- Огъурлуну сёзю – суу, огъурсузну сёзю – уу.
- Тойгъан джерден туугъан джер игиди.
- Мен да «сен», дейме, сен да «кесим», дейсе.
- Ач отунчуну ачыуу – бурнунда.
- Бетинги сатма, малынгы сат.
- Къолунгдан къуймакъ ашатсанг да, атаны борчундан къутулмазса.
- Ач келгенни – тойдур, кеч келгенни – къондур.
- Джыгъылгъанны сырты джерден тоймаз.
- Бети къызарыучу адамны, джюреги харам болмаз.
- Билген билмегенни юретген адетди.
- Алим болгъандан эсе, адам болгъан къыйынды.
- Ашын ашагъанынгы, башын да сыйла.
- Бети бедерден, намыс сакълама.
- Борчунг бар эсе, хурджунунга ойлаб узал.
- Шекер бла туз – бир болмаз, ушамагъан – юй болмаз.
- Эм уллу байлыкъ – джан саулукъ.
- Эркишиге тары кебек танг кёрюнюр.
- Суугъа – таянма, джаугъа – ийнанма.
- Билгенни къолу къарны джандырыр.
- Аджашхан тёгерек айланыр.
- Бал – татлы, балдан да бала – татлы.
- Джангыз торгъай джырламаз.
- Бермеген къол, алмайды.
- Тил бла келеди джыр да.
- Иши джокъну, сыйы джокъ.
- Аманны къуугъан, аманлыкъ табар.
- Хаухну атма, ёнгкючню сатма.
- Ичимден чыкъды хата, къайры барайым сата?
- Джуртун къоругъан озар.
- Чыбыкълыкъда бюгюлмеген, къазыкълыкъда бюгюлмей эди.
- Уллу къазанда бишген эт, чий къалмаз.
- Ёксюзню тилеги къабыл болур.
- Аз сёлеш, кёб ишле.
- Кёб къычыргъандан – къоркъма, тынч олтургъандан – къоркъ.
- Насыблы элин сюер, насыбсыз кесин сюер.
- Къызын тута билмеген, тул этер, джашын тута билмеген, къул этер.
- Намыс болмагъан джерде, насыб болмаз.
- Эртде тургъан джылкъычыны эркек аты тай табар.
- Тойгъан антын унутур.
- Чакъырылгъанны аты, чакъырылмагъанны багъасы болур.
- Къазанны башы ачыкъ болса, итге уят керекди.
- Махтаннган къыз, тойда джукълар.
- Башы ишлегенни, ауузу да ишлер.
- Эл тойса, тоймагъан, эл къойса, къоймагъан.
- Тюзлюк шохлукъну бегитир.
- Эринчекге кюн узун.
- Гыдай эчки суугъа къараб, мюйюзле кёрмесе, джашма алкъын, дегенди.
- Джангызны оту джарыкъ джанмаз!
- Ач, тоймам, дейди, тойгъан, ач болмам, дейди.
- Кютгени беш эчки, сызгъыргъаны уа, джерни джарады.
Творческое наследие Исмаила Семенова и современность!
18.11.2011 18:14:13
На фото либо уже совсем взрослые, либо пожилые лица в основном...))А где молодежь!?)))
Девушка Гор Ждем подробностей и видеоматериалов. +1))такова уж участь журналистов))) |
|
|
|
19.11.2011 05:30:21
sama
Студенты были и их было много!))) |
|
|
|
19.11.2011 16:02:30
Девушка Гор Очень интересная статья!
|
|
|
|
19.11.2011 17:34:13
Эх когда у нас появится единый и могучий литературный язык
|
|
|
|
19.11.2011 17:39:27
къара, Текметке кеб къараб турма!)))
