Любовь и нежность
По сути ничего не изменилось в привычной жизни Аиши: она все так же играла со своими подругами ? дочерями ансаров. А Мухаммад выходил из комнаты, чтобы не смущать девочек и не мешать им. Ничего не изменилось, кроме любви и нежности, которые отныне всегда окутывали ее. Муж непременно был заботлив и внимателен. Посланник Аллаха снисходительно относился к желаниям молодой жены. Так, известно, что из-за его плеча она наблюдала, как суданцы играли в мечети копьями, а он прикрыл ее так, чтоб никто не видел. Через некоторое время он сказал ей, мол, достаточно. Она попросила его продлить зрелище. Мухаммад согласился. Трижды они состязались в беге: один раз Аиша обогнала его, а когда она поправилась, то отстала от него, и Мухаммад сказал ей: ?Это тебе за тот раз?.
Как-то Мухаммад рассказал своей молодой жене длинную историю об Умм Зар и ее муже и сказал в заключение:
?Я для тебя был как Абу Зар для Умм Зар...
?Нет, посланник Аллаха, ты лучше, чем Абу Зар.
?Белокурая? частенько спрашивала пророка о его любви к ней:
?О, посланник Аллаха, какова твоя любовь ко мне?
А он отвечал:
?Как канатный узел (т. е. крепка, и никто не может его развязать).
А в другой раз, желая удостовериться в постоянстве его чувств к ней, спрашивала:
?О, посланник Аллаха, каково состояние узла?
Он неизменно отвечал:
?Прежнее.
Для чего нужны были эти расспросы, ведь каждая женщина и без словесных заверений знает, действительно ли она любима. Возможно, это сидящее в дочерях Евы кокетство. Может, форма любовного заигрывания. Наверное, все вместе. Главное, что эта игра устраивала обоих, а остальное нас не касается...
Достоинства Аиши
Относительно скромности Аиши приводят следующий рассказ. Она часто приходила к месту погребения мужа и отца. Когда здесь же похоронили Омара ибн ал-Хаттаба, навещая их, она еще плотнее закутывалась в одежды, хотя Омар давно умер.
Аиша была великодушна, щедра, неприхотлива. Мужественно переносила голод и бедность, ведь тянулись дни, а огонь в ее доме не разводился, т.е. не пекся хлеб, и не готовилась какая-либо другая еда, и в доме пророка обходились только некоторым количеством воды и фиников.
Для тех, кто не понял, повторяем: ничего съестного в доме не было. Слава Богу, многие из нас с этим не сталкивались. А в наши дни (а, может, и не только в наши) иная жена, муж которой зарабатывает мало, или не зарабатывает вооще, будет ли ласкова, или хотя бы смолчит?! Жены Мухаммада были терпеливы и смиренны. Наверное, в этом и его огромная заслуга. Они любили его, несмотря на лишения и отсутствие нарядов. Несомненно, он того стоил.
В своей щедрости она была самоотверженна. Помнила о тех, кто нуждается, и забывала самое себя. Как- то фортуна повернулась лицом к Аише, и ей дали сто тысяч дирхамов, а она в тот день постилась. Всю сумму она разделила и раздала бедным. Ее вольноотпущенница спросила :
?Разве не могла ты купить мяса ]хотя бы[ на один дирхам, чтобы разговеться им?
Аиша ответила:
?Если бы ты мне напомнила, то я так и сделала бы.
Один раз Аиша спросила Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует, кто из его жен попадет в рай. Он ответил: ?Что касается тебя, то ты ? из них?. Ахмад в ?Муснад?е приводит следующее изречение пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, со слов Аиши: ? Я видел Аишу в раю |так|, как я вижу белизну ее ладоней, и это облегчило мою смерть?.
Передают со слов Аиши, что она попросила посланника Аллаха дать ей кунью. Он ответил, что она может называться по имени ?ее? сына, т.е. Абдаллаха ибн аз-Зубайра.
Госпожа Аиша уделяла огромное значение получению знаний. Она запоминала изречения и поступки посланника Аллаха. В вероучении ислама и красноречии достигла того, что мужчины признавали ее превосходство и покорно слушали то, чему она их учила. Она являлась источником хадисов, права и сунны, великолепно читала Коран, а ведь из сподвижников пророка мало кто владел этим искусством.
Мать верующих Аиша была хорошо воспитана и ничем не выражала своих чувств. Однажды посланник Аллаха признался ей:
?Я знаю, когда ты довольна мной, а когда сердишься.
? Откуда ты это знаешь?
Если ты довольна, то говоришь: ?Нет, клянусь Господом Мухаммада?, а когда сердишься на меня: ?Нет, клянусь Господом Ибрахима?.
?Да, посланник Аллаха, когда я сержусь, то стараюсь не произносить твое имя.
Аиша бинт Аби Бакр обладала неисчислимыми достоинствами, в том числе исключительной воздержанностью. Вот как об этом рассказывает ее племянник Урва ибн аз-Зубайр: ? Я видел, как она делит семьдесят тысяч, а сама носит рубаху с залатанным карманом. Она часто постилась, любила совершать умру и хаджж. Как-то она спросила Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует: ?О, посланник Аллаха, предписан ли джихад женщинам??, он ответил: ?Да, они должны совершать джихад, в котором нет сражения: это хаджж и умра?. Только ей одной архангел Джибрил передал салам. Сам пророк однажды сказал о ней так: ?Преимущество Аиши над остальными женщинами подобно преимуществу сарид(а) над прочей едой?. Мухаммад попросил Умм Саламу не обижать его ?в отношении Аиши, ведь, поистине, откровения мне ниспосылаются только когда я в постели с ней, а не с какой-либо другой женой из вас?.
