Войти на сайт
28 Марта  2024 года

 

  • Оюмсуз атлагъан, аджалсыз ёлюр.
  • Бёрю да ач къалмасын, эчки да ашалмасын.
  • Ичимден чыкъды хата, къайры барайым сата?
  • Эки итни арасына сюек атма, эки адамны арасында сёз чыгъарма.
  • Арбаз къынгырды да, ийнек сауалмайма.
  • Аллахха ийнаннган кишини, Аллах онгдурур ишин.
  • Башда акъыл болмаса, эки аякъгъа кюч джетер.
  • Шапа кёб болса, аш татымсыз болур.
  • Уллу къазанда бишген эт, чий къалмаз.
  • Аууздан келген, къолдан келсе, ким да патчах болур эди.
  • Ёлген эшек бёрюден къоркъмайды.
  • Чакъырылмагъан къонакъ – орунсуз.
  • «Ёгюз, джаргъа джууукъ барма, меннге джюк боллукъса», - дегенди эшек.
  • Кечеси – аяз, кюню – къыш, джарлы къаргъагъа бир аш тюш!
  • Махтаннган къыз, тойда джукълар.
  • Кюл тюбюндеги от кёрюнмейди.
  • Накъырданы арты керти болур.
  • Кийимни бичсенг, кенг бич, тар этген къыйын тюлдю.
  • Аш кетер да бет къалыр.
  • Ишлегенден, къарагъан уста.
  • Ач къарным, тынч къулагъым.
  • Айтхан – тынч, этген – къыйын.
  • Биреуню къыйынлыгъы бла кесинге джол ишлеме.
  • Эл ауузу – элек, анга ийнаннган – халек.
  • Байдан умут эте, джарлыдан ёгюз багъасы къорады.
  • Ойнай-ойнай кёз чыгъар.
  • Акъылсызны джууукъгъа алма, акъыллыны кенгнге салма.
  • Ёксюзню тилеги къабыл болур.
  • Джангыз торгъай джырламаз.
  • Татлы тилде – сёз ариу, чемер къолда – иш ариу.
  • Уллу суу бла уллу ауруудан башынгы сакъла.
  • Чёбню кёлтюрсенг, тюбюнден сёз чыгъар.
  • Джарлы тюеге минсе да, ит къабар.
  • Нарт сёз къарт болмаз.
  • Акъыл бла адеб эгизледиле.
  • Къралынгы – душмандан, башынгы от бла суудан сакъла.
  • Атынг аманнга чыкъгъандан эсе, джанынг тамагъынгдан чыкъсын.
  • Этни бети бла шорпасы.
  • Джауумдан сора, кюн кюйдюрюр, ётюрюкден сора, айыб кюйдюрюр.
  • Тил – кесген бычакъ, сёз – атылгъан окъ.
  • Адамны бетине къарама, адетине къара.
  • Терслик кетер, тюзлюк джетер.
  • «Ма», - дегенни билмесенг, «бер», - дегенни билмезсе.
  • Бал чибинни ургъаны – ачы, балы – татлы.
  • Ашха уста, юйюнде болсун
  • Аманнга алтын чыдамаз.
  • Ашхы адам – халкъ байлыгъы, ашхы джер – джашау байлыгъы.
  • Билими азны – ауузунда кирит.
  • Къайгъы тюбю – тенгиз.
  • Нёгер болсанг, тенг бол, тенг болмасанг, кенг бол.

 

Страницы: 1 2 След.
RSS
Эльбрус - чудо России и наша гордость!
 
Эльбру́с ? гора на Кавказе, на границе республик Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия. Эльбрус расположен севернее Главного Кавказского Хребта и является высочайшей вершиной России и Европы. Эльбрус ? это двувершинный конус потухшего вулкана. Западная вершина имеет высоту 5642 м, Восточная ? 5621 м. Они разделены седловиной ? 5200 м и отстоят друг от друга примерно на 3 км. Общая площадь ледников Эльбруса 134,5 км²; наиболее известные из них: Большой и Малый Азау, Терскол.
Это наш Эльбрус, эта наша земля!!!! Достояние все России-наше чудо!
 