Керти алай))) |
|
|
|
19.11.2011 17:41:40
Totur_Ram
Текметке кеб къараб турма!))) не флуди |
|
|
|
19.11.2011 21:17:44
Девушка Гор
Спасибо, что открываешь нам нашего великого Певца! Ждем продолжения... |
|
|
|
23.11.2011 00:48:24
Жизнь и смерть моя ? Людям в назиданье - много ли нас,которые понимают эти слова???
|
|
|
|
23.11.2011 00:49:01
Девушка Гор, какая ты молодец!!!
|
|
|
|
09.08.2012 21:01:00
Кази-Магомед ТОТУРКУЛОВ Народный писатель КЧР, член Союза писателей и Союза журналистов РФ,кандидат филологических наук.Если духовные богатства, что творческая личность привносит, становятся неотъемлемым достоянием народа, имя и образ человека, их создавшего, навечно откладываются в исторической памяти, благотворно воздействуя на нацио-нальный разум и менталитет, совершенствуя жизненный опыт и вкус.Личность, судьба и творческая деятельность знаменитого народного поэта Карачая Исмаила Семенова еще при его жизни были как бы окутаны ореолом таинственности, то обретая легендарные черты, высшее признание и достоинство, то под натиском недругов рисуясь приземленным, деформируясь в еле различимый силуэт немощного, согбенного старца, пред которым закрыты все двери.Иначе и не могло быть, так как он достиг таких высот в творческом осознании мира и таких небывалых, головокружительных успехов в реальной жизни, которые, как говорится, возможны один раз в тысячу лет; и за которые ему, никем и ничем не защищенному, более полувека пришлось нести крест изгоя, выносить безжалостные удары, хулу и клевету недоброжелателей, завистников, бюрократов. [/JUSTIFY] [JUSTIFY]«Становление и развитие карачаевской литературы, достаточно полно и глубоко изученное карачаевскими литературоведами, не может быть осмыслено и понято во всей своей полноте без определения роли и места творчества Исмаила Семенова в национальном культурном и литературном пространстве», - справедливо подчеркивает в своей книге «Художественный мир Исмаила Семенова» доктор филологических наук Зухра Караева1. И далее: «Полувековое забвение и, как следствие, полная неисследованность поэзии И. Семенова нанесли невосполнимый урон карачаевской литературе и культуре в целом, лишив ее на долгие годы нравственного камертона и высокого творческого ориентира, прервав преемственную связь в развитии национальной духовности»;Исторически сформировавшийся мировоззренческий и морально-нравственный облик карачаевцев, то, что ныне определяют как национально-этническую ментальность, был основой личности Джырчы Исмаила, целостности его характера, могучего душевного здоровья и внутренней гармонии, независимого взгляда на мир, устремленности к познанию, самоотверженному труду. Он стал поэтом так же естественно, как наследовал вековечную культуру своих соплеменников, их представления об общечеловеческих ценностях, их знание мира. Это определило творческую индивидуальность, его философско-эстетические искания, гуманистическую сущность поэзии. По мере сделанного и силе творческого духа, и поэтической судьбе, Исмаил Семенов, безусловно, достоин пьедестала мировых светил ХХ века. Судьба народного поэта, всю жизнь, до последнего часа, подвергавшегося разнузданной дискриминации, гонениям, сродни судьбам большинства таких же, как он, великих рыцарей духа, лучших представителей человечества, вобравших в себя мировую скорбь и мировое торжество жизни, давших нам ощутить их пределы и беспредельность, посредством своих произведений, предлагающих возможность сделать человеческий выбор.Это творчество – вне пространства, вне времени, оно глубоко национальное и вне национальных границ. Время – высший земной судия – возвращает все на круги своя. Как и до сих пор в истории, прах и тлен остаются от некогда всесильных державных и удельных временщиков – властителей. Творчество же Исмаила Семенова, более полувека находившееся под официальным запретом является читателю в своей первозданной чистоте и свежести. Возвращается национальной литературе то, что было преступно от нее отторгнуто.«Теснимый и гонимый», он прожил долгую жизнь, почти век, создал произведения, несомненно, являющиеся поэтическим пульсом времени. Читаешь его и, действительно, такое впечатление, что нет в мире, в природе явления, значительного события, о котором бы он не написал, до чего бы ни дошла его мысль.Звезда поэта взошла в конце 20-х – начале 30-х годов, засверкала, засияла, осветив собою не только небо горячо любимого родного Карачая, но весь Северный Кавказ.