Войти на сайт
19 Марта  2024 года

 

  • Къууут – джелге, берне – бошха.
  • Татлы тилде – сёз ариу, чемер къолда – иш ариу.
  • Тулпарлыкъ, билекден тюл – джюрекден.
  • Ишлегенде эринме, ишде чолакъ кёрюнме.
  • Таукел тауну аудурур.
  • Ач бёрюге мекям джокъ.
  • Тешигини къатында, чычхан да батыр болур.
  • Агъач халкъгъа алтынды, иссиликге салкъынды.
  • Хар ишни да аллы къыйынды.
  • Гырджын – тепсини тамадасы.
  • Чомарт бергенин айтмаз.
  • Къонакъ аз олтурур, кёб сынар.
  • Тин – байлыгъынг, терен саулугъунг.
  • Къарнынг бла ёч алма.
  • Булут кёкге джарашыу, уят бетге джарашыу.
  • Аманнга да, игиге да оноусуз къатышма.
  • Къайгъы тюбю – тенгиз.
  • Кесинге джетмегенни, кёб сёлешме.
  • Адамгъа аман кюн соруб келмейди.
  • Олтуруб кёрюнмей эди да, ёрге туруб кёрюне эди.
  • Кёл – къызбай, къол – батыр.
  • Таула не мийик болсала да, аууш табылыр.
  • Биреу ашаб къутулур, биреу джалаб тутулур.
  • Нарт сёз къарт болмаз.
  • Айтылгъан сёз ызына къайтмаз.
  • Кийиминг бла танылма, адамлыкъ бла таныл.
  • Дуния аламаты сен эсенг да, игиме деб айтма.
  • Сибиртки да сыйлы болду, кюрек да кюнлю болду.
  • Экиндини кеч къылсанг, чабыб джетер ашхам.
  • Аман адам элни бир-бирине джау этер.
  • Байлыкъ болгъан джерде, тынчлыкъ джокъду.
  • Джаханимни кёрмей, джандетге кёл салмазса.
  • Ишге юренсин къоллары, халкъ бла болсун джоллары.
  • Юре билмеген ит, къонакъ келтирир.
  • Бал – татлы, балдан да бала – татлы.
  • Эл элде бирер малынг болгъандан эсе, бирер тенгинг болсун.
  • Харам къарнашдан, халал тенг ашхы.
  • Аш берме да, къаш бер.
  • Тенги кёбню джау алмаз, акъылы кёбню дау алмаз.
  • Джангызны оту джарыкъ джанмаз!
  • Ёпкелегенни ашы татлы болады.
  • Айныгъанлы алты кюн, тогъайгъанлы тогъуз кюн.
  • Къартны сыйын кёрмеген, къартлыгъында сыйлы болмаз.
  • Тилсиз миллет джокъ болур.
  • Байма, деб да, къууанма, джарлыма, деб да, джылама.
  • Джылар джаш, атасыны сакъалы бла ойнар.
  • Сескекли кесин билдирир.
  • Джыйырма къойну юч джыйырма эбзе кюте эди.
  • Джан саулукъ бермей, сан саулукъ бермезсе.
  • Кирсизни – саны таза, халалны – къаны таза.

 

Страницы: Пред. 1 2 3 4 5 6 ... 9 След.
RSS
[ Закрыто ] КЧР на грани нового политического кризиса
 
KALAYSA Pictures
по архивным данным Турции
они всех записывали кто приезжал
 
KALAYSA Pictures
Там идут вырванные констексты.
хотелось бы почитать его труды полностью!
потом можно будет поговрить
 
KALAYSA Pictures
В 1803 году редуты, построенные около источника кислых вод близ Кисловодска, закрыли дорогу в горы, что привело к волнениям, и в 1807 году большая часть кабардинцев ушла за Кубань, в сторону Чечни,

От кисловодска, за кубань, в сторону Чечни, топографический кретининизм. Так что с народами у него тоже не богато.
 
Атажукинец
От кисловодска, за кубань, в сторону Чечни, топографический кретининизм. Так что с народами у него тоже не богато.

