Войти на сайт
17 Мая  2024 года

 

  • Ач уят къоймаз.
  • Бастасын ашагъан, хантусун да ичер.
  • Эки элинги тыйсанг, джети элде махталырса.
  • Тамчы таш тешер.
  • Ач отунчуну ачыуу – бурнунда.
  • Тюзлюк шохлукъну бегитир.
  • Ариу сёзде ауруу джокъ.
  • Суу кетер, таш къалыр.
  • Ата Джуртун танымагъан, атасын да танымаз.
  • Тыш элде солтан болгъандан эсе, кесинги элде олтан болгъан игиди!
  • Элни кючю – эмеген.
  • Кийимни бичсенг, кенг бич, тар этген къыйын тюлдю.
  • Ишлерге уял да, ашаргъа табма.
  • Къарын къуру болса, джюрек уру болур.
  • Тин – байлыгъынг, терен саулугъунг.
  • Ашда уялгъан – мухар, ишде уялгъан – хомух.
  • Иги адам абынса да, джангылмаз.
  • Керти сёзге тёре джокъ.
  • Чомарт джарлы болмаз.
  • Эллинг бла джау болсанг да, юйюнг бла джау болма.
  • Чакъырылмагъан къонакъ къачан кетерин сормаз.
  • Иши джокъну, сыйы джокъ.
  • Намыс болмагъан джерде, насыб болмаз.
  • Джаханимни кёрмей, джандетге кёл салмазса.
  • Тешигини къатында, чычхан да батыр болур.
  • Терек ауса, отунчу – кёб.
  • Айраннга суу къош, телиге джол бош.
  • Гугук кесини атын айтыб къычыргъанча, мен, мен деб нек тураса?
  • Эки къатын алгъанны къулагъы тынгнгаймаз.
  • Айыбны суу бла джууалмазса.
  • Ишленмеген джаш – джюгенсиз ат, ишленмеген къыз – тузсуз хант.
  • Иги болса, тамадама – махтау, аман болса, меннге – айыб.
  • Аш иеси бла татлыды.
  • Кийиминг бла танылма, адамлыкъ бла таныл.
  • Сютню башын джалагъан къутулур, тюбюн ичген тутулур.
  • Баш – акъыл ючюн, акъылман – халкъ ючюн.
  • Миллетни бойну – базыкъ, аны бла кюрешген – джазыкъ.
  • Аз сёлеш, кёб ишле.
  • Къатыны харакетли болса, эри къымсыз болур.
  • Ариуну – ауруу кёб.
  • Окъдан джара эртде-кеч болса да бителир, сёз джара, ёмюрге къалыр.
  • Джыгъылгъанны сырты джерден тоймаз.
  • Аман адамны тепсинге олтуртсанг, къызынгы тилер.
  • Атлыны ашхысы, ат тизгининден билинир
  • Акъыллы башны – тили къысха.
  • Акъыллы айтыр эди, акъылсыз къоймайды.
  • Джаз бир кюнню джатсанг, къыш талай кюнню абынырса.
  • Ашлыкъ – бюртюкден, джюн – тюкден.
  • Адамны артындан къара сабан сюрме.
  • Байлыкъ болгъан джерде, тынчлыкъ джокъду.

 

Страницы: Пред. 1 2 3 4 5 6 ... 12 След.
RSS
Чьи же НАРТы ????
 
Сэстренка

Нарты -это общий эпос для всего Западного и Центрального Кавказа.
Не думаю, что уместно говорить о вайнахах и дагестанцах, так как у первых нарты это персонажи-враги,а у вторых -вообще просто фольклорные богатыри, герои обычных сказок. В то время как эпос и миф это вовсе не фольклор.А именно в мифопоэтической форме нартский эпос распостранен у адыгов, абхозо-абазин,осетин и карачаево-балкарцев.
Здесь бессмысленно пытаться отдать кому-то авторство,каждый внес лепту.Северный Кавказ представляет из себя достаточно однородное культурно-географическое пространство.



Все, что не касается нартов,я комментировать не буду, так как это флуд.
 
 
?????????????????????????????????????????
 
Сэстренка

Нарты -это общий эпос для всего Западного и Центрального Кавказа....


Къанамат
А мен не дейме? Мен огъаймы дейме?))))))
 