Сейчас важно всем нам осознать, что это творчество, являющееся высокохудожественным отражением многовековой национальной культуры, общечеловеческой общности, единства мира – у нас есть и что это великое благо. Известно, что существование любого общества немыслимо без его полноценной духовной эволюции. Презревающие, игнорирующие жизнь собственной души, неизбежно деградируют, самоуничижаются, самообрекаются.Если большая часть лучшего, что у нас есть, ограничено в правах, вернее даже сказать, некогда отторгнутое, и теперь, уже по причине нашей беззаботности, инертности, глухой стены равнодушия, воздвигнутой временем и отдельными чиновниками, остается полуизвестным, полуопубликованным, полулегальным, полупризнанным, недораскрытым, недочитанным, недопонятым, недооцененным, недоступным в истинном своем объеме людям, а как следствие, безусловно недооказавшим на них своего благотворного влияния – несложно представить национальную культурную ситуацию. Речь идет о великом достоянии карачаевского народа, выведенном за пределы его духовной жизни: десятках тысяч вобравших его мудрость, высокий художественный опыт стихотворных строках, 120 песнях и мелодиях, изумительных поэмах, огромном количестве крылатых выражений, посвящений, плачей, афоризмов, зикиров – чудо жизни восхваляющих, радость и счастье утверждающих, человечность, укрепляющих, национальное достоинство поднимающих – многие из которых беспризорно ходят и под другими редакциями, и под другим «авторством»… Возвращение их целиком в истинном облике в лоно родной культуры – наиболее актуальная на сегодня, универсальная проблема карачаевской литературы, науки, искусства, решение которой станет несомненным вкладом в дело дальнейшего сохранения духовного здоровья и благополучия народа, ступенью всеохватного, поступательного национального возрождения. Жизнь каждого человека, а тем более народа – бесценный божий дар, с которым ничто не может сравниться, и естественно, особенно на крутых изломах истории, всем вместе и в отдельности заботиться об ее сохранении, улучшении, развитии. Точно как и формирующаяся в течение тысячелетий национальная культура, оберечь которую всегда равнозначно неутере, отстоянию национального достоинства, как всего того, что собственно означает последнее, представляет суть человеческие обретения на путях цивилизации.Нет сомнения, что самую верную оценку своей жизни и судьбе дал сам Джырчы Исмаил. И вообще, конечно, все дело именно в том, что до сих пор не была прочитана, как должно, его неповторимая поэзия. И народом, потому что была утаена от него, и специалистами. Появившиеся в последние годы научные исследования уже многое расставили по своим местам. Разумеется, это только начало большой работы, но она идет и нужно отметить, что вряд ли национальному литературоведению когда-нибудь приходилось выполнять более благородную и благодарную миссию. Двадцать два года работал Джырчы Исмаил над выдающейся своей поэмой «Акътамакъ», состоящей из пяти тысяч поэтических строк. Это то, что на сегодняшний день собрано и опубликовано. По свидетельству Азрета Семенова, поэма еще больше, в нее входит около семи тысяч строк, что составит более полутора тысяч строф. Известно такое высказывание о своей поэзии Исмаила Семенова: «Моя поэтическая тетрадь – большая. Способна покрыть всю землю, моря и океаны, все небо. Я записываю свои стихи на них, а не на бумаге»«Акътамакъ» - не просто трепетный, влекущий, захватывающий читателя диалог с возлюбленной, а достойный самого удивительного, красивого, челове-ческого чувства величавый гимн счастью любви. Как же звучит этот гимн? Безусловно, пересказать поэзию невозможно, ее надо видеть, слышать, чувствовать. Ею надо дышать, как это делал Джырчы Исмаил. В мировой поэзии о любви чего только не сказано, она воспета всеми великими и невеликими, это чувство тысячами лет освещает и освящает жизнь людей. Любовь, как путеводная звезда человечества, оберегающая его от хлада мира. Исмаил по-своему, как никто другой, сумел возвеличить в поэзии это чувство, раскрыть его новые, неведомые грани, открыть миру Карачай, а Карачаю открыть мир. Сегодня, более чем через 70 лет после первой публикации «Акътамакъ», несомненно, что это цельный, вневременной, бесстрастный к часто менявшейся политической и общественной конъюнктуре художественный мир, такой же свежий, нарядный, чудодейственный, как и в пору своего рождения. Данте увековечил свою Беатриче, Шекспир подарил миру Джульетту, Есенин воспел «несказанную нежность» и красоту славянки. Лучшие образцы национальных произведений всех народов сотканы из прекрасных женских образов. Этот ряд великих творений и имен не может быть полным без поэмы «Акътамакъ» Исмаила Семенова. Народный поэт Карачая, безусловно, из той же когорты великих, из тех, чья жизнь и творчество – потрясающие поэтические открытия, озаренные, напоенные любовью. Жизнь для великого карачаевского поэта была поэзией, поэзия была жизнью.