Использованы материалы
из открытых источнико
Тюркология
Шамиль Мингазов
ДОИСТОРИЧЕСКИЕ ТЮРКИ
Вопрос о прародине тюркских народов столетия оставался и остается открытым. Не прошло всего и ста лет, как под давлением неоспоримых фактов историческая наука признала гуннов (хунну) тюркоязычными, а ведь кем только их до этого не называли ? и германцами, и уграми, и иранцами и даже славянами...
Между тем, гуннские народы, вернувшиеся из Европы в Северное Причерноморье после распада государства Аттилы и ведомые его сыновьями, стали этнической основой болгарского этноса, который позже стал этнической основой современных татар.
Если смотреть дальше в глубь веков в поисках первых хунну, то обнаружим китайские исторические данные о событиях в центре Евразии середины III тысячелетия до нашей эры. Что же было еще ранее?
Современная историческая наука ранее исходила из того, что впервые тюркоязычные народы появились в центре Евразии и уже оттуда 20-30 тыс. лет назад часть их мигрировала в Северную Америку, вероятно, через перешеек на месте Берингова пролива или морем, где приняла участие в этногенезе народов майа, инков, ацтеков и некоторых индейских племен, как, например, сиу и чероки. Позже и территория современной Новой Зеландии была заселена жителями Южной Америки. Новозеландский народ маори ? потомки тех мигрантов.
Не противоречит этому и теория Э.Мулдашева, исследовавшего изменения биометрических показателей глаз людей разных континентов [1].
Недавние открытия, однако, дополняют представление о прародине тюркоязычных народов.
Сравнительно недавно тюркские слова были обнаружены в древнем языке шумер [2].
Время заселения шумерами Двуречья точно не установлено, но с 5-го до конца 3-го тыс. до н. э. они составляли основное население Двуречья. Шумеры антропологически принадлежали к средиземноморской и балкано-кавказской расам европеоидной большой расы.
Государство у шумер начало складываться около 3000 лет до.н.э. Примерно 2700-2300 лет до н.э появилась клинописная письменность. Шумерские пирамиды-зиккураты достигали высоты 90 м и начали воздвигаться еще в IV тысячелетии до н.э.
То, что шумерский язык в Двуречье оставался до самого 1 в.до н.э. языком науки и религии говорит о том, что по уровню развития шумеры превосходили все соседние народы, в том числе и семитские.
Еще в 1915 году лингвист Ф.Хоммель обнаружил около 200 шумерских слов, совпадающих с тюркскими [3].
Советский лингвист И.М.Дьяконов, не владеющий тюркским языком, не нашел ни одного случая совпадения языка шумер с известными ему индоевропейскими [4].
Однако, только в книге И.М.Дьяконова Олжас Сулейменов обнаружил 60 тюркских слов [5].
Современный татарин без труда поймет эти шумерские слова: ада ?отец?, ама ?мать?, ту ?родить?, ере ?муж?, ?рядовой воин?, угу ?стрела?, таг ?прицепи?, заг ?сторона?, бильга ?мудрый, предок?, ме ?я?, зе ?ты?, ане ?вот?, гуд ?бык?, гаш ?птица?, кир ?грязь?, ?земля?, уш ?три?, у ?десять?, кен ?широкий?, узук ?длинный?, туш ?спуститься?, уд ?огонь?, удун ?дерево?, ?дрова?, дингир ?бог?, ?небо?, тенгир ?бог?, ?небо? и др.
Д.Рахмати также обнаружил несколько слов: ?сангира? - оглушенный, по татарски ? ?сангырау?, ?сан? - голова, по татарски это часть тела и т.д. [6].
Является ли просто хронологическим совпадением, но как раз в 24 веке до н.э., то есть времени ранних упоминаний о хуннах в древних китайских источниках, Шумер был завоеван аккадским (семитским) царем Саргоном Древним. Началась семитизация Шумера и миграция частей прежнего шумерского населения в разные стороны. Вполне допустимо, что часть шумер, мигрировавших на восток, достигла центра Евразии, став там основой азиатских тюркоязычных народов.
Неясен вопрос о том была ли эта волна миграции первой, давшей жизнь тюркоязычным народам, либо в Центральной Азии уже были представители тюркоговорящих этносов, дружески принявшие новых беженцев из Шумера. Тем более, что шумеры не являлись автохтонным (коренным) населением Двуречья. Возможно, что миграция была и в обратном направлении ? с Гималаев в Двуречье.
Северным направлением миграции шумер мог быть Кавказ. Это относительно близко. Сегодня в Иране существует тюркоязычный народ халаж, возможный участник той миграции. Поэтому полностью исключать возможность миграции из Шумера тюркоязычных народов в Поволжье и Северном Причерноморье через Кавказ ранее миграции хуннов из Азии во 2 веке нашей эры также нельзя.
Турецкий лингвист Осман Недим Туна пришел к выводу, что шумерский и пратюркский язык оказали друг на друга огромное влияние. Механизм и хронология этого влияния не установлена, тем более, что за 2000 лет шумерский язык подвергся сильной семитизации [7].
Сенсацией стало обнаружение тюркских слов в языке этрусков [8].
