ТУМАН НАД БОЛОТОМ
Мысли вслух об экономике КБР
Уже многие годы большая часть людей в Кабардино-Балкариин аходится в сетях экономической нестабильности. Сплошная безработица, минимальная среди всех регионов заработная плата бюджетников, минимальные пенсии, уменьшение числа пособий, льгот, - все это отравляет существование тысяч людей.
Резкое расслоение по имущественному признаку и, соответственно, положению в обществе приводит к тому, что широкие слои населения, ограниченные сложившимся порядком вещей, пытаются любой ценой выправить это положение. Причины, по которым растет социальная напряженность в обществе, не исчерпываются такими проявлениями, как преступность. Есть внутренняя, не всегда находящаяся на поверхности глухая и тяжелая напряженность тысяч людей, понимающих, что они никогда не выберутся из ямы.
Кризис последнего времени усугубляет это положение. Несмотря на передачу полномочий с федерального уровня на региональный, бюджетные расходы регионов толком не пополняются. Более того, на треть снижен прирост доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ, это касается и КБР Пообещав по 2 млрд. рублей каждому региону, правительство не решает проблемы, так как реальная потребность доходит до 8-10 млрд. рублей. Социальную ответственность сброшена вниз, а ресурсов на эти цели для регионов не предусмотрели.
Со своей стороны, аналитики из правительства КБР не ощущая никакой ответственности за будущее республики, играют на руку этим процессам. Анализируя цифры бюджета КБР сопоставляют их почему-то с 2002 годом (почему бы тогда не брать для сравнения 1913 год?), прибавляют к ним несколько миллиардов рублей, надувают бюджет и рапортуют о выдающихся финансовых успехах. Откорректированный правительством КБР дефицит за неполный бюджетный год уже достиг 1,5 млрд. рублей. При этом дополнительной нагрузкой ложится на бюджет еще и предельный порог внутреннего долга республики, в соответствии с законом о бюджете КБР установленный в сумме 1 млрд. 900 млн. рублей, что является чрезвычайным обстоятельством для региональной экономики. Для сравнения - в 2005 году он составлял 1 млрд. рублей.
Восполнить эту гигантскую сумму внутреннего долга будет нечем, так как это в основном бюджетный кредит, полученный администрациями районов, а при низкой налогооблагаемой базе этих районов можно считать его невозвратным. Прибавим сюда увеличившуюся за два года недоимку (недобор запланированных налоговых платежей) - 6 млрд. рублей. Само же формирование республиканского бюджета за счет налогоплательщиков, находящихся внутри республики, происходит с нарушением принципа уплаты налогов в соответствии с федеральным законом, а именно - Налоговым Кодексом России. Налогоплательщики вынуждены под нажимом республиканского руководства, живущего сегодняшним днем, вносить налоги не по результату своей деятельности - а АВАНСОМ, перекредитовываясь в банках!
Задолженность предприятий республики по внесенным заранее налоговым платежам только Сбербанку России по КБР составляет около 1 млрд. рублей. Прожектерствуя на показателях собираемости налогов (рапортуя о мифическом лидерстве в этой области среди налоговых служб России) и прожигая тем самым настоящее, руководство республики ставит крест на развитии производственного потенциала в будущем и - что еще хуже - создает предпосылки для его полной стагнации. Прибавим сюда выросшую в три раза за тот же период задолженность республики поставщикам газа, которая сложилась в основном из задолженности бюджетных организаций и составляет сегодня 3 млрд. руб. Это притом что высокооплачиваемая группа менеджеров, появившаяся вместе с новым руководством республики, рассчиталась в счет погашения предыдущей задолженности по газу (1 млрд. руб.) практически всей газонесущей отраслью республики.
Невзирая на все отрицательные факторы, влияющие на местную экономику, "аналитики" рисуют бюджет республики 18- миллиардным, а затем уже 24-миллиардным, сопоставляют с провальным для экономики России в целом 2002 годом и радостно объявляют об увеличении в три раза. И это вместо анализа причин стагнации в экономике республики с конца 2005 года. Само по себе физическое увеличение бюджета республики происходит не за счет благоприятных факторов в экономике, а за счет целевого федерального финансирования ведомств (например - правоохранительных), финансирования федеральных программ увеличения зарплаты бюджетникам и т .д. На этом фоне формирование бюджета КБР за счет собственных поступлений оставляет желать лучшего.
Проект бюджета КБР на 2008 год является отражением основных негативных тенденций в экономике. Мало того, что "реформаторами" вместо мощного экономического организма создан "колосс на глиняных ногах" - отсутствует базис (производство), зато преимущественное внимание отдано надстройке (спорт, культура). Плюс к этому, не понимая ответственности, которую на них возложило время, они в геометрической прогрессии накапливают долги, расплачиваться за которые будет население.
