Войти на сайт
29 Апреля  2024 года

 

  • Ишни ахырын ойламай, аллын башлама.
  • Орундукъ тюбюнде атылсам да, орта джиликме, де да айлан.
  • Зар адам ашынгы ашар, кесинги сатар.
  • Къолунгдан къуймакъ ашатсанг да, атаны борчундан къутулмазса.
  • Мухардан ач ычхынмаз.
  • Айтхан сёзюне табылгъан.
  • Ашхы – джыяр, аман – джояр.
  • Насыблы элин сюер, насыбсыз кесин сюер.
  • Кийиминг бла танылма, адамлыкъ бла таныл.
  • Байлыкъ адамны сокъур этер.
  • Иги болса, тамадама – махтау, аман болса, меннге – айыб.
  • Нёгерсизни джолу узун.
  • Адам боллукъ, атламындан белгили болур.
  • Гырджын – тепсини тамадасы.
  • Аджалсыз ёлюм болмаз.
  • Кёб джашагъан – кёб билир.
  • Бек ашыкъгъан меннге джетсин, дегенди аракъы.
  • Рысхы джалгъанды: келген да этер, кетген да этер.
  • Акъыллы айтыр эди, акъылсыз къоймайды.
  • Адебсиз адам – джюгенсиз ат.
  • Джыйырма къойну юч джыйырма эбзе кюте эди.
  • Къарны аманнга къазан такъдырма, къолу аманнга от джакъдырма.
  • Керек ташны ауурлугъу джокъ.
  • Кёб къычыргъандан – къоркъма, тынч олтургъандан – къоркъ.
  • Кёб джат да, бек чаб.
  • Болджал ишни бёрю ашар.
  • Билим насыб берир, билим джолну керир.
  • Шекер бла туз – бир болмаз, ушамагъан – юй болмаз.
  • Иги – алгъыш этер, аман – къаргъыш этер.
  • Тюз сёз баргъан сууну тыяр.
  • Къыйынлы джети элге оноу этер.
  • Берекет берсин деген джерде, берекет болур.
  • Чакъырылмагъан къонакъ къачан кетерин сормаз.
  • Тили узунну, намысы – къысха.
  • Джарлыны тону джаз битер.
  • Тойгъан джерге джети къайт.
  • Окъ къызбайны джокълайды.
  • Окъуусуз билим – джокъ, билимсиз кюнюнг – джокъ.
  • Чакъырылмагъан къонакъ тёрге атламаз.
  • Сабийликде юретмесенг, уллу болса – тюзелмез.
  • Экиндини кеч къылсанг, чабыб джетер ашхам.
  • Кёлю джокъну – джолу джокъ.
  • Ашхы тенг джолгъа салыр, аман тенг джолдан тайдырыр.
  • Окъумагъан сокъурду, сокъур ташха абыныр!
  • Ач къарынны, токъ билмез
  • Дженгил джетерикме деб, узун джолну къоюб, къысхасын барма.
  • Ач, тоймам, дейди, тойгъан, ач болмам, дейди.
  • Махтаннган къыз, тойда джукълар.
  • Уллу сёзде уят джокъ.
  • Этим кетсе да, сюегим къалыр.

 

Страницы: 1 2 След.
RSS
Антропологические описания народов Кавказа
 
Полное антропологическое исследование народов Кавказа.
Доказательства с ссылками на авторов)
http://kbr-bazar.ru/forum/index.php?showtopic=134
 
Название топика изменено. Тема перенесена в Общий раздел.
 
