Войти на сайт
18 Июня  2018 года

 

  • Чакъырылмай келген къонакъ сыйланмай кетер.
  • Къонакъ болсанг, ийнакъ бол.
  • Ашда уялгъан – мухар, ишде уялгъан – хомух.
  • Къарнынг бла ёч алма.
  • Адеби болмагъан къыз – тузсуз хант.
  • Ач отунчуну ачыуу – бурнунда.
  • Сабий болмагъан джерде, мёлек болмаз.
  • Джашынгы кесинг юретмесенг, джашау юретир.
  • Джумушакъ сёз къаты таякъны сындырыр.
  • Телини эшигин, махтау джабар.
  • Урама да – ёледи, сатама да – келеди.
  • Игини сыйлагъан адетди.
  • Аллахха ийнаннган кишини, Аллах онгдурур ишин.
  • Ойнай билмеген, оюн бузар.
  • Бастасын ашагъан, хантусун да ичер.
  • Терек ауса, отунчу – кёб.
  • Билимсиз иш бармаз.
  • Аманнга алтын чыдамаз.
  • Дуния аламаты сен эсенг да, игиме деб айтма.
  • Сибиртки да сыйлы болду, кюрек да кюнлю болду.
  • Ата – баланы уясы.
  • Мен да «сен», дейме, сен да «кесим», дейсе.
  • Джахил болса анасы, не билликди баласы?
  • Ёпкелегенни ашы татлы болады.
  • Адамны аманы адамны бети бла ойнар.
  • Тюзню ётмеги тюзде къалса да, тас болмаз.
  • Тёзген – тёш ашар!
  • Таш ата билмеген, башына урур.
  • Ач къалгъандан, кеч къалгъан къолай.
  • Экеу тутушса, биреу джыгъылыр.
  • Асхат ашлыкъ сата, юйдегиси ачдан къата.
  • Борчунг бар эсе, хурджунунга ойлаб узал.
  • Нарт сёз – тилни бети.
  • Хазыр ашха – терен къашыкъ.
  • Зар адам ашынгы ашар, кесинги сатар.
  • Аджалсыз ёлюм болмаз.
  • Айтылгъан буйрукъ, сёгюлмез
  • Нафысынгы айтханын этме, намысынгы айтханын эт.
  • Уллу къазанда бишген эт, чий къалмаз.
  • Къуру гыбыт бек дыгъырдар.
  • Намыс болмагъан джерде, насыб болмаз.
  • Азыгъы аз, алгъа къабар, аты аман, алгъа чабар.
  • Айтхан сёзюне табылгъан.
  • Гугурук къычырмаса да, тангны атары къалмаз.
  • Кеси юйюмде мен да ханма.
  • Этим кетсе да, сюегим къалыр.
  • Аз айтсам, кёб ангылагъыз.
  • Тёгюлген тюгел джыйылмайды.
  • Окъугъанны бети джарыкъ.
  • Шайтан алдады, тюзлюк къаргъады.

 

Страницы: 1 2 3 4 След.
RSS
кто такие скифы-аланы-асы-хазары-болгары-карачаевцы-балкарцы -кумуки
 
Скифо-тюркские параллели:

1.Уклад ведения кочевого хозяйства,

2.Покрытые войлоком шатры и повозки, юрты.

3.Доение кобылиц, изготовление и употребление кумыса, конины, почитание коня.

4.Погребальные срубы, деревянные колоды-саркофаги, захоронения лошадей,

5.Курганная насыпь.

6. Обычаи, навыки и пр. обычаи побратимства, способы гадания, варки мяса.

7.Территория от Карпат до Восточной Сибири была территорией кочевий тюркских племён и расселения множества тюркских народов раннего средневековья - гуннов, болгар, авар, печенегов, тюркютов, хазар, тюргешей, савир и др. средневековых тюркских племён.И это же территория нахождения археологических памятников античного периода принадлежавших скифам, сарматам, сакам, массагетам и т.д. 2.

8.Вопрос на который нет умного ответа у сторонников ираноязычия скифов . -Почему, если население евразийских степей до гуннских походов было ираноязычным оно так легко пропустило их через свою территорию, ведь оно было ничуть не менее воинственным, чем гунны. А если они сопротивлялись, то какова их судьба: растворились среди тюрков, с какой стати? А если да, то почему языки тюркских народов не наводнены иранскими словами. И почему тюрки не растворили себе, допустим финно-угорцев или монгол?

9.Тюркам дальше начала первого тысячелетия нашей эры, сторонниками ираноязычия скифов не даётся ни конкретной территории, где бы эта огромная масса воинственных кочевников появилась, ни времени в глубину веков во время, которого формировались бы тюркские народы со всеми их различиями уже к раннему средневековью .

10.На территории от Карпат до Восточной Сибири нет ни одного, даже малочисленного иранского народа. Осетины как бы их не пытались подвести под потомков кочевников, никакой стороной на эту роль не подходят. Этнокультура осетин полностью оседлых издревле народов, у них нет слова шатёр, курган, кумыс и др. составляющих этнокультуры кочевников. Названия лошадей большей частью заимствованные из тюркского и кавказских языков. Они оседлые ираноязычные кавказцы, даже без лёгкого налёта кочевнической этнокультурной характеристики какой-либо.

11.На Алтае, который принято считать древней родиной тюркских народов, для истоков специфической культуры тюркских народов нет ни археологических, ни иных признаков.

12. Сочетание всех имеющихся научных факторов приводит к выводу, что древнюю прародину тюркских народов и их культуры надо искать в других регионах. Этим регионом является междуречье Волги и Урала (Итиля и Джаика или Яика). Здесь на рубеже IV-III тысячелетий до н. э. зародилась так называемая курганная или ямная археологическая культура, в которой сочетаются все специфические особенности культуры последующих тюркских народов и которая нет ни у кого других, в том числе эти черты не характерны для культуры ни одного из индоевропейских народов - ни в древности, ни в настоящее время.

13.Расовое совпадение скифов и тюрков. У тюркских народов массово встречаются представители различных рас - белокурые и голубоглазые европеоиды, кавказского типа брюнеты и монголоиды с европеоидными чертами . Это было характерно и для скифов среднеантичного периода (подтверждается письменными источниками и археологически). Такое расовое разнообразие произошло ещё в древности, вследствие кочевого образа жизни тюрки разделились между собой, и многие удалились от общей прародины - междуречья Волги и Урала (ещё раз,именно здесь возникает курганная культура и распространяется на запад, восток, юг и север) и оказались тюрки в соприкосновении с другими народами, различных рас. В результате этих межэтнических контактов происходило смешение. Та часть тюрков, которые пришли во взаимодействие с монголоидами Азии со временем тоже частично переняли их черты. Это археологически подтверждается тем, что курганники оказавшись во II-I тысячелетиях в Средней Азии и Сибири, имея изначально, только европеоидный антропотип, постепенно стали перенимать и монголидные черты и это хорошо прослеживается в археологических раскопках. А изначально тюрки были только европеоиды.

14.Курганная насыпь, как серьёзный индекс степной кочевнической этнокультуры характерный для скифов и их прямых потомков - многочисленных тюркских народов уже с IV тысячелетия до н.э. глубоко внедрился во многие инокультурные общности и надолго в них прижился. Но странно, что ни в одном из индоевропейских, финно-угорских, кавказских языках тeрмин "курган" не имеет смысла и не этимологизируется. Семантика слова раскрывается только на тюркских языках:
карачаево-балкарский: кур, - строить, создавать, возводить; киргизский, алтайский-кюр, гюр-грести землю, окапываться землёй и во многих других тюркских языках. Отсюда курган - возведённый. (Баскаков Н.А.) 15. Десятки названий древних поселений VI-III тысячелетия до н.э. в Передней и Средней Азии, в которых присутствует не объяснимое ни на каком другом, кроме тюркского слово ТЁППЕ, ТЁБЕ, ТЕППЕ -холм, относящееся к каким общетюркским словам словам как ТЁППЕ - макушка, ТЁБЕ-холм, бугор, ТОП-шар.

16. Отсутствие расселившихся у индоевропейских племён и народов единого корня для обозначения этой лошади.

17.Многие индоевропейские языки пользуются тюркскими терминами "лошадь" (алаша ат), "мерин".
 
18. Название на Северном Кавказе соседними народами называют карачаево-балкарцев ?ассами, аланами.

19. Сами карачаево-балкарцы друг к другу обращаются алан, аланла (аланы). Осетин ни они сами и никто из соседних народов ни ассами ни аланами не называет.

20.Многие древние авторы пишут о схожести языка аланов и асов с другими тюркскими народами, но ни одного свидетельства, упоминания или даже намёка о схожести алано-асского языка с языком какого-нибудь общеизвестного иранского народа нет, с чего бы это?