я заметил.. но повод задуматься есть.. )) харе закрывать глаза.. ))
 
Атажукинец
1807 году большая часть кабардинцев ушла за Кубань, в сторону Чечни
 
KALAYSA Pictures
если ты наставаешь, что черкесами называли всех, то ДОПУТИМ я соглашусь))).
То тогда че нам делить?)))
все дружно преписываемся черкесами, у нас будет общая культура, история. И не будем обвинять друг друга в переписывании)))
"черкес"-это будет как типа "американец"

обьеденимся и будет у нас Черкесия. восстановим историческую несправедливочть по-Лапинскому)))
 
KALAYSA Pictures
а если вы полностью отказываетесь от названия "черкес"
значит по праву преобладания все, что связано с черкесами принадлежит нам. Если конечно вы отказываетесь))). А если нет то давайте обьеденяться))))

а представляю как вы друг друга будете "чыгыр" называть)))))))))))))))))))))
 
Хэку
а если вы полностью отказываетесь от названия "черкес"
значит по праву преобладания все, что связано с черкесами принадлежит нам. Если конечно вы отказываетесь))). А если нет то давайте обьеденяться))))


ладно, извиняюсь у Мазукабзова, что оффтоплю в его теме, щас найду про черкесов, скопирую сюда, что б успокоить тебя..
 
Хэку
Но кто такие были черкесы и чем занимались до XIV века? Близко к ответу на вопрос, поставленный в заголовке параграфа, подошел В. М. Аталиков, фактически он дал его, но, к сожалению (насколько нам известно), не стал разрабатывать тему. ?По описанию Интериано, - пишет ученый, - верхней одеждой черкесов был плащ из войлока, а головным убором служила островерхая шапка. Такая шапка в русских летописях известна под названием ?клобук?. В Патриаршей или Никоновской летописи под 6660 (1152) годом встречаем: ?Изяслав же то слышав, скопя свою дружину, поиде, поима с собою Вячеслав весь полк, и все Черные Клобуки, еже зовутся Черкасы? (10. 191). Ф. Брун, ссылаясь на арабского историка Абуль-Гази, утверждает, что Черные Клобуки тождественны черкесам? (Аталиков, с. 163).

И это именно так: черкесы ? это второе название древнего тюркского народа (родственного кипчакам), некогда нанимавшегося на службу к русским князьям, сделавшего войну своей профессией. Именно поэтому его и называли ?черкес? - от чериу ?войско; военный? и кес, кеш, киш ?человек? = ?военный человек, воин, дружинник?; по этой же причине их именовали и касогами, касагами, казахами ? тюркское къазакъ также означает ?воин?. Добавим, что и этноним кабар также может быть формой тюркского же слова кавар, къангар, къауар, къаугъар ?воин, дружинник?; ср. кумыкское производное от этого термина ? къахраман (от къаугъар+ман) ?герой, витязь? или именование печенегов ? къангар, къанглы.

Сюда же относится и другой общеизвестный этноним ? ногъай, происхождение которого безосновательно возводят к имени золотоордынского темника Ногая; но название этого народа встречается в источниках задолго до времени жизни полководца. На наш взгляд, это вариант общетюркского термина ногар (нёгер, нукер, нокар ?ближний человек?, синоним джёнгер, джангар, йонгер ?военный человек, дружинник?); один и тот же народ именовался по-разному из-за того, что у разных племен были популярны разные термины (кстати говоря, от тюркского йонгер происходит название мелких дворян в Германии ? юнкер).

Обратимся к истории ранних черкесов (черкасов), которые (или их подразделения) часто упоминаются в русских летописях и под другими названиями ? Черные Клобуки, берендеи, торки, ковуи и др. Судя по всему, это были племена, избравшие ?узкую специализацию?, сделавшие походы и набеги образом жизни. Но если бы они действовали только самостоятельно, их неизбежно ожидало бы перерождение в разбойничью шайку и такое же неизбежное истребление; поэтому эти прирожденные воины стали наниматься на службу к тем, кто нуждался в их услугах ? русским князьям, получая условленную плату, земли и города для поселений в Поросье (Канев, Торческ и др.); причем чаще всего они сражались со своими соплеменниками ? половцами и печенегами.

Исследователь истории казачества пишет: ?Черные клобуки или Черкасы, как они называются в летописи, любили жизнь подвижную, но семьи свои берегли в укрепленных станах, или городках. Все Черкасы служили в составе княжеских войск; их причисляли к ?молодшей? дружине. Они участвовали во всех междоусобицах удельных князей, и в битвах с половцами в продолжении 150 лет, до самого нашествия татар. Черкасы-касахи составляли в княжеских дружинах легких конных стрелков и передовых соглядатаев, грозных своим казацким вооружением, копьями и саблями. Они могли выставлять до 30 тыс. человек. Вообще черкасы в Киевский период являлись весьма важным сословием: они участвовали в народных советах и торжествах Киева, сочувствовали его бедствиям, отличались глубокой преданностью князьям, но в то же время твердо отстаивали свои права и вольности? (Савельев, с. 194).

