Войти на сайт
26 Апреля  2024 года

 

  • Арбаз сайлама да, хоншу сайла.
  • Мадар болса, къадар болур.
  • Эркиши – от, тиширыу – суу.
  • Ашда – бёрю, ишде – ёлю.
  • Орундукъ тюбюнде атылсам да, орта джиликме, де да айлан.
  • Эки элинги тыйсанг, джети элде махталырса.
  • Арпа, будай – ащды, алтын, кюмюш а – ташды.
  • Киштикге къанат битсе, чыпчыкъ къалмаз эди.
  • Таукел къуру къалмаз.
  • Сютню башын джалагъан къутулур, тюбюн ичген тутулур.
  • Гитче джилтин уллу элни джандырыр.
  • Таугъа чыгъаллыкъ эсенг, тюзде къалма.
  • Азыгъы аз, алгъа къабар, аты аман, алгъа чабар.
  • Ариу джол аджал келтирмез.
  • Билим – акъылны чырагъы.
  • Башсыз урчукъ тюзюне айланмаз.
  • Гырджын – тепсини тамадасы.
  • Башда акъыл болмаса, эки аякъгъа кюч джетер.
  • Адам къаллай бир ишленмесе, аллай бир кесин уллу кёреди.
  • Аманны тукъумуна къарама, игини тукъумун сорма.
  • Къар – келтирди, суу – элтди.
  • Хазыр ашха – терен къашыкъ.
  • Акъыллы башны – тили къысха.
  • Ата – билек, ана – джюрек!
  • Ачлыкъда тары гырджын халыуадан татлы.
  • Къууут – джелге, берне – бошха.
  • Кютгени беш эчки, сызгъыргъаны уа, джерни джарады.
  • Суугъа – чабакъ, къаягъа – ыргъакъ.
  • Чакъырылмай келген къонакъ сыйланмай кетер.
  • Адеб базарда сатылмаз.
  • Ашыкъгъанны этеги бутуна чырмалыр.
  • Уллу айтханны этмеген – уллаймаз.
  • Къая джолда джортма, ачыкъ сёзден къоркъма.
  • Эшекге миннген – биринчи айыб, андан джыгъылгъан – экинчи айыб.
  • Болджал ишни бёрю ашар.
  • Ашатыргъа иш – ашхы, ишлетирге аш – ашхы.
  • Эртде тургъан бла эртде юйленнген сокъуранмаз.
  • Джарашыу сюйген – джалынчакъ.
  • Кесинге джетмегенни, кёб сёлешме.
  • Къозулугъунда тоймагъан, къойлугъунда тоймаз.
  • Эр сокъур болсун, къатын тилсиз болсун.
  • Тил – кесген бычакъ, сёз – атылгъан окъ.
  • Кёзю сокъурдан – къоркъма, кёлю сокъурдан – къоркъ.
  • Джыланны къуйругъундан басарынг келсе, аны башы болгъанын унутма.
  • Тёзгеннге, джабылгъан эшик ачылыр.
  • Ёлген эшек бёрюден къоркъмайды.
  • Битмегеннге сакъал – танг.
  • Ханнга да келеди хариблик.
  • Кёзню ачылгъаны – иги, ауузну джабылгъаны – иги.
  • Чомарт къонакъ юй иесин сыйлар.

 

Страницы: Пред. 1 2
RSS
Черный ноябрь 1943... День памяти...
 
2 ноябрь 1943
Воистину!
 
Аллах миллетибизни къыйынлыкътан сакъласын!
Къартларыбыз узакъ емюрлю болсунла, жаш телюбюз адетни сакълагъанла болсунла!амин.
 
Аульская
Аллах миллетибизни къыйынлыкътан сакъласын! Къартларыбыз узакъ емюрлю болсунла, жаш телюбюз адетни сакълагъанла болсунла!амин.
Amin!
 
Соболезную всем, у кого пострадали близкие.
 
sult
у всех пострадали...
 
бездушный кролик
Я тебе в личку напишу смысл.
 
В Карачаево-Черкесии 2 и 3 ноября проходили мероприятия, приуроченные к 66-й годовщине депортации карачаевского народа. Своими воспоминаниями о массовом переселении карачаевцев в Среднюю Азию с корреспондентом "Кавказского узла" поделились жители республики, ставшие жертвами политических репрессий ноября 1943 года.