Сегодня с полным основанием мы можем констатировать следующее. Наверное, в Карачае не было другого человека, который по своей славе – настоящей, заслуженной, неувядаемой, ставшей частью народного сознания, всегда благотворно влиявшей на него – мог сравниться с Джырчы Исмаилом. И это несмотря на усиленные, чрезвычайные попытки науськиваемых партаппаратом, плодившихся, как грибы после дождя, недругов изъять, уничтожить ее. Очевидцы говорят, что в конце 20-х – начале 30-х годов без Исмаила Семенова не обходилось в области ни одно крупное торжественное мероприятие, он исполнял свои песни на концертах и собраниях, на полевых станах и разного рода олимпиадах, в том числе всесоюзных, проходивших в Москве, Ростове и т. п., где участвовали такие выдающиеся популярные полпреды народов, как Джамбул Джабаев, Сулейман Стальский, и неизменно с этих смотров-конкурсов народных талантов возвращался с победой.Многие читали опубликованную в 1988 году в карачаевской газете статью писателя и литературоведа Назифы Кагиевой о том, что на проходившем в 1936 году в Ереване Всесоюзном фестивале народных талантов Джырчы Исмаил занял первое место4.Рассказывают и о таком случае. Собирается очередной съезд Союза писателей СССР в Москве. В Колонном зале объявляют прибытие делегаций из различных регионов, которые рассаживаются по заранее отведенным для них местам. И вот, после приветственных аплодисментов писателям следующей, союзной республики, слышится: «Народный поэт Карачая Исмаил Семенов».Аплодируя, встает председательствующий Александр Фадеев, за ним - его почетное окружение, все сидящие в зале многочисленные делегаты и под их рукоплескания Джырчы Исмаила препровождают на его место в президиуме5.В полной мере использовавшая огромный талант Исмаила Семенова, власть вначале всячески поощряла его. В те годы он был принят в Союз писателей СССР, получил звание Народного поэта Карачая, за подвижнический труд, выдающуюся литературную деятельность Советское правительство наградило Джырчы орденом Трудового Красного Знамени, для него был отстроен дом на родине. Знаменитые поэты и переводчики А. Фадеев, С. Родов, Г. Орловский, В. Звягинцева, В Торопецкий, Э. Капиев и другие переводили его произведения на русский язык. Подборки стихов опубликовали журналы «Огонек», «Дружба народов» и другие центральные издания. Вышли из печати книги «Песни» (1937), «Песни и частушки» (1937), «Песни и стихи» (1939), «Стихи и песни» (1940), а также его произведения включались в выходящие по всей стране коллективные сборники и антологии.В 1943 году вместе со всем народом Исмаил Семенов пережил трагедию депортации, которую с самого начала (Стихотворение «В день переселения») до конца («Стихотворение «Возвратимся») запечатлел с величайшей поэтической силой. Это поэзия протеста, которой автор, как говорится, не на жизнь, а на смерть воевал против обрушившегося на народ зла, днем и ночью его мысли были о победе справедливости, о восстановлении честного имени и достоинства репрессированных соплеменников. Открыто, безоговорочно, с всепроникающей, огромной художественной силой обвиняет он кровавый сталинский режим в преступлении против народа, против человечности. В этих стихах Джырчы Исмаил предал анафеме монстра — пожирающую всех и вся чудовищную тоталитарную систему.