21. Русская летопись гласит, что язык ясов происходит от печенежского языка: "Язык же ясеський ведом есть, яко от печенежского рода родися, живуща подле Тани и Меотского моря
22. Родство ассов и хазар подтверждает и грузинская
летопись. Она прямо говорит, что овсы произошли от хазар. ( Леонти Мровели)

23. Свидетельством тюркоязычия алан, живших на территории нынешних Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии, является сведение Ивана Шильтбергера. Немецкий дворянин И. Шильтбергер в
1414-1416 годах совершил путешествие через Дербент - Джулат на Волгу. Он писал, что "проехал через гористую страну Джулат, (территория КБР), населенную большим числом христиан, которые там имеют епископство. Священники их принадлежат к ордену кармелитов, но молятся и поют по-татарски, для того, чтобы их прихожане были более тверды в своей вере". Татар он называл ясами.

24. Интерпретация слова овс заслуживает особого внимания. Само слово использовалось грузинскими народами, а в отношении кого вот интересный вопрос: Известно, что он был внесён в Картлис Цховреба во Вставке XVIII века (Г.В.Цулая). А в этом же веке Вахушти несомненно имевший отношение к этой Вставке, овсами именует балкарцев.

25. Термин овси сваны закрепляют за карачаевцами (Н.Г. Волкова). 26.Слова академика Н.Я.Марра: "Термин осский (осетинский) у сванов означает не иронский язык , как мы понимаем, иранского происхождения, а карачайский, относящийся к турецкой семье. Для иронского у сванов термин дигорский. Кстати, по личному сообщению А.Г.Шанидзе, так обстоит дело и в гебском подговоре рачинского говора грузинского языка: здесь оси, кстати, звучащее в глольском говоре иногда, как и в древнегрузинском овс(и) ( ср. мингрел. офс(и), означает обыкновенно карачайца, а оссури карачайский язык, что же касается переноса и распространения этого этнического термина, - продолжает Н.Я.Марр , так же и на иронов осетин, т.е. употребление его вместо племенных названий дигорели и двали, то в этом надо видеть плод влияния грузинского литературного языка или точнее грузинской речи интеллигенции".

27. Изготовление одинаковых киизов, с одинаковой аппликацией и узорами скифами и тюрками. Очень богато скифы украшали свои войлочные ковры - киизы, среди которых встречаются изготовленные из разноцветно окрашенных кусочков шерсти, которые укладывались в определенном порядке и создавали пестрый колорит скифского традиционного орнамента. Такое же распространение получило у скифов искусство изготовления различных киизов с аппликациями из кусочков войлока. Весь набор орнамента, технология изготовления и применения, войлочных киизов - ковров скифского облика - до сих пор бытует в традиционной культуре тюркских народов, в том числе у балкарцев и карачаевцев, составляя ее специфическую отличительную особенность. По сообщениям ученых XVII - XVIII веков, балкарцы и карачаевцы в те времена славились на весь Кавказ своим искусством в изготовлении войлочных изделий.

28. Сходство между скифами и в последующем тюрками не отдельное, а комплексное, а полное во всём.
29.Фраза Ибн Саида : ?далее к востоку жили Азкиши, Абхазы и Аланы. Все они были христианами: кроме Абхазов все считались тюрками?.

30.Фраза Абуль Феды : ?к востоку от абхазов на берегах моря находится город Алан. Это город назван так по имени народа алан, который его населяет; аланы суть тюрки, которые приняли христианство?.

30. Скифская легенда, записанная Геродотом согласно, которой некогда на их землю с неба упали золотые творения: плуг, ярмо, бердыш и чаша. К этой легенде обращаются многие поколения учёных-индоевропеистов, строят на её основе различные концепции о религиозных верованиях, мировоззрении, хозяйственном укладе, социальном строе скифов ( Б.А.Рыбаков, Д.С.Раевский, А.Хазанов и др.) Но никто до сих пор не смог обнаружить и увязать праобразы этих предметов в астронимах индоевропейских народов. Ведь прежде, чем упасть с неба там должны же были пребывать праобразы золотых предметов? По исследованиям фольклористов балкарцы созвездие Малой Медведицы называют Мырыт джулдузла ( в краткой форме Мырытла), Мырыт ?это сошник, лемех, возможно, прежде так назывался и сам плуг. Созвездие Ориона называется Гида джулдузла (кратко Гидала). Гида ? это боевой топор с обоюдоострым лезвием. Подобные топоры довольно частая находка в археологических памятниках скифов. Группу из семи звёзд в созвездии Северной Короны, напоминающей по своей конфигурации чашу, балкарцы называют Чёмюч джулдузла (или Чёмючле). Чёмюч- это небольшая чаша. Созвездие Весов балкарцы именуют Боюнсала джулдузла (или Боюнсала), т.е. ?созвездие Ярма?. Боюнса- это ярмо.
Таким образом, в астронимах балкарцев мы обнаруживаем пока что единственные небесные праобразы легендарных скифских предметов.

31.Территориальные локальные варианты древнеямной (срубной, катакомбной) и афанасьевской (андроновской) культур полностью совпадают с последующими археологическими культурами античных скифов и средневековых тюрок, с учётом конечно некоторых изменений во времени.

32. Степные просторы Евразии с конца IV тысячелетия до н.э. по XV век занимают племена с одинаковым хозяйственно-экономическим укладом, сформировавшие стойкое кочевое общество, удачно и прочно приспособленное к степному ландшафту.
33. Сравнительная таблица характерных особенностей археологических культур древнеямников, срубников и их наследников с древними индоевропейскими народами Азии и Европы.
 
Древнеямники и их наследники___________________/Индоевропейские народы

1. Курганная насыпь____________________________________- - -

2.Могила облицованная деревом, подстилка
из коры, камыша, бревенчатый накат над могилой ___________- - -

3. Погребальный сруб и колода____________________________- - -

4.Жертвенная пища: в могилах кости лошади, овцы___________- - -

5. Круглодонная, остродонная, яйцевидной фрмы керамика____- - -

6. Костяные и медные псалии______________________________- - -

7. Захоронения лошади с человеком________________________- - -
Индоевропейцы ____________________________________/Древнеямники

1. Государство, цари, жрецы, храмы_____________________ - - -

2. Храмовое хозяйство, налоговая система__________________ - - -

3. Земледелие, культ земледелия__________________________ - - -

4. Ирригационные сооружения_____________________________- - -

5. Многослойные, многовековые поселения__________________- - -

6. Дома общественные здания из глинобита__________________- - -

7. Могилы под полом жилища______________________________- - -

8. Могилы на поселениях__________________________________- - -

9. Захоронения в плетёных, глинобитных гробах, кувшинах_____- - -

10. Трупосожение ________________________________________ - - -
Скифы_________________Древ. и ср.-век индо-ир. народы______Тюрк. народы
Курганная насыпь________________ - - -________________________ +++

Погребальные повозки,
срубы, колоды___________________ - - -________________________ +++

Захоронения лошадей_____________- - -_________________________+++

Использование войлока
в могилах и в быту________________- - -_________________________+++

Упторебление кумыса и
конины_________________________ - - -__________________________+++

Способ доения кобылиц__________ - - -__________________________+++

Способ варения мяса_____________- - -___________________________+++

Гадание на прутьях______________ - - -___________________________+++

Бальзамирование трупов__________- - -___________________________+++

Способ скальпирования__________ - - -___________________________+++
33.Нарочитый, искусственный блеск и действительная нищета скифо-иранской теории становятся ещё более очевидными, если мы обратим внимание на быт, домашний уклад, повседневный обиход скифов, т.е. на их этнографию.
34. Изучающему, историю и культуру скифских племён при обзоре литературы не может не броситься в глаза сложившийся парадокс или диспропорция в исследованиях о скифах. Есть множество работ о Скифии и скифах, но мы очень затруднимся назвать хотя бы одно цельное исследование, посвящённое бытовой культуре скифов, их этнографии. Это обстоятельство объясняется тем, что при первом же прикосновении к домашнему быту, утвари, пище скифов и мн. др. , ломается сложившийся стереотип и обнаруживаются "ножницы" - между будто бы их иранским языком и явным тюркским бытом и традиционной культурой. И только безудержный и извращённый полёт фантазии может свести эти "ножницы" воедино.
35. Параллели между скифским гаданием на прутьях и о данных записанных в своём путешествии по Сибири Гмелина о тюркских шманах-колдунах: "После непродолжительного бормотания шаман-колдун брал пучок мелких прутьев, как бы серных лучинок. В таком пучке содержится 49 палочек, подобно тому, как гадатели черемисские, чувашские, и вотякские имеют для этой цели 49 бобов. Вскоре после этого он выбирал из пучка пять прутиков и клал их особо. С остальными он играл, бросая их то туда, то сюда, а затем вытягивал то одну, то другую. Процедура длилась недолго, и колдун произносил гадание."
36.Современные учёные также свидетельствуют, что " этнографически различные проявления культа таволги отмечены прежде всего в среде тюркоязычных племён (алтайцы, чуваши, казахи, киргизы, узбеки, тувинцы) и их ближайших соседей. Древность связанных с таволгой религиозных представлений подтверждает магическая формула шаманистской по содержанию рунической "Книги гаданий" IX века: "Одна таволга становится сотней таволг". (Семёнов А.И.)
36. Этнографические изыскания существенно дополняют сведения о скифском гадании на прутьях. Балкарцы в прошлом брали для гадания тонкие прямые ветки красного цвета кустарника "сипи". Срезать эти ветки для забавы не дозволялось, старались сберегать эти кустарники и от коз. Для гадания срезали 9 или 12 прутьев длиной в 40-50 см. Гадатель держал их в руке, и желающему получить у него предсказание, предлагал не глядя выдернуть один из прутьев, а потом говорил, что ожидает. Отголоски этого гадания смохранились и поныне в гадании, именуемом "Чёп тартуу" - выдёргивание прутьев.
37.Геродот также писал, что скифы гадают и на липовом мочале, которым они перепутывают пальцы и, разрывая, произносят гадание. Перекликается с этим и балкарское гадание: кусок нити (шинтагъы) складывали несколько раз с промежутками, образующими кольца продевали в них пальцы и дёргали в стороны нить. Прорицание призносили в зависимости от того сколько колец образовалось на нити, не образовалось ни одного или нить разрывалась.