Жительница города Карачаевска Фатима Лепшокова, 1936 года рождения, на всю жизнь запомнила день выселения.

?Было морозное утро, мама пошла доить корову, а я во дворе кормила птицу, - вспоминает женщина. - Вдруг в калитку вошел человек в солдатской шинели. Я позвала мать, она отправила меня в дом, они недолго разговаривали, и мама вернулась, лицо было в слезах. Собирались мы быстро. В большой платок завернули теплые вещи и хлеб - больше ничего брать с собой не разрешили. В сарае остался скот, во дворе - птица и барашки. Нам ничего не объясняли, даже куда нас везут и за что?.

По словам Фатимы Лепшоковой, в их семье было одиннадцать детей, вернулись из ссылки в 1959 году - только пятеро. Деда и бабушку тоже похоронили в Казахстане. Отец с войны не пришел.

?Я помню, как от тифа умерло сразу двое младших, тиф тогда вообще погубил многих. Мама хоронила их, завернув в одеяло. Потом еще один - уже от голода?, - рассказывает женщина, пережившая депортацию.

Было очень плохо, на нас показывали пальцами, говорили, что людоеды приехали. Мы пережили много унижений, но вернулись людьми.

Узнав о том, что можно вернуться на родину, семья Лепшоковой решила возвращаться не задумываясь. ?Мы ехали домой, хотя наши дома уже не были нашими, и мы их выкупали, потому что перед тем, как выехать из Казахстана, мы подписывали бумаги о том, что не будем претендовать на прежнее жилье?, - рассказала женщина.

?Первое время в ссылке было очень плохо, на нас показывали пальцами и говорили, что людоеды приехали. Мы пережили много унижений, но вернулись. Вернулись людьми?, - говорит Фатима Лепшокова.

Свою историю корреспонденту "Кавказского узла" рассказал и Мумиат Бостанов, также переживший массовую высылку карачаевцев на чужие земли в 1943 году. Пожилой мужчина вспоминает, как в голодные годы в Средней Азии мать растягивала стакан кукурузной муки на неделю, готовя из нее суп-баланду на семерых человек.

?Сейчас, когда я вижу, как черствый хлеб выносят скотине, я очень ругаюсь на детей. Мы мечтали о хлебе. Мы были на уровне скота, перевозимого в товарных вагонах. Всех везли вместе - и стариков, и детей, и женщин. Мы заворачивали умерших в дороге в одеяла и отдавали людям на станциях, но в дороге умерло не так много, как там, в степи, от голода. Я помню, как женщина-казашка в первую ночь пустила нас переночевать в сарай, но не пустила в дом. В ту ночь мать у нее просила еды, но она сказала, что еды нет. Мы заснули голодными и уже на утро вместе с ней пошли на поле собирать оставшуюся свеклу, которую мать натирала на терке и добавляла в суп. Голод в то время был самым первым врагом, люди опухали от голода, но работали. Сотни умирали от болезней- лекарств не было, лечить было некому?, - рассказал Мумиат Бостанов.

По его воспоминаниям, самым тяжелым было время до 1946 года, а после окончания войны, жизнь стала налаживаться: появилась работа на полях, стала нужна рабочая сила. За работу давали хлеб, муку, сахар.

?Возвращались домой мы уже зажиточными людьми, - улыбается старик. - В наших домах тогда жили грузины, пришедшие из-за перевала. Говорят, именно поэтому Сталин и выселял наш народ - ему нужна была земля. А все что говорят о предательстве народа (обвинения карачаевцев в коллаборационизме - прим. "Кавказского узла") - это только официальная версия, не имеющая оправдания за все те зверства, которые произошли, даже если такие единицы и были. Была война, был голод, всякое могло быть ? люди ведь разные, но ?по паршивой овце ? все стадо не судят? и тем более не уничтожают?.

Между тем, историк Мурат Шебзухов, этнический черкес, считает, что выселение пагубно отразилась на карачаевском народе только в годы выселения, а после - лишь сплотило народ.