Къанамат
Действительно, нартский эпос в той или иной мере распространен у всех народов кавказа, но это не повод утверждать что эпос придумали все вместе. Сюжеты эпоса не выдумки, а реальные события, к примеру нарт Ачей в точности повторяет скифского царя Атея, известного по письменным источникам. Кроме того, достаточно хоть немного знать тюркский язык, чтобы этимологизировать имена нартов, да и само слово нарт. Из эпоса известно, что нарты - солнечные богатыри, сыновья бога солнца, а слово "нар" и есть солнце в древнетюркском и ряде современных тюркских языков, у карачаевобалкарцев до сих пор бытует выражение "нар къопхан" описывающее восход солнца. Имена нартов прозрачные тюркизмы: Дебет(дып-эт) - делающий огонь, Сатанай(шатан-ай) - ясная луна, Ёрюзмек - несчастливый, Ачамез(ачымаз) - невредимый, Сосурукъ - сын гранита. Нарты в версиях других кавказских народов тоже носят тюркские имена: Батырас, Андемиркан, Айнар. Много сил и времени изучению эпоса посвятил Махти Джуртубаев, почитайте его работы, вместо того чтобы вести тут дилетантские споры
 
bulgaria
ya ne dumau chto narti bili mnogobojnikami. k nim bil poslan daje prorok
no postepenno tuz joldan taygandila, ti kak musulmanin doljen znat kak eto bivaet, i tolko poetomu citaya epos mojno videt nepravilnie veshi.
nu naprimer komu to kogda to lukaviy prosheptal chto oni doljni sdelat izvoyanie proroka chtob ne zabivat ego, i tolko cherez neskolko pokolenii lukaviy nasheptal chto nado im poklonyatsa, ti naverno sam znakom s etoy istoriey. ya Balkarec, ya musulmanin alhamdulillah, i ya potomok nartov, i men iylikmayma.
 
bismark
Нарты- это люди великаны, которые жили до потопа, И они сохранились у разных народов в памяти.( Атланты например И Атлантида,котарая утонула) Нарский эпос сохранил память о них. Да к ним был послан Нух (Ной) алейхи салям. И прызывал к едипобожию 130 лет . Но за ним последовали единыцы, а остальных покарал Аллах.
На верное вы не знаете , что несколько лет назад в Саудовской Аравии откопали скелет10 м исполина , но тщательно скрывают. Не знаю почему ???? "
 
таунар
Что касаеся скифов, если верить библейским источникам они являются народами Гога и Магога. Вот почему в их истории столько противоречия. Если и вправду они были ираноязычными они исчезли в никуда.
 
[i]Все, что не касается нартов,я комментировать не буду, так как это флуд. [/i]
Къанамат
Это не флуд, а доказательства, того , что тюркоязычное население Кавказа не менее кореннее остальных
 
bulgaria
 
если верить адыгским историками адыги потомки хаттов но хатты и обладали понтийской рассы - понта - черное море, и поселились на территории нынешного краснодарского края то есть условий чтобы понтийская расса перешла в кавкасионную не было..
А согласно Алексееву понтийский тип сформировался на основе кавкасионного.
Имена нартов прозрачные тюркизмы:
А адыгские имена нартов- очень хорошо этимологизируются с адыгского, да и все события эпоса у всех народов происходят именно на Кавказе и больше нигде
 
Народ, ну хоть убейте, но до сих пор с кем не разговаривала, ещё никто основательно и научно, с приведением ссылок на признанные источники не смог доказать тюркоязычность Алан, а с ними соответственно и Сармат.
То что нартские имена с такой лёгкостью переводятся с тюрского не означает тюрского происхождения этого эпоса. Извесно, что все кавказские народы у которых есть этот эпос называют нартов на свой лад.
Но по содержанию, "древности" описываемых в эпосе событий, которые перекликаются с реальными историческими событиями наиболее полными считаются именно адыгский и осетинские эпосы
 
Hali
Народ, ну хоть убейте, но до сих пор с кем не разговаривала, ещё никто основательно и научно, с приведением ссылок на признанные источники не смог доказать тюркоязычность Алан, а с ними соответственно и Сармат.
Меня тоже можете убить ,но и я не слышал не когда,доказаных и подвёрждёных данных что Аланы были ираноязычны
наиболее полными считаются именно адыгский и осетинские эпосы
кем самими адыгами и осетинами
 