Эти черкасы-казахи (касоги) и стали той основой, на которой возникли запорожское и донское казачество. ?По мнению Ф. Бруна, эти черкесы состояли в тесных отношениях с так называемыми Бродниками ? предками донских казаков. В связи с этим можно предположить, что название ?казаки? перешло на Бродников от черкесов-касогов? (Аталиков, с. 163).
 
Приведем еще один факт. ?Историк Давида Строителя, - пишет З. В. Анчабадзе, - сообщает, что переселившиеся в Грузию кипчаки выставили 40 тыс. воинов и 5 тысяч отборных бойцов, составивших личную гвардию Давида Строителя (?Мона-спа?). И если учесть то обстоятельство, что все они переселились со своими семьями, а на каждую семью определить по пять человек в среднем, о получится, что в Грузию прибыло не менее 225 тысяч кипчаков? (ПБК, с. 119).
Происходило это в 1118-1120 гг. Жена царя Давида была дочерью хана Артыка Шарухановича, и эти воины сыграли главную роль в отражении нашествия сельджуков на Грузию (битва под Дидгори). Грузинские детописцы (как и арабские) именовали всех тюрков, населявших степи Северного Кавказа ?кипчаками?, а их страну ? ?Кивчакед? (в хронике ?Жамтаагмциерели? - Диди Кивчакти ?Великая Кипчакия?). Но там в средневековье обитало много племен, и названия у них, конечно же были разные. Что же случилось с теми кипчаками, которые перешли в Грузию и как они себя называли?
Можно присоединиться к легкому решению ? растворились среди грузин; но, в таком случае, нет ответа на вопросы: ?Почему хоть какая-то часть их потомков не сохранила свой древний этноним? Да и имелось ли в Грузии такое многочисленное население, способное ассимилировать такую массу??. Но мы знаем, что один из районов Западного Азербайджана называется ?Казахским?, население которого является чисто европеоидным, но несколько отличается от других азербайджанцев (по сообщению наших коллег из Баку, так и в обрядности, и в стереотипах поведения, и пр.). Ни о каком приходе каких либо племен из Казахстана никому неизвестно; поэтому мы склонны считать, что население этого района происходит от тех самых ?кипчаков?, которые переселились в Грузию в начале XII века, именовавших себя къазакълар ?воины? (т. е. это были те же черкесы-касоги-кабары) и вошедших в состав азербайджанского народа. На карте Кавказа от 1801 года (из актов Археографической комиссии; см. приложение к ?Истории Северо-Осетинской АССР?, т. 1, Орджоникидзе, 1987) эта местность так и обозначена ? ?Казах?.

Но вот как интерпретируют эти события два кабардинских исследователя: ?Между Кабардой и Грузией существовали добрососедские отношения, сложившиеся еще в раннем средневековье, со времен начала становления грузинской государственности?. Как это следует понимать? Уже давно существовало государство Кабарда (никому неведомое), когда грузины только-только приступили к созданию своей государственности. И сразу же Грузия наладила отношения с северной соседкой. ?Поскольку в русских и зарубежных источниках мы не нашли подробностей об этих страницах истории, то позволим себе сослаться на некоторые строки из письма научного сотрудника грузинского НИИ Дж. Бакрадзе? (оно было опубликовано в газете).

И снова впадаешь в недоумение ? сведений никаких не было, но существование ?этих страниц истории? уже подразумевалось. Что же написал в своем письме от 24 мая 1991 года Дж. Бакрадзе (когда Грузия готовилась к отделению от Советского Союза и старалась завязать тесные связи с народами Кавказа)? ?Кабардинцы всегда были нашими истинными братьями. Наша любовь обусловлена тем, что родительница нашей прекрасной матери Тамары (царица) была кабардинкой. А когда грузинам было очень трудно, ваши предки помогли царю Давиду Строителю и направили на поле битвы около 50 тысяч воинов еще в первой половине ХII века. Особенно важное в нашей дружбе ? это создание тогда с помощью кабардинского оружия Картвело-Кахетинского царства в том же ХII веке? (Мальбахов, Эльмесов).