?Этот народ научился выживать, в любых условиях. Они научись единству. Большая часть их вернулась на родину, а вот после Кавказской воны тысячи черкесов не смогли вернуться с территории Турции. В разные исторически периоды народы Кавказа по-разному перенесли фактическое уничтожение. А на то, чтобы возродиться, уходят сотни лет?, - отметил историк.

В свою очередь, абазин Шамиль Тлисов отметил, что у горя человека нет национальности. ?Когда видишь человеческую боль в глазах - что уж точно не приходит в голову, так это спросить его о его национальности. Горе одного народа - горе всех. А струны национальной гордости часто становятся основным инструментом политических грязных игр, разрушающих теплые соседские отношения?, - считает он.

Второго ноября в Карачаевске у памятника жертвам политических репрессий прошел митинг памяти жертв депортации народов Кавказа в годы ВОВ. Собравшиеся возложили цветы к памятник, почтили память не вернувшихся на родину со степей Казахстана.

В Верхней Теберде состоялось открытие мемориала воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, и жертвам депортации, зажжен ?Огонь славы?. Новый памятник сделан в виде женщины-горянки с маленьким ребенком на руках, на плите у ее подножья выгравированы имена погибших во время ВОВ, и надпись на камне: ?1943-1957. Годы депортации карачаевского народа?.

Осенью 1943 года, когда свыше 15 тысяч мужчин-карачаевцев сражались на полях Великой Отечественной войны, 70 тысяч стариков, детей и женщин были вывезены на поселение в Казахстан и Киргизию. Их обвинили в пособничестве гитлеровским войскам. Большая часть репрессированных, более 43 тысяч человек, в том числе 22 тысячи детей, в дороге, в местах переселения от голода, холода, болезней погибли. Ссылка продолжалась 14 лет и завершилась в 1957 году.

По данным историков, вследствие депортации было уничтожено около трети карачаевского народа. От сталинских репрессий погибли 60% карачаевских детей. По словам доктора исторических наук, профессора Мурата Каракетова, не будь депортации 1943 года, численность карачаевцев в России сейчас составила бы 400-450 тысяч человек - вдвое больше, чем их есть на данное время (230-240 тысяч).

Из родных мест во время Великой Отечественной войны были выселены не только карачаевцы, но и калмыки, чеченцы, ингуши, балкарцы, крымские татары, турки-месхетинцы. По данным Международного общества "Мемориал", в 1943-44 годах из Чечни и Ингушетии было вывезено 485 000 человек, из Калмыкии - 101 000 человек, из Карачаево-Черкесии - 70 000, из Кабардино-Балкарии - 37 000 человек. Число жертв депортации среди турок-месхетинцев и других народностей Закавказья составило 100 000.

Ряд ученых склоняются к версии, что одной из причин депортации карачаевцев, чеченцев, ингушей и балкарцев было стремление Сталина расширить территорию Грузии, чтобы Северный Кавказ, в том числе и высочайшая в Европе гора Эльбрус, попали под контроль Тбилиси. Это, по мнению ученых, подтверждает и тот факт, что в 1943 году территория Карачаевской автономной области была передана Грузинской ССР, а город Карачаевск был назван по-грузински ? Клухори.

В 1957 году советское руководство разрешило карачаевскому народу вернуться на историческую родину. Была восстановлена Карачаевская автономная область. Первый президент России Борис Ельцин реабилитировал переселенцев и попросил от имени руководства страны прощения за преступление государства против карачаевцев. С тех пор ежегодно 3 мая в Карачаево-Черкесии отмечается как День возрождения карачаевского народа.

В 1991 году был принят Закон "О реабилитации репрессированных народов". Однако применение этого документа на практике оказалось осложнено многими факторами, что пока не позволяет считать закон исполненным во всех отношениях ко всем народам, подвергшимся массовым репрессиям в СССР
 
Cюргюн
Туркиядан форумчубуз Тенебек кесини саитында этген клипи
 
аааа
Амин Аллах .
 
2ноябр джуукълашды!
 
бу хапарланы окъусанг ,эштсенг -аязгъанча боласа!
Бир кер эринчек,не болса ол болсун!
Страницы: Пред. 1 2
Читают тему (гостей: 1)

 

Написать нам