молодецгорянка_07
что тему открыла...
да, Эльбрус-красавец - ЧУДО..... очень красив и велик, как и народы, которые он объединяет
 
Mashalla
сау бол, уялтхан да этдинг))))
просто молчать о таком событии нельзя!!!)))) А я скажу, конкуренты были очень даже сильные, но мы достойно прошли все этапы!
 
Эльбрус!
 
неужели тока я заметил эту чушь, этооскорбление,этот бред..Впервые Эльбрус был покорен 22 июля 1829 года кабардинцем Киларом Хашировым, проводником русской военной экспедиции под руководством генерала Георгия Эмануэля. ?????????????????????????????????????????????????? ?????????????????????? что это????? это писал кабардинец?????? ладно сказали кабардинец, а почему не сказали что обе вершины покорил БАЛКАРЕЦ??????????????????????? Хачирлери, сиз а уа нек тыннгылайсыз?
 
Хачир уллу был КАРАЧАЕВЦЕМ!!! и меня мало, ну до безобразия мало волнует что по этому поводу думает кабардинский народ и все кто думают как они!!!!!!!!!
 
за что боролся на то и напоролся.... смеюсь над собой.. стока смсок отправил чтобы на всю россию распространили этот бред, КАБАРДИНЕЦ Киллар Хаширов!!!
 
SAIFULLAH

В следующем году исполняется 180-летие восхождения на Эльбрус.
Всякие, упомянутые в твоем топике, собираются отмечать это.
Могут даже по такому поводу создать новую фамилию "Качировых"
Давайте поможем, Хачировым заявить о себе - спокойно, гордо, красиво!
Крымшамхаловы и Узденовы, Боташевы и Дудовы - и все-все-все
чьи фамилии прямо и косвенно прчастны к этому!!!
По преданиям в Приэльбрусье хранится резервное хранилище ГЕНОФОНДА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА (основная - на Тибете) Шам-бала (эти слова любой карчаевец и балкарец переведёт как "Священный младенец")
Именно поэтому Гитлер отправлял туда (в том числе - на Джылы-суу) экспедиции буддийских монахов...
И именно поэтому всякая Нечистая сила (Тоба-тоба-Астофир-Аллах!!!) затеяла эти переименования - в горнолужный курорт оШХАМАХО.

Давайте назовём наших героев и напишем обо всех!!!
Балкарцах-Карачаевцах-Русских-Немцах - участниках той экспедиции

P.S.Уважаемые соседи-степняки-пехота, Эльбрус - непокоряем!!! Мы - "таулула"- ВОСХОДИМ на вершины!!!
И гостям - рады всегда! Но - ГОСТЯМ!!!
 
БещщщТауЭль

В следующем году исполняется 180-летие восхождения на Эльбрус.... Уважаемые соседи-степняки-пехота, Эльбрус - непокоряем!!! Мы - "таулула"- ВОСХОДИМ на вершины!!!

Конечно восходИте! Кто против?
Только вот в год 175-летия со дня первовосхождения, почему-то, НИ ОДНА организация карачаевцев или балкарцев не провела официального мероприятия в честь этого события, и не посвятила этому СПЕЦИАЛЬНОЕ восхождение... А Хашировы из Прохладного по какой-то причине (напутали что-то наверное :-)) совершили в тот год по пути первовосходителя восхождение, и зафиксировали это в соответствующих инстанциях...

И гостям - рады всегда! Но - ГОСТЯМ!!!

Значит есть и НЕгости? И как же вы к ним относитесь?
 
Beeline
Только вот в год 175-летия со дня первовосхождения, почему-то, НИ ОДНА организация карачаевцев или балкарцев не провела официального мероприятия в честь этого события
в КЧР была открыта мемориальная доска, как мне помнится.....не менее официально....
 
Ленин
в КЧР была открыта мемориальная доска, как мне помнится

Кстати - да. Спасибо за напоминание...
 
СПЕЦИАЛЬНОЕ восхождение... А Хашировы из Прохладного по какой-то причине (напутали что-то наверное :-)) совершили в тот год по пути первовосходителя восхождение, и зафиксировали это в соответствующих инстанциях...
и что за интсанции? каков был путь первопроходца? ну плиз расскажи....
 