Нашим историкам не приходят в голову простые вопросы. Почему ни один источник ничего не говорит о существовании не то что государства, но и территории по названию Кабарда? Это тем более нелепо, что государств, способных в то время обучить, экипировать и содержать 50 тыс. воинов, в те времена не было нигде, ни в одной стране мира. Какуюже армию могли выставить тогда все адыги? Через сто лет после Дидгорской битвы татаро-монголы, имея всего-навсего 30-40 тыс. воинов, завоевали пол-мира. Что ж это кабардинцы так оплошали? И куда потом подевалось их огромное войско, освободив Грузию и создав там государство? И почему это мать царицы Тамар звали совсем не по-адыгски, а очень даже по-тюркски ? Бурдухан? И предводитель войска, защитившего Грузию от турок-сельджуков, почему-то именовался Артык, сын Шарукана.

Причины, по которым указанный Дж. Бакрадзе, писал свое письмо, лежали за пределами науки. Не исключено также, что зная именование половцев (черкесы), научный сотрудник принял их за адыгов-кабардинцев, или просто считал современных кабардинцев тюрками-половцами. Или, думая, что балкарцы (которых он посчитал потомками кипчаков) и кабардинцы являются одним народом, захотел сказать им приятное. Не мог же он не знать, о ком говорится в грузинской летописи, известной всем? О причинах же, побудивших Мальбахова и Эльмесова приводить это письмо на страницах своей книги, в ?доказательство? существования Кабардинской державы в XII веке и ее ?братской помощи? несчастной Грузии, подумайте сами.

Зарубежный адыгский автор Хавжоко Шавкат Муфти писал (в начале XX века): ?До сих пор черкесский ?этикет?, правила вежливости, хорошего тона и благородного поведения называются ?уорк-хабзе? (нормы поведения уорков, знати?. И, далее: ?Джеймс Станислав Белл знал о том, что черкесская знать принадлежала к другому народу и была чужеземного происхождения. Он писал: ?Так как эти знатные люди в отличие от нашей кельтской знати, возглавляя род, сами принадлежат к другому народу, как, например, знать Англии, они гордятся своим иностранным происхождением. Я также думаю, что предками их были в большинстве случаев завоеватели, и что /уорк-Хабзе/, вероятно, происходит из того великолепного сарацинского источника, что и рыцарский дух Европы? (Хавжоко, с. 59).

Правда, сам Хавжоко никак не может решить, кто же были эти завоеватели, то и дело впадая в неразрешимые противоречия. Вначале он увидел их в варягах-скандинавах, приведя весьма странные доказательства (с. 61), затем передумал и говорит о куманах-половцах, печенегах и канглы, которые ?принадлежали к одному и тому же татарскому роду, говорили на одном и том же татарском диалекте и, в конце концов, исчезли, дав начало ногайскому народу?. Но Хавжоко, как и многие другие авторы, ?знает?, что татары (тюрки) пришли из Центральной Азии, следовательно, были монголоидами; уверен он и в том, что черкесы ? это адыги.
 
Совершенно не имея представления о методах лингвистических исследований, и, не зная, как объяснить некоторые факты, автор пишет, на каждом шагу совершая ?открытия?: ?Однако здесь есть историческая загадка: большиство имен половецких вождей, записанных в русских летописях, за исключением небольшого числа татарских и ногайских, являются черкесскими именами, принадлежавшими различным родам в Кабарде и на Кубани. Поэтому весьма вероятно, что в те времена куманы и печенеги были в подчинениии у черкесов и что их возглавляли черкесские князья. Особенно примечательно, что встречающиеся в летописях имена ? в основном княжеские. Кроме того, известно, что дочери куманских князей отличались такой красотой, что многие великие русские князья, а также сам Стефан V, король Венгрии, брали их себе в жены. Это не могло относиться к татарским красавицам, которые вряд ли могли нравиться европейцам, которым был чужд этот тип красоты? (Хавжоко, с. 61).

Обнаружив тюрко-черкесские параллели, автор переворачивает все с ног на голову: завоевателями, оказывается, были сами адыги, подчинившие половцев и ставшие их знатью; доказательство ? у половецких князей якобы были адыгские имена, а половецкие княжны были красивы и имели европеоидный облик. Относиться к подобным предположениям серьезно нельзя.