Печенеги остались на Кавказе

Нальчик
Тахир КАНГАУР
В ряду ?неясных? топонимов Кабардино-Балкарии особое место занимают названия населенных пунктов горной части республики. Такие наименования, как Булунгу, Бызынгы, Усхур, Думала, Курноят, некоторые другие, даже привлекались последователями теории ираноязычия алан в качестве аргумента при определении этногенерационного субстрата современных балкарцев. Необходимо отметить, что при этом желание обосновать наиболее ?удобную? гипотезу зачастую идет вразрез со здравым смыслом - так как это произошло с толкованиями топонима Усхур, представленными некоторыми осетинскими исследователями. Понятно, что этимологизация наименования родового владения основных героев нартского эпоса (рода Схуртуковых - в карачаево-балкарской версии) имеет особое значение, но так же и понятно, что никакие уходы в санскрит не смогут поколебать абсолютно устойчивый и прозрачный тюркский ряд ?ас-курт? - ?ас-хартаг? (кстати, сохранившийся именно в осетинской части нартиады) - ?ус-хуртук?-?усхур?, что, собственно говоря, означает ?благородный волк?.
Точно так же поддается этимологизации и название ?Бызынгы? (в русской транскрипции - ?Безенги?), кроме того, анализ его позволяет приподнять завесу тайны над небольшой, но весьма интересной областью этнической истории балкарского народа.
Слово ?безенги? известно культуре тюркских народов. В различных фонетических модификациях (?берзенги?, ?бисинги?, ?безенги? и др.) оно бытует у туркмен, уйгуров, киргизов, каракалпаков. Везде обозначает мифический народ, отличавшийся необычайной свирепостью в боях и, извините, склонностью к каннибализму. Автор этих строк связывает топоним ?безенги? с этнонимом и отождествляет народ ?безенги? с печенегами - по нескольким причинам. Во-первых, само звучание этнонима - древнерусскому автору было бы совершенно естественно передать тюркское носовое ?нг? как автономные ?н? и ?г?.
Во-вторых, именно печенеги являются последним народом Европы, который если и не практиковал каннибализм, то хотя бы сохранил ритуальную часть данной традиции - вспомним печенежского хана Курю, сделавшего чашу из черепа Святослава. По этому поводу отметим одно крайне несерьезное обстоятельство: жители каждого балкарского села носят традиционные прозвища, безенгиевцев же издавна шутливо называют людоедами.
В-третьих, несколько коренных фамилий этого села означают тяжело вооруженных конных воинов. Ахкубековы - от ?акъ кёбек? (конный панцирник), Джабоевы (Жабоевы) - от ?жабо? (пластинчатый доспех), Жабеловы - от ?жабель? (тяжелая кольчуга). Бронированная конница, согласно прямым указаниям источников, из всех тюркских народов имелась только у тюркютов, однако с большой долей уверенности можно утверждать, что и печенеги имели этот род войск - иначе невозможно объяснить их многочисленные победы в схватках с тяжеловооруженной пехотой Византии.
Кстати, одна из вышеперечисленных фамилий (Жабоевы) четко выводит свое происхождение именно к печенегам (информатор С.Х. Джабоев). Помимо всего прочего, сразу несколько патронимий Безенги в качестве традиционного родового прозвища используют ?кангар?, ?конгур? или ?кангаур?, что, по свидетельству Л.Н. Гумилева, являлось самоназванием печенегов. Константин же Багрянородный зафиксировал это слово как самоназвание трёх из восьми племен ?пачанакитов?.
Есть аргументы и, так сказать, сугубо косвенного характера, но также, на наш взгляд, весьма интересные. Традиционно считается, что все тюркские ханы Северного Кавказа после формирования Золотой Орды по происхождению были чингизидами. Однако автор, будучи еще совсем молодым человеком, имел по этому поводу беседу с известным скульптором Х.Крымшамхаловым. Последний утверждал, что, вопреки мнению большинства его родственников, они ведут свой род от хана Артыка, известного в русских летописях как Отрок. Будучи представителями дома, так сказать, захиревшего, они не могли ни в золотоордынскую эпоху, ни после нее претендовать на высший титул в иерархии тюрков Северного Кавказа - шамхал - но за ними навечно закрепили второй по значимости статус - крымшамхал, что означает ?частичный шамхал?.
Одновременно с этим, согласно тексту народной балкарской песни ?Сокъур Казакъ и крымский хан?, Крымшамхаловы приблизительно до середины XVI века владели территорией Безенги как своей вотчиной - именно туда отправил Акбай Крымшамхалов двух своих сыновей во избежание конфликта с группой ханских фамилий, незадолго до этого пришедших на Кавказ, вероятно, с Поволжья. В связи со всем вышесказанным, следует, наверное, напомнить, что отцом хана Артыка был Шарукан - ?Желтый хан?. Тюркским народам несвойственны переходы свистящих в шипящие, ?шары? вместо ?сары? в смысле ?желтый? мы встречаем только у монголов и угорских народов. Можно не сомневаться, что печенеги, еще до Чингисхана находившиеся в теснейшей связи с монголами (а если судить по калмыцкому эпосу ?Джангар? - входившие в качестве отдельного племени в их союз), имели наибольшие шансы перенять определенные орфоэпические стандарты у своих ближайших соседей.
Сегодня же из всех балкарцев лишь жители Безенги в разговоре заменяют звук ?с? на ?ш? - точнее, лишь они делают это в качестве обычной нормы произношения. Таким образом, если предположить, что информация Х.Крымшамхалова верна, мы придем к двум достаточно правдоподобным результатам - а) еще раз сделаем вывод о печенежской доминанте в формировании безенгиевского общества; б) выявим причину ухода хана Отрока из Дешт-и-Кипчакъ в Грузию. Это загадка русской истории еще ни разу не формулировалась официальной наукой, но, согласитесь, принятая ныне версия ухода политически и социально наиболее активного правителя Степи в Закавказье звучит, по меньшей мере, смешно - его пригласили, и он пошел! Сорок тысяч кибиток, шестьдесят тысяч отборного войска по зову номинального родственника...
Предположим другое - Артык-хан не был половцем, его народ представлял собой остатки разбитых и уничтоженных печенегов, своих кочевий в половецких владениях не имевших и ушедших в Грузию вместе со своим вождем именно в поисках земли. Эта версия, по крайней мере, хотя бы логична.
Возвращаясь же к истории Безенги, нелишним будет напомнить, что в прошлом так называемое ?безенгиевское общество? можно было оценивать как важную этническую составляющую всего балкарского народа, причем составляющую отнюдь не фрагментарную, а имеющую четкий институциональный характер. То есть, в случае верности наших предположений, можно с полным на то основанием утверждать, что наряду с булгарами, аланами и кипчаками значительную роль в этногенезе современных балкарцев сыграли и печенеги.
Возможно ли найти подтверждение нашей версии? Возможно ли найти следы печенегов в этноформирующих и этногенерационных областях? Ответ, опять-таки, лежит на поверхности. В данном случае это даже не версия, а просто трансляция эпических свидетельств. Один из основных героев карачаево-балкарской части нартского эпоса - Рачикау - был печенегом, ибо отца его звали Бёдене, что и означает ?печенег?. Причем, в текстах неоднократно подчеркивается, что Бёдене - пришелец с севера. В адыгской версии нартиады собственное имя сына Бёдене не сохранилось, он называется просто Бадыноко, а Ерыхшу здесь лишь эпизодический самостоятельный герой. Однако, как известно, героическая роль Бадыноко в адыгской нартиаде вполне определенна - он противник ?чинтов?.
В этой связи, думается, нелишним будет вспомнить, что в VI-VII веках нашей эры печенеги были фактически ?выдавлены? из мест своего первичного обитания в степных районах современной Монголии реальным гегемоном Восточной Азии - Поднебесной Империей. ?Чинт? же - традиционное наименование китайцев.
Интересно, что эпическая изолированность Рачикау и, соответственно, Бадыноко, нашла свое символическое соответствие и в реальной истории балкарского народа. Именно расхождения в поведенческих, этических, и оценочных нормах между жителями Чегемского ущелья и княжеским родом Рачикаовых, и привели, в конце-концов, к принятию народным Тёре решения об уничтожении последнего.
http://www.sknews.ru/main/23259-pechenegi-ostalis- na-kavkaze.html
 
