Войти на сайт
20 Сентября  2018 года

 

  • Ашхылыкъ джерде джатмайды, аманлыкъ суугъа батмайды.
  • Намысы болмагъанны, сыйы болмаз.
  • Ашаса, ашамаса да, бёрюню ауузу – къан.
  • Ач, тоймам, дейди, тойгъан, ач болмам, дейди.
  • Къууут – джелге, берне – бошха.
  • Ёлюр джаннга, ёкюл джокъ.
  • Тил – кесген бычакъ, сёз – атылгъан окъ.
  • Таякъ этден ётер, тил сюекден ётер.
  • Тюзню ётмеги тюзде къалса да, тас болмаз.
  • Игиге айтсанг – билир, аманнга айтсанг – кюлюр.
  • Тура эдим джата, къайдан чыкъды хата?
  • Эл тойса, тоймагъан, эл къойса, къоймагъан.
  • Таукел адам тау тешер.
  • Мен да «сен», дейме, сен да «кесим», дейсе.
  • Ачлыкъда тары гырджын халыуадан татлы.
  • Хар ишни да аллы къыйынды.
  • Къарт болгъан джерде, берекет болур, сабий болгъан джерде, оюн болур.
  • Джашда акъыл джокъ, къартда къарыу джокъ.
  • Билмегенинги, билгеннге сор.
  • Узун джолну барсанг, бюгюн келирсе, къысха джолну барсанг, тамбла келирсе.
  • Тилде сюек болмаса да, сюек сындырыр.
  • Башы джабылгъан челекге, кир тюшмез.
  • Эринчекге кюн узун.
  • Джуртун къоругъан озар.
  • Джарлыны тону джаз битер.
  • Гырджын – тепсини тамадасы.
  • Эшекни не къадар тюйсенг да, ат болмаз.
  • Джетген къыз джерли эшекни танымаз.
  • Баш болса, бёрк табылыр.
  • Гыдай эчки суугъа къараб, мюйюзле кёрмесе, джашма алкъын, дегенди.
  • Бет бетге къараса, бет да джерге къарар.
  • Ёзденликни кёбю ётюрюк.
  • Окъугъан – асыу, окъумагъан – джарсыу.
  • Сютню башын джалагъан къутулур, тюбюн ичген тутулур.
  • Акъыл къартда, джашда тюйюлдю – башдады.
  • Окъугъан озар, окъумагъан тозар.
  • Окъдан джара эртде-кеч болса да бителир, сёз джара, ёмюрге къалыр.
  • Нёгер болсанг, тенг бол, тенг болмасанг, кенг бол.
  • Aдам боллукъ, сыфатындан белгили.
  • От кюйдюрген, сау болса да, тот кюйдюрген, сау болмаз.
  • Тыш элде солтан болгъандан эсе, кесинги элде олтан болгъан игиди!
  • Тау башында, тау болмаз, джангыз терек, бау болмаз.
  • Насыблы элин сюер, насыбсыз кесин сюер.
  • Джаз бир кюнню джатсанг, къыш талай кюнню абынырса.
  • Ач да бол, токъ да бол – намысынга бек бол.
  • Ашхы тенг джолгъа салыр, аман тенг джолдан тайдырыр.
  • Ата Джуртча джер болмаз, туугъан элча эл болмаз.
  • Иги бла джюрюсенг, джетерсе муратынга, аман бла джюрюсенг, къалырса уятха.
  • Ачылгъан эт джабылыр, кёрген кёз унутмаз.
  • Къарнынг ауруса, ауузунгу тый

 

Страницы: 1 2 3 4 5 ... 12 След.
RSS
Чьи же НАРТы ????
 
Недавно на одном из сайтов вошёл на форум под ни ком "къарачай нарт" какого же было возмущение тех кто находился на форуме моим ником
типа опять всё хапаете да нартов добрались или скаких пор у вас появились нарты я слышал вы во Франции представляли книгу про нартов позор плагиат
что скажите ??? по даному вопросу
 
къара
не эди ол форум?
 
къара
Да, дай ссылку той темы...
 