кем самими адыгами и осетинами
естессно так всегда было и будет, такова суть каждого народа)) А вообще, если исходить и содержания эпоса, который изобилует поэтическими моментами, то именно это доказывает весомость адыгского влияния на формирование эпоса. Поскольку именно адыгский фольклор уникален и отличен от других народов кавказа так называемыми "гъыбзэ"- песни-плачами, если можно так выразиться, архаичность которых не подвергается сомнению. До сих пор эти песни существуют, поются, правда на сорвеменный лад, чего стоит песена "Нартхэм ди Бэдынокъуэ" Султан Урагана

По поводу ираноязычности или нет.., если не лень, введите в любой поисковик в инете "Алыны" и увидите что выдаст. Главным образом имею ввиду энциклопедии, поскольку, когда человек что-то ищет, чаще всего обращаемся именно к энциклопедиям. Ну и обращаясь к совершенно независимым от осетин и КБ источникам, чтобы быть более объективной.
К примеру, извесный информационный портал Википедия.
Ала́ны ? ираноязычные племена сарматского происхождения, восточной подгруппы иранских языков.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BB%D0%B0%D0 %BD%D1%8B

Далее, Большая советская энциклопедия:
Аланы (лат. Alani), самоназвание ироны, в византийских источниках - аланы, по-грузински осы, по-русски ясы, многочисленные ираноязычные племена, которые выделились в последнем веке дон. э. из среды полукочевого сарматского населения Северного Прикаспия, Дона и Предкавказья и поселились в 1 в. н. э. (по сведениям римских и византийских писателей) в Приазовье и Предкавказье, откуда совершали опустошительные походы на Крым, Закавказье, Малую Азию, Мидию.
http://bse.chemport.ru/alany.shtml
 
У карачаевцев всегда были нарты, есть и будут. К тому же, самый богатый нартский эпос - у нас.
 
Hali
насчет твоих источников, заглянул на википедию) увидел что Дима Билан балкарец))) ищи более серьезные энцеклопедии
 
Hali
По твоему у карачаевцев нету песен))))или фольклюр не столь уникален я прям незнаю что и сказать
Ала́ны ? ираноязычные племена сарматского происхождения, восточной подгруппы иранских языков.
ну пра это уже много написано в других темах почитай не полинись
 
# Дата: 13 Дек 2007 13:23 [GIS]
Ответить Цитата [Translit] [Кириллица]


Hali
По твоему у карачаевцев нету песен))))или фольклюр не столь уникален я прям незнаю что и сказать

Песни это песни, но так называемые "гъыбзэ" это не песни в современном понимании.

ну пра это уже много написано в других темах почитай не полинись
Ок, почитаю
 
Hali
. Поговорим о Каталонии, об аланах в Испании: Надо здесь отметить, что этому вопросу сторонниками ираноязычности алан уделяется безосновательно мало внимания, они все как по договорённости молчат в платочек. С чего бы это?Ларчик открывается просто. Просто везде, где бывали аланы были и другие тюркские народы поэтому все топонимы и все тюркские слова в языках тех народов могут приписать и сразу же приписывают гуннам, аварам,половцам и т.д. Но в Испании других тюркских народов, которые массово бы там находились и могли бы там оставить следы нет, кроме аланов. Далее, использую выдержки из работы моего земляка Х.Мамая "Аланы в Пиренеях" :
"Подобную же позицию занимают современные осетиноведы-скифологи. Их нежелание изучать историю Испании вызывает массу вопросов. Напомним по этому поводу одно событие десятилетней давности.
Летом 1993 года Северо-Осетинским институтом гуманитарных исследований была предпринята беспрецедентная акция ?Via Alanica? (?Дорога Алан?,подразумевался путь алан до Испании), основной задачей которой было ?ознакомление с состоянием изучения древней иранской, в частности, аланской проблемы в Западной Европе? (Блиев М.М., Аланика III, Владикавказ 1995. с. 410). Группа осетинских ученых проделала путь по предполагаемому курсу движения аланов на Запад. Совершив остановки в Ростове, Киеве, Будапеште и Париже, путешественники благополучно вернулись обратно...судя по сообщениям участников экспедиции М.М. Блиева и Л.А. Чибирова, это предприятие не дало каких-либо ощутимых результатов. Оказалось, что иранская проблема не изучается в Европе должным образом... значительная масса алан осела в Иберии, где до сих пор существует провинция Каталония, которая сохранила в своем названии имя аланского народа. Логичным было бы предположить, что осетинские ученые будут стремиться именно в Каталонию, но такого желания у них нет и в планах, напротив, Блиев говорит, что следующим этапом ?Via Alanica? будет посещение Италии, Монголии, Китая и Индии." Не продолжая комментировать это странное нежелание найти осетинизмы в Испании, перейду к тюркизмам, которые судя по всему оставили на Перенейском полуострове аланы:


