1. Тот факт, что Килар Хачиров был карачаевцем, подтверждается сведениями из дневника генерала Эммануэля, где в отношении проводников он пишет:?Однородцы князя Мырзакула Урусбиева?, ?Попробуйте мыслить категориями сынов гор?. Однородцами балкарского князя Урусбиева и сыновьями гор являлись только карачаевцы или балкарцы. Назвать кабардинца ?однородцем? балкарца или карачаевца Эммануэль не мог.
2. А вот что писали другие участники экспедиции? ?Нет, не зря на него пал выбор старого Шаукала? (так называли участники экспедиции Ислама Крымшаухалова).
Надо полагать из данного эпизода также предельно ясно, что Килар Хачиров был рекомендован в проводники карачаевским князем Крымшамхаловым. Версия современных кабардинских ученых о том, что кабардинец Килар был жителем с. Вольный Аул (пригород современного г. Нальчик) не выдерживает критики, поскольку карачаевские князья Крымшаухаловы в с. Вольный Аул никогда не жили, и само это село тогда не существовало(!). Впрочем, и генерал Эммануэль не искал там проводников на Эльбрус по вышеуказанным причинам. Совершенно очевидно, что и сейчас в этом селе мы вряд ли отыщем опытного проводника, поскольку его жителям нет надобности за сотню километров от своего дома знать горные тропы Эльбруса.
3. Дневник экспедиции вел Купфер, он скрупулезно отмечал все мельчайшие подробности путешествия, в том числе и встречу с кабардинским князем Арсланбеком из рода Джамболата на р. Золке. При этом он не упоминает какого-либо проводника для экспедиции, рекомендованного Арсланбеком. 4. То, что проводники экспедиции Эммануэля были местными жителями-балкарцами и карачаевцами, хорошо знавшими горы, пишет академик Адольф Купфер, приводя слова Ислама Крымшамхалова, сказанные Эммануэлю: ?Эти пятеро знают горы, как ты, Мануил, свою собственную жену, пойдут с тобой, куда велишь?. (13, с,45). Подобное знание горных маршрутов возможно только в том случае, если проводники являются жителями селений у подошвы гор, и их образ жизни связан с горами.
5. Георгий-сын отважного кавалерийского генерала Эммануэля, был участником этой экспедиции, впоследствии он написал статью ?Покорение Карачая? где отметил: ?Первый покоритель Эльбруса Килар Хачиров был карачаевцем?. (М.О. Будаев, ?Первые покорители Эльбруса? г. Карачаевск, с. 103, 2004 г.)!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
6. Думаем, всем ясно, что лоцманов ищут в портах, а проводников в горы - в горах. Наверное, генерал Эммануэль знал эти обычные прописные истины и не искал проводника из числа жителей равнинной Кабарды, в 140- километрах от своего базового лагеря у подошвы Эльбруса. А для карачаевцев и балкарцев горы являлись органичной средой их обитания и хозяйствования. Надо согласиться с мнением академика М.Ч. Залиханова мастера спорта международного класса по альпинизму:?акклиматизированных на высоте местных жителей горная болезнь при восхождении не очень донимает?. 7. В российской этнографической литературе конца XIX века написано:?...из их среды(карачаевцев) вышел известный Киляр, который в 1829 году, во время экспедиции генерала Георгия Эммануэля с членами академии наук Эмилио Ленцом, Адольфом Купфером, Карлом Мейером и Эдуардом Менетрие, первый взошел на вершину Эльбруса?. Далее в приводимом источнике сказано:
?Вершина Эльбрус достигнута была всего только два раза: в первый раз карачаевцем Киляром в 1829 году, а второй раз, 31 июля 1869 года, обществом знаменитых английских альппроходцев?. Трудно поверить, что один из величайших топографов и покорителей гор Российской империи П.П. Семенов-Тянь-Шаньский при составлении указанной энциклопедии допустил вольность и необоснованно причислил кабардинца Килара Хачирова к карачаевцам.
8. В 1857 году в Лондоне был создан альпийский клуб, который долгое время озглавлял известный горовосходитель Дуглас Фрешфильд. В документах хранящихся в этом клубе отмечено, что проводником экспедиции Эммануэля был карачаевец Килар Хачиров из селения Карт-Джурт.
9. Современник Г.И. Радде - ученый и путешественник А.Новомарьинский, пишет, что Килар был уроженцем карачаевского аула Хурзук, откуда имеется кратчайший путь на Эльбрус.
10. Один из исследователей экспедиции Эммануэля Е.Д.Симонов, в своей книге ?Слово об Эльбрусе?, цитирует документ, из которого абсолютно ясно можно судить о националь ной принадлежности Килара:??Якши, корош? - подвел он итог своим наблюдениям. ?Тепло в ночь яман, плох. Холод, как сейчас, якши, корош день чистый, гора доброй? - заключил Килар?. (13, с.42).
Выдающийся балкарский археолог и историк Исмаил Мусаевич Мизиев сразу отметил тот факт, что фраза, сказанная Киларом, является известной карачаево-балкарской пословицей: ?Кече - буакъ. кюн чуакъ? - холод в ночь - ясно в день. Это под-тверждает и участник экспедиции - академик А.Купфер, который отметил в своем дневнике, что проводник-горец предугадал погоду. А слова ?якши? - хорошо, и ?яман?-плохо, как известно общетюркские и отсутствуют в лексике кабардинского языка. 11. В настоящее время карачаево-балкарскому народу известны все прямые потомки этих пятерых проводников. По воспоминаниям жителей Баксанского ущелья, в восхождении участвовало пять человек: Килар (Хыйса) Хачиров, Ахия Соттаев, Джачи Джаппуев, Алаудин Битуев и некий Байрамуков, имя, которого, к сожалению забыли. (Информатор - 100 летний житель пос. Терскол Кочкаров Тахир Хусеевич. Записано с его слов в 70-х годах Алчагировым Хамзатом, который сам много раз поднимался на вершину Эльбруса).