Стихи Исмаила Семенова — это новое слово обо всей многогранной многоликой, счастливой и многотрудной людской жизни, выраженное высокохудожественно, лишь ему присущим слогом, красиво, непохоже на других — небывалая поэзия — отражение его могучей души. Это также — о годах ссылки — поэзия протеста, моральной поддержки угнетенных, надежды, веры в торжество справедливости, духовной реабилитации, жизнеутверждения и возрождения, так как в них явственно прослеживаются, превалируют мотивы борьбы за сохранение народа, его жизненных ресурсов, духовно-нравственного здоровья. Начиная с 1957 года, воодушевленный обретением родной земли, поэт создал цикл глубоко человечных, глубоко художественных произведений, может быть, беспрецедентную в мировой практике поэзию неподвластной разуму, удивительной, полурадостной-полупечальной — со слезами на глазах — (это его образ, который через некоторое время в известной песне «День победы» создал и другой поэт) — трогательной, долгожданной встречи народа-изгнанника со своей неотъемлемой, необходимой, как сама жизнь, колыбелью.Но «всесильные» ему быстро показали, что для энтузиазма оснований нет. Дискриминация народа, обвинения против него, подавление его национальной самобытности и достоинства продолжались в новых формах. В эти годы для Исмаила Семенова были созданы особо тяжелые условия морального дискомфорта и гнета, он находился под постоянным давлением недругов, опекой спецорганов, вновь подвергался допросам. Не было конца злословию, наветам на него. Под запретом оказалось, преследовалось и все его творчество. Пользуясь последним, созданное им стали открыто, на его же глазах разворовывать.Когда уже широко известную его песню «Минги Тау» в первый раз по областному радио передали под чужим именем, возмущенный старый Джырчы смог приехать и потребовать объяснений, опровержения. Как свидетельствуют очевидцы, для «разборки» ситуации была создана специальная комиссия, с участием представителей парторганов, которые, видимо, тут же не преминули напомнить автору, что он и его творчество вне закона. Так что на поставленный перед ним вопрос: «Утверждает ли, настаивает ли Джырчы Исмаил, что песня «Эльбрус» принадлежит ему, он ответил: «Я не говорю да, не говорю и нет. Не отказываюсь от песни, и не настаиваю, что она моя»… Одному из близких людей, потом, о причинах такого ответа, Джырчы сказал: «Песню тут же бы запретили, не прекрати я утверждать, что она — моя. Я ее создал для народа. Пусть поет, пользуется на здоровье. Когда нужно, он всегда разберется: чья она. Главное, чтоб песня была жива, звучала…»Известно, что эту его песню впоследствии пытались присвоить многие другие, и очень известные, популярные в стране композиторы, о некоторых из них литературовед Назифа Кагиева подробно говорила в посвященной жизни и творчеству Исмаила Семенова первой телевизионной передаче ГТРК «Карачаево-Черкесия» 19 апреля 2000 года. У нас, в Карачае, до последнего времени песня «Эльбрус» звучала, и вошла в уже изданные антологии и учебники как народная.О корыстолюбцах, плагиаторах, мародерах, в течение долгого времени гревших руки на неповторимом наследии Джырчы Исмаила, растаскивавших его как по целым произведениям, так и отдельным строкам, образам, словосочетаниям, подробно, называя имена и «заслуги», написал Азрет Семенов в своей оригинальной поэме «Ахыратха письмо» («Письмо на тот свет»), созданном им как ответ на отцовское стихотворение-завещание «Сыну»7. Мы же теперь, через время, можем констатировать, что вопиющее попрание авторского достоинства гения — дикое мародерство, через время все равно обернулось, как говорят врачи, «положительной динамикой» (у аморального, безнравственного деяния, воровской медали оказалась и такая сторона): в отзвуках и фрагментах сохранилось колоссальное влияние на весь литературный процесс творчества Джырчы, то, что подсуетились «известные поэты» и «музыканты» даже посредством грабежа подняться на недосягаемый уровень художественных достоинств произведений Исмаила, то есть незаконное, но использование его нетленных образов, метафор, эпитетов, мотивов объективно отражалось на всем окружении, вело культуру вперед. И здесь подтвердилось, что все исмаиловское — его деятельность поэта и музыканта — это всегда хорошо, в любых обстоятельствах во благо людей.