ну подождем, чем нас "просветят", и искренне понадеемся, что на этот раз, раз он обреминит свои слова хоть какими то ссылками.
А не как всегда...
 
Beeline
ну тогда зачем в каждой теме пустозвонить???
Кстати где мой 3д макс проект???
 
Кстати где мой 3д макс проект???
долго придется ждать... я вот до сих пор жду ОФИЦАЛЬНОГО (!!!) генеалогического древа Хачировых, электронных версий воспоминаний Бесса, и других учестников первого восхождения (кажется у него они есть в оригинале, даже). Теперь наверно будем ждать объяснения как какие то Хашировы смогли пройти в точь в точь (и главное на основание чего?) по следам нашего Хачирова....
и бось здесь трех лет будет мало...
 
Highlight
Алан, ким эсенгда, юйюнге хычинле жауарыкъ,
Чепкенигден бир зат да къалмагъанды, ассыры кёп "тели" тагъылгъандан... Къайры къачарыкъса энди уа?
Позади Эльбрус, отступать некуда!!!

Предлагаем провести нормальную встречу с ныне здравствующими потомками (всего лишь в пятом-шестом поколении) славных Хачирова и Соттаева
И воздать честь их предкам!
Ахкубек улуну (альпиниста-спасателя Лауреата премии Владимира Семеновича Высоцкого) сёзлерин эшитгенмисиз - Эльбрусоидде:
БИЗНИ ЫЗЛАРЫРЫБЫЗ БОЛСУНЛА ТАУЛАРЫБЫЗДА!!!
Амин Аллах!
 
Вроде у горы Эльбрус было и свое историческое название- Мингъи-Тау. как у Кисловодска-Нарсана!
 
Кулизар
как у Кисловодска-Нарсана!
Нарсана,Ю это не наше название. Хотя, есть определенные споры. Это адыгское название.
Вроде у горы Эльбрус было и свое историческое название- Мингъи-Тау
у горы множетсво названий. факт в том, что наименее известное это адыгское, как и наиболее молодое из них. Что есстетсвенно, КБ жили у это до и после прихода кабардинцев, последние же никогда не владели и занимали район Приэльбрусья.
 
Предлагаем провести нормальную встречу с ныне здравствующими потомками (всего лишь в пятом-шестом поколении) славных Хачирова и Соттаева
если не ошибаюсь на Эльбе было опубликованно открытое письмо потомков рода Хачир уллу.
 
БещщщТауЭль
z с тобой согласен, за нами решение вопроса, над разрулить этот вопрос, я тока за, давайте поможем, давайте возьмём и сделаем это! правд нужен лидер..
 
на скок я знаю не НАРСАНА а НАРТСАНА.. правда своей версии не хочу озвучивать по этому повду..
 
БИЗНИ ЫЗЛАРЫРЫБЫЗ БОЛСУНЛА ТАУЛАРЫБЫЗДА! - АМИН АЛЛАХ!!
 
Нарсана нет не адыгское название,тишуруй-ат..
Там в Кисловодске,где сейчас находится универмаг, было мусульманское кладбище и после депортации ... там кладбище сравняли с землей и поставили этот универмаг.. вот такая нам память ...
раз на то пошло...предки наши жили и там и тут..
 
