- Шекер бла туз – бир болмаз, ушамагъан – юй болмаз.
- Намысы болмагъанны, сыйы болмаз.
- Таякъ этден ётер, тил сюекден ётер.
- Аш хазыр болса, иш харам болур.
- Юйлю уругъа ит чабмаз.
- Айран ичген – къутулду, джугъусун джалагъан – тутулду.
- Кёпюр салгъан кеси ётер, уру къазгъан кеси кетер.
- Насыблыны баласы кюн кюнден да баш болур, насыбсызны баласы, кюн кюнден да джаш болур.
- Юре билмеген ит, къонакъ келтирир.
- Ётюрюкчюню шагъаты – къатында.
- Халкъны юйю – туугъан джери.
- Таула не мийик болсала да, аууш табылыр.
- Аякъларынгы джууургъанынга кёре узат.
- Тамчы таш тешер.
- Зарда марда джокъ.
- Къанны къан бла джуума, аманны аман бла къуума.
- Атынг аманнга чыкъгъандан эсе, джанынг тамагъынгдан чыкъсын.
- Билмезни кёзю кёрмез, этмезни къулагъы эшитмез.
- Башы ишлегенни, ауузу да ишлер.
- Къызбайны юйюне дери сюрсенг, батыр болур.
- Адам сёзге тынгыла, акъыл сёзню ангыла.
- Ашха уста, юйюнде болсун
- Адам сёзюнден белгили.
- Джарлы эскисин джамаса, къууаныр.
- Эр абынмай, эл танымаз.
- Айырылмаз джууугъунга, унутмаз сёзню айтма.
- Кёл ашады да, кеси ашады.
- Ат басханны джер билед.
- Билимден уллу байлыкъ джокъду.
- Харам къарнашдан, халал тенг ашхы.
- Хар сёзню орну барды.
- Къонакъ аз олтурур, кёб сынар.
- Кёлю джокъну – джолу джокъ.
- Акъыллы айтыр эди, акъылсыз къоймайды.
- Кёбге таш атма.
- Орну джокъну – сыйы джокъ.
- Тёзгеннге, джабылгъан эшик ачылыр.
- Къыйынлы джети элге оноу этер.
- Акъыл къартда, джашда тюйюлдю – башдады.
- Эртде тургъан джылкъычыны эркек аты тай табар.
- Суугъа – таянма, джаугъа – ийнанма.
- Адамны адамлыгъы къыйынлыкъда айгъакъланады.
- Къайгъыны сюйген, къайгъы табар.
- Чомартха хар кюн да байрамды.
- Итли къонакъ джарашмаз.
- Башынга джетмегенни сорма.
- Берекет берсин деген джерде, берекет болур.
- Кюл тюбюндеги от кёрюнмейди.
- Адам туугъан джеринде, ит тойгъан джеринде.
- Ётюрюкден тюбю джокъ, кёлтюрюрге джиби джокъ.