Единственное протипоречие, которое смог усмотреть Хавжоко, следующее: ?Если принять во внимание тот факт, что черкесы были многочисленным народом и проживали в тот период как в Крыму, так и на Кавказе, покажется странным, что ни один из историков не упоминает о них. Причиной может быть то, что они каким-то образом затерялись среди печенегов и половцев, так как мы знаем, что в 1317 году они проживали под названием кабари (кабардинские черкесы) прямо рядом с куманами на севере Крыма около Таганрога. (Это свидетельство взято с исторической карты в библиотеке Вены, на которой их название помечено к востоку от куманов). Более того, сохранилось старинное предание о бывшем господстве черкесов над ногайцами. Поэтому не исключено, что те, кого греческие авторы называли куманами, а русские хроники ? половцами, были кипчакскими татарами, находившимися под господством черкесских князей? (Хавжоко, с. 62).

Каким образом адыги-?черкесы?, ?многочисленный народ?, якобы сумели подчинить печенегов и куманов (что не удавалось ни византийским императорам, ни русским князьям), почему потом затерялись среди них, и как он сумел понять, что речь идет о завоевателях-адыгах, Хавжоко, разумеется, не говорит, допустить, что адыги были завоеваны черкесами и кабарами не может, а потому и пишет: ?Имена половецких предводителей и князей, сохранившиеся в русских летописях, в основном черкесские. Этот факт не противоречит историческим данным, согласно которым их прежнее местожительство находилось намного севернее, чем сегодня?. Все это верно, за исключением самой малости ? средневековые черкесы были не адыгами, а тюрками. Но что это за имена? По мнению Хавжоко, фамилии оканчивающиеся на ?ка, -ок, -ук, -ку ? это все черкесские фамилии (в его понимании ? адыгские), поскольку означают ?сын?. То же самое ? с окончаниями на ?ан. Смотреть соответствующую литературу и убедиться, что все эти имяобразующие форманты широко присутствуют в тюркской ономастике, Хавжоко не захотел. Приведем весь список, дополняя его комментариями автора:
 
Согласно Клапроту, в русских хрониках сохранились следующие имена: Абарук, фамилия из абхазского племени; Аброко ? другое, но непохожее на него имя из этого же племени.

Тарсук...
Курток (Курчок) ? фамилия, распространенная в абхазском племени.
Озалук (Залук) ? фамилия у кабардинцев.
Канчокович... ?Это имя кабардинского князя?, ?звали его Кургоко Канчокин?. (Это искаженное автором название половецкой династии Кончаковичей. ? К., Г.).
Итлар, Елтарх ? фамилия у кемиргоевцев. ?Итлар на татарском языке означает собака и не может быть именем человека. Правильная форма должна быть ? Идар?. (Допустить, что имя Итлар имеет на тюркском иное значение чем ?собака? - точнее ? ?собаки?, Хавжоко не может. На самом деле, это, скорее всего, ?Атлар? - ?ступающий, шествующий, идущий вперед?).
Курка (Кургоко), известная фамилия, распространенная среди бесланеевцев.
Сокол, княжеская фамилия у кумыков.
Кобран, фамилия в Кабарде.
Тогоркан... ?Имена,оканчивающиеся на ?кан, тоже черкесские, например, Урускан, Татаркан, Шарукан, Домиркан, Андемиркан. Окончание ?кан означает воспитанник, ученик. Князь Михаил Темрюкович Черкасский вырос в Москве, поэтому его звали Урускан, то есть ?воспитанный русскими?. Точно так же Тогоркан означает ?воспитанный дигорцами или тугорцами?. (Комментировать подобные откровения не имеет смысла).
Шарукан...
Урусоба ?Урусби означает ?князь русских?, подобно тому, как Тауби значит ?горный князь?. Башилби ? это родовое название?. (Какое отношение имеют к адыгам фамилия балкарских князей Урусбиевых и их же титул ?тауби?, как и название абазинского племени, неизвестно).
Алак ? распространенное имя.
Бонджак ? фамилия у шапсугов в деревне Шмитт.
Яросланоп ? фамилия в Кабарде.
Алтуноп ? фамилия у абадзехов.
Сурбар...
Атурги ? фамилия у бесланеевцев.
Когреп...
Блуиш ? фамилия в племени кемиргой.