1. Тот факт, что Килар Хачиров был карачаевцем, подтверждается сведениями из дневника генерала Эммануэля, где в отношении проводников он пишет:?Однородцы князя Мырзакула Урусбиева?, ?Попробуйте мыслить категориями сынов гор?. Однородцами балкарского князя Урусбиева и сыновьями гор являлись только карачаевцы или балкарцы. Назвать кабардинца ?однородцем? балкарца или карачаевца Эммануэль не мог.
2. А вот что писали другие участники экспедиции? ?Нет, не зря на него пал выбор старого Шаукала? (так называли участники экспедиции Ислама Крымшаухалова).
Надо полагать из данного эпизода также предельно ясно, что Килар Хачиров был рекомендован в проводники карачаевским князем Крымшамхаловым. Версия современных кабардинских ученых о том, что кабардинец Килар был жителем с. Вольный Аул (пригород современного г. Нальчик) не выдерживает критики, поскольку карачаевские князья Крымшаухаловы в с. Вольный Аул никогда не жили, и само это село тогда не существовало(!). Впрочем, и генерал Эммануэль не искал там проводников на Эльбрус по вышеуказанным причинам. Совершенно очевидно, что и сейчас в этом селе мы вряд ли отыщем опытного проводника, поскольку его жителям нет надобности за сотню километров от своего дома знать горные тропы Эльбруса.
3. Дневник экспедиции вел Купфер, он скрупулезно отмечал все мельчайшие подробности путешествия, в том числе и встречу с кабардинским князем Арсланбеком из рода Джамболата на р. Золке. При этом он не упоминает какого-либо проводника для экспедиции, рекомендованного Арсланбеком. 4. То, что проводники экспедиции Эммануэля были местными жителями-балкарцами и карачаевцами, хорошо знавшими горы, пишет академик Адольф Купфер, приводя слова Ислама Крымшамхалова, сказанные Эммануэлю: ?Эти пятеро знают горы, как ты, Мануил, свою собственную жену, пойдут с тобой, куда велишь?. (13, с,45). Подобное знание горных маршрутов возможно только в том случае, если проводники являются жителями селений у подошвы гор, и их образ жизни связан с горами.
5. Георгий-сын отважного кавалерийского генерала Эммануэля, был участником этой экспедиции, впоследствии он написал статью ?Покорение Карачая? где отметил: ?Первый покоритель Эльбруса Килар Хачиров был карачаевцем?. (М.О. Будаев, ?Первые покорители Эльбруса? г. Карачаевск, с. 103, 2004 г.)!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
6. Думаем, всем ясно, что лоцманов ищут в портах, а проводников в горы - в горах. Наверное, генерал Эммануэль знал эти обычные прописные истины и не искал проводника из числа жителей равнинной Кабарды, в 140- километрах от своего базового лагеря у подошвы Эльбруса. А для карачаевцев и балкарцев горы являлись органичной средой их обитания и хозяйствования. Надо согласиться с мнением академика М.Ч. Залиханова мастера спорта международного класса по альпинизму:?акклиматизированных на высоте местных жителей горная болезнь при восхождении не очень донимает?. 7. В российской этнографической литературе конца XIX века написано:?...из их среды(карачаевцев) вышел известный Киляр, который в 1829 году, во время экспедиции генерала Георгия Эммануэля с членами академии наук Эмилио Ленцом, Адольфом Купфером, Карлом Мейером и Эдуардом Менетрие, первый взошел на вершину Эльбруса?. Далее в приводимом источнике сказано:
?Вершина Эльбрус достигнута была всего только два раза: в первый раз карачаевцем Киляром в 1829 году, а второй раз, 31 июля 1869 года, обществом знаменитых английских альппроходцев?. Трудно поверить, что один из величайших топографов и покорителей гор Российской империи П.П. Семенов-Тянь-Шаньский при составлении указанной энциклопедии допустил вольность и необоснованно причислил кабардинца Килара Хачирова к карачаевцам.
8. В 1857 году в Лондоне был создан альпийский клуб, который долгое время озглавлял известный горовосходитель Дуглас Фрешфильд. В документах хранящихся в этом клубе отмечено, что проводником экспедиции Эммануэля был карачаевец Килар Хачиров из селения Карт-Джурт.
9. Современник Г.И. Радде - ученый и путешественник А.Новомарьинский, пишет, что Килар был уроженцем карачаевского аула Хурзук, откуда имеется кратчайший путь на Эльбрус.
10. Один из исследователей экспедиции Эммануэля Е.Д.Симонов, в своей книге ?Слово об Эльбрусе?, цитирует документ, из которого абсолютно ясно можно судить о националь ной принадлежности Килара:??Якши, корош? - подвел он итог своим наблюдениям. ?Тепло в ночь яман, плох. Холод, как сейчас, якши, корош день чистый, гора доброй? - заключил Килар?. (13, с.42).
Выдающийся балкарский археолог и историк Исмаил Мусаевич Мизиев сразу отметил тот факт, что фраза, сказанная Киларом, является известной карачаево-балкарской пословицей: ?Кече - буакъ. кюн чуакъ? - холод в ночь - ясно в день. Это под-тверждает и участник экспедиции - академик А.Купфер, который отметил в своем дневнике, что проводник-горец предугадал погоду. А слова ?якши? - хорошо, и ?яман?-плохо, как известно общетюркские и отсутствуют в лексике кабардинского языка. 11. В настоящее время карачаево-балкарскому народу известны все прямые потомки этих пятерых проводников. По воспоминаниям жителей Баксанского ущелья, в восхождении участвовало пять человек: Килар (Хыйса) Хачиров, Ахия Соттаев, Джачи Джаппуев, Алаудин Битуев и некий Байрамуков, имя, которого, к сожалению забыли. (Информатор - 100 летний житель пос. Терскол Кочкаров Тахир Хусеевич. Записано с его слов в 70-х годах Алчагировым Хамзатом, который сам много раз поднимался на вершину Эльбруса).
