Войти на сайт
29 Марта  2024 года

 

  • Башланнган иш битер, къымылдагъан тиш тюшер.
  • Арбаз сайлама да, хоншу сайла.
  • Агъач халкъгъа алтынды, иссиликге салкъынды.
  • Керилген да, ургъан кибикди.
  • Гырджын – тепсини тамадасы.
  • Башы ишлегенни, ауузу да ишлер.
  • Тойгъандан сора, ашны сёкме.
  • Акъылсызны джууукъгъа алма, акъыллыны кенгнге салма.
  • Тил бла келеди джыр да.
  • Келгинчи, къонакъ уялыр, келгенден сора, къонакъбай уялыр.
  • Байдан умут эте, джарлыдан ёгюз багъасы къорады.
  • Чакъырылмагъан джерге барма, чакъырылгъан джерден къалма.
  • Дуния малгъа сатылма, кесингден телиге къатылма.
  • Биреуге кёлтюрген таягъынг, кесинги башынга урур.
  • Итли къонакъ джарашмаз.
  • Ашхы – джыяр, аман – джояр.
  • Къайгъыны сюйген, къайгъы табар.
  • Ойнай билмеген, уруб къачар.
  • Хунаны тюбюн къазсанг, юсюнге ауар.
  • Сакъ юйюне сау барыр.
  • Келинни – келгинчи, бёркню кийгинчи кёр.
  • Сакъламагъан затынга джолукъсанг, не бек къууанаса, не бек ачыйса.
  • Тас болгъан бычакъны сабы – алтын.
  • Сескекли кесин билдирир.
  • Ишни аллы бла къууанма да, арты бла къууан.
  • Биреу ашаб къутулур, биреу джалаб тутулур.
  • Гугук кесини атын айтыб къычыргъанча, мен, мен деб нек тураса?
  • Ат да турмайды бир териде.
  • Окъугъан озар, окъумагъан тозар.
  • Чомартны къолу берекет.
  • Арбаз къынгырды да, ийнек сауалмайма.
  • Байлыкъдан саулукъ ашхыды.
  • Джеринден айырылгъан – джети джылар, джуртундан айырылгъан – ёлгюнчю джылар.
  • Миллетни бойну – базыкъ, аны бла кюрешген – джазыкъ.
  • Билмейме деген – бир сёз
  • Иги болса, тамадама – махтау, аман болса, меннге – айыб.
  • Аман хансны – урлугъу кёб.
  • Босагъа таш юйге кирмей эди, тыбыр таш эшикге чыкъмай эди.
  • Рысхы – сют юсюнде кёмюк кибикди.
  • Ашын ашагъанынгы, башын да сыйла.
  • Джюрекден джюрекге джол барды.
  • Тил – кесген бычакъ, сёз – атылгъан окъ.
  • Рысхы джалгъанды: келген да этер, кетген да этер.
  • Ётюрюкню башын керти кесер.
  • Нёгер болсанг, тенг бол, тенг болмасанг, кенг бол.
  • Арба аугъандан сора, джол кёргюзтюучю кёб болур.
  • Юреннген ауруу къалмаз.
  • Чакъырылмай келген къонакъ сыйланмай кетер.
  • Суугъа – таянма, джаугъа – ийнанма.
  • Джумушакъ сёз къаты таякъны сындырыр.

 

Страницы: Пред. 1 2 3 4 След.
RSS
кто такие скифы-аланы-асы-хазары-болгары-карачаевцы-балкарцы -кумуки
 
савир без ответа?
 
AENAS

Разве ты не знаешь, как выглядело хасаукское знамя? Я не умею картинки вставлять,а то б показал тебе.
там стрелы и надпись по-арабски.
или ты считаешь это знамя уже поздним заимствованием без корней, уходящих вглубь веков?
 
Къанамат
Разве ты не знаешь, как выглядело хасаукское знамя? Я не умею картинки вставлять,а то б показал тебе.
там стрелы и надпись по-арабски.

я тоже впервые слышу об этом флаге.. где ты его увидел Къанамат къарнаш?
 
AENEAS
И все же я задам вопрос... Как известно Тюркские племена того времени (сарматы, булгары, скифы и т.д.) имели боевые знамена и штандарты. Вопрос: Почему у балкарцев и Карачаевцев нет этой военной атрибутики? Более того подобной атрибутики нет практически не удного народа Кавказа.
мое мнение, что после погромов Тимура и Монголов нам уже не до знамен было.. сарматы, булгары и др. -это были вооруженные многочисленные отряды.. а мы начинаия с 15 века только и думали о выживании и вероятно знамена забылись.. каждый род имел свой герб-тамгъу, которым отмечали домашних животных и этого было достаточно.. я знаю во время антисоветских восстаний в 30-х гг. поднимали белый флаг..
 
ГОСУДАРСТВА ? СКИФСКОГО ВРЕМЕНИ? В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ


Вопросы, связанные с изучением археологических культур ? скифского времени?, всегда занимали почетное место в археологии Центральной Азии, не в последнюю очередь потому, что эта эпоха оставила много памятников, яркие вещественные комплексы, памятники искусства. Внимания этой эпохе уделялось и уделяется намного больше, чем другим эпохам.

История изучения этой эпохи насчитывает уже более 250 лет, в момента первых раскопок Д.Г. Мессершмидтом кургана тагарской культуры в устье Абакана. К настоящему моменту исследования охватили огромную территорию от Байкала на востоке и до Арала на западе, от среднего Енисея на севере до Или на юге. Раскопаны тысячи курганов, в том числе десятки больших, поселения и городища, собраны многочисленные коллекции предметов материальной культуры, происходящие из погребений , поселений и случайных находок. Однако, несмотря на большие достижения, основные вопросы истории Центральной Азии в эту эпоху далеки от разрешения.

Теория ?скифо-сибирского мира?

В современной археологической литературе существует ряд концепций, авторитет которых освящен временем и многократным повторением основных тезисов в публикациях. Их положение настолько прочно, что не практически не приходится встречать критического разбора этих концепций. Критика допускается лишь для уточнения каких-то отдельных аспектов.

Эти концепции закоснели в середине 80-х годов ХХ века, и с тех пор в них не заметно развития, кроме разработки отдельных аспектов. Список подобных концепций довольно большой, однако одно из наиболее почетных мест занимает концепция ?скифо-сибирского мира?.
Она претендует на объяснение культурно-исторического развития народов на обширной территории в огромном временном отрезке. Географически территория охвата этой теории простирается от Поднестровья на западе, Кавказа и Амударьи на юге до Ордоса на востоке, и до Ангары на севере. Хронологически она включает временной отрезок от VIII века до н . э . до III века н . э ., то есть примерно 1100 лет.

Теория, если излагать ее в общих чертах, провозглашает образование примерно в VIII веке до н . э . некоторого культурно-исторического единства народов, живущих в Великой степи. Оно выражалось, по мнению сторонников этой концепции, в том, что общества имели очень похожий экономический уклад, основанный на кочевом скотоводстве, очень похожую социальную и политическую организацию, очень схоже было военное дело, вплоть до применения практически идентичных образцов оружия [1]. Причем, тезис о наличии этого единства настолько укоренился, что многими исследователями он полагался в основание глобальных исторических обобщений: единство, сложившееся в ? скифское время?, будто бы действовало и в более поздние времена [2].

Так же, как считают сторонники теории, ?скифо-сибирский мир? говорил на одном языке и имел много общего в мировоззрении. Представление о ? скифском мире?, как преимущественно ираноязычном, также получила широкое распространение и практически не оспаривается.

Теория ?скифо-сибирского мира? была первоначально представлена М.И. Ростовцевым, который утверждал, что скифы, будучи ираноязычным народом, пришли из глубин Азии и принесли с собой готовую культуру [3], которую и описали греческие писатели, в первую очередь Геродот. Иранская культура наложилась на культуру местных народов, живших в причерноморских степях, и в результате этого слияния возникла скифская культура [4].

Концепция, заложенная М.И. Ростовцевым, укрепилась в археологии. Впоследствии многие аспекты этого взгляда дорабатывались археологами, которые нашли типологическое сходство в сооружении курганов, в погребальном обряде, бронзовых ?солярных бляшек?, зеркал, котлов, некоторых типов керамики, кельтов, бронзовых серпов, а также оружия и снаряжения (? скифская триада?). Внимание исследователей было направлено на анализ материалов, и теоретической разработки теории ?скифо-сибирского мира? практически не было. В 1980 году В .И. Матющенко признал, что после трудов М.И. Ростовцева и Г.И. Боровки в этой области не было более или менее обстоятельных трудов [5].