Катланский язык ; Карачаево-балкарский

аlаn- алан ; алан

ans ? иначе, но ; ансы -иначе

arribar ? идти куда-то ; арры бар- иди туда

be - очень; бек -очень

baba - бабушка ; баба-бабушка

batan ? валять, мять; батан-валять сено, навильник

bossa - кошелек ; бохца- кошелёк

bucle - завиток ; бюкле-заворачивать

cairar - отрывать ; къаир - разделять, отрывать

cama ? стержень, рукоять; къама-кинжал

baula - привязывать ; байла-привязывать, бау-верёвка

arid - тощий ; арыкъ-тощий

carai! ? неужели! (возглас удивления); къалай -как?

cert - настоящий ; керти-настоящий

coll - овраг, ущелье ; къолл- овраг,ущелье

cos ? глазок (тех.) ; кёз-глаз

Edil ? Волга (географ.) ; Идил- Волга

mallada ? загон для скота ; мал-скот, маллада -там где скот

mas - двор ; баз-двор

sa - здоровый ; сау-здоровый

tala ? вырубка леса ; тала-лесная поляна

cara ? взгляд, лицо ; къарам взгляд, къара-смотри

ell ? он, она ; ол-он, она

tac - вешать ; такъ-вешать

mirar - прицеливаться ; марар-прицеливаться

suau - кроткий ; зуаш-кроткий

mora - коричневый ; мор-коричневый

maco - нарядный ; омак-нарядный

pas - шаг ; бас-ступать

sabana - степь ; сабан-степь, поле

capa ? слой, оболочка ; къап-слой, оболочка

paga ? плата, цена ; багъа-цена, плата

bata ? передник, фартук ; бота-передник, фартук

cagar - проклинать ; каргъар-проклинёт

caire ? край, конец ; къыир-край, конец

capoll ? почка (раст.) ; къаполл- почка (раст.)

ciri ? свеча ; чиракъ-свеча, лучина


. Сторонники мнения, что балкарцы это смесь якобы ираноязычных алан и кипчаков, не обращают внимания на тот факт, что ни один из авторов этих сообщений не пишет что кипчаки после разгрома их монголо-татарами бежали к аланам, а пытаясь обосновать мнение об ираноязычии алан голословно утверждают, что кипчаки бежали именно в горы, где живут аланы (самый маловероятный вариант так как они могли бежать в любые горы только не в горы, где жили аланы, так как пред этим кипчаки нарушили союз с аланами). Сейчас я говорю не мнение и не гипотезу , а излагаю факты: На Северном Кавказе ассами называют карачаевобалкарцев сами осетины, овсами называют карачаевобалкарцев -грузины,аланами абхазы и мингрелы, карачаевобалкарцы сами друг к другу обращаются алан, аланла (аланы);осетин ни они сами и никто из соседних народов ни ассами ни аланами не называет.

-
 
bulgaria
pro skelet ya znau. a narti eto nashi predki i ne chii libo. da eto bilo do potopa. no ya ne otnoshu skeleti naydennie v pustinya k nartam, mojet eto bili odni iz teh kogo oni nazivali emegenami bilgen allahti. ya sam na sebe primeryal kosti naydennie v pesherah tizila oni konechno ustupali nahodke arheologov to toje bili gromadnimi po sravneniu s nami. kosti chto ya videl v tizile bili raza v dva bolshe menya i pomoemu eto i bili ostanki nartov. a ya iz tvoih slov glavnogo ne ponyal, ti priznaesh chgto narti ne bili mnogobojnikami ili net? uveryau tebya ne noy k nim prihodil. narti ne noev narod. kertisin bilgen Allahti konechno
 
bismark
Были они ими или нет Аллах знает. Я говорю об эпосе. Прочитай внимательно нарский эпос. Да там есть слова "жангыз Тейрини тюз кьуллары" и начало как в Евангелие про создание мира. Вроде бы даже совпадает. Но дальше уже каша. Я конечно целенапрвленно не изучала с точки зрения религии (но там есть суу анасы, жер тейриси и.т.д.) Кстати Вам задача изучить нартский эпос. Может это перевод Библии(в хазарском каганате были) Может Евангелия (наши предки были христианами) Может что-то греческое,естественно со своими наложениями. Это тоже важно для выяснения принадлежности.
 