Нарты принадлежат абхазам, абазинам, адыгам, карачаевцам, балкарцам, осетинам, мегрелам, сванам, ингушам, чеченцам...потому что у всех этих народов есть они, но самое интересное то, что у чеченцев они представляются как враги, от которых защищались они, типа чужаки...а у ближайших соседей и сородичей ингушей в корне все наоборот - для них они предки и т.д...у мегрел и сван бытуют нарты частично, а вот у абхазо-адыгов очень богат нартский эпос, как и у осетин(предков которых и считают народом, принесшим на кавказ мотивы, хотя героический эпос до этого несомненно был...еще известно ведь,что предки осетин(аланы, которые ираноязычны) и могли быть теми врагами, которых описывали предки чеченцев, ведь они и граничили с ними, когда аланы пришли на кавказ...нартский эпос имеет очень много общего с монгольским эпосом, очень много я бы даже сказал, но еще более интересней, что многие его мотивы древней времени контактов между аланами и монголами, к тому же он имеет много параллелей с греческим героическим эпосом...), у балкарцев и карачаевцев тоже бытует нартский эпос...Насчет карачаевского не знаю, совпадает ли он с балкарским(если расскажете буду благодарен, но обязательно подкрепить доказательствами и ссылками на источники), но у балкарского эпоса нартов очнеь много параллелей с кабардинским и осетинским, хотя у каждого народа есть свои трактовки, свои моменты...

Давайте и тут не будем делить и т.д, ведь мы знаем как такие темы заканчиваются!
Я общался с людьми, которые занимаются ингушским и чеченским нартским эпосом, знаю свой (кабардинский вариант...адыгский) эпоса, а также знаком с балкарским и абхазским вариантами и в данный момент читаю осетинский эпос, поэтому прошу не говорить что кто-то у кого-то мотив взял и то се...на самом деле много мотивов героического эпоса кавказских народов связаны с представителями других народов, о храбрости того или иного отдельно взятого челвоека, который принадлежит другому народу, возможно соседскому...много моментов вражды с соседями, но еще более моментов дружбы, поэтому лучше займемся изучением эпоса, а не обсуждением чей он, потмоу что зная карачаевский эпос,вы знаете не весь...я сам прочитал эпос нартов почти у всех народов и скажу вам, что вам будет интересно иногда сравнить, иногда найти точки соприкосновения...удивителен и разнообразен эпос Нартов, так давайте познавать друг друга,а не вести такие диалоги, вы ливающиеся в конечном счете в оскорбления и принижения достоинств другого народа!

Я хотел бы ответить еще раз на поставленный вопрос, так кому же принадлежит нартский эпос, я отвечу так, как ответил один историк-кавказовед В.И.Абаев(в книге о Осетинкосм нартском эпосе) -
"...эпос принадлежит тому народу, среди которого он бытует.Это значит, что осетинские версии принадлежат осетинам, кабардинские -кабардинцам, абхазские - абхазам и т.д.Народы черпают свои песни и легенды не извне, а из сокровищ своей души, из своего исторического опыта, из своего жизненного уклада"...

Кому интересен вопрос о нартах, прошу прочитать книгу выдающегося мифолога, а также кавказоведа Дюмезиля - "Legendes sur les Nartes".(легенды о нартах).
 
ух сколько же я накатал...
 
В серии Эпос народов Евразии в числе других народов Кавказа был опубликован Карачаево-Балкарский нартский эпос - НАРТЫ (на русском и карачавео-балкарском языке)... Толстенная книга формата А4. Для тех, кто не в ладах с логикой а признаёт только килограммы-метры и т.п.
У многих перечисленных выше народов - весь нартский эпос умещается в книжечке величиной с ладошку...
Наша вышла не при поддержке как должно было быть, а ВОПРЕКИ борьбе с нашими учёными - КБНИИ истории, филологии и экономики
Не в обиду, но кабардинский нартский эпос - над которым корпел вВЕСЬ ТОТ САМЫЙ КБНИИ И СОВМИН КБР - вышел только через два года после нашего и в пять раз меньшего объёма

на нашем языке слово пословица - переводится - НАРТ СЁЗ - это мудрость наших предков...
Просто на нальчикском полублатном сленге "нартами" в советские времена прозвали сельских кабардинцев
Сейчас их зовут Хабасами-Хабалями. Не в обиду.
А "деревенщин" балкарских "къалаями"
 
Таулянец
кабардинский нартский эпос - над которым корпел вВЕСЬ ТОТ САМЫЙ КБНИИ И СОВМИН КБР - вышел только через два года после нашего и в пять раз меньшего объёма

"Никогда не говори никогда" - не моя цитата...
"Не бегите впереди телеги" - тоже не моя...
"Не стоит так сильно торопиться с выводами" - моя цитата...

1974 - Нарты. Адыгский героический эпос. Сост. А.И. Алиева, А.М. Гадагатль, & З.П. Кардангушев. Пер. А.И. Алиевой. Комм. А.И. Алиевой и З.П. Кардангушева. М.: Наука. 415 с.