38. Один из крупнейших представителей русской науки о скифах и их культуре Ф.Г.Мищенко ещё когда теория ираноязычия скифов только зрождалась, приводя слова Бруна, писал : ? Брун сожалеет, что берлинский акад. К.Мюлленгоф, главный авторитет в решении вопроса о национальности скифов в смысле их иранства, не подвергает критической оценке этимологии тех же имён приводящих других исследователей к заключению о ... туранстве скифов"

39. Г.Кипперт, один из авторитетнейших учёных того времени в области исторической географии, не придавал выводам Мюлленгофа об иранстве скифов никакого значения: "Что скифские имена, тождественные с фракийскими и персидскими, просто заимствованные из этих языков и потому не имеют никакой доказательной силы в вопросе о национальности скифов, это доказывается вполне совершенным отсутствием диалектных особенностей: с таким же успехом, - пишет Кипперт,- можно было бы признать семитическое происхождение нынешних османов и других тюркских племён на основе почти исключительного употребления у них арабских личных имён".

40. Ф.Г.Мищенко. - "Гораздо большее значение в решении этнического вопроса скифов, - имеют свидетельства древних писателей о быте народа и особенностях его физического строения".
41. Разбирая подробно доводы В.Ф. Миллера писал о следующих просчётах его концепции:
а). Миллер указывал на то, что в нартских осетинских сохранились следы скальпирования, напоминающие тот же обычай у скифов. "Но между двумя народами,- отмечает Мищенко,- замечается в этом отношении и немаловажная разница, опускаемая почтенным учёным: в сказаниях об осетинском герое Сосрыко шубы сшиваются из кож ближайших родственников, отцов, братьев, мужей, тогда как у скифов жертвами скальпирования были только враги. Подобный обычай нечужд и урало-алтайским народам, а также дикарям Северной Америки".
б). Миллер пытался обосновать свой вывод и на скифском способе гадания на прутьях, Ф.Г. Мищенко указывал что скифский способ гадания "гораздо ближе стоит к способу гадания шаманов, записанному Гмелиным".
в). Миллер ссылался на коллективный обряд погребения, когда собираются на похороны жители всего осетинского аула, а не только родственники умершего. А Мищенко указывал, что все эти черты разумеется напоминают скифские похороны (Геродот кн.IV, 71-73). -"Но дело в том, что аналогии более многочисленные и более полные, содержатся в трудах учёных о монгольских народах."
г). Мищенко обращает внимание на то, что "главнейшие черты быта осетин, сближаемые Миллером со скифскими обычаями заимствуется им из сказаний о богатырях Сосрыко и Батраз, известных у кабардинцев, балкарцев (карачаевцев-Т.) и осетин. Следует отметить, что имена этих героев не являются осетинскими. Автор сам (т.е. Миллер) предостерегал исследователей делать обобщения относительно истории осетин на основании их эпоса".
е) Завершая спор Ф.Г.Мищенко писал: "Трудно, если не сказать совсем невозможно, отрицать многообразные влияния урало-алтайских народов (в лице их ближайших соседей: балкарцев, кумыков, ногайцев и их предков-Т.) на иранских осетин; тем менее возможно полагаться на некоторые отдельные черты сходства между геродотовыми скифами и нынешними осетинами в доказательство иранства первых".

42. Под натиском таких неопровержимых сопоставлений фактов из тюркского и скифского быта В.Ф. Миллер, как учёный, имевший смелость признавать свои ошибки, в конце концов был вынужден написать следующее, завершая свои знаменитые "Осетинские этюды", что он "не считает доказанным факт иранства скифов".

43.Хорошо известно, что у алан, как и у всех тюркских народов традиционной пищей была конина и кумыс. И не было это свойственно иранским народам в том, числе и осетинам, ни в настоящем, ни в прошлом. Вот, что писал в своём ?Этнографическом очерке об осетинах? по этому поводу выдающийся осетинский поэт и просветитель Коста Хетагуров: ?Лошадь была прежде роскошью. Она применялась только для верховой езды и перевозки вьюков. Ни мясом, ни молоком, ни кожей её осетины не пользовались?.

Слова выдающегося советского историка, профессора МГУ, дигорца (осетина) по происхождению Г.А.Кокиева, которому сначала было поручено написание истории осетинского народа : ?Изучение имеющегося в нашем распоряжении материала приводит нас к заключению, что насколько сомнительно отождествление предков осетин с аланами, настолько основательно отождествление балкарцев и карачаевцев с кавказскими аланами?.
44. Не имеющие научного и логического обоснования утверждения, о поголовной тюркизации и ассимиляции мранских кочевых племён
45.Представление всех тюркских народы, исключительно всех - без каких бы то ни было на то реальных обоснований, как смеси неких иранцев и каких то тюрок, пришедших с Востока и что интересно, этим тюркам, даже, и территории-то определённой не даётся для их возникновения и постоянно что-то выдумывается.
46. Где бы это ни было: Европа, Центральная Азия, Алтай, Сибирь и т.д. - тюрки везде пришельцы (инопланетяне? Тогда вероятнее всего, с созвездия Кентавра ).
47. Отсутствие разумных обоснований для доказательства, того, почему тюрки выборочно и начисто ассимилировали, и
 
50. По сообщению автора I века Плиния, сарматы питаются мукой, примешивая к ней кобылье молоко. Римский историк, несомненно, говорит о таком блюде, как "къууут" - который служит деликатесным блюдом балкарцев и карачаевцев. К къуууту они, как правило, добавляют либо молоко, либо айран, либо масло, либо мёд.


51. В тех же источниках говорится о том, что сарматы питаются крутой белой кашицей, что в буквальном смысле совпадает с карачаево-балкарским блюдом из муки и мелкой крупы, кашицей "как".
52. ПАПАЙ верховный бог скифов, имя которого на тюркских языках означает предок, старший, старейший.
53. АПИ супруга Папая, означает на тюркских языках мать, матушка.
54. АТЕЙ скифский царь, имя которого является общетюркским термином, означающим понятие отец.
55. ОЙР скифское слово мужчина, муж. То же самое значение это слово несет и на тюркском языке: ЭЙР, ЭР.
56. ТАГЫ скифское слово нить совпадает с тюркским таким же понятием.
57. Шерсть на скифском и тюркском языках.
58. ЮШЮ, ИШ скифское и слово зябнуть.
59.Следует также обратить внимание на совпадение в языческом пантеоне греков и карачаево-балкарцев: "бог" войны у греков Арей и у карачаево-балкарцев Эррей. Для Древнего мира воплощением образа воителя были скифы. И наверно не будет странным, если бы греки переняли имя "бога" войны, у народа-воинов, скифов.

60. Одинаковое христианство у аланов и карачаево-балкарцев. До 17 века карачаево-балкарцы были христианами, принявшими эту религию от Византии, в отличии от осетин принявших христианскую религию от Грузии , и эта разница ясно прослеживается. В карачаево-балкарском языке ещё сохранились христианские названия дней недели (Геурге кюн - день Георгия, Байрым кюн -день Марии, Барас кюн - день Параскевы, Шабат кюн -Суббота), названия месяцев (Башиль ай -месяц Василия, Тотур ай -месяц Теодора, Андреук ай -месяц Андрея, Абустол ай - месяц Апостолов), во многих именах и во многом другом.
Аланский епископ Федор уже в первой половине XIII в. пишет, что его паства поклоняется языческим ?демонам на высоких местах? и вообще - ?аланы-христиане только по имени?. В 1347 г. митрополит Алании возражает против восстановления самостоятельной аланской епархии, объясняя ненужность такого акта тем, что ?народ ее ведет пастушеский образ жизни?, хотя в свое время, Алания являлась одним из мощных христианских центров на Северном Кавказе.
В ХIV веке в Джулате (Восточная Алания, Майский район Кабардино-Балкарии) находилась резиденция католического епископа, где было много священников-кармелитов. Как отмечает немецкий путешественник И. Шильтбергер, ассы , христиане Джулата ?чтбы пастве было понятно, молятся и поют по-татарски, ". К веку XVII карачаево-балкарцы начали принимать Ислам.