кто такие скифы-аланы-асы-хазары-болгары-карачаевцы-балкарцы -кумуки
22.06.2007 15:47:00
87. Прииск Панийский термином "скифы", называет гуннов
88. Встречающиеся в переднеазиатских древних текстах до.н.э. значатся племена: турукки, су, субир; реки: "Балих", "Кара-су"; горы: "Кара-даг"; "Ак-даг" . 89. Как известно аланы находились в различных отношениях с гуннами, аварами, хазарами ?это нашло отражение в некоторых карачаево-балкарских поговорках "Бир кюн базар, бир кюн хазар" перевод: "Один день базарный, другой день хазары" в значении "Один день хороший, другой плохой"; ?Гун, пайа гун? - ?Гунн, могущественный гунн?; ?Ауарлыча, не сюельгенсе юсюмме??, - ?Что ты стал передо мной, как аварин??. 90. Карачаево-балкаризмы в каталонском языке. Известно, что аланы в 5 веке пребывали в Испании. 91. Слова известного испанского этнографа Хосе-Гомеса Табанеры о тюрко-аланах. 92. Имена асских предводителей воевавших с Тамерланом ? Бурикан, Буриберди, Пулад (Болат), Тауса (Тауас), Кулы (фамилии Кулиевых в Балкарии). 93. Уровень этимологий иранистов, на основе которых ?выявили? скифский иранский язык. Процитируем ряд их, чтобы убедиться в том, что получается, когда из слова хотят выудить, то чего в нём нет, т.е. в данном случае непременно заставить его быть иранским . Имена взятые из работы В.И. Абаева и которые я перечислю, (на основе, которых и выдумали слова несуществовавшие иранские слова скифского языка) принадлежали жителям древнегреческих городов колоний в Причерноморье, не детям и не рабам . Но если верить иранистам они носили весьма странные имена (приведём только некоторые из них: Безголовый, Шестиголовый, Волкоед, Находящийся под женщиной, Имеющий здоровую жену, Имеющий 8 ослов, Имеющий 8 луков, Добывающий шерсть оленей, Невредимый утром (Как будто в другое время повреждённый), Стриженный, Водопийца, Женоубийца,, Имеющий зубы как долото, Тугоухий, Широкоухий, Овца (Мужское имя), Многоарийский, Донской Варазмак, Смешной, Достойный смеха. Название местности в Крыму у Птолемея Харадз, по Абаеву означает Осёл. Почему? Только потому что похоже на осетинское хараг, авестийское хара, персидское хар - осёл. Никаких других обоснований не приведено. Весьма странные имена были у скифских царей , если верить иранистам: Сакесфар - Имеющий оленью челюсть, аланский царь Кандак - Холст, Еохар ? просоед, племя Торекадаи - Супоеды. И это было бы понятно , если бы наречение такими именами было традицией скифосарматов. Но оказывается, что другие скифские цари носили весьма пышные имена: Стальноконный, Имеющий арийский облик, Получающий первую награду и т.д. 94. Образ Турана ( скифов?тюрков) в фольклоре иранских народов, как главного врага. Это подтверждается всей историей взаимоотношений тюркских народов с иранскими. Иранцы всегда были мишенью и целью атак тюркских племён, как впрочем, и Китай и славяне, у них это тоже отразилось в письменных источниках и в устном фольклорном творчестве. 95. Слова славяниста Добродомова о том, что тюркские языки повлияли на славянские ещё в период общеславянского единства. 96. Физический закон сохранения энергии, один из основных законов бытия физического мира также не приемлет теорию ираноязычия скифов - неожиданное исчезновение могущественных иранских кочевых племён и неожиданное появление тюркских кочевых племён на огромной территории от Дуная до Байкала. Тоже самое и о языке, вдруг за очень короткий период исчезнувшем иранском языке и сказочно быстро распространившемся тюркском языке на этой же территории. 97. Менандр в повествование о посольстве Земарха к тюркютскому хану, тюркский язык называет скифским ?Некоторые люди из этого племени о которых уверяли будто они имели способность отгонять несчастья, придя к Земарху, взяли вещи, которые римляне везли с собой, склали их вместе, потом развели огонь сучьями дерева Ливана, шептали на СКИФСКОМ языке какие-то варварские слова...? 