Мусукаев Борис Хамитович.2002г

Онимы в карачаево-балкарском нартском эпосе. Как известно, нартский эпос ? это уникальное духовное достояние кавказских народов ? карачаево-балкарцев, осетин, кабардинцев, черкесов, адыгейцев, абазин, абхазов. Ономастический слой лексики в карачаево-балкарском нартском эпосе довольно широк ? он состоит из немалого количества антропонимов, топонимов, теонимов, а также космонимов и зоонимов. Имена нартских героев разных народов в основном совпадают, только у каждого свой фонетический вариант в соответствии с особенностями конкретного языка.
Антропонимы в карачаево-балкарском нартском эпосе представлены именами - выходцами четырех фамилии ? Аликовы, Схуртуковы, Бораевы и Индиевы. К роду Аликовых принадлежат Алауган, Къарашауай, к Схуртуковым ? Ёрюзмек, Сосурукъ, Бюрче, Сибилчи, к Бораевым ? Бора-Батыр, Созар, к Индиевым ? семь нартских братьев [Карачаево-балкарский фольклор 1983: 142].Кроме вышеперечисленных, в нартском эпосе фигурируют почти все северокавказские имена: Дебет, Сатанай, Шауай, Агунда, Шырдан, Къызыл Фук, Гиляхсыртан, Ногъайчыкъ, Жёнгер, Бёдене, Рачикъау, Созукку, Нёгер, Къубу, Батыраз, Гезах, Созук и др. Как известно, главными занятиями нартов были войны с эмегенами и другими злыми силами, которые приносили много бед самому нартскому племени, да всему живому в их окружении. Зачастую они делали жортуула ? набеги к соседям- с целью угона их скота. Им не чужды были и мирные промыслы. Например, Алауган помогает отцу в его кузне, Бёдене ловит рыбу, Чюерди пасёт табуны Бора-Батыра, прежде чем стать войном-героем. Второй сын Дебета ? Гуу пасёт овец, третий, Цехни ? охотник. Нарты занимаются и земледелием ? постоянно упоминаются возделанные поля, говорится о небывалых урожаях пшеницы и ячменя [Мизиев, Журтубаев 1994: 143].
Географические названия в эпосе представлены почти всеми типами топонимов. Например, названия гор: Тырмы тау, Минги тау, Къармур таула, Эки башлы тау, Къазман тау, Кёсе тау, Дыхтау, Бакъсан таула, Тыхтен тау, Ырхыз тау, Гезам тау, Алф таула, Къуф таула. Некоторые из них бытуют в языке карачаевцев и балкарцев ? Минги тау (Эльбрус), Къазман тау (Казбек), Дых тау и некоторые. Но большинство из них для носителя карачаево-балкарского языка ? непрозрачны. В Алф таула и Къуф таула, ощущаются диалектное звучание. В карачаево-балкарском эпосе немало гидронимов: Къара тенгиз, Бора шауданы, Чирик кёл, Уллу Адыл (Эдил суу, Адыл суу), Гарала, Черек суу, Къыркъ суула, Хазна суу, Хазар тенгиз (Хазнар тенгиз), Акъ тенгиз, Кёк тенгиз, Азау тенгиз. Из них известные в карачаево-балкарском языке Къара тенгиз ?Черное море?, Чирик кёл ?Голубое озеро?, Эдил суу ?Дон?, Хазар (Хазнар) тенгиз ?Каспийское море?, Азау тенгиз ?Азовское море?. Среди географических наименований немало таких, которые обозначают ущелья, теснины, балки: Малкъар тары ?Малкарская теснина?, Малкъар аузу ?Малкарское ущелье?, Чегем тары ?Чегемская теснина?, Къыркъ сууланы къоллары ?балки сорока рек?, Тызыл ичи ?Тызылская теснина?, Кёрдеуюкле, Шаушюгют сырт ?Шаушюгют хребет?, Шаушюгют къол ?Шаушюгют балка?, Нарт Бора, Хумалан орамы, Ыфчыкъ ыз; лесов, земель ? Хумалан орамы, Нарт Бора, Къум аулакъ ?долина песков?, Нартия, Къара орман, Хушту ара, Къара агъач ?тёмный лес?, Къабарты, Акъ къала ?Белая башня?, Эдил бойну ?берег Дона?, Сары Аркъа.
В карачаево-балкарском нартском эпосе, наравне с другими ономастическими наименованиями, фигурируют названия божеств, отражающих древние религиозные верования карачаевцев и балкарцев: Тейри, Умай-бийче, Жер анасы, От Тейриси, Кюн Тейриси, Кёк Тейриси, Суу Анасы, Жер Тейриси, Суу Тейриси, Ай Тейриси, Апсаты, Элия, От жин, Алмосту, Обур Батчалыу, Тенгиз Тейри, Суу желмаууз, Къуртха къатын, Акъ марал, Уллу Тейри, Жин патчах, Шайтан къыз, Къара тюлкю, Ассыла, Мондай эмеген, Къайнар Тейри, къуртха Тохана и др. Верховным божеством в языческом пантеоне является Тейри. ?Этому же божеству под сходными именами ? Тенгри, Тенгир, Тенгри-хан, Тангра ? поклонялись и древние тюркоязычные народы - гунны, савиры, булгары, хазары, и мн. другие?[ Карачаево-балкарский фольклор 1983: 136].
В карачаево-балкарском нартском эпосе имеется еще одна группа собственных имен ? названия боевых коней, доспехов нартских богатырей: Къолан, Гемуда, Дуладурат, Генже, Тай.
Таким образом, карачаево-балкарский героический эпос о нартах уникален не только по фантастическому своему содержанию, по охвату разновременных событий, но и по уникальному составу своей лексики, как нарицательной, так и, особенно, всех разрядов ономастических имен карачаево-балкарского языка.
 