Бюджет республики даже в прогнозируемой перспективе нельзя будет назвать самодостаточным, так как он является на 80% дотационным из федерального Центра. Коль уж сложилось так, то надо ли "надувать щеки"? Почему бы не оценить ситуацию трезво и пользоваться ею, как это делают наши соседи через кукурузное поле. Для сравнения - официальный бюджет Чеченской республики составляет более 40 млрд. рублей (неофициальный - порядка 100 млрд. рублей), и он практически на 100% дотационный. Прибавим сюда порядка 50 млрд. рублей, выделяемых ЧР по линии министерства экономики, и поздравим наших соседей с предстоящим процветанием во всех сферах жизнедеятельности.
Реализация инвестиционных программ в КБР сегодня носит реальный характер только в сфере торговли - это строительство крупных торговых центров (в том числе продовольственных и даже автомобильных), что само по себе хорошо для статистики, но, при самом низком уровне деловой активности нашего населения на квадратный километр в России, никак не поднимает покупательскую способность наших граждан. Следовательно, эти проекты обречены на прозябание или на отмывание столичных денег.
При этом на инвестиционные программы, которые могут принести реальную пользу республике (в первую очередь - сельхозпереработка), и на десяток иных мини-программ Министерство экономики КБР получило лишь 1,5 млрд. рублей.
Как известно, политика - это концентрированное выражение экономики. Республиканская политико-экономическая "поляна" сегодня, в большинстве, представлена не самыми выдающимися умами человечества. Их образ жизни определяется в основном сибаритством, ничегонеделаньем, а мировоззрение состоит из двух пунктов: ни за что не браться и ни за что не отвечать. Только на словах поддерживая президента в его инициативах и стремлении улучшить жизнь нашего народа, на практике все свои дела они вешают ему на плечи.
Приведем пример только по трем программам федерального уровня, которые не были реализованы ввиду безынициативности президентского "ближнего круга". Наша республика не попала в восьмерку территорий, участвовавших в конкурсе по рекреационным зонам России. И что бы там ни говорили в Минэкономике КБР по этому поводу, налицо факт - Карачаево-Черкесия получила из федерального бюджета на строительство суперсовременного туристического комплекса в Домбае почти 70 млрд. рублей. Неоднократные обращения аффиллированных в бизнесе по автоматизированной системе индустриального питания структур к членам правительства КБР с просьбой принять участие в федеральной программе на 2008-2009 годы по индустриальному питанию школьников результатов не дали. КБР не попала в число 14 участников этой программы, потеряв до 500 млн. рублей федеральных средств из-за бездельников, сидящих в местном правительстве. Надо добавить, что эта программа, расширяясь до масштабов участия в ней учреждений социальной сферы и медицинских учреждений, будет с 2010 года внедряться повсеместно, но уже исключительно за счет средств самих регионов. Вероятнее всего, такая же участь ожидает нашу республику и в плане реализации целевой федеральной программы ЖКХ по восстановлению ветхого жилья - потери составят около 1 млрд. рублей.
В то время как в остальной России налаживаются новые, взаимовыгодные связи с зарубежными партнерами на поставку инновационных технологий, комплектующих материалов и оборудования, производственный потенциал южных регионов значительно уменьшился за счет оттока высококвалифицированных кадров, морального и физического старения производственных фондов и прекращения вливания инвестиций на освоение пробивных технологий.
Что делать?
Реанимацию производственного потенциала республики необходимо проводить приоритетно, сориентировав на сложившийся комплекс природных, климатических и других особенностей региона. Для промышленности (станкостроение, приборостроение, машиностроение) производимой продукцией могут стать локальные, малые электростанции. Именно их применение на быстрых горных реках, с учетом перепадов уровней воды, обеспечит как районные центры, так и отдаленные территории собственной электроэнергией. Примером такого подхода выступает Швеция, которая, имея схожий природный ландшафт, генерирует на своей территории столько электроэнергии, что ее приходится с избытком экспортировать.
Обладая современной технологией, сеть предприятий-"почтовых ящиков" на территории КБР была бы способна производить средства малой автоматики и механизации, тем более что производство электротехнической продукции для этих заводов многие годы являлось профильным.
Нецелесообразно строить "песочные замки" и надеяться на генерацию несуществующего газа, а что касается нефти, то от энтузиазма непрофессионалов в этой области до промышленной разработки пройдет слишком уж много времени. Тем более, что освоение и добыча углеводородов (бурение новых скважин) руководством КБР не рассматривается вообще, а предполагается возрождение эксплуатации ранее освоенных и запломбированных скважин, где содержание серы, опасной для жизни населения, чрезвычайно высоко.
Можно уже сегодня на базе единственного (как его представляют) "бизнес-инкубатора" на Юге России создать рабочую группу по изучению опыта производства и эксплуатации ветряных и солнечных электростанций и пере