98. Скифы не были "мальчиками для битья", они ни для кого, ни лёгкой жертвой, ни подарочком не были, и у них была своя национальная честь и гордость, чтобы расстаться со своим языком и перейти на чужой язык. О наличии национальной гордости скифов говорит история о печальной трагической судьбе скифского царя Скила известно из рассказа Геродота о Скифии. Скил был сыном скифского царя Ариапейта (Ариубет - КБ. Красивый, С красивым лицом) с и женщины-гречанки из Истрии, которая обучила сына греческому языку и письму. Он, вероятно, был одним из первых грамотных царей Скифии. Вследствие материнского воспитания, Скилу не нравился скифский образ жизни и склонялся к эллинским обычаям. По рассказу Геродота, он часто приходил со своим войском к городу Ольвии, где у него был дворец, окруженный скульптурами белокаменных грифонов и сфинксов. Свою стражу Скил оставлял за городскими стенами, а сам переодевался в эллинские одежды, вел месяцами греческий образ жизни. Скифы, узнав об этом оценили поступки царя, как предательство их скифских обычаев, восстали против него и избрали царем его брата Октамасада. Скил вынужден был бежать во Фракию, против которой выступил Октамасад. Одрисский царь Ситалк выдал Скила в обмен на своего брата, находившегося в плену у скифов. "Скилу же Октамасад там же на месте отрубил голову. Вот таким образом скифы охраняют свои обычаи, а тех, кто перенимает чужеземные законы, вот так наказывают" [Herodot IV, 80]. 99. Слово алан происходит от тюркского корня ала, алан - светлый, сравните: къолан - пёстрый. Слово ала - в значении светлый, имеется в таких словах, как имя Алакёз - Светлоглазая, в названии гор Ала-тау - Светлые (Яркие) горы, название города Елабуга - это Ала-бугъа - Светлый бык, есть поговорка на карчаево-балкарском языке "Къара тонгуз бла ала тонгузну не башхасы барды?" - Какая разница, что чёрная свинья, что свелая? В значении - между двумя одинково плохими по сути вещами, какая разница? Эта этимология перекликается и со словами Аммиана Марцеллина, 4 век, который говорил, что название аланов происходит от названия гор. Ала-тау - Светлые горы, по тюркской традиции называются горы, которые покрываются снегом и он держится на них долгое время в отличии от гор, которые называются Къара-тау - Чёрные горы, на вершинах которых снег не лежит. Смотрите энциклопедию ( БЭС) слово Кара-тау. Название Ала-тау имеют несколько гор, которые характеризуются вышеописанными особенностями. Таким образом, слова Марцеллина находят реальное подтверждение. 100. Где в русских сказках людоед, заходя в своё жилище говорит "Здесь русским духом пахнет", в карачаево-балкарских эмегены говорят: "Ас иис, адам иис ", "Асский дух, человеческий дух?. 101. На территории Скифии иранцы никогда не проживали. Пояс иранских языков тянется связанной цепочкой по полосе Курдистан-Иран-Афганистан-Таджикистан, а дальше на Восток находятся наиболее близкие к иранцам - индийцы (Пакистан, Индия). Хорезм - самая северная территория проживания иранцев. Вот где иранцы проживали и проживают, и осетины от этого пояса недалеко ... 102. Псевдо-Маврикий, "Стратегикон", кн.11, гл 3 КАК НАДО ВОЕВАТЬ С АВАРАМИ Как следовало бы воевать со скифами, то есть аварами, а также с турками и подобными им народами. Скифские племена употребляют, так сказать, один строй и боевой порядок; начальников у них много, но они невежи в военном искусстве; одни только турецкие и аварские племена стараются установить более сильные, чем у остальных скифских племен, строи и боевые порядки и в бою действуют сомкнуто... http://rubicon-club.narod.ru/mavr-3.htm 103.