записывали, то что слышали от населения.

Иди дальше скажи еще на адыгском сложно говорить поэтому перейдем на тюркский ;-)?
Да и по каким критериями ты судешь что легче было для русских топографов, скорее наоборот им легче было не подниматься в горы, а спросить у равниных жителей кабардскинцев как и что называется и записать все с их слов.. так может и сами кабардинцы тогда туфтой не страдали и сказали что он называет Джилы - Су.
Более того это твое субъективное мнение что легче а что нет, а мировая наука и топография говорит о другом ;-)
Джилы - Су источник был назван не русскими а за долго до русских, плюс вся топономика этого края карачаево-балкарская.

а ваше Псыхъущхъуэ это калька с Джила - су придуманная совсем недавно, приведи исторические источники где Джилы Су так назывался?
Да и инетересно что кабардинцы только слово Джилы Су Псыхъущхъуэ-м называли? а окрестные речушки склоны понялы горки и т.д. оставили без своих кабардинских названий? )
Что это ВСЯ топонимука Верхней части зольского района была испокон веков, есть и будет карачаево-балкарской, есть тому опровержения?

что-то вы без внимание оставили эту ВСЮ топономику, а ну да она же вся сейчас не в туристическое моде))
 
Алий
Кабардинским князьям его подарили Русские наместники, как и многие другие земли, так как Кабарда входила в состав РИ.

"Многие другие" - это какие? Кёнделен и Белую речку?
________________________________
До Орбелиани, до прихода русских - это земля всегда принадлежала карачаево-балкарскому народу, это есть свидельства в том числе и со свидетелями так же как и юридеческое разделение между КБ и Кабардинцами, например Хуламский камень, так же как и свидетельствами путешествниками, топономика края.

Уже и фото Хуламского камня здесь на форуме выкладывали с надписью, а всё равно... На это камне о Джилы-су ни слова нет.
________________________________
Также как и нам предлагаете смириться с 19 веком, так и вам предлагаем смириться с 21 веком.

Кто против?
 
Название на том или другом языке не является основанием объявлять ту или иную территорию своей.
Обьявляете ее вы чужую территорию своей.
Есть множество исторических свидетельств, которые гласят что эта территория принадлежала горцам выше одну маленькое, но существенное привел (свидетелями того были князья из соседних обществ), только после прихода Рос. империи вам ее передали, как видим на время, законы изменились не в вашу пользу,теперь ее возвращают.
Кто знает может потом снова изменят... но не вам и не нам это решать.
Так что уймитесь.
 
Менме
sult
Кабардинцы насколько мне известно горцами никогда не были, так чтоже они делали в высокогорном районе?


Скот пасли.
________________________
Если что то даже сейчас вблизи балкарские села - Кичмалка и Хабаз...

Кичмалка - карачаевское село. Но ближе ли оно, чем Каменномостское? По карте примерно одинаковое расстояние. Хабаз, основанный Калмыковым, ближе.
 
Уже и фото Хуламского камня здесь на форуме выкладывали с надписью, а всё равно... На это камне о Джилы-су ни слова нет.
так и не нужно слово про Джилы- су достаточно провести границу которая проходила существенно ниже Джилу-су, что автоматически ее относит к КБ обществам.

Еще раз повторяю вам она не принадлежала никогда, вам ее дали русские наместники (чисто юридически отнеся к вам - хотя там так и продолжали жить КБ народ), они же у вас с помощью законов РФ забирают обратно и отдают тем у кого забрали.
 
Алий
Всё просто. Русским топографам, наносившим на карту названия в 19м
веке, Джилы-су выговорить гораздо проще, чем Псыхъущхъуэ.
Полнейшая глупость и чушь, если бы так было бы дагестанские языке гораздо сложнее чем адыгские, и в том числе и абазинские, почему-то их + ингушские, чеченские, осетинские и многие другие на тюркский манер не записывали.


Может быть и глупость, может быть и чушь, но тем не менее. Приведи мне пример, когда при наличии одновременно вайнахского и тюркского названия записали бы вайнахское. Приведёшь - соглашусь.
 
Но ближе ли оно, чем Каменномостское?
к вашему сожалению оказалось ближе, есть возвражение оспорь в суде)), нам не важно Кичмалка или Хабаз, нам важно Кичмалка + Хабаз, и не важно карачаевским ты его назовешь или балкарским - так как карачаевское = балкарское.
 
...решение внеочередной сессии Совета местного самоуправления с. Кичмалка, требующее определить границы их муниципального образования, включив в его территорию все правобережье р. Малка до границы с КЧР. По левой стороне - Большой Лахран, включая Долину нарзанов, урочище Мушт, Харбаз, до границы с Эльбрусским районом, плюс еще Жылы-Су. Такое же решение поступило и от жителей с. Хабаз.



Эти два села, Хабаз и Кичмалка, где проживают 3238 человек, требуют, чтобы им передали 84,5 тыс. гектаров горных пастбищ, которыми до сих пор пользовались 18 сельских поселений Зольского района и около 60 сельских поселений других районов республики.



На что рассчитывают авторы нового передела республики? На то, что население указанных выше восьми десятков сельских поселений это проглотит, будет сидеть и молчать? Разве не экстремизм подобные требования? Мне лично трудно представить, какие будут последствия удовлетворения этих требований. На этот счет не может быть никаких иллюзий. В письмах в федеральные инстанции эти земли названы исконно балкарскими, отобранными руководством республики в нарушение законов. Это по меньшей мере лукавство.