Разумеется, доказывать очевидное - что эти имена тюркские ? мы не станем. И что же случилось, по мнению Хавжоко, с теми черкесами (адыгами), которые обитали далеко на севере? ?В Курском княжестве, где находились кабардинцы, было много русских беглых, которые присоединялись к черкесам. Они все вместе отправились на берега Днепра, где с разрешения татарского баскака (сборщика дани) они образовали общину Черкесия и положили, таким образом, начало черкесским или запорожским казакам (позднее подобным образом основали город Новочеркасск в устье реки Дон). Хотя со временем кабардинцы растворились среди превосходящих их по числу русских казаков, они помнили, что в прошлом их предками были ?Черные шапки?, которые жили на Днепре, свободно разгуливали по степям и служили степным кордоном первых русских князей? (Хавжоко, с. 68). (?Черные шапки? - это вариант названия тюркского племени, нанимавшегося на военную службу в русских княжествах и принявшего христианство, известного по русским летописям как ?Черные Клобуки?). О том, почему казачьи говоры что на Дону, что на Днепре переполнены не адыгизмами, а тюркизмами, Хавжоко рассуждать не захотел.

А что же на Кавказе? Понимая, что надо устранить противоречия в его объяснении происхождения адыгской знати, Хавжоко пишет: ?Со времени монгольского вторжения на Русь и Кавказ правящий класс черкесской знати варяжского происхождения был частично вытеснен аристократией монгольского и татарского происхождения. Эта новая знать поделила между собой страну и завладела землями и людьми. Различным территориям страны были даны имена знатных семей. Названия эти сохранились и сейчас: Тохтамышей, Карамурзей, Таусултаней, Мударей? (Хавжоко, с. 69).

Было бы крайне интересно ознакомиться с ?варяжскими? терминами в адыгских языках ? если они, конечно, имеются.
 
Хэку
вот это если коротко о черкесах..
 
KALAYSA Pictures
Где-то я это уже читал. Ссылочку не покажешь? Будай ведь, если не ошибаюсь?
 
sult
Не могла Кабарда выйти из состава Горской Республики, не определив свои границы. Это противоречит логике.
 
KALAYSA Pictures
и че здесь написано?)))

давно известно что предками казаков были черкесы, поэтоы их стали называть черкеспми))

Вопрос об украино-черкесских связях неисчерпаемый. Начиная даже с фамилий. Во-первых, НИ У ОДНОГО славянского народа, кроме украинцев, нет фамилий, оканчивающихся на -КО, -УК (ЮК), -ЦУК (-ЧУК).

Большинство исследователей признают, что украинское окончание фамилий -КО восточночеркесское (кабардинское), имеет в адыгском языке значение "сын" (кьо), то есть в Украине фамилии формировались точно также как в России, только в России "СЫН ПЕТРОВ", и сын отпало остался просто Петров (так же само как в Болгарии и Чехии, Словакии), то в Украине говорили: чей сын- Петрен сын, т.е. Петрен-КО (по адыгски Сын Петра) и т.д.
Окончание -ЮК, или более правильная форма -УК западноадыгское, с тем же значением. Оно до сих пор встречается в чистом виде, например Сыдорук, где проговаривается в полном соответствии с черкесским произношением.

-ЦУК в черкесском языке означает "маленький". Это окончание сохранилось как в искаженном виде -ЧУК, так и в чистом: фамилии Сацук, Гатцук, и т.п. Сацук - чистейший адыгизм, понятный черкесу без пояснений.


"Первые казаки, - писал В.Н. Татищев, - сброд из черкес горских, в княжение Курском в 14 столетии явились, где они слободу Черкасы построили и под защитой татарских губернаторов воровством и разбоями промышляли, потом перешли на Днепр и город Черкасы на Днепре построили".

В. Гатцук, украинский исследователь начала XXв. (наверное, подозревавший о черкесском происхождении своей фамилии), настаивает на черкесском происхождении запорожских Казаков (слово, созвучное с древнерусским названием черкесов - Касоги): "Города Канев, Черкасы, Чигирин основаны и населены Касогами, и все сельское, хуторское, поселение по обоим берегам Днепра к югу от Киева состояло тогда из Касогов. Касоги-Черкесы слились с местным тюркско-славянским населением и образовали, вместе с ними, так называемое украинское племя. От них теперешние украинцы получили те свои особенности, которыя отличают чистый их тип от Великороссиян - темный цвет волос и глаз. территория и народ Украины назывались Черкасией вплоть до времен Екатерины II. Различие между терминами черкес и черкас совершенно условное. Форма "черкес" вытеснила форму "черкас" лишь в XIX веке, а до этого адыгов, в большинстве случаев, называли именно черкасами. И только во времена царствования императора Александра 1-го, ? когда кавказские Черкесы, не пожелавшие добровольно покориться, были объявлены "врагами России", - официальные бумаги перестали называть Малороссиян Черкасами". "Такая распространенная украинская фамилия как Шевченко имеет адыгское происхождение, появилась эта фамилия как раз в то время, когда в днепровской Черкасии появились черкесские племена (отсюда и г.Черкассы). Она восходит к слову "шэуджэн", которым адыги обозначали своих христианских священников. Их потомки естественно назывались "шэуджэнко", "шевченко", известно, что по адыгски ?КО? означает потомок, сын. Другая весьма распространенная фамилия Шевчук восходит к адыгской фамилии Шаоцук. Мазепа - черкесская фамилия, в таком же виде бытует и на Кавказе".