НАРТСКИЙ ЭПОС


-------------------------------------------------- ------------------------------

Каждого человека нередко посещают мысли о том, откуда появился мир, все живое и неживое, откуда появились люди и каково предназначение каждого человека на земле. А ведь эти вопросы посещают не только представителей современного человечества, этими вопросами люди интересовались с давних пор.

Что же на этот счет думали наши предки? Очень большое место в карачаево-балкарской мифологии и эпосе занимают мифы о сотворении.

Существовали различные представления о мире и о человеке. Например, поверье о том, что существует некое огромное дерево, охватывающее всю вселенную, называемое то Алтын Терек (Золотое Дерево), то Темир Терек (Железное Дерево), его корни уходят на дно мирового океана (Долай) или прорастает сквозь склоны Эльбруса, его макушка касается звезд. В народе считалось, что у каждого человека есть своя звезда, которая зажигается в момент его рождения и гаснет в момент смерти. Так небо отражает землю.

На другом этапе развития у наших предков появляется миф о сотворении земли орлом, растерзавшем на вершине горы Эльбрус гигантского быка. В этот момент начался обильный дождь, лопатка быка упала вниз, она покрылась землей и на ней начали появляться люди.

Следующим шагом было появление тотемизма, в котором главным являлось не поклонение животным и деревьям, а признание родства с ними. Главными тотемами карачаево-балкарского народа по эпосу и мифологии были конь, барс, волк, черно-бурая лисица, орел, сокол, бык. Тотемизм являлся огромным шагом вперед - человек осознал свое родство не только с себе подобными, но и с животными.

В понимании древнего народа в начале времен были Бог и земля. Их отделяла друг от друга тьма. Но Бог-солнце-герой своим светящимся мечём разогнал тьму и взял в жены землю, сверкнула молния и земля родила все живое. Это с тех пор повторяется ежегодно во время грозы: в самом начале года тучи заслоняют от ясного неба землю, но бог (небесный) прорывает завесу, молния ударяет в землю и начинает лить дождь и земля снова возрождает жизнь. На основе этих представлений появляется миф о рождении первого человека (Нарт темирчи Дебетни туугъаны).

Эти и множество других мифов о сотворении являются основой появления Нартского эпоса , который занимает особенное место в карачаево-балкарской литературе.

Нартский эпос является воплощением духа и характера карачаево-балкарского народа. Некоторые главные герои эпоса о нартах не только мощные художественно-психологические типы, но и воплощение светил и человеческих качеств.