Во-первых, эти земли никто ни у кого не забирал и никому их не передавал. Они остались, как и прежде, в республиканской собственности с тем, чтобы ими могли пользоваться те же сельхозпроизводители, заплатив небольшую сумму арендной платы. Балкарские села, расположенные ближе всех к этим землям, имеют преимущество арендовать те участки, которые им по душе.



Во-вторых, летние отгонные пастбища, находящиеся на территории Зольского района, не могли быть отобраны у балкарского населения хотя бы потому, что они ему не принадлежали. На этот счет есть указания в десятках достоверных источников.



На всей территории бассейна реки Малка, а также на северном Приэльбрусье, которое с довоенных времен входит в Зольский административный район, не проживало ни одно из пяти балкарских обществ, которые в совокупности составляли Балкарию.



Селение Хабаз поселилось на реке Малка, как и Кашхатау и Кенделен на их нынешних территориях, в последней четверти XIX века, когда в 1886 году сословно-поземельная комиссия Терской области выделила для оставшихся после отмены крепостного права без земель балкарских крестьян 17359 дес. из кабардинских земель.
 
Алий
Что это ВСЯ топонимука Верхней части зольского района была испокон веков, есть и будет карачаево-балкарской, есть тому опровержения?

Испокон веков - слишком громко. С 19 века и по сей день топонимика однозначно тюркская.
 
Алий
Еще раз повторяю вам она не принадлежала никогда, вам ее дали русские наместники (чисто юридически отнеся к вам - хотя там так и продолжали жить КБ народ), они же у вас с помощью законов РФ забирают обратно и отдают тем у кого забрали.

Кто у кого что забирает? Территория остаётся в Зольском районе при любом раскладе.
 
Алий
Хабаз, нам важно Кичмалка + Хабаз, и не важно карачаевским ты его назовешь или балкарским - так как карачаевское = балкарское.

Федеральному центру не важно тем более. Не Кичмалка+Хабаз, а именно Хабаз ближе.
_____________________
А вот для историков имеет значение, т.к. Хабаз основан благодаря Калмыкову.
 
Приведи мне пример, когда при наличии одновременно вайнахского и тюркского названия записали бы вайнахское
большая часть всей горной части Дагестана и Чечни и Ингушетии, горная часть Осетии и ЮО, Абхазии, Грузии и даже представь Краснодарского края где на большой части по идее уже около 200 лет адыгы не живут, но ваши топононимы живут лишь только на русский манер искаверканы (кстати говоря как и чисто турецкие топоннимы) и т.д...

маленький пример Танги-чу речушка в Чечне, Тлярош в Дагестане. открой гугл мапс и можешь получать удовольствие от диковенных и сложных названий ;-)
 
Возмущенный
Эти два села, Хабаз и Кичмалка, где проживают 3238 человек, требуют, чтобы им передали 84,5 тыс. гектаров горных пастбищ, которыми до сих пор пользовались 18 сельских поселений Зольского района и около 60 сельских поселений других районов республики.

На что рассчитывают авторы нового передела республики?



В принципе и дальше смогут пользоваться за определённую арендную плату, с которой администрация села Хабаз должна будет платить налоги.
 
Не Кичмалка+Хабаз, а именно Хабаз ближе.
это для вас важно Хабаз, а для нас нет разницы Хабазу или Кичмалке для нас Кичмалка + Хабаз значит наше.
 
sult
Всё просто. Русским топографам, наносившим на карту названия в 19м веке, Джилы-су выговорить гораздо проще, чем Псыхъущхъуэ.


Оказывается русские виноваты...
А до русских топографов нигде не упоминается название этой местности?
Неужели Псыхъущхъуэ выговаривается труднее, чем Золукъуэкъажэ?
И что означает "Хъущхъуэ" в названии " Псыхъущхъуэ"?
 
Алий
большая часть всей горной части Дагестана и Чечни и Ингушетии, горная часть Осетии и ЮО, Абхазии, Грузии и даже представь Краснодарского края где на большой части по идее уже около 200 лет адыгы не живут, но ваши топононимы живут лишь только на русский манер искаверканы (кстати говоря как и чисто турецкие топоннимы) и т.д...

маленький пример Танги-чу речушка в Чечне, Тлярош в Дагестане. открой гугл мапс и можешь получать удовольствие от диковенных и сложных названий ;-)


Ты мне приведи пример, когда что-то в тех местах одновременно имело бы и тюркское название, а записали бы нетюркским.
 
выделила для оставшихся после отмены крепостного права без земель балкарских крестьян 17359 дес. из кабардинских земель.
кабардинскими землями они стали после 18 века когда вам их начали дарить русские наместники так что возмущенный не забывай это.
18 сельских поселений Зольского района и около 60 сельских поселений других районов республики.
на этих горных пастбищах которые ты пытаешься сюда приписать находились в других местах и сейчас на них стоят кабардинские села.
и более того теперь по закону РФ такого быть не может, не будут эти земли принадлежать столким селам, потому что череполосица запрещена, будут теперь ее арендовать у балкарских сел.


п.с. ты возмущенный свою нацискую душенку раскрываешь в полную стоит тебя чуть чуть "пощекотить" ;-)
с летай на луну и найди там своих нациков -- так сказать начни работу с себя. каждый должен начать с себя
Страницы: Пред. 1 2 3 4 5 След.
Читают тему (гостей: 1)

 

Написать нам