Что касается Байрамукова, и того факта, почему о нем мало сведений. В Баксанском ущелье из этого карачаевского рода проживала всего одна семья, которая 14 июля 1868 г. переселилась в Турцию. В ЦГА КБР сохранилось прошение вдовы князя Урусбиева о разрешении выехать в Стамбул.
В отличие от объективных документальных свидетельств XIX века и исследований, современных карачаево-балкарских историков И.М. Мизиева, А.И. Мусукаева, Н.М. Кагиевой, кабардинские историки пытаются утверждать, что Килар был кабардинцем из рода Хашировых который проживал в Вольном Ауле или в Старой Крепости. По этому поводу у них нет единого мнения, но есть упорство и огромное желание сделать из него кабардинца. Впрочем, удивляют и методы, которыми отстаивается эта позиция.
12. В книге участника экспедиции 1829 года Н.Б. Голицына ?Жизнеописание генерала от кавалерии Эммануэля?, изданной в 1851 году, сказано, что первым покорителем Эльбруса ?является карачаевец Хиляр Хачиров, житель аула Карт-Джурт?. 14. И.М. Мизиев приводит воспоминания Ахии, записанные с его слов ученым альпинистом Я.И. Флоро-вым: ?Становится очевидным, что в 1829 годах на вершине и седловине Эльбруса побывали Хилар Хачиров, Ахия Соттаев, Эмиль Ленд, казак Лысенков, Джачи Джаппуев, Алаудин Битуев?. Очень важные сведения сохранил внук Ахии Соттаева-Адильгерий Соттаев, фронтовик, известный в республике спортсмен.
По свидетельству его деда, близкого друга и родственника Килара, известно, что он действительно был родом из карачаевского аула Карт-Джурт. Эти сведения подтверждают наследники известного проводника Моллая Терболатова.
15. В 1970 году известный археолог и историк Исмаил Муссаевич Мизиев специально ездил в Грузию в Историко-этнографический музей г. Тбилиси, с целью изучить оригинал первой каменной плиты, вытесанной в честь восхождения Килара Хачирова на Эльбрус. С нее впоследствии(неизвестно кем и когда?) были отлиты мемориальные чугунные плиты. Арабский текст каменного оригинала (?!) составляет 16 строк и в нем написано -?Хилар эль Кабарти?, что в переводе с арабского означает ?Хилар из Кабарды?. В этой связи для современных исследователей есть один маленький, но очень серъёзный вопрос-кто составил и вытесал на каменной плите текст на арабском языке и графике в честь покорения ?Киларом из Кабарды? вершины Эльбруса?! Среди участников экспедиции Эммануэля никто не знал арабского языка и письма, да и зачем первое российское восхождение на высочайшую вершину Европы оформлять документом на ?не русском? языке? Если только не было намерений устанавливать эту стелу на Ближнем Востоке.
?Российское дворянство начала XIX века пользовалось французским языком, но никак не арабским. Надо учитывать, что и местные жители практически не знали этого языка. Хотелось бы знать имя того муллы, вероятно, из селения Атажукино, ?творческий? вклад которого создал подобный этнографический казус и ребус для своих потомков. Несомненно, у этого ?скрижаля? был конкретный политический заказчик, как и у ряда современных сторонников ложной версии.
На другой чугунной плите написано то же самое на кабардинском языке. Судя по содержанию текста на плитах, их, видимо, предполагалось установить на месте расположения лагеря экспедиции в урочище Ирахик-сырт, откуда было совершенно первое восхождение на Эльбрус. Но по неизвестным причинам они не были доставлены к подножию побежденной горы. Привезенные в Пятигорск, плиты 80 лет простояли у Грота Дианы. В 1909 году тяжелые мемориальные плиты были отправлены в город Тифлис в военно-исторический Кавказский музей. Взамен их в Пятигорске были отлиты копии местной мастерской ?Подкумок? (?К седоглавым вершинам Кавказа?, Ставрополь, 1962г, с.20).
Возникает вопрос, куда делась вторая плита? исходя из каких побуждений, отдали обе плиты, разве один экземпляр не удовлетворял потребности Тифлиского музея? Это притом, что городу Пятигорску так же нужна была эта памятная стела. Примечательно, что на новой плите уже написали не ?Килар из Кабарды?, а кабардинец Килар. Впрочем, все эти ухищрения не убедили царскую администрацию, как и альпинистов и этнографов всего мира, что Килар Хачиров мог быть кабардинцем. 16. Сохранились сведения об экипировке и снаряжении карачаево-балкарских проводников, зафиксированные в дневниках приезжих альпинистов.
Подготовленность карачаево-балкарских альпинистов отмечает в своих дневниках по восхождению известный скалолаз Н.В. Поггенполь. Совершенно ясно, что карачаевцы и балкарцы в тот период времени по техническому оснащению и знанию искусства горовосхождения намного опережали представителей зарубежных альпинистских клубов. В истории Приэльбрусья не было восхождений, в которых не участвовали местные жители.
17. Представители рода Хачировых, к которому принадлежал Килар, и сегодня проживают в Карачае в нескольких аулах - Хурзук, Верх. Мара и т.д. Стоит отме
 