Золотой Дебет(Солнце), первочеловек, мастер, художник, гений, без устали трудящийся в своей кузнице, не вмешивающийся в своры и склоки, отец 19 сыновей-богатырей - воплощение духа. Он же всегда именуется ?отцом нартского народа?. В то время когда эпос складывается вокруг Дебета он выходит на первый план и является самой видной и загадочной фигурой в обществе, воспринимается волшебником и колдуном.

Но эпос в своем многовековом развитии претерпевал некоторые изменения. В какое-то время на первый план выдвинулся воин, лидер, вождь. Таковым в Нартском эпосе является Ерюзмек, который родился из упавшей на землю расколовшейся железной кометы. Из этой оболочки нашедший младенца Золотой Дебет выковал потом для Ерюзмека клинок необычайной прочности.

Также особенно ярким в эпосе является образ Сатанай-бийче(Луна), которая представляется ?матерью всех нартов?. Сатанай-бийче посвященная во все бытовые дела, советчица нартов, рачительная хозяйка, верная жена, волшебница, воплощение земли, плоти, нерассуждающей любви к своим детям, поэтому иногда она творит зло. Например, становясь на сторону своего приемного сына Сосрукъа, подло убившего, благодаря ее совету, юного богатыря Ачемеза. Она же обучает людей колдовству и магии и некоторые из ее учениц становятся вампиршами.

Кроме того, образы многих других героев нартского эпоса воплощают в себе яркие человеческие характеры, достоинства и недостатки.

Первые публикации карачаево-балкарского нартского эпоса (в переводе на русском языке) принадлежат П.Острякову (Вестник Европы.Август 1879г.) ?Как только Творец создал Кавказ и лучший его перл, величественный Эльбрус, то и дозволил у подножья этой горы селиться людям. Первыми поселенцами были Ной со своим семейством, ковчег которого, после всемирного потопа, остановился на Эльбрусе. Мало-помалу селения разрастались, но у подножья Эльбруса поселилось самое честное и воинственное племя, представителем которого был маститый старец Дебет, обучавший своих соплеменников ковать железо. За трудолюбивую жизнь, честность и веру в Бога Дебет был награжден 19 сыновьями-героями?.

Это не единственное упоминание об эпосе , что говорит об исторической и литературной значимости этих мифов и народных сказаний, известных под названием - Нартский героический эпос .


это тоже из интернета.
 
bulgaria
ya cital natsky epos. da ne to ctob izucal no cital. a pocemu eto mi v raznih temah govorim pro odno i to je??? kstati ya bil priatno udivlen uznav cto ti predstavitelnica slabogo tobish prekrasnogo pola
 
Я прощу прощу прощения у Аллаха за то ,что пишу не имея знаний. Это все мои предположения.
1. Я думаю, что нарский эпос это сохранивщиеся знания нашего народа от создания человека до доисламского времени, правда в трансформированном и сильно искаженном виде. Ведь Аллах в Коране говорит , что не было народа,к которому не был послан пророк. Пророк Мухаммад (сас) говорил что пророков было 124тысяч, а посланников 313.
Его имя конечно сохранился в эпосе,но кто он мы не можем сказать. Естественно пророки расказывали людям о создании мира ,об ангелах и шайтанах.И Т Д
2, вопрос второй ,кто такие нарты в эпосе. Это люди -великаны,в образе мужчин, не говорится об их женах. Они помогают людям против эмегенов(шайтаны?) У них мать Сатанай(святая луна(Свет?) Ведь мы знаем, что ангелы созданы из света. Они созданы в образе мужчин, не имеют пола. Они высокого роста. Они исполняют только волю Аллаха.
Внашем случае плюс ко всему во всех эпосах Кавказа нарты улетают на небо." Бабки до сих пор говорят-бюгече нартла къопхандыла. И это могу слышать только избранные."
3 Почему нартский эпос встречается почти у всех народов Кавказа?
Наверно проповедовали всем живущим на тот момент народам. А может кто и непринял.
Но я повторяю , что за столь огромное время все исказилось, люди отошли от единобожия и стали поклоняться еще другим богам.

А АЛЛАХ ЗНАЕТ ЛУЧШЕ,КАК БЫЛО НА САМОМ ДЕЛЕ


Прощу прокомментировать и высказать свои мысли
Страницы: Пред. 1 2 3 4 5 6 ... 12 След.
Читают тему (гостей: 1)

 

Написать нам