Как и большинство господствующих в археологии идей, концепция ?скифо-сибирского мира? была разработана европоцентристами. Отец-основатель теории ? М.И. Ростовцев, представивший ряд трудов по скифам и скифской культуре, основные усилия направлял на исследования античного мира, что легко проверить по историографии его работ. Скифы были для него важной, но все же побочной темой. В исследовании скифов главным источником для него были сведения Геродота, что естественно для античника. Все основные представления об истории и культуре скифов Геротодота перекочевали в концепцию Ростовцева, а оттуда и в концепцию ?скифо-сибирского мира?. Ростовцев заложил основание традиции при исследовании не только скифов, но и всех ? скифских ? культур обращаться напрямую к Геродоту за подтверждениями, хотя речь могла идти, к примеру, об илийских саках или алтайских пазырыкцах. Сторонники концепции ?скифо-сибирского мира? считали, что Геродот одинаково приложим ко всем этим народам.

Между тем, Геродот далеко не безупречный источник, в особенности что касается народов, живших за пределами Причерноморья. Попытки наложить сведения из Геродота на карту, предпринятые Б. Н . Граковым дважды, М.И. Артамоновым, А.П. Смировым и А.И. Тереножкиным дважды, показали, что сведения этого античного источника не могут быть использованы за пределами причерноморского региона. Во-первых, карты исследователей не совпали. Во-вторых, нередко ареалы расселения одного племени охватывали несколько разнородных археологических культур, то есть не совпадали с археологическими материалами. Анализ этих исследований позволил Б.А. Рыбакову сделать вывод о том, что Геродот в полной мере приложим лишь к Причерноморью, точнее, к местам войны персов со скифами в 512 году до н . э . [6] , которые историк посетил лично.

Европоцентризм Ростовцева определил и другие стороны концепции. Для него Азия представлялась огромным континентом, из глубин (слово, нередко появляющееся в трудах по скифам) которого выехали скифы и захватили Причерноморье. Потом оттуда выехали сарматы, потом гунны... В общем, мы видим конкретное преломление европоцентристского представления о ?переселении народов? и нападения ?варваров? на ?античную цивилизацию?. Даже когда в 50-х годах ХХ века началось подробное исследование войн скифов и саков с Ассирией и Персией, все равно старые представления давали о себе знать в изображении их, явно или неявно, в виде орды дикарей, нападавших на цивилизованные государства. Очевидно, именно это представление оказало влияние на концепцию ?скифо-сибирского мира?, как какого-то большого, практически однородного и достаточно статичного образования. Поэтому, основная тенденция в объяснении особенностей ?скифо-сибирского мира? состояла в том, что исследователи старались искать какой-то один центр зарождения и распространения ? скифской культуры?. Сначала предполагалось, что родина скифской культуры была где-то в Азии, потом М.И. Артамонов связал происхождение скифской культуры с периодом господства скифов в Передней Азии и с иранскими источниками [7]. Но после раскопок ряда крупных курганов ? скифского времени? на Алтае, Енисее и в Семиречье, получила дополнительные аргументы концепция происхождения скифской культуры с востока.

Разумеется, что после Ростовцева, редко кто из археологов решался провозгласить этот тезис открыто. Но то, как ловко они составляли типологии алтайских или енисейских предметов от причерноморских или кавказких аналогов, показывает, что неявно ?скифо-сибирский мир? представлялся им гомогенным, в котором культурные влияния распространялись ?мгновенно? по историческим масштабам. В этом отношении наиболее последовательным сторонником ?миграционной теории? была Н .Л. Членова, утверждавшая, что прослеживаются следы ?...следы походов скифов и родственных им в культурном или даже в этническом отношении людей далеко на восток? [8].

Теория ?скифо-сибирского мира?, между тем, была мертва уже в начале 60-х годов ХХ века. Ученые, которые писали об этом позже, по существу, пытались развивать уже мертвую идею, которая не могла принести плодов.

Суть состоит в том, что теория ?скифо-сибирского мира? могла существовать лишь до тех пор, пока представлялся обоснованным тезис о происхождении и распространении ее из одного центра. Причем, неважно, кто предлагался в качестве таких ?культуртрегеров?: причерноморские, кавказские скифы, среднеазиатские саки или еще кто. Главное в том, что теория одного центра позволяла объяснить всю схожесть инвентаря и существование ? скифской триады?.

Но в 50-х годах ХХ века этим представлениям был нанесен смертельный удар. Исследования казахстанских археологов (К.А. Акишева и других) доказали, что происхождение культуры семиреческих саков связано с местными народами андроновской культуры [9]. Сам К.А. Акишев специально заметил: ?Гипотеза М. Ростовцева еще раз показала, что нельзя сложные вопросы древней истории решать на основе только миграционной теории? [10].

Исследования С. В . Киселева и других археологов на Енисее доказали, что ярко ? скифская ? тагарская культура сложилась из разнородных элементов преимущественно местного происхождения [11]. В такому же выводу пришел С.И. Руденко при исследовании курганов Пазырыка. Все они имели обширные внешние связи и обилие импортных вещей, но происхождение их было связано с местными субстратами.

В 1970 году, после раскопок кургана Ааржан-1 М.П. Грязновым, представление о том, что ?скифо-сибирский мир? мог развиваться из одного центра было отвергнуто. Сам Грязнов создал теорию полицентричности ?скифо-сибирского мира?. Однако несмотря на попытки пересмотра всей концепции, осталось довольно много сторонников ?скифо-сибирского мира?, которые и создали с 70-х годов обширную библиографию по этому вопросу.
 
Слишком слабые основания

Концепция ?скифо-сибирского мира?, как представляется, нанесла большой урон археологическим исследованиям в Центральной Азии, и является главной причиной, почему, несмотря на уникальные результаты раскопок тысяч курганов, несмотря на находки курганов с мерзлотой, осмысление материала не поднялось выше примитивных типологий и отрывочных заключений о социально-политической картине в Центральной Азии в это время. Хотя, если судить по классу материала, должна быть создана концепция исторического, культурного, социального и политического развития народов региона в I тыс. до н . э .

По этой причине попытки развивать исследования культур этого времени на основе концепции ?скифо-сибирского мира? были совершенно бесплодны. Накопленный материал оказался не по зубам идеям М.И. Ростовцева. В свете этого нужно признать, что практически все написанное по ?скифо-сибирскому миру? за последние 40 лет, не проясняет, а запутывает вопрос.

Внимание археологов было отвлечено на построение многочисленных вариантов типологий, привязывающих вещи из азиатских курганов к ?опорным курганам? Причерноморья и Кавказа, а то и к более отдаленным географически комплексам. Хотя, чем дальше идут исследования, тем слабее, как выясняется, типологические связи причерноморских ?скифов? и народов Центральной Азии. Например, Н .Л. Членова, несмотря на всю свою убежденность в существовании ?скифо-сибирского мира?, признает: ?Единственное, что связывает Причерноморье и Аржан ? это упомянутые выше костяные псалии ?аржанского типа? (с шишечками на концах) и круглые бляхи из клыков кабана? [12].

Костяные изделия ? это не те вещи, на основании которых можно делать далеко идущие выводы. Сходство формы еще ни о чем не говорит, тем более, что, как дальше подчеркивает Н .Л. Членова, подобные бляшки между Тувой и нижней Волгой не найдены. Если из всего огромного комплекса находок в Аржане только два типа вещей имеют отдаленное сходство с находками в причерноморских курганах, то как можно на столь хлипком основании говорить о каком-то ?единстве? или даже о ?связях?? Вот если были бы совершенно идентичные бронзовые вещи, отлитые в одной форме, тогда можно было бы говорить о связях.

В перечне причин, которые по мнению сторонников теории ?скифо-сибирского мира? установили это ?единство?, названо весьма многое: климатические, хозяйственные, географические причины [13]. Но не названо, пожалуй, самое главное, что могло привести и скорее всего привело к некоторой схожести степных культур.