Стоит отметить, что во всех российских документах его фамилия пишется в форме ?Хачиров? - так, как она и звучит в карачаево-балкарском языке, ?хач? - крест, ?ир?-мужчина. Это говорит о древности рода, поскольку, балкарцы и карачаевцы в средневековье исповедовали христианство. Можно предположить, что один из предков Хачировых имел отношение к христианскому духовенству. На кабардинском же языке эта фамилия этимологию не имеет, и почему то родословная фамилии Хашировых 1829 г. покрыта мраком.
18. По рассказам карачаевских аксакалов Киляр отличался авантюрным складом ума, об этом говорит его имя ?Хыйляр?, что в карачаево-балкарском языке имеет следующее значение - ?жуликоватый?, ?хитрец?, а его истинное имя было Хыйса. Из всех народов Северного Кавказа карачаевцы и балкарцы позже всех приняли ислам, поэтому доисламские традиции здесь сохранились достаточно полно. Ребенку при рождении давалось два имени - арабское и тюркское, но свои традиционные личные имена употреблялись чаще. К примеру, Ахия Соттаев в народе больше известен под именем Чабакчи.
19. 175-летие восхождения на Эльбрус было широко отмечено всем карачаевским народом, который помнит не только его имя, но и имя его отца - Муссы, а также и деда, которого звали Таубатыр - ?герой-горец? на карачаево-балкарском языке. К счастью, многие родственники Килара живы и сегодня в Карачае, и могут подтвердить это. То же самое подтверждается документами Английского альпийского клуба: в отчете экспедиции сказано ?Килар Хачиров, сын Муссы из Учкулана?. Отметим, что в версии кабардинского происхождения Килара его отчество никогда не упоминалось, вероятно, в силу незнания; впрочем, имена Килар и Таубатыр в ономастике кабардинского народа так же отсутствуют. Важно особо отметить при этом, что на Кавказе представитель каждого рода обязан знать своих предков до девятого колена. Но каким образом, ?амнезия? охватила в Кабарде историков и ?родственников? Килара, остается загадкой, как и то, когда и кем он был ?паспортизирован? в кабардинца, став ?заимствованным? предметом гордости и пропаганды.
Страницы: 1 2 След.
Читают тему (гостей: 1)

 

Написать нам