61. В книге ?пророка? Иеремии, который более других библейских авторов склонен к историзму, скифы характеризуются как народ, пришедший с севера. Как народ жестокий и неумолимый. Движение скифов вызвало такой страх, что никто не думал защищаться: ?Возвестите в Иудее и возгласите в Иерусалиме ... бегите ... лев восходит из своей чащи?. В другом месте он пишет: ?Вот я приведу на вас ? дом Израилев, народ издалека, говорит Господь, народ сильный, народ древний, народ, которого языка ты не знаешь, и не будешь понимать, что он говорит? [Смирнов, 1966, с. 17-18]. Это можно считать первым письменным фактом, подтверждающим тюркоязычность скифов. Доказательство в следующем: для дома Израилева, для иудеев его населяющих, и для самого ?пророка? Иеремии, да и вообще для Передней Азии того времени тюркский язык чуждый язык, в отличии например от того же иранского языка ? это язык соседей, язык торговли политических отношений. Вообще для Передней Азии того времени иранский вполне знакомый язык мидийцев, персов. А вот неведомым языком, непонятным для жителей Передней Азии, где преобладали семитские, иранские, арамейские языки, мог быть доселе незнакомый тюркский язык. Поэтому они его и не понимали. Ведь Иеремия, который более других библейских авторов склонен к историзму, мог бы, если бы они были ираноязычны, указать, что они из одного колена древа, от которого ведут свое родословие мидяне и персы.

Историки, жившие по времени значительно ближе к скифам и сарматам, нередко идентифицировали их с тюркскими племенами. В то же время у них нет случая идентификации скифов и сарматов с ираноязычными племенами.
62. Так, Филосторгий (IV в. н.э.) отметил, что "эти унны ? вероятно тот народ, который древние называли неврами", т.е. скифами [Латышев В.В., 1900, 741].

63. Феофан Византиец (V в.) гуннов считает скифами. Он пишет: "Между тем скиф Аттила, сын Омнудия, человек храбрый и гордый, удаливший старшего брата своего Вделу, присвоил одному себе власть над скифами, которых называют также уннами, и напал на Фракию" [Феофан Византиец, 1884, 81].
64. С другой стороны, он тюрков относит к массагетам: "На востоке от Танаида живут турки, в древности называвшиеся массагетами...?[Византийские историки. СПб., 1861, 492].
В этой записи Феофана заслуживает внимание то, что он знал хорошо и массагетов (одно из скифских племен), и персов. Если бы скифы-массагеты говорили на персидском, то он обязательно отметил бы это обстоятельство. Но Феофан массагетов идентифицирует с тюрками, а не с персами.

65. Во второй половине V в. Зосим выражает уверенность в том, что унны ? это царские скифы [Латышев В.В., 1890, 800].

66. В VI в. Менандр Византиец пишет, что "турки, в древности называвшиеся саками, отправили к Юстину посольство с мирными предложениями" [Византийские историки. Спб., 1861, 375], и под скифским языком он подразумевает "тюркский варварский язык" [там же, 376]. В другом месте Менандр Византиец пишет: "...Так что всех скифов из племени так называемых турков собралось до ста шести человек" [там же, 417].

67. Прокопий Кесарийский (VI в.) одно из племен скифов ? амазонок идентифицирует с гуннами и сабирами [Прокопий Кесарийский, 1950, 381]. Он же под киммерийцами подразумевает тюрков-гуннов, утигуров, кутригуров. "Само это "болото" вливается в Эвксинский Понт. Народы, которые там живут, в древности назывались киммерийцами, теперь же зовутся утигурами" [Прокопий Кесарийский, 1950, 384 -385].

66. Агафий (VI в.) гуннов у Азовского моря называет также скифами [Агафий, 1953, 148].

67. Феофилакт Симокатта (VII в.) также отмечает, что восточных скифов обычно называют тюрками: "Изгнанный из своего царства, он (Хосров) покинул Ктесифон и, переправившись через реку Тигр, колебался, не зная, что ему делать, т.к. одни советовали ему направиться к восточным скифам, которых мы привыкли называть тюрками, другие же ? уйти в Кавказские или Атропейские горы и там спасать свою жизнь" [Симокатта Ф., 1957, 106].

68.Феофан Исповедник (VIII в.) под названием хазары также подразумевает скифов: "В этом году Василеве Лев женил сына Константина на дочери Хагана, властителя скифов, обратив ее в христианство и назвав Ириной" (до крещения ее имя ? Чичак) [Чичуров И.С., 1980, 68].

69. Заслуживает внимания и сообщение "Повести временных лет" (XII в.) о том, что скифы, хазары и болгары один и тот же народ: "Когда же славяне, как мы уже говорили, жили на Дунае, пришли от скифов, т.е. хазар, так называемые болгары и сели по Дунаю" [Повесть временных лет, 28].

70. В.Митфорд в "Истории Греции" пишет: "В мире существуют места, жители которых сильно отличаются от других людей по своим обычаям и образу жизни. Из них стоит выделить называемую греками скитами, а современниками ? татарами" [Митфорд В., 1838, 419].
71. В последние десятилетия начала утверждаться достоверность научной гипотезы венгерского тюрколога академика Юлиуса Немета, согласно которой первоначальной родиной (прародиной) тюрков был не Алтай, как было принято считать в науке в XIX веке, а Восточная Европа и Западная Азия. Эту гипотезу Немет выдвинул еще в 1912 г. и продолжал ее отстаивать в 60-е годы, незадолго до своей смерти. Известный российский археолог Н. Я. Мерперт, основываясь на данных археологии, пришел к выводу, что Ю. Немет был прав. В своем фундаментальном труде "Древнейшие скотоводы Волжско-Уральского междуречья", изданном в 1974 г. в Москве, он доказал, что прародиной ямнокурганной культуры, культуры древнейших тюрков, были степи и лесостепи между Уралом и Волгой, а также прилегающие к этому большому региону северная часть Казахстана и Северный Прикаспий вплоть до Дагестана. Именно с Волго-Уралья веерообразно стали расселяться в другие регионы прототюрки в III тыс. до н. э. Это скорее всего было связано с ростом населения и увеличением поголовья скота, которому нужны были новые обширные пастбища. Однако с древнейшей родины ушли не все пратюрки. Многие из них остались на первоначальной родине. Наукой доказана преемственность тюркского этноса на первоначальной территории с древнейших времен до наших дней. Рядом и вместе с другими народами в древнейшие времена там жили предки татар, башкир, чувашей, а ныне они живут рядом с другими народами, прежде всего с финно-уграми, ? мордвой, удмуртами, мари, коми, пермяками и другими. Часть древнейших тюрков постепенно продвинулась на север ? на земли финно-угров, где происходило и происходит взаимовлияние данных этносов, сближение их бытового уклада, культуры и языков. Другая их часть, в III? II тыс.дон. э. ушла далеко на восток вплоть до Забайкалья, где тюрки создали довольно высокую для своего времени ямную афанасьевскую и срубную андроновскую культуры. Пришедшее в Южную Сибирь и Центральную тюркское население было европеоидным, но в I тыс. до н. э. ? в карасукский и таштыкский периоды ? с юга и востока сюда прибывают окуневцы, китайцы, монголы и другие монголоидные племена, и к началу I тысячелетия н. э. значительная часть восточных тюрков стала постепенно принимать монголоидный антропологический тип, хотя основная масса тюрков и тогда осталась европеоидной. Третья часть тюрков двинулась в Европу и Переднюю Азию. Те тюрки, которые в III тысячелетии до н. э. стали передвигаться из Волго -Уралья на запад, постепенно достигли Балкан и Центральной Европы, а те, которые ушли на юг? на Северный Кавказ, и часть через Закавказье пробрались в Переднюю Азию.
72.Все основные элементы этнокультуры скифов ( саков, массагетов), алано-асов, сарматов, гуннов, булгар, хазар, кипчаков и других тюрк
 
Территориально локальные варианты древнеямной культуры почти полностью совпадают с территорией локальных вариантов салтово-маяцкой культуры и половецкой культуры Восточно-Европейских степей:
Древнеямн._________________салтово-маяцк._________ _________Половецк.
Волжско-Уральский________ Средневолжский___________Поволжский Предкавказский ____________Дагестанский__________Предкавказский
Приазовский___________Приазовский ______________Приазовский
Крымский _____________Крымский__________________ Крымский
Донской_____________Нижнедонской____________Нижнед онской
Северско-донецкий_____ Верхнедонской ____________Донецкий
Северозападный________Дунайский______________Придн епровский

80. Палеоэтнографический аспект.
Хорошо известно, что при этнокультурной атрибуции археологических культур, как пишет В. Файрсервис, важную область составляет то, что обычно называют ?этнографической реальностью?. Речь идет об изучении живых культур современного мира, который свидетельствует, что определенные типы поведения реализуются не в отдельных культурных чертах, а в их комплексах. Этнографы знают, что если мы сталкиваемся с определенным типом жилья вкупе с определенным способом погребения, а также с определенными экономическими зависимостями, тогда весьма высока будет вероятность определения этносоциальной организации той или иной культуры. Таким ретроспективным методом, как мы уже отмечали, установлена генетическая связь ямнои-срубной-скифско-тюркской культур.

81. Верхотуров.
Скифы -тюрки

Во все времена существовало мнение о том, что скифы были тюркоязычным народом. Этого мнения придерживались византийцы, оно отразилось во многих византийских сочинениях, а вслед за византийцами такого же мнения придерживались и европейские, и русские авторы. Тот же Лызлов, например.