Дело в том, что производство эпохи бронзы отличается от производства эпохи железа тем, что господство литья позволяло мастерам копировать удачные образцы металлических вещей и выпускать серии вещей, насчитывающие подчас сотни экземпляров. Известны многие клады с серийными изделиями. Основная часть схожих вещей из ? скифской триады? относится к оружию и снаряжению, к наиболее массовым изделиям того времени. Например, ясно, что общее производство бронзовых наконечников стрел исчислялось десятками тысяч, если только в рамках тагарской культуры только в могилах их найдено 342 наконечника. Любая сколько-нибудь крупная армия требовала тысяч стрел и наконечников для них, тысяч кинжалов, наконечников копий, комплектов конской упряжи и так далее.
Оружие и конское снаряжение в сочетании с массовостью производства накладывает требование достижения наибольшей прочности изделия при минимально возможном расходе металла. Поскольку механические свойства сплавов бронзы очень схожи, то развитие в этом направлении вело к появлению очень похожих внешне изделий, не связанных с происхождением из одного места. Мастера, путем перебора вариантов и изучения причин поломок вещей, сами могли прийти к выработке оптимального варианта.

Интересными исследованиями М.Р. Горского большого числа находок кинжалов (серия около 700 экземпляров, в том числе 30 из могильных комплексов) показано, что форма тагарских кинжалов развивалась в сторону увеличения жесткости основания клинка, и мастера нашли наилучшее решение в форме бабочковидного перекрестия кинжала: ?Для крыловидного перекрестия характерно: наибольшая жесткость по отношению к продольному изгибу, полученная в более ранних типах, достаточно равномерное распределение жесткости по перекрестию и перенесение ее частично на основание клинка и рукояти и направление ее действия через рукоять. Таким образом, крыловидное перекрестие является вариантом, близким к оптимальному? [14].

По всей видимости, эта тенденция характерна для всего комплекса вооружения и снаряжения. Разрабатывались и перенимались наилучшие образцы вооружения с точки зрения прочности или поражающих свойств, причем механические свойства бронзы давали сравнительно узкий коридор для возможных технических решений. В конечном итоге возобладало оружие наилучших характеристик, которое оказалось внешне похожим.

Другой особенностью бронзолитейного производства была возможность копирования удачного образца. Если при обработке железа кузнецу нужно сначала изменить навыки, то литейщик может быстро сделать большую серию копий с одного удачного образца. Подобные серии копий известны, например, в Косогольском кладе (Шарыповский район Красноярского края), в котором копировалась импортная поясная бляха. Известны в Сибири многочисленные копии китайских зеркал, монет, украшений.

Возможно сочетание двух факторов. Мастера, убедившись, что импортная вещь (например кинжал) по прочности превосходит их собственные изделия и требует меньше металла, перешли на изготовление копий импорта. Это обстоятельство делает типологические возведения, датировки по аналогиям и культурно-исторические построения на основе сравнения азиатских материалов с причерноморскими бессмысслеными, поскольку родоначальником ? скифских вещей? могли быть буквально несколько образцов, случайно попавших к мастерам.

Снять эти два главных возражения: возможности автономной выработки оптимальных форм и копирования случайно привнесенных вещей можно только одним образом ? предъявить два или больше совершенно идентичных бронзовых предметов, которые точно были отлиты в одной форме, но которые найдены в Причерноморье и в Центральной Азии. Пока такого предъявлено не будет, есть основания отвергать все попытки привязки азиатских культур ? скифского времени? к причерноморским.
 
http://www.kyrgyz.ru/?page=310 ·

От ?скифо-сибирского мира? к историко-археологическому анализу

Если отбросить теорию ?скифо-сибирского мира? и связанную с ней обширную библиографию, то что тогда остается? Остаются сами материалы раскопок курганов, которые практически не осмыслены с историко-археологической точки зрения.
Характерным явлением археологии этой эпохи является то, что эпоха рассматривается практически исключительно как совокупность археологических культур, а не как социально-политическая система. Это связано скорее с традициями самой археологии, как науки, чем с накопленным материалом. Как раз накопленный материал позволяет проводить достаточно уверенные реконструкции социального, экономического и даже политического плана. Одной из наиболее удачных работ является реконструкция социально-экономического уклада тагарской культуры в причулымской лесостепи, выполненная А.И. Мартыновым [15].

Исследователи, в особенности испытывающие чрезмерную склонность, к типологии, часто забывают, что только весь материал археологической культуры в совокупности способен дать разностороннюю оценку экономического и социально-политического быта населения того времени. К числу подобных материалов следует отнести также географическое расположение курганов и поселений, их распространение в определенном ареале и взаимная сочетаемость. То, что такое расположение тесно связано с экономическим и социальным бытом, хорошо показано на материале илийских саков [16].

Большинство культур ? скифского времени? Центральной Азии разбито на хронологические этапы. Картирование памятников определенных этапов культуры позволяет проследить на археологическом материале политический по происхождению процесс ? экспансию и распространение, или наоборот, упадок и сокращение территории того или иного древнего общества.

В качестве примера можно привести любопытное положение, которое выясняется при изучении памятников тагарской культуры среднего течения Енисея и верховьев Чулыма. На ранних этапах культуры памятники сосредоточены в долине Енисея, между впадением Ербы и Енисей-Чулымским водоразделом. В это время, судя по распространению памятников баиновского и подгорновского этапов, основное население жило вдоль реки, но также использовались для кочевого скотоводства долины, отстоявшие от реки на 40-50 километров [17].
Но в сарагашенский этап (IV-III вв до н . э .) происходят значительные изменения. Памятники тагарской культуры встречаются в долине верхнего Чулыма, в долинах соленых озер: Шира, Белё, заселяются оба склона Батеневского хребта. Памятники сарагашенского этапа в большом количестве появляются в более северной котловине, вокруг Тенгри-кёль (Белое озеро) и Ит-кёль, в верховьях реки Урюп, левого притока Чулыма. Крупный курган этого времени отмечен в районе г. Назарово [18].

Иными словами, мы видим, как археологические памятники зафиксировали процесс экспансии носителей тагарской культуры в этот отрезок времени. Примерно за 200-250 лет они распространились на большие степные территории в северо-западном направлении.
В завершающую стадию тагарской культуры ? тесинский этап (II вв до н . э . ? I в н . э .), при рассмотрении памятников этого района, мы видим следующие процессы. Во-первых, резко уплотнилось население на Енисее, на верхнем Чулыме. Этот процесс шел на протяжении всей второй половины I тыс. до н . э ., и выразился в изменении погребального обряда. Тагарская культура перешла от индивидуальных погребений к коллективным. На тесинском этапе количество погребенных в общей погребальной камере могло доходить до несколько десятков и даже сотен человек. Установлено, что подобные камеры использовались продолжительное время [19].

Во-вторых, памятники тесинского этапа тагарской культуры и переходного времени к таштыкской культуре отмечаются не только среднему течению Енисея, но и по среднему течению Чулыма, а также на притоках: Урую, Кия, Яя. Ими было занято все верхнее течение Кии ? обширный район в северных отрогах Кузнецкого Алатау.

В силу особенностей археологического исследования этих территории (полное преобладение ?спасательных раскопок?, внешние осмотры и сборы подъемного материала), сейчас нельзя охарактеризовать некоторые особенности этого процесса. Во-первых, неясно, что стало причиной такой экспансии. Во-вторых, непонятно, какой был характер этой экспансии и как сложились отношения с предыдущими жителями этих территорий. Для выяснения этих вопросов нужно провести дополнительные исследования. Разумеется, что для получения точных ответов нужны исследования по заранее разработанному плану, на заранее определенных территориях, а не раскопки ?где придется?, как это бывает при ?спасательных раскопках?.

Аналогичный анализ может быть сделан практически для любых археологических культур, главное, чтобы имелось достаточное количество материала.

Если сравнить концепцию ?скифо-сибирского мира? с приведенным анализом, то видно, что перспективы последнего намного больше. Если теория ?скифо-сибирского единства? заставляет исследователя смотреть на общество того времени, как на застывшее и статическое, то проделанный анализ показывает, что тагарское общество во вторую половину I тыс. до н . э . усиливалось и распространялось, то есть дает нам первоначальные сведения о социально-политической обстановке того времени.

Политическая обстановка VI-III вв до н . э .

Применим вышеобозначенный метод к царским курганам ? скифской эпохи? и попробуем извлечь из него некоторую информацию.
При раскладке царских курганов на карте, выясняется, что царские курганы распределяются по территории северных предгорий Саяно-Алтая и Тянь-Шаня далеко не равномерно, а тремя группами.