1957 - Нарты. Кабардинский эпос. Пер. В. Звягинцевой и др. Ред. С. Липкин и С. Обрадович. 2 изд. М.: Гослитиздат. 503 с. Зиберт, Эрна Владимировна

1987 - Героический эпос "Нарты" адыгских (черкесских) народов
/ Гадагатль А. М. ; Адыг.НИИ экономики, яз., лит. и истории
406,[1] с., [1] л. табл. ил. 22 см Майкоп Краснодар. кн. изд-во Адыг. отд-ние 1987

...и обобщая:

Жорж Дюмезиль Нартовский эпос

"... Вот названия этих больших сборников: 1. Северо-Осетинские: ?Нарты кадджытæ? (?Нартские сказания?), Дзауджикау, 1946; переведены на русский язык в прозе ? ?Осетинские нартские сказания?, М., 1948, и в стихах ? ?Нартские сказания, осетинский народный эпос?, М., 1949; перевод на французский язык большей части ?Нарты кадджытæ? в моей книге ?Livre des héros, légendes sur les Nartes?; научная публикация многих нартовских сказаний (101) была осуществлена В. И. Абаевым и 3. М. Салагаевой в книге ?Ирон адæмы сфæлдыстад. Сарæзта йæ Салæгаты Зоя?, т. I, II, (?Осетинское народное творчество в двух томах?. Составила 3. М. Салагаева), Орджоникидзе, 1961; 2. Юго-Осетинские: ?Нарты, эпос осетинского народа?. Издание подготовили В. И. Абаев, Н. Г. Джусоев, Р. А. Ивнев и Б. А. Калоев, М., 1957 (автор русского поэтического изложения ? Р. А. Ивнев ? прим. пер.); 3. Восточно-Черкесские (кабардинские): ?Нарты. Кабардинский эпос?, М., 1951 (на русском языке, адаптация в прозе и в стихах); 4. Западно-Черкесские на всех диалектах: А. М. Гадагатль, Героический эпос ?Нарты? и его генезис, Краснодар, 1967; 5. Абхазские: ?Приключения нарта Сасрыквы и его девяноста девяти братьев. Абхазский народный эпос? (на абхазском языке), Сухуми, 1962; ?Приключения нарта Сасрыквы и его девяноста девяти братьев?, М., 1962; 6. Чечено-Ингушские: ?Нохчийн фольклор. Наьрт-эрст-хойх лаьцна дийцарш туьйранаш?. Геоттийнарг ? Сераджин Эльмурзаев, т. III (?Чеченский фольклор. Сказавия о нарт-орстхойцах?, т. III, Составил С. Эльмурзаев), Грозный, 1964..."
 
Не в обиду, но кабардинский нартский эпос - над которым корпел вВЕСЬ ТОТ САМЫЙ КБНИИ И СОВМИН КБР - вышел только через два года после нашего и в пять раз меньшего объёма
интересно у тебя получается. у вас, значит эпос- карачаево- балкарский, а кабардинцев ты от остальных адыгов отделяешь. Нету кабардинского или бжедугского или беслинеевского эпоса. Есть адыгский эпос "Нарты", который издан в семи томах, тоже формата А4
 
адыгеец
нету слова нету
 
Удалено Ванхельсингом!!!
Я же тебя просил не вмешиваться, когда взрослые люди общаются
 
Highlight
Джохар с Карача, не валай дурака. Мы ведь в состоянии разговаривать по-человечески?
МУХАРБЕК
Молодец, ты самый уравновешенный и дружелюбный человек. Удачи тебе. Ты прав.
 
МУХАРБЕК
Конечно, спорить чей это эпос бесполезно, потому что он общий. И это доказывает, что предки всех этих народов жили на Кавказе очень и очень давно. Основная масса всех этих сказаний, я думаю, описывает времена до нашей эры - это еще скифский период. Поэтому нартский эпос перекликается и с греческим и, возможно, с эпосами тюркских и монгольских кочевых народов. Кавказские скифы и скифы кочевники состовляли в каком-то смысле единое целое тогда, между ними не было большого барьера тогда. Это было множество народов. Если предположить что преобладал среди них иронский язык (а все вроде согласны, что аланы прямые потомки скифов), то интересно куда делись многие тысячи иронцев спустя 200-300 лет? И откуда взялись многие тысячи тюрков на их месте? Это же были и гунны, и тюркские каганаты, и булгары...
Так что так уверенно говорить, что аланы были ироноязычны, я думаю нельзя!
 