Даже в те времена, когда из политических соображений началось отрицание тюркоязычности скифов, и делались попытки привязать их то к индоевропейцам-иранцам, то к славянам, были исследователи, придерживающиеся версии тюркоязычности скифов. Они даже разработали скифо-тюркскую теорию, согласно которой все скифы, все народы, носившие это имя, были тюрками. Современные тюркологи, например М.З. Закиев, считают эту теорию некорректной. По его мнению, только часть скифов была тюрками, а другие народы носили этот этноним в силу доминирования скифов над ними.

82. Фальсификаторы науки за работой

Вил Мирзаянов, профессор, доктор химических наук. США.

Случилось так, что во время долгих работ в библиотеке Принстонского Университета (США, штат Нью-Джерси) я заинтересовался книгами, посвященными истории татар. К моему большому удивлению я здесь открыл в буквальном смысле слова сокровища, которые практически не известны даже избранному кругу специалистов-историков, как в России, так и в Татарстане. По-видимому, тому могут найтись много объяснений, в том числе и уничтожение в коммунистической России истории как науки, которая была переписана с точки зрения большевистской демагогии для оправдания так называемой прогрессивной роли пролетариата и русской колонизации народов, граничащих и неграничащих с империей. Тем не менее, здесь напрашивается также и строго обоснованный вывод о шовинизме современных ... лжеспециалистов от истории. Учитывая создавшуюся ситуацию, я поставил целью дальнейшей моей научной деятельности в США ознакомление татарских и русских читателей с шедеврами мировой науки, а также и с произведениями зарубежных татарских авторов, посвященными истории татарского народа.

В частности, я, после того, как обнаружил в библиотеке книгу профессора Бориса Ишболдина ?Очерки из истории татар?, изданную на английском в Нью-Дели в 1961 году, постарался перевести ее на татарский и издать ее под редакцией известного татарского писателя-историка М. Хабибуллина в Казани. Книга была совершенно неизвестна в России, поскольку автор являлся эмигрантом, да и тема книги и ее содержание во многом не совпадает с официально принятой историей татар. Не хочу останавливаться в деталях этого поистине шедевра исторической науки, пусть читатель сам постарается оценить ее по достоинству. Другая книга, ?Тысяча лет из истории татар?, является капитальным трудом английского историка Эдуарда Паркера, первое издание которой появилось на свет в 1895 году. Этот фундаментальный труд написан на основе собственноручно переведенных автором древних китайских источников. Автор, профессор китаеведения Манчестерского Университета, много лет провел в Китае и участвовал в многочисленных экспедициях по местам... На основании своих исследований и работ крупнейших историков 18-19 в.в. Э. Гиббона, Дж. Легге, Э. Шавань, Ф. Хирца и др. автор практически однозначно решил вопрос о происхождении наших народов. В предисловии ко второму изданию своей книги, вышедшей на свет в 1921 году, Э. Паркер подчеркнул, что он в своих дальнейших трудах попытался доказать, что ?народ гиен-ну, скифы, гунны и тюрки были различными ступенями развития одних и тех же племен; и затем Шаванье, Хиртц и другие детально исследовали эту проблему?. Однако, в дальнейшем, в тексте изложения автор пишет, что признание этого факта является не научным, а политическим вопросом.

Признаюсь, меня встревожило это признание мирового авторитета, поскольку я был уверен, что исторические факты, установленные научными методами, не могут быть интерпретированы вопреки им. Кто может, например, опровергнуть законы физики или химии, основанные на установленных экспериментально фактах? Тем более в те времена коммунистическая демагогия еще не была узаконена нигде. Оставалось полагать, что и в те времена были силы, которые рассматривали исторические факты только с точки зрения своей гегемонии, т.е. империалистической философии о превосходстве колонизаторов. Потому неудивителен тот факт, что книгу Э. Паркера в России вы не сможете найти и днем с огнем! Не знают ее историки, и все тут. По этой причине и потому, что данная книга является воистину капитальным трудом об истории татарского народа, которая не оставляет места никаким спекуляциям о том, откуда же взялись татары: от булгар или от татар (простите за тавтологию), я взялся за перевод книги. Перевод этот потребовал от меня изучения многих источников, которыми пользовался Э. Паркер, ограничившийся, однако, ссылками на всемирно известных историков без указания конкретных изданий, страниц книг и т.п. Тем не менее, мне удалось найти и приобрести все эти источники, которые отсутствовали в библиотеках и дать их в виде редакционных заметок с целью помочь читателю в чтении материала и в поиске этих книг для дальнейших исследований. Среди таких источников Э. Паркер широко пользовался классическим трудом крупнейшего историка 18 века Э. Гиббона ?Падение и распад Римской Империи? в шести томах, где он подробно описывает историю скифов, которых он рассматривает как татар без всяких оговорок. В частности, на пятой странице 3-его тома издания от 1910 года читаем (перевод мой ? В.М.): ?Нашествие гуннов толкнуло на западные провинции готов, которые в течение менее сорока лет передвинулись от берегов Дуная к берегам Атлантического океана и своими военными успехами расчистили путь для вторжения стольких племен, еще более диких, чем сами готы. Первоначальная причина этих миграций находилась в отдаленных северных странах и подробное изучение пастушеской жизни скифов или татар (курсив мой ? В.М.) раскроет нам причины таких опустошительных переселений?. Как видите, великий Гиббон между названиями народов ставит союз или, что для любого грамотного человека означает определение равнозначия. Дальше по тексту автор везде употребляет скифы как татары или татары как скифы. Что ж, я убедился, что Э. Паркер в своей книге ?Тысяча лет из истории татар?, где он повествует о татарах, начиная со второго века до новой эры до XI века новой эры, пользовался убедительным источником. Точно такое же утверждение я нашел в трудах вышеназванных авторов.
Недавно мне в США удалось приобрести перепечатанный в 1997 году (?Наука?, ?Ювента? Санкт-Петербург, 1997) перевод проф. В.Н. Неведомского от 1883-1886г.г. труда Э. Гиббона. Хотя конкретно не указывается, с какого издания сделан перевод, однако, из предисловия, написанного г. М. Гизо, можно заключить, что он сделан с английского издания 1854 г. Книга (в 6-ти томах) производит солидное впечатление, достойное этого бесценного труда. Перепечатка осуществлена под редакцией проф. Э.Д. Фролова и включает также его предсловие, где он указывает, что ?Перевод публикуется полностью, без каких-либо сокращений и изменений (за вычетом чисто редакционных поправок)...?. Я не совсем понял, что значит такое определение для перепечатки существующего издания и начал читать главу о скифах и гуннах. Скоро я увидел значение таких поправок. Судите сами. Вышеприведенная цитата в фроловской ?редакции? перевода выглядит теперь, как ?...Нашествие гуннов толкнуло на западные провинции готскую нацию, которая в течение менее сорока лет передвинулась от берегов Дуная к берегам Атлантического океана и своими военными успехами расчистила путь для вторжения стольких племен, еще более диких, чем сами готы. Первоначальная причина этих передвижений скрывалась в отдаленных северных странах, и внимательное изучение пастушеской жизни скифов и татар (курсив мой ? В.М.) раскроет нам причины таких опустошительных переселений?. Вот вам чисто редакционная поправка! Ведь теперь невооруженным глазом можно обнаружить, что смысл слов великого Гиббона перевернут с точностью наоборот. Теперь выходит, что скифы и татары являлись различными народами. Более того, ?профессор-историк? поместил сразу после такой варварской фальсификации примечание, которое он скрыл как примечание издателя, к которому он не имеет отношения, поскольку книга была переведена с текста издания 1854 г. Здесь он и раскрыл себя во всей наготе... шовиниста, утверждавшего, что-де Гиббон был отсталый, в то время, мол, наука была не так развита, а теперь, мол, доказано, что скифы и татары являются совершенно различными расами. Более того, далее г. Фальсификатор на стр. 107 том 3, опять убрал союз или и заменил его союзом и при переводе оригинального текста ?Зачатки феодального правления можно наблюдать в жизнеустройстве скифских или татарских народов, однако постоянные конфликты враждующих
 
83. Этнонимы Алан и Ас в тюркской среде.
Этноним алан и ас у иранских народов, не зафиксирован и не бытует, кроме названия одного только рода алан у курдов.
В тоже время они существовали и сейчас имеются у 12 тюркских народов:
1.Карачаево-балкарцы. (самоназвание)
2.Алтайские роды Дьети ас, Байлаг ас,Тёрт ас.
3.Казахское племя Ас.
4.Киргизское племя Ас.
5.Чагатайское племя Ас.
6.Туркменское племя алан.
7.Ногайские роды Тарту уллу ас, дер гулли ас, шомишли ас.
8.Этноним ас, приведенный Будаговым.
9.В кипчакско-огузском памятнике Х11-ХУ1 вв. ?Китаб ал ?Идрак ли-лисан ал Атрок?
?Книге пояснений к тюркским языкам? наряду с названиями других тюркских племен
приведен этноним ас.
10.Казахское племя элан.
11.Башкирский род ас/ассы
12.Часть крымских татар называют друг друга олян.