Наиболее западную группу составляют приаральские курганы: Уйгарак и Южный Тегискен, а также курганы и городище Чирик-Рабата, лежащее на Жаны-Дарье, ныне в северо-западной оконечности Кызылкумов. По данным раскопок Хорезмской экспедиции С.П. Толстова, территория по Жаны-Дарье в VI-II вв до н . э . была густо заселена оседлыми земледельцами, которые пользовались хорошо развитой ирригационной системой.

Чирик-Рабат представлял собой мощную крепость с цитаделью и большой башней (30х30 метров), в центре которой располагались царские курганы. Один из них имел насыпь диаметром 60 метров, высотой 3,5 метра, камера и дромос к ней были вырублены в песчанике, обмазаны глиной и побелены [20].

По всей видимости, здесь в VI веке до н . э . возникло крупное политическое образование, сочетавшее в себе элементы скотоводческого и земледельческого обществ. Правящие слои были кочевниками, тогда как основная масса населения была оседлыми земледельцами, знакомыми с градостроением и фортификацией. Характерно так и то, что для этого общества был характерен высокий уровень развития металлургии и военного дела, основанного на применении железного оружия и пластинчатых доспехов.

Вторая группа располагается в Семиречье, и представлена несколькими крупными курганами: Иссык, Бесшатыр, Чиликта и другими. Например, Чиликтинский курган имел диаметр 66 метров, и высоту в 6 метров, погребение совершено в деревянном срубе. Он входил в состав большого могильника, в котором 13 курганов имели диаметр насыпи 60-100 метров.

Бесшатырский могильник на Или также дает картину крупного погребального комплекса знати. В нем насчитывается 31 курган, из которых 3 кургана имели диаметр насыпи от 45 до 105 метров. В отличие от других погребений этого типа, погребальные камеры из тяньшаньской ели поставлены на уровне древней поверхности и засыпаны битым камнем [21]. Курган Иссык, имевший диаметр насыпи 60 метров, дал богатое погребение знатного юноши в парадном облачении. К сожалению, главное погребение кургана было разграблено в древности.
Очевидно, долина Или стала в VII-VI веках центром формирования крупного политического образования, которое стало известно под названием саков. Впоследствии, на основе этого образования сформировалась культура и государственность усуней.

Третья, северо-восточная, но наиболее обширная группа расположена на Саяно-Алтае. Она включает в себя много царских курганов: Берель, Катанда, Укок, Башандар, Туэкта, Пазырык, Салбык, Ааржан и другие. Пространство, которое очерчивается этими курганами, занимает территорию от Иртыша до Енисея.

Чтобы не углубляться в описания курганов, подчеркнем отличия этой группы от двух предыдущих. Во-первых, курганных могильников в этой группе заметно больше. Это может указывать на несколько моментов: большую численность этого политического образования, формирование его как ?конфедерации? (что предполагал М.П. Грязнов при изучении материалов кургана Ааржан), и сложную политическую историю. Во-вторых, курганы расположены в разных географических условиях, как в долинах больших рек, так и в высокогорных долинах. Это может указывать на разницу в хозяйственном развитии входящих в это политическое объединение родов. В-третьих , в отличие от присырдарьинского региона и Семиречья, обозначенный регион расчленен горными хребтами, имеет мало удобных перевалов, и эти особенности путей сообщения могли оказывать непосредственное влияние на истории, этого образования.

Возможно, что в Саяно-Алтае существовало несколько политических образований, которые то сливались вместе, то распадались. Во всяком случае археологический материал тувинских и алтайских памятников очень близок, тогда как материал долины среднего Енисея отличен [22]. Это обстоятельство может указывать на разную историческую судьбу носителей культур.

Рассматривая все три группы вместе, можно сделать еще несколько замечаний. Территории владений приаральских и илийских саков вначале, видимо, не соприкасались между собой. Это соприкосновение могло произойти позже, в IV веке до н . э ., во время крупных изменений в регионе, вызванных завоеваниями Александра Македонского, а также во II веке до н . э ., связанных с гибелью городов и поселений по Жаны-Дарье, а также с завоевательными походами саков на юг и юго-восток. Каршинский оазис дает сведения о том, что во II веке до н . э . приаральс
 
. приаральские саки захватили часть Согда, и возвели на Еркургане (у г. Карши) огромную крепость (1,5х1,5 км) с большой цитаделью (400х400 метров) с двумя рядами стен, известную как Калаи Захоки Марон. Ее материал очень близок с материалами Чирик-Рабата. М.Е. Масон полагает, что это ставка завоевателей Согда. Этот город просуществовал до VI века н . э . и погиб во время крушения государства эфталитов.

Территории илийских саков и народов алтайской группы, видимо, имели соприкосновение по Тарбагатайскому хребту. Во всяком случае, памятники скифского времени долины верхнего Иртыша имеют явное тяготение к алтайским материалам.

Сейчас весьма затруднительно сказать, какие именно причины привели к тем процессам, от которых остались упомянутые царские курганы. Предлагаемый анализ отмечает только абрисы контуров этих социально-политических процессов. Для более детальной характеристики необходимо проведение более детального исследования уже раскопанных курганов, комплексов памятников, к ним тяготеющих, а также провести новые раскопки.

К числу вопросов, которые требуют разрешения в рамках проводимого анализа, можно отнести следующее. Нужно, во-первых, установить более точные ареалы распространения политических образований. Во-вторых, нужно попытаться выработать критерии и выяснить иерархию царских курганов, что даст нам ключ к изучению социальной и политической иерархии правителей. В-третьих , поскольку сам факт появления царского кургана отражает значимое политическое событие (переход власти от одного правителя к другому), нужно, по возможности, получить точные радиоуглеродные датировки на все эти курганы. Эта таблица даст ?плавающую шкалу? основных событий истории в VI-II вв до н . э . Впоследствии ее можно будет привязать к точным датам. В-четвертых , нужно провести оценку экономического и военного потенциала указанных политических образований, по методу А.И. Мартынова.

Изученность материалов этой эпохи позволяет исследователю ставить перед собой задачи и проводить полевые исследования, нацеленные на их разрешение, а не довольствоваться случайными результатами ?спасательных раскопок?.

Государственный характер политических образований

В археологии по малопонятным причинам укрепилась тенденция к принижению уровня социального и политического развития степных народов ? скифской ? эпохи. Несмотря на наличие четких признаков, указывающих на существование высокоразвитого общества и государственность, многие исследователи еще в 50-х годах всерьез характеризовали общество ? скифской ? эпохи, как общество господства родового строя.

С тех пор столь радикальный тезис никто не решится повторить, но и гласной переоценки позиции тоже не произошло. Археологический материал остался сам по себе, взгляды исследователей ? сами по себе.

Между тем, накопленных сведений досточно для оценки социального и политического развития народов ? скифской ? эпохи в Центральной Азии.

Во-первых, само по себе наличие царских курганов и существенное различие в материальной культуре верхов и низов общества говорит о глубоко зашедшем расслоении общества, и его сложном строении. Захоронение одного человека в огромном сооружении из дерева, земли и камня, в сопровождении десятков лошадей и ценностей, говорит о том, что этот человек при жизни стяжал много власти и богатства.

На это также указывает структура курганных могильников, с определенным порядком больших, средних и крупных курганов (особенно ярко в Бесшатырском курганном могильнике).

Оппоненты могут указать, что наличие социального расслоения не ведет автоматически к государственности и не может служить доказательством наличия таковой. Но, во-вторых, можно сравнить курганы ? скифской ? эпохи и курганы того общества, в государственности которых никаких сомнений не было. Хунну в I веке н . э . обладали мощной государственностью, хорошо известной по китайским источникам. Известны так же погребения хуннской знати ? могильник Ноён-Ула в Монголии.