Украинский историк Д.Н. Бантыш-Каменский также придерживался версии черкесского происхождения первых казачьих общин Поднепровья. Начало запорожскому войску, по его мнению, положили именно черкесы. Он указывает на то обстоятельство, что в делах коллежского архива запорожцы и доныне фигурируют под именем "черкас".


Центром днепровской Черкасии была Запорожская Сечь на острове Хортица. Показательно, что топоним Хортица имеет вполне адекватное адыгское значение. Хортица является лишь легким искажением от хъуртыс (хуртис) "место, где собираются мужчины", где хъур "мужчина", а т1ыс "садись". Как известно, Запорожская Сечь действительно была мужской ассамблеей, куда не допускали женщин. Слово шашка происходит от черкесского "сэшхо" - "большой нож".

Пребывание этнических черкесов в Украине отразилось на генотипе украинской нации. На сходство внешнего облика украинцев и черкесов обратил внимание такой крупный этнограф как Аф. Шафонский, составивший в 1786 году фундаментальное описание украинцев: "Нынешние горские черкесы по наружному виду лица, одеянию и по всем ухваткам, по сей день весьма на жителей, в низовых местах Днепра живущих, и особливо на бывших запорожских казаков похожи, которые и вообще все малороссияне, из стари черкесами называются"- пишет Шафонский.

Шафонский отметил сходство одежды и головных уборов украинцев и черкесов, а также остатки дольменной культуры в Южной Украине, памятники которой непосредственно связаны с дольменными скоплениями Западного Кавказа.

Автор XVIII в. - Ал. Ригельман, анализируя этноним "черкас" по отношению к украинцам, отмечал: "... а если вести им (украинцам) имя особое, то следовало б называться черкесами, по пришедшим потомкам в Украину из Черкасской Кабарды черкасам, которые смешавшись с украинцами вообще, проименовались тем именем, коим и доныне еще именуются. Притом доказывает и то, что сходство лица, одежда и несколько жительство (т. е. быт). обычай и во многом обряды, равные с черкесами имеют". Появление черкесов на Украине Ригельман относит к XIV веку, когда ими и был основан город Черкассы: "в XIV столетии, когда черкесы в здешние места из Кабарды пришли властью татар, собравши множество сброда, слободы населили и воровством промышляли, но для многих на них жалоб татарским баскаком на Днепр переведены и город Черкасы они построили, который доныне на том же месте и тем же званием именуется, состоящий на правой стороне реки оной, ниже города Канева, почему все казачество и вся Малороссия потом черкасами проименовались,...". Говоря об украино-черкесских связях, Ригельман опирался не только на исторические летописные свидетельства о переселении черкесов в Поднепровье, он подчеркивал сходство этнонимии, материальной культуры, антропологического типа и обычаев. Ригельман основывался в том числе и на собственных наблюдениях, поскольку бывал на Кавказе и был знаком с культурой и бытом черкесов.

Григор?й Халимоненко, ?нститут козацтва укра?нського:

"Як бачимо, традиц?ю ки?вських княз?в продовжують володар? й ?нших земель уже в XIII ст.; так, ординський баскак у Курському княз?вств? 1282 року "...закликав черкес?в з Бештау або ж П'ятиг?р'я й оселив ?х у слободах п?д назвою козак?в". А що ц? козаки чинили довкола грабунок, то курський князь Олег за "дозволом хана прогнав ?х з Курського княз?вства. До цих вигнанц?в, як? тривалий час переховувалися в л?сах та яругах, при?днувалися заброди з усяких руських княз?вств. Нарешт? вони досягли берег?в Дн?пра, де в?д м?сцевого ханського правителя одержали землю на осел? нижче Канева. Тут вони побудували соб? м?стечко, а ще правильн?ше, острожок та й назвали Черкаськ, через те що б?льша частина ?х була з роду черкас?в.
Факт влиття в середовище Запор?зько? С?ч? представник?в адигських народ?в заперечити важко".
 