К этому списку можно добавить следующие тюркские народы с этнонимом алан и ас. (Энциклопедия Народов России Москва 1994г)
1.Суваз или суyас т.е. водные асы самоназвание чувашей восходящее к сувар или суваз.
2.Тёлес ( руссификация от тюркского таулуас tawluas ) племя в составе южных алтайцев.
3.Карагас (черный ас,) старое название микро-тюркского народа Южной Сибири.
4.Чыстангас-таёжные асы этническая группа в составе хакасов. (сам этнотермин хакас происходит от имени кыргыз в китайском звучании "хягас"
5. Азари, азери (земля азов или мужчина аз) иранское название тюркского народа азербайджан.
Приведённые факты убедительно и неопровержимо свидетельствуют о том, что этноним Ас и Алан являются тюркскими этнонимами.
Лексические и фонетические схождения в аланском и германских языках
1.Как известно из истории в 2-4 вв. германские племена готов и аланы жили в одном государственном образовании на территории современного Причерноморья и Предкавазья.
Совместное проживание продолжалось 200 лет. Это достаточный срок для языковых взаимовлияний.
За 200 лет языковых соприкосновений должно быть много общих слов должен быть общий фонетический ряд( одинаковые звуки в языке.).
В немецком и карачаево-балкарском языках более 60 языковых совпадений и схождений древних слов.

К примеру только:

немецкие слова -(транскрипция) перевод карачаево-балкарские слова (транскрипция) перевод

1. Bau (baw) строительство___________ Бау (baw) сарай, cтроение
2.Tale (tale) поляна ____________тала( tala) поляна
3.dick (dik) толстый _____________ тыкъ (ti'q) толстый
4.Opa (opa) дедушка_____________аппа (appa) дедушка
5.Eid ( aid) клятва________________айт (ait) говори ( айтыу- aiti'w предлож,поговорка)
6.Gattin (gatin) супруга____________къатын (qati'n) супруга,женщина
и так далее.
7. Murdar ? убийца__________________ Мурдар ? убийца.

И таких совпадений древних понятий более 60 в немецком и карачаево-балкарском языках. Что является свидетельством тесного и длительного соприкосновения названных языков. А такое длительное соприкосновение было мы знаем только в период соседского и совместного проживания готов и алан в период с 2 по 4 вв. в Причерноморье и Предкавказье.
На самом деле тюрско-германских языковых схождений значительно больше. Также и в современном английском языке, я не сравнивал английский язык с карачаево-балкарским, хотя ясно что количество общих древних германо-карачаево-балкарских слов значительно увеличится.

И это при том, что карачаево-балкарский язык развивался изолированно с ХIV века от других тюркских языков, с момента разгрома Тимуром Алании .
Конечно апологеты иранского начала аланского языка могут найти и большее количество языковых схождений в немецком и осетинском языке. Немецко-карачаево-балкарские языковые схождения удивительны ввиду их корневых отличий этих языков и несоприкосновений последние 1600лет.
Кроме языковых схождений также и фонетика ... существующий в английском и немецком языках звук NG (morning, England, )... (не существуют в других индевропейских языках). В то время как этот звук существует как фонетике карачаево-балкарского языка, как и в германских языках.
Кстати сказать этого звука NG, нет в тюркских языках огузской подгруппы (турецкий, азербайджанский) соприкасавшихся с немецким языком сравнительно недавно. Для примера за 100-200 лет русско-карачаево-балкарского языкового соприкосновения с середины Х1Х до середины ХХ веков в карачаево балкарский язык проник звук Вв ранее не бывший в фонетическом ряду карачаевцев и балкарцев.

Таким образом доказательством первоначальной тюркоязычности алан является:
1.Многогкратное наличие у тюркских народов терминов Ас и Алан для обозначения родов и племен, а у иранских народов нет такого этнотермина .
2.Самоназвание карачаевцев и балкарцев - Аланла (аланы) , а у осетин дигорон, ирон, кударон.
3.Наличие большого количества общего пласта древних слов в германских (немецком и английском), славянских и тюркских языках а также общих фонем...
Общие древние слова и общие фонемы ... являются следствием длительного соприкосновения Алан и Германцев в 2-4 веках .
Вывод очевиден - аланы были тюркоязычными. И являются таковыми на сегодняшний день.
84.Юстина: ?Язык парфов средний между Скифским и мидийским, помесь того и другого?. Из чего- то однообразного вряд ли можно получить помесь. Для этого, как минимум, необходимы два разных языка ? скифский (тюркский) и мидийский (иранский).
85. Осети - грузинское название Центрального Кавказа у грузинских народов, включающий территории Карачаево-Черкессии, Кабардино-Балкарии и частично Северной Осетии, которое сохранилось сейчас только за территорией имеющей более удобные коммуникации с Грузией (дорожные, через Дарьял, Военно-грузинская дорога и др. В виде этнонима овс сохранилось у ближайших соседей северокавказцев с южной стороны, у сванов, по отношению только к карачаево-балкарцам (Шанидзе, Марр, Волкова). Дигорели, двали - историческое название для современных осетин у грзинских народов, данные специальных исследований. Овсети термин, которым называли вообще Центральный Кавказ и который в позднейшее время был перенесён и на современных осетин, как на на находящися в самой близости от грузин в направлении Северного Кавказа, а не как этноним, которым называли издавна осетин грузинские народы.
 
87. Прииск Панийский термином "скифы", называет гуннов
88. Встречающиеся в переднеазиатских древних текстах до.н.э. значатся племена: турукки, су, субир; реки: "Балих", "Кара-су"; горы: "Кара-даг"; "Ак-даг" .
89. Как известно аланы находились в различных отношениях с гуннами, аварами, хазарами ?это нашло отражение в некоторых карачаево-балкарских поговорках "Бир кюн базар, бир кюн хазар" перевод: "Один день базарный, другой день хазары" в значении "Один день хороший, другой плохой";
?Гун, пайа гун? - ?Гунн, могущественный гунн?; ?Ауарлыча, не сюельгенсе юсюмме??, - ?Что ты стал передо мной, как аварин??.

90. Карачаево-балкаризмы в каталонском языке. Известно, что аланы в 5 веке пребывали в Испании.

91. Слова известного испанского этнографа Хосе-Гомеса Табанеры о тюрко-аланах.

92. Имена асских предводителей воевавших с Тамерланом ? Бурикан, Буриберди, Пулад (Болат), Тауса (Тауас), Кулы (фамилии Кулиевых в Балкарии).

93. Уровень этимологий иранистов, на основе которых ?выявили? скифский иранский язык. Процитируем ряд их, чтобы убедиться в том, что получается, когда из слова хотят выудить, то чего в нём нет, т.е. в данном случае непременно заставить его быть иранским . Имена взятые из работы В.И. Абаева и которые я перечислю, (на основе, которых и выдумали слова несуществовавшие иранские слова скифского языка) принадлежали жителям древнегреческих городов колоний в Причерноморье, не детям и не рабам . Но если верить иранистам они носили весьма странные имена (приведём только некоторые из них: Безголовый, Шестиголовый, Волкоед, Находящийся под женщиной, Имеющий здоровую жену, Имеющий 8 ослов, Имеющий 8 луков, Добывающий шерсть оленей, Невредимый утром (Как будто в другое время повреждённый), Стриженный, Водопийца, Женоубийца,, Имеющий зубы как долото, Тугоухий, Широкоухий, Овца (Мужское имя), Многоарийский, Донской Варазмак, Смешной, Достойный смеха. Название местности в Крыму у Птолемея Харадз, по Абаеву означает Осёл. Почему? Только потому что похоже на осетинское хараг, авестийское хара, персидское хар - осёл. Никаких других обоснований не приведено. Весьма странные имена были у скифских царей , если верить иранистам:
Сакесфар - Имеющий оленью челюсть, аланский царь Кандак - Холст, Еохар ? просоед, племя Торекадаи - Супоеды. И это было бы понятно , если бы наречение такими именами было традицией скифосарматов. Но оказывается, что другие скифские цари носили весьма пышные имена: Стальноконный, Имеющий арийский облик, Получающий первую награду и т.д.

94. Образ Турана ( скифов?тюрков) в фольклоре иранских народов, как главного врага. Это подтверждается всей историей взаимоотношений тюркских народов с иранскими. Иранцы всегда были мишенью и целью атак тюркских племён, как впрочем, и Китай и славяне, у них это тоже отразилось в письменных источниках и в устном фольклорном творчестве.

95. Слова славяниста Добродомова о том, что тюркские языки повлияли на славянские ещё в период общеславянского единства.

96. Физический закон сохранения энергии, один из основных законов бытия физического мира также не приемлет теорию ираноязычия скифов - неожиданное исчезновение могущественных иранских кочевых племён и неожиданное появление тюркских кочевых племён на огромной территории от Дуная до Байкала. Тоже самое и о языке, вдруг за очень короткий период исчезнувшем иранском языке и сказочно быстро распространившемся тюркском языке на этой же территории.

97. Менандр в повествование о посольстве Земарха к тюркютскому хану, тюркский язык называет скифским ?Некоторые люди из этого племени о которых уверяли будто они имели способность отгонять несчастья, придя к Земарху, взяли вещи, которые римляне везли с собой, склали их вместе, потом развели огонь сучьями дерева Ливана, шептали на СКИФСКОМ языке какие-то варварские слова...?