Возьмем конструктивные особенности Ноён-Ула [23] , Пазырыка [24] и Бесшатыра [25] и сравним их:

Конструктивные особенности Ноён-Ула, кург. 29 Пазырык., кург. 1 Бесшатыр, кург. 1
Насыпь Насыпь из земли и камней Насыпь из камней и земли Насыпь из камней и щебня
Яма 12х13 м., глубиной 9 м., вырыта уступами, имеется спуск. Площадь 55 кв.м., глубина 4 м. Камера на поверхности
Накат и перекрытия погребальной камеры Потолок 18-21 бревен, насыпь. Накат из 240 бревен, в четыре слоя, навал камней и земли. Накат из чиевых матов, коридор камеры засыпан камнями и щебнем.
Конструкция погребальной камеры Две камеры из обтесанных сосновых бревен. Внешняя 3х4,4 м., высотой 1,8 м., внутренняя 1,7х 3 м., высотой 1,2 м., имеет пол и потолок, поддерживаемый балками Две камеры из лиственничных бревен. Внешняя 4,4х6,5 м, внутренняя 3,35х4,8 м., высотой 2 м. Имеет пол из плах и потолок из бревен. Несрубовая камера 3,6х3,3 м, высотой 4 м., имеет потолок из 7-8 бревен, а также пристроенный коридор длиной 5,7 м. без перекрытия
Убранство погребальной камеры Внутри внутренней камеры гроб из плах. Внутри внутренней камеры деревянная колода, оклеенная полосками бересты Неизвестно
Погребальные дары Курган разграблен Войлочное покрытие, деревянные сосуды с пищей, лошади и др. Камера разграблена

Итак, мы видим, что конструкция погребальных сооружений у хуннов, у пазырыкцев и илийских саков одинакова. Обычно из такого сходства делаются выводы о культурной близости. Из сделанного сравнения погребальных конструкций трудно сделать вывод о культурном сходстве, поскольку конкретные приемы возведения гробниц как раз весьма сильно разнятся и выходят за пределы разницы от использования разных материалов. Нельзя сопоставить грубое возведение бесшатырской камеры и тщательную плотницкую отделку камер хуннских курганов.

Однако общая идея погребального комплекса обнаруживает отчетливо видимое сходство. Из этого сходства вытекает такой вывод. Если хуннские правители, правившие крупным государством, строили такие погребальные комплексы, то сакские и пазырыкские вожди, имевшие аналогичные погребальные комплексы, также должны были стоять во главе достаточно крупных государств.

Сходство погребальных комплексов нельзя объяснить подражанием курганам Ноён-Ула, потому что они моложе бесшатырских и пазырыкских на 300-400 лет. Если говорить о подражании, то, скорее наоборот, хунны подражали гробницам правителей древности.
Итак, сравнение материалов погребений вождей политических объединений ? скифской ? эпохи с материалами погребений хуннских вождей, у которых государственность зафиксирована письменными источниками, позволяет нам сказать, что политические образования ? скифской ? эпохи в Центральной Азии были именно государствами.

Примечания:

[1] Мартынов А.И., Алексеев В .П. История и палеоантропология скифо-сибирского мира. Кемерово, 1986, с. 7-9
[2] Ельницкий Л.А. Скифия евразийских степей. Историко-археологический очерк. Новосибирск, ?Наука?, 1977, с. 5
[3] Ростовцев М.И. Эллинство и иранство на юге России. Петроград, ?Огни?, 1918, с. 7
[4] Ростовцев М.И. Эллинство и иранство на юге России. Петроград, ?Огни?, 1918, с. 75
[5] Матющенко В .И. К проблеме сибирских истоков скифо-сибирского единства. // Скифо-сибирское культурно-историческое единство. Материалы I Всесоюзной археологической конференции. Кемерово, 1980, с. 87
[6] Рыбаков Б.А. Геродотова Скифия. Историко-географический анализ. М., ?Наука?, 1979, с. 14-16, 87
[7] Грач А.Д. Древние кочевники в центре Азии. М., ?Наука?, 1980, с. 29
[8] Членова Н .Л. Центральная Азия и скифы. Дата кургана Аржан и его место в системе культур скифского мира. М. 1997, с. 39
[9] Акишев К.А., Кумаев Г.А. Древняя культура саков и усуней долины реки Или. Алма-Ата, ?Наука?, 1963., с. 131-135
[10] Акишев К.А., Кумаев Г.А. Древняя культура саков и усуней долины реки Или. Алма-Ата, ?Наука?, 1963., с. 12
[11] Вадецкая Э .Б. Археологические памятники в степях Среднего Енисея. Л., ?Наука?, 1985, с. 89
[12] Членова Н .Л. Центральная Азия и скифы. Дата кургана Аржан и его место в системе культур скифского мира. М. 1997, с. 38
[13] Мартынов А.И. Скифо-сибирское единство как историческое явление. // Скифо-сибирское культурно-историческое единство. Материалы I Всесоюзной археологической конференции. Кемерово, 1980, с. 7-8
[14] Горский М.Р. Развитие тагарских бронзовых кинжалов и изменение механических свойств их перекрестий // Археология Южной Сибири. Кемерово 1977, с. 58
[15] Мартынов А.И. Лесостепная тагарская культура. М., ?Наука?, 1969
[16] Акишев К.А., Кумаев Г.А. Древняя культура саков и усуней долины реки Или. Алма-Ата, ?Наука?, 1963., с. 3
[17] Вадецкая Э .Б. Археологические памятники в степях Среднего Енисея. Л., ?Наука?, 1985, с. 102-115
[18] Вадецкая Э .Б. Археологические памятники в степях Среднего Енисея. Л., ?Наука?, 1985, с. 120-122
[19] Вадецкая Э .Б. Археологические памятники в степях Среднего Енисея. Л., "Наука", 1985, с. 86
[20] Толстов С.П. Приаральские скифы и Хорезм. М., 1960, с. 8, 19
[21] Акишев К.А., Кумаев Г.А. Древняя культура саков и усуней долины реки Или. Алма-Ата, ?Наука?, 1963, с. 25
[22] Грач А.Д. Древние кочевники в центре Азии. М., ?Наука?, 1980, с. 12
[23] Руденко С.И. Культура хуннов и Ноинулинские курганы. М-Л., ?Издательство АН СССР?, 1962, с. 10, 20-21
[24] Руденко С.И. Культура неселения Горного Алтая в скифское время. М.-Л., ?Издательство АН СССР?, 1953, с. 32, 38
[25] Акишев К.А., Кумаев Г.А. Древняя культура саков и усуней долины реки Или. Алма-Ата, ?Наука?, 1963, с. 31-39


"Центральноазиатский исторический сервер"
 
Хотелось бы подробнее остановиться на погребальном обряже скифов .
Вот персказ Граковым данных Геродота о процессе погребения скифского царя: : "умер царь, и ему готовили большую черырехугольную яму.
Покойника бальзамировали: натирали воском и набивали живот душистыми травами, на траурной колеснице тело царя возили по всем ранее подвластным ему народам. В знак печали встречавшие отрезали себе часть уха, царапали себе лица и нос, протыкали стрелой левую руку. Затем царя везли к могиле и хоронили в ней на особой могиле-циновке. По сторонам втыкали копья, в могилу клали одну из наложниц, задушив ее, виночерпия, повара и конюха, слугу, вестника, коней,, отборный скот и золотую утварь. Яму покрывали войлоком и досками. Через год собирались снова, делали курган еще выше и на чучелах коней расставляли на конях
50 слуг ? воинов, телохранителей из числа свободных"[43].
Рассмотрим некоторые детали этого обряда.
При рассмотрении любого скифского жертвоприношения мы может заметить, что часть жертв закалывается, а часть ? душится. Раевский считает, что скифы верили, что вместе с кровью из тела вытекает
"душа". Автор взял это слово в кавычки, так как неизвестно, что скифы понимали под термином "душа". Вероятно, это просто возможность загробного существования.
Закалываемые жертвы (жертвы в широкой трактовке) ? это: каждый сотый пленный в культе Арея;
8. первый убитый враг, крови которого должен выпить молодой скиф - воин;
9. животные в погребениях, предназначенные в пищу погребенному.
Заметим, что в двух первых случаях приносимые в жертву ? нескифы, поэтому их загробное существование должно было мало волновать скифов , а в третьем случае животное выступало НЕ в роли животного, а в качестве пищи, поэтому в ином мире жизнь ему была не нужна ? все равно съедят.
Рассмотрим случаи, когджа жертва душилась: животные в культе Арея, потом все же съедаемые; наложницы, слуги, челядь и кони в погребальном обряде.
Если во втором случае очевидно, что перед нами ? сопровождающие, без которых погребеному в загробном мире будет неуютно, то первый случай гораздо менее очевиден. Есть небольшая вероятность того, что Арей являлся не только богом войны, но и предводителем "небесного воинства", которому были необходимы кони.
Тогда непонятно, почему в жертву Арею приносили и других животных.
Возможно, обычай съедать жертву ? рудимент древнего культа. В пользу этого говорит и предполжение Кузьминой о том, что Арей ? "покровитель избранного народа". Такие божества обычно при определенных условиях вырастают из функций племенного божества.
Архаичность культа Арея подтверждается и тем, как приготовлялочь мясо жертвенныфх животных ? в степи явно не хватало дров на большое количество костров. И еще. Наличие большого числа посуды ? один из признаков оседлости. Кочевникам перевозиьт с собой десятки котлов просто бессмысленно. Обычай готовить мясо в желудке животного ? также обычай кочевников, находящий многочисленные аналогии в среде других народов.
Но вернемся к погребальному обряду. Граков пишет, что "Рядовi скiфи також обвозили померлого по всiх родичах. Скридь влаштовувались урочистi поминки. Ця процедура тривала 40 днiв похорон вiдбувався негайно пiсля цього. Пiсля похорону у сво(рiднiй ладыi вобувалося очищення"[44].
Раевский указывает, что погребальный обряд у скифов всех социальных категорий шел примерно по одной схеме, различие социальных групп подчеркивалось различием инвентаря, а разница в обеспеченности ? его количеством и качеством. Притом не кажется, что скифы собирали родича в загробный мир, собирая ему побольше как можно лучших вещей.
Раевский указывает, что "... скифы представляли себе потустороннюю жизнь как некое повторение действительной. Его обеспечивали настолько, чтобы он оставался тем же, чем был здесь ? царем, воином, слугой.
Социальные порядки по ту сторону смерти представлялись скифу неизменными, земными.
Законы религии блюлись строго. Вероотступничесто каралось смертью"[45].
43] Граков, 1971 С. 71
[44] Граков, 1971. С. 83.