Ахкубековы - от ?акъ кёбек? (конный панцирник)

В основном из-за этого повесил - крайне спорный для меня момент.
 
адыгской версии нартиады собственное имя сына Бёдене не сохранилось, он называется просто Бадыноко,

А просто, как окончание "ко" переводится не с адыгского, адыгское имя?
 
Атажукинец
А просто, как окончание "ко" переводится не с адыгского, адыгское имя?

С адыгского так и переводится - "сын печенега". Он же пришлый в адыгском эпосе вроде бы.
 
Hasanya
Полное антропологическое исследование народов Кавказа.

Больные люди.
После вавилона, все народы на шелковом пути прептерпевали смешения с другими расами и народами.
И составлять в 1934-58годах, характерные черепа у близских народов, все равно что по группам крови делить народы.
 
sult
nu razumeetsya ti ved u nas merilo vsego kak vas zovut Einshtein Lomonosovich Saharov?))
idi ludei lechi, a to sidish tut 24 chasa v sutki, programma ti kompiuternaya, a ne vrach)))
 
Shimpildik
idi ludei lechi

http://www.03.ru/section/oncology
 
sult
slushai a pravda chto po kabardinski pingvin budet vimpu?? esli da to kak doslovno perevoditsya???
 
Интересненько... )) Вот только не пойму при чем тут Печенеги и людоеды? ) С чего автор вязл это?? У степняков, кочевников был такой древний обычай делать из головы враза чашу... Тем самым они считали что выпивая с чаши приобреталась сила убитого война... к тому же таким образом оказывалось уважение павшему войну...)) Ну а насчет акъ кёбек... честно .. не знаю как именно оно стало конным панцирником... ) А собственно Жабо был из Айдаболовых, которые в свою очердь были Басиатами... И Жабоевы к Жабо (чья крепость) отношение не имеют.. Крепость есть перове свидетельство княжеской принадлежности в Балкарии... а Жабоевы были ёзден тукъум... Автор жжет..
 
Shimpildik

как пингвин.
 
http://www.03.ru/section/oncology
Султ, это ты консультируешь что ли?
Пойду почитаю
 
Shimpildik
slushai a pravda chto po kabardinski pingvin budet vimpu??

Я думаю, что это тюлень. Какое отношение это имеет к теме?
____________________________
esli da to kak doslovno perevoditsya???

Сейчас как пингвин.
 