98. Скифы не были "мальчиками для битья", они ни для кого, ни лёгкой жертвой, ни подарочком не были, и у них была своя национальная честь и гордость, чтобы расстаться со своим языком и перейти на чужой язык. О наличии национальной гордости скифов говорит история о печальной трагической судьбе скифского царя Скила известно из рассказа Геродота о Скифии.

Скил был сыном скифского царя Ариапейта (Ариубет - КБ. Красивый, С красивым лицом) с и женщины-гречанки из Истрии, которая обучила сына греческому языку и письму. Он, вероятно, был одним из первых грамотных царей Скифии. Вследствие материнского воспитания, Скилу не нравился скифский образ жизни и склонялся к эллинским обычаям. По рассказу Геродота, он часто приходил со своим войском к городу Ольвии, где у него был дворец, окруженный скульптурами белокаменных грифонов и сфинксов. Свою стражу Скил оставлял за городскими стенами, а сам переодевался в эллинские одежды, вел месяцами греческий образ жизни.

Скифы, узнав об этом оценили поступки царя, как предательство их скифских обычаев, восстали против него и избрали царем его брата Октамасада. Скил вынужден был бежать во Фракию, против которой выступил Октамасад. Одрисский царь Ситалк выдал Скила в обмен на своего брата, находившегося в плену у скифов. "Скилу же Октамасад там же на месте отрубил голову. Вот таким образом скифы охраняют свои обычаи, а тех, кто перенимает чужеземные законы, вот так наказывают" [Herodot IV, 80].

99. Слово алан происходит от тюркского корня ала, алан - светлый, сравните: къолан - пёстрый. Слово ала - в значении светлый, имеется в таких словах, как имя Алакёз - Светлоглазая, в названии гор Ала-тау - Светлые (Яркие) горы, название города Елабуга - это Ала-бугъа - Светлый бык, есть поговорка на карчаево-балкарском языке "Къара тонгуз бла ала тонгузну не башхасы барды?" - Какая разница, что чёрная свинья, что свелая? В значении - между двумя одинково плохими по сути вещами, какая разница?
Эта этимология перекликается и со словами Аммиана Марцеллина, 4 век, который говорил, что название аланов происходит от названия гор. Ала-тау - Светлые горы, по тюркской традиции называются горы, которые покрываются снегом и он держится на них долгое время в отличии от гор, которые называются Къара-тау - Чёрные горы, на вершинах которых снег не лежит. Смотрите энциклопедию ( БЭС) слово Кара-тау. Название Ала-тау имеют несколько гор, которые характеризуются вышеописанными особенностями. Таким образом, слова Марцеллина находят реальное подтверждение.
100. Где в русских сказках людоед, заходя в своё жилище говорит "Здесь русским духом пахнет", в карачаево-балкарских эмегены говорят: "Ас иис, адам иис ", "Асский дух, человеческий дух?.

101. На территории Скифии иранцы никогда не проживали. Пояс иранских языков тянется связанной цепочкой по полосе Курдистан-Иран-Афганистан-Таджикистан, а дальше на Восток находятся наиболее близкие к иранцам - индийцы (Пакистан, Индия). Хорезм - самая северная территория проживания иранцев.
Вот где иранцы проживали и проживают, и осетины от этого пояса недалеко ...
102. Псевдо-Маврикий, "Стратегикон", кн.11, гл 3
КАК НАДО ВОЕВАТЬ С АВАРАМИ
Как следовало бы воевать со скифами, то есть аварами, а также с турками и подобными им народами.
Скифские племена употребляют, так сказать, один строй и боевой порядок; начальников у них много, но они невежи в военном искусстве; одни только турецкие и аварские племена стараются установить более сильные, чем у остальных скифских племен, строи и боевые порядки и в бою действуют сомкнуто...
http://rubicon-club.narod.ru/mavr-3.htm
103.Имя родоначальника скифов Таргитая несомненно связано с именем единого Бога тюрков - Тагри, Тейри, Тегри, Тенгри, хазарский ? Тагарма, гуннский ? Тангрыхан, хакасский ? Тингиртай, Тиргимтай. Имя Таргитай образовано следующим образом: Тарги + тай ? тюркский уподобительный суффикс, широко распространённый во многих тюркских языках. Таким образом, имя Таргитай переводится, как
Божественный, и стоит в длинном ряду тюркских имён 13 века, приведённых в летописи Рашид ад-Дина таких как: Актай, Ашиктай, Гуруштай, Бурунтай, Даритай, Оиратай, Камтай, Кутай, Кутуктай, Кяхтай, Субектай, Тубтай, Уйгуртай, Усутай и др., а наши казахские друзья могут привести ещё большое количество современных подобных имён. По своей структуре эти имена близки к таким терминам, как Курултай, топонимам - Алтай, Чагатай, Маматай, Тарбагатай и др.

104.Имя языческого ?бога? солнца у скифов по Геродоту было Гойтосир, что близко к имени языческого ?бога? солнца у карачаево-балкарцев (аланов) Кюнтейриси или как ещё часто называется в мифологических текстах Кюй тейриси ? бог пламени, бог солнца, бог огня. Кюй, гюй ? гореть, пылать.

105.Фагимасак ? имя бога моря, воды у скифов. Фукъмашакъ, Пукъмашакъ ? имя божества дождей, стихийных бедствий в сказках и нартском эпосе у карачаево-балкарцев.

106.Орей ? бог войны у скифов. У карачаево-балкарцев в позднем средневековье - Эррей, Эрирей, божество ветра, мужского плодородия, а в более ранние (воинствуюшие) времена, вероятно, считался ?божеством? войны.

107. В книге ?Дохристианская религия алан?, В.И. Абаев ведёт речь о религии скифов, но он не нашёл у них даже следов религиозных обрядов, присущих ираноязычным народам. Как известно, в далёком прошлом иранские племена проповедовали зороастризм, в древности и в раннем средневековье эта религия была распространенна на юге Средней Азии, среди предков таджиков, а также среди ираноязчных племён Афганистана, Ирана, части Азербайджана, Северо-Западной Индии и ряда других стран Ближнего и Среднего Востока, но скифы (саки, массагеты) до конца остались чуждыми зороастризму. И потому В.И. Абаев справедливо отмечает: ?Дошедшие до нас сведения о религии скифов, массагетов, алан, не заключает даже намёка на что-либо зороастрийское? (Абаев, 1960, с.3.). Другими словами зороастризм распространялся среди ноародов понимавших иранский язык, а среди скифов он не рапространился т.к. скифы были тюрками.

108.Что касается нартского эпоса осетин и в частности цикла о Сослане и Батразе, то имена и цикл являются заимствованными у карачаево-балкарцев, у которых этот эпос и имена прекрасно сохранились и при том в поэтической форме, балкарцев и осетин.

109. Х.Кациев. "Аланла, сизде уа не хапар?" 1967г.
"Аланы, а у вас какие новости?" - книга вы
 
111. Как известно, у сарматов был воинственный клич ?марджа?. У карачаево-балкарцев он бытует до сих пор, как побудительное слово и довольно часто встречается в разговоре и только в побудительных предложениях, например: ?Кель, марджа, кель!? - ?Приходи, марджа, приходи!?, ?Кет, марджа, кет!? - ?Уходи, марджа, уходи!?, ?Къой, марджа, къой!? - ?Оставь, марджа, оставь!?. И есть даже известная песня ?Оххойдурхой, марджа!?
112.В сборнике, выпущенном в 1996, ?Къарачай-Малкъар фольклор?, в разделе ?Бурунгу таурухла, айтыула, насийхат хапарла...? ?Старинные истории, сказания, назидательные рассказы...?, на странице 208 есть небольшое старинное предание, оставшееся ещё с языческих времён, называется оно ?Къыр? (?Истребление?), рассказывающее об одной из битв Малкъарских и Чегемских балкарцев с крымцами, пишу его, как он написан на балкарском, а затем перевод:
?Къыр деб бир джер барды. Анга алай нек аталгъанды десенг? Алайда малкъарлыла бла кърым ханны аскери уруш этгендиле, малкъарлыла битеу ол аскерни къыргъандыла.
Кърым ханны аскери ?Алла, Алла?, деб чапхандыла. Ол заманда Чегем, Малкъар таулула уа ?А марджа, марджа?, - деб чапхандыла былагъа...?

Перевод: ?Есть место называемое ?Истребление?. Если ты спросишь, почему оно так называется? - Там малкъарцы сразились с войском крымского хана, и малкъарцы полностью истребили это войско.
Войска крымского хана напали со словами ?Алла, Алла!?. В это время Чегемцы и Малкъарцы напали со словами ?А марджа, марджа!..?
С этого рассказа явно видно, что у карачаево-балкарцев, т.е. у аланов этот воинственный клич сохранялся в самом прямом назначении, описанном древними авторами.
113. ?Карачайские татары или аланы живут в северных частях кавказских альпов, где большей частью занимаются скотоводством.?
Хан М. О племенах Земного шара. Санкт-Петербург.,1864, ч.3, с.133
114. Аланами мингрельцы называют карачаевских татар (карачаевцев), живущих на северном склоне Главного Кавказского хребта, близ Эльбруса у истоков реки Кубань. Про человека представительного, известного своей силой и храбростью, мингрельцы обыкновенно говорят - молодец, как алан.
А. Цагарели, грузинский историк-этнограф.