45] Граков, 1971. С. 87.
..
[
 
Арей был, по указанию некоторых исследователей, единственным божеством, которому скифы воздвигали святилища. До нас дошло описание
Геродота: "В каждой скифской области по округам воздвигнуты такие святилища Аресу: Горы хвороста нагромождены одна на другую на пространстве длиной и шириной пости в 3 стадия, в вывсоту же меньше.
Наверху же выстроена четырехугольная площадка; три стороны ее отвесны, а с четвертой есть доступ. От непогоды сооружение постоянно оседает и потому приходится постоянно наваливать сюда по полтораста возов хвороста. На каждом таком холме водружен древний железный меч. Это и есть кумир Ареса. Этому-то мечу и приносят в жертву коней и рогатый скот, и даже болльше, чем прочим богам. Из каждой сотни пленных олбрекают в жертву одного человека... Головы пленников окропляют вином, и жертвы накалываются над сосудом. Затем несут кровь наверх кучи хвороста и окропляют ею меч...
А внизу у святилища совершается такой обряд: у заколотых жертв отрубают правые плечи с руками и бросают их в воздух; затем после закалывания других животных оканчивают обряд и удаляются. Рука же остается лежать там где она упала, а труп лежит отдельно"[29]
Бессонова С.С. О культе оружия у скифов // Вооружение скифов и сарматов. Киев, 1984.С. 3-4.
 
Albert
[i]61. В книге ?пророка? Иеремии, который более других библейских авторов склонен к историзму, скифы характеризуются как народ, пришедший с севера. Как народ жестокий и неумолимый. Движение скифов вызвало такой страх, что никто не думал защищаться: ?Возвестите в Иудее и возгласите в Иерусалиме ... бегите ... лев восходит из своей чащи?. В другом месте он пишет: ?Вот я приведу на вас ? дом Израилев, народ издалека, говорит Господь, народ сильный, народ древний, народ, которого языка ты не знаешь, и не будешь понимать, что он говорит? [Смирнов, 1966, с. 17-18].
[/i]

Альберт может это и является загадкой древних скифов. Кстати все авторы цитируют его- и утверждают, что скифы и есть Гог и Магог. Ниже я приведу полный текст из Библии. А далее попытаюсь пояснить, что случилось с народом Гога и Магога (Йаджудж и маджудж)
 
Раздел 3. Йаджудж и Маджудж (Гог и Магог).

Прежде, чем перейти к рассказу о Зулкарнайне, разъясним для себя одну Божественную закономерность. В мире много того, что не воспринимают наши органы чувств, но мы видим конечный результат и не сомневаемся в реальности существования, например, радиоволн, когда мы слушаем приёмник или электричества, когда горит лампочка.

Все древние царства и империи мира сталкивались с какой-нибудь преградой, пределом своих возможностей на пути к мировому господству. Линией предела чаще служит рельеф. Так, для степняков и пустынных народов пределом может служить горный барьер и наоборот, а для народов, связанных с морем какой-либо природный барьер, отделяющий приморские районы от внутренних регионов материка. Иногда препятствием к мировому господству может служить предел экономических возможностей империи, иногда природные катаклизмы, иногда малочисленный и , с первого взгляда кажущийся незначительным, народ. Исторический анализ показывает нам, что такой предел существует, в какой бы форме он не выражался. И его строго оберегают невидимые силы, т. е. ангелы, и он действительно непреодолим. Это божественный предел. Таким образом, Аллах сохраняет в мире равновесие сил, оберегая его от преждевременного крушения, к которому могли бы привести его человеческие страсти, как сказано в Коране, удерживая одних людей посредством других.

Объял Землю и закрыл...

Это сказано о Зулкарнайне, кораническом герое, который и объял землю в своих походах и закрыл гору с племенами Йаджудж и Маджудж , ?распространяющих нечестие на земле?. О нем в Коране сказано: ?Мы укрепили его на земле и дали ему ко всему путь...? (Сура 18, аят 83(84) перевод И . Ю. Крачковского). Некоторые ученые-алимы говорят, что Зулкарнайн был одним из пророков, но многие алимы склоняются к мнению, что он был просто праведным правителем, которого избрал Аллах как своего ?вали? ? любимца для исполнения определенной миссии. Пред ним не было преград, тех невидимых божественных преград, которые и сегодня, когда мир превратился в одну ?глобальную деревню?, не позволяют никому установить мирового господства. Аллах открыл пред ним все двери, и он объял всю землю, пройдя до морей по пути на запад и на восток, где везде устанавливал справедливый порядок.

Но это была только одной из двух его миссий. Второй его задачей, можно сказать, более важной, было установление преграды против воинственных племен, распространяющих нечестие на земле. Вот как про это сказано в Священном Коране: ?Потом он следовал по пути. А когда достиг до места между двумя преградами, то нашел перед ними народ, который едва мог понимать речь. Они сказали: ?О Зу-л-карнайн, ведь Йаджудж и Маджудж распространяют нечестие по земле; не установить ли нам для тебя подать, чтобы ты устроил между нами и ними плотину?? Он сказал: ?То, в чем укрепил меня мой Господь, лучше; помогите же мне силой, я устрою между вами и ними преграду. Принесите мне кусков железа?. А когда он сравнял между двумя склонами, сказал: ?Раздувайте!? А когда он превратил его в огонь, сказал: ?Принесите мне, я вылью на это расплавленный металл?. И не могли они взобраться на это и не могли там продырявить. Он сказал: ?Это ? по милости от моего Господа. А когда придет обещание Господа моего, Он сделает это порошком; обещание Господа моего бывает истиной? (Сура 18, аяты 91(92)-98, перевод И . Ю. Крачковского).

Теперь посмотрим, что говорят об этих аятах разные комментарии-тафсиры. О народе, который едва мог понимать речь, поясняется, что представители его не были дикарями, не понимавшими человеческой речи, а просто плохо понимали речь самого Зулкарнайна. О месте ?между двух преград? идут разнотолки, но все алимы едины в том, что это место находится в древнем Хорасане (т. е. к северу от глобального Кавкаса, куда входят Кавказ, Средняя Азия, Сибирь, Дальний Восток, Монголия и т. д.). Некоторые говорят, что это Китай, а преграда ? Великая Китайская стена.