Что касается Байрамукова, и того факта, почему о нем мало сведений. В Баксанском ущелье из этого карачаевского рода проживала всего одна семья, которая 14 июля 1868 г. переселилась в Турцию. В ЦГА КБР сохранилось прошение вдовы князя Урусбиева о разрешении выехать в Стамбул.
В отличие от объективных документальных свидетельств XIX века и исследований, современных карачаево-балкарских историков И.М. Мизиева, А.И. Мусукаева, Н.М. Кагиевой, кабардинские историки пытаются утверждать, что Килар был кабардинцем из рода Хашировых который проживал в Вольном Ауле или в Старой Крепости. По этому поводу у них нет единого мнения, но есть упорство и огромное желание сделать из него кабардинца. Впрочем, удивляют и методы, которыми отстаивается эта позиция.
12. В книге участника экспедиции 1829 года Н.Б. Голицына ?Жизнеописание генерала от кавалерии Эммануэля?, изданной в 1851 году, сказано, что первым покорителем Эльбруса ?является карачаевец Хиляр Хачиров, житель аула Карт-Джурт?. 14. И.М. Мизиев приводит воспоминания Ахии, записанные с его слов ученым альпинистом Я.И. Флоро-вым: ?Становится очевидным, что в 1829 годах на вершине и седловине Эльбруса побывали Хилар Хачиров, Ахия Соттаев, Эмиль Ленд, казак Лысенков, Джачи Джаппуев, Алаудин Битуев?. Очень важные сведения сохранил внук Ахии Соттаева-Адильгерий Соттаев, фронтовик, известный в республике спортсмен.
По свидетельству его деда, близкого друга и родственника Килара, известно, что он действительно был родом из карачаевского аула Карт-Джурт. Эти сведения подтверждают наследники известного проводника Моллая Терболатова.
15. В 1970 году известный археолог и историк Исмаил Муссаевич Мизиев специально ездил в Грузию в Историко-этнографический музей г. Тбилиси, с целью изучить оригинал первой каменной плиты, вытесанной в честь восхождения Килара Хачирова на Эльбрус. С нее впоследствии(неизвестно кем и когда?) были отлиты мемориальные чугунные плиты. Арабский текст каменного оригинала (?!) составляет 16 строк и в нем написано -?Хилар эль Кабарти?, что в переводе с арабского означает ?Хилар из Кабарды?. В этой связи для современных исследователей есть один маленький, но очень серъёзный вопрос-кто составил и вытесал на каменной плите текст на арабском языке и графике в честь покорения ?Киларом из Кабарды? вершины Эльбруса?! Среди участников экспедиции Эммануэля никто не знал арабского языка и письма, да и зачем первое российское восхождение на высочайшую вершину Европы оформлять документом на ?не русском? языке? Если только не было намерений устанавливать эту стелу на Ближнем Востоке.
?Российское дворянство начала XIX века пользовалось французским языком, но никак не арабским. Надо учитывать, что и местные жители практически не знали этого языка. Хотелось бы знать имя того муллы, вероятно, из селения Атажукино, ?творческий? вклад которого создал подобный этнографический казус и ребус для своих потомков. Несомненно, у этого ?скрижаля? был конкретный политический заказчик, как и у ряда современных сторонников ложной версии.
На другой чугунной плите написано то же самое на кабардинском языке. Судя по содержанию текста на плитах, их, видимо, предполагалось установить на месте расположения лагеря экспедиции в урочище Ирахик-сырт, откуда было совершенно первое восхождение на Эльбрус. Но по неизвестным причинам они не были доставлены к подножию побежденной горы. Привезенные в Пятигорск, плиты 80 лет простояли у Грота Дианы. В 1909 году тяжелые мемориальные плиты были отправлены в город Тифлис в военно-исторический Кавказский музей. Взамен их в Пятигорске были отлиты копии местной мастерской ?Подкумок? (?К седоглавым вершинам Кавказа?, Ставрополь, 1962г, с.20).
Возникает вопрос, куда делась вторая плита? исходя из каких побуждений, отдали обе плиты, разве один экземпляр не удовлетворял потребности Тифлиского музея? Это притом, что городу Пятигорску так же нужна была эта памятная стела. Примечательно, что на новой плите уже написали не ?Килар из Кабарды?, а кабардинец Килар. Впрочем, все эти ухищрения не убедили царскую администрацию, как и альпинистов и этнографов всего мира, что Килар Хачиров мог быть кабардинцем. 16. Сохранились сведения об экипировке и снаряжении карачаево-балкарских проводников, зафиксированные в дневниках приезжих альпинистов.
Подготовленность карачаево-балкарских альпинистов отмечает в своих дневниках по восхождению известный скалолаз Н.В. Поггенполь. Совершенно ясно, что карачаевцы и балкарцы в тот период времени по техническому оснащению и знанию искусства горовосхождения намного опережали представителей зарубежных альпинистских клубов. В истории Приэльбрусья не было восхождений, в которых не участвовали местные жители.
17. Представители рода Хачировых, к которому принадлежал Килар, и сегодня проживают в Карачае в нескольких аулах - Хурзук, Верх. Мара и т.д. Стоит отме