KALAYSA Pictures

И это именно так: черкесы ? это второе название древнего тюркского народа (родственного кипчакам), некогда нанимавшегося на службу к русским князьям, сделавшего войну своей профессией. Именно поэтому его и называли ?черкес? - от чериу ?войско; военный? и кес, кеш, киш ?человек? = ?военный человек, воин, дружинник?; по этой же причине их именовали и касогами, касагами, казахами ? тюркское къазакъ также означает ?воин?. Добавим, что и этноним кабар также может быть формой тюркского же слова кавар, къангар, къауар, къаугъар ?воин, дружинник?; ср. кумыкское производное от этого термина ? къахраман (от къаугъар+ман) ?герой, витязь? или именование печенегов ? къангар, къанглы

А чье карачаевка Мария Темрюкова-Черкасская, подписала тогда дружбу с Россией, а вступила в Россию - Кабарда. Нехорошо так и отца тоже по тьюркски Инал звали?
 
О том, что имя черкесы (черкасы) от адыгского населения Приднепровья перешло на всё население этой области, подтверждает Д.К. Кантемир.
В книге "История роста и упадка Оттоманской Империи" он пишет:

"Все украинские казаки по-русски называются черкесами, но, главным образом, те, которые населяют берега реки Донец (область расселения адыгских групп - н.к.)... у тех черкесов имеются пять провинций, главными городами в которых являются Изюм, Харковия, Охтырка, Рыбинск и Сумы. К ним следует добавить самый древний русский город Чугуев... Он расположен на реке Донец".

О черкесах Кавказа он писал: "Черкесы - это самые благородные из скифских народов, проживающих в горах и холмистых местностях между Каспийским и Чёрным морями. Русские называют их черкесы-пятигоричи и этим отличают от черкесов-казаков (украинских потомков адыгов - н.к.)....

Они всегда изобретают что-нибудь новое в своих манерах или оружии, в которых татары подражают им так пылко, что черкесы могут быть названы французами в отношении татар.

Их страна является школой для татар, из которых каждый мужчина, который не обучался военному делу и хорошим манерам в этой школе, считается "тентеком", то есть нестоящим, ничтожным человеком.

Сыновья крымских ханов в тот момент, когда они увидели свет, отсылаются к черкесам на воспитание и обучение".

Д. Кантемир отмечает также, что "солдаты в египетскую армию набирались со всего света; особенно много в ней было черкесов, нации очень воинственной...
В Египте черкесы и абазы стоят в два раза дороже, так как они имеют привелегию наследовать права и имущество своих господ, которые получают по их смерти, имея предпочтение перед законными детьми. Этот обычай противоречит заветам корана и в то же время разрешен, вследствие одного мнения: Иосиф, находившийся некоторое время в рабстве в Египте, просил бога позволить, чтобы эта нация никогда не подчинялись рабам, и эта просьба претворена в действительность по тайному определению бога".

И действительно, в Египте (современный Египет, Сирия, Израиль, Иордания, часть Аравии с городами Медина и Мекка) много столетий правящую верхушку состаляли черкесы и абазы.
 
Хэку

Ты не в курсе, у скифов наследники есть.
А то и их к нам в родители?
 
Cuore Sportivo
Не могла Кабарда выйти из состава Горской Республики, не определив свои границы. Это противоречит логике.

С этим не спорю (я ведь не карачаевец, чтобы с этим спорить ). Я просто решил, что ты о границах до русско-кавказской войны.
 
http://www.kazarla.ru/phpbb2_kaz/viewtopic.php?t=1 6
 
KALAYSA Pictures
так вы претендуете на название "черкесы"?))
 
sult
вт, 02/12/2008 - 21:25 ? sult Проще просто начинать с этого, за день можно вопрос решить. Именно потому, что светское государство и от ДУМ тех же мало что зависит. А обозначить позицию можно. Некоторым мусульманам (не адыгам) действительно хочется видеть на Кавказе эмират, совершенно не светский причём. И что? Раз они так хотят, не будем объединяться (вот подумал ещё сейчас- ВОССОЕДИНЯТЬСЯ точнее, до 1860 года существовала единая Черкессия, состоявшая из 12 административных округов[u][/u])?
 
zaza
до 1860 года существовала единая Черкессия, состоявшая из 12 административных округов

И что смешного?
 
З.Ы. Кроме того, что написАть я это должен вт, 02/12/2008 - 21:25?
Страницы: Пред. 1 2 3 4 5 6 ... 9 След.
Читают тему (гостей: 1)

 

Написать нам