Но все больше современников склоняются к мысли, что земля посредине между западом и востоком, куда направил свой третий путь Зулкарнайн ? это Кавказ. В середине Главного Кавказского хребта действительно расположена гора, которая называется ?Эчиг лам?, что в переводе с нахского языка означает ?Железная гора?. Вокруг этой горы, в основном к северу, а также к югу, западу и востоку живут нахи. А в районе этой горы по Главному Кавказскому хребту, где лежат вечные снега и льды, мы и сегодня можем заметить остатки древних фортификационных построек циклопических масштабов, тянущихся далеко отсюда по гребню хребта. Две преграды ? это, скорее всего два моря, между которыми Кавказ и сам по себе является преградой, а Железная гора расположена ровно в середине Кавказских гор.

А что сказано о племени Йаджудж и Маджудж ? Сведения об их внешности так же характеризуются разночтениями, и нет об этом единого мнения. Это люди, или какие-то существа, о чем до сих пор нет единого мнения, которые в высоту и в ширину по четыре локтя. Они или, по крайней мере, их определенная часть, отличается некрасивой внешностью, широкими носами, а у некоторых из них такие большие уши, что каждый из них одно ухо подстилает под себя, а другим накрывается и спит.

Они настолько воинственны, что нет в мире армии, которая могла бы их победить. Даже Зулкарнайн, одержавший победу над миром, не вступил с ними в битву, чтобы наказать их, как наказывал другие нечестивые племена, а устроил против них лишь преграду с помощью и позволения своего Господа.

Когда с позволения Господа преграда будет разрушена (с тех пор, как ее воздвиг Зулкарнайн, Йаджудж и Маджудж каждый день тщетно пытаются его продырявить, но к утру каждой ночи, когда они спят, по воле Аллаха заделывается проделанная ими брешь. И лишь когда они скажут ? ?завтра инша-Аллах (если захочет Аллах), мы доделаем начатую работу?, ? им удастся до конца довести работу и продырявить преграду), Йаджудж и Маджудж заполонят весь мир и будут сметать на своем пути все. Впереди идущие будут выпивать целые моря, а сзади идущие скажут: ?Смотрите, здесь когда-то было море?. Они будут съедать деревья, камни и людей и разрушать все до основания.

Когда они покорят весь мир, то направят свои стрелы в небо и все вместе выстрелят. А Аллах, искушая их, сделает так, что опустятся эти стрелы на землю окровавленными. И они скажут: ?Сначала мы победили всех, кто на этой земле, а теперь победили и тех, кто на небе?.

Люди спасутся только в двух городах ? Мекке и Медине и на горе Синай (по Корану ?Т1ури-синин?,). В это время среди мусульман будет и пророк Иса (а. с.). Он будет на горе Синай, откуда пошлет разведку для того, чтобы посмотреть, что твориться внизу, которая вернется и доложит, что не видела землю, потому что везде были Йаджудж и Маджудж . Потом Иса (а. с.) и все мусульмане сделают дуа-молитву, и Аллах нашлет на Йаджудж и Маджудж червей, которые войдут через их носы и съедят мозги, от чего они все мучительно помрут.

И даже после своей смерти Йаджудж Маджудж будут бедствием для людей и всей земли. От запаха их трупов будет гибнуть все живое. По приказу Аллаха прилетят большие птицы и унесут их тела, а затем будет лить сильный дождь, который очистит землю и она снова зацветет.

Весь народ Йаджудж и Маджудж состоит из 22 племен. Из них 21 племя закрыл от мира Зулкарнайн, соорудив преграду. А одно племя находилось в это время далеко в походе, и потому осталось среди людей. Муслим в своих хадисах говорит, что Йаджудж и Маджудж происходят от потомков сына Ноя (Нуха а.с.) Яфета (Йафеса), а то единственное их племя, оставшееся по эту сторону преграды, это тюркский этнос. Муслим говорит это, комментируя хадисы, но это может быть и не так. (...)


С уважением, Тхамада ?Нохчи Майд?
 
Иез 38
Ж. Пророчество о Гоге и Магоге
1. Скопление полчищ Гога
1 И было ко мне слово Господне: 2 сын человеческий! обрати лице твое к Гогу в земле Магог, князю Роша, Мешеха и Фувала, и изреки на него пророчество 3 и скажи: так говорит Господь Бог: вот, Я - на тебя, Гог, князь Роша, Мешеха и Фувала! 4 И поверну тебя, и вложу удила в челюсти твои, и выведу тебя и все войско твое, коней и всадников, всех в полном вооружении, большое полчище, в бронях и со щитами, всех вооруженных мечами, 5 Персов, Ефиоплян и Ливийцев с ними, всех со щитами и в шлемах, 6 Гомера со всеми отрядами его, дом Фогарма, от пределов севера, со всеми отрядами его, многие народы с тобою.

7 Готовься и снаряжайся, ты и все полчища твои, собравшиеся к тебе, и будь им вождем. 8 После многих дней ты понадобишься; в последние годы ты придешь в землю, избавленную от меча, собранную из многих народов, на горы Израилевы, которые были в постоянном запустении, но теперь жители ее будут возвращены из народов, и все они будут жить безопасно. 9 И поднимешься, как буря, пойдешь, как туча, чтобы покрыть землю, ты и все полчища твои и многие народы с тобою.

2. Злостный замысел Гога
10 Так говорит Господь Бог: в тот день придут тебе на сердце мысли, и ты задумаешь злое предприятие 11 и скажешь: "поднимусь я на землю неогражденную, пойду на беззаботных, живущих беспечно, - все они живут без стен, и нет у них ни запоров, ни дверей, - 12 чтобы произвести грабеж и набрать добычи, наложить руку на вновь заселенные развалины и на народ, собранный из народов, занимающийся хозяйством и торговлею, живущий на вершине земли". 13 Сава и Дедан и купцы Фарсисские со всеми молодыми львами их скажут тебе: "ты пришел, чтобы произвести грабеж, собрал полчище твое, чтобы набрать добычи, взять серебро и золото, отнять скот и имущество, захватить большую добычу?"

3. Нашествие Гога на землю Израилеву
14 Посему изреки пророчество, сын человеческий, и скажи Гогу: так говорит Господь Бог: не так ли? в тот день, когда народ Мой Израиль будет жить безопасно, ты узнаешь это; 15 и пойдешь с места твоего, от пределов севера, ты и многие народы с тобою, все сидящие на конях, сборище великое и войско многочисленное. 16 И поднимешься на народ Мой, на Израиля, как туча, чтобы покрыть землю: это будет в последние дни, и Я приведу тебя на землю Мою, чтобы народы узнали Меня, когда Я над тобою, Гог, явлю святость Мою пред глазами их.

4. Поражение Гога
17 Так говорит Господь Бог: не ты ли тот самый, о котором Я говорил в древние дни чрез рабов Моих, пророков Израилевых, которые пророчествовали в те времена, что Я приведу тебя на них? 18 И будет в тот день, когда Гог придет на землю Израилеву, говорит Господь Бог, гнев Мой воспылает в ярости Моей. 19 И в ревности Моей, в огне негодования Моего Я сказал: истинно в тот день произойдет великое потрясение на земле Израилевой. 20 И вострепещут от лица Моего рыбы морские и птицы небесные, и звери полевые и все пресмыкающееся, ползающее по земле, и все люди, которые на лице земли, и обрушатся горы, и упадут утесы, и все стены падут на землю. 21 И по всем горам Моим призову меч против него, говорит Господь Бог; меч каждого человека будет против брата его. 22 И буду судиться с ним моровою язвою и кровопролитием, и пролью на него и на полки его и на многие народы, которые с ним, всепотопляющий дождь и каменный град, огонь и серу; 23 и покажу Мое величие и святость Мою, и явлю Себя пред глазами многих народов, и узнают, что Я Господь.
 
bulgaria
Альберт может это и является загадкой древних скифов. Кстати все авторы цитируют его- и утверждают, что скифы и есть Гог и Магог. Ниже я приведу полный текст из Библии. А далее попытаюсь пояснить, что случилось с народом Гога и Магога (Йаджудж и маджудж)
скифы, народ еврпеоидной рассы, кочевали от Центральной Европы до Алтая и от Урала до Кавказа..
и не все авторы считают Йаджудж и маджуджа скифами:
во-первых, скифы - были тюрками, а особенность, что более всего отличало и отличает тюрков от других народов- эта глубокая вера в бога. Вот поэтому, тюрки всегда были организованными, развитыми и основали множество государств. Всем известно также, что тюрки приложили большие усилия в распространении Ислама.. Поэтим причинам тюрки (скифы, гунны) не могли быть безбожным народом Йаджуджа и маджуджа.
Я читал у некоторым мусульманских богословов, что на самом деле Йаджудж и маджудж -это монголо-манджурские народы, которые живут в восточном Китае (на Дальнем Востоке). А так же Александр Македонский тоже не Искандер Зулькарнайн, как некоторые полагают. Искандер был правителем Йемени.
 