Относительно ее образованности сподвижники высказались следующим образом: ?Если собрать |и взвесить| знания Аиши |и сравнить их| со знанием всех женщин, то знание Аиши оказалось бы более достойным?, а также они говорили: ?Когда нам был неясен какой-нибудь хадис, мы спрашивали о нем Аишу, и всегда находили у нее объяснение, например, о наследстве?. Со слов посланника Аллаха Аиша передала две тысячи двести десять хадисов, из них сто семьдесят четыре ? согласовано, т.е. одновременно приводятся в сборниках Бухари и Муслима. Сподвижники пророка, т.е. люди, знавшие его достаточно близко и теснее всех общавшиеся с ним, назвали эту его супругу ?Любимицей посланника Аллаха?.
Как?то один человек нелицеприятно отозвался об Аише в присутствии Аммара ибн Йасира, на что тот сказал: ?Прочь, мерзкая, тявкающая |собака]! Как ты смеешь оскорблять любимицу посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует?.
Йусуф ал-Кардави называет ее ученицей школы пророчества: она крепко усвоила, что настоящая жизнь ? будущая, а эта - преходяща и обманчива. Следовательно, беды и проблемы не могут заслонить небосвод истинного верующего. И та, которую Аллах избрал матерью верующих, не иначе как должна быть образцом богобоязненности, благочестия и довольства тем, что есть.
Аиша умела задавать вопросы. Согласитесь: задать вопрос так, чтоб получить желаемый ответ ? искусство. Однажды она сказала:
?Скажи, если ты спешился в долине, и увидел обглоданные деревья и одно нетронутое деревце, у которого из них ты оставишь пастись своего верблюда?
Мухаммад ответил:
?У того, где не пасся скот.
Таким образом, она напомнила ему, что он не женился на девственнице, кроме нее.
У ?матери верующих? Аиши бинт Аби Бакр было десять достоинств, которыми не обладала ни одна из жен пророка. Предоставим ей право самой рассказать об этом:
- пророк не женился на другой девственнице, помимо меня;
- Аллах, Велик Он и Славен, ниспослал мое оправдание с небес;
- Джибрил с небес явил посланнику Аллаха мой портрет на шелковом отрезе и сказал: ?Женись на ней, воистину, она твоя супруга?;
- мы с пророком, да благословит его Аллах и да приветствует, совершали полное омовение (гусль) из одного сосуда;
- он молился, а я лежала перед ним;
- откровения ниспосылались ему, когда он находился со мной;
- Джибрил передал мне ?салам?, и я - жена пророка в раю;
- Всевышний Бог забрал душу пророка, когда его голова покоилась на моих коленях;
- он умер в ночь, которая принадлежала мне;
- он похоронен в моем доме.
Наговор на мать верующих Аишу
Одной из важнейших и сложнейших вех в судьбе Аиши был инцидент с поклепом. Этой омерзительной клеветой, возведенной на матерь верующих. Шел шестой год хиджры. Пророк, как обычно, собираясь в путь, бросил жребий среди своих жен. С ним отправлялась та, на кого пал жребий. На этот раз вышло, что с ним поедет Аиша бинт Аби Бакр. Мусульмане узнали, что племя бану ал-мусталик собирается напасть на них, и решили выйти им навстречу.
На обратном пути в Медину войско остановилось передохнуть. Наступила ночь. Аиша удалилась по нужде. Идя к своим, она обнаружила пропажу ожерелья и вернулась , чтобы найти его. Благополучно отыскав ожерелье, она пришла туда, где совсем недавно был караван, однако никого не увидела. Все ушли. Ее паланкина также не было на месте: его унесли, думая, что матерь верующих Аиша находится внутри. Женщины мусульман в то время были легкими, так как ели мало. Поэтому никто и не заметил, что Аиши там нет. Что она сделала? Завернувшись в покрывало, она осталась там, где стояла, уверенная, что, как только ее отсутствие обнаружится, за ней вернутся. Сафван ибн ал-Муаттал шел позади всех, высматривая, не выпало ли что-нибудь по дороге. Проходя мимо, он заметил вдалеке что-то черное. Увидев сидящую на земле Аишу, да будет доволен ею Аллах, Сафван произнес:
?Воистину, мы принадлежим Аллаху и к Нему наше возвращение! Раз за разом он повторял эти слова, боясь невзначай заговорить с супругой посланника Аллаха. Не говоря ни слова, поставил верблюдицу на колени. Аиша уселась на верлюда, взяв животное за поводья, Сафван вел его. В полдень их маленькая процессия достигла войска.
Посланник Аллаха, найдя свою ?Белокурую? живой и невредимой, успокоился. Выслушав, он ни словом не упрекнул ее.
Однако Ибн Салул (а он был врагом посланника Аллаха) использовал этот шанс, чтобы опорочить Аишу, а в ее лице всех других членов семьи пророка и самого Мухаммада, говоря:
? Нет, не спаслась она от него, и он от нее не спасся,- имея в виду Сафвана и Аишу, чтобы тем самым пошатнуть авторитет посланника Аллаха. Несомненно, честь жены?это честь мужа.
Сразу по прибытии в Медину Аиша заболела. Шли дни, люди обсуждали своими языками слова сплетников. Аиша ни о чем не подозревала. Но она, видимо, чувствовала, что что-то неладно. Изменилось отношение к ней Мухаммада: если раньше, обыкновенно, он был с ней