Готовность людская изыскать соринку в чужом глазу и, попутно стараясь превратить его в дерево, изобличать, обвинять, приговаривать, пытаться морально растрепать, казнить себе подобного, поистине достойная лучшей участи, поразительна. Горько, неутешительно это сознавать. Так как именно подобным отношением была большей частью окружена, обложена жизнь великого Джырчы в его последние годы и ничто уже исправить невозможно.;Нет, не смогли враги положить его на лопатки, в неравной изнурительной борьбе не стал он побежденным, до последнего часа сохранив свою веру в доброе и вечное и, поистине сыновнюю преданность и любовь к родному народу, устремленность к светлым идеалам человечества, свое стремление принести ему как можно больше пользы. Ничто не смогло заставить его почувствовать себя никчемным, несчастным. Великий духом, великий в делах, он уберег, не разрушил свой светлый мир, свой цельный характер ничем, и, безусловно, эта вот его неистребимая жизненная сила, то, что он и его творчество выше всех злодейских происков, тлетворных влияний – охранит его имя и наследие в будущем, оставаясь для потомков светочем, маяком вселенской любви и добра, торжества духа, человеческого величия.;Вполне логично считать, что Исмаил был одним из первых диссидентов в стране, в полной мере испытавшим на себе всю тяжесть тоталитарной государственной машины, политического преследования. И было б справедливо, если это бы признали на международном уровне. Потому что Исмаил Семенов – гражданин страны и мира, его поэзия, полно раскрывающая вековечные духовные ценности Карачая – общечеловеческое достояние.Прошел почти век со дня написания многих произведений Исмаила Семенова, а мы еще только открываем их притягательную силу, их значение – это и есть то, что называется жизнью классики во времени, это и есть свидетельство, что настоящая культурная ценность непреходяща. Исмаил Семенов двинул вперед всю культуру народа. Именно в его творчестве карачаевский литературный язык нашел свое сегодняшнее воплощение, своими песнями, великой поэзией, прекрасной музыкой, провидческими афоризмами, беззаветной работой души Джырчы Исмаил изменил национальное сознание, сразу выведя его на уровень мировых культурных достижений. Так что мы можем говорить и о поэзии самой высокой пробы, и о гениальной бессмертной музыке (которую, мингитауовскую например, давно воспринимают почти как национальный гимн у самых разных народов по обе стороны Кавказского хребта), и великом исполнительском мастерстве, и о бесконечном развитии мирочувствования.Соответственно мы и должны воспринимать его образ, его творчество. Соответственно и должны относиться.Нынешние юбилейные мероприятия дают надежду, что многие вредоносные суждения и заблуждения части творческой интеллигенции и некоторых специалистов литературы, в частности, инертно продолжающих относить Джырчы Исмаила к «категории фольклорных старцев», - чье время, если и было некогда в силе, то давно и безвозвратно прошло, - будут преодолены. Все смогут увидеть, что творчество Исмаила Семенова - это совершенно новый уровень художественности, качество настоящей литературы, высокой поэзии, как любое гениальное явление надолго превзошедшее свое окружение.Художественный дар Исмаила, если и можно сопоставить, то с такими величинами как А. С. Пушкин, С. Есенин, чьи звезды зажглись для всех времен и народов.
Предложения Создать комиссию по наследию Джырчы Исмаила, главной задачей которой станет восстановление его уникальной поэзии в полном объеме. Этой же комиссии позаботиться о том, чтобы сделать произведения Семенова доступными для иноязычного читателя, то есть инициировать переводы на другие языки, проследить, чтобы это было сделано ответственно, на должном уровне. Данной комиссии же готовить к изданию Полное собрание сочинений Джырчы.
2. Провести мероприятия по увековечению памяти Джырчы Исмаила в ауле Учкулан, где он родился и вырос, стал Народным поэтом, в ауле Красный Октябрь Зеленчукского района, где долгое время проживал после возвращения из Средней Азии, селе Джингирик и селе Терезе, в которых провел последние годы жизни.В столице республики г. Черкесске установить памятник Исмаилу Семенову. Также в г. Черкесске создать музей поэта.
3. Так как вся жизнь и дела Исмаила Семенова, его бессмертная поэзия были от народа и для народа, каждое его слово благотворно, зовет человека ввысь, в рост, к прогрессу, к непреходящей духовности, учит в любых ситуациях оставаться человеком – учредить и присвоить республиканской премии за выдающиеся достижения в области науки и культуры, литературы и искусства, общественную и иную, во благо мира и процветания жизни, благополучия людей деятельность – имя Исмаила Семенова.
Изменено:
Говорят, физически человек обновляется каждые семь лет. А духовно не обновляется ли человек еще чаще? Сколько человек умирает в одном человеке, прежде чем сам он умрет?
|
||||
|
|
|||
Читают тему (гостей: 1)