О этрусках много написано греческими и римскими историками Геродотом, Страбоном, Титом Ливием Плинием старшим и др., утверждающими, что этруски ? пришельцы с востока. В 7 в. до н.э. этруски уже имели многочисленные города-крепости, которые вместе с прилегающими территориями образовывали города-государства, напоминавшие греческие полисы. Вероятно, уже в то время возникла возникла конфедерация двенадцати городов-государств (Вейи, Тарквинии, Цере, Вольсинии и др.). Этрусская династия Тарквиниев правила с 616 по 509 до н. э. в Риме. В итоге многочисленных войн Риму удалось подчинить города этрусков (396 г. до н.э.? город Вейи, 358 г. до н.э. ? город Цере, 308 год ? город Тарквиний) [9].
К 283 году практически вся Этрурия оказалась под властью Рима ? зарождалась Римская империя. От этрусков римляне приняли особенности государственного строительства, структуру и вооружение армии, знаки власти. Этруски оказали сильнейшее культурное влияние на Рим, особенно в архитектуре и прикладных искусствах, мифологии, религии и письменности. Традицию боев гладиаторов римляне переняли у этрусков.
Знаменитая статуя капитолийской волчицы также была создана этрусками. Кстати, рисунок точно такой же волчицы, выкармливающей двух младенцев, был обнаружен при раскопках дворца царей в столице азиатского государства Уструшаны ? городе Бунджикате. Бунджикат находился недалеко от современного Шахристана в Таджикистане, почти на границе с Узбекистаном [10].
Возможно, Европа - еще одно направление миграции шумер или иных тюркоязычных народов, пока неизвестных истории.
Также сенсацией стала расшифровка так называемых ?Глозельских надписей?, обнаруженных в 1924 году у г. Виши во Франции и датированных примерно 25 в. до н.э. (снова совпадение даты падения первого Шумерского государства).
Европейские лингвисты несколько десятилетий безуспешно пытались расшифровать эти надписи, используя все известные им европейские языки. Пока на надписи не обратил внимание парижский пианист Халук Тарджан, турок, пославший их затем турецкому ученому - специалисту по древним надписям Казыму Миршану.
К.Миршану удалось расшифровать текст Глозельских надписей используя тюркские языки, о чем он и сделал доклад на конференции в Сорбонском университете 27.03.1993.
Оказалось, что этрусское письмо происходит от письма, использованного в Глозельских текстах. В то же время буквы этрусского письма стали основой для латиницы [11].
На основании фоноэволюционной пратюркской гипотезы и метода ПЭКФОС ученым Латыповым Ф.Р. еще в 1981 г. были прочтены крупнейшие этрусские тексты V-III вв. до н. э., в том числе и текст в 1150 слов на бинтах Загребской мумии [12].
Таким образом, связь языка этрусков ? основателей римской цивилизации, с тюркскими языками не является фантастикой. Но эти открытия ставят также ряд вопросов, ответы на которые пока не найдены.
Вероятно, этруски и авторы глозельских надписей могли быть частью шумерского этноса, мигрировавшего в Западную Европу, или народами, ассимилировавшими пратюрок. Изучение глозельских надписей и языка этрусков является интересной задачей для тюркологов в будущем.
Интересным является то, что у шумер одним из самоназваний был Субар. Нам же хорошо известен тюркоязычный этнос сувар (савир, север), долгое время описываемый на Северном Кавказе и входивший в болгарский союз.
Л.Н.Гумилев первым увидел связь сувар с северами, которых русские летописи называли северянами. На месте археологических северских находок обнаружены остатки юрт [13].
Это факт. Вероятно, во главе северского союза были тюркоязычные северы (сувары), давшие свой этноним всему союзу, как это было с болгарами хана Аспаруха, давшими свой тюркский этноним славянскому ныне народу. Можно предположить, что северы составляли в союзе меньшинство и позже были ассимилированы славянским большинством, как и болгары хана Аспаруха. История этногенеза савир (северян, сувар) также большая отдельная тема для исследования.
Часть тюркоязычных сувар позже мигрировала в Прикамье в составе болгарского союза. В состав Волжской Болгарии входило Суварское княжество со столицей - городом Суваром, которое археологам удалось обнаружить. Суварское городище находится у с. Кузнечиха Спасского района Татарстана были изучены археологами Г.Н.Ахмаровым (1893г.), А.П.Смирновым (1933-1937 гг.) и Т.А.Хлебниковой (1970 годы). В Государственном музее Татарстана хранится археологическая коллекция, собранная в Суваре В.Ф.Смолиным [14].
Если в перспективе будет определена тождественность шумер-субар и тюркоязычных сувар-савир, живших на Северном Кавказе и Причерноморье, то это будет означать, что тюркские народы могли появилиться в Восточной Европе гораздо ранее гуннов и быть в составе древних народов, имевших общее название скифы.
Этногенез и этнический состав скифов - также огромная и пока не исследованная проблема. Данных о присутствии в среде скифов тюркоязычных народов также достаточно и у историков, и у археологов.
Приведу только один пример. Всемирно известный центр древней цивилизации Аркаим был основан предположительно скифами - представителями андроновской археологической культуры. Историки всегда считали андроновцев ираноязычными, как, впрочем, ранее и гуннов. Когда же краниологи [15] изучили черепы современных тюркоязычных хакасов- койбалов [16] обнаружилась небольшая сенсация: ?Наибольшее сходство они (койбалы ? прим.авт.) проявляют с андроновцами верхней Оби.
Интересно, что группа гуннского времени из Аймырлыга очень сходна с сагайцами и кумандинцами. В составе последних до н