115. Арабский географ XIVв. Абульфеда говорит, что на восток от абхазов живут аланы и асы, которые являются турками и исповедуют христианскую религию... Я думаю, что свидетельство Абульфеды представляет результат точной осведомлённости и имеет определённую ценность. Он знал карачаевцев и балкарцев под названием алан и асов и правильно называет их турками. До наших дней за территорией Карачая закреплено название Аланы (в устах мегрелов), за Балкарией - название асы...
В.И. AБAEB О происхождении карачаевцев и балкарцев. Нальчик, 1960, с.131
116. Название царских скифов термином сай ?тюркское избранные, почётные.
 
Переношу свои вопросы из "Нальчикскому парку культуры и отдыха возвращено историческое название" в эту тему:

1. Albert
Так я всё же не понял, как будучи называя себя тюркоязычными, можно называть себя аланами, к которых язык был вовсе не тюркский?
Думается, здесь не стоит напоминать о том, что именно язык идентифицирует тот или иной народ/

2. Zaurbek
А язык от аланов
А как быть с этим? --> http://www.allingvo.ru/
 
Beeline
Так я всё же не понял, как будучи называя себя тюркоязычными, можно называть себя аланами, к которых язык был вовсе не тюркский?
где доказательства, что язык был не тюркским?
если прочтешь пункт 115, то там:
Арабский географ XIVв. Абульфеда говорит, что на восток от абхазов живут аланы и асы, которые являются турками и исповедуют христианскую религию...
или этого не достаточно? чтобы еще опровергнуть, нужно доказательства обратного..
 
на западе признают карачаевцев аланами:
http://www.joshuaproject.net/peoples.php?rop3=1046 28
 
Albert
где доказательства, что язык был не тюркским?

Возможно для вас это не доказательство, но тогда что это такое?
http://www.allingvo.ru/
 
СютденКумыс
в смысле, если я создам сайт с балкарскими учебниками, и напишу наверху "Клуб аланского языка", то это тоже станет докозательством? ))

Нет, не будет доказательством!
Для начала вам придется создать собственный алфавит, непохожий ни на чей, а потом добиться того, чтобы на нем писали и читали не один десяток тысяч человек!

А если серьёзно, то вы же взрослый человек, приведите аргументы посолидней. Несмешно, ей-богу -)) Если вы аланы (карачаево-балкарцы), то почему не понимаете аланов (осетин, к примеру)?
 
Beeline
А если серьёзно, то вы же взрослый человек, приведите аргументы посолидней. Несмешно, ей-богу -)) Если вы аланы (карачаево-балкарцы), то почему не понимаете аланов (осетин, к примеру)?
на сколько осетины-ироны аланы, на столько и адыги аланы, грузины аланы, вайнахи аланы и другие народы дагестана тоже аланы.. уловил смысл?
мы (карачаевобалкарцы -аланы) не должны были кого-либо понимать, точно также как русские в России не должны знать язык адыгов или других нацменов.. а в плодь до 20 века другие народы на Кавказе понимали и изучали именно наш язык (алано-карачаево-балкаро-кумукский), по этому твой вопрос поставлен не верно.. он должен был звучать примерно так:
"Если вы (осетины) аланы, то почему не понимаете аланов (карачаево-балкарцев)?"
 
Карачаевцы, баксанцы и чегемцы - потомки аланов. верхнебалкарцы, осетины-дигорцы - потомки гуннов-савиров, которые занимали ущелья Черека, Дигории и Ардона, вдоль реки Урух до Кумы. См. гуннские погребения у с. Брут в Дигории, которые все ученые мира признали классическими гуннскими памятниками; погребение гуннского (савирского) вождя у с. Кишпек (КБР), гуннский котел из с. Хабаз (Балкария), гуннские погребения в с. Быллым (Балкария), великолепные предметы гуннского воинского снаряжения из с. Зарагиж (Балкария, раскопки Б.Х.Атабиева) и т.д. Чегем, Хулам - это место, гдк аланы и савиры (асы) тесно соприкасались. Однако оба народа были практически двумя отвитвлениями одного этноса. Именно поэтому практически во всех античных источниках гунны и аланы выступают всегда вместе. Этот факт бросился в глаза многих ученых (например Кузнецов). Дигорцы утратили свой тюркский язык, ассимилировавшись в языковом отношении пришлыми иронцами. Недавние генетические исследования дигорцев и др. народов Кавказа показали, что иронцы и особенно южные осетины не имеют никакого отношения к дигорцам!!! Более того, южные осетины и иронцы вообще оказались столь близки по своей генетике к персам и азербайджанцам, что вопрос их связи с Севереным Кавказом вообще отпадает. У них два антропологических типа кавкасионский (савирский) и ярко выраженный ближневосточный (темный). Дигорцы оказались очень близки к балкарцам и карачаевцам. Еще в 20 в. многие старые дигорцы были двуязычными и отлично говорили по верхне-балкарски.

Все это лишь часть того, что было написанно солидными учеными, но запрещалось раньше. Теперь из пильных полок все это достали и скоро все пересмотрят.

Ксати, московский ученый-осетин Габуев раскопавший гуннские погребения у с. Брут, так и не хочет назвать вещи своими именами и использует выражение типа: "золотые предметы гуннского времени, принадлежавшие аланам"! Так сказать, сделаю все, чтобы не сказать гуннам - савирам (предкам дигорцев и балкарцев)! Габуев видимо твердо считает аланов - иранцами, а тут, понимаешь, чисто гуннские, чисто тюркские погребения с изобилием знаменитых полихромных предметов. Так не ксати!

Не сомневайтесь, все будет пересмотренно! Это произойдет, когда старые и дряхлые "корытозадые" доктора и академики, которые продолжают потчевать всех байками от которых уже ташнит любого нормального ученого, все уйдут и освободят места для ученых новой формации.
 
савир
Недавние генетические исследования дигорцев и др. народов Кавказа показали, что иронцы и особенно южные осетины не имеют никакого отношения к дигорцам!!!

не нужно никаких исследований, касающихся генетики. Иронцев и дигорцев мы называем по-разному. Если кто знает язык, тот поймет.
 
Забыл сказать! Дигория раньше называлась "Савир-ком" - "Савирское ущелье", есть в Дигории вершины "Савартихох" - "Савирская вершина" "Тенгри-цау" - "Гора Бога Тенгри" и т.д. (см. книгу осетинки Цагаевой по топонимии Осетии).

Загляните в "Историю Агван" Моисея Каганкатваци. Много интересного там найдете о гуннах Северного Кавказа, столь интересного, что порой кажется, что приподобный Исраил побывал у карачаевцев или балкарцев! А "Царство Гуннов" продолжают искать, как и Хазарию в Дагестане! И это не смотря на то, что до сих пор в Дагестане не нашли ни одного гуннского погребения или иного значительного тюркского памятника! Особенно в этом приуспел дагестанский археолог Магомедов (см. его "Образование Хазарского каганата..."). Он часто выдает сомнительные памятники за хазарские или гуннские, а Плетнева его нахваливает: "Молодец! Нашел Хазарию!".

У меня вообще сомнения по поводу самой Хазарии. Не был ли Маджар на Куме главным городом хазар? Об этом писали еще Прозителев и Городцов.

Я так ухожу от темы, чтобы было понятно, как советская "наука" каверкала нашу историю.
 
савир
Спасибо за материал
 
Материала нового столько, что хватит на полный пересмотр исторической науки. Его я прочитал в книге А.Глашева "Хазары" (550 стр.). Рекоммендую также его книги "О гуннах Северного Кавказа" и "Скифский рассказ Геродота. Текст и комментарий". Они скоро должны быть выпущены в Москве.
 
савир Тебя не Русланом зовут?
 
Нет.
 
савир Вопросов больше нет. Одно лишь могу добавить, что все что указано тобой, в том числе и все то что мы читаем в трудах тем не менее является предметом для детального изучения. И все же я задам вопрос... Как известно Тюркские племена того времени (сарматы, булгары, скифы и т.д.) имели боевые знамена и штандарты. Вопрос: Почему у балкарцев и Карачаевцев нет этой военной атрибутики? Более того подобной атрибутики нет практически не удного народа Кавказа. Возможно исключением являются лишь некоторое народы Дагестана и то сомневаюсь. Разве что у Авары.
 
Его я прочитал в книге А.Глашева "Хазары"
Это карачаевец пишущий под псевдонимом Алан Глашев?
 
У меня вообще сомнения по поводу самой Хазарии. Не был ли Маджар на Куме главным городом хазар? Об этом писали еще Прозителев и Городцов.
возможно и был.. вероятно от реки Кума (Гум - карачаевски, Къум по кумукски: Къум-окъ) идет самоназвание Кумуков, как жителей столицы Хазар..
 
Вазданкумус
Нет. Это другой Глашев.
Страницы: 1 2 3 4 След.
Читают тему (гостей: 1)

 

Написать нам