а разница какая мужду нартскими эпосами всех наций?
 
hamann
Есть сказания, которые очень похожи у разных наородов, есть и такие, которые оригинальны. Есть одни и те же герои, которые встречаются у разных народов, а есть герои которые встречаются только у одного народа. Есть одна и та же история, но в разных версиях в нейфигурируют разные герои.
Например у кабардинцев Сосруко у нас Сосрукъ (или Сосуркъа). У осетин Урызмаг у нас Ёрюзмек. А вот Къарашауай, вроде, ни у кого не встречается. Или кузнец у кабардинцев Тлепш, а у нас Дебет.
Даже одна история имеет множество вариантов у одного народа. Это же сказки, которые каждый сказитель обогощал и преукрашивал.
 
shamillion
ну с именами понятно.... а сказания которые встречаются только у одного народа... есть такие? просто не читал ни одного эпоса...
 
hamann
Да по-любому есть. Я думаю у всех есть. Правда я читал только карачаево-балкарский...ы
 
shamillion
ну будем ждать кто все читал))
 
Я читал абхазскую легенду о том, как нарты занимались виноделием и как благодаря нартам виноделие распостранилось в Абхазии такого вроде бы ни у кого нет больше
 
Не в ущерб какому-либо другому народу, но есть такая версия (в Осетии): автором цикла сказаний о нартах являются сарматы. Это объясняет, почему эпос более детально проработан у осетин и у адыгов. Первые - это и есть потомки сарматов (это в составе Алании они стали называться аланами), а вторые - под ударами аланов на левый берег Кубани к меотам откочевала значительная часть сарматов, принесших с собой этот эпос. Чинты, враги нартов, связываются исследователями с синдами. Если одно время меоты и сарматы вреждовали, о чём упоминается в эпосе, то после бегства сарматов к меотам, этот мотив постепенно теряет смысловую нагрузку. Затем эпос, через сарматов-осетин распространяется в Алании и среди всех народов, в разное время в неё входивших. В Дагестане его уже практически нет. На Запад он распространяется от адыгов к абхазам.
 
Замир007
Точно так... Только писалось и публиковалось всё в 40-50-е годы...Когда чеченцев-балкарцев-ингушей-карачаевцев-калмыков БЫЛО ЗАПРЕЩЕНО ДАЖЕ УПОМИНАТЬЬ...
Потому всё стало по происхождению осетино-адыгским на Кавказе
 
Да нет,книжка конца 90-х годов.
 
Агент61
Замир007
К тому же много сказаний было записано путешественниками еще в 19 веке при первых восхождениях на Эльбрус у Исмаила Урусбиева. Эти записи долгое время публиковались как кабардинский нартский эпос (по ошибке). И только по-моему в 80-х годах 20 века эту ошибку кто-то заметил.
В общем, карачаево-балкарский нартский эпос не менее детален, чем чей-либо еще. )
 
Замир007
shamillion

Переиздать любую чушь сейчас легко.
Ты хоть что пиши, но если ты не хочешь признавать права другого человека, права другого этноса ичего у тебя не получится.
А я смотрю тут за вами - гость с Всевеликого Войска Донского - и совершенно очевидно, что не хотите вы черкасы признать вообще никакие права балкаров...
Нехорошо так, братцы.
Они тоже перегибают в ответ и иногда обидные вещи лупят про вас, но У НИХ ГОРАЗДО ХУЖЕ СИТУАЦИЯ ДАЖЕ ОТСЮДА ВИДНО, ЧТО ПО ВИНЕ КАБАРДИНСКИЙ ЛИДЕРОВ, КОТОРЫЕ КАЖЕТСЯ ГОРЦЕВ ВААБЩЕ РЕШИЛИ УНИЧТОЖИТЬ.
Но так не получится. Ни у кого не получалось при гораздо большем превосходстве сил и средств, даже ваши предшественники используя наветы и клевету и все силы МГБ и НКВД не сумели уничтожить карачаевцев и балкар. Горцы трудяги и вояки, а вы - коммерсанты. Чем меряетесь?
я встречал перечеленцев в Азии в 50-е годы.Могучие люди.
Дружите.
Всем будет лучше.
То что происходит у вас в республиках - действительно направлено на уничтожение этносов (отъём земель, травля - ярлыки бандитов), но ни одному конкретному человеку по нац принадлежности добавлять ни денег ни имущества просто за то что он кабардинец не будут.
А соседний народ притесняют ВАШИМИ РУКАМИ.
А раньше таты уехали за капейки продав шикарные дома в Нальчике кабардинской милиции.
И сразу ушёл весь бизнес из КБр.
Без горцев не будет благодати земной в горах.
Мира вашей красивой земле
 
агент61
Переиздать любую чушь сейчас легко.

А с этим тогда как быть? Чушь это, или нет? Или вы эксперт в этой области?

--> Таулянец
# Дата: 24 Ноя 2007 10:40
Ответить Цитата [Translit] [Кириллица]

В серии Эпос народов Евразии в числе других народов Кавказа был опубликован Карачаево-Балкарский нартский эпос - НАРТЫ (на русском и карачавео-балкарском языке)...
 
в 70-е годы встречал - опечатка.

Выдержим провокации врагов в предвыборный период
И начнём все спокойно выстраивать
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Страницы: 1 2 3 4 5 ... 12 След.
Читают тему (гостей: 1)

 

Написать нам