AENEAS
Вот только не пойму при чем тут Печенеги и людоеды? ) С чего автор вязл это?? У степняков, кочевников был такой древний обычай делать из головы враза чашу...

А куда останки девали после этого? Неужели хоронили?
 
sult
kruto, uchitivaya prakticheski 100% shodstvo tulenya i pingvina net ni chego strannogo, chto oni imenuyutsya odnim imenem
 
sult Откуда мне знать. Я че людоед что ли... Куда то девали видимо... Ты же куринные кости не хоронишь... ))
 
Если есть что интересного поделись информацией, уж больно запутано все с Балкарией, такое ощущение, что толком никому и ненадо знать правду о происхождении Балкарцев.
 
Атажукинец
Оно конечно же ты прав, мешались все и сильно, но мне кажется, что балкарцы и по моему кабардинцы более всех сохранили тюркскую составляющую. Например "окъ", "укъ", а не "ко" означало род, семья. И не кажется ли тебе, что Ваша фамилия яркий представитель именно тюрского наследия. Например по моему Атажукъ -переводится только с тюркского, как "Доля отца или ноша отца", в зависимости от правильного русского перевода слова жукъ?
 
Ахиат
балкарцы и по моему кабардинцы более всех сохранили тюркскую составляющую. Например "окъ", "укъ", а не "ко" означало род, семья.

В каком из современных тюркских языков это слово означает "род" или "семья"?
В кабардинском "семья" - "унагъуэ", а "большая семья" (патриархальная - отец с матерью + женатые сыновья с невестками и детьми) - "унэзэхэс", а "род, племя" - "лъэпкъ".
 
НА ОДНОМ ЧЕЧЕНСКОМ САЙТЕ СЛУЧАЙНО НАТКНУЛСЯ,НЕ ОЧ ВСЁ ПОНЯЛ МОЖЕТ ТУТ РАЗЪЯСНЯТ)))))
Кавкасионский тип (от грузинского названия Кавказа ? Кавкасиони) многие антропологи считают наиболее характерным для автохтонного северокавказского населения, несмотря на то, что ему наиболее свойственна брахикефальность. К данному типу относятся представители преимущественно аваро-андо-цезских народов Дагестана, карачаевцы и балкарцы, осетины, нахи, сваны и частично таты. Есть две версии происхождения данного типа ? миграционная, высказанная Г.Ф. Дебецом, и автохтонная версия М.Г. Абдушелишвили и В.П. Алексеева . Алексеев обосновывает автохтонную версию на основе анализа антропологических находок в регионе, подчеркивая важную роль изоляции в условиях высокогорья, однако и роль иммигрантов здесь также несомненна. По его мнению, данный тип сформировался в 3 тысячелетии до н.э. на основе смешения автохтонного населения Северного Кавказа с пришедшими сюда хуррито-урартами, по всей видимости, свою роль в формировании данной антропологической общности (вероятно не меньшую) сыграл ашуйский (понтийский субстрат), а также вероятно арийский (иранский). Весьма антропологически близок к нему динарский антропотип (сербы, болгары), что послужило основанием для некоторых антропологов к объединению указанных типов в одну балкано-кавказскую группу. Фактически это свидетельствует о том, что даже этот самый характерный для кавказского региона антропотип не является полностью кавказским.
Мы поддерживаем автохтонную версию, но интерпретируем ее несколько иначе. Если в Закавказье среди автохтонного, возможно еще кроманьонского населения, преобладал долихокефальный субстрат, то древнейшие автохтоны Северного Кавказа по-видимому были брахикефалами . Во всяком случае, отдельные палеолитические находки это подтверждают. В частности, прямыми потомками этих брахикефальных автохтонов мы считаем кобанцев (представителей кобанской культуры). Данный субстрат постепенно разбавлялся долихокефальными эмигрантами, но, по каким-то причинам он полностью не растворился, либо долихокефалов было меньше, либо брахикефалия являлась более сильным доминантным признаком, но более вероятно, что поскольку в холодном климате брахикефалия более адаптивна, постольку естественным отбором сохранялся именно он. А в доисторические времена роль естественного отбора оставалась еще весьма значительной.
Характерными признаками, помимо брахикефалии, является высокий рост, умерено грацильный скелет, глаза карие и серые, обнаруживается тенденция к депигментации, развитый третичный волосяной покров, преимущественно II группа крови.
 
HamzaQarachai
Тебе брахикефалия и долихокефалия непонятны или что?
 
Ахиат
Атажукъ - русифицированное от ХьэтIохьщокъуэ. В адыгском языке нет ни слова Атажукъ, ни фамилии.
Может переведешь ХьэтIохьщокъуэ?
 
Олег
ХьэтIохьщокъуэ

Сын "шабашника", кстати.
 
sult
эти термины ясны сау бол ))
Страницы: 1 2 След.
Читают тему (гостей: 2)

 

Написать нам