bulgaria
Альберт может это и является загадкой древних скифов. Кстати все авторы цитируют его- и утверждают, что скифы и есть Гог и Магог. Ниже я приведу полный текст из Библии. А далее попытаюсь пояснить, что случилось с народом Гога и Магога (Йаджудж и маджудж)

скифы, народ еврпеоидной рассы, кочевали от Центральной Европы до Алтая и от Урала до Кавказа..
и не все авторы считают Йаджудж и маджуджа скифами:
во-первых, скифы - были тюрками, а особенность тюрков, которая более всего отличало и отличает их от остальных народов- эта глубокая вера в бога. Вот поэтому, тюрки всегда были организованными, развитыми и основали множество государств. Всем известно также, что тюрки приложили большие усилия в распространении Ислама.. Поэтим причинам тюрки (скифы, гунны) не могли быть безбожным народом Йаджуджа и маджуджа.
Я читал у некоторым мусульманских богословов, что на самом деле Йаджудж и маджудж -это монголо-манджурские народы, которые живут в восточном Китае (на Дальнем Востоке). А так же Александр Македонский тоже не Искандер Зулькарнайн, как некоторые полагают. Искандер был правителем Йемени.
 
Albert
bulgaria
KKM

Что касается их внешнего вида достоверно ничего не известно. И вообще если правильно понял- то этот народ нынче под землей. Значит этот народ когда существовал, а потом исчез. Вот тут и ищите. Исчезли скифы, на их место пришли сармато-гунны, или что-то другое? И возможно язык этого народа(ГиМ) ныне не существует.
 
И еще я читал, что Зулькарнайн возможно правитель Йемена в 500 каких то годов до нашей эры. Точно не помню. Найду напищу.
 
В сурах Корана ?Пещера? о Йаджудж и Маджудж события разворачиваются в контексте деяний коранического персонажа Зу-л-Карнайна (?Двурогого?), которого часто отожествляют с исторической личностью Александром Македонским. Сама личность Зу-л-Карнайна вызывает немало споров. Этот вопрос не так прост, как кажется на первый взгляд. Комментаторы Корана сходятся во мнении, что Зу-л-Карнайн - великий царь. Для одних он ? Александр Македонский, для других ? некий химйаритский царь Йемена , возможно, Йасир Йохнаам. Царство Химйар, возникло в конце 2 века до н.э. на территории современного Йемена и было завоевано в начале VI в. н.э. Эфиопией. Одним из царей Химйара и был Йасир Йохнаам (умер в 275 г.), перешедший в иудаизм в 270 году. Тогда же он, согласно арабским источникам, двинул свои войска на эфиопское Аксумское царство и закрепился на время в восточной Африке. За мужество и силу этот царь получил у йеменцев прозвище Зу-л-Карнайн (?Двурогий?).
 
Незнайка
Что касается их внешнего вида достоверно ничего не известно
если не принимаеть в серьез археологические раскопки скифских и гунских курганов, в которых находилось множество захоронений, то прав..

bulgaria
спасибо за информацию.
я тоже придерживаюсь Йеменского Зулькарнайна, потому, что Македонский, по многим источникам, заставлял своих подчиненных считать его богом и умер в тяжелых мучениях в своем дворце в Вавилоне. После его смерти, пока его мать сама из Египта не приехала и похоронила, никто не хотел этого делать из-за отвращения к его личности.. он в детстве часто спорил со своим отцом, только из-за того, что Филипп (отец Македонского) был успешним военнначальником, который, кстати, разбил скифов и убил их царя Атея.. Александр боялся, что Филипп завоюет весь мир и ему не останется ничего завоевать..)) вот такие споры были у них..
 
Ну как могу я промолчать - булгары не являются тюрками, пора уже и вам смириться с фактами. Альберт, я позволю себе предоставить Ваш труд нашим ученым - я устала доказывать всем вам как гипотезы некоторых росийский и советских авторов, стали фундаментом для катастрофических фальсификаций. Я не уверена, как именно наши ученые среагируют - есть разные - но я знаю, что у них немало собственных научных исследований связанных с Кавказом и миграциями протоболгар в ваш регион в древности. И еще раз -болгары - не были никогда тюрками!
А весело с вами)))))))))
Ассаламу алейкум УаРахматуллах

P.S. Вычитала обсуждения по рынку Форекс - начнем с того, что там отмываются незаконные деньги и не существует четких правил и контроля как на других биржах. Отталкивает наличие мошенников, хорошо замаскированных как например в млм-ах. Но, думаю, самое главное - по Исламу - деньги не могут быть предметом торговли, это одна из причин тому, что миллионы мусульман в Европе на пользуются кредитами в стандартных банках. Не знаю существуют ли фатвы относительно фондовых бирж и вообще спекулятивного рынка, но достаточно знать причину запрета на торговлю деньгами.
 
bulgaria - ты сам/сама кто?! в смысле по национальности

Альберт, помните тему, где мы дискутировали? Так вот последняя новость - наше правительство дает "зеленую карту", наподобие дивърсити виза американцев - будут принимать иммигрантов и на соответственных условиях давать болгарское гражданство. Судя по потокам иммигрантов за последние несколько лет - подобными правами пользуются обычно люди , у которых ни капельки болгарской крови)))
 
Monique
современные болгары больше славяне наверное, чем тюрки..
хотя важно то, за кого ты себя считаешь
где так долго пропадала)))?
И еще раз -болгары - не были никогда тюрками!
понимаю ваше соперничество: Турция-Болгария)))
вообще, на сколько я понимаю, вы напрочь отказываетесь роднить себя как с тюрками-Турции, так и с русскими -России)))
но ведь история не от нашех с вами симпатий и антипатий зависит, иногда надо с этим мириться))))
А весело с вами)))))))))
уж что-что, но веселиться мы умеем, ты это наверное и с фотогаллереи заметила))))
Ассаламу алейкум УаРахматуллах
ты что Ислам приняла?

спасибо за инфо по Форексу, им сейчас один мой друг плотно интересуется, передам))
Альберт, помните тему, где мы дискутировали? Так вот последняя новость - наше правительство дает "зеленую карту", наподобие дивърсити виза американцев - будут принимать иммигрантов и на соответственных условиях давать болгарское гражданство. Судя по потокам иммигрантов за последние несколько лет - подобными правами пользуются обычно люди , у которых ни капельки болгарской крови)))
ну конечно придут, если будете принимать каждого попавшего)
наши предки проделав огромный путь, образовали на Дунае мощную страну, а тут ею пользуются всякие иммгранты, нехоршо
присылайте нам особое пригласительное!!!))))
 
Monique
вы болгарка? дадите экспертную оценку?))
http://www.elbrusoid.org/phorum/index.php?action=v thread&forum=8&topic=5971&page=3
что ха эпос?
 
наши предки проделав огромный путь, образовали на Дунае мощную страну
согласна, именно наши))) а принимать - принимаем, мы народ гостеприимный))) вам бы тоже к нам в теплые края)))Ислам приняла, Альхамдулиллах, но это еще секрет))) вот ты меня вычислил)))Симпатии и антипатии создаются в результате некорректного поведения одной из сторон, не так ли?! А в науке - факты, тем более в лингвистике - ираноязычное мы племя, и это не имеет отношение к якобы соперничеству - мы не лезем с претензиями ни к кому, не намерены завоевывать Анадолу.И даже с кавказцами - единственное желание - узнать родственники ли мы, чтобы иметь повода вас любить))) а то знаете - без причин и без повода - подозрительно выглядит)))
Форекс инвестиционными брокерами не принимается всерьез - тут даже спросить у них совета неловко - форексов считают просто лаиками. А вообще меня больше интересует исламский банкинг - было бы хорошо побольше узнать.
 
что ха эпос?
это перевод то ли с татарского - не знаю, но на указанном линке таки и написано - ПРЕВЕДЕ - ПЕРЕВЕЛ и далее даже не имя переводчика а типа титула, типа масонов сделали общество...и смех и грех)))
 
Страницы: Пред. 1 2 3 4 След.
Читают тему (гостей: 1)

 

Написать нам