Имя родоначальника скифов Таргитая несомненно связано с именем единого Бога тюрков - Тагри, Тейри, Тегри, Тенгри, хазарский ? Тагарма, гуннский ? Тангрыхан, хакасский ? Тингиртай, Тиргимтай. Имя Таргитай образовано следующим образом: Тарги + тай ? тюркский уподобительный суффикс, широко распространённый во многих тюркских языках. Таким образом, имя Таргитай переводится, как Божественный, и стоит в длинном ряду тюркских имён 13 века, приведённых в летописи Рашид ад-Дина таких как: Актай, Ашиктай, Гуруштай, Бурунтай, Даритай, Оиратай, Камтай, Кутай, Кутуктай, Кяхтай, Субектай, Тубтай, Уйгуртай, Усутай и др., а наши казахские друзья могут привести ещё большое количество современных подобных имён. По своей структуре эти имена близки к таким терминам, как Курултай, топонимам - Алтай, Чагатай, Маматай, Тарбагатай и др. 104.Имя языческого ?бога? солнца у скифов по Геродоту было Гойтосир, что близко к имени языческого ?бога? солнца у карачаево-балкарцев (аланов) Кюнтейриси или как ещё часто называется в мифологических текстах Кюй тейриси ? бог пламени, бог солнца, бог огня. Кюй, гюй ? гореть, пылать. 105.Фагимасак ? имя бога моря, воды у скифов. Фукъмашакъ, Пукъмашакъ ? имя божества дождей, стихийных бедствий в сказках и нартском эпосе у карачаево-балкарцев. 106.Орей ? бог войны у скифов. У карачаево-балкарцев в позднем средневековье - Эррей, Эрирей, божество ветра, мужского плодородия, а в более ранние (воинствуюшие) времена, вероятно, считался ?божеством? войны. 107. В книге ?Дохристианская религия алан?, В.И. Абаев ведёт речь о религии скифов, но он не нашёл у них даже следов религиозных обрядов, присущих ираноязычным народам. Как известно, в далёком прошлом иранские племена проповедовали зороастризм, в древности и в раннем средневековье эта религия была распространенна на юге Средней Азии, среди предков таджиков, а также среди ираноязчных племён Афганистана, Ирана, части Азербайджана, Северо-Западной Индии и ряда других стран Ближнего и Среднего Востока, но скифы (саки, массагеты) до конца остались чуждыми зороастризму. И потому В.И. Абаев справедливо отмечает: ?Дошедшие до нас сведения о религии скифов, массагетов, алан, не заключает даже намёка на что-либо зороастрийское? (Абаев, 1960, с.3.). Другими словами зороастризм распространялся среди ноародов понимавших иранский язык, а среди скифов он не рапространился т.к. скифы были тюрками. 108.Что касается нартского эпоса осетин и в частности цикла о Сослане и Батразе, то имена и цикл являются заимствованными у карачаево-балкарцев, у которых этот эпос и имена прекрасно сохранились и при том в поэтической форме, балкарцев и осетин. 109. Х.Кациев. "Аланла, сизде уа не хапар?" 1967г. "Аланы, а у вас какие новости?" - книга вы |
|
|
|
22.06.2007 15:55:16
Переношу свои вопросы из "Нальчикскому парку культуры и отдыха возвращено историческое название" в эту тему:
1. Albert Так я всё же не понял, как будучи называя себя тюркоязычными, можно называть себя аланами, к которых язык был вовсе не тюркский? Думается, здесь не стоит напоминать о том, что именно язык идентифицирует тот или иной народ/ 2. Zaurbek А язык от аланов А как быть с этим? --> http://www.allingvo.ru/ |
|
|
|
22.06.2007 16:05:21
на западе признают карачаевцев аланами:
http://www.joshuaproject.net/peoples.php?rop3=1046 28 |
|
|
|
22.06.2007 16:23:38
Albert
где доказательства, что язык был не тюркским? Возможно для вас это не доказательство, но тогда что это такое? http://www.allingvo.ru/ |
|
|
|
24.06.2007 04:43:04
савир
Спасибо за материал |
|
|
|
24.06.2007 15:05:21
савир Тебя не Русланом зовут?
|
|
|
|
24.06.2007 20:09:21
Нет.
|
|
|
|
25.06.2007 13:28:59
Его я прочитал в книге А.Глашева "Хазары"
Это карачаевец пишущий под псевдонимом Алан Глашев? |
|
|
|
25.06.2007 14:24:04
Вазданкумус
Нет. Это другой Глашев. |
||||
|
|